ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.07 Экономика отрасли»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОП.07 Экономика отрасли является обязательной
частью общепрофессионального цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО
по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
03, ОК 07, ОК 08.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 03
ОК 07
определять актуальность
нормативно-правовой
документации в
профессиональной
деятельности;
содержание актуальной нормативноправовой документации;
применять современную
научную профессиональную
терминологию;
современная научная и
профессиональная терминология;
соблюдать нормы
экологической безопасности;
правила экологической безопасности
при ведении профессиональной
деятельности;
определять направления
ресурсосбережения в рамках
профессиональной
деятельности по
специальности, осуществлять
работу с соблюдением
принципов бережливого
производства;
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности;
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом знаний
об изменении климатических
условий региона
пути обеспечения
ресурсосбережения;
основные направления изменения
климатических условий региона
ОК 08
применять рациональные
приемы двигательных
функций в профессиональной
деятельности;
основы здорового образа жизни;
пользоваться средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными для данной
специальности
условия профессиональной
деятельности и зоны риска
физического здоровья для
специальности;
средства профилактики
перенапряжения
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
курсовая работа
самостоятельные работы
Промежуточная аттестация – зачет
Объем часов
96
72
40
30
24
2
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Раздел 1. Основы функционирования экономики и отрасли
Тема 1.1. Роль строиСодержание учебного материала
тельного комплекса и его 1
Введение в дисциплину. Сущность и главные вопросы экономики. Общезначение в национальной
ственное производство и его основные стадии. Факторы современного проэкономике
изводства и производственные возможности общества.
Практические занятия
Экономические отношения в обществе.
Тема 1.2. Рынок и рыноч- Содержание учебного материала
ная экономика.
1
Понятие, функции, виды, структура и инфраструктура рынков. Модели современного рынка.
2
Законы спроса и предложения товаров. Эластичность спроса.
Объ
ем
часов
Уро
вень
осво
ения
2
1
4
3
2
1
2
2
Тема 1.3. Субъекты и виды предпринимательской
деятельности.
Тема 1.4. Организация
как основное звено экономики отрасли.
Тема 1.5. Организационно-правовые формы организации.
Самостоятельная работа
Практические занятия
Инфраструктура рынков. Модели современного рынка.
Законы спроса и предложения товаров. Эластичность спроса.
Содержание учебного материала
1
Понятие и виды предпринимательской деятельности.
2
Субъекты предпринимательской деятельности, их цели, задачи и функции.
Содержание учебного материала
1
Отрасль в системе рыночной экономики. Особенности строительной отрасли.
Практическое занятие:
Понятие и классификация организаций. Малое предпринимательство, его особенности. Особенности строительной отрасли.
Содержание учебного материала
1
Коммерческие и некоммерческие организации, их виды и формы собственности. Микро, малые, средние и крупные организации.
2
Хозяйственные товарищества и общества: понятие, виды, особенности ор-
24
4
2
2
1
2
2
1
2
2
1
2
2
ганизации деятельности и формирования первоначального капитала, ответственность учредителей.
Раздел 2. Менеджмент и маркетинг в деятельности организации.
Тема 2.1. Основные составляющие менеджмента.
Тема 2.2. Цикл менеджмента.
Тема 2.3. Методология и
технология современного
менеджмента.
Тема 2.4.Основы маркетинга.
Содержание учебного материала
1
Теоретические основы менеджмента: предмет изучения, закономерности и
принципы, виды. Основные функции менеджера. История развития теории
менеджмента и современные тенденции его развития. Правила эффективного менеджмента.
Практические занятия
Определение направления менеджмента. Менеджер как профессионал по организации и управлению производственными и коммерческими процессами. Психология менеджмента. Важнейшие качества менеджера
Содержание учебного материала
1
Понятие цикла менеджмента. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Объекты и организационные структуры менеджмента.
Содержание учебного материала
1
Методология менеджмента и используемые методы. Технология современного менеджмента.
2
Национальные особенности менеджмента.
Практические занятия:
Технология современного менеджмента.
Составление и заключение договора подряда в строительстве.
Содержание учебного материала
1
Понятие, виды, объекты и функции маркетинга. Значение маркетинга для
успешного развития организации.
Маркетинговые исследования рынка, особенности маркетинга строительной продукции, особенности маркетингового исследования строительного
рынка.
Практическое занятие: Значение маркетинга для успешного развития организации. Маркетинговые исследования рынка, особенности маркетинга строительной продукции, особенности маркетингового исследования строительного
рынка.
2
2
10
2
2
4
2
4
4
4
2
4
6
2
Тема 2.5. Стратегия и
тактика маркетинга в
строительстве.
Содержание учебного материала
1
Понятие, виды и критерии эффективности маркетинговых стратегий. Сегментация рынка строительной продукции. Позиционирование строительной продукции на рынке
4
Зачет
2
Итого
96
2
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Экономика организации». Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, звуковыми
устройствами и выходом в Интернет;
- мультимедиапроектор;
- калькуляторы;
- набор презентаций (фильмов, слайдов) по темам учебной дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1.
Основы экономики : учебное пособие для СПО / Р. А. Галиахметов, Н. Г. Соколова, Э. Н. Тихонова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Соколовой.
— Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 373 с. —
ISBN 978-5-4488-0911-8, 978-5-44970757-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/99374.html (дата обращения: 18.04.2021). — Режим
доступа:
для
авторизир.
пользователей.
DOI:
https://doi.org/10.23682/99374
2.
Якушкин, Е. А. Основы экономики : учебное пособие / Е. А.
Якушкин, Т. В. Якушкина ; под редакцией Е. А. Якушкина. — 3-е изд. —
Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО),
2020. — 248 c. — ISBN 978-985-503-924-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/94302.html (дата обращения: 18.04.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Дополнительная литература
1.
Микроэкономика. Экономика предприятия (организации) : учебное пособие для
СПО / Е. А. Аникина, Л. М. Борисова, С. А. Дукарт [и др.] ; под редакцией Л.
И. Иванкиной. — Саратов : Профобразование, 2021. — 428 c. — ISBN 978-54488-0917-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс
IPR SMART :
[сайт]. —
URL:
https://www.iprbookshop.ru/99933.html (дата обращения: 12.04.2021). — Режим
доступа:
для
авторизир.
пользователей.
DOI:
https://doi.org/10.23682/99933
2.
Сафонова, Л. А. Экономика предприятия : учебное пособие для
СПО / Л. А. Сафонова, Т. М. Левченко. — Саратов : Профобразование, 2021.
12
— 189 c. — ISBN 978-5-44881211-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный
ресурс
IPR
SMART
:
[сайт].
—
URL:
https://www.iprbookshop.ru/106644.html (дата обращения: 12.04.2021). — Режим
доступа:
для
авторизир.
пользователей.
DOI:
https://doi.org/10.23682/106644
Интернет ресурсы:
1.
http://www.kccs.ru - сайт журнала «Ценообразование и сметное
нормирование в строительстве»
2.
http://ecsocman.edu.ru- Экономика, Социология, Менеджмент федеральный образовательный портал.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, деловых игр,
тестирования, зачета, экзамена, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий.
Предметные результаты обучения
-рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- оформлять основные документы по регистрации малых предприятий;
- составлять и заключать договоры подряда;
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Наблюдение и экспертная
оценка результатов деятельности обучающегося
при выполнении и защите
практических работ, вы- использовать информацию о рынке, определять товарную номенклатуру, товародвижение и полнении самостоятельной
работы, во время зачета,
сбыт;
экзамена.
- в соответствии с изменениями влияния внешней и внутренней среды определять направление менеджмента.
- состав трудовых и финансовых ресурсов организации;
- основные фонды и оборотные средства строительной организации, показатели их использования;
- основные технико-экономические показатели
Наблюдение и экспертная
хозяйственно-финансовой деятельности органи- оценка результатов деязации;
тельности обучающегося
- механизмы ценообразования на строительную при проведении комбинипродукцию, формы оплаты труда;
рованных уроков, выпол- методику разработки бизнес-плана;
нении и защите практических работ, контроле вы- содержание основных составляющих общего
полнения самостоятельной
менеджмента;
- методологию и технологию современного ме- работы, на зачете, во время
экзамена.
неджмента;
- характер и тенденции развития современного
менеджмента;
- требования, предъявляемые к современному
менеджеру;
- стратегию и тактику маркетинга.
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной системе оценивания для всех
установлены общедидактические критерии.
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие
знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники
знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации
результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется
учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от
необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая
страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших
на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют
сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью.
Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подго-
товленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Контроль уровня достижения обучающихся
Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный,
тематический, итоговый).
Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций,
которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.
- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического
процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.
- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения
имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом.