ОП.13 Охрана труда 2025

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.13 ОХРАНА ТРУДА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная
дисциплина
«Охрана
труда»
является
обязательной
частью
общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-07, 09, 10.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,
Умения
Знания
ОК
ПК 1.1-1.4 -выявлять опасные и вредные
-системы управления охраной труда
ПК 2.1-2.8 производственные факторы и
в организации;
ПК 3.1-3.7 соответствующие им риски, связанные с -законы и иные нормативные
ПК 4.1-4.6 прошлыми, настоящими или
правовые акты, содержащие
ПК 5.1-5.6 планируемыми видами
государственные нормативные
ПК 6.1-6.4 профессиональной деятельности;
требования охраны труда,
ОК 01
-использовать средства коллективной и распространяющиеся на
ОК 02
индивидуальной защиты в соответствии деятельность организации;
ОК 03
с характером выполняемой
-обязанности работников в области
ОК 04
профессиональной деятельности;
охраны труда;
ОК 05
-участвовать
в
аттестации
рабочих
мест
-фактические или потенциальные
ОК 06
по условиям труда, в т. ч. оценивать
последствия собственной
ОК 07
условия труда и уровень
деятельности (или бездействия) и их
травмобезопасности;
влияние на уровень безопасности
-проводить вводный инструктаж
труда;
подчиненных работников (персонала),
-возможные последствия
инструктировать их по вопросам техники несоблюдения технологических
безопасности на рабочем месте с учетом процессов и производственных
специфики выполняемых работ;
инструкций подчиненными
-разъяснять подчиненным работникам
работниками (персоналом);
(персоналу) содержание установленных -порядок и периодичность
требований охраны труда;
инструктирования подчиненных
-вырабатывать и контролировать навыки, работников (персонала);
необходимые для достижения
-порядок хранения и использования
требуемого уровня безопасности труда; средств коллективной и
ести документацию установленного
индивидуальной защиты
образца по
охране труда, соблюдать сроки ее
заполнения и условия хранения

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем в часах
Вид учебной работы
Объем образовательной программы

39

В т.ч. в форме практической подготовки
в том числе:
теоретическое обучение

15

практические занятия

14

Самостоятельная работа

8

Промежуточная аттестация - зачет

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и Содержание учебного материала и формы
тем
организации деятельности обучающихся
1
Введение

Раздел 1
Тема 1.1
Законодательство в
области охраны труда

2
Содержание учебного материала
Основные понятия в области охраны труда.
Предмет, цели и задачи дисциплины.
Межпредметные связи с другими
дисциплинами. Роль знаний по охране труда в
профессиональной деятельности. Состояние
охраны труда в отрасли
Нормативно - правовая база охраны труда
Содержание учебного материала
Нормативно-правовая база охраны труда:
понятие, назначение. Федеральные законы в
области охраны труда: Конституция
Российской Федерации, «Об основах охраны
труда в Российской Федерации», Трудовой
кодекс Российской Федерации (гл. 33-36).
Основные нормы, регламентирующие этими
законами, сферами их применения
Основные направления государственной
политики в области охраны труда. Полномочия
органов государственной власти России и
субъектов РФ, а также местного
самоуправления в области охраны труда.
Государственные нормативные требования
охраны труда (Трудовой кодекс РФ, ст. 211).
Система стандартов по технике безопасности:
назначение, объекты. Межотраслевые правила
по охране труда, назначение, содержание,
порядок действия

Объем, акад. ч / в
том числе в форме
практической
подготовки, акад ч

3
2

2

Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы
4
ОК 01-07,

ОК 01-07, ОК 09, 10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.3-6.5

6

Тема 1.2
Обеспечение охраны
труда

Положение о системе сертификации работ по
охране труда в организациях: назначение,
содержание
Оформление нормативно-технических
документов, в соответствии действующими
Федеральными Законами в области охраны
труда
Содержание учебного материала
Обеспечение охраны труда: понятие,
назначение. Государственное управление
охраной труда
Государственный надзор и контроль за
соблюдением законодательства об охране
труда. Органы надзора и контроля за охраной
труда. Федеральные инспекции труда:
назначение, задачи, функции. Права
государственных инспекторов труда.
Государственные технические инспекции
(Госгортехнадзор, Госэнергонадзор,
Госсанинспекция, Государственная пожарная
инспекция и др.), их назначение и функции
Административный, общественный, личный
контроль за охраной труда. Права и
обязанности профсоюзов по вопросам охраны
труда. Правовые акты, регулирующие взаимные
обязательства сторон по условиям и охране
труда (Коллективный договор, соглашение по
охране труда). Ответственность за нарушение
требований охраны труда: административная,
дисциплинарная, уголовная

4

ОК 01-07, ОК 09, 10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.3-6.5

4
Работа над учебным материалом, ответы на
контрольные вопросы; изучение нормативных
материалов. Систематизация учебного
7

Тема 1.3.
Организация
охраны труда в
предприятиях

Раздел 2

материала при составлении таблиц по видам
ответственности за правонарушения
Содержание учебного материала
Служба охраны труда на предприятии:
назначение, основные задачи, права,
функциональные обязанности. Основание для
заключения договоров со специалистами или
организациями, оказывающими услугу по
охране труда. Комитеты (комиссии) по охране
труда: состав, назначение
Обязанности работодателя по обеспечению
безопасных условий и охраны труда.
Соответствие производственных процессов и
продукции требования охраны труда.
Обязанности работника по соблюдению норм и
правил по охране труда. Санитарно-бытовые и
лечебно-профилактическое обслуживание
работников. Обеспечение прав работников на
охрану труда. Дополнительные гарантии по
охране труда отдельных категорий работников
Обеспечение и профессиональная подготовка в
области охраны труда. Инструктажи по охране
и технике безопасности (вводный, первичный,
повторный, внеплановый, текущий),
характеристика, оформление документации
Финансирование мероприятий по улучшению
условий и охраны труда
Практическое занятие.
Работа над учебным материалом, ответы на
контрольные вопросы; изучение нормативных
материалов. Оформление документации по
инструктажам по охране труда и технике
безопасности.
Условия труда на предприятиях

3

ОК 01-07, ОК 09, 10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.3-6.5

6

ОК 01-07, ОК 09, 10
8

Тема 2.1
Основы понятия условия
труда. Опасные и
вредные
производственные
факторы

Тема 2.2
Производственный
травматизм и
профессиональные
заболевания

общественного питания
Практическое занятие
Основные понятия: условия труда, их виды.
Основные метеорологические параметры
(производственный микроклимат) и их влияние
на организм человека. Санитарные нормы
условий труда. Мероприятия по
поддерживанию установленных норм
Вредные производственные факторы: понятие,
классификация. Краткая характеристика
отдельных видов вредных производственных
факторов (шум, вибрация, тепловое излучение,
электромагнитные поля и т.д.), их воздействие
на человека
Допустимые параметры опасных и вредных
производственных факторов, свойственных
производственным процессам в общественном
питании. Понятие о ПДК (предельнодопустимых концентрациях) вредных факторов.
Способы и средства защиты от вредных
производственных факторов
Исследование
метеорологических
характеристик помещений, проверка их
соответствия установленным нормам
Работа над учебным материалом, ответы на
контрольные вопросы; изучение нормативных
материалов.
Подготовка
сообщений
по
межотраслевым правилам охраны труда
Практическое занятие
Производственный травматизм и
профессиональные заболевания: понятия,
причины и их анализ. Травмоопасные
производственные факторы в предприятиях
общественного питания. Изучение

4

4

ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.3-6.5

ОК 01-07, ОК 09, 10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
9

Раздел 3
Тема 3.1

Промежуточная аттестация
Всего:

травматизма: методы, документальное
оформление, отчетность. Первая помощь при
механических травмах (переломах, вывихах,
ушибах и д.т.), при поражениях холодильными
агентами и др. основные мероприятия по
предупреждению травматизма и
профессиональных заболеваний
Несчастные случаи: понятия, классификация.
Порядок расследования и документального
оформления и учета несчастных случаев в
организациях. Порядок возмещения
работодателями вреда, причиненного здоровью
работников в связи с несчастными случаями.
Доврачебная помощь пострадавшим от
несчастного случая
Анализ причин производственного травматизма
на предприятии. Определение коэффициентов
травматизма: общего, частоты, тяжести,
оформление актов
Самостоятельная работа
Электробезопасность и пожарная
безопасность
Практическое
Электробезопасность: понятие, последствия
поражения человека электрическим током.
Условия возникновения электротравм, их
классификация. Факторы, влияющие на тяжесть
электротравм (параметры тока, время
воздействия, особенности состояния организма)

ПК 6.3-6.5

4
ОК 01-07, ОК 09, 10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.3-6.5
2
39

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда», оснащенный в
соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по специальности 08.02.01
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Калинина В.М. Охрана труда в организациях питания / В.М.
Калинина. – Москва: Академия, 2020. – 320 с.
2. Харачих, Г. И. Специальная оценка условий труда : учебное пособие
для спо / Г. И. Харачих, Э. Н. Абильтарова, Ш. Ю. Абитова. — Санкт-Петербург
: Лань, 2020. — 184 с. — ISBN 978-5-8114-5879-0.
3. Бурашников, Ю. М. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
на предприятиях пищевых производств : учебник для спо / Ю. М. Бурашников,
А. С. Максимов. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 496 с. — ISBN 978-5-81146480-7.
4. Широков, Ю. А. Охрана труда : учебник для спо / Ю. А. Широков. —
Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 372 с. — ISBN 978-5-8114-5641-3.
5. Горькова, Н. В. Охрана труда : учебное пособие для спо / Н. В.
Горькова, А. Г. Фетисов, Е. М. Мессинева. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 220
с. — ISBN 978-5-8114-5789-2.
3.2.2. Основные лектронные издания
1. Бурашников, Ю. М. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
на предприятиях пищевых производств : учебник для спо / Ю. М. Бурашников,
А. С. Максимов. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 496 с. — ISBN 978-5-81146480-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. —
URL: https://e.lanbook.com/book/148021 (дата обращения: 14.12.2020). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
2. Горькова, Н. В. Охрана труда : учебное пособие для спо / Н. В.
Горькова, А. Г. Фетисов, Е. М. Мессинева. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. —
220 с. — ISBN 978-5-8114-5789-2. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152591
(дата
обращения: 14.12.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Карнаух,
Н. Н.
Охрана
труда :
учебник
для
среднего
профессионального образования / Н. Н. Карнаух. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 380 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53402527-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/450689 (дата обращения: 01.11.2021).
4. Сатонина, Н. Н. Охрана труда : учебное пособие для СПО / Н. Н.
Сатонина, А. В. Султанова, О. С. Чечина. — Саратов : Профобразование, 2021.
11

— 160 c. — ISBN 978-5-4488-1242-2. — Текст : электронный // Электронный
ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. —
URL: https://www.iprbookshop.ru/106846
5. Харачих, Г. И. Специальная оценка условий труда : учебное пособие
для спо / Г. И. Харачих, Э. Н. Абильтарова, Ш. Ю. Абитова. — Санкт-Петербург
: Лань, 2020. — 184 с. — ISBN 978-5-8114-5879-0. — Текст : электронный // Лань
: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146630
(дата обращения: 14.12.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Широков, Ю. А. Охрана труда : учебник для спо / Ю. А. Широков. —
Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 372 с. — ISBN 978-5-8114-5641-3. — Текст :
электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/152599
(дата обращения: 14.12.2020). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знание:
-системы управления охраной
труда в организации;
-законы и иные нормативные
правовые акты, содержащие
государственные
нормативные требования
охраны труда,
распространяющиеся на
деятельность организации;
-обязанности работников в
области охраны труда;
-фактические или
потенциальные последствия
собственной деятельности
(или бездействия) и их
влияние на уровень
безопасности труда;
-возможные последствия
несоблюдения
технологических процессов и
производственных
инструкций подчиненными
работниками (персоналом);
-порядок и периодичность
инструктирования
подчиненных работников
(персонала);
-порядок хранения и
использования средств
коллективной и
индивидуальной защиты
Умения:

Критерии оценки
Полнота ответов,
точность
формулировок, не менее
75% правильных
ответов.
Не менее 75%
правильных ответов.
Актуальность темы,
адекватность
результатов
поставленным целям,
полнота ответов,
точность
формулировок,
адекватность
применения
профессиональной
терминологии

Формы и методы оценки
Текущий контроль
при проведении:
-письменного/устного
опроса;
-тестирования;

Правильность, полнота

Текущий контроль:

-оценки результатов
самостоятельной работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)
Промежуточная
аттестация
в форме
дифференцированного
зачета в виде:
-письменных/ устных
ответов,
-тестирования

12

-выявлять опасные и вредные
производственные факторы и
соответствующие им риски,
связанные с прошлыми,
настоящими или
планируемыми видами
профессиональной
деятельности;
-использовать средства
коллективной и
индивидуальной защиты в
соответствии с характером
выполняемой
профессиональной
деятельности;
-участвовать в аттестации
рабочих мест по условиям
труда, в т. ч. оценивать
условия труда и уровень
травмобезопасности;
-проводить вводный
инструктаж подчиненных
работников (персонала),
инструктировать их по
вопросам техники
безопасности на рабочем
месте с учетом специфики
выполняемых работ;
-разъяснять подчиненным
работникам (персоналу)
содержание установленных
требований охраны труда;
-вырабатывать и
контролировать навыки,
необходимые для достижения
требуемого уровня
безопасности труда;
-вести документацию
установленного образца по
охране труда, соблюдать
сроки ее заполнения и
условия хранения

выполнения заданий,
точность
формулировок,
точность расчетов,
соответствие
требованиям
Адекватность,
оптимальность выбора
способов действий,
методов, техник,
последовательностей
действий и т.д.
Точность оценки,
самооценки выполнения
Соответствие
требованиям
инструкций,
регламентов
Рациональность
действий и т.д.

- экспертная оценка
демонстрируемых умений,
выполняемых действий,
защите отчетов по
практическим занятиям;
- оценка заданий для
самостоятельной работы,
Промежуточная
аттестация:
- экспертная оценка
выполнения практических
заданий на зачете

13



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.