СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»
1.1. Область применения программы
Учебная дисциплина ОП.14 «Гражданское население в противодействии распространения идеологии терроризма» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений".
Реализация данной Программы обусловлена насущной необходимостью
формирования у обучающихся общих представлений о внешней и внутренней
политике, проводимой Российской Федерацией в сфере обеспечения национальной безопасности в тесной увязке с проблемами, связанными с организационными и правовыми аспектами противодействия идеологии терроризма и религиозно-политического экстремизма в современных условиях.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
дисциплина
входит
в
цикл
«Общепрофессиональных дисциплин».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Стратегическая цель: настоящей Программы заключается в формировании
социально-политических компетенций обучающихся посредством правильного
понимания и умения теоретически различать виды терроризма в процессе изучения таких базовых понятий как: терроризм, идеология терроризма, террористическая угроза, террористический акт, международный терроризм, экстремизм, сепаратизм, ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм, межнациональные и межконфессиональные конфликты, информационная среда,
национальная безопасность и др.
Цель программы: формирование коммуникативной, социально- психологической, социально-правовой, информационной и социально-личностной компетенции у обучающихся.
Исходя из изложенного ранее, данная Программа ориентирована на решение
следующих задач:
- понимание основных форм социально-политического насилия
(социально-политическая компетентность);
- знания содержания основных документов и нормативно-правовых ак4
тов противодействия терроризму в РФ, а также приоритетных задач государства
в борьбе с терроризмом (политическая грамотность);
- знания задач системного изучения угроз общественной безопасности,
принципов прогнозирования и ранней диагностики террористических актов,
методов предотвращения, нейтрализации и надёжного блокирования их деструктивных форм, разрушительных для общества (методологическая грамотность);
- создание представления о процессе ведения «информационных» войн и
влияние этого процесса на дестабилизацию социально-политической и экономической обстановки в регионах РФ (информационная компетентность);
- воспитание уважительного отношения к различным этнокультурам и религиям (коммуникативная компетентность);
- знание основных рисков и угроз национальной безопасности России
(информационная компетентность).
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной деятельн ости
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
в том числе:
Лекционные занятия
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме зачета
6
39
31
29
8
2
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
№
урока
1
2
Содержание учебного материала,
практические занятия,
самостоятельная работа
3
Объем
часов
4
Время на
изучение
темы
5
Уровень
освоения
1
1, 2
6
Модуль 1. Сущность современного терроризма, идеология, типология и его
крайняя общественная опасность
Тема 1.1
Исторические
корни и
эволюция
терроризма
Тема 1.2
Современный
терроризм:
понятие,
сущность,
разновидности
Содержание учебного материала
1
6
Предыстория
терроризма.
Идейные
основы
европейского революционного террора. Революционный
террор в России (вторая треть ХIХ ─ начало ХХ вв.).
Содержание учебного материала
7
2
Тема 1.3
Международн
ый терроризм
как глобальная
геополитическ
ая проблема
современности
Тема 1.4
Особенности
идеологическо
го влияния
террористичес
ких сообществ
на гражданское
население
Тема 1.5
Идеология
3
4
5
6
Определение понятия «терроризм». Общая характеристика терроризма как идеологии насилия.
Структурные элементы терроризма. Разновидности
терроризма.Причины
и
факторы
современного
терроризма. Коррупция как один из ключевых
факторов возникновения идеологии терроризма в
современной России.
Содержание учебного материала
Сущность и идеология современного международного
терроризма.
Глобальная
контртеррористическая
стратегия ООН.
Идеология крайнего национализма (шовинизма).
Идеология расизма Идеология сепаратизма. Идеология
ваххабизма
Содержание учебного материала:
Специфика
преступных
идеологем
террористов.
Факторы, влияющие на формирование идеологии
участников террористических групп и организаций
Содержание учебного материала:
Понятие и сущность «молодежного
8
экстремизма».
6
1
2
5
1
2
4
1
1, 2
4
2
1, 2
4
1
1,2
терроризма и
«молодежный»
экстремизм
Причины «молодежного экстремизма».
1. Молодежный экстремизм;
2. Профилактика экстремизма в молодежной среде;
3. Экстремизм: понятие, особенности.
Зачет
Итого
9
6
2
39
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ«ГРАЖДАНСКОЕ
НАСЕЛЕНИЕ
В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»
3. 1. Материально-техническое обеспечение.
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете по
Основам безопасности жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся;
комплект учебно-наглядных пособий: плакаты, презентации, фильмы
компьютер
телевизор
мультимедийная и проекционная аппаратура.
3. 2. Информационное обеспечение.
-
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Перечень нормативно-законодательной литературы:
Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании Совета Безопасности России: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts
Государственная программа Правительства РФ «Информационное
общество» (2011-2020 гг.).
Доктрина информационной безопасности России (2000 г. Утверждена
президентом Российской Федерации В.В. Путиным 9 сентября 2000
г.,№ Пр-189).
Законы РФ «О средствах массовой информации»; «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных
средствах массовой информации»; «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»; «Об участии в международном
информационном обмене»; «Об обеспечении доступа к информации о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Конституция Российской Федерации. Постатейный комментарий. − М.:
Республика, 2014.
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.
Приказ Минобранауки РФ от 4июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер
по противодействию терроризму в сфере образования и науки» от 4
июня
10
2008 г. № 170.
8. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской
Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. №
690).
9. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (с изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г.,
30июня 2003 г., 22 августа 2004 г.).
10. Федеральный закон РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии
терроризму» с новой редакцией и дополнениями от 28.06.2014 № 179ФЗ, от 05.05.2014, от 02.11.2013, от 23.07.2013, от 08.11.2011, от
03.05.2011.
11
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Ю.Г. Сапронов, Безопасность жизнедеятельности, учебник для СПР,
Москва, Академия, 2018, 336 с.
2. Методические рекомендации по внедрению дополнительной образовательной программы (модуля) «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма» в образовательные программы профессиональных образовательных организаций Костромской области / Сост.
Головцов А.Н. – Кострома: КОИРО, 2019. – 30 с.
Дополнительные источники
1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н. А. «Безопасности жизнедеятельности:
учебник для среднего профессионального образования, Москва, КНОРУС,
2018. - 192 с.
2. Авдеев Ю.И., Арсеньев В.В., Найденко В.Н. Экстремизм в современной
России: истоки, содержание, типология (часть первая) // Социологическая
наука и социальная практика. 2018. № 2.
3. Авдеев Ю.И. Терроризм в современной России: состояние, возможные
перспективы, некоторые вопросы противостояния // Противодействие
терроризму. Проблемы ХХI века. Counter-Terrorism. 2019. № 3. С. 4–20.
4. Аджиева Е.М. Толерантность как принцип поведения культурной личности и
мера противодействия экстремизму // Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика: Материалы международной научнопрактической конференции (23–24 мая 2014 г.): В 2 ч. М.: НОУ ВПО
«МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014. Ч. II. С. 146–150.
5. Алексеев О.Н. Противодействие терроризму в США: опыт и проблемы //
Теория и практика общественного развития. 2018. № 7.
6. Антонян Ю.М., Белокуров Г.И., Боковиков А.К. Природа этнорелигиозного
терроризма / Под ред. Ю.М. Антоняна. М., 2018.
12
Интернет-ресурсы:
1.
Гражданская защита (оборона) на предприятии на сайте
для первичного звена сил ГО http://go-oborona.narod.ru.
2.
Культура безопасности жизнедеятельности на сайте
по формированию культуры безопасности среди населения РФ http://www.kbzhd.ru.
3.
Официальный сайт МЧС России: http://www.mchs.gov.ru.
4.
Портал Академии Гражданской защиты: http://www.amchs.ru/portal.
5.
Портал Правительства России: http://government.ru.
6.
Портал Президента России: http://kremlin.ru.
7.
Портал «Радиационная, химическая и биологическая защита»: http://www.rhbz.ru/main.html.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются
преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
13
(освоенные умения, усвоенные знания)
Должен уметь:
− проводить поиск
информации в источниках разного
типа;
− анализировать информацию,
представленную в разных знаковых
системах (текст, таблица, карта, схема);
− устанавливать причинноследственные связи;
− участвовать в дискуссиях по
проблемам, формулируя собственную
позицию по обсуждаемым вопросам,
используя для аргументации сведения;
− представлять результаты
изучения материала в формах реферата, сочинения, исследовательского
проекта, публичной презентации;
− определять собственную
позицию по отношению к явлениям
современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
результатов обучения
Должен знать:
- основы и политические
технологии противодействия
экстремизму и терроризму, отличий
террора, терроризма и
террористической угрозы, их
сущности и специфики;
- основные законодательные и
нормативно-правовые документы в
сфере обеспечения безопасности и
противодействия террористической
угрозе;
- социокультурные, религиозные и
этнические аспекты
антитеррористической политики,
специфики проявления фактора
− Устные опросы.
− Оценка реферата, письменных,
практических работ.
− Наблюдение за выполнением
работ на теоретических и практических занятиях.
− Оценка результатов
выполнения письменных тестов.
14
− Анализ выполнения
практических работ, заданий к самостоятельной работе.
− Анализ оценок за практические работы, выполненные в рамках
освоения разделов и тем и учебной
дисциплины.
− Письменная проверочная
работа.
− выполнения заданий к
самостоятельной работе, предполагающих поиск, переработку и представление учебной информации.
−
Оценка подготовленных
таблиц, схем, презентаций.
− Анализ на соответствие
реферата, исследовательского проекта, публичной презентации.
конфессиональной и этнической
принадлежности представителей
различных социальных групп в росте
террористической угрозы;
- основы информационнопсихологического воздействия на
социум для формирования
антитеррористического сознания и
поведения населения, механизмов и
последствий экстремизма и
терроризма;
- механизмы и формы участия
институтов гражданского общества в
эффективном противодействии
экстремизму и терроризму;
15