МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный
----- i колледж»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
Профиль получаемого профееснонального образования: технический
Код и наименование специальности:
08.02.01 «Строительство и. эксплуатация зданий и сооружений»
Квалификация выпускника: Техник
Форма обучения: очная
2023
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
УТВЕРЖДАЮ
Протокол № от «
Предс^;^^^П(Ц)|и
Шабанова М.М,
(Подпись)
(Падйись)
Зам. директора по УР
2023 г.
, у/
(ФИО)
Зо
(ФИО)
2023 г.
2023 г.
Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования[ и
науки РФ от 17.05.2012 г. № 413;
Приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 № 2(ред. от 01.09.2022)
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 08.02.01 «Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений»(3арегистрировано в Минюсте России
26.01.2018 № 49797) с учетом:
- профиля получаемого образования,
- Методических рекомендаций по разработке фонда оценочных средств
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан[ в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации.
Разработчики:______ __________________ Ибрагимова
Г'~______ 2Z
И.И.
преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ РД ИПК.
Рецензенты/ эксперты:
Зав.отделением.
Приложение 1
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки
образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной
дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
Тема 1.1. Философия, ее смысл, функции.
Задание 1. Вопросы.
1. Как назывались первые философы?
2. Что же осталось на долю философии, если все науки от нее отпочковались?
3. Познать самого себя, это значит?..
4. Чем больше в человеке сверхчеловеческого, тем больше в нем ...?
5. Назовите 3 человеческих качеств, делающих нас людьми?
Тема 1.2. Основные идеи философии.
Задание 1. Вопросы.
1 .Почему важно знание дисциплины «Основы философии»?
2.Какова цель изучения дисциплины «Основы философии»?
З.С какими дисциплинами связан курс «Основы философии»?
Тема 1.3. Философия античного мира.
Задание 1. Вопросы.
1. Перечислите основные направления эллинско-римской философии.
2. Дайте характеристику стоицизму
3. Дайте характеристику скептицизму
4. Дайте характеристику эпикуреизму
5. Дайте характеристику кинизму.
Задание 2. Тест.
1. Античная философия а) теоцентрична
б) антропоцентрична
в) космоцентрична
2. Материальные субстанции а) числа
б) вода, воздух, огонь, земля
в) атомы и пустота
3. Первых философов называли натурфилософами. потому что они намного успешнее
объясняли а) явления природы
б) социальные явления
в) духовные явления
4. Кто из перечисленных философов не физику, а этику ставил на первое местоа) Демокрит
б) Гераклит
в) Сократ
5. Кто утверждал, что единичное бытие есть синтез материи и формы а) Представители эллинистических школ
б) Сократ и Платон
в) Аристотель
6. Что активно по Платону а) Демиург
б) идея
в) материя
7. Представителям какой школы были благодарны греки, за то, что они «указали
наипростейший путь к жизни» а) киникам
б) стоикам
в) скептикам
8. Школа Эпикуреизма основана на идеях A) Демокрита
Б) Гераклита
B) Парменида
9. «Счастье - это жизнь в соответствии с космическими законами», этот девиз принадлежит A) эпикурейцам
Б)стоикам
B) скептикам
Ключ: 1в,2б,3а,4в,5в,6в,7а,8а,9б
Задание 2. Тест
ТЕСТ. Античная философия
Вариант 1
1. Соотнесите философа и элемент, который он считал первоосновой мира:
2. Соотнесите философскую школу и ее представителя:
3. Соотнесите философское направление и идею, которая к нему относилась:
4. Продолжите. Слова «человек есть мера всех вещей...» принадлежат...
5. Назовите основные идеи философии Сократа.
Вариант 2
1. Соотнесите период развития античной философии и проблему, которая была главной для
философов данного периода:
2. Соотнесите философа и элемент, который он считал первоосновой мира:
3. Соотнесите философское направление и его представителя:
4. Продолжите. Слова «все течет, все развивается» принадлежат...
5. Назовите основные идеи философии Платона.
Ключи
11-Д,
2-В,3-Г
2 - 1-А, В, Е, 2-Д, Ж, 3-Б, Г
3 - 1-Г, 2-А, 3-В, 4-Б
4 - Протагор
5 - идеи Сократа
1- 1-Г, 2-А, 3-В
2- 1-Г, 2-Д, 3-Б, 4-В
3- 1-А, 2-В, 3-Б
4 - Гераклит
5 - идеи Платона
1-Г, 2-В, 3-Б, 4-А
12 - 1-А, 2-В, 3-Б
3- 1-Б, 2-А, 3-Г
4 - Сократ
5 - идеи Аристотеля
Тема 1.4. Философия средних веков.
Задание. Тест
ТЕСТ Философия Средневековья
Вариант 1
1. Соотнесите основной принцип средневековой философии и его характеристику:
2. Выберите правильный ответ. Эпоха Средневековья охватывает период
A) IV-X вв.
Б) V-XV вв.
B) III-IX вв.
Г) VI-XVI вв.
3. Выберите правильные ответы. Фома Аквинский развивал идеи:
А) духовного развития личности
Б) проблемы соотношения веры и разума
В) доказательства существования бога
Г) проблемы теодицеи
4. Назовите работы Аврелия Августина.
5. Дайте характеристику периоду' схоластика.
ТЕСТ Философия Средневековья
Вариант 2
1. Соотнесите основной принцип средневековой философии и его характеристику:
2. Назовите период развития философии Средних веков, который опирался на идеи Платона.
3. Выберите правильные ответы. Аврелий Августин развивал идеи:
А) духовного развития личности
Б) проблемы соотношения веры и разума
В) доказательства существования бога
Г) проблемы теодицеи
4. Назовите работы Фомы Аквинского.
5. Дайте определение. Теодицея - это...
Тест Философия Средневековья
Ключи
1 - 1-А, 2-Г,3-В
2-Б
3-Б, В
4 - «Исповедь», «О граде божьем»
5
длится
с
XI
в.
до
конца
средневековой
i эпохи **и характеризуется
значительным
1
*
----------V1V>1 JnanniCJlbHblM
формализмом и догматизмом, опираясь в большей степени на логические и философские
идеи Аристотеля.
1 - 1-Б, 2-Г,3-А
2 - патристика
3-А,Г
4 - «Сумма теологии», «Сумма против язычников»
5 - оправдание Бога за зло
Тема 1.5.Философия Нового времени
Задание 1. Тест.
ТЕСТ Философия Возрождения и Нового времени
Вариант 1
1. Выберите правильные ответы. К особенностям философии Возрождения относятсяA) теоцентризм
Б)гуманизм
B) креационизм
Г)антропоцентризм
Д) магия
2. Соотнесите направление философии Возрождения и представителей:
3. Выберите правильный ответ. Эпоха Возрождения начинается с...
A) XIV века
Б) XV века
B) XVI века
Г) XVII века
4. Продолжите. Слова «точно гизвестно,
---------- —
что ничего точно не известно» принадлежат...
5. Дайте определение и назовите основателя эмпиризма.
X
- -I------------ ** xx^w^x/xtxxxrxxvjiv
ТЕСТ Философия Возрождения и Нового времени
Вариант 2
1. Выберите правильные ответы. К особенностям философии Возрождения относятсяA) эстетизм
Б) психологизм
B) креационизм
Г) антропоморфность
Д) свободомыслие
2. Соотнесите философа и направление философии Возрождения:
3. Выберите правильный ответ. Эпоха Нового времени начинается с...
A) XV века
Б) XVI века
B) XVII века
Г) XVIII века
4. Продолжите. Слова «знание ■- сила»
------ -----------принадлежат...
5. Дайте определение и назовите основателя рационализма.
Ключи
1 - Б, Г
1-В, Д, 2-Б,Е
2А
34 - М. Монтень
5 - Эмпиризм - это опора на опыт. Основатель - Ф Бэкон
1-А,Д
1-В, Д, 2-А,Г
2А
34 - Ф. Бэкон
5 - Рационализм - это опора на разум. Основатель - Рене Декарт
Тип (вид) задания
Проверяемые знания и умения
Критерии оценки
1
Тесты
Знание основ философии
«5» - 100 - 90% правильных ответов
«4» - 89 - 80% правильных ответов
«3» - 79 - 70% правильных ответов
«2» - 69% и менее правильных ответов
2
Устные ответы
Знание основных понятий философии
Устные ответы на вопросы должны соответствовать требованиям ГОСТа, учебных пособий,
конспектов лекций.
3
Практические работы
Умения самостоятельно выполнять практические задания, сформированность общих
компетенций.
Выполнение практически всей работы (не менее 80%) — положительная оценка
4
Самостоятельная работа
Знание основ философии, в соответствии с пройденной темой, умение их применения при
выполнении самостоятельных творческих заданий.
Самостоятельная работа состоит из подготовки рефератов, тестов, кроссвордов,творческих
проектов, оформления документов
«5» - полностью выполненное задание, тема раскрыта
«4» - небольшие недочеты в раскрытии темы и ее понимании
«3» - не полностью выполненное задание и допущены ошибки
«2» - полностью отсутствует задание
5
Проверка конспектов (рефератов, творческих работ)
Умение ориентироваться в информационном пространстве, составлять конспект.
Знание правил оформления рефератов, творческих работ.
Соответствие содержания работы, заявленной теме, правилам оформления работы.
Семинарское занятие №1
Тема: Философия, ее место и роль в жизни человека.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
1. Определите, какое из трех предложений является философским?
- Энергия не исчезает, а сохраняется.
- Попав в сложную ситуацию, глубоко осмысливай ее.
- Делай по утрам зарядку.
2. Поясните, почему мировоззренческая функция выражена в философии ярче,:, чем в
биологии.
3. В чем состоит назначение философии?
4. Что такое философия?
5. Если говорить о философии как о науке, то какие ограничения необходимо отметить?
Согласны ли вы с тем, что философию можно определить как науку обо всем? Попробуйте
отметить достоинства и недостатки такого определения.
6. В чем состоят: мировоззренческая, прогностическая, идеологическая, социализирующая,
аксиологическая, гносеологическая.
Подберите вопросы к каждой из функций: Что есть добро? Что есть будущее? Что есть
истина? Что есть свобода? Что есть человек? Что есть бог?
Как вы считаете философия это наука или мировоззрение? Свое мнение обоснуйте.
Попытайтесь сформулировать свое определение философии.
Расскажите о происхождении терминов «философия» и «философ».
Какие вопросы ставит перед собой философия? Можно ли утверждать, что на них в
принципе не может быть ответов?
Какую роль играли мифы в жизни первобытного человека?
Семинарское занятие №2
Тема: Философия Древней Индии и Древнего Китая
1. Что такое закон кармы?
2. Что такое Веды и Упанишады? Какова роль Упанишад в формировании индийской
философии!
3. Что означает понятие
понятие «нирвана»
«нирвана» вв индийской
индийской философии?
философии? В
В чем
чем заключается
заключается
трудность достижения нирваны по представлениям древних индийцев?
4. Почему земная жизнь является по буддистским воззрениям, несомненным
страданием? Согласны ли вы с таким утверждением?
,
, ______ ’
5. В чем главная причина земных страданий, с точки зрения буддизма?
6. Какова роль этики в индийской культуре?
7. В чем специфика отношения индийской г;
культуры к проблемам жизни и смерти?
8. Г
В чем заключается главная идея буддизма?
9. Каково значение
понятийj «ян» и «инь» в китайской культуре?
------------------10. Каковы натурфилософские представления Древнего Китая^
11. Что такое «дао»?
12. В чем видел Конфуций причины общественных несчастий?
13.
Каким образом, по конфуцианским представлениям. можно гармонизировать
общественную жизнь и сделать ее благополучной?
14. Почему конфуцианство на длительное время стало государственной идеологией
Китая?
15. В чем заключается главная идея конфуцианства?
16. Почему мировоззренческие учения Древнего Востока называют религиознофилософскими?
Составить биографию философа на выбор:
Лао-Цзы, Конфуций, Купца
Заполнить сравнительную таблицу:
____ Линии сравнения
Др. Индия
Восприятие человека
Восприятие природы и окр.
мира____________________
Отношение к государству
Отношение к религии
Др. Китай
Семинарское занятие №3
Тема: Античная философия
1. Почему философия зародилась именно в Древней Греции?
2. Какой была основная философская идея мыслителей милетской школы?
3. Что такое атом в понимании Демокрита?
4. Что, на ваш взгляд, означает образное выражение Гераклита «В одну и ту же реку нельзя
войти дважды»?
5. Когда Александра Македонского провозгласило военаначальником, многие философы
приходили к нему с поздравлениями. Только знаменитый Диоген Синопский не пришел.
Военаначальник с приближенными направился к нему сам. Диоген лежал, растянувшись на
солнце. ............ На обратном пути многие смеялись над философом, но царь сказал: «Если
бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном»Гчк) же ск^^а!! Диоген ^ТкТандру^''
6. Кто такие софисты? Чем отличаются друг от друга понятия «мудрец», «философ» и
«софист»?
7. По каким причинам Сократ предпочел смерть бегству из тюрьмы?
8. Сократ называл три основных человеческих добродетели: 1) умеренность (знание
как
ptT <Т ТТО
ттт
А
—_____ _
_
__
*
обуздывать страсть); 2) храбрость (знание как преодолевать опасности); 3) справедливость
(знание как соблюдать законы божественные и человеческие). Можно ли эти добродетели
приобрести путем обучения? Свое мнение обоснуйте.
9. Первые греческие философы говорили о своем знании: а) софисты утверждали, что никакого
знания вообще нет б) Известно высказывание Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Чем
оно отличается от (а) и (б)?
10. В чем заключается центральная мысль платоновского учения?
11. Что такое мир идей в понимании Платона?
12. Как представлял себе Платон идеальное государство?
13. Каково соотношение в античной философии между знанием, удовольствием и
добродетелью?
14. «...Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение
истине», - говорит Аристотель. Почему критиковал Аристотель своего учителя Платона?
15. Чем различались взгляды Эпикура и Демокрита?
16. В чем принципиальные отличия античной философии от индийской и китайской?
Составить биографии любых из следующих философов:
Пифагор, Демокрит, Гераклит, Сократ, Платон, Диоген, Аристотель, Эпикур,
Парменид, Зенон, Аристипп, Лукреций, Цицерон, Марк Аврелий.
Семинарское занятие №4
Тема: Средневековая философия
1. В чем основные особенности средневековой философии?
2. В чем заключаются причины непримиримой вражды язычников и христиан? Каковы
основные различия их мировоззрения? На основании своего ответа заполните таблицу:
язычество
христианство
Представления о Боге
Представления о природе
Представления о человеке
3. Дайте определения понятиям теологизм, креационизм, дуализм.
4. В чем отличия, по Августину, Града Божьего от Града Земного?
5. Как соотносятся с античной философией представления Фомы Аквинского?
6. Каким образоим Фома Аквинский обосновывает утверждение о том, что между
разумом и верой не должно быть противоречий?
7. Какова роль средневековой схоластики?
8. Что такое реализм и номинализм средневековой философии?
9. В чем отличие средневековой философии от античной?
10. Кто из мыслителей Средневековья сформулировал принцип: «Без веры нет знания,
нет истины»? Можете ли вы согласиться с подобным утверждением? Свое мнение
обоснуйте.
11. Кто из философов средневековья хотел примирить религию и науку, считая, что истина одна,
но ведут к ней два пути: путь науки и путь религии?
Составить биографию философа:
Августин, Аль-Фараби, Авиценна, Фома Аквинский, М. Монтень, Эразм Роттердамский.
Семинарское занятие №5
Тема; Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
Письменно ответить на вопросы:
1. В чем отличия между средневековой философией и философией эпохи Возрождения?
2. Назовите основные проблемы направлений философии эпохи Возрождения:
№
Направление
п/п
1. гуманистическое
2. неоплатоническое
3. натурфилософское
4.__ реформационное
Al политическое
6. утопическосоциалистическое
Хронологические рамки
Основные проблемы
ХП в.в._______
XV-XVIb.b.
Х^-нач.Х'УПв.в.
ХУГХУПв.в.
ХУ-ХУ 1в.в.
ХУ-ХУПв.в.
3. Сравните пантеизм Н.Кузанского и Дж.Бруно, выделите общее и различия.
4. Покажите философское значение идей Н.Коперника.
5. Проанализируйте методологию научного познания Г.Галилея. Покажите, как она
способствовала становлению механистичесчкой картины мира.
6. В чем заключались социально-политические идеи Н.Макиавелли, выраженные в трактате
«Государь»?
7. Сравните картины утопического общества Т.Мора и Т.Кампанеллы. Какая из них
радикальнее? Почему?
Семинарское занятие №6
Тема: Философия Нового времени
1.Какие принципы и идеи лежали в основе философии Нового времени?
2.3а что Фр. Бэкон критиковал старую философию и в чем он видел основные задачи новой?
З.Что нового внес в философию Р.Декарт?
4. Каковы основные проблемы теории познания Нового времени?
5. В чем разница между эмпиризмом и рационализмом?
6. Какая идея, на ваш взгляд, является центральной в гуманизме?
7. Как вы понимаете, выражения «цель оправдывает средства», «в политике морали нет»?
Кому они принадлежат? Согласны ли вы с подобным утверждением? Свое мнение
обоснуйте.
8. Могут ли, по мнению Б. Спинозы, философия и богословие иметь, что - то общее? И
почему?
Составить биографии любых двух философов:
Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Ф.Бекон, Д.Локк, Д.Юм, И.Кант.
Семинарское занятие №7
Тема: Основные проблемы и идеи немецкой
классической философии
Вопросы для обсуждения:
1.
Немецкая классическая философия как единый культурный феномен. Общие
черты, специфика и основные представители.
2.
Философия И. Канта: революция в гносеологии, антиномии как форма
диалектики, понятие категорического императива.
3.
Философская система и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.
4.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
5.
Историческая философия К. Маркса. Проблема отчуждения.
Термины:
Трансцендентный, имманентный, трансцендентальный, феноменальный, ноуменальный,
априорный, апостериорный, практический разум, категорический императив, рассудок и
разум, «вещь-в-себе», явление, антиномии, телеологизм, абсолютный дух, отчуждение, тезис.
3.
4.
5.
6.
Религиозно-философские
* - - Достоевского и Л н т
-■^*-зс.„,иирилосо([)ские гвзгляды Ф.М.
Консервативно-религиозная ко—------;Ц^^гоевского и Л.Н. Толстого.
^лософско-социологические теории народников
«Общее дело» Н.Ф. Федорова.
^«"^ов.
Федорова,
1.
Русский экзистенциализм. Н.А.
Бердяев: судьба человека
8.
и смысл истории.
Философские концепции
——русского космизма.
Вопросы для самоконтроля:
1.
В чем выражается специфика
русской философии? Каково ее значение и роль в
мировой культуре?
2.
Какие проблемы наиболее
3.
философской мысли?
Какое
- влияние
на ----- ~
христианство и правосл7ная
”пер^
[ оказало византийское
4.
Что означают термины «богоискательство» и «богосто!
и «богостроительство»?
6.'
Как™
6.
J космизма?
Какие основные школы сформировались
в
отечественной
философии в конце
XIX — начале XX вв
В чем особенности
развития отечественной философии в 20-80-е гг. XX в.?
Семинарское занятие №9
Тема: Основные
------—гнаправления
и идеи современной
западной философии
Вопросы для обсуждения:
1.
Характерные особенности
современной западной философии.
классической философии.
2.
«Философия жизни» в XIX — XX веках
3.
Исторические формы
°Бе “
с™р ВОВДГ метафизики,
4.
иррационализм. Бессознательное
и психоанализ.
TJ
----------ниилианализ
5.
Человек в мире и мир человека: экзистенциализм.
Критика
Термины:
HconoXZ’ пХТХизм
феноменология, поз.
ПОЗИТИВИЗМ,
историцизм, психоанализ грпмр’
деконструкция, «пограничная
верификация, фальсификация.
«творческая эволюция»,, неотомизм,
«жизненный ммир», дискурс,
^У^лимация, коммуникация, г
постмодернизм.
Темы рефератов:
1.
Эволюция религиозной философии. Основные
веке.
направления развития в XX
2.
Анализ языка и значения:
аналитическая философия, структурализм.
герменевтика.
3.
Технократизм L!?г'-----Антитехнократические утопии.
4.
Основные направления развития зарубежной
веке.
- -1 марксистской философии в XX
5.
Феноменология Э. Гуссерля-------^;„"о"века в^лГсо^иГфХцше^’^^^""^^
6.
7.
Свобода и трагедия в философии Ж.-П. Сартра.
8.
Основания метафизики,
, язык и бытие в философии М. Хайдеггера,
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы характерные особенности
неклассической философии?
Приложение 2
Дифференцированный зачет по основам философии
1 .Философия и мировоззрение.
2.Формы духовного освоения мира: миф, религия, наука и философия.
3.Основной вопрос философии.
4.Основные разделы и функции философии.
5. Философия Древнего Египта и Вавилона.
6. Философия Древней Индии.
7. Философия Древнего Китая.
8. Философские идеи Конфуцианства.
9. Античная философия досократовского периода.Софисты.
10. Объективный идеализм Платона.Философские идеи Аристотеля.
11. Основные черты и этапы средневековой философии.
12. Патристика: Августин Блаженный. Схоластика: Фома Аквинский.
13.Основные черты и направления философии Эпохи Возрождения.
14. Натурфилософия эпохи Возрождения.
15. Социально-политические концепции эпохи Возрождения.
16. Общая характеристика философии Нового времени
17. Проблема метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт)
18. Проблема субстанции (Р. Декарт, Лейбниц, Б. Спиноза,)
19. Теория общественного права и общественного договора (Т.Гоббс, Д. Локк)
20. Философия Просвещения XIII век (Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо)
21. Французский материализм XIII века (Гольбах, Ламетри, Гельвеций)
22. Основные направления и черты немецкой классической философии.
23. И.Кант и основная проблематика его творчества.
24. Г. Гегель - основатель диалектического учения.
25. Философия Людвига Фейербаха.
26. Становление и основные черты марксистской философии.
27. Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.
28. Марксистская философия в России.
29. Главные черты и направления постклассической философии.
30. Философия жизни: А.Шопенгауэр.
31. Философия жизни: Ф.Ницще.
32. Философские направления XX в.: позитивизм, экзистенциализм.
33. Основные направления современной философии: феноменология, герменевтика.
34. Основные направления современной философии: аналитическая философия,
постмодернизм.
35. Характерные черты и основные направления русской философии.
ТА
Гтаипппрнир русской
nvcCKflft философии
(ЬиЛОСО(ЬиИ в
В XI
XI — XVII
XVII ВВ.
36. Становление
37. Русская философия XVIII- первой четверти XIX вв.
38. Русская философия XIX - XX вв.
39. Религиозная философия: Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Н.А.Бердяев.
40. Философские взгляды Павлова, Мечникова, Бехтерева.