ФОС ОУП.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ОУП.01 РУССКИЙ язык

Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование специальности:
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Квалификация выпускника; Техник
Форма обучения: очная
Курс: 1

Семестр: 1,2

2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

ОДОБРЕНО

Зам. директора по УР

предметной (цикловой) комиссией

Шабанова М.М.

20^5 г.

Протокол № 1от «1^ »

Давлятбекова М.М.

Подпись

ФИО

Подпись

Председатель П(Ц)К

20 ЛЗ г.

30

ФИО

общеобразовательного учебного предмета ОУП .01. Русский язык
Фонд оценочных средств
специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»..

по

разработана на основе требований:
- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в РФ;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
России от 17.05.2012 N 413;
утвержденного приказом Минобрнауки
J
образовательного
стандарта среднего профессионального
— Федерального государственного
_ __
образования по специальности 08.02.01 Строительство и экотуатацвд зданий^и
утверждённого приказом Минобрнауки России от 10.01.2018 N2 (ред. От 01.09.2022) "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
08.02.01 Строительство и эксплуатация
профессионального образования по специальности
<----- ,
зданий и сооружений" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49797) с учетом:

-

- профиля получаемого образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного'^'о^его образования* с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
среДнего
----------- ii------ профессионального образования (разработаны Департаментом государственной полита
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ

«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государствен
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №
Методических рекомендаций по разработке
разработке рабочих
рабочих программ
программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной
программы среднего пмф^ионал'ьного
профессионального образования
образования (ППКРС
(ППКРС и
и ППССЗ),
ППССЗ), разработшных
Отд^юм профессионального образования Министерства образования и науки Dor»rr\7KTTl>TVlJ
Республики
Д
Р ч'
___
____
,чттот1/ч1ч
оЛпя-тпятепхнои
ооганизации
на
учебным планом образовательной организации
Дагестан в соответствии с рабочим
i
2023/2024 учебный год.
Разработчик: преподаватель русского языка и литературы первой категории
-

.

/Г_____________________

ГБПОУ РД «ИПК» Давлятбекова М.М.
Рецензент: преподаватель русского языка и литературы первой категории

ГБПОУ РД «ИПК» Мусаева А. М.

2

'
■S’

V -

*

х
и

,4»^ ■-‘Г
л в*

го

а) р,й,з,г,ж

б) к,г,ж,д,в

г) д,т,з,к,ф

в) м,ч,ш,щ,л

д) н,б,ц,в,м

10 . Какая буква обозначает два звука?

б) у

а) э

г) ы

в) ю

Д) и

11. В каком сочетании предлог С произносится звонко?
д) с языком

в) с крылом г) с горы

б) с реки

а) с ошибкой

12. Укажите слово, в котором есть звук О:
в)слепок
в) слепок

б) огурец
б)огурец

а) отлив

д) кровля

г) Москва

13 .В каком слове ударение падает на второй слог?
а) квартал

б) каталог

г) средства

в) дозвонишься

д) некролог

И.Укажите слово с равным количеством букв и звуков:

б) ядерный

а) лечить

д) святое

г) стажёр

в) лень

15. Укажите слова, в которых происходит оглушение:

а) фуражка, грибков

б) сдача, сбить

г) сгоряча, сдвинуть

д) сгореть, сгиб

в) сбегать, сделать

16. Укажите слово с Ъ (твёрдым знаком):
в) ин...екция

а) вороб... и б) п... едестал

г) бул...он

д) уст...

17. В каком слове все согласные звуки твёрдые:
а) след

в) ножик

б) ртуть

д) сварщик

г) один

Критерии оценки контрольной работы:
% выполненной работы

Оценка

90 - 100 %

«5» (отлично)

80 - 89 %

«4» (хорошо)

70 - 79 %

«3»(удовлетворительно)

0-69 %

«2» (неудовлетворительно)

Эталон ответов к контрольной работе по разделу
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

в

д

а

д

д

б

а

д

а

в

г

д

а

г

а

в

в

Раздел 2. Лексика. Лексикография.Фразеология.

Проверяемые результаты обучения:знание основных лексических понятий, владение
лексическими орфоэпическими нормами, а также общий уровень развития студента,
объем его словарного запаса.

Тест «Лексика. Фразеология»

№ 1. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?
1 .экзаменатор - человек, который принимает экзамен
2. демонстрировать - выйти на демонстрацию
3. циничный - непристойный, бесстыдный

4.энтузиазм - сильное воодушевление, увлечение

Ответ

_____________

№ 2. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
1. потерянный взгляд 3. натянутые отношения

2. сорванный цветок 4. подавленное состояние
_______

Ответ

№5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является фразеологизм.
1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.
4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпал с книгой в руках.
Ответ

___________

№ 4. Какой фразеологический оборот имеет значение «ничтожный, бесполезный
человек»?
1 .птица высокого полёта

2. абсолютный ноль

3.верста коломенская

4. колОСС на глиняных ногах

Ответ

_______

№ 5. Замените слово стилистически нейтральным синонимом.
А. Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился,
споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.
Ответ
Б. Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купилиобалденный,
как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая
коричневая клетка.

Ответ

__________________

В. Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды,
- земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта. Ответ

Критерии оценки контрольной работы:

% выполненной работы

Оценка

90 - 100 %

«5» (отлично)

80 - 89 %

«4» (хорошо)

70 - 79 %

«3»(удовлетворительно)

0-69%

«2» (неудовлетворительно)

Эталон ответов к контрольной работе по разделу
№1-2

№2 - 2

Б замечательный;

№3 -4

В не знает

№4 - 2

№5 - А упал;

Тесты по русскому языку «Нормы орфоэпии»

Вопрос №1
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. диспансЕр

3. жалюзИ

2. зАвидно

4. клАла

5. каталОг

Вопрос №2
В каком слове НЕВЕРНО вьщелена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. бралА
2. ходатАйство

3. кУхонный

5. шассИ

4. шАрфы

Вопрос №3
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. закупОрить

3. позвонИшь

2. облегчИть

4. включИм

5. поелАл а

Вопрос №4
В каком слове НЕВЕРНО вьщелена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1.

ЛОСОСЁВЫЙ

2. Искра

3. Августовский

5. договОр

4. ломотА

Вопрос №5
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. донЕльзя

3. обеспЕчение

2. докраснА

4. асимметрИя

5. гАзопровод

Вопрос №6
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. озлОбить

3. тОрты

2. одолжИт

4. пОрты

5. красивЕе

Вопрос №7
В каком слове НЕВЕРНО вьщелена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. положИл

3. факсимилЕ

2. плодоносить

4. освЕдомищься

5. прибЫв

Вопрос №8
В каком слове НЕВЕРНО вьщелена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. сирОты

3. комбАйнер

2. бАрмен

4. сОгнутый

5. цЕмент

Вопрос №9
В каком слове НЕВЕРНО вьщелена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. дремотА

3. корЫсть

2. гЕнезис

4. некролОг

5. запертА

Вопрос №10
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. углубить

3. избалованный

2. намерЕние

4. срЕдства

5. принУдить

Критерии оценки контрольной работы:

% выполненной работы

Оценка

90 - 100 %

«5» (отлично)

80 - 89 %

«4» (хорошо)

70 - 79 %

«3» (удовлетворительно)

0-69%

«2» (неудовлетворительно)

Эталон ответов к контрольной работе по разделу
1. завИдно

5. газопровод

9. дремОта

2. ходАтайство

6. красИвее

10. намЕрение

3. закУпорить

7. факсимиле

4. ломОта

8. цемЕнт

Раздел 3. Морфемика. Словообразование.

Проверяемые результаты обучения: делить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике
правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Тест по разделу «Морфемика»
1. Закончи предложение: «Морфемика — это раздел науки о языке, в котором изучаются
...»

А. Звуки речи.

Б. Части слова.

В. Части речи.

г. Словосочетания.

2. Закончи предложение: «Наименьшая значимая часть слова это-...
А. Окончание

Б. Слог

В. Морфема

Г. Корень

3. Закончи предложение; «При изменении слова...»

А. получаются формы этого же слова, изменяется только его грамматическое значение, а
лексическое остаётся тем же самым.
Б. изменяется и его лексическое значение.

Зядания для проведения контрольной работы для студентов

1. Безударные гласные в корне слова:
Св...дить, прим...рение, изм...рение, объед...пение, вызд...р...веть, ед...ница, м...лодой.
нар...диться, од...рить, тр...стинка, ук...р...тить, щ...б...танье, св...щенник, сум...рки,
разг...вор, ув...дать друга, цветокув...дает, прор...дить грядку.

Д...легат, вин...грет, рев...ране, в...тчина (устар.), в...гонетка, с...пожник.

1. Правописание гласных после шипящих и Ц:

Аж...рный, ж...лудь, ож...г (руки), пощ...чина, чащ...ба, ц...ган, ц...ркуль, синиц...(мн.ч.),
маж.-.рный, изж...га,
изж.-.га, ц...корий, никч...мный, ш...колад, печ...нка, ж...ри,
корнии1...н, маж...рный,
параш...т, щ...т, печ...ные,ч...рт.
1. Правописание приставок:
а) пре- при
пр...морский, пр ...открыть, пр...грабить, пр...рвать, пр ...пятствие, пр...следовать,
пр...ключение, пр..оритет,
пр..оритпет, пр...зидент, пр...зидиум, пр...соединить,
пр ...соединить, пр...усадебный,
пр ...усадебный,

пр...увеличение, пр ...красный.
б) с- 3

бе ...сильный, бе ...вкусный, бе...ценный, бе ...злобный, во ...становление, во ...держаться,
бе ...форменный, ра...свет, ра...цвет, во ...кликнуть.

1. Правописание личных окончаний глаголов:
Он кле...т, он дыш...т, он пил...т, онла...т, он капа...т, они бор...тся, он спиш...т, снега
та...т, флагире...т,он колыш...тся, гуси плещ...тся, он скач...т

1. Правописание Н и НН во всех частях речи:
Жева...ый, кова...ый, корчёва...ый, балова...ый, смышлё...ый, коше...ый, жаре....ый,
'' соломе;...... ый, стекля...ая,
гуси...ый, маши...ый, мыши...ый," баше...ый,
песча..ый,глиня...ая, писа...ые людьми законы, краше...ый с вечера забор, станцио...ый,
асфальтирова...ый, рискова...ый, купле...ая книга, отвечать пута...о, сожалеть
искре...е; говорить

обдума...о, взволнова...о.
1. Правописание частицы НЕ:
а) НЕ слитно- раздельно

1. (Не)работающий механизм требовал ремонта.
2. Разве это (не)правда.^

3. Взгляд его был (не)дружелюбный.
4. Берег был (не)высок.

5. J/иу (не)лёгкую задачу надо было решить во что(бы) то ни стало.
6. Этио был (не)большой, а маленький котелок.

7. (Не)смотря на сильный мороз, мы вышли на охоту.

8. Она говорила, (не)смотря ему в глаза, старалась отвести взгляд.

9. (не)правда, (не)далёкий, (не)чем, (не)стерпимый, (не)довыполнить; шел, (не)видя
дороги; делал своё дело (не)взирая (ни)на что; играл, (не)смотря на ноты.

б)НЕ - НИ
(не, ни)разу (не, ни) был в Крыму, (не, ни) один из них (не)приехал, где бы (не, ни) был,
(не,ни) мог (не, ни) знать, (не,ни) раз я хотел зайти к ним, куда бы он ( не. ни) поехал, я
(не, ни)разу (не)видел этого явления.

1. Правописание слов слитно, раздельно или через дефис:
а) (В)следстви... сырой погоды уехал, но (в) поеледетей... вернулся; (не) обходимо иметь
(в)виду; (в)виду задержки в пути; (в)течени... часа; (в)течени... реки.

б) что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть; становилось холоднее, за(то) дождь
перестал; спрятался за(то) здание; я (то)же поехал с ними; я сделал то (же), что и они.
в) (пол)лимона,(пол)дня, (пол)арбуза, (пол)кадра, (пол)очка, что(нибудь), какой(то),
(кое)какой, какой(нибудь)

1. Употребление разделительных ъ и ь знаков:

ад...ютант, суб...ект, ин...екция, д...явол,д...якон, под...ячий, почтал...он, компан...он,
пред ...юбилейный, двух...ярусный, трёх...этажный, двух... палубный, с ...экономить,
с ...агитировать, с...узить, с...уметь, пред ...убеждение, с... ездить, под...езд, п...еса.
обез...яна.

1. а)Подобрать синонимы:
Интересный, труд, бояться. Родина, писатель, гиппопотам, аллигатор.

б) Подобрать антонимы:
жить, радость, белый, простой, друг, тёплый, день, мир.

Критерии оценки контрольной работы:

Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно вьшолнено не менее половины
заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Эталон ответов к контрольной работе по разделу

1. Безударные гласные в корне слова:
Сводить, примирение, измерение, объединение, выздороветь, единица, молодой.
нарядиться, одарить, тростинка, укоротить, щебетанье, священник, сум^ки, разговор,
увидать друга, цветок увядает, проредить грядку.

Делегат, винегрет, реверанс, вотчина (устар.), вагонетка, сапожник.
1. Правописание гласных после шипящих и Ц:

Ажурный, жёлудь, ожог (руки), пощёчина, чащоба, цыган, циркуль, синица корнишон,
мажорный, изжога, цикорий, никчёмный, шоколад, печёнка, жюри, парашют, щит,
печёные, ч^т.
1. Правописание приставок:

а) пре- при
приморский, приоткрыть, преградить, пр^вать, препятствие, преследовать
приключение, приоритет, президент, президиум, присоединить, приусадебный.
приусадебный,

пр^величение, прекрасный.

б) с- 3
бессильный, безвкусный, бесценный, беззлобный, восстановление, воздержаться,
бесформенный, рассвет, расцвет, воскликнуть.
1. Правописание личных окончаний глаголов:
Он клеит, он дышит, он пилит, он лает, он капает, они борются, он спишет, снега
тают, флаги реют, он колышется, гуси плещутся, он скачет

1. Правописание Н и НН во всех частях речи:

Жеваный, кованый, корчёванный, балованный, смышлёный, кошеный, жареный, гусиный,
машинный, мышиный, башенный, соломенный, стеклянная, песчаный, глинянсы, писанные
людьми законы, крашенный с вечера забор, станционный, асфальтированный,
рискованный, купленная книга, отвечать путано, сожалеть искренне, говорить
обдуманно, взволнованно.

1. Правописание частицы НЕ:
а) НЕ слитно - раздельно

1. Неработающий механизм требовал ремонта.
2. Разве это неправда?
3. Взгляд его был недружелюбный.

4. Берег был невысок.

5. Эту не.лёгкую задачу надо было решить во что бы то ни стало.
6. Это был не большой, а маленький котелок.
7. Несмотря на сильный мороз, мы вышли на охоту.

8. Она говорила, не смотря ему в глаза, старалась отвести взгляд.

9. неправда, недалёкий, нечем, нестерпимый, недовыполнить; шел, не видя дороги;
делал своё дело невзирая ни на что; играл, не смотря на ноты.
б)НЕ - НИ

ни разу не был в Крыму, ни один из них не приехал, где бы ни был, не мог не знать, не раз я
хотел зайти к ним, куда бы он ни поехал, я ни разу не видел этого явления.

1. Правописание слов слитно, раздельно или через дефис:
а) Вследствие сырой погоды уехал, но впоследствии вернулся; необходимо иметь в виду;
ввиду задержки в пути; в течение часа; в течении реки.
б) чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть; становилось холоднее, зато дождь перестал;
спрятался за то здание; я тоже поехал с ними; я сделал то же, что и они.

в) пол-лимона, полдня, пол-арбуза, полкадра, пол-очка, что-нибудь, какой-то, кое-какой,
какой-нибудь
1. Употребление разделительных ъ и ь знаков:
адъютант, субъект, инъекция, дьявол, дьякон, подьячий, почтальон, компаньон,
предъюбилейный, двухъярусный, трёхэтажный, двухпалубный, сэкономить,
сагитировать, сузить, суметь, предубеждение, съездить, подъезд, пьеса, обезьяна.

1. а) Подобрать синонимы:
Интересный - занимательный, увлекательный; труд-работа, бояться-опасаться,
страшиться. Родина-отчизна, держава, писатель- автор, художник мысли (слова),
гиппопотам- бегемот, аллигатор-крокодил.

б) Подобрать антонимы:

жить - умереть; радость-печаль, горе, беда;, белый - чёрный; простой- сложный,
непростой; друг-враг, недруг; тёплый — прохладный; день - ночь; мир- война, вражда.
Критерии оценки контрольной работы:
Оценка «5» ставится за работу, в которой допущена одна незначительная ошибка, описка,
исправление.

Оценка «4» ставится за работу, в которой допущены две - четыре ошибки, описка,
исправление.

Оценка «3» ставится за работу, в которой допущены пять-восемь ошибок, описка,
исправление.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущены пять-восемь ошибок, описка,
исправление.

Раздел 5. Морфология.

Проверяемые результаты обучения:идентифицировать самостоятельные и служебные
части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам;
распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий
разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории
состояния и наречия; глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических
признаков; предлогов, частиц и союзов.

Контрольный тест по теме «Морфология»

1. Назовите существительные мужского рода:
A) проныра, задира, ябеда, соня;
Б) шоссе, метро, такси, радио;
B) шампунь, тюль, какаду, кофе;
Г) Миссисипи, Тарту, Гималаи, леди;
Д) семя, стремя, время, знамя.
2. Выберите слова, имеющие форму только множественного числа.
A) шахматы, чернила, ножницы, поле;
Б) масло, нефть, студенчество, крупа;
B) листва, деньги, молодежь;
Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки;
Д) любовь, брюки, пальцы, воздух.
3. В каком слове перед суффиксом пищется ь?
А) ПОН..ЧИК;
Б) стекол..щик;
В) камен..щик;
Д) табун..щик.

Г) барабан..щик;

4. Когда пол- пишется через дефис с последующим существительным?
A) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды; Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки;
B) пол..города, пол..минуты, пол..дома; Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра;
Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра.

5. На какие разряды делятся имена прилагательные?
A) вопросительные, относительные, повествовательные;
Б) возвратные, отрицательные, личные;
B) одушевлённые, неодушевлённые;
Г) определительные, собирательные, количественные;
Д) качественные, относительные, притяжательные;
6. Качественными называются прилагательные:
A) обозначающие признаки, свойства, качества предмета, которые могут проявляться в
большей или меньшей степени;
Б) обозначающие признак предмета не прямо, а через отношение его к другому предмету;
B) обозначающие принадлежность предмета какому-либо лицу, животному;
Г) обозначающие действие предмета;
Д) обозначающие действие, добавочное по отношению к основному действию.
Т.Укажнте относительные прилагательные:
A) грубый, высокий;
Б) городской, детский;
B) удобный, белый;
Г) красный, глупый;

Д) заячий, медвежий.

8. Укажите притяжательные прилагательные:
В) последний, полный
Б) медный, стеклянный
А) грустный, очередной
Д) изумрудный, новый
Г) дедов, кошачий
9. В каком сочетании НЕ пишется слитно с прилагательным?
Б) (не) вежлив, а груб
A) вовсе(не)строгий
Г) ничуть (не) интересный
B) далеко (не) удачный ответ
Д) совсем (не) интересная книга
10. Укажите прилагательное с -Е- в суффиксе:
Б)песц
песц...вый
А) камыш... вый
Б)
... вый
В) плюш... вый
Д) еж... вый

Г) СВИНЦ...ВЫЙ

11.У кажите прилагательные с -НН-:
Б) це... ый, оловя... ый
A) кожа...ый, глиня...ый
Д) пчели... ый, льви... ый
Г) песча...ый, льня...ой
B) нефтя...ой, СВИ...ОЙ
12. Укажите прилагательное с суффиксом -к-:
В) немец...ИЙ
А) январ... ИЙ
Б) француз... ий
Г)сибир...ий
Д) гигант...ИЙ
13. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:
В) легко(раетворимый)
А) северо(западный)
Б) вьшукло(вогнутые)
Г) немецко(русский)
Д) светло(синий)

14. Какую форму имеет числительное семьсот шестьдесят восьмой в творительном
падеже?
A) семьсот шестьдесят восьмому;
Б) семьюстами шестьюдесятью восемью;
Г) семьсот шестьдесят восьмым;
B) семьсот шестьюдесятью восьмым;
Д) семьсот шестьдесят восьмых.
15. Как склоняется числительное 50?
A) пятьдесят, пятьидесяти, пятидесятею, пятьдесят, пятьюдесяти, пятидесяти;
Б) пятьдесят, пятидесяти, пятидесяти, пятьдесят, пятьюдесятью, пятидесяти;
B) пятьдесят, пятидесяти, пятидесятю, пятьдесяти, пятьдесятью, пятидесяти;
Г) пятьдесят, пятидесятей, пятидесятям, пятьдесят, пятьдесят, пятьдесят;
Д) пятьдесят, пятьидесяти, пятидесятям, пятьдесят, пятьюдесятью, пятидесятых.

16. Укажите, в каком примере ни пишется раздельно?
А) (ни) чей; Б) (ни) чему; В) (ни) за что;
Г) (ни) что; Д) (ни) сколько.
17. Укажите слово с частицей не:
A) Н..0 чем не жалеть;
Б) н..за что н..про что;
Г) н..кому написать;
Д) Н..С кем договориться
B) Н..ОТ кого не ждал;
Критерии оценки контрольной работы:

% выполненной работы

Оценка

90 - 100 %

«5» (отлично)

80 - 89 %

«4» (хорошо)

70 - 79 %

«3» (удовлетворительно)

0-69%

«2» (неудовлетворительно)
Эталон ответов к контрольной работе по разделу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

в

г

б

г

Д

а

б

г

г

д

б

в

в

б

б

в

д

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.

Проверяемые результаты обучения: проверить умения учащихся осознавать структуру
предложения через выражение его в схеме, правильно расставлять знаки препинания в
простых и сложных предложениях по темам:
1. Простые и сложные предложения.
2. Виды сказуемого.

3. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.

4. Однородные члены предложения. Знаки препинания.
5. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

6. Обособленные члены предложения.
1. Употребление деепричастий в предложении. Деепричастный оборот.
8. Замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным
оборотом.
9. Односоставные предложения.

10. Сложноподчиненное предложение.

Контрольная работа
ЕЗапишите словосочетания в таблицу по видам связи между словами:
Согласование

Управление

Примыкание

Сидел спокойно, играла с ребенком, под голубыми небесами, писала четко, в болотистый

берег, сели за стол, увидел собаку, растет быстро, чистая вода.

2.Определите вид простых односоставных предложений.
1. Люблю тебя, Петра творенье!

2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

3. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье .
4. Пахнет весною сквозь стёкла.
5. Вам не видать таких сражений!

6. Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс.

7. Равнина дорогая и свинцовой свежести полынь.
З.Расставьте запятые, раскройте скобки, вставьте буквы:
1) Поворчал он да (не)посмел ослушаться.

2) Всё вокруг и жнивья и дорога и воздух сияло от низкого вечернего солнца.

3) После полу(дня) тянет легкий ветерок небо воздух солнце все становится ярче и яснее.
4) Он прошел (в)пустую дли(...)ую комнату.
5) Сизый едкий дым колыхался над низким сводчатым потолком и щ(...)пал глаза.

4.Определите тип предложения, расставьте запятые, вставьте пропущенные буквы,
раскройте скобки:
1) Стукнула калитка и на плитках доро(...)ки послышались шаги.

2) Пугачев дал знак и меня тот(час) отпустили и оставили.

3) (В)начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
Подчеркните
5.

подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

Употребите, если нужно, тире.

Пословица
1)

мудрость народа.

2)Человек есть украшение мира

3)Дружба это прежде всего искренность

4)3лой язык что стрела

5)Умелому воину зима не помеха

б.Определите вид связи придаточного предложения с главным, составьте схему
предложения, расставьте знаки препинания:
Княжна Марья умоляла брата подождать еще день говорила о том что она знает как
1)
будет (не)счастлив отец ежели Андрей уедет (не)помирившись с ним.
7. Расставить знаки препинания
1) Пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые

2) И кони и охотничьи собаки и увлекательные охотничьи журналы и целая коллекция
дорогих охотничьих ружей словом все потрясло воображение

3) Каждый звук шорох птицы шелест упавшего листа кажется громким заставляет
опасливо вздрогнуть
4) Ветер со свистом понесся по степи беспорядочно закружился и поднял такой шум что
из- за него не было слышно ни грома ни скрипа колес
5) Чтобы быть счастливым нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его.
Критерии оценки контрольной работы:

7 правильных заданий- оценка «5»
6 правильных заданий - оценка «4»

4-5 правильных заданий - оценка «3»
3 и менее - «2»

3. Язык - подл, стрела - сказ
4. Дружба - подл - искренность - сказ
5. Зима - подл, не помеха - сказ
---------, еще день, говорила отом, что она знает, к
6. Княжна Марья умоляла брата подождать
Гк будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним.
7.1) Пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые

2) И кони, и охотничьи собаки, и увлекательные охотничьи журналы, и целая коллекция
дорогих охотничьих ружей, словом, все потрясло воображение.
3) Каждый звук, шорох птицы, шелест упавшего листа кажется громким, заставляет

опасливо вздрогнуть
4) Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно мкружился и поднял такой шум, что

слышно ни грома, ни скрипа колес
из- за него не было
С---------стремиться к этому счастью и понимать его.
5) Чтобы быть счастливым, нужно постоянно
Раздел 7. Текст. Стилистика речи.

Проверяемые результаты обученияюпределять стиль речи и анализировать тексты
р^ных стилей, находить в тексте стилистические средства разных уровней языка,
различать стилистическую окраску языковых средств разных уровней языка.

Условия выполнения заданий;
1) указать цифрами номер стиля,

2) выписать из текстов отличительные признаки стилей.

1 вариант
Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты, укажите
отличительные признаки этих стилей:
1) разговорному;

2) художественному;
3) газетно-публицистическому;

4) официально-деловому;

5) научному.
ТЕКСТ 1.

лесокультурное производство ягодников свидетельствует
О целесообразности внедрения в
государственных лесных полос в сухой
передовой опыт алтайских лесоводов по созданию
с .,
------------в опушечных рядах. Во всяком случае,
Кулундинской степи с участием этих ягодников
большой
благодарностью
мероприятие, ежегодно до
местное население с большой благодарностью оценивает
OuCnnnuv. такое
----------последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не
повреждая кустарников.
ТЕКСТ 2.

использует просодические средства для выделения различных
Разговорная речь широко
степен!^Гв^жности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во

--------------------- синтагматическое ударение, они, как
фразе являются слова, принимающие на
центром высказывания, коммуникативным ядром.
правило, являются смысловым
<--------ТЕКСТ 3.
_
------------ , Российской Федерации, обществом с ограниченной
Согласно Гражданскому кодексу
(да-- ООО) признайся унре«е_нная одним или несколькими лиц»и
ХмертГскад орта^Гизация, уставный капитал которой разделен на доли определенными

учредительными документами.
ТЕКСТ 4.

оперативной информации используется телефонограмма Для передачи, приема и записи
-------- PJQ телефону. Если разговор по телефону — это
официальное сообщение, переданное
диалог то телефонограмма - это письменная фиксация монолога по телефону,
оеглам
’ентированного во
регламентированного
во времени.
времени . Обязательными для телефонограммы являются:
наХование учреждений адресанта и адресата; реквизит «от кого» и «кому» с указанием
должности; время передачи
и приема телефонограммы; должности и фамили
---------------фамилии
передавшего и принявшего телефонограмму; номера телефонов; текст и подпись.

ТЕКСТ 5.
Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал,
-------, при крещении в церковных записях, которые потом
потому что точность эта осталась
куда-то увезли, - концов не найдещь.
найдешь. О возрасте своем старухи говорили так;

- Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась,

помню.

ТЕКСТ 6.
Буду говорить о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной,
человеческой ее части. Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной
нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются
указы не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить
эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. Должна
быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране.

ТЕКСТ 7.
На реке бьшо прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега
зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и
поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и
соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой,
отразилась в воде.

Функциональные стили речи
2 вариант
Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты, укажите
отличительные признаки этих стилей.
1) разговорному;

2) художественному;
3) газетно-публицистическому;

4) официально-деловому;

5) научному.

1Ю2.Й глд

------------ jjg только
грибным
пора
п п1»а“^а^™п™
------- Всемирная метеорологическая организация

катаклизмы не в
от них не застрахован.
Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного
ХнитХ поля₽ электрического и даже биополя, а всеи^оявле™ Еданого
Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна.
энергетического поля ]--------Мечтал, но не успел...

ТЕКСТ 10.

----------э акциям предприятия «Форум» и по акциям
В ответ на Ваш запрос о дивидендах по
(более 300 млн. руб.) были направлены
оборудования и технологий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 года^вьшлата
—
-—УЗУ как вся приоыль
дивидендов "акционерам будет
временно —приостановлена,
предприятия «Форум» пойдет на развитие производства.

ТЕКСТ 11.
От земледельческих работ освобождала креетьян осень, награждая за трудм
____ ---------- > золотым нарядом. Наступала пора
отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю
свдеб^тобы п^ове'ри^ь' сжтливость, наблюдательность, ум жениха и невесты,
веселых t__
прибегали к излюбленному в народе приему - загадыванию
загадыванию загадок.
загад .
очень часто

Г. Науменко.
ТЕКСТ 12.
------------ - проводить лазерную локацию Луны.
Громадная мощность импульсных лазеров позволяет
системы «Земля — Луна» и на этой
Это помогает определять фундаментальные параметры с---------основГрГшать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.

ТЕКСТ 13.
- его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает.
Самая большая ценность народа
------- [ жизнь человека протекает через родной
Думает! Ведь это значит, что вся сознательная
Siy язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, ми подталкиваю
мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
Д. С. Лихачев

ТЕКСТ 14.
Расписка
Настоящая расписка дана библиотеке школы № 12 в том, что мною j™^ctoJ110 .щасса
Петровой Еленой, получено для класса 20 (двадцать) экземпляров книг
КН И.. А.. Бунина
V

«Темные аллеи» сроком на 10 дней.

Е. Петрова
Критерии оценки контрольной работы:

«5» - указаны стили, названы 3 отличительные признака стиля, приведены
примеры(допускается 1 ошибка).

«4» - указаны стили (1 ошибка), названы 3 отличительные признака стиля, приведены
примеры (2 ошибки).

«3» - указаны стили (2 ошибки), названы 3 отличительные признака стиля, приведены
примеры (4 ошибки).
«2» - допущено более ошибок

Эталон ответов к контрольной работе по разделу

1 вариант
ТЕКСТ 1-3

2 вариант
ТЕКСТ 8-3

ТЕКСТ 2-5

ТЕКСТ 9-3

ТЕКСТ 3—4

ТЕКСТ 10-4

ТЕКСТ 4-5

ТЕКСТ 11-2

ТЕКСТ 5-2

ТЕКСТ 12-5

ТЕКСТ 6-3

ТЕКСТ 13-3

ТЕКСТ 7-2

ТЕКСТ 14-

4. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
4.1. Общие положения.

Экзамен предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебнойдисциплины
ОУД 01. Русский язык
4.2. Выписка из учебного плана по дисциплине ОУД 01. «Русский язык»

инде
КС

Наимено
вание
дисципл
ины

Форма
промежут
очной
аттестаци
и

Учебная нагрузка обучающихся (час)
Максима
льная

Теоретич
еские

Практич
еские

Самост
.раб.

Экза
мен

Распределен
ие нагрузки
по курсам

1 курс

ОУП
.01

Русский
язык

Экзамен

96

33

47

12

4

1сем
естр

2сем
естр

34

62

4,З.Условия выполнения заданий в ходе экзамена
Целью проведения итоговой аттестации является проверка усвоения учебного материала
по русскому языку. Экзаменационные билеты состоят из 3-х вопросов; 2 теоретических и
1 практическое задание.
4.4. Критерии оценки.
Ответы оцениваются по устному ответу студента.

Отметка «5» ставится, если обучающийся творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой .

Отметка «4» ставится, если обучающийся правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно использует знания программного материала; в основном правильно и
аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой.

Отметка «3» ставится, если обучающийся допускает ошибки при планировании
выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного
материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу.
Отметка «2» ставится, если обучающийся не может правильно спланировать выполнение
работы;

не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и
неаккуратно выполняет задание;
не может самостоятельно использовать справочную литературу.
4.3.1. Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ОК 01. Решать задачи и проблемные ситуации применительно к профессиональным и
социальным контекстам

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 09. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности

4.3.2, Комплект оценочных материалов
В состав комплекта входят задания (экзаменационные билеты) и оценочная ведомость.

РАЗДАТОЧНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (перечень, если
предусмотрены).
1. Орфографические словари
3. Экзаменационный лист

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.ПК_____________
__
2.

_______________ ________________________________________

4.3.3. Теоретические вопросы и практические задания для устного экзамена

Теоретические вопросы:
Фонетика: определение, классификация звуков.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Лексика. Лексическое значение слова

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
Орфография: правописание слов с чередующимися гласными в корне.
Однозначность и многозначность слов. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы и их
употребление.

Орфография: гласные после шипящих и Ц.

Лексика. Лексическое значение слова.

Правописание приставок: пре- и при-', приставки на 5 и с.
Морфемика: понятие морфемы, типы морфем.

Правописание приставок: гласные ы - и после приставок, употребление ъ после
приставок.
Сложные предложения. Построение сложноподчинённых и сложносочиненных
предложений.

Орфоэпические нормы литературного язьпса.
Что такое словарь? Основные словари русского языка.

Разборы слов: фонетический, морфемный, словообразовательный.
Стилистика. Типы и стили речи
Что такое омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизмы?

Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте.
Текст и его структура

Типы предложений. Типы словосочетаний

Что такое профессиональная и специальная лексика.
Что такое омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизм
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий
Фразеологические единицы русского языка и их использование в речи.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды существительных.

Однозначность и многозначность слов. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы и их
употребление.
Словари русского языка: орфографические, толковые, словообразовательные.
Орфоэпические и толковые словари, словарь крьщатых фраз, словарь иностранных слов,
словари лексических групп.
Наречие. Слова категории состояния.

Морфемика. Словообразование.
Сложные предложения. Построение сложноподчинённых и сложносочиненных
предложений

Орфография как раздел науки о язьж

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Простое осложненное предложение.
Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Предложения с причастными и деепричастными оборотами и знаки препинания в них.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды существительных
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.
Служебные части речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды числительных.
Построение бессоюзных сложных предложений

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Сложные предложения. Построение сложноподчинённых и сложносочиненных
предложений.

Причастие как особая глагольная форма.

Стилистика. Типы и стили речи

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий.

Текст, его строение.
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.Прямая и
косвенная речь.

Практические задания:

1. Выполните полный словообразовательный разбор слов: скороговорка, субботний,
созывать, пушиночка, расшуметься.
2. СПИП1И, расставляя пропущенные знаки препинания, и объясни их постановку.
1) Солнце спрятавшись за сизое облако золотит его края.

2) Слова у Пришвина цветут, сверкают: они то шелестят как травы, то бормоч...т как
родники, то пересвистываются как птицы.
3) Сутра поползли серые как дым облака.
3. Спиши, расставь пропущенные знаки препинания, обозначь обособленные
обстоятельства.

Погода (не) смотря на последнюю треть октября стояла отличная. Благодаря отливу
снегов мы легко могли разл... чать дорогу. Его рука скользя наталкивается на колючи^е
клешни рака. Очнувшись и открыв глаза я увид ...л себя в тихой и светлой комнате. Я
изумлялся его могучей энергии и юмору и вернувшись в Англию в книге об этой экспедиции

пытался нарисовать его портрет.
4. Найди главные и придаточные предложения, обозначь союзы и союзные слова, которые
присоединяют придаточные предложения к главным. Расставь знаки препинания.
1) А кругом куда пойдешь иль взглянешь только степь да синий дым (в) дали. 2) Там где
сомкнулись трое-четверо вокруг костра идет возня с котелками. 3)0 такой дружбе
которая (не) выдерживает прикосновения правды (не) стоит и ж...леть.

4) Все то чего к...снется человек оз...рено его душой живою. 5) Место куда мы приехали
было( по) истине оч ...ровательно.

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является фразеологизм. Объясните его смысл.
1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.

2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.
4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпал с книгой в руках.

6. Спиши, определяя виды связи в сложных предложениях, расставляя знаки препинания и
объясняя их постановку.
1) С этой стороны улицы нужно перейти в переулок который был так узок что если
случайно встретиться в нем двум повозкам в одну лошадь то они уже не могли
разъехаться. 2) Неприятель не хотел верить что он потерял инициативу и что пришел
конец его победоносному шествию. 3) Мы Вулича не понимали но когда он взвел курок
насыпал на полку пороха то многие невольно вскрикнув схватили его за руки.

7. Обозначь главные и придаточные предложения, расставь знаки препинания.

1) Мы спешили (изо) всех сил как (буд) то за нами кто (то) гнался. 2) Наш пароход
тащили два буксира (не) смотря на то что он сам работал полным ходом. 3) С тем что

(бы) к утру подтянулись резервы

командир принял решение пр..кратитьпр..следование до

8 .Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания, и объясни их постановку.

1) Солнце спрятавшись за сизое облако золотит его края.

2) Слова у Пришвина цветут, сверкают: они то шелестят как травы, то бормоч...т как
родники, то пересвистываются как птицы.
3) С утра поползли серые как дым облака.

9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является фразеологизм. Объясните его смысл.
1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила мое отношение к миру.
2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.
4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпал с книгой в руках.

10. Спиши, определяя виды связи в сложных предложениях, расставляя знаки препинания
и объясняя их постановку.

7) Ночью я почу(?)ствовал боль в ноге и когда встал утром она оказалась сильно
часы когда солнце садится за
риснухшвй. 2) С нежностью я вспоминаю э/пи весенние
t
:
3)
Занавес
поднялся и как только публика
горы и в воздухе еще разлит золотистый свет.
Увидела своего любимца театр задрожал от рукоплесканий и восторженных откликов.
4) Самолеты гудели уже где(то) над самой головой и хотя их (не)было видно точно
черная тень от их крыльев прошла по лицам девушек.
И.Спиши, расставь пропущенные знаки препинания, укажи, чем выражены обособленные
определения.Сж..гпел1ь/м беспокойством он устремился вперёд.

Мокрого до последней нитки меня сняли с лошади почти без чу(?)ств.
Он повернулся и ушел, а я ра(с,сс)теря(н,нн)ыйостался стоять на месте.

12. Какой фразеологический
человек»?

оборот

значение «ничтожный,

имеет

1. птица высокого полёта

2. абсолютный ноль

бесполезный

3. верста коломенская
4. КОЛОСС на глиняных ногах

23. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
На ребенке было (одето, надето) теплое пальто

Огурцы были (водные, водянистые)

Обед был (сытым, сытным)
13. Расставь и объясни знаки препинания.
Рассыпавшись по корабаю в своих белых рубашках с широкими воротами открывающими
загорелые шеи матросы моют и скребут палубу.

14. Сделать фонетический разбор данных слов.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.