МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБНОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ОБЩЕОБРАЗВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
ОУП.04 ХИМИЯ
по специальности 08.02.01«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Форма обучения: очная
Курс:1.
Семестр: 1
2023 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Прорм^оВ № от <<^^»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
2023г.
(Подпись)
(Подпись)
о (ФИО)
(ФИО)
2023 г.
Фонд оценочных средств общеобразовательного цикла ОУП.04 Химия образовательной
программы в соответствии сприказомМинобрнауки России от 10.01.2018 N 2
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 09.02.07«Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений»
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2022 N 49797)
Разработчик: Гаджиева Н.А.
Рецензенты/ эксперты:
преподаватель ГБПОУ РД ИПК.
Паспорт фонда оценочных средств
Фонд оценочных средств предназначен для проведения текущей и промежуточной
аттестации ОУП.04 Химия.
Метапредметные:
Предметные:
МПР1
Уметь самостоятельно определять
цели деятельности и составлять
планы деятельности;
самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать
деятельность; использовать все
возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях.
МПР2
Уметь продуктивно общаться и ПР2
взаимодействовать в процессе
совместной деятельности,
учитывать позиции других
участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты.
Владеть основополагающими
химическими понятиями, теориями,
законами и закономерностями;
уверенное пользование химической
терминологией и символикой.
МПРЗ
Владеть навыками
познавательной, учебно
исследовательской и проектной
деятельности, навыками
разрешения проблем; быть
способным и готовым к
самостоятельному поиску методов
решения практических задач,
применению различных методов
познания.
ПРЗ
Владеть основными методами
научного познания, используемыми в
химии: наблюдение, описание,
измерение, эксперимент; уметь
обрабатывать, объяснять результаты
проведенных опытов и делать
выводы; быть готовым и способным
применять методы познания при
решении практических задач.
МПР4
Быть готовым и способным к
самостоятельной информационно
познавательной деятельности,
владеть навыками получения
необходимой информации из
словарей разных типов, уметь
ориентироваться в различных
источниках информации,
критически оценивать и
интерпретировать информацию,
получаемую из различных
источников.
ПР4
Уметь давать количественные
оценки и проводить расчеты по
химическим формулам и
уравнениям.
МПР5
Уметь использовать средства
информационных и
коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и
ПР5
Владеть правилами техники
безопасности при использовании
химических веществ.
ПР1
Сформировать представление о
месте химии в современной научной
картине мира; понимать роль химии
в формировании кругозора и
функциональной грамотности
человека при решении практических
задач.
организационных задач с
соблюдением требований
эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.
МПР6
Уметь определять назначение и ПР6
функции различных социальных
институтов.
МПР7
Уметь самостоятельно
оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей.
МПР8
Владеть языковыми средствами
- умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые
средства.
МПР9
Владеть навыками
познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их
достижения.
Сформировать собственную
позицию по отношению к
химической информации,
получаемой из разных источников.
Таблица №1
Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
Наименование элемента результатов
МПР1 - Уметь самостоятельно
определять цели деятельности и
составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать
деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях._______
МПР2 - Уметь продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты.
___________ Виды аттестаций
Промежуточная
Текущий контроль
аттестация
Оценка выполнения
практического
задания,
оценка выполнения
самостоятельной
работы
Оценка выполнения
практического
задания,
оценка вьшолнения
самостоятельной
работы
навыками
МПРЗ
- Владеть
учебно
познавательной,
проектной
и
исследовательской
навыками разрешения
деятельности,
проблем; быть способным и готовым к
поиску
методов
самостоятельному
задач,
практических
решения
методов
различных
применению
познания.
МПР4 -Быть готовым и способным к
самостоятельной
информационно
познавательной деятельности, владеть
навыками
получения
необходимой
информации из словарей разных типов,
уметь ориентироваться в различных
источниках информации, критически
интерпретировать
оценивать
и
информацию, получаемую из различных
источников.
МПР5 -Уметь использовать средства
информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении
коммуникативных
когнитивных,
и
организационных задач с соблюдением
эргономики.
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых
и
этических норм, норм информационной
безопасности.________________________
МПР6 - Уметь определять назначение и
функции
различных
социальных
институтов.__________________________
МПР7 - Уметь самостоятельно оценивать
и принимать решения, определяющие
стратегию
поведения,
поведения.
с
учетом
гражданских и нравственных ценностей.
Оценка выполнения
практического
задания,
оценка выполнения
самостоятельной
работы
Оценка сообщения и
реферата,
оценка выполнения
самостоятельной
работы
Оценка сообщения и
реферата
Устный опрос
Оценка выполнения
практического
задания,
оценка выполнения
самостоятельной
работы___________
Устный опрос,
письменный опрос,
оценка сообщения и
реферата_________
Тестирование
МПР8 - Владеть языковыми средствами умение ясно, логично и точно излагать
свою
точку
зрения,
зрения.
использовать
адекватные языковые средства._________
МПР9
- Владеть
навыками
познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их
достижения.______________________
ПР1 -Сформировать представление о Устный опрос,
месте химии в современной научной оценка сообщения и
картине мира; понимать роль химии в реферата
Дифференцированный
зачет
формировании
кругозора
и
функциональной грамотности человека
при решении практических задач._______
основополагающими
- Владеть
ПР2
понятиями,
химическими
теориями,
законами и закономерностями; уверенное
пользование химической терминологией
и символикой.________ ____
ПРЗ - Владеть основными методами
научного познания, используемыми в
химии:
наблюдение,
описание,
эксперимент;
измерение,
уметь
обрабатывать, объяснять
результаты
проведенных опытов и делать выводы;
быть готовым и способным применять
при
методы
познания
решении
практических задач.___________ _ _____
ПР4 - Уметь давать количественные
оценки и проводить расчеты по
химическим формулам и уравнениям.
Устный опрос,
письменный опрос,
тестирование
Дифференцированный
зачет
Оценка выполнения
практического
задания
Дифференцированный
зачет
Оценка выполнения
практического
задания,
тестирование,
письменный опрос
Оценка выполнения
практического
задания _________ _
Устный опрос,
оценка сообщения и
реферата
Дифференцированный
зачет
правилами техники
- Владеть
ПР5
при
использовании
безопасности
химических веществ.
Дифференцированный
собственную
- Сформировать
ПР6
зачет
позицию по отношению к химической
информации, получаемой из разных
источников.______________________ _
Оценивание результатов обучения на текущей и промежуточной аттестации
Объекты
оценивания
МПР1 Уметь
самостоятель
но
определять
цели
деятельности
и составлять
планы
деятельности
Показатели
-выполнение
самостоятельных
работ в ходе
изучения
дисциплины;
- умение
планировать
собственную
деятельность;
-осуществление
самостоятель контроля и
корректировки
но
осуществлят своей
Критерии
Тип задания;
Xs задания
-выполнены
все виды
самостоятель
ных работ по
дисциплине;
- определены
цели и задачи
самостоятель
ных работ;
Сообщения и рефераты
№1-12
Практические задания
№№ 1,3,4,6,8,9,
13.
Самостоятельная
работа №№ 1, 2, 3,4
скорректиров
аны действия
после оценки
работ;______
Форма
аттестации
(в
соответствии
с учебным
планом)
Текущая
дифференцир
№№ 2, 5,
проект
Владеть
практические
ованный
10,11,12,14,15,16,17,18,
(исследовани
навыками
проблемы;
зачет
19,20,21,22,23
е) по
познавательн 1 -выполнение
дисциплине; Сообщения и рефераты
ой, учебно- заданий
№1-12
исследовател творческого
использован
и характера с
ьской
ы различные
применением
проектной
методы
деятельности различных
познания
, навыками ] методов
(наблюдение,
познания;
разрешения
эксперимент,
- способность к
проблем;
измерение.
учебно
быть
способным и исследовательско | моделирован
ие) при
к й и проектной
готовым
выполнении
самостоятель деятельности
заданий
ному поиску
творческого
методов
I
характера
рещения
практически
X
задач,
применению
различных
методов
познания.
_____ ________
Текущая,
МПР4 - Быть -осуществление
Сообщения и рефераты дифференцир
и эффективного
готовым
ованный
№ 1 — 12, устный
7. - для
способным к 1 поиска
зачет
ПОДГОТОВК I опрос №№1-11,
самостоятель необходимой
письменный
опрос
№№
и
информации,
ной
презентац 1-15
используя
информацио
ИЙ,
различные виды
ннорефератов
познавательн источников, в том
и
числе
ой
сообщени
деятельности 1 электронные;
й
владеть | - использование
использов
информации для
навыками
ана
эффективного
получения
информац
необходимой I выполнения
ИЯ,
информации поставленных
подобран
из словарей | учебных задач;
ная из
-умение
разных
разных
типов, уметь | критически
источник
ориентирова оценивать и
ов;
в I интерпретировать
ться
8. -при
информацию в
различных
устных и
соответствии с
источниках
письменн
информации, поставленными
ых
учебными
критически
опросах
оценивать и | задачами
продемон
интерпретир
стрирован
овать
о умение
информацию!________
получаемую
из
различных
источников.
МПР5
Уметь
использовать
средства
информацио
иных
и
коммуникац
ионных
технологий
(далее
ИКТ)
в
решении
когнитивных
-осознание
ответственности
за деятельность в
сети интернет;
-способность и
готовность к
использованию
ИКТ в целях
обучения и
развития;
-соблюдение
техники
безопасности,
гигиены,
коммуникати ресурсосбережен
вных
и ИЯ, правовых и
организацио этических ном,
иных задач с ном
соблюдение информационной
м
безопасности
требований
эргономики,
техники
безопасности
,
гигиены,
ресурсосбере
жения,
правовых и
этических
норм, норм
информацио
иной
безопасности
МПР6
Уметь
определять
назначение и
критическ
и
мыслить
-применены
ИКТтехнологии
при
выполнении
проектных и
творческих
заданий;
- составлены
и заполнены
тематических
таблиц
с
привлечение
м
информацион
ных
ресурсов;
-подобраны
графические
изображения
и
видеоролики
по
предложенно
й теме в сети
Интернет;
-выполнены
в
тесты
режиме онлайн;
Сообщения и рефераты
№ 1 — 12, устный
опрос №№1-11,
письменный опрос №№
1-15
тестирование
№№1,2,6,7,
11,1216, 20,21,22,23
практические задания
№№ 2, 5,
10,11,12,14,15,16,17,18,
19,20,21,22,23
Текущая,
дифференцир
ованный
зачет
использован
ы
электронные
учебники и1
средства
виртуальной
химической
лаборатории
для
проведения
практических
работ
Текущая
функции
различных
социальных
институтов.
- выполнены Сообщения и рефераты Текущая
МПР7
- - умение
№ 1 —12,
учебноУметь
самостоятельно
познавательн практические задания
самостоятель планировать и
№№ 1,3,4,6,8,9,
ые задания
но оценивать | управлять своей
творческого
13,
и принимать познавательной
самостоятельная
работа
и
поискового
деятельностью;
решения,
№№
1,2,
3,4
определяющ - самостоятельное I характера
ие стратегию | создание
поведения, с алгоритмов
учетом
I деятельности при |
гражданских решении проблем
творческого и
и
нравственны поискового
X ценностей. характера;
- воспитание
высоких
нравственных
чувств в
отношениях к
родине и ее
идеалам, к
трудовой
деятельности и к
людям________
Сообщения и рефераты Текущая,
-умение ясно,
МПР8
№
1 — 12, устный
I дифференцир
подготовлен
логично и точно
Владеть
ованный
ы сообщения опрос №№1-11,
излагать свою
языковыми
письменный опрос №№ зачет
и рефераты
средствами - 1 точку зрения,
химического 1-15
умение ясно, использовать
содержания в
и языковые
логично
соответствии
средства,
точно
соответствующие с
излагать
поставленной
точку
I
дисциплине
свою
целью;
зрения,
-даны
использовать
полные и
адекватные
правильные
языковые
ответы на
средства.
вопросы
устного и
письменного
опроса;
использован
ы в ответах
химические
термины и
адекватные
МПР9
Владеть
навыками
познавательн
ой
рефлексии
как
осознания
совершаемы
X действий и
мыслительн
ых
процессов,
их
результатов
и оснований,
границ
своего
и
знания
незнания,
новых
познавательн
ых задач и
их
средств
достижения.
ПР1
Сформирова
ть
представлен
ие о месте
в
химии
современной
научной
картине
мира;
понимать
роль химии в
формирован
ИИ кругозора
и
-анализ
результатов
деятельности и
актуализация
имеющихся у
обучающихся
знаний и умений;
-умение
использовать
полученные
знания в новых
условиях,
ситуациях;
-умение
комбинировать
усвоенные
элементы
учебной
информации и
способы
деятельности с
целью
получения новых
знаний;
-понимание
причин
успеха/неуспеха
учебной
деятельности и
способность
конструктивно
действовать даже
в ситуациях
неуспеха_______
- представление о
роли химии в
современной
научной картине
мира;
- способность
обучающихся
использовать
естественно
научные знания
для решения
практических
задач
языковые
средства
- выполнены Тестирование №№1-23
контрольные
задания по
всем темам
изучаемого
курса и
проведен
анализ их
результатов;
- получены
ответы на
вопросы и
задания
межпредметн
ого характера
представлен
ы сообщения
и рефераты
об истории
развития
химии, о
выдающихся
ученыххимиках, о
месте химии
в
современной
научной
картине
Сообщения и рефераты
№1 — 12
практические задания
№№ 1,3,4,6,8,9,
13
Текущая,
дифференцир
ованный
зачет
Текущая,
дифференцир
ованный
зачет
мира;
- выполнены
задания, в
ходе которых
приобретены
знания и
умения,
имеющие
значимость
при решении
практических
I задач_______
Сообщения и рефераты |
- знание_________ - при
ПР2
№1-12
основных
выполнении
Владеть
практические задания
различных
основополаг положений
№№ 1-23
теории
форм
ающими
самостоятельная работа
химическим электролитическо | контроля
продемонстр №№ 1,2, 3,4
и понятиями, й диссоциации,
тестирование №№1-23
ированы
теории
теориями,
устный опрос №№1-11,
знания
законами и I химического
письменный опрос №№
химической
закономерно | строения
терминологи 1- 15
стями;
I органических
ии
веществ,
уверенное
пользование основополагающ символики
(знаки
химической
их законов
химических
терминологи | химии;
ей
и - использование в элементов,
формулы
символикой. ходе устного и
веществ,
письменного
уравнения
ответа, при
химических
выполнении
реакций)
практических
заданий,
самостоятельных
работ и
тестирования
химической
терминологии и
символики______ ______
- овладение
| - проведены | Практические задания
ПРЗ
методами
лабораторны | №№ 2, 5,
Владеть
10,11,12,14,15,16,17,18,
познания,
еи
основными
[ используемыми в | практические 19,20,21,22,23
методами
работы по
научного
I химии
всем темам
познания,
(наблюдение,
курса в
используемы описание,
соответствии
ми в химии: эксперимент,
с их целями и
наблюдение, | измерение);
сделаны
- получение
описание,
выводы по
выводов,
измерение,
проведенным
эксперимент; | основанных на
работам____
уметь_______ I наблюдениях и
функциональ
ной
грамотности
человека при
решении
практически
X задач.
Текущая,
дифференцир
ованный
зачет
Текущая,
дифференцир
ованный
зачет
обрабатыват экспериментах,
ь, объяснять I необходимых для
понимания
результаты
проведенных I окружающего
и мира и тех
опытов
изменений,
делать
которые вносит в
выводы;
него деятельность
быть
и 1 человека
готовым
способным
применять
методы
познания
при решении |
практически
X задач._____ _________
ПР4 - Уметь J - решение
расчётных задач;
давать
использование
количествен
ные оценки и | при решении
проводить
1 задач химических
расчеты по I формул;
химическим - применение при
формулам и I решении задач
уравнениям. | химических
уравнений
ПР5
Владеть
правилами
техники
безопасности
при
использован
ИИ
химических
веществ.
- расчётные
задачи
решены в
соответствии
| с вариантом
задания;
- при
решении
| задач в
полном
объёме
использован
ы
химические
формулы;
- при
решении
задач
использован
ы
химические
уравнения, в
соответствии
с
преддоженны
м заданием
-знание правил
продемонстр
техники
ировано
безопасности;
знание
-применение
правил
| правил техники
безопасности при техники
безопасности
проведении
при
лабораторных и
выполнении
практических
работ_________ _ тестов;_____
Практические задания
№№ 1,4,6,8,9
Самостоятельная
работа №№1-4
Практические задания
№№ 2, 5,
10,11,12,14,15,16,17,18,
19,20,21,22,23
Текущая,
дифференцир
ованный
зачет
Текушая,
дифференцир
ованный
зачет
ПР6
Сформирова
ть
собственную
позицию по
отношению
к
химической
информации,
получаемой
разных
из
источников.
-применены
правила
техники
безопасности
при
проведении
лабораторны
Xи
практических
работ______
- для
-получение
подготовки
необходамой
презентаций,
химической
рефератов
и
информации из
сообщений
разных
использована
источников;
информация,
критическоеперео подобранная
из разных
ценивание
источников;
полученной
информации;
продемонстр
- применение
ировано
информации
умение
перерабатыва
ть
информацию
2. Фонд оценочных средств
Текущая,
дифференцир
ованный
зачет
Включает в себя оценочные средства, предназначенные как для
проведения промежуточной аттестации (дифференцированного зачёта),
так и для проведения оперативного контроля знаний студентов.
Промежуточная аттестация
Дифференцированный зачёт (II семестр) проводится по окончании изучения
учебной дисциплины «Химия». Для проведения дифференцированного зачёта
используются тестовые задания.
Тестовые задания представлены в 1 варианте, который содержит 30 тестовых
заданий, в том числе с выбором одного правильного ответа из нескольких
предложенных — 20 заданий, с выбором 3-х правильных ответов из нескольких
предложенных — 10 заданий.
2.1.ВХОДНОЙ контроль.
Цель входного контроля-определить начальный уровень подготовленности
обучающихся и выстроить индивидуальную траекторию обучения.
Для осуществления входного контроля используется тестирование. Тестовые
задания представлены в 4-х вариантах.
Вариант 1
Дополните предложение:
1.
периоде,
в
находится
Химический
элемент
магний
группе,подгруппе.
Выберите правильный ответ:
2.
Атом кислорода имеет следующее распределение электронов по
энергетическим уровням:
2ё4ё
A.
2ё6ё
B.
2ё8ё6ё
C.
Дополните предложение:
3.
В периоде с возрастанием порядкового номера у химических элементов
металлические
свойства,
а
неметаллические
свойства
Установите соответствие:
4.
В веществах, имеющих химические формулы а) Ог, б)НС1, B)MgO
A. ионная связь
B. ковалентная неполярная связь
C. ковалентная полярная связь
Установите соответствие:
5.
1. НС1
A. основный оксид
2. СиО
B. кислотный оксид
3. SO2
C. основание
4. КОН
D. соль
5. H2SO3
E. кислота
6. CUSO4
7. NaCl
Вариант 11
Дополните предложение;
1.
Номер периода указывает на-----------Выберите правильный ответ:
2.
распределение электронов по
Атом хлора имеет следующее
энергетическим уровням:
2ё5ё
A.
2ё8ё7ё
B.
2ё7ё
C.
Дополните
предложение;
3.
В главной подгруппе с возрастанием порядкового номера у химических
а неметаллические
элементов металлические свойства----------------- ,
свойства
Установите соответствие:
4.
В веществах, имеющих химические формулы а)Н2, б)СиО, в)Н2О
A. ионная связь
B. ковалентная неполярная связь
C. ковалентная полярная связь
Установите соответствие:
5.
I.H2SO4
А. основный оксид
2. NaOH
в. кислотный оксид
З.СО2
с. основание
4.К2О
D. соль
5. CuCh
E. кислота
6. СаСОз
Вариант 111
1.
Дополните предложение.
предложение;
Порядковый номер химического элемента указывает на
Выберите
правильный ответ:
2.
Г
' .
электронную формулу;
<
Атом кислорода имеет следующую
ls^2s^2p2
Is 2s 2р‘
A.
ls^2s^2p‘*
B.
Is22s22p^3s23p4‘
C.
Дополните предложение;
3.
В ряду Na, Mg, Al металлические свойства
A.
В ряду F, С1, Вг, I неметаллические свойства
B.
Установите соответствие;
4.
В веществах, имеющих химические формулы a)H2S, б)СаО, в)С12
ионная связь
A.
ковалентная неполярная связь
B.
ковалентная полярная связь
C.
Выберите правильный ответ:
5.
Разбавленная серная кислота реагирует с : SO2, СиО, NaOH, Zn, Си.
Ответ подтвердите уравнениями химических реакций.
Вариант IV
Дополните предложение:
1.
Номер группы указывает на.
Выберите правильный ответ:
2.
Атом хлора имеет следующую электронную формулу:
Is22s22p3
A.
Is22s22p5
B.
Is22s22p^3s23p5
C.
Дополните предложение:
3.
В ряду В, С, N, О, F неметаллические свойства
A.
В ряду Li, Na, К металлические свойства
B.
Установите соответствие:
4.
та
B) сульфат железа (III)
C) ортофосфорная кислота
D) угольная кислота
Ответы
Вопрос
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Ответ
С
С
в
D
В
D
А
С
D
с
В
С
А
В
А
В
Предмет органической химии.
Теория строения органических соединений.
Устный опрос
1. Предмет органической химии. Сравнение органических веществ с
неорганическими.
2. Причины многообразия органических соединений.
3. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные
положения теории химического строения. Изомерия и изомеры.
4. Классификация органических веществ по строению углеродного скелета и
наличию функциональных групп. Гомологи и гомология.
Письменный опрос.
1. Для 2,2,3-триметилпентана составить формулы двух гомологов и двух
изомеров.
2. Напищите структурные формулы изомеров пентана С5Н12.
3. Напищите структурные формулы трёх изомеров гексана СбН^.
4. Какие из перечисленных ниже соединений являются изомерами:
а) 2-метилгексан;
б) 3-метилгептан;
в) 3-этилгексан;
г) 2,2-диметилгептан;
д) 2,4-Диметилгексан;
е) 2-метилоктан.
5. Напишите структурные формулы двух гомологов пентена-2 и назовите их.
6. Напишите структурные формулы изомеров диеновых углеводородов
состава CsHg. Назовите их.
7. Напишите структурные формулы четырёх изомеров, которые отвечают
формуле СдЬи. Назовите все вещества.
8. Сколько алкинов могут быть изомерны изопрену? Напишите структурные
формулы этих алкинов и назовите их по систематической номенклатуре.
9. Составьте структурные формулы трёх алкинов, которые изомерны 2метилбутадиену-1,3. Дайте им названия.
10. Для следующего вещества составьте формулы одного гомолога и двух
изомеров.
Тема Углеводороды и их природные источники.
Устный опрос
1. Алканы; гомологический ряд, общая формула, изомерия, номенклатура,
получение, химические свойства, применение.
2. Алкены: гомологический ряд, общая формула, изомерия, номенклатура,
получение, химические свойства, применение.
3. Алкадиены и каучуки. Сопряженные алкадиены. Химические свойства
бутадиена-1,3 и изопрена. Натуральный и синтетический каучуки. Резина.
Вулканизация каучука.
4. Алкины: гомологический ряд, общая формула, изомерия, номенклатура,
получение, химические свойства, применение.
5. Арены: гомологический ряд, общая формула, изомерия, номенклатура,
получение, химические свойства, применение.
6. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Октановое число
бензина. Коксохимическое производство.
Письменный опрос
1. Напишите уравнения реакций; а) горения пропана в кислороде; б) первой,
второй и третьей стадий хлорирования метана. Дайте названия всем
продуктам реакций.
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить
CH3CI —> СгНб —> С2Н5ВГ. Дайте названия
следующие превращения; СНд
всем веществам.
3. Рассчитайте массу сажи, которая образуется при разложении метана
массой 24 г.
4. Рассчитайте объём кислорода и объём воздуха, которые потребуются для
сжигания 10 л этана. Объёмная доля кислорода в воздухе составляет 21%
(н.у.).
Письменный опрос
1, Напишите структурные формулы соединений: а) 2-метилбутен-1; б) 3метилпентен-1; в) 2-метил-4-этилгексен-2.
2. Напишите уравнения реакций взаимодействия бутена-1 с водородом,
бромом, бромоводородом. Какие вещества образовались?
3. Как получают этилен? Напишите два уравнения соответствующих реакций
и укажите условия их протекания.
4. Какой объём воздуха (н.у.) потребуется для полного сжигания 5 л этилена?
Объёмная доля кислорода в воздухе составляет 21%.
Письменный опрос
1. Какие углеводороды называют диеновыми? Какова их общая формула?
Напишите структурные формулы и дайте названия трём представителям
диеновых углеводородов.
2. Составьте уравнения реакций взаимодействия бутадиена-1,3: а) с избытком
водорода; б) с избытком брома. Назовите продукты реакций.
3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить
следующие превращения: С2Н4
С2Н5ОН —> СЩ^.
4. Чем различаются природный каучук и резина?
Письменный опрос
1. Напишите уравнения реакций: а) горения ацетилена в кислороде; б)
гидратации ацетилена в присутствии катализатора; в) гидрирования пропина.
Назовите продукты реакций.
2. С какими из приведённых веществ будет реагировать ацетилен: бром,
метан, водород, хлороводород? Напишите уравнения возможных реакций,
укажите условия их протекания и назовите образующиеся вещества.
3. Напишите структурные формулы соединений: а) 4-метилпентин-2; б)
бутин-2; в) 3,3-диметил бутин-1; г) 2,5-диметил гексин-3.
4. Какой объем (н.у.) ацетилена можно получить из технического карбида
кальция массой 65 г, если массовая доля примесей в нем составляет 20%?
Письменный опрос
1. Составьте структурные формулы всех изомеров, отвечающих формуле
CsHio и содержащих бензольное кольцо. Назовите все вещества.
2. Напишите уравнения реакций: а) нитрования бензола; б) горения бензола в
кислороде; в) получения бензола из циклогексана. Укажите условия
протекания реакций а) и в).
3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить
бензол —>
следующие превращения: хлорэтан <— этен <— ацетилен
хлорбензол. Укажите условия их протекания.
4. При нитровании бензола массой 78 г получили нитробензол массой 105 г.
Какова массовая доля выхода нитробензола?
Тестирование № 14.
Вариант 1.
1. Диметилпропан относится к классу углеводородов, общая формула
которого:
2) СцНэп -2
1) СпН2п+2
3) СпНзп
4) С„Н2п+1
2. Гомологом этана является:
1) С2Н4
2) С4Н10
3) С3Н4
4) СбН,2
3. Гомологом C7H16 является:
1) 2-метилгексан
2) 3-метилоктен
3) 3-метил гексан
4) октан
4. Какой вид изомерии имеют алканы:
2) углеродного скелета
1) положения двойной связи
4) межклассовая
3) пространственная
5. Число а-связей в молекуле хлорметана:
1)1
2)2
3)3
4)
6. Валентный угол в молекулах алканов составляет.
2) 180"
1) 109^28•
о
4) 104,5'
3) 120®,0
7. В уравнении полного сгорания пентана коэффициент перед формулой
кислорода равен:
2)6
1)5
4)9
3)8
Напишите уравнение реакции.
8. Пропан взаимодействует с:
2) хлороводородом
1) бромом
4) гидроксидом натрия (р-р).
3)водородом
9. Назовите вещества:
СНз
1) СНз-С-СНз
СНз
2) СНз-СНз - СН2-СН3
3) СНз - СН2 - СН - СН - СН - СНз
I
I
СНз СНз СНз
4) СНз - СН - СН2 - СН2 - СНз
СНз
10. К свойствам метана относятся:
1) хорошая растворимость в воде
2) высокая температура кипения
3) горючесть
4) электропроводность
5) взрывоопасность при смешивании с кислородом
6) способность к термическому разложению при нагревании
8(1) 10(3,5,6)
7(3)
5(4)
6(1)
Ответы: 1(1) 2 (2) 3(4) 4 (2)
9(1 - 2,2 диметилпропан; 2 - бутан;
метилпентан)
3 _ 2,3,4 триметилгексан; 4-2
1. Закончите формулировку, выбрав ответ: «Углеводороды, молекулы
которых содержат одну пи- связь, т.е. в их молекулах реализуется одна
двойная связь, называются...»
а) алкинами; б) алкенами; в) аренами; г) алканами.
2. Закончите формулировку, выбрав ответ: «Вещества, сходные по составу.
строению и свойствам, но различающиеся на одну или несколько групп СНг,
называются»:
а) гомологами; б) изомерами; в) радикалами; г) парафинами.
3. Дополните схему, выбрав из нижеприведенных формул необходимое:
... + С12=СНзС1 + ...
а) С2Н6 и НС1;
б)
СзН» и НС1; в) СН4
г) СН4 и 2НС1.
б)СзН8иНС1;
СНд и НС1;
4. Полимеризация характерна для соединений состава:
а)СпН2п+2; 6)СпН2п-2; в)СпН2„+,ОН; г) C„H2„+,NO2.
5. В цепочке превращений С2Н6 —»Х — С2Н5ОН веществом X является:
а) хлорэтан; б) хлорметан; в) ацетилен; г) метан.
Напишите уравнения химических реакций.
6. Метан:
а) не горюч; б) реагирует с хлором на свету; в) не полимеризуется;
г) при сильном нагревании образует ацетилен и водород;
д) содержит атом углерода в sp - гибридном состоянии.
7. Две л (пи)-связи имеются в молекуле:
а) этана; б) бензола; в) пропина; г) пропена.
8. И в реакцию гидратации, и в реакцию гидрирования вступает:
а) этан; б) этен; в) метан; г) тетрахлорметан.
9. Продуктом реакции пропена с хлором является:
а) 1,2-дихлорпропен; б) 2-хлорпропен; в) 2-хлорпропан; г) 1,2-дихлорпропан.
10. В молекуле какого вещества все атомы углерода находятся в состоянии
зр^-гибридизации:
а) этена; б) этана; в) этина; г) циклопропана.
Ответы’. 1 — Б, 2 — А, 3 — В, 4 — Б, 5 — А, 6 — Б,В,Г, 7 В, 8 Б, 9 Г, 10 - А
Самостоятельная работа
Вариант 1.
1. С какими из перечисленных веществ: Вг2, NaOH, HCI, О2, CuCb, H2SO4,
Н2, Mg, Н2О, S будет взаимодействовать этин. Напишите уравнения
химических реакций, укажите их тип и название веществ.
2. Осуществить превращения: этан —* этен —* этин —* бензол —> хлорбензол
3. Какую массу метана надо сжечь, чтобы получить 11,2л углекислого ^а?
4. Какой объем ацетилена можно получить из карбида кальция массой 120г,
содержащего 4% примеси?
Вариант 11.
1. С какими из перечисленных веществ: Вг2, NaOH, HCI, О2, CuCb, H2SO4,
Н2, Mg, H2O, S будет взаимодействовать этен. Напишите уравнения
химических реакций, укажите их тип и название веществ.
бензол
циклогексан —> гексан —*
2. Осуществить превращения: этин
хлоргексан
3. Какой объем кислорода необходим для сжигания 28г этилена?
4. Какую массу бромбензола можно получить из 140л бензола, содержащего
10% примеси?
Тестирование
1 вариант
1 .Общая формула алканов:
г) С п Н2п - 2
в) Сп Н 2п + 2
а) Сп Н2 п - 6
б) Сп Н2п
2. Формула арена, это:
г) С4Н8
в)С5Н12
б) С5Н4
а) С7Н8
3. Тип гибридизации у алкенов:
в) SP3
а) SP
б) SP2
-связи:
и2
4. В какой формуле 3
С - Н г) СН4
а) СНЗ-СНЗ б)Н2С = СН2 в)Н-С
5. В каких углеводородах есть бензольное кольцо:
а)алкины б)арены в) циклоалканы г) алкадиены
6. Для каких углеводородов характерны реакции присоединения:
а)алканы
б)алкины
в)арены
7. Формула алкана, это:
в) С2Н6
а) С2Н4 б) С6Н6
г) С4Н6
8. Не обесцвечивают раствор перманганата калия:
а) алкены
б) алканы
в) алкины г) алкадиены
2 вариант
1 .Общая формула алкенов:
а)СпН2п + 2 б)СпН2п-6 в) Сп Н2п г)СпН2п-2
2. Формула алкадиена, это:
г) СЗН6
а) С6Н6 б) С4Н6 в) С4Н10
3. Тип гибридизации у алканов:
в) SP3
б) SP2
а) SP
-связь:
и 1
4. В какой формуле 5
г) С2Н6
СН
а) СНЗ - СН2 - СНЗ б) Н2С = СН2 в) СНЗ - С
5. В каких углеводородах есть тройная связь:
а) алканы б) алкены в) алкины г) арены
6. Для каких углеводородов характерны реакции замещения:
г) алкадиены
а) алканы б) алкены в) арены
7. Формула алкена, это:
в)
С5Н12
а) СЗН8 б)СЗН6
в)С5Н12
г) С5Н6
8. Обесцвечивают раствор перманганата калия;
а) алкины б) алканы
в) арены
г) циклоалканы
3 вариант
1. Общая формула алкинов:
г) Сп Н2п + 2
в) Сп Н2п
б) Сп Н2п-6
а) Сп Н2п - 2
2. Формула алкина, это:
г) С5Н6
в) С5Н8
б) С5Н12
а)С5Н10
3. Тип гибридизации у аренов:
в) SP3
а) SP
б)8Р2
- связи:
4. В какой формуле 4
г)С4Н10
“Э
б)Н-С
С-Н
в) СН4
а)СНЗ-СНЗ
5. В каких углеводородах есть одна двойная связь:
г) алкадиены
а) алканы б) алкены в) алкины[
6. Для каких углеводородов характерны реакции замещения и
присоединения:
г) циклоалканы
в) алкадиены
а) алканы б) алкены
7. Формула алкана, это:
в)С6Н12 г)С5Н10
б) С4Н10
а) С4Н6
8. Для каких углеводородов характерна изомерия положения кратной связи.
в) циклоалканы г) арены
а) алкены б) алканы
4 вариант
1. Общая формула алкадиенов:
а)СпН2п б)СпН2п-6 в)СпН2п-2 г)СпН2п + 2
2. Формула алкена, это:
г) С5Н8
а)С8Н10 б)СЗН6 в)С4Н10
3. Тип гибридизации у алкинов:
а) SP б) SP2 в) SP3.
- связь:
и 1
4. В какой формуле 8
С-Н
а)Н2С = СН2 б) СН4 в)НЗС-СН = СН2 г)Н-С
5. В каких углеводородах есть две двойные связи:
а)алкены б)алкадиены в) арены г) алканы
6. Для каких углеводородов характерны реакции замещения:
а) алканы б) алкены в) арены г) алкины
7. Формула алкина, это:
а)СЗН8 б)СЗН6 в)С5Н12 г) С5Н8
8. В каких углеводородах все связи одинарные:
а) алканы б) алкены в) алкадиены г)
i, арены
.
Сообщения и рефераты
1. Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
2. Экономические аспекты международного сотрудничества по
использованию углеводородного сырья.
3. Химия углеводородного сырья.
4. Углеводородное топливо, его виды и назначение.
5. Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
6. Резинотехническое производство и «его роль в научно-техническом
прогрессе.
7. Применение ароматических углеводородов.
8. Ароматические углеводороды как сырье для производстеа пестицидов^
международного
9. Нефть и ее транспортировка как <основа
-------- взаимовыгодного
:
"
**
—«шоп
сотрудничества.
10. Сварочное производство и роль химии углеводородов в нем.
Тема Кислородсодержащие органические соединения.
Устный опрос
1. Спирты. Предельные одноатомные спирты: гомологический ряд, общая
формула, получение, химические свойства, применение.
2. Предельные многоатомные спирты. Качественная реакция на
многоатомные спирты.
реакция
на
качественная
свойства,
3.
Фенолы:
химические
фенол, применение фенола.
4. Альдегиды: гомологический ряд, общая формула, получение,
качественные реакции на альдегиды, применение.
5. Предельные одноосновные карбоновые кислоты: гомологический ряд,
общая формула, получение, химические свойства, применение.
6. Сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации.
Сложные эфиры в природе, их значение.
7. Жиры. Классификация жиров. Химические свойства и применение жиров.
8. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза),
дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза —
вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт.
9. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту,
восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на
основе свойств.
10. Значение углеводов в живой природе и жизни человека.
Самостоятельная работа
Вариант 1.
1. Выданы 4 склянки с веществами. В одной — этиловый спирт, в другой —
раствор глицерина, в третьей — раствор глюкозы, в четвертой — раствор
уксусной кислоты. Определите опытным путем, в какой склянке какое
вещество содержится.
2. Как из ацетилена получить уксусноэтиловый эфир? Напищите уравнения
реакций и укажите условия их протекания.
3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить
следующие превращения:
4. Рассчитайте объём углекислого газа (н.у.), который образуется при
спиртовом брожении глюкозы массой 250 г, содержащей 4% примесей.
5. Какая масса молочной кислоты образуется при брожении глюкозы массой
300 г, содержащей 5% примесей?
Вариант 11.
1. В четырех пробирках под номерами находятся: раствор ацетата натрия,
крахмальный клейстер, глицерин, раствор муравьиной кислоты. Распознайте
эти вещества опытным путем.
2. Напищите уравнения реакций взаимодействия уксусной кислоты: а) с
магнием; б) с хлором; в) с гидроксидом натрия; г) с карбонатом калия.
Назовите продукты реакций.
3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить
глюкоза —> этиловый спирт
следующие превращения: крахмал
этиловый эфир уксусной кислоты.
4. Вычислите массу чистой уксусной кислоты, затраченной на реакцию с
раствором гидроксида натрия массой 120 г с массовой долей щёлочи 25%.
5. Какую массу шестиатомного спирта сорбита можно получить при
восстановлении глюкозы массой 1 кг? Массовая доля выхода сорбита
составляет 80%.
Тестирование
Вариант 1.
1. При бромировании фенола избытком брома образуется:
г) 2,4,6а) 2-бромфенол;
б) 2,3-дибромфенол; в) 2,5-дибромфенол;
трибромфенол.
2. Тип реакции С2Н5ОН = С2Н4 + Н2О:
а) замещение; б) гидрирование; в) дегидратация; г) присоединение.
3. При окислении пропонола-1 оксидом меди (II) образуется:
а) пропаналь; б) этаналь; в) муравьиная кислота; г) уксусная кислота.
4. При нагревании спирта в присутствии концентрированной серной кислоты
при температуре ниже 140^ С получают:
а) алкоголята; б) простые эфиры; в) альдегиды; г) карбоновые кислоты.
5. Этилат натрия получается при взаимодействии:
а) СНзОН + Na; б) СН3ОН + NaOH(p.p); в) С2Н5ОН + Na; г) С2Н5ОН +
NaOH(p.p).
6. Этанол может реагировать с:
б) хлоридом меди (II) и оксидом
а) натрием и кислородом;
меди (II);
в) уксусной кислотой и метаном;
г) этиленом и бензолом.
7. Водородная связь образуется между молекулами:
а) алканов;
б) алкенов;
в) алкинов;
г) спиртов.
8. Функциональную группу - ОН содержат молекулы:
а) диэтилового эфира и бензола;
б) фенола и ацетилена;
в) пропанола и фенола;
г) этанола и этилена.
9. В промышленности этанол получают в результате реакции между:
г)
а) C2H5CI + Н2О;
б) С2Н4 + Н2О;
в) С2Н2 + Н2О;
1, СН3СООС2Н5 +
Н2О.
10. Гомологом этилового спирта является:
б) пропилен;
в) этилен;
г) бензол.
а) пропанол;;
Ответы: 1 — Г, 2 — В, 3 — А, 4 — Б, 5 — В, 6 — А, 7 — Г,8 — В, 9 — Б, 10-А
Вариант 11.
1. Фенол не реагирует с:
4)НС1
1)РеС1з
2)HNO3
3)NaOH
2. Атом кислорода в молекуле фенола образует:
1) одну р-связь 2) одну р-связь и одну о-связь 3) две р-связи 4) две о-связи
3. При окислении метанола оксидом меди (II) образуется:
2) уксусная кислота
3) метаналь
1) метан
4)
хлорметан
4. Гидроксильная группа имеется в молекулах:
1) спиртов и карбоновых кислот
3) аминокислот и сложных эфиров
2) альдегидов и простых эфиров
4) жиров и спиртов
5. При окислении пропанола-1 образуется:
1) пропилен
2) пропанон
3)пропаналь
4)пропан
6. Свежеприготовленный осадок Си(ОН)2 растворится, если к нему добавить:
1) пропандиол-1,2
2) пропанол-1
3) пропен
4) пропанол2
7. Характерной реакцией на многоатомные спирты является взаимодействие
с:
2) Си
4) Си(ОН)2
3) Ag2O (КНз) р-р
1)Н2
8. И с азотной кислотой, и с гидроксидом меди (II) будет взаимодействовать:
3)этанол
4) метанол
1) фенол
2) глицерин
9. Фенол взаимодействует с:
3) этиленом
2) гидроксидом натрия
1) соляной кислотой
4)
метаном
10. Этиленгликоль - это жидкость:
3) летучая
2) ограничено растворима в воде
1) неядовитая
4)
вязкая
Ответы; 1(4) 2(4) 3(3) 4(1) 5(3) 6(1) 7(4) 8(2) 9(2) 10(4)
Вариант III.
1. Этанол не реагирует с:
3) СНзОН
4) NaOH
l)Na
2) НВг
2. Атом кислорода в молекуле этанола образует:
2) одну р-связь и одну о-связь
1) одну р-связь
3) две р-связи
4) две о-связи
3. Для распознавания фенола используют:
2) раствор хлорида железа
1) аммиачный раствор оксида серебра
(III)
4) металлический цинк и
3) свежеприготовленный гидроксид меди (II)
калий
4. При окислении этанола оксидом меди (II) образуется;
4) уксусная
1) ацетон
2) этан
3) ацетальдегид
кислота
5. Фенол взаимодействует с;
2)гидроксидом цинка
1) бромоводородом
4) ацетиленом
3) гидроксидом калия
6. Для качественного определения раствора глицерина используют реакцию:
1) «серебряного зеркала»
2) с гидроксидом меди (II)
3) с оксидом меди (II)
4) с бромной водой
7. И с азотной кислотой, и с гидроксидом меди (II) будет взаимодействовать:
1) фенол
2) метилацетат
3) этиленгликоль
4)
формальдегид
3. Аминокислоты как амфотерные бифункциональные органические
соединения. Химические свойства и применение аминокислот.
4. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические
свойства белков; денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические
функции белков.
5. Полимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и
поликонденсации.
6. Термопластичные и термореактивные пластмассы.
7. Волокна, их классификация. Получение волокон.
Тестирование
1. К аминам относятся:
А. СбНзМНСНз
Б. (NH2)2CO
В. CH3COONH4
Г. CH3CONH2
Д. CH3NH2
Е. (C^IhbN
2. Соединение, структурная формула которого СбН5-М(СНз)С2Н5,, относится
к;
А. первичным аминам
Б. вторичным аминам
В. третичным
аминам
3. Какое из веществ будет изменять красную окраску лакмуса на синюю?
А. глюкоза
Б. метиламин
В. этанол
Г. уксусная
кислота
4. Расположите перечисленные вещества в ряд по усилению основных
свойств.
А. аммиак
Б. диметиламин
В. анилин
Г.
этиламин
5. Для аминов характерны свойства:
А. окислителей
Б. кислот
В. оснований
Г.
восстановителей
6. Анилин взаимодействует с веществами:
А. КОН
Б. Вг2
В. СбНб
Г. НС1
7. Промышленный способ получения анилина основан на реакции;
A. гидратации (реакция Кучерова)
Б. восстановления (реакция Зинина)
B. нитрования (реакция Коновалова)
Г. дегидратации (по правилу Зайцева)
8. Укажите конечный продукт "Г" в цепочке превращений:
А. метиламин
Б. этиламин
В. диметиламин
Г
Г. нитроэтан
9. Некоторое вещество по данным элементного анализа содержит’ в массовых
долях 38,71% углерода, 16,13% водорода и 45,16% азота. Относительная
плотность его паров по водороду равна 15,5. Это вещество...
Ответы: 1 - А, Д, Е; 2 - В; 3 - Б; 4 - В, А, Б, Г; 5 - В; 6 - Г; 7 - Б; 8 - Б; 9 -
Контрольная работа по разделу «Органическая химия».
Часть А.
А1. Общая формула алкинов:
1) СпН2„
3) С„Н2„.2
2) СпН2п+2
4) СпНзп^
А2. Название вещества, формула которого
СНз-СН(СНз)-СН=СН-СНз
1) гексен-2
3) 4-метилпентен-2
2) 2-метилпентен-З
4) 4-метилпентин-2
АЗ. Толуол относится к классу:
1) спиртов
2) альдегидов
3) фенолов
4) аренов
А4. Только о-связи г
-------------- в молекуле
присутствуют
1) метилбензолаI
3) 2-метилбутена-2
2) изобутана
4)ацетилена
А5.
Вид
гибридизации
электронныхорбиталей
атома
углерода.
обозначенного звёздочкой в iвеществе, формула которого
СН2=С’=СН
l)sp^
3) sp
4) не гибридизирован
А6. Гомологом уксусной кислоты является кислота
1) хлоруксусная
3)олеиновая
2) муравьиная
4)бензойная
А7. Изомерами являются:
1) пентан и пентадиен
3) этан и ацетилен
2) бутадиен и бутин
4) этанол и этаналь
А8. Бутадиен-1,3 из этанола можно получить при помощи реакции
1) Вюрца
3) Кучерова
2) Зинина
4) Лебедева
А9. Какие вещества можно использовать для последовательного
осуществления следующих превращений
C2H5CI *С2Н4
С2Н4
С2Н5ОН
1) КОН (спирт.р-р), Н2О
3) КОН (водн. р-р), Н2О
2) КС1, Н2О
4) Na, Н2О
А10. При взаимодействии пропена с водой образуется:
1) пропанол-1
3) пропаналь
2) пропанол-2
4) 2- метилпропанол
АП. При окислении пропанола - 2 образуется:
1) пропилен
3) пропаналь
2) пропанон
4) пропанол
А12. В одну стадию бутан можно получить из:
1) бутаналя
2) диэтилового эфира
3) бутена - 2
4) бутанола-2
А13. Фенол взаимодействует с:
1) соляной кислотой
2) гидроксидом натрия
3) этиленом
4) метаном
А14. Этанол и фенол взаимодействуют с:
1) натрием
3) хлороводородом
2 )гидроксидом натрия
4) гидрокарбонатом натрия
А15. При гидролизе крахмала образуется:
1) глюкоза
3) фруктоза
2) сахароза
4) целлюлоза
А16. Реакция «серебряного зеркала» характернаI для веществ, указанных в
паре:
1) метанол и метаналь
2) глюкоза и этаналь
3) формальдегид и этанол
4) этаналь и пропанол
А17. Верны ли следующие суждения об ацетилене:
А. В молекуле ацетилена между атомами углерода присутствуют только
а - связи
Б. При взаимодействии ацетилена с бромной водой разрываются - связь
между атомами углерода
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А18. Фенол не взаимодействует с:
1) Na
2) NaOH
3) Br
4) HBr
Al9. Глюкозу обработали гидроксидом меди (II) при нагревании. В
результате образовалось:
1) глюконат меди
2) глюконовая кислота
3) глюкаровая кислота
4) сорбит
А20. Какой объём этилена (н.у.) можно получить из этилового спирта массой
100 г, если объёмная доля выхода составляет 88%?
1) 42,86 л
2) 21,43 л
3) 22,4 л
4) 11,2л
Часть В.
^1* Установите соответствие между молекулярной формулой органического
вещества и классом, к которому оно относится
A) СбН12Об
1) алкины
Б) CsHg
2) арены
B) CgHio
3) углеводы
Г) С4Н10О
4) простые эфиры
5) многоатомные спирты
А-3 Б-1 В-2 г-4
В2. Установите соответствие между названием органического
вещества и
классом, к которому оно относится:
A) толуол
1) алкены
Б) глицерин
2) одноатомные спирты
B) этанол
3) многоатомные спирты
Г) глицин
4) арены
5) аминокислоты
6) фенолы
А-6
Б-3
В-2
Г-5
ВЗ. С аминоуксусной кислотой может реагировать
1) сульфат натрия
2) хлороводород
3) метан
4) этанол
5) анилин
6) гидроксид калия
Ответ: 2,6
В4. И для ацетилена, и для пропинахарактерны
1) тетраэдрическая форма молекулы
2) sp-гибридизация атомов углерода в молекулах
3) реакция гидрирования
4) наличие только о-связей в молекулах
5) горение на воздухе
6) реакция с хлоридом натрия
Ответ: 2, 3, 5
В5. Молекулярная формула углеводорода, массовая доля водорода в котором
15,79 %, а относительная ]плотность
-----паров по воздуху 3, 93
В6. Определите массу воды, которую надо
добавить
_______
____ > к 20 г раствора
уксусной кислоты с массовой долей 70 % для получения раствора
уксусной кислоты с массовой долей 5%.
Ответ
Часть С.
С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить
превращения по схеме
СзНб
C2H5CI
С2Н5ОН
СНзСОН
СНзСООН
i
С2Н4
С2Н5ВГ
С2. С какими из перечисленных веществ: натрий, оксид серебра (I) в
аммиачном растворе, серебро, соляная кислота.
кислота, гидроксид натрия.
карбонат натрия - будет реагировать муравьиная кислота? Составьте
уравнения реакций и назовите продукты реакции.
СЗ. Аминоуксусная кислота получена из уксусной кислоты массой 24г
(массовая доля выхода равна 60%). Вычислите объем раствора
гидроксида натрия (массовая доля NaOH 15%, плотность 1,16 г/мл),
который потребуется для нейтрализации полученной аминоуксусной
кислоты.