МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
ОУП.06 ИСТОРИЯ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА»
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование специальности:
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Квалификация выпускника: Техник
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 1,2
2023 г.
Содержание
1.
Паспорт фонда оценочных средств
2.
Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
3.
Оценка освоения учебной дисциплины
3.1.
Формы и методы оценивания
3.2.
Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
4.
Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине
2
1. Паспорт фонда оценочных средств
Фонд оценочных средств учебной дисциплины (предмета) ОУП.06 История
История может быть использован при различных образовательных технологиях, в том
числе и как дистанционные контрольные средства при электронном / дистанционном обучении.
В результате освоения учебной дисциплины (предмета) ОУП.06 История (базовая
подготовка) обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС среднего общего
образования (ФГОС СОО) и ФГОС СПО по специальности «Специалист по защите в
чрезвычайных ситуациях» (по видам) следующими знаниями, умениями, которые формируют
общие и профессиональные компетенции, а также личностными результатами, осваиваемыми в
рамках программы воспитания:
У1. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
У2. Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать
авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
УЗ. Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых
системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
У4. Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
У5. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
Уб. Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную
позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
У7. Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,
реферата, рецензии;
31. Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и
всемирной истории;
32. Периодизацию всемирной и отечественной истории;
33. Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной
истории;
34. Историческую обусловленность современных общественных процессов:
35.Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
- общие компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации
и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений,
применять стандарты антикоррупционного поведения.
ПК 1.3 Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса.
ЛР.5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
4
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка
следующих умений и знаний:
Таблица 1.1.
Форма контроля и
Результаты обучения: умения,
Показатели оценки
результатов
оценивания
знания, компетенции и
личностные результаты
Уметь:
У1. Проводить поиск исторической
Нахождение достоверной -подготовка сообщений
информации в
исторической информации
и -работа с источниками;
обоснование
собственной -диктант
источниках разного типа
по
позиции
по
отношению
к
ОК 01, 02, 04, 05,06 ПК
определениям и
изучаемым событиям;
1.3
понятиям
Умение
ЛР.5,8,15,17,18,24
устанавливать
причинно-следственные связи
У2. Критически анализировать
Демонстрация
знания -устный опрос, ответы
источник
исторической фактов - места, обстоятельств, на
контрольные
информации
(характеризовать участников, результатов
вопросы,
проверка
авторство
источника,
время, исторических событий;
домашних заданий,
обстоятельства и цели его
Систематизация
презентаций
или
создания);
сообщений
по
темам,
исторического материала;
ОК 01, 02, 04, 05,06
оценки
выполнения
Нахождение различий
ПК 1.3
самостоятельных работ
во
ЛР.5,8,15,17,18,24
мнениях, описаниях
Умение ориентироваться -работа с картой;
УЗ. Анализировать историческую
информацию, представленную в на
исторической
карте, -работа с источниками;
разных знаковых системах (текст, ориентация по легенде карты;
-диктант
по
карта, таблица, схема,
Демонстрация по карте определениям и
аудиовизуальный ряд)
важнейших событий (сражений), понятиям;
ОК 01, 02, 04, 05, 06
государств;
задания на анализ текста
ПК 1.3
Систематизация
(составление
ЛР.5,8,15,17,18,24
материала в формате таблицы, развернутого плана,
схемы.
сравнительнообобщающей таблицы;
-задание
на
анализ учебного
текста;
-задание на проверку
понимания
прочитанного текста;
-самостоятельная
Нахождение различий во
У4. Различать
в
мнениях, описаниях, суждениях
работа;
исторической информации
и выбор эффективных методов
-подготовка сообщений
факты и
мнения,
работы
с
ними;
исторические
описания
и
Аргументация
исторические объяснения
собственного мнения
ОК 01, 02, 04, 05, 06
6
Изложение суждения о
причинах возникновения и
последствиях
исторических событий
Осуществление
поиска
ЗЗ.Современные
версии
и
информации
в
трактовки важнейших проблем необходимой
интернете и оформление её в
отечественной и всемирной
соответствии с предложенными
истории
требованиями;
ОК 01, 02, 04, 05, 06
Изложение приведенных в
ПК 1.3
учебной литературе оценок
ЛР.5,8,15,17,18,24
выполнение творческой
работы (по выбору)
Формулирование
дат
важнейших,
поворотных
событий истории конца XX -
-подготовка сообщений;
диктант на знание
дат;
работа с картой
34. Историческую
обусловленность современных
общественных процессов
начало XXI века;
Выявление
последовательности событий в
рамках периода;
Аргументация своего
отношения к событиям и
личностям;
Изложение приведенных
35.Особенности
исторического
учебной литературе оценок
пути России, ее роль в мировом
сообществе
ОК 01, 02, 04, 05, 06
ПК 1.3
ЛР.5,8,15,17,18,24
-выполнение творческой
работы (по выбору); подготовка сообщений
ОК 01, 02, 04, 05,06
ПК 1.3
ЛР.5,8,15,17,18,24
на
анализ
в -задания
текста
(составление
развернутого
плана,
сравнительнообобщающей таблицы; выполнение творческой
работы (по выбору)
8
3 ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРЕДМЕТА)
3.1 Формы и методы контроля
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине (предмету)
ОУП.06 История, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций, а
также личностных результатов в рамках программы воспитания.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по истории Оценка
«5» ставится в случае:
1.Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного
материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
2.
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи,
творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3.Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных
ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя,
соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае:
1 .Знания всего изученного программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять
полученные знания на практике.
3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении
изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае:
1.Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы,
затруднения
при
самостоятельном
воспроизведении,
возникновения
необходимости
незначительной помощи преподавателя.
2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизменённые вопросы.
3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного
материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи,
правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится в случае:
1.Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы;
наличия отдельных представлений об изученном материале.
2.Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
стандартные вопросы.
3.Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и
устной речи, правил оформления письменных работ. Критерии оценки за тестирование:
Оценка
5
4
3
2
«отлично»»
«хорошо»
«удовлетворительно»
«неудовлетворительно»
Критерии: правильно выполненные задания
86%-100%
76%-85%
61%-75%
Менее 61%
9
3.2 Кодификатор оценочных средств
Функциональный признак оценочного средства (тип контрольного
задания)
Устный опрос
Практическая работа № п
Самостоятельная работа
Тестирование
Дифференцированный зачёт
Код оценочного
средства
УО
ПР №п
СР
Т
дз
11
42. Олимпийские игры в Сочи
43. Новая система международных отношений
44. Культура современной России.
45. Глобальные проблемы современности
Критерии оценки:
«5» - баллов выставляется обучающемуся, если тема раскрыта всесторонне; материал
подобран актуальный, изложен логично и последовательно; материал достаточно иллюстрирован
достоверными примерами; презентация выстроена в соответствии с текстом выступления,
аргументация и система доказательств корректны.
«4» - баллов выставляется обучающемуся, если тема раскрыта всесторонне; имеются
неточности в терминологии и изложении, не искажающие содержание темы; материал подобран
актуальный, но изложен с нарушением последовательности; недостаточно достоверных примеров.
«3» - баллов выставляется обучающемуся, если тема сообщения соответствует
содержанию, но раскрыта не полностью; имеются серьёзные ошибки в терминологии и
изложении, частично искажающие смысл содержания учебного материала; материал изложен
непоследовательно и нелогично; недостаточно достоверных примеров.
«2» - баллов выставляется обучающемуся, если тема не соответствует содержанию, не
раскрыта; подобран недостоверный материал; грубые ошибки в терминологии и изложении,
полностью искажающие смысл содержания учебного материала; информация изложена
нелогично; выводы неверные или отсутствуют.
Контролируемые компетенции: ОК 01,02,04,05,06, ПК 1.3.
13
15. Что такое коллективизация сельского хозяйства?
16. Что такое индустриализация промышленности, каковы ее достижения
17. Можно ли говорить о том, что в конце 30-х годов СССР стал высокоразвитой державой?
18. Были ли репрессии закономерным следствием избранной
социально-экономического и политического развития СССР?
большевиками
модели
19. Что вы понимаете под термином «культ личности» как формировалось данное явление в
СССР?
20. Охарактеризуйте основные положения Конституции 1936 года.
21. В чем состояли особенности духовной жизни страны в 1920 -е годы
22. Назовите основные направления в искусстве, получившее развитие в послереволюционной
России.
23. Что вы понимаете под термином «культурная революция»? Чем была вызвана ее
необходимость?
24. Охарактеризуйте развитие советской науки в 30-е годы, на решение каких задач она
ориентировалась?
25. Что позволяло осуществлять грандиозные планы модернизации страны: страх перед
репрессиями или вера в светлое будущее?
Раздел 3.
1. Назовите основные события первого этапа II мировой войны
2. Почему Германия рассчитывала на быструю победу над Советским Союзом?
3. Почему Советскому Союзу не удалось договориться с Англией и Францией о
противодействии фашистской агрессии насколько успешно выполнялся поначалу план
«Барбаросса»
4. Охарактеризуйте военное, моральное и стратегическое значение битвы под Москвой
5. Докажите что в результате Московской битвы план «Барбаросса», разработанный
германским генштабом окончательно провалился. В чем причины провала?
6. Что такое коренной перелом, каковы его хронологические рамки
7. Докажите, что события этого периода стали коренным переломом не только великой
Отечественной, но всей второй мировой войны.
8. Какие решения были приняты на Тегеранской конференции?
9. Как вы думаете, почему во время воны изменилось отношения власти к Русской
Православной Церкви?
10. Что вы знаете об искусстве военного времени? Какова его роль в мобилизации народа на
отпор фашистским захватчикам?
11. Перечислите основные победы Красной армии на фронтах Великой Отечественной войны
осенью 1943 года.
12. Перечислите основные победы Красной армии на фронтах Великой Отечественной войны
осенью 1944 года.
13. Составьте хронологию важнейших военных и политических событий 1944-1945 годов
14. Когда был поставлен вопрос об открытии второго фронта? В чем заключалась проблема
его открытия? Какую роль сыграл второй фронт в войне?
15. Когда и почему СССР вступил в войну с Японией?
15
16. Назовите важнейшие причины Победы СССР в великой Отечественной Войне. Какую из
них вы назвали бы самой важной?
17. Какова цена великой Победы?
18. Назовите главные итоги Второй мировой войны
19. Что
такое ООН? Какие принципы были положены в основу деятельности этой
организации?
Раздел 4.
1. Изменения расстановки сил на международной арене после Второй мировой войны
2. Причины «холодной войны», итоги, последствия
3. Предпосылки, причины Карибского кризиса, итоги, значение.
4. Восстановление экономики в послевоенные годы, успешное выполнение четвертого
пятилетнего плана
5. Послевоенные репрессии, причины, последствия
6. Историческое значение 20 съезда КПСС
7. Предпосылки, причины кризиса сельского хозяйства в годы правления Н.С. Хрущева
8. Основные черты в развитии политической жизни стран Запада и США в первые
послевоенные десятилетия
9. Анализ политики Л.И. Брежнева
10. Причины застоя в экономике страны, последствия 11. Достижения в области культуры
СССР в 1950-1980 егг.
12. Итоги военного соперничества СССР и США
13. Значение советско-американских соглашений по стратегическим вооружениям
14. Политика международной разрядки: предпосылки, причины, итоги, значение
15. Причины обострения советско-американских отношений в конце 1970-х - начале 1980 гг.
16. Понятие «перестройка». Причины, ход, итоги, последствия.
17. Образование СССР: предпосылки, причины, принципы устройства нового государства
18. Распад СССР: причины, итоги, последствия
19. Особенности экономического и политического развития Китая в послевоенный период
20. Содержание
основные
понятия
«информационное
общество»,«Глобализация»,
ее проявления в мире.
21. События осени 1993 года
22. Дайте оценку Конституции РФ
23. Суть чеченской проблемы. Тенденции и противоречия развития РФ
24. Причины победы Б.Н. Ельцина на президентских выборах Содержание понятия дефолта,
его последствия
25. Охарактеризуйте итоги первого срока пребывания Путина у власти
26. Основные задачи внешнеполитической деятельности новой России
27. Основные международные организации, их значение в современном мире
28. Роль Русской православной Церкви в современном российском обществе
29. Понятие «мирового терроризма», основные характерные черты. Основные положения
Декларации о мерах по его ликвидации
16
30. РФ и глобальные вызовы современности
Раздел 5.
1. Какие изменения произошли в социально-экономическом развитии страны за первое
десятилетие 21 века?
2. Каковы итоги парламентских и президентских выборов в 2007-2008 гг. и в 2011 2012
годах. Какое они имели значение для сохранения политической стабильности в стране?
3. Какие влиятельные международные организации вы знаете? Каково их значение в
современном мире?
4. В чем проявились особенности духовной жизни российского общества в последнее
десятилетие?
5. Какую роль играют книга и художественная литература играют в жизни нашего общества?
6. Охарактеризуйте развитие российского киноискусства.
7. Какую из глобальных проблем вы считаете самой сложной, опасной для жизни на земле?
8. В чем проявляется опасность мирового терроризма?
9. Какие факторы влияют на ухудшение состояния окружающей среды и состояние человека?
10. Какие проблемы препятствуют переходу к устойчиво-безопасному развитию нашей
цивилизации в глобальном масштабе?
17
4.3 Тестовые задания
Входной контроль по дисциплине «История» в
ЭИОС ОрИПС (режим доступа: http://mindload.ru/)
Инструкция: внимательно прочитайте задания и ответьте на вопросы.
Разрешено попыток: 3
Ограничение по времени: 1 ч. 20 мин. Критерии оценки: Максимальное
количество баллов - 91 б. (58 вопросов).
78 - 91 б.
86 - 100%
"5"
"4"
69 - 77 б.
76 - 85%
61 - 75%
55 - 68 б.
"3"
О - 54 б.
"2"
0 - 60%
Пример типовых вопросов:
Категория 1. Программа в случайном порядке выбирает 30 из 50 вопросов. Правильный ответ
оценивается в 1 балл.
Вопрос № 1. Назовите славянской племя, которое не желало платить Киеву дань и постоянно
восставало против князя Игоря.
1) древляне
2) радимичи
3) поляне
4) кривичи
Вопрос № 2. При каких обстоятельствах в Древней Руси была установлена новая система сбора
дани: «уроки», «погосты», введены вместо «полюдья»?
1) эту реформу провела княгиня Ольга
2) данная реформа стала итогом военных походов князя Святослава
3) эта мера зафиксирована в «Русской правде»
4) эта мера зафиксирована в «Уставе» Владимира Мономаха
Вопрос № 3. Как называлось собрание свободных людей - членов общины у восточных славян? 1)
Круг
2) Совет
3) Тинг 4) Вече
Вопрос № 4. Форма взимания дани с подвластного населения Киевской Руси: 1)
Полюдье
2) Оброк
3) Барщина
4) Ясак
Вопрос № 5. Грамота «На великое княжение Владимирское», получаемая русскими князьями от
татар, называлось:
1) нукер
2) найон
3) ярлык 4) таньга
Вопрос № 50. Назовите дату правления Николай II
1) 1825-1855
2) 1855-1881
3) 1881-1894
4) 1894-1917 Пример типовых вопросов:
2 категория
18
Вопрос № 1. Соотнесите понятия:
> Источниковедение > наука об исторических источниках
> Историография > концепции, взгляды ученых, закономерности становления самой
исторической науки
> Нузмезматика > историю денежного обращения, монетной чеканки
> Геральдика > значение гербов
Вопрос № 2. Установите соответствие между народами и их достижениями
> египтяне > ирригационная система орошения
> шумеры > создание клинописи
> финикийцы > создание алфавита
> китайцы > изготовление шелка
Вопрос № 3. Соотнесите понятия:
> Порядок управления, при котором государством управляют выбранные на определенный
срок должностные лица > республика
> Режим власти в Риме, при котором император был провозглашен «богом и господином»>
доминат
> Монархия с сохранением внешних признаков республики получила в римской истории >
принципат
> Порядок управления, при котором государством единолично управляет один человек >
монархия
Вопрос № 4. Соотнесите представителей протестантизма и страну их деятельности
> Жан Кальвин > Швейцария
> Мартин Лютер > Германия
> Генрих VIII и Елизавета I > Англия
> Король Генрих Наварский Бурбон > Франция
Вопрос № 5. Соотнесите названия
> лютеране > Германия
> кальвинисты (пресвитериане)> Швейцария
> пуритане > Англия
> гугеноты > Франция
Тест по теме «Россия на рубеже XIX- XX вв» в
ЭИОС ОрИПС (режим доступа: http://mindload.ru/) Инструкция:
внимательно прочитайте задания.
Разрешено попыток: 1
Ограничение по времени: 10 мин. Пример
типовых вопросов:
Вопрос № 1. Какое сословие из названных было самым многочисленным в Российской империи на
рубеже XIX - XX века?
1) городских обывателей
2) мещан
3) сельских обывателей
4) дворян
Вопрос № 2. На рубеже XIX - XX века сложились новые индустриальные районы
1) на Дальнем Востоке и Урале
2) в Донбассе и на Кавказе
19
3)
в Средней Азии и в Крыму
4) в Туркестане и Сахалине
Вопрос № 3. Второй по численности народ Российской империи на рубеже XIX - XX века
1) поляки
2) белорусы
3) украинцы
4) евреи
Вопрос № 4. Что было основной причиной увеличения численности Российской империи на
рубеже XIX - XX века
1) иммиграция
2) низкая смертность
3) высокая рождаемость
4) повышение уровня медицинского обслуживания
Вопрос № 5. Какая религия из названных была самой распространенной после православия в
России?
1) буддизм
2) мусульманство
3) иудаизм
4) конфуцианство
Вопрос № 6. Мирвой экономический кризис затронул Россию в 1)
1897-1900 гг.
2) 1899- 1903 гг.
3) 1909- 1913 гг.
4) 1911-1915
Вопрос № 7. Что из названного характеризует развитие аграрного сектора экономики российской
экономики на рубеже веков?
1) социальное расслоение крестьянства
2) увелчение производительности помещичьих хозяйств 3) экономическое
укрепление мелкопоместного дворянства
4) расширение общинного землевладения за счет помещичьего
Вопрос № 8. Россия занимала первое место в мире по
1) темпам урбаизации
2) производству продукции на душу населения
3) концентрации производства
4) количеству фермеров
Вопрос № 9. Основное место в экспорте из России сельскохозяйственной продукции
принадлежало
1) зерну
2) картофелю
3) льну
4) мясо-молочным продуктам
Вопрос № 10. Что из названного характеризует
экономическую политику российской
правительства на рубеже XIX - XX веков
1) стемление ограничить помещичье землевладение
2) протекционизм по отношению к средней и мелкой буржуазии
2
> утверждение первого пятилетнего плана > 1928 г.
>> 1937 г.
Вопрос № 6. «Наступать на кулачество - это значит сломить кулачество и ликвидировать его как
класс... Наступать на кулачество - это значит подготовиться к делу и ударить по кулачеству, но
ударить по нему так, чтобы оно не могло больше поднятья на ноги». К какому периоду относится
цитируемая речь И.В.Сталина?
1) военного коммунизма
2) индустриализации
+ 3) коллективизации
4) нэпа
Вопрос № 7. Статья И.В. Сталина «Год великого перелома» обозначила провозглашение курса на
1) осуществление «культурной революции»
2) индустриализацию
3) подготовку мировой революции
+ 4) коллективизацию крестьянских хозяйств
Вопрос № 8. Что из названного относится к событиям (достижениям) первой пятилетки?
1) строительство Московского метрополитена
+ 2) возведение Днепрогэса
3) введение материальных стимулов к труду
4) строительство «Запорожстали»
Вопрос № 9. Какие меры борьбы из перечисленных относится к процессу раскулачивания
крестьянства?
1) введение черты оседлости для кулаков
2) перераспределение личной собственности между крестьянами на основе уравнительности
+ 3) переселение зажиточных крестьян в отдаленные местности СССР
4) поощрение отходничества
Вопрос № 10. В каком году коллективизация была объявлена завершённой
1) в 1929 г.
2) в 1935 г.
+ 3) в 1937 г.
4) в 1940 г.
Вопрос №11. Что из названного является целью проведения коллективизации?
+ 1) обеспечить перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации
2) увеличить объемы поставок промышленных товаров на село
3) способствовать более интенсивному развитию сельского хозяйства
4) реализовать Декрет о земле
Вопрос № 12. Когда был принят Закон об охране социалистической собственности (в
народе «закон о трёх колосках») 1) 1929 г.
2) 1930 г.
+ 3) 1932 г.
4) 1937 г.
Вопрос № 13. Процесс интенсивного развития промышленности называется
1)экспансией
+ 2) индустриализацией
3) кооперацией
23
4) монополизацией
Вопрос № 14. Движение ударников, пытающихся увеличить производительность труда,
получило название по имени + 1) А. Стаханова
2) П. Ангелиной
3) А. Бусыгина 4) М. Мазая
Вопрос № 15. Установите соответствие между событием и датой: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
> провозглашение курса «сплошной» коллективизации > 1929 г.
> отмена карточной системы > 1935 г.
> завершение второй пятилетки коллективизации > 1937 г. >
> 1942 г.
Критерии оценки:
Время выполнения - 15 минут.
Критерии оценки: Максимальное количество баллов -15
5(отлично)
Количество правильных
ответов в процентах
86-100
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2(неудовлетворительно)
76-85
61 -75
0-60
Отметка (оценка)
Количество правильных
ответов в баллах
13 - 15
11- 12
9-10
0-8
24
4.4 Практические работы
Раздел 1 Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Тема 1.1 Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития
Практическое занятие №1 Партии и движения в Российской империи в начале XX века. Работа с
программными документами.
Цель: ознакомить обучающихся с программами политических партий в России конца 19-начала 20
вв.
Задание:
работа
с
документами.
Контрольные вопросы:
1 .Причины складывания двух военно - политических блоков Антанты и Тройственного союза
2. В чём состояли причины ускорения научно-технического развития в начале XX в.
3. Как связаны между собой переход к крупномасштабному индустриальному производству и
научнотехнический прогресс?
Тема 1.3.0сновные события Первой мировой войны
Практическое занятие №2 Первая мировая война.
Цель: сформировать представление о геополитических, территориальных изменениях в России и
мире после Первой мировой войны. Задание: работа с контурной картой
Контрольные вопросы:
1 .Причины Первой мировой войны
Перечислите территориальные изменения по итогам подписания Версальского мирного договора
2.
(не менее пяти пунктов)
З.Что послужило поводом к развязыванию Первой мировой войны? Можно ли было ее избежать?
Тема 1.4.2 Великая российская революция 1917 г.
Практическое занятие №3 Временное правительство и программа его деятельности. Цель:
ознакомиться с программой деятельности Временного правительства, выяснить причины
невыполнения программных требований временной властью. Задание: работа с документами
Контрольные вопросы:
1 Назовите политические причины Февральской революции (не менее 2 причин)
2.
Причины прихода к власти большевиков
3.
Последствия Корниловского мятежа
Тема 1.4.4 Первые революционные преобразования большевиков. Созыв и разгон
Учредительного собрания.
Практическое занятие №4 Первые революционные преобразования большевиков.
Цель: изучить первые декреты большевиков, выяснить причины успеха большевиков у населения
через призму содержания декретных требований Задание: работа с документами
Контрольные вопросы:
1.
Назовите декреты, постановления советской власти
2.
Укажите их основные задачи
3.
Перечислите условия Брестского мира.
Профессионально-ориентированное содержание
26
Практическое занятие № 5. Развитие железнодорожной отрасли в 1914-1922 гг. на территории
региона.
Цель: рассмотреть состояние железнодорожного транспорта на примере региона в период Первой
мировой войны и послевоенное время
Задание:
подготовка
сообщений
Контрольные вопросы:
1. С какими сложностями сталкивалась Оренбургская губерния в развитии железнодорожной
отрасли в указанный период
2.
Какое влияние оказала Первая мировая война на железнодорожную отрасль Оренбургской
губернии
3.
Определите значение строительства железной дороги Оренбург-Орск
Раздел 2. Межвоенный период (1918 - 1939)
Тема 2.3 Нарастание агрессии. Германский нацизм. Политика «умиротворения» агрессора
«Народный фронт» и Гражданская война в Испании
Практическое занятие №6 Распространение фашизма в Европе, Антикоминтерновский пакт и
нарастание международной напряженности в ЗО-е гг.
Цель: выяснить причины широкого распространения фашизма в первой трети 20 века.
Задание: работа с документами, биографическими данными лидеров фашизма
Контрольные вопросы:
1. Цель Антикоминтерновского пакта
2. Причины поражения гражданской войны в Испании
3. Укажите отличительные черты германского нацизма от итальянского фашизма
Тема 2.5.3 Индустриализация и коллективизация в СССР. Утверждение «культа личности»
Сталина.
Практическое занятие №7 Культ личности Сталина.
Цель: сформировать представление о сущности культа личности на примере главы СССР - Стална
И.В.
Задание: Работа с историческими источниками: агитационные плакаты, лозунги, литературные
произведения, отражающие процесс формирования культа. Контрольные вопросы:
1 .Причины формирования культа личности Сталина
2.
Каковы последствия сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР (укажите не
менее трех пунктов)
3.
Последствия индустриализации (укажите не менее 3 ответов)
Профессионально-ориентированное содержание
Практическое занятие №8.Развитие железнодорожной отрасли в 1920-1930 гг. на территории
региона.
Цель: рассмотреть состояние железнодорожного транспорта на примере региона в период
индустриализации
Задание:
подготовка
сообщений
Контрольные вопросы:
1. Назовите особенности развития железнодорожной отрасли в 1920 -30 гг. на территории региона
2. Что мешало восстановлению движения по Ташкентской железной дороге в 1920-е гг.
27
З.В чем заключались успехи железнодорожной отрасли Оренбуржья за годы второй пятилетки
(1933-1937)гг.
Раздел 3. Вторая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события,
итоги. Великая Отечественная война. 1941-1945 годы
Тема 3.1. Начало Второй Мировой войны
Практическое занятие №9 Причины и начало Второй мировой войны. Причины и начальный период
Великой Отечественной войны. Нападение Германии на СССР.
Цель: изучить планы немецкого командования, причины начала Второй Мировой войны и ВОв,
рассмотреть территориальные изменения в СССР в начале Великой Отечественной войны
Задание: работа с источниками, картой
Контрольные вопросы:
1 .Раскройте причины Второй мировой войны
Причины поражения Красно Армии в начальный период ВОВ
2.
3.Определите историческое значение Московской битвы
Тема 3.4. Блокада Ленинграда
Практическое занятие №10 Календарь блокады
Цель: рассказать о героической стойкости народа блокадного Ленинграда.
Задание: работа с историческими документами, с документальными видео
Контрольные вопросы:
1. Как называлась военная операция по окончательному снятию блокады Ленинграда
2. Кто был командующим Ленинградским фронтом
3. Какой период блокады был самым тяжелым для населения
Тема 3.7. Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам
Практическое занятие №11 Нацистский оккупационный режим или «Новый порядок».
Коллаборационизм. Концентрационные лагеря.
Цель: рассмотреть сущность оккупационного режима Германии и Японии во время В торой
мировой войны, сформировать представление о коллаборационизме, рассказать о концлагерях.
Задание: работа с документальными видео
Контрольные вопросы:
1 .Назовите три составляющих, из которых состоял «Новый порядок»
2.
Как назывался план насильственной «германизации» захваченных гитлеровской
Германией территорий 3. Почему немцы в 1942 г. приступили к формированию военных частей
из коллаборационистов?
Тема 3.9.Культурное пространство войны
Практическое занятие №12 Завершающий период Великой Отечественной войны. Разгром
милитаристской Японии. Уроки войны.
Цель: сформировать представление о роли СССР во Второй мировой войны, значении и цене
Победы.
Задание: работа с документами, документальными видео, фотоматериалами
Контрольные вопросы:
1 .Причины вступления СССР в войну с Японией
28
2. Цель Берлинской операции.
3.
Определите итоги Великой Отечественной войны
Профессионально-ориентированное содержание
Практическое занятие № 13.Железнодорожная отрасль в годы Великой Отечественной войны
( на территории региона).Оренбургский (Чкаловский) техникум железнодорожного транспорта в
годы Великой Отечественной войны.
Цель: Определить историческое значение железнодорожной отрасли в годы Великой
Отечественной войны
Задание: работа с документами, обзор исторической литературы, подготовка докладов
Контрольные вопросы:
1 .Определите роль Южно - Уральской железнодорожной отрасли в организации эвакуационных
перевозок в годы ВОВ
2.
Назовите основные направления деятельности железнодорожников Южного Урала (г. Чкалов)
в годы Великой Отечественной войны.
3.
В чем заключались особенности перевода работы железнодорожного транспорта г. Чкалов на
военные рельсы
Раздел 4. СССР в 1945 - 1991 годы. Послевоенный мир. Соревнование социальных систем
Тема 4.1. Начало «холодной войны». Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы
Практическое занятие №14 Послевоенное изменение политических границ в Европе. Изменение
этнического состава стран Восточной Европы как следствие геноцидов и принудительных
поселений.
Цель: рассмотреть географические изменения в результате Второй мировой войны, изучить
сущность биполярного мира середины 20 века через призму принятых правительствами
документов.
Задание: работа с контурной картой, работа с источниками
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте
наиболее важные социально-экономические и политические процессы
послевоенного устройства в мире
2. В ходе каких конференций было предрешено послевоенное устройство Европы?
З.Что представляла собой биполярная система международных отношений, сложившаяся после
окончания Второй мировой войны
Тема 4.З.2.1. Реформы Н.С. Хрущева. Десталинизация Советского общества.
Практическое занятие №15 Общественно-политическое развитие СССР в условиях «оттепели».
Освоение целинных земель.
Цель: изучить общественно-политическое развитие СССР в правление Н.С.Хрущева, рассмотреть
ход освоения целинных и залежных земель на примере Оренбургской области Задание: работа с
историческими источниками, с документальным видео
Контрольные вопросы:
1. Основная цель освоения целины
2. По чьей инициативе была принята Программа освоения в СССР целинных и залежных земель
3. С какими трудностями столкнулись в начале освоения целинных земель в Оренбургской
области
29
Тема 4.3.2.2. Духовная жизнь советского общества на рубеже 50-60-х годов.
Практическое занятие №16 Духовная жизнь советского общества на рубеже 50-60-х годов XX в.
Цель: ознакомиться с духовной жизнью советского общества послевоенного периода
Задание: работа с источниками
Контрольные вопросы:
1.
Кто был победителем на международном музыкальном конкурсе имени Чайковского в 1958
г 2. Кто из советских писателей своим произведением «Оттепель» дал название хрущёвским
временам 3. Назовите характерные черты культурной жизни СССР в 1953-1964 гг.:
Тема 4,З.З.З.Основные направления, проблемы, итоги внешней политики СССР в 60-80-е
годы XX в.
Практическое занятие №17 Политика «разрядки». Афганская война.
Цель: изучить основные направления внешней политики СССР в 1960-1980-е гг, рассказать о
Афганской войне.
Задание: Задание: работа с историческими источниками, с документальным видео
Контрольные вопросы:
1 .Назовите причины политики разрядки?
2.
Событие,
приведшее
к
ухудшению отношений между
СССР и
Западом
и окончанию политики разрядки
3. Генерал, руководивший выводом советских войск из Афганистана
Тема 4.4.1 Политика «перестройки» (1985 - 1991)
Практическое занятие №18 Общественно-политическая жизнь в СССР в годы «перестройки».
Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.
Цель: рассмотреть правление Горбачева М.С. через изменения в общественной и политической
жизни посредством политики Перестройки (ускорения, гласности, нового политического
мышления)
Задание:
работа
с
документами
Контрольные вопросы:
1. Что стало итогом внешнеполитической деятельности СССР в 1985-1991 гг.
2.Основная цель политики «перестройки»
3.Назовите последствия политики «перестройки»
Тема 4.4.2 Распад СССР
Практическое занятие №19 Распад СССР.
Цель: рассмотреть процесс распада СССР и геополитические изменения в стране,
причины распада СССР.
Задание: работа с документами, с документальными видео
выяснить
Контрольные вопросы:
1.
Какое название получил процесс формирования нового союзного договора между
республиками СССР
2.
Какое название получил проект всестороннего реформирования СССР
3.
Что произошло в результате распада СССР
Профессионально ориентированное содержание
30
Практическое занятие №20. Успехи и проблемы железнодорожной отрасли в период с
19451991гг. (по региону)
Цель: рассмотреть состояние железнодорожного транспорта после Великой Отечественной войны
Задание: работа с документами
Контрольные вопросы:
1.
Назовите основные направления восстановления отечественного железнодорожного
транспорта в первые послевоенные годы
2.
С чем была связана коренная реструктуризация железнодорожного транспорта, начавшаяся
в 50-е гг. XX в.
3. Раскройте причины кризисных явлений на железнодорожной отрасли Оренбуржья в 90-е гг. XX
вв.
Раздел 5. Российская Федерация (1992 - 2012 гг.). Современный мир в условиях
глобализации
Тема 5.1.1. Россия: курс реформ Политический кризис в России 1993г.
Практическое занятие №21 Повседневная жизнь россиян в условиях реформ.
Цель: познакомить обучающихся изменениями в повседневной жизни жителей России в 90-е гг
XX века
Задание:
работа
с
документами,
фото -,
аудио-,
видеофрагментами, воспоминаниями родственников Контрольные вопросы:
1.
Какие изменения в культурной жизни России произошли в условиях перехода к рыночным
отношениям в 1990-х года
2.
Какой фильм получил «Оскар» в 1999 году
3.
Какое понятие связано с проведением чековой приватизации
Тема 5.1.2.0бщественно-политические проблемы России в 1990-е гг.
Практическое занятие №22 Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике.
Цель: выяснить суть, ход и результат Чеченских конфликтов Задание: подготовка сообщений
Контрольные вопросы:
1 .Название мирного соглашения, завершившее первую Чеченскую войну
2. Какие принципы легли в его основу
3. Кто был министром обороны РФ во время чеченского конфликта
Тема 5.2.1. Российская Федерация в начале XXI в. Развития мировой культуры во второй
половине XX в.
Практическое занятие №23 Развитие железнодорожной отрасли в 1992-2022 гг. на территории региона.
Цель: рассмотреть состояние железнодорожного транспорта в 1992-2022 гг. на территории региона.
Задание: подготовка сообщений Контрольные вопросы:
1. С какими кризисными явлениями столкнулся жд транспорт России в условиях переходного
периода?
2. Когда было создано Министерство путей сообщения Российской Федерации
3. Назовите основные позиции Долгосрочной программы развития РЖД до 2030 г.
Контролируемые компетенции: ОК 01,02,04,05,06, ПК 1.3.
31
Критерии оценки:
«5» - баллов выставляется обучающемуся, если выполнены все задания в работе и
процент правильности хода решения и вычислений не менее 86%; аккуратное оформление
выполняемой работы; обоснованные выводы, правильная и полная интерпретация выводов,
студент аргументированно обосновывает свою точку зрения, обобщает материал.
«4» - баллов выставляется обучающемуся, если выполнено не менее 76% заданий и ход
решения правильный; незначительные погрешности в оформлении работы; правильная, но
неполная интерпретация выводов.
«3» - баллов выставляется обучающемуся, если выполнено не менее 61%> всех заданий,
подход к решению правильный, но есть ошибки; значительные погрешности в оформлении
работы; неполная интерпретация выводов.
«2» - баллов выставляется обучающемуся, если выполнено менее 60%> всех заданий,
решение содержит грубые ошибки; неаккуратное оформление работы; неправильная
интерпретация выводов либо их отсутствие.
32