СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
5
14
16
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
СОО 01.08. Информатика
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа применяется при изучении дисциплины СОО 01.08.
Информатика в рамках профессии: 43.02.15 «Поварское и кондитерское
дело»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл. Организационно курс построен как сочетание лекционной, практической
аудиторной (класс ЭВМ) и практической самостоятельной частей, направленных на достижение следующих целей.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
− освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах,
− овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин,
− развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при
изучении других дисциплин,
− изучение структуры и содержания потоков информации, виды и принципы информационного поиска и носителей информации,
− знакомство с классификацией социальных технологий,
− рассмотрение перспектив внедрения электронных информационных систем в социальную сферу,
− научиться использовать существующее прикладное ПО для обработки информации в профессиональной деятельности.
Кроме того, в рамках данного курса должен быть приобретен практический опыт
обращения с базовыми системными программными продуктами и пакетами прикладных
программ.
В результате изучения курса должны быть получены самые необходимые сведения по
важнейшим вопросам теории и практики информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
− использовать базовые системные программные продукты;
− использовать прикладное программное обеспечение общего назначения для обработки текстовой, графической, числовой информации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
− основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и
структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
4
− базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ для
обработки текстовой, графической, числовой и табличной информации.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие и
профессиональные компетенции (ОК и ПК):
Код
Наименование общих компетенций
ОК 01.
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.
ОК 02.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 03.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 04.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 05.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 07.
ОК 08.
ОК 09.
ОК 10.
ОК 11.
ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ПК 1.5.
Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Обрабатывать статический информационный контент.
Обрабатывать динамический информационный контент.
Осуществлять подготовку оборудования к работе.
Настраивать и работать с отраслевым оборудованием обработки
информационного контента.
Контролировать работу компьютерных, периферийных устройств и
телекоммуникационных
систем,
обеспечивать
их
правильную
эксплуатацию.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часа;
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
5
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Самостоятельная работа
лекции
практические занятия
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
144
120
24
50
70
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
1
Раздел 1.
СОО 02.03.
Информатика
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2
Объем
часов
Уровень
освоения
3
4
9
1
Информационная деятельность человека.
Тема 1.1
Основные этапы развития
информационного общества.
Тема 1.2
Этнические и правовые нормы информационной деятельности людей. Информационная безопасность.
Эволюция информатики как науки. Понятие информатики. Этапы развития информационного общества. Его информатизация. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Право собственности на информационный продукт: право распоряжения, право владения,
6
право использования. Правовое регулирование в информационной деятельности людей.
Роль государства в правовом регулировании. Закон РФ «Об информации информатизации и
защите информации» как юридическая основа гарантий прав граждан на информацию.
Проблемы, стоящие перед законодательными органами в части правового обеспечения информационной деятельности человека. Понятия этики. Этнические нормы информационной
деятельности. Формы внедрения этнических норм. Понятия информационная безопасности.
Понятия информационной среды. Основные цели информационной безопасности. Источники, виды информационных угроз, и их характеристики.
Самостоятельная внеаудиторная работа при изучении темы:
24
1
Понятия информация. Понятие данных. Сопоставление этих понятий. Свойства информации, актуальность, достоверность, доступность, понятность, полнота, репрезентативность,
адекватность, их характеристика. Рассмотрение перечисленных свойств на примерах из
окружающей жизни. Понятие выборка данных. Рассмотрение примеров геинформационных
систем с точки зрения свойств информации. Адресность информации. Признаки информации, их классификация. Получение информации.
1
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка сообщений по вопросам:
1. История докомпьютерной эпохи.
Достижения научно-технического прогресса, вызванные передом от механизированного информационного
обмена к автоматизированному.
Раздел 2.
Информация и информационные процессы.
Тема 2.1
Информация, свойства информации, признаки информации.
4
7
Тема 2.2
Виды информации и формы
представления.
Тема 2.3
Передача информации, информационные процессы. Кодирование информации.
Тема 2.4
Измерение количества информации. Системы счисления информации. Перевод
чисел из десятеричной системы счисления в любую другую.
Тема 2.5
Информационное общество.
Тема 2.6
Информационные технологии. Информационные ресурсы.
Тема 2.7
Информационная модель.
Информационный объект.
Виды информации и формы представления. Информация, воспринимаемая человеком. Информация, воспринимаемая вычислительной техникой. Система счисления. Представление
в компьютере числовой информации. Представление в компьютере нечисловой информации.
Определение сообщение, сигнал, данные. Процесс передачи информации: источник сообщения, передатчик, линия связи, приемник, потребитель сообщения, источник помех. Системы передачи сообщений. Обработка информации. Информационный процесс. Задача
сбора, обмена, хранения и обработки информации в информационном процессе. Определение код, кодирование, язык, перекодирование, декодирование, бит, байт. Двоичное кодирование. Кодирование чисел, текстовой информации, графической и звуковой информации,
кодирование изображения.
Понятие количество информации. Измерение целесообразности информации. Измерение
полезности информации. Определение тезаурус, интерпретатор. Система счисления. Виды
систем счисления информации. Единицы измерения информации. Перевод чисел из десятеричной системы счисления в любую другу.
2
2
2
2
2
2
Роль и характеристика информационных революций. Краткая характеристика ЭВМ и связь
с информационной революцией. Характеристика индустриального общества. Определение
информационное общество. Характеристика информационного общества. Понятие информатизации. Информатизация как процесс преобразования индустриального общества в информационное. Информационная культура. Компьютерная грамотность. Вредоносные программы.
Определение технология, информационная технология, информационнокоммуникационная технология. Сопоставление материальной и информационной технологий. Инструментарий информационной технологии. Информационные технологии и информационные системы. История развития информационной технологии. Основные свойства информационной технологии. Основные виды ресурсов. Понятие информационного
ресурса, информационного продукта. Рынок информационных продуктов. Информационный ресурс как главный стратегический ресурс страны. Как отражается правильное использование информационных ресурсов на развитии общества.
Понятие объекта (оригинала, прототипа) исследования. Понятие модели объекта. Роль цели
при создании модели. Понятие информационной модели объекта. Понятие адекватности
информационной модели. Методы оценки адекватности модели оригиналу. Рассмотрение и
анализ адекватности, общих и отличительных свойств нескольких информационных моде-
2
1
2
1
2
1
8
лей, полученных благодаря заданию разных целей исследования одного и того же объекта.
Сопоставление реального и информационного миров. Роль цели при таком сравнении. Понятие информационного объекта. Информационные объекты в окружающем реального мире. Информационные объекты, существующие в компьютерной среде, формы их представления и возможные действия с ними на примерах.
Раздел 3.
Средства информационных и
коммуникационных технологий.
Тема 3.1
Аппаратное обеспечение компьютера.
Тема 3.2
Программное обеспечение
компьютера.
Тема 3.3
Организация компьютерных
сетей. Локальные сети. Топология сетей.
Система, компоненты, взаимодействие компонентов. Информационное взаимодействие в
системе. Организация компьютерной системы. Архитектура компьютера. Общая структура
и состав персонального компьютера. Магистраль: шина данных, шина адреса и шина
управления. Назначение и функции периферийных устройств компьютера. Внешние запоминающие устройства. Устройства ввода информации: клавиатура, манипуляторы, сенсорные экраны, сканеры. Устройства вывода информации. Мониторы и видеоадаптеры. Печатающие устройства. История развития вычислительной техники.
Виды программного обеспечения. Операционные системы: назначение, состав, загрузка.
Знакомство с принципами работы в различных операционных системах (Ms DOS, Windows,
Linux). Файл и файловая система. Работа с файловой системы в различных ОС. Архивирование информации. Алгоритмы и методы архивации. Защита и резервирование информации. Методы обеспечения безопасности. Антивирусная защита. Резервирование информации. Компьютер и здоровье.
Организация компьютерных информационных сетей. Определение: компьютерная сеть,
концентратор, рабочая станция, сервер, клиент. Локальная сеть (одноранговые, сеть с выделенным сервером). Корпоративная сеть. Топология сети. Виды топологий.
Тема 3.4
Определение защита информации. Методы защиты информации: правовые, организационОсновы и методы защиты ные, инженерно-технические. Антивирусная защита. Компьютерные вирусы. Классификаинформации.
ция компьютерных вирусов. Резервирование информации.
Тема 3.5
Алгоритмы и программирование.
Алгоритмы и программирование. Понятие алгоритма. Алгоритм и его свойства. Формальное исполнение алгоритма. Основные типы алгоритмических структур. Эквивалентность
алгоритмических моделей. Построение алгоритмов. Примеры построения блок-схем алгоритмов. Языки программирования. Развитие языков программирования. Основные принципы структурного программирования. Программы, управляющие событиями.
2
1
2
3
2
1
2
1
2
1
9
Раздел 4.
Технологии создания и преобразования информационных объектов.
Тема 4.1
Представление об информационной системе. Понятие разомкнутой и замкнутой информационной системы. Классификация информационных систем. Типовые обеспечивающие
подсистемы информационной системы.
2
2
Тема 4.2
Обзор современных программ для создания и обработки текста. Интерфейса среды тек- 2
Технологии создания и обрастового процессора Word. Понятие форматирования объекта текстового документа. Формаботки текстовой информации. ты бумаги, используемы для печати текстовых документов. Текстовый редактор Word.
Назначение, форматирование и редактирование, основные функции и возможности. Использование буфера обмена. Вставка символов. Вставка формул в документ. Создание шаблона документа. Колонтитулы. Колонки. Проверка орфографии. Стили оформления. Способы создания таблиц. Поиск и замена текста. Гиперссылка.
Практические занятия:
8
3
Понятие об информационных
системах. Классификация
информационных систем.
Информационнокоммуникационные технологии.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема 4.3
Технология обработки табличной информации.
Ввод, редактирование и сохранение документа в Word.
Копирование и перемещение контекста, поиск и замена контекста, проверка правописания, просмотр и печать документа в Word.
Форматирование символов, абзацев, страниц. Списки, границы и заливка, использование и создание стилей, табуляторы, колонки в Word.
Создание и обработка графических объектов, вставка рисунков из файла, создание текстовых
эффектов в Word.
Создание и редактирование таблиц, вычисления в таблицах в Word.
Использование тезауруса, автозамена, обмен данными между приложениями, запись математических формул, использование шаблонов в Word.
Понятие электронной таблицы. Общая характеристика интерфейса MS Excel. Технология
ввода данных. Создание последовательности дат. Создание числовой последовательности.
Быстрое копирование данных с помощью автозаполнителя. Формулы, функции, мастер
функций. Форматирование данных. Печать готовой таблицы. Шаблоны, входящие в состав
MS Excel. Графические возможности MS Excel.
Практические занятия:
1. Ввод и форматирование данных в Excel.
2. Работа с формулами в Excel.
3. Основные встроенные функции Microsoft Excel.
4. Построение диаграмм в Excel.
2
3
28
10
5. Организация данных в табличном процессоре Excel.
6. Изучение табличного процессора Excel. Создание формул.
7. Решение задач табулирования функций и построение их графиков в табличном процессоре Excel.
Обработка данных в табличном процессоре Excel.
Тема 4.4
Технология создания
мультимедийной информации.
Тема 4.4
Система управления баз данных Access.
Определение мультимедиа. Использование мультимедиа в различных сферах деятельности.
Офисная программа Power Point. Назначение программы Power Point.
2
Практические занятия:
1. Создание презентации Power Point.
2. Использование графических объектов, звуков фильмов в презентации Power Point.
3. Создание фотоальбома в Power Point.
4. Добавление гиперссылок, создание и использование управляющих кнопок в Power Point.
5. Изменение презентации, показ презентации, подготовка презентации к доставке по Интернету, формирование раздаточного материала. Изменение образцов слайдов и цветовых схем в Power Point.
30
Основные понятия Microsoft Access. Базы данных. Обобщенная технология работы с Базой
данных. Выбор СУБД для создания системы автоматизации. Категории баз данных. Разновидности баз данных. Основы интерфейса Microsoft Access. Основные элементы интерфейса. Типы объектов входящих в состав БД Microsoft Access: таблицы, запросы, формы, отчеты, страницы, макросы, модули. Основы проектирования баз данных в среде Microsoft Access. Проектирования БД.
3
Практические занятия:
1. Технология разработки баз данных. Операции с данными в таблице в Access.
2. Использование фильтра для отбора данных в таблице. Создание и использование форм в Access.
3. Создание и использование запросов и отчетов в Access.
4. Создание web-страниц доступа к данным. Автоматизация выполнения задач обработки данных. Использование модулей в Access.
5. Создание кнопок с помощью мастера. Связь между таблицами и целостность данных в Access.
6. Создание базы данных. Операции с таблицами в Access.
7. Модификация базы данных. Работа с данными при помощи запросов в Access.
3
3
12
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:
144
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики и информационных технологий»; лаборатория «Информационных технологий»
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
− методические рекомендации для выполнения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы;
− методические рекомендации для выполнения практических работ;
− перечень теоретических вопросов и практических заданий для подготовки к зачету;
− варианты заданий к зачету по дисциплине «Информатика».
− программные продукты.
Технические средства обучения:
− компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
− доступ к локальной и глобальной сети.
Консультации - формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
А) групповые
Примерная тематика
Работа в Microsoft office
Б) индивидуальные консультации проводятся по мере необходимости
Примечание: консультации проводятся по мере изучения соответствующих разделов и тем
учебной дисциплины за счет консультационного фонда.
12
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
1.
2.
3.
4.
5.
Основная литература:
Симонович С. В. Общая информатика – СПб., 2017.
Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл. – СПб.,
2018.
Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл. – СПб.,
2019.
Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 1. Профильный уровень. Учеб. для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. – М., 2018.
Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 2. Профильный уровень. Учеб. для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. – М., 2018.
Дополнительная литература:
1. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл. – М., 2018.
2. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл. – М., 2019.
3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник 10 кл. – М.,
2018.
4. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник 11 кл. – М.,
2018.
Ресурсы сети Интернет:
1.
2.
3.
4.
http://fcior.edu.ru (ресурсы для открытой мультимедиа среды).
http://infoschool.narod.ru (содержит различные методические материалы, статьи, учебники, материалы к урокам, программное обеспечение,
полезные ссылки и др. из области информатики и информационных
технологий).
http://schools.tsu.ru/~wawlasov (сборник нормативных материалов по
информатике и информационным технологиям).
http://www.openclass.ru (портал - открытый класс; информация по различным интересам).
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися самостоятельных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
- использовать информационные ресурсы
для поиска и хранения информации;
- использовать информационнокоммуникативные технологии в профессиональной деятельности;
- обрабатывать текстовую и табличную
информацию;
- использовать деловую графику и мультимедиа-информацию;
- применять антивирусные средства защиты информации;
- читать (интерпретировать) интерфейс
специализированного
программного
обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией;
- применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки банковской информации
в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
- пользоваться автоматизированными системами делопроизводства создавать презентации;
- применять методы и средства защиты
банковской информации;
- осуществлять информационное обеспечение товародвижения;
Знать:
- основные методы и средства обработки,
хранения, передачи и накопления информации;
- назначение, состав, основные характеристики компьютера;
- назначение и принципы использования
системного и прикладного программного
обеспечения;
- технологию поиска информации в Интернет;
- основные компоненты компьютерных
сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Текущий контроль:
- защита результатов самостоятельной
работы;
- защита практической работы;
- зачет.
Методы контроля:
- фронтальный устный опрос;
- тестирование;
- защита рефератов;
- защита самостоятельных заданий;
14
- принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
- правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
- основные понятия автоматизированной
обработки
информации;
- направления автоматизации бухгалтерской и коммерческой деятельности
назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем;
- основные угрозы и методы обеспечения
информационной безопасности.
- зачет.
15