СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «История» является обязательной
частью общеобразовательного
цикла образовательной
программы в
соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело"
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Главной целью общего исторического образования является формирование у
обучающегося целостной картины российской и мировой истории. Учитывающей взаимосвязь
всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность
вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и
общества, а также современного образа России
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные1
ОК 01. Выбирать способы В части трудового воспитания:
-уметь критически анализировать для решения познавательной
решения
задач - готовность к труду, осознание ценности задачи аутентичные исторические источники разных типов
мастерства, трудолюбие;
профессиональной
(письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории
готовность
к
активной
деятельности
деятельности применительно
России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., оценивать их
технологической
и
социальной полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом;
к различным контекстам
направленности, способность инициировать, выявлять общее и различия; привлекать контекстную
планировать и самостоятельно выполнять такую информацию при работе с историческими источниками;
деятельность;
-владеть комплексом хронологических умений, умение
интерес
к
различным
сферам устанавливать причинно-следственные, пространственные
профессиональной деятельности,
связи исторических событий, явлений, процессов с
Овладение
универсальными
учебными древнейших времен до настоящего времени;
познавательными действиями:
-уметь анализировать, характеризовать и сравнивать
а) базовые логические действия:
исторические события, явления, процессы с древнейших
самостоятельно
формулировать
и времен до настоящего времени
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
Код и наименование
формируемых компетенций
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 12.08.2022г. № 732 для базового уровня изучения, для
углубленного уровня изучения
1
5
ОК 02.
Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации,
и
информационные технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность их использования в
познавательной и социальной практике
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- уметь осуществлять с соблюдением правил информационной
безопасности поиск исторической информации по истории
России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в. в справочной
литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для
решения познавательных задач; оценивать полноту и
достоверность информации с точки зрения ее соответствия
исторической действительности;
- уметь объяснять критерии поиска исторических источников и
находить их; учитывать при работе специфику современных
источников социальной и личной информации; объяснять
значимость конкретных источников при изучении событий и
6
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности
ОК 04.
Эффективно готовность
к
саморазвитию,
взаимодействовать и работать самостоятельности и самоопределению;
в коллективе и команде
процессов истории России и истории зарубежных стран;
приобретение
опыта
осуществления
учебноисследовательской деятельности
- приобретать опыт осуществления проектной деятельности в
форме участия в подготовке учебных проектов по новейшей
истории, в том числе – на региональном материале (с
использованием ресурсов библиотек, музеев и т.д.);
7
-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей
на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
- приобретать опыт взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе
ценностей современного российского общества: идеалов
гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур; уважения к историческому
наследию народов России
8
ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом гармо-
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств
- осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы
- уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и
письменной форме исторических событий, явлений, процессов
истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ –
начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его
изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать
собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе используя источники разных
типов;
- отстаивать историческую правду в ходе дискуссий и других
форм межличностного взаимодействия, а также при
разработке и представлении учебных проектов и исследований
по новейшей истории, аргументированно критиковать
фальсификации отечественной истории; рассказывать о
подвигах народа при защите Отечества, разоблачать
фальсификации отечественной истории
- понимать значимость России в мировых политических и
социально-экономических процессах ХХ – начала XXI в., знание
достижений страны и ее народа; умение характеризовать
историческое значение Российской революции, Гражданской
войны, нэпа, индустриализации и коллективизации в СССР,
решающую роль Советского Союза в победе над нацизмом,
значение советских научно-технологических успехов, освоения
9
низации межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить жизненные
планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей,
уважение
закона
и
правопорядка;
-принятие традиционных национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать
в самоуправлении в общеобразовательной
организации
и
детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
космоса; понимание причин и следствий распада СССР,
возрождения Российской Федерации как мировой державы,
воссоединения Крыма с Россией, специальной военной
операции на Украине и других важнейших событий ХХ – начала
XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России);
- знать имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой
Отечественной войн, исторических личностей, внёсших
значительный вклад в социально-экономическое, политической
и культурное развитие России в ХХ – начале XXI в.;
-уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и
письменной форме исторических событий, явлений, процессов
истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ –
начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его
изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать
собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе используя источники разных
типов;
- уметь выявлять существенные черты исторических событий,
явлений, процессов; систематизировать историческую
информацию в соответствии с заданными критериями;
сравнивать изученные исторические события, явления,
процессы;
- уметь
устанавливать
причинно-следственные,
пространственные, временные связи исторических событий,
явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить
события истории родного края и истории России в ХХ – начале
XXI в.; определять современников исторических событий
истории России и человечества в целом в ХХ – начале XXI в.;
- уметь анализировать текстовые, визуальные источники
исторической информации, в том числе исторические
карты/схемы, по истории России и зарубежных стран ХХ – начала
XXI в.; сопоставлять информацию, представленную в различных
источниках; формализовать историческую информацию в виде
таблиц, схем, графиков, диаграмм;
10
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность их использования в
познавательной и социальной практике,
готовность к самостоятельному планированию
и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками,
к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности
- уметь защищать историческую правду, не допускать умаления
подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор
фальсификациям российской истории;
- знать ключевые события, основные даты и этапы истории
России и мира в ХХ – начале XXI в.; выдающихся деятелей
отечественной и всемирной истории; важнейшие достижения
культуры, ценностные ориентиры;
- понимать значимость роли России в мировых политических и
социально-экономических процессах с древнейших времен до
настоящего времени;
-уметь характеризовать вклад российской культуры в мировую
культуру;
- иметь сформированность представлений о предмете, научных
и социальных функциях исторического знания, методах
изучения исторических источников
11
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Базовый уровень
48
в т. ч.:
теоретическое обучение
24
Практическое
14
Самостоятельная работа
8
Промежуточная аттестация (Дифф.зачет)
2
12
12
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
разделов и тем
обучающихся
1
2
Раздел 1. Россия в конце XX в. - начале XXI в.
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Введение
1.
Предмет изучения
2.
Смысл и методы исторического исследования
3.
Самостоятельная работа: Исторический источник
Тема 1.2.
СССР в 1985 1991 гг.
Перестройка:
реформы М.С.
Горбачева
В том числе практических и лабораторных занятий
Содержание учебного материала
1.
Поиск путей «совершенствования социализма»: реформы экономики и
управления
2.
Обновление советской политической системы. Оформление политической
оппозиции.
3.
Демократизация общественной жизни. Гласность.
4.
Самостоятельная работа: Концепция «нового мышления» во внешней
политике. Мировой кризис коммунистической идеи.
В том числе практических и лабораторных занятий
Тема 1.3.
Децентрализаци
я власти КПСС.
Распад СССР.
Содержание учебного материала
1.
Союзная власть в борьбе за сохранение государства.
2.
РСФСР на «параде суверенитетов».
3.
Республики СССР: от народных фронтов к декларациям о независимости.
Объем в часах
3
Коды
компетенций и
личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
6
2
2
ОК 03, ОК 6,
2
6
2
ОК 03, ОК 6,
2
2
2
ОК 03, ОК 6,
2
1990-1991 гг.
Тема 1.4.
Экономические
реформы в
России в конце
XX в. - начале
XXI в. и их
социальные
результаты.
Тема 1.5.
Государственное
управление и
политика
России в конце
XX в. - начале
XXI в.
4.
ГКЧП - финальная акция союзной номенклатуры.
Содержание учебного материала
1.
1992 - 1993 гг. «Прыжок» в капитализм.
2.
Социально-экономическая политика правительства в 1994 - 1999 гг. Итоги
приватизации.
3.
Социально- экономическое развитие в начале XXI в.
4.
Самостоятельная работа: Российское общество. Социальные результаты
реформ в конце XX в. - начале XXI в.
В том числе практических и лабораторных занятий
Содержание учебного материала
1.
Политический процесс в 1992 - 1996 гг.: традиции и инновации политической
модернизации.
2.
Политическая власть и управление в 1996 - 1999 гг.: тенденции и противоречия
демократии.
3.
Самостоятельная работа: Трансформация политической системы в начале XXI
в.: поиски путей стабилизации государственности.
В том числе практических и лабораторных занятий
Тема 1.6.
Федеративные и
межнациональн
ые отношения в
России на
рубеже веков
(XX - XXI вв.)
Содержание учебного материала
1.
Реформирующийся федерализм.
2.
От этнорегионального сепаратизма к лояльности государству.
3.
Межнациональные отношения на межгрупповом и межличностном уровнях.
4.
Межэтнические конфликты: причины, типы и формы проявления.
5.
Межэтническое повседневное общение во второй половине 1990 - начале 2000-х
годов.
В том числе практических и лабораторных занятий
Тема 1.7.
Внешняя
политика
России на
рубеже веков
Содержание учебного материала
1.
Россия в глобальных трансформациях на рубеже XX - XXI вв.
2.
Формирование основ внешней политики Российской Федерации в 1991 - 1995 гг.
3.
Поворот внешней политики во второй половине 1990-х годов: от прозападного к
евразийскому курсу.
4
2
ОК 03, ОК 6,
2
2
6
2
ОК 03, ОК 6,
2
2
4
2
ОК 03, ОК 6,
2
2
ОК 03, ОК 6,
2
(XX - XXI вв.)
4.
Внешняя политика России в период президентства В.В. Путина в начале XXI в.:
глобальные и региональные стратегии
Тема 1.8.
Культурные и
духовнонравственные
ориентиры
России в конце
XX в. - начале
XXI в.
Содержание учебного материала
1.
Культурно-духовное пространство России, ее культурный облик в
постиндустриальном обществе.
2.
Российское образование в условиях реформирования.
3.
Литература и искусство: между соцреализмом и постмодернизмом.
4.
Средство массовой информации в системе коммуникаций современной России.
5.
Самостоятельная работа: Наука в условиях реформирования.
В том числе практических и лабораторных занятий
Раздел 2. Мир в конце XX в. - начале XXI в.
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Страны Европы 1.
Страны Европы и США в конце XX в.
и США в конце 2.
Страны Европы и США в начале XXI в.
XX в. - начале
В том числе практических и лабораторных занятий
XXI в.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Страны Азии,
1.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки в конце XX в.
Африки и
2.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки в начале XXI в.
Латинской
В том числе практических и лабораторных занятий
Америки
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Процессы
1.
Глобализация и демократизация.
глобализации и
2.
Пределы глобализации. Проблемы отношений «Запад - Восток», «Север - Юг».
складывание
3.
Деятельность Организации Объединенных Наций и других международных
современной
организаций.
системы
3
2
ОК 03, ОК 6
2
2
2
2
2
2
ОК 03, ОК 6,
4
ОК 03, ОК 6,
4
международных
отношений.
Промежуточная аттестация
Всего
ОК 03, ОК 6,
2
48
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет социально-гуманитарных дисциплин, оснащенный оборудованием:
– Компьютер, проектор, экран
− Комплект учебной мебели, классная доска.
− Учебные стенды.
− Учебные пособия и раздаточный материал по дисциплине «История».
− Плакаты, исторические карты.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Обязательные печатные издания
1. История / П.С.Самыгин [и др.] - Изд.20-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2024. – 474, [1]с. – (Среднее профессиональное
образование ).
2. 2.История: учеб. пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. – М. : ИНФРА-М, 2024. – 528 с.
3. Кириллов, В. В. История России : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — 4-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 565 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08560-0. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470181 (дата обращения: 05.08.2021).
4. Пленков, О. Ю. История новейшего времени для колледжей : учебное пособие для среднего профессионального образования /
О. Ю. Пленков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 368 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53411113-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475067 (дата обращения: 05.08.2021).
5. Степанова, Л. Г. История России. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Г. Степанова. —
Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 231 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10705-0. — Текст : электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475018 (дата обращения: 05.08.2021).
3.2.2 Электронные издания
1. История России для технических специальностей : учебник для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев [и др.] ; под
редакцией М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 531 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10532-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451084 (дата обращения:
05.08.2021).
2. Носова, И. В. История России : учебное пособие для СПО / И. В. Носова. — Саратов : Профобразование, 2024. — 187 c. — ISBN 978-54488-1178-4. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/106618 (дата обращения: 19.05.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
1.2.2. Дополнительные источники
1 Электронно-библиотечная система «Лань». (Режим доступа): URL: https://e.lanbook.com/
2. Электронно-библиотечная система «Знаниум». (Режим доступа): URL: https://znanium.com/
3. Научная электронная библиотека «eLibrary». (Режим доступа): URL: https://elibrary.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
- СССР в 1985 - 1991 гг. Перестройка: реформы М.С. - демонстрирует знание исторических
Горбачева
событий и процессов;
- Децентрализация власти КПСС. Распад СССР. 1990- - оценивает исторические факты, процессы и
1991 гг
явления;
- Экономические реформы в России в конце XX в. - - имеет гражданскую позицию;
начале XXI в. и их социальные результаты.
- выполняет задания на творческом уровне;
- Федеративные и межнациональные отношения в
- осуществляет осознанный выбор.
России на рубеже веков
(XX - XXI вв.)
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и
укреплении
национальных
и
государственных
традиций;
- основные направления развития ключевых регионов
мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных,
межгосударственных конфликтов в конце XX – начале
XXI в.;
основные
процессы
(интеграционные,
поликультурные,
миграционные
и
иные)
Методы оценки
- оценка подготовки сообщения и
выступления по темам;
- оценка качества знаний при выполнении
практической работы;
- оценка качества знаний при сдаче
дифференцированного зачета.
политического и экономического развития ведущих
государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и
основные направления их деятельности;
- содержание и назначение важнейших правовых и
законодательных актов мирового и регионального
значения
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
- ориентироваться в современной экономической,
- ориентируется в современной
политической и культурной ситуации в России и мире; экономической, политической и культурной
- выявлять взаимосвязь российских, региональных,
ситуации в России и мире;
мировых социально-экономических, политических и
- выявляет взаимосвязь российских,
культурных проблем.
региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных
проблем.
- оценка качества знаний при сдаче зачета.
- оценка качества знаний при выполнении
практической работы;
- оценка подготовки сообщения и
выступления по темам;