МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД «Индустриально
промышленный колледж
Фонд оценочных средств
учебной дисциплине
ОУП.07 Обществознание
Профиль получаемого профессионального образования: технологический
Код и наименование специальности: 20.02.02 Зашита в чрезвычайных ситуациях
Квалификация выпускника: специалист по защите в чрезвычайных ситуациях
Форма обучения: очная
Курс:1 Семесто:1:2
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №£>т «<&7»
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР^.
Шабанова М. М
2023 г.
,Ю№
№.
2023г.
2023 г.
Фонд оценочных средств учебной общеобразовательной дисциплины
ОУП.07 Обществознание
разработана на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
— Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от
07.07.2022 N535
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных
ситуациях"(3арегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570)
с учетом:
-профиля получаемого образования;
-
примерной программы;
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных
дисциплин
в
пределах
освоения
основной
профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования (ППКРС и
ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом
образовательной организации
Разработчики: Абуева Зухра Магомедэминовна, преподаватель по истории ИПК
Рецензенты / эксперты: Ибрагимова И.И., препод.спец.дисциплин ГБПОУР ИПК кандидат
истор.наук.
СОДЕРЖАНИЕ
«Модельные примеры» фонда оценочных средств для входного контроля
(диагностическая работа).... ................................................ ..................................5
«Модельные примеры» фонда оценочных средств для текущего контроля. 11
Тестовые задания................................
11
Задания-задачи............................................................................................
12
Проектные задания............................................................................................... 15
Работа со схемами, таблицами, диаграммами, инфографикой....................... 16
Работа с документами, содержащими социальную информацию.................. 17
Устный опрос / Собеседование........................................................................... 19
Проблемное обсуждение / Вопросы проблемного характера......................... 20
Самооценка и взаимооценка образовательных результатов обучающимися20
«Модельные примеры» фонда оценочных средств для промежуточной
аттестации............................................................................................................. 24
Фонд оценочных средств предназначен для контроля и оценки результатов
образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной
дисциплины ПД.02 Физика основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП) по подготовке специалистов среднего звена 20.02.02 Защита в
чрезвычайных ситуациях (базовая подготовка).
Обучающийся, освоивший образовательную программу, должен обладать
следующими общими компетенциями (далее - ОК):_________________ __
КОД
ОК.1
ОК.2
ОК.З
ОК.4
ОК.5
ОК.6
ОК.8
ОК.7
ОК.9
Наименование результата обучения
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
Ориентироваться
в
условиях
частой
смены
технологий
в
профессиональной деятельности.
«Модельные примеры» фонда оценочных средств для входного контроля
(диагностическая работа)
Назначение диагностической работы
«Входной контроль» проводится в начале учебного года.
Задачи проведения диагностической работы:
- определить уровень усвоения содержания образования по учебному
предмету «Обществознание»;
- предоставить подросткам возможность самореализации в учебной
деятельности;
- определить пути совершенствования преподавания курса
«Обществознание» на уровне среднего профессионального образования.
Характеристика диагностической работы
Диагностическая работа состоит из 12 заданий, из них 10 с записью
краткого ответа и 2 задания с развернутым ответом. В работе содержатся
задания базового и повышенного уровней сложности. На выполнение
работы отводится 30 мин. Для выполнения заданий дополнительного
оборудования не требуется. Выполнение задания в зависимости от типа и
трудности оценивается разным количеством баллов. Максимальный балл за
выполнение всей работы -15 баллов.
Диагностическая работа составлена на основе пособия Обществознание.
Основной Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации:
[учебное пособие]/Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, Е.Э. Шохонова. Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2021. -136 с.
Диагностическая работа по обществознанию
1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при
описании экономической сферы общества?
Наука; образование; товары; обмен; политика.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного
из них.
2. На что способен человек в отличие от животного?
1) совершать привычные действия
2) предварительно обдумывать своё поведение
3) проявлять эмоции
4) заботиться о потомстве
3. Верны ли следующие суждения о природе и обществе?
А. Природа по сравнению с обществом более изменчива, подвижна.
Б. Общество, в отличие от природы, система саморазвивающаяся.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Дмитрию исполнилось 14 лет, и он решил составить свой личный
финансовый план. В чём состоит преимущество данного решения для личных
финансов Дмитрия? Какие действия помогают следовать этому плану?
5. Что отличает традиционную экономику от других типов экономических
систем?
1) централизованное ценообразование
2) решение главных вопросов экономики в соответствии с обычаями
3) преобладание государственной собственности на факторы производства
4) экономическая свобода производителей
6. В 2017 году в стране Z доходная часть бюджета составила 13 738,5 млрд,
рублей, а расходная часть бюджета - 16 098,6 млрд, рублей. О чем
свидетельствуют эти данные?
1) об увеличении налоговых поступлений
2) об устойчивом экономическом росте
3) о дефиците государственного бюджета
4) о девальвации национальной валюты
7. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой
связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это
1) род
2) сословие
3) семья
Система оценивания диагностической работы по обществознанию
Критерии оценивания заданий с кратким ответом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2-3, 5-8, 10-12
оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие - 0
баллов. Полный правильный ответ на задание 9 оценивается 2 баллами; если
допущена одна ошибка - 1 балл; если допущено две и более ошибок или
ответ отсутствует - 0 баллов.
Номер задания
2
3
5
6
7
8
9
10
11
12
Ответ
2
4
2
3
3
3
32312
1
1324
Президент
Критерии оценивания заданий с развернутым ответом.
Задание 1.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) понятия: товары, обмен;
2) смысл понятия, например:
обмен - процесс, в котором взамен какого-либо продукта люди получают
деньги или другой продукт;
Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или
объяснение смысла понятия.
Правильно выписаны два верных понятия, и раскрыт смысл любого одного
из них-2 балла.
Наряду с верными понятиями выписано(ы) одно или более «лишних»
понятий, раскрыт смысл верного понятия ИЛИ Правильно выписаны только
два верных понятия ИЛИ Правильно выписано только одно верное понятие,
раскрыт его смысл -1 балл.
Наряду с верными понятиями выписано(ы) одно или более «лишних»
понятий, раскрыт только смысл «лишнего» понятия. ИЛИ Наряду с верными
понятиями выписано(ы) одно или более «лишних» понятий, смысл понятия
не раскрыт или раскрыт неверно. ИЛИ Выписано только одно верное понятие
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
требованию задания ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.
Максимальный балл 2
Задание 4.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: составление такого плана помогает
достижению поставленных финансовых целей;
2) ответ на второй вопрос, например: необходимо контролировать свои
расходы и, совершая покупки, выбирать то, что финансово выгодно.
Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу
формулировках.
Даны правильные ответы на два вопроса - 2 балла.
Дан правильный ответ на один любой вопрос -1 балл.
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию
задания ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.
Максимальный балл 2
Полученные обучающимся баллы за выполнение всех заданий
суммируются. Суммарный балл переводится в отметку по пятибалльной
шкале с учётом рекомендуемой шкалы перевода:
Отметка по 5-балльной
Суммарный балл
шкале
15-12
«5»
11-9
«4»
8-5
«3»
4-0
«2»
«Модельные примеры» фонда оценочных средств для текущего контроля
Тестовые задания
Тестовые задания могут быть использованы не только для входного
или итогового контроля, но и для проверки усвоения текущего материала, а
также для закрепления информации. Тестовые форматы позволяют быстро
осуществить проверку знаний, а также могут быть использованы для
взаимопроверки.
Ниже представлены примеры тестовых заданий различных форматов.
Тема 6.1. Право в системе социальных норм
Задание 1. Выберите один верный вариант ответа
Право в отличие от других видов социальных норм...
1) регулирует отношения между людьми
2) обеспечивается силой государства
3) включает правила поведения человека в обществе
4) обеспечивает социальный контроль.
Ответ: 2.
Задание 2. Выберите все верные утверждения
1) Высшей юридической силой на территории Российской Федерации
обладает Конституция Российской Федерации.
2) Правовой обычай представляет собой судебное решение по
конкретному делу.
3) Указ Президента является примером нормативного правового акта.
4) Решения, принятые на референдуме, должны быть утверждены
Федеральным Собранием Российской Федерации.
5) Договор нормативного содержания является одним из источников
права.
Ответ: 135
Задание 3. Выберите все верные ответы
Какие отрасли права относятся к публичному праву?
1) семейное
2) гражданское
3) уголовное
4) конституционное
5) административное
6) трудовое
Ответ: 345
Задание 4. Установите соответствие между ситуациями и отраслями права,
которые они регулируют
ОТРАСЛИ ПРАВА
СИТУАЦИИ
1) Трудовое право
A) Виталий перешел дорогу на красный
2) Гражданское право
сигнал светофора
3) Административное право
Б) Игорь написал заявление на
увольнение по собственному желанию
B) Лариса сняла в аренде квартиру в
центре города
Г) Ирина купила в магазине новое платье
Д) Дмитрий вызвал полицию, так как у
соседей очень громко играла музыка
после 23.00
Ответ: АЗ, Б1, В2, Г2, ДЗ
Тема 1.2. Биосоциальная природа человека и его деятельность
Вставьте пропущенные слова:
1) «Человек как активный субъект общественных отношений — это...»
2) «То, на что направлена деятельность, называется ...»
3) «... это вид человеческой деятельности, направленный на достижение
практически полезного результата»
Ответ: личность, цель, труд
Задания-задачи
Данный тип заданий носит ярко выраженный практико
ориентированный характер. В задачах рассматривается ситуация и ставится
проблема, которую предстоит решить, опираясь на предметные знания и
проявляя функциональную грамотность. В ходе проверки выполнения
заданий преподавателю важно дифференцировать различные уровни
освоения обучающимися необходимых для выполнения заданий
компетенций, и с этой целью фиксировать, у кого полностью выполнено
задание, у кого задание выполнено частично, у кого задание не выполнено.
Примеры задач
Тема 3.3. Рациональное поведение потребителя
На семейном совете Старостины решают, как лучше распорядиться
деньгами, которые семья получила после продажи автомобиля. Глава семьи
отметил, что на данный момент они не нуждаются в крупных покупках,
поэтому стоит подумать о сохранении и приумножении денег. Старостины
начали изучать различные предложения от банков и остановились на трех
вариантах.
Вариант 1. Вклад «Надежный»
Ставка: 8% годовых. Пополнение вклада: Не предусмотрено. Снятие
средств: Не предусмотрено.
Вариант 2. Вклад «Активный»
Ставка: 6,5% годовых. Пополнение вклада: Предусмотрено. Снятие
средств: Предусмотрено.
Вариант 3. Вклад «Кубышка»
Ставка: 7% годовых. Пополнение вклада: Предусмотрено. Снятие
средств: Не предусмотрено.
Задание 1. Папа предложил выбрать вклад, который предусматривает самый
высокий процент. Мама предложила разделить деньги на несколько разных
вкладов. Какое решение вы считаете рациональным? Ответ аргументируйте.
Комментарий к оцениванию. Верный ответ должен содержать утверждение
о том, что все зависит от того, какую цель ставит семья: если Старостины
хотят накопить и сохранить деньги на долгосрочную перспективу,
предложение папы рационально. Если они понимают, что цели у семьи
разные, и они хотят, как накопить, так и обеспечить непредвиденные
расходы, стоит прислушаться к варианту мамы. Подобный ответ
продемонстрирует высокий уровень подготовки обучающегося. Если
обучающийся выбрал один из вариантов и верно его обосновал, то это
говорит лишь об общем понимании материала, т.е. о среднем уровне. Если
учащийся выбрал вариант, но не смог его обосновать, это может
свидетельствовать о низком уровне подготовки.
Задание 2. Какой вклад и почему рациональнее выбрать семье Старостиных,
если:
• они планируют накопить средства на покупку автомобиля
• они хотят получить максимальный доход по вкладу
• они хотят иметь средства для непредвиденных расходов
Комментарий к оцениванию. Верный ответ должен содержать следующую
информацию: вклад «Кубышка» (данный вид вклада позволяет откладывать
средства, а вот снимать деньги без потери процентов нельзя), вклад
«Надежный» (так как предполагает самый высокий процент), вклад
«Активный» (позволяет снимать средства на непредвиденные расходы без
потери процентов). Полностью верно выполненное задание должно
включать не только верный выбор вкладов, но и грамотную аргументацию.
Тема 6.3. Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых,
образовательных правоотношений.
Кирилл, 15 лет, получив аттестат об основном общем образовании и
поступив в колледж, решил найти подработку в свободное от учебы время.
Он посетил несколько компаний. Вот результаты пяти собеседований:
1. Кириллу предложили поработать ночным сторожем в аптеке.
2. Кириллу было отказано в собеседовании, так как он не смог
предоставить письменное согласие одного из родителей на
трудоустройство.
3. Кириллу предложили следующий рабочий график: понедельникпятница с 10.00 до 18.00.
4. Кириллу предложили работу консультантом в книжном магазине три
дня в неделю с 17.00 до 20.00.
5. Кириллу были готовы предложить работу промоутером после
прохождения испытательного срока.
В каких случаях работодателями было нарушено трудовое
законодательство? В чем состоит нарушение?
Комментарий к оцениванию. Обучающийся выполняет задание, опираясь на
положения трудового законодательства об особенностях правового
регулирования труда несовершеннолетних. В задаче только в варианте №4
не был нарушен Трудовой кодекс РФ (работа, посильная подростку, не в
учебное время, количество часов соответствует закону). В остальных случаях
обучающийся должен указать на следующие ошибки:
№1 - запрещен труд в ночное время.
№2 - Кириллу не нужно согласие родителей, так как он уже получил
основное общее образование.
№3 - работа в учебное время, превышена предельно допустимая норма
рабочих часов.
№5 - несовершеннолетние работники принимаются на работу без
прохождения испытательного срока.
• малый бизнес (не больше 100 человек в компании и оборот до 800
млн рублей);
• средний бизнес (не больше 250 человек в компании и годовой оборот
до 2 млрд рублей), при этом у предприятий легкой промышленности и
общепита сотрудников может быть больше.
У господдержки есть несколько уровней. По федеральной программе
Министерства экономического развития Российской Федерации деньги
выдают регионам на конкурсной основе или с учетом определенных
критериев. Местные власти распределяют эти деньги и средства из
собственного бюджета по направлениям, приоритетным именно для своего
региона.
Субсидии — это деньги, которые федеральные, региональные или
местные власти на конкурсной основе выделяют на покупку оборудования,
сырья или даже чего-то нематериального, например, патента. Это тоже
целевое финансирование, которое нельзя потратить не по назначению.
Размер субсидий зависит от региона и конкретной программы
господдержки — найти необходимую информацию по этому виду
поддержки вы можете на портале для малого и среднего
предпринимательства вашего региона.
(по материалам сайта fincult.ru)
Задания:
1) Какие примеры бизнеса, который будет поддерживать государство,
приводят авторы текста? В каком случае бизнесмену может быть
отказано в государственной поддержке?
(Ответ: открытие аптеки, развитие растениеводства или туризма; если
вам уже выдавали субсидии, но вы потратили их на другие цели).
2) По каким критериям закон выделяет категории предпринимателей?
(Ответ: количество сотрудников и годовой оборот)
3) Авторы указывают, что полученные субсидии нельзя потратить не по
назначению. Приведите примеры, на что должны быть потрачены
деньги, полученные от государства, чтобы способствовать развитию
малого бизнеса.
(Ответ: на переквалификацию сотрудников, на закупку более
инновационного оборудования, на открытие дополнительной точки
продажи/производства и т.п.)
4) Почему государство оказывает поддержку малому бизнесу?
(Ответ: малый бизнес позволяет обеспечить удовлетворение
потребностей населения в товарах и услугах, гарантирует наличие
рабочих мест, обеспечивает пополнение бюджета через уплату налогов и
пр.)
Комментарий к оцениванию. Каждое следующее задание требует от
обучающего более сложных умений, что позволяет преподавателю
выделить учеников, демонстрирующих низкий, средний и высокий уровни
обществоведческой подготовки. При оценивании ответов нужно
учитывать, что обучающиеся могут давать на некоторые вопросы ответы,
отличающиеся от предложенных в качестве верных.
Устный опрос / Собеседование
Устный опрос (собеседование) представляет собой ряд вопросов, с
помощью которых представляется возможным провести текущую проверку
усвоения материала.
Пример.
Тема 1.2. Биосоциальная природа человека
1. Проиллюстрируйте примерами процесс социализации личности.
2. Можно ли назвать все человечество обществом? Ответ аргументируйте.
3. Охарактеризуйте антропологическую и социологическую теории личности.
4. Охарактеризуйте структуру деятельности человека.
5. Какие типы мировоззрения вам известны? Каковы особенности каждого
типа мировоззрения?
Комментарий к оцениванию. При оценивании ответов обучающихся
рекомендуется учитывать следующие критерии:
- полнота раскрытия вопроса;
- владение терминологическим аппаратом, грамотное использование
терминов при ответе;
- умение объяснить сущность явлений, процессов;
-умение приводить примеры;
- умение аргументировать приводимые тезисы.
Проблемное обсуждение / Вопросы проблемного характера
Данный тип заданий включает вопросы, на которые трудно дать
однозначные ответы, а требуется рассмотреть проблему с разных сторон или
позиций. Задания могут выполняться устно (фронтально или в групповой
форме), а также в письменном виде индивидуально.
Тема 1.1. Развитие общества
Обучающиеся делятся на две группы: группа утверждения и группа
отрицания.
Представьте, что вам предстоит участие в диспуте «Глобализация - благо для
нашего общества». Подберите аргументы для участия в диспуте от вашей
группы.
Комментарий к оцениванию. Задача преподавателя - оценить, насколько
предложенный командой аргумент убедительно доказывает ту или иную
позицию. Например, группа утверждения может предложить следующие
аргументы: расширение выбора товаров и услуг, участие в международных
организациях как способ решения проблем, диалог культур и пр. Группа
отрицания может предложить следующие аргументы: ущемление интересов
национальных производителей в пользу ТНК, усиление глобальных проблем,
потеря культурной идентичности и пр. Задание может быть организовано в
форме игры, когда каждый аргумент группы оценивается в 1 балл, и в итоге
преподаватель определяет команду-победителя. Также данное задание
может быть предложено обучающемуся в письменном виде индивидуально.
Самооценка и взаимооценка образовательных результатов обучающимися
Самооценка является своеобразной заявкой на ту или иную отметку,
позволяет обучающемуся самостоятельно без участия преподавателя
определить объем своих знаний и уровень владения конкретными
умениями.
Оформление самооценки может быть представлено либо на
отдельном листе, либо самооценка своих учебных результатов может
фиксироваться, обучающимся непосредственно на листе, где выполнена
самостоятельная (практическая) работа. Так, преподаватель до фактической
проверки работы сможет ознакомиться с информацией, как обучающиеся
оценили свои результаты, и составить представление о сложности для них
темы и заданий, которое позже подтвердит или опровергнет проверка.
Объем
выполнени
я (в%)
Менее 35
Вариант самооценки
понял(а)
Не знаю и не Не
тему,
не
понимаю
справился(ась)
материал
с
большей
частью
заданий
Остались
вопросы
по
теме, в части
заданий
допущены
ошибки
От 35 до 65
Знаю, но не
понимаю,
как
применить
От 65-85
Знаю
и Хорошо
понял(а) тему,
понимаю,
как
с
большинством
применить
заданий
справился(ась)
Возможный комментарий
обучающегося
не
владею
базовым
материалом
(не
читал(а)
материал),
не
понимаю
сути
(особенностей)
задания,
которое
необходимо
выполнить
Итог:
- изучить материал в учебнике,
- составить конспект основных
элементов содержания темы,
- решать типовые задания,
- обратиться за консультацией к
преподавателю
- не отработал(а) материал на
типичных заданиях
Итог:
- ознакомиться с содержанием
темы повторно,
- составить краткую схему
содержания темы,
- решать типовые задания,
- обратиться за консультацией к
преподавателю
- не отработал(а) материал на
заданиях повышенного уровня
сложности
Итог:
ознакомиться
с
дополнительной литературой,
- решать задания повышенного
уровня сложности,
- обратиться за консультацией к
«Модельные примеры» фонда оценочных средств для промежуточной
аттестации
Назначение проверочной работы
Промежуточная аттестация (зачет) проводится по окончании изучения
общеобразовательной дисциплины «Обществознание». Преподаватель
профессиональной образовательной организации проводит проверочную
работу (зачет), которая предназначена для промежуточной аттестации,
итоговой оценки учебной подготовки студентов, завершивших освоение
общеобразовательной дисциплины «Обществознание».
Задачей проведения проверочной работы (зачета) является
определение
уровня
усвоения
содержания
образования
по
общеобразовательной дисциплине «Обществознание».
Характеристика работы
Проверочная работа состоит из двух частей. Первая часть включает 13
заданий, проверяющих усвоение обучающимися знаний по курсу. Вторая
часть включает 4 задания, проверяющих умение обучающегося применять
полученные знания в профессиональной деятельности. В работе содержатся
задания базового и повышенного уровней сложности. На выполнение
работы отводится 90 минут (2 академических часа). Для выполнения заданий
дополнительного оборудования не требуется. При выполнении работы не
разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями и другими
справочными материалами. Выполнение задания в зависимости от типа и
трудности оценивается разным количеством баллов. Максимальный балл за
выполнение всей работы - 31 балл.
Итоговая проверочная работа по обществознанию
Часть 1.
1. Какая глобальная проблема отражена на этой карте? Выберите один
верный ответ.
1)
2)
3)
4)
Недостаток водных ресурсов, отсутствие доступа к чистой воде.
Проблемы, связанные с пищей.
Проблема ВИЧ-инфекции и СПИДа.
Демографический кризис
2. Прочитайте текст. Каждое предложение текста пронумеровано.
Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.
«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий
природу, общество и самого себя, является индивидом (1). Человек обладает
социально сформированными и индивидуально выраженными качествами:
интеллектуальными, эмоционально-волевыми, нравственными и др. (2) Их
формирование связано с тем, что индивид в совместной с другими людьми
активности познаёт и изменяет мир и самого себя (3). Процесс этого
познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта
одновременно является процессом дезадаптации (4).
Личность определяют, как особую форму существования и развития
социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим
собой (5). Она характеризуется стремлением развиваться, расширять сферу
своей деятельности и открыта всем влияниям общественной жизни, всякому
опыту (б)».
3. Определите, в каких случаях мы наблюдаем экстенсивный, а в каких интенсивный экономический рост.
3) Вексель
4) Долговая расписка
6. Какая избирательная система проиллюстрирована рисунком?
Выберите один верный ответ.
41 новый пундссгаг
Ф <Эер»ий fWKK (Sa wwowжяадиддм}
1) Мажоритарная
2) Пропорциональная
3) Смешанная
4) Демократическая
7. Прочитайте текст интервью кандидата в президенты.
Корреспондент: Почему вы выступаете за бесплатную раздачу
нуждающимся еды с истекающим сроком годности?
Кандидат в президенты: Во-первых, это справедливо, мы должны
заботиться о нуждающихся любыми доступными способами, которые у нас
есть, даже если это в ущерб интересам компаний.
Корреспондент: То есть вы готовы на всё ради пользы большинству?
Кандидат в президенты: Не большинству, а всему обществу, более того я за
создание государства всеобщего благосостояния.
Корреспондент: Нужно ли устанавливать высокие налоги с бизнеса?
Кандидат в президенты: Я считаю, что мы можем соблюсти баланс между
интересами общества и бизнеса.
Какие политические взгляды выражает кандидат? Выберите один верный
ответ.
1) Либеральные
2) Коммунистические
3) Социалистические
4) Консервативные
8. Конституция провозглашает Z демократическим федеративным
государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых
признаков характеризуют форму государственного (территориального)
устройства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной
основе.
2) Двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство
регионов.
3) Включение в состав государства нескольких государственных образований,
каждое из которых обладает определённой собственной компетенцией.
4) Действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции.
5) Наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан.
6) Политический плюрализм.
9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов
(словосочетаний).
Выберите
из
предлагаемого
списка
слова
(словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальная роль— это совокупность ожиданий, прав и обязательств,
направленных на человека как обладателя определённого(А).
Исполнению социальной роли обучаются в процессе
(Б),
ориентируясь на те ожидания, которые выставляет социум. Роль можно
понимать как «ответ» на совокупность ожиданий, устремлённых на человека
в(В). Этот «ответ» детерминирован его позицией,(Г),
должностью, полом и другими факторами. Роль ставит своему исполнителю
поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не
выходит за эти пределы, то оно удовлетворяет и индивида, и его окружение,
т. е. отвечает требуемым(Д). У разных ролей разные пределы
дозволенности, и в каждой роли есть специфические ситуации этой
дозволенности. Диапазон этой
(Е) может быть больший или
меньший, строгость соблюдения «ролевых» правил слабее или сильнее».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое
слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
1) социальные нормы
4) профессия
7) ролевая свобода
2) стратификация
5) социальные лифты
8) общество
3} социализация
6) социальный статус
9) мобильность
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные
слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами
слова.
Ответ:
Г
А
Б
В
Е
Д
10. Ниже перечислены источники (формы) права. Определите, какой из
источников права действует на территории РФ. Выберите один верный ответ.
1) правовой обычай
2) судебный прецедент
3) религиозный текст
4) нормативный правовой акт
11. В Конституции РФ указаны обязанности гражданина РФ. Выберите из
приведённого списка все верные ответы.
1) защищать Отечество
2) платить налоги
3) быть избранным в органы власти
4) бережно относиться к памятникам истории и культуры
5) принимать участие в митингах
8) Одной из отличительных особенностей демократического режима
является соблюдение права на свободу слова.
9) Одним из источников власти в Российской Федерации является ее
многонациональный народ.
10) Сторонами в гражданском судопроизводстве являются адвокат и
обвинитель.
7
9
10
5
8
4
6
3
1
2
1.
2.
3.
4.
Часть 2.
Перечислите
три
любых
требования,
которые
предъявляет
информационное общество к выбранной специальности/профессии.
Каковы
социальные
ожидания
общества
от
реализации
профессиональной
социальной
роли
по
выбранной
специальности/профессии? Приведите не менее трех составляющих
социальной роли.
Назовите три социально-экономических права гражданина Российской
Федерации и проиллюстрируйте их реализацию на примере
представителя профессии/специальности.
Гражданин Российской Федерации после получения среднего
профессионального образования устраивается
на
работу по
профессии/специальности. Какие документы он должен предъявить для
устройства на работу? Приведите три примера его будущих обязанностей
в качестве работника.
Система оценивания проверочной работы по обществознанию
Критерии оценивания заданий (часть 1).
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1-7, 10 оценивается 1
баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов. Полный
правильный ответ на задания 8, 9, 11, 12 оценивается 2 баллами; если
допущена одна ошибка - 1 балл; если допущено две и более ошибок или
ответ отсутствует - 0 баллов. Полный правильный ответ на задание 13
оценивается в 3 балла; если допущена одна ошибка - 2 балла; если
допущено две ошибки - 1 балл; если допущено три и более ошибок - 0
баллов
Номер задания Ответ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
4
14
экстенсивный -13, интенсивный - 2
4
2
3
1
234
638417
4
124
1324
1121121112
Критерии оценивания заданий (часть 2)
Задание 1.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Предложено три требования к профессии в информационном обществе,
например, способность самостоятельно добывать знания; овладение ИКТ
технологиями, непрерывное обучение для формирования новых
профессиональных навыков. Могут быть предложены другие требования.
Приведены три требования - 3 балла.
Приведено два требования - 2 балла.
Приведено одно требование -1 балл.
Приведенные требования не верны ИЛИ ответ отсутствует - 0 баллов.
Задание 2.
Правильный ответ должен содержать три ролевых ожидания,
соответствующих профессии/специальности, например, от медсестры
общество ожидает консультирования по медицинским вопросам, оказание
необходимой медицинской помощи, проявление выдержки и такта по
отношению к пациенту и т.п.
Приведены три ожидания - 3 балла.
Приведено два ожидания - 2 балла.
Приведено одно ожидание -1 балл.
Приведенные ожидания не верны ИЛИ ответ отсутствует - 0 баллов.
Задание 3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Приведены три социально-экономических права, и каждое право
проиллюстрировано примером с точки зрения специальности/профессии,
например
1) право свободно распоряжаться своими способностями к труду (Ирина
Ивановна устроилась на работу учителем начальных классов в школу №1).
2) право на отдых (Учитель Ирина Ивановна 1 июля вышла в очередной
отпуск).
3) право на свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической
деятельности (Учитель Ирина Ивановна оформила самозанятость и
оказывает услуги репетитора).
Приведены три права и каждое право проиллюстрировано примером - 3
балла.
Приведены два-три права, два проиллюстрированы примерами - 2 балла.
Приведено одно-три права, одно проиллюстрировано примером -1 балл.
Другие ответы ИЛИ ответ отсутствует - 0 баллов.
Задание 4.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Перечислены документы, необходимые для устройства на работу с учетом
специфики
специальности/профессии,
например,
документ,
удостоверяющий личность; документ об образовании; трудовая книжка,
СНИЛС, документы воинского учета и т.п.
Приведены
три
обязанности
работника,
каждая
из
которых
проиллюстрирована примером на основе специальности/профессии,
например:
1) добросовестно исполнять трудовые обязанности (учитель Ирина
Ивановна ведет уроки и проводит внеклассные мероприятия);
2) соблюдать правила внутреннего распорядка (учитель Ирина Ивановна не
опаздывает на работу);
3) бережно относиться к имуществу работодателя (учитель Ирина Ивановна
аккуратно работает на ноутбуке, который ей выдали в школе).
Перечислены три (или более) документа, приведены три обязанности
работника, каждая из которых проиллюстрирована примером-4 балла.
Перечислено не менее двух документов, приведены две-три обязанности
работника, каждая из которых проиллюстрирована примером ИЛИ
приведены
три
обязанности
работника,
каждая
из
которых
проиллюстрирована примером, документы не перечислены - 3 балла.
Перечислено не менее двух документов, приведена одна обязанность
работника, проиллюстрированная примером ИЛИ приведены две
обязанности работника, каждая из которых проиллюстрирована примером,
документы не перечислены - 2 балла.
Перечислены два-три документа, обязанности не приведены ИЛИ приведена
одна обязанность работника, проиллюстрированная примером, документы
не перечислены ИЛИ приведены две-три обязанности без иллюстрации