ОП.01. Операционные системы и среды 2025

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.01 Операционные системы и среды»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Операционные системы и среды» является обязательной частью общепрофессионального цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07
Информационные системы и программирование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.01, ОК.02, ОК.05,
ОК.09.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК
ОК.01,
ОК.02,
ОК.05,
ОК.09,
ПК 4.1,
ПК 4.4,
ПК 6.4,
ПК 6.5,
ПК 7.2,
ПК 7.3,
ПК 7.5,
ПК 10.1

Умения

Знания

Управлять параметрами загрузки
операционной системы.
Выполнять конфигурирование аппаратных устройств.
Управлять
учетными
записями,
настраивать параметры рабочей
среды пользователей.
Управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети.

Основные понятия, функции, состав и
принципы работы операционных систем.
Архитектуры современных операционных систем.
Особенности построения и функционирования семейств операционных систем
"Unix" и "Windows".
Принципы управления ресурсами в операционной системе.
Основные задачи администрирования и
способы их выполнения в изучаемых
операционные системах.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия
Самостоятельная работа
консультации
Промежуточная аттестация (экзамен)

Объем в часах
102
80
40
36
22
4

4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

1

2

Тема 1. История,
назначение и
функции операционных систем
Тема 2. Архитектура операционной системы

Содержание учебного материала
История, назначение, функции и виды операционных систем
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Структура операционных систем. Виды ядра операционных систем
Микроядерная архитектура (модель клиент-сервер)
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Модель процесса. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархия процесса. Состояние процесса. Реализация процесса
Применение потоков. Классификация потоков. Реализация потоков
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Взаимодействие и планирование процессов
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Абстракция памяти
Виртуальная память
Разработка, реализация и сегментация страничной реализации памяти

Тема 3. Общие
сведения о процессах и потоках

Тема 4. Взаимодействие и планирование процессов
Тема 5. Управление памятью

Объем, акад.
ч / в том
числе в
форме
практическо
й
подготовки,
акад. ч
3

14

14

Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
4

ОК.01,
ОК.02,
ОК.05,
ОК.09,
ПК 4.1,
ПК 4.4,
ПК 6.4,
ПК 6.5,
ПК 7.2,
ПК 7.3,
ПК 7.5,
ПК 10.1

14

14

14

5

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 6. Файловая Содержание учебного материала
система, ввод и
1. Файловая система, ввод и вывод информации
вывод информаВ том числе практических занятий и лабораторных работ
ции
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 7. Работа в
Содержание учебного материала
операционных
1. Управление безопасностью
системах и средах 2. Планирование и установка операционной системы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Примерный перечень практических работ:
• Использование сервисных программ поддержки интерфейсов. Настройка рабочего стола. Настройка системы с помощью Панели управления. Работа со встроенными приложениями.
• Управление памятью.
• Управление процессами с помощью команд операционной системы для работы с процессами.
• Исследование соотношения между представляемым и истинным объёмом занятой дисковой памяти. Изучение влияния количества файлов на время, необходимое для их копирования.
• Работа с программой «Файл-менеджер Проводник». Работа с файловыми системами и дисками.
• Диагностика и коррекция ошибок операционной системы, контроль доступа к операционной системе.
• Установка и настройка системы. Установка параметров автоматического обновления системы. Установка
новых устройств. Управление дисковыми ресурсами.
• Работа с командами в операционной системе. Использование команд работы с файлами и каталогами. Работа с дисками.
• Конфигурирование файлов. Управление процессами в операционной системе. Резервное хранение, командные файлы.
• Работа с текстовым редактором. Работа с архиватором. Работа с операционной оболочкой.
Изучение эмуляторов операционных систем. Установка операционной системы.
Консультации
Промежуточная аттестация
Всего:

14

14

4
102

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Лаборатория "Программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем",
оснащенная в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по специальности 09.02.07
Информационные системы и программирование.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может
быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
Батаев А.В., Налютин Н.Ю., Синицын С.В. Операционные системы и среды: учебник. –
М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 288 с.
3.2.2. Основные электронные издания
Гостев И.М. Операционные системы: учебник и практикум для СПО / И. М. Гостев. – 2-е
изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 164 с. – (Профессиональное образование). –
ISBN 978-5-534-04951-0. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. –
URL: https://urait.ru/bcode/472333 (дата обращения: 13.12.2022).

7

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:
Основные понятия, функции,
состав и принципы работы
операционных систем.
Архитектуры
современных
операционных систем.
Особенности построения и
функционирования семейств
операционных систем "Unix" и
"Windows".
Принципы управления ресурсами в операционной системе.
Основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционные системах.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:
Управлять параметрами загрузки операционной системы.
Выполнять конфигурирование
аппаратных устройств.
Управлять учетными записями, настраивать параметры
рабочей среды пользователей.
Управлять дисками и файловыми системами, настраивать
сетевые параметры, управлять
разделением ресурсов в локальной сети.

Критерии оценки
«Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без
пробелов, умения сформированы,
все предусмотренные программой
учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко.
«Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без
пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные
задания выполнены, некоторые
виды заданий выполнены с ошибками.
«Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые
умения работы с освоенным материалом в основном сформированы,
большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий
выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.
«Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено,
необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.

Методы оценки
Примеры форм и методов контроля и
оценки.
Компьютерное тестирование на знание терминологии по теме;
Тестирование;
Контрольная работа.
Самостоятельная работа.
Защита реферата.
Семинар.
Защита курсовой работы (проекта).
Выполнение проекта;
Наблюдение за выполнением практического задания. (деятельностью студента)
Оценка выполнения
практического задания(работы)
Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией.
Решение ситуационной задачи.

8



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.