ОП.08 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ 2025

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.08 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ»
1.

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная

дисциплина

«Основы

проектирования

баз

данных»

принадлежит

к

общепрофессиональному циклу.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код ПК,
ОК
ОК 1, ОК
2, ОК 4,
ОК 5, ОК
9, ОК 10,
ПК 11.111.6

Умения

Знания

проектировать
реляционную
базу данных;
использовать
язык запросов
для
программного
извлечения
сведений из баз
данных

основы теории баз данных;
модели данных;
особенности реляционной модели и проектирование баз
данных;
изобразительные средства, используемые в ER- моделировании;
основы реляционной алгебры;
принципы проектирования баз данных;
обеспечение непротиворечивости и целостности данных;
средства проектирования структур баз данных;

язык запросов SQL

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.08 ОСНОВЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Максимальный объём часов

54

Объем образовательной программы

44

в том числе:
теоретическое обучение

22

практические занятия (если предусмотрено)

20

Самостоятельная работа1

10

Промежуточная аттестация

2

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных
тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
1

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.08 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ»
Наименование разделов и тем
1
Тема 1. Основные понятия баз данных

Тема 2. Взаимосвязи в моделях и
реляционный подход к построению
моделей

Тема 3. Этапы проектирования баз
данных

Тема 4. Проектирование структур баз
данных

Тема 5. Организация запросов SQL

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

Объем в
часах

2
Содержание учебного материала
1. Основные понятия теории БД
2. Технологии работы с БД
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Логическая и физическая независимость
данных
2. Типы моделей данных. Реляционная
модель данных
3. Реляционная алгебра
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Основные этапы проектирования БД
2. Концептуальное проектирование БД
3. Нормализация БД
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Средства проектирования структур БД
2. Организация интерфейса с пользователем
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Основные понятия языка SQL. Синтаксис
операторов, типы данных.

3

6

Коды компетенций, формированию
которых способствует элемент
программы
4
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК
11.1-11.6

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК
11.1-11.6
4

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК
11.1-11.6
12

10

18

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК
11.1-11.6

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК
11.1-11.6

2. Создание, модификация и удаление таблиц.
Операторы манипулирования данными
3. Организация запросов на выборку данных при
помощи языка SQL
4. Организация запросов на выборку данных при
помощи языка SQL
5. Сортировка и группировка данных в SQL
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Примерный перечень практических работ:
• Нормализация реляционной БД, освоение принципов проектирования БД
• Преобразование реляционной БД в сущности, связи.
• Проектирование реляционной БД. Нормализация таблиц.
• Задание ключей. Создание основных объектов БД
• Создание проекта БД. Создание БД. Редактирование и модификация таблиц
• Редактирование, добавление и удаление записей в таблице. Применение логических
условий к записям. Открытие, редактирование и пополнение табличного файла.
• Создание ключевых полей. Задание индексов. Установление и удаление связей между
таблицами.
• Проведение сортировки и фильтрации данных. Поиск данных по одному и нескольким
полям. Поиск данных в таблице.
• Работа с переменными. Написание программного файла и работа с табличными файлами.
Заполнение массива из табличного файла. Заполнение табличного файла из массива.
• Добавление записей в табличный файл из двумерного массива. Работа с командами вводавывода. Использование функций для работы с массивами.
• Создание меню различных видов. Модификация и управление меню.
• Создание рабочих и системных окон. Добавление элементов управления рабочим окном
• Создание файла проекта базы данных. Создание интерфейса входной формы.
Использование исполняемого файла проекта БД, приемы создания и управления.
• Создание формы. Управление внешним видом формы.
• Задание значений и ограничений поля. Проверка введенного в поле значения.
Отображение данных числового типа и типа дата

•

Создание и модификация таблиц БД. Выборка данных из БД. Модификация содержимого
БД.
• Обработка транзакций. Использование функций защиты для БД.
Промежуточная аттестация (зачет)
Всего:

2
54

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Лаборатория «Программирования и баз данных» оснащенная необходимым для
реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п 6.1.2.1
примерной программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Федорова Г.Н. Основы проектирования баз данных. – Москва: Академия, 2021. –
224 с.
1.2.2.
Основные электронные издания
Илюшечкин, В. М. Основы использования и проектирования баз данных: учебник
для среднего профессионального образования / В. М. Илюшечкин. — испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 213 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-01283-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471698 (дата обращения: 13.12.2021).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.08 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ»
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы
оценки
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
- проектировать реляционную
базу данных;
- использовать язык запросов для
программного извлечения
сведений из баз данных

«Отлично» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью, без пробелов,
умения сформированы, все
предусмотренные
программой учебные задания
выполнены,
качество
их
выполнения оценено высоко.

Примеры форм и
методов контроля и
оценки
•
Компьютерно
е тестирование на
знание терминологии
по теме;
•
Тестирование

«Хорошо» - теоретическое ….
содержание курса освоено •
Контрольная
полностью, без пробелов, работа ….
некоторые
умения
сформированы недостаточно,

все
предусмотренные
программой учебные задания
выполнены, некоторые виды
заданий
выполнены
с
ошибками.

•
Самостоятель
ная работа.
•
Защита
реферата….
•

«Удовлетворительно»
теоретическое
содержание
курса освоено частично, но
пробелы
не
носят
существенного
характера,
необходимые умения работы
с освоенным материалом в
основном
сформированы,
большинство
предусмотренных
программой
обучения
учебных заданий выполнено,
некоторые из выполненных
заданий содержат ошибки.
«Неудовлетворительно»
теоретическое
содержание
курса
не
освоено,
необходимые
умения
не
сформированы, выполненные
учебные задания содержат
грубые ошибки.

Семинар

•
Защита
курсовой работы
(проекта)
•
Выполнение
проекта;
•
Наблюдение
за выполнением
практического
задания.
(деятельностью
студента)
•
Оценка
выполнения
практического
задания(работы)
•
Подготовка и
выступление с
докладом,
сообщением,
презентацией…
•
Решение
ситуационной
задачи….



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.