СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.16. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью
общепрофессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО утв. приказом
Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1547 по специальности Информационные системы и
программирование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 03, ОК 04
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код 1
Умения
Знания
ПК, ОК, ЛР
ОК 01, ОК
- анализировать состояние
- основные понятия финансовой
03, ОК 04,
финансовых рынков, используя
грамотности и основные
различные источники
законодательные акты,
информации;
регламентирующие ее вопросы;
-планировать и реализовывать
- виды принятия решений в
собственное профессиональное и условиях ограниченности
личностное развитие,
ресурсов;
предпринимательскую
- основные виды планирования;
деятельность в профессиональной
- устройство банковской
сфере, использовать знания по
системы, основные виды банков и
финансовой грамотности в
их операций;
различных жизненных ситуациях
- сущность понятий
- применять теоретические знания «депозит» и «кредит», их виды и
по финансовой грамотности для
принципы;
практической деятельности и
- схемы кредитования
повседневной жизни;
физических лиц;
-эффективно взаимодействовать и
- устройство налоговой
работать в коллективе и команде
системы, виды налогообложения
- сопоставлять свои потребности
физических лиц;
и возможности, оптимально
- признаки финансового
распределять свои материальные
мошенничества;
и трудовые ресурсы, составлять
- основные виды ценных
семейный бюджет и личный
бумаг и их доходность;
финансовый план;
- формирование
- грамотно применять полученные инвестиционного портфеля;
знания для оценки собственных
- классификацию инвестиций,
экономических действий в
основные разделы бизнес-плана;
качестве потребителя,
- виды страхования;
налогоплательщика, страхователя,
- виды пенсий, способы
члена семьи и гражданина;
увеличения пенсий
- анализировать и извлекать
информацию, касающуюся
Можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей
профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.
1
личных финансов, из источников
различного типа и источников,
созданных в различных знаковых
системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд
и др.);
- Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам
- оценивать и принимать
ответственность за рациональные
решения и их возможные
последствия для себя, своего
окружения и общества в целом
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины ОП.16 «Основы
финансовой грамотности»
Максимальная учебная нагрузка обучающихся 36 часа, в том числе: обязательной аудиторной
учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
1.3.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
в т. ч.:
теоретическое обучение
12
практические занятия
18
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (зачет)
4
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Раздел 1. Семейная экономика. Личный и семейный бюджет: его роль в современной
жизни общества.
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ
финансовой грамотности при освоении профессии.
Тема 1.1.
Личный и
семейный
бюджет,
источники его
формирования,
основные
направления
распределения.
Содержание учебного материала
1. Необходимость личного бюджета, правильное формирование личного
бюджета. История развития электронных денег, их разновидность и
преимущества
2. Бюджет семьи, источники доходов семейного бюджета. Главные и
второстепенные расходы семьи. Сторонники карманных денег, для чего 2
необходимы карманные деньги. Дефицит бюджета.
3. Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные
деньги.
В соответствии с Приложением 3 ПООП.
Коды
компетенций и
личностных
результатов2,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
3
Введение
Практическое занятие
Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи
2
Объем
в часах
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
2
Раздел 2. Бюджетная система РФ
Тема2.1
Формирование
бюджета РФ,
Основные
статьи доходов
и расходов
бюджета.
Содержание учебного материала
1. Участники бюджетного процесса.
2. Основные источники формирования бюджета РФ, распределение
бюджетных средств. Региональные и муниципальные бюджеты
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
2
Практическое занятие
Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи.
Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные
деньги.
2
Раздел 3. Банковская система РФ
Тема 3.3.
Содержание учебного материала
Банки: чем они
могут быть вам
1. Банковская система России, коммерческие банки. Центральный
полезны
банк. Банковский кредит, эффективная ставка процента по кредиту,
микрокредит, виды кредитов для физических лиц, ипотека,
рефинансирование кредита, кредитная карта.
2
2
Практическое занятие
Расчёт процентов кредита
Раздел 4. Налоговая система в Российской Федерации
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Налоги:
1.Налоги, виды налогов.
почему их надо 2.Субъект, предмет и объект налогообложения. Ставка налога, сумма
платить
налога. Системы налогообложения. Налоговые льготы, налоговые вычеты.
Налоговая декларация
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
4
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
2
и чем грозит
неуплата
Практическое занятие
Расчёт НДС
Раздел 5. Страхование
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Страховой
1.Страховые услуги, страховые риски. Участники страхового договора.
рынок России
Виды страхования в России. Использование страхования в повседневной
жизни
Практическое занятие
Анализ договора страхования, ответственность страховщика ис
трахователя. Расчет страхового взноса взависимости от размера страховой
суммы, тарифа, срока страхования и других факторов.
Раздел 6. Собственный бизнес
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Создание
1.Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-идея.
собственного
2.Предпринимательство, предприниматель. Банкротство.
бизнеса
Практическое занятие
Составление «Бизнес-плана»
Составление резюме
Раздел 7. Пенсионная система Российской Федерации
Тема 7.1.
Практическое занятие
Обеспечение
1.Пенсионный фонд и его функции. Негосударственные пенсионные
старости
фонды. Трудовая и социальная пенсии. Обязательное пенсионное
страхование. Добровольное пенсионное обеспечение
Расчет своей будущей пенсии
Раздел 8. Финансовое мошенничество
Тема 8.1.
Практическое занятие
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
2
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
2
4
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
2
Финансовые
пирамиды и
1.Основные виды и признаки финансовых пирамид.
защита от
2.Виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в
мошенничества интернете, по телефону, при операциях с наличными.
3.Правила финансовой безопасности
Самостоятельная работа
Итоговое
занятие
Всего:
Промежуточная аттестация (зачет)
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
4
2
36
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Общепрофессионального цикла», оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя
посадочные места по количеству обучающихся
доска классная
стенд информационный
учебно-наглядные пособия;
техническими средствами обучения:
компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и
возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Сидорова, Е. Ю. Налоги и налогообложение : учебник / Е. Ю. Сидорова, Д. Ю.
Бобошко. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 235 с. — (Среднее профессиональное
образование). - ISBN 978-5-16-016714-5. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1221162 (дата обращения: 13.01.2022). – Режим доступа:
по подписке.
2. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность: учебное пособие для студ.учреждений
сред.проф.образования/М.Р.Каджиева, С.В.Дубровская, А.Р.Елисеева. – Москва.:
Издательский центр «Академия», 2019. – 288 с. ISBN 978-5-4468-7883-3
3. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва: Издательство
Юрайт, 2021. — 154 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Солодовников Ю. Л. Экономика и управление в здравоохранении : учебное
пособие для спо / Ю. Л. Солодовников. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021.
— 312 с. — ISBN 978-5-8114-7205-5. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/156384 (дата обращения:
14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей
2. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Д. В. Бураков [и др.] ; под редакцией Д. В. Буракова. —
2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 366 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10231-4. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429626
3. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности : учебное пособие для среднего
профессионального
образования /
А. В. Фрицлер,
Е. А. Тарханова. —
Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13794-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/466897
4. Основы финансовой грамотности / Е. И. Костюкова, И. И. Глотова, Е. П. Томилина
[и др.]. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 316 с. — ISBN 978-5-507-45627-7. — Текст :
электронный
//
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/311807
3.2.3. Дополнительные источники
1. Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/ uchebnik/SchoolBook__2018_1.pdf
2. Рекомендации по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, представляемых в Банк России [Электронный
ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/statichtml/file/25510/mintrud.pdf
3. Романова И.Б., Айнуллова Д.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика
[Электронный ресурс]. URL: http:// window.edu.ru/resource/473/74473/files/ulstu2011–28.pdf
4. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
5. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
6. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/ vaginvideo
7. Финансовый портал «РБК Quote» [Электронный ресурс]. URL: https://quote.rbc.ru
8. Cайт компании «Финансовый инвестиционный консультант» [Электронный
ресурс]. URL: http://vip-money.com
9. Агентство по страхованию вкладов [Электронный ресурс]. URL: www.asv.org.ru
10. Aинансовый информационный портал [Электронный ресурс]. URL:
www.banki.ru
11. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
www.cbr.ru
12. Федеральный фонд ОМС [Электронный ресурс]. URL: www.ffoms.ru
13. Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего
и среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: www.fmc.hse.ru
14. Федеральная налоговая служба (ФНС России) [Электронный ресурс]. URL:
www.nalog.ru/rn77
15. Журнал «Налоговая политика и практика» [Электронный ресурс]. URL:
www.nalogkodeks.ru
16. Сайт «Всё о страховании» [Электронный ресурс]. URL: www.o-strahovanie.ru
17. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
www.pfrf.r
18. ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. URL: . www.sberbank.ru
19. НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» [Электронный ресурс]. URL: www.vtbnpf.ru
20. Бухгалтерские новости и статьи [Электронный ресурс]. URL: https://nalognalog.ru
21. НПФ «Сбербанк» [Электронный ресурс]. URL: https://npfsberbanka.ru
22. Финансовый портал (данные по финансовым рынкам России) [Электронный
ресурс]. URL: http://ru.investing.com
23. Словарь финансово-экономических терминов [Электронный ресурс]/ А.В.
Шаркова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2017.— 1168 c.— URL:
http://www.iprbookshop.ru/62447.html.— ЭБС «IPRbooks»
24. Сергеев, А.А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А.А. Сергеев. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва:
Издательство Юрайт, 2021. – 484 с. (Профессиональное образование).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения 3
знания:
- основные понятия финансовой
грамотности и основные
законодательные акты,
регламентирующие ее вопросы;
- виды принятия решений в
условиях ограниченности
ресурсов;
- основные виды планирования;
- устройство банковской системы,
основные виды банков и их
операций;
сущность понятий
«депозит» и «кредит», их виды и
принципы;
схемы кредитования
физических лиц;
устройство налоговой
системы, виды налогообложения
физических лиц;
признаки финансового
мошенничества;
основные виды ценных
бумаг и их доходность;
формирование
инвестиционного портфеля;
классификацию
инвестиций, основные разделы
бизнес-плана;
виды страхования;
- виды пенсий, способы
увеличения пенсий
Умения
- анализировать состояние
финансовых рынков, используя
различные источники
информации;
- применять теоретические знания
по финансовой грамотности для
3
Критерии оценки
- правильное изложение
основных понятий
финансовой грамотности,
используя нормативную и
правовую документацию;
- владение знаниями
различных банковских
операций, кредитов, схем
кредитования, основных
видов ценных бумаг,
налогообложения
физических лиц,
страхования и
пенсионного обеспечения.
Методы оценки
Тестовый контроль с
применением
информационных
технологий.
Экспертная оценка
правильности
выполнения заданий
по работе с
информацией,
документами
Экспертная оценка
решения
ситуационных задач.
Зачет
- соблюдение основных
норм налогового и
финансового
законодательства при
оформлении кредита,
различных видов
страхования;
Экспертная оценка
выполнения
практических
заданий, выполнения
условий учебных
ролевых игр
Зачет
В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты
практической деятельности и
повседневной жизни;
- сопоставлять свои потребности и
возможности, оптимально
распределять свои материальные и
трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет и личный
финансовый план;
- грамотно применять полученные
знания для оценки собственных
экономических действий в
качестве потребителя,
налогоплательщика, страхователя,
члена семьи и гражданина;
- анализировать и извлекать
информацию, касающуюся
личных финансов, из источников
различного типа и источников,
созданных в различных знаковых
системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд
и др.);
- оценивать и принимать
ответственность за рациональные
решения и их возможные
последствия для себя, своего
окружения и общества в целом
- использование
материалов из
информационных
источников в текстовой,
цифровой и графической
формах для понимания
основных экономических
тенденций и
формирования
финансовых планов;
- принятие финансовых
решений с учетом знаний
о правах потребителей;
способность
выполнять практические
задания, основанные на
ситуациях, связанных с
банковскими операциями,
рынком ценных бумаг,
страховым
рынком,
фондовой и валютной
биржами;
- способность выявлять
признаки мошенничества
на финансовом рынке в
отношении
физических
лиц.