ПМ.0З Сопровождение и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем 2025

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.03 Сопровождение и обслуживание программного
обеспечения компьютерных систем»
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить
основной вид деятельности «ПМ.03 Сопровождение и обслуживание программного
обеспечения компьютерных систем» соответствующие ему общие компетенции
и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
ОК 03
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД 04
Сопровождение и обслуживание программного обеспечения компьютерных
систем
ПК 4.1
Осуществлять инсталляцию, настройку и обслуживание программного
ПК 4.2
обеспечения компьютерных систем.
Осуществлять измерения эксплуатационных характеристик программного
обеспечения компьютерных систем.
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Владеть
В настройке отдельных компонентов программного обеспечения
навыками компьютерных систем; выполнении отдельных видов работ на этапе
поддержки программного обеспечения компьютерной системы.
Уметь
Подбирать и настраивать конфигурацию программного обеспечения
компьютерных систем; использовать методы защиты программного
обеспечения компьютерных систем; проводить инсталляцию программного
обеспечения компьютерных систем; производить настройку отдельных
компонентов
программного
обеспечения
компьютерных систем;
анализировать риски и характеристики качества программного обеспечения.
Знать
Основные методы и средства эффективного анализа функционирования
программного обеспечения; основные виды работ на этапе сопровождения
программного обеспечения; основные принципы контроля конфигурации и
поддержки целостности конфигурации программного обеспечения; средства
защиты программного обеспечения в компьютерных системах.
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов
528
в том числе в форме практической подготовки
Из них на освоение МДК.03.01 160
в том числе самостоятельная работа
46
Из них на освоение МДК.03.02 74
в том числе самостоятельная работа
18
практики, в том числе учебная
144
производственная
144
Промежуточная аттестация
6

384

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля
Для специальности

Наименования разделов
профессионального модуля

1

2

ПК 4.1 - ПК 4.2
ОК 03

Раздел 1. Внедрение и
поддержка компьютерных
систем
Раздел 2. Обеспечение
качества функционирования
компьютерных систем
Учебная практика
Производственная практика
Промежуточная аттестация
Всего:

ПК 4.1 - ПК 4.2
ОК 03

Всего,
час.

Обучение по МДК
В том числе
Всего

Практики
Промежуточная
аттестация

Коды
профессиональн
ых и общих
компетенций

В т.ч. в форме
практической
подготовки

Объем профессионального модуля, ак. час.

Учебная

8

9

10

64

46

4

28

18

2

Лабораторн
Курсовых Самостояте
ых и
Лекции
работ
льная
практическ
(проектов)
работа
их занятий

3

4

5

6

6

160

64

114

50

74

28

56

26

7

144
144
6
528

Производств
енная

11

144
144
6
102

170

78

92

64

6

144

144

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)

Наименование
разделов и тем
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарны
х курсов (МДК)

Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся,
курсовая работа (проект)

1
2
Раздел 1. Внедрение и поддержка компьютерных систем
МДК. 03.01 Внедрение и поддержка компьютерных систем
Тема 3.1.1 Основные Содержание
методы внедрения и ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. Основные процессы и взаимосвязь между документами в информационной
анализа
системе согласно стандартам
функционирования
Виды внедрения, план внедрения. Стратегии, цели и сценарии внедрения.
программного
Функции менеджера сопровождения и менеджера развертывания
обеспечения
Типовые функции инструментария для автоматизации процесса внедрения информационной системы
Оценка качества функционирования информационной системы. CALS-технологии
Организация процесса обновления в информационной системе. Регламенты обновления
Тестирование программного обеспечения в процессе внедрения и эксплуатации
Эксплуатационная документация
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа «Разработка сценария внедрения программного продукта для рабочего места»
Практическая работа «Разработка руководства оператора»
Практическая работа «Разработка (подготовка) документации и отчетных форм для внедрения
программных средств»
Тема 3.1.2 Загрузка и Содержание
установка
Понятие совместимости программного обеспечения. Аппаратная и программная совместимость.
программного
Совместимость драйверов.
обеспечения
Причины возникновения проблем совместимости. Методы выявления проблем совместимости ПО.

Объем,
акад. ч
/ в том
числе
в
форме
практи
ческой
подгот
овки,
акад. ч
3
160
160

Коды
компетен
ций,
формиров
анию
которых
способств
ует
элемент
программ
ы
4

24
ПК 4.1
ПК 4.2
ОК 03

30

26

ПК 4.1
ПК 4.2
ОК 03

Выполнение чистой загрузки. Выявление причин возникновения проблем совместимости ПО. Выбор
методов выявления совместимости.
Проблемы перехода на новые версии программ. Мастер совместимости программ. Инструментарий
учета аппаратных компонентов.
Анализ приложений с проблемами совместимости. Использование динамически загружаемых
библиотек. Механизм решения проблем совместимости на основе «системных заплаток». Разработка
модулей обеспечения совместимости
Создание в системе виртуальной машины для исполнения приложений.
Изменение настроек по умолчанию в образе. Подключение к сетевому ресурсу. Настройка обновлений
программ. Обновление драйверов.
Решение проблем конфигурации с помощью групповых политик.
Тестирование на совместимость в безопасном режиме. Восстановление системы.
Производительность ПК. Проблемы производительности. Анализ журналов событий.
Настройка управления питанием. Оптимизация использования процессора.
Оптимизация использования памяти. Оптимизация использования жесткого диска. Оптимизация
использования сети. Инструменты повышения производительности программного обеспечения.
Средства диагностики оборудования. Разрешение проблем аппаратного сбоя
Аппаратно-программные платформы серверов и рабочих станций.
Установка серверной части. Виды серверного программного обеспечения.
Особенности эксплуатации различных видов серверного программного обеспечения.
Виды клиентского программного обеспечения. Установка, адаптация и сопровождение клиентского
программного обеспечения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа «Измерение и анализ эксплуатационных характеристик качества программного
обеспечения».
В Лабораторная работа «Выявление и документирование проблем установки программного
обеспечения»
Лабораторная работа «Устранение проблем совместимости программного обеспечения»
Лабораторная работа «Конфигурирование программных и аппаратных средств»
Лабораторная работа «Настройки системы и обновлений»
Лабораторная работа «Создание образа системы. Восстановление системы»
Лабораторная работа «Разработка модулей программного средства»
Лабораторная работа «Настройка сетевого доступа»
Самостоятельная работа
Раздел 2. Обеспечение качества функционирования компьютерных систем

34

46
74

МДК. 03.02 Обеспечение качества функционирования компьютерных систем
Тема 3.2.1 Основные Содержание
методы обеспечения Многоуровневая модель качества программного обеспечения
качества
Объекты уязвимости
функционирования
Дестабилизирующие факторы и угрозы надежности
Методы предотвращения угроз надежности
Оперативные методы повышения надежности: временная, информационная, программная
избыточность
Первичные ошибки, вторичные ошибки и их проявления
Математические модели описания статистических характеристик ошибок в программах
Анализ рисков и характеристик качества программного обеспечения при внедрении.
Целесообразность разработки модулей адаптации
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа «Тестирование программных продуктов»
Лабораторная работа «Сравнение результатов тестирования с требованиями технического задания
и/или спецификацией».
Лабораторная работа «Анализ рисков»
Лабораторная работа «Выявление первичных и вторичных ошибок»
Тема 3.2.2 Методы и Содержание
средства защиты
Вредоносные программы: классификация, методы обнаружения
компьютерных
Антивирусные программы: классификация, сравнительный анализ
систем
Файрвол: задачи, сравнительный анализ, настройка
Групповые политики. Аутентификация. Учетные записи
Тестирование защиты программного обеспечения
Средства и протоколы шифрования сообщений
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа «Обнаружение вируса и устранение последствий его влияния»
Лабораторная работа «Установка и настройка антивируса. Настройка обновлений с помощью зеркала»
Лабораторная работа «Настройка политики безопасности»
Лабораторная работа «Настройка браузера»
Лабораторная работа «Работа с реестром»
Лабораторная работа «Работа с программой восстановления файлов и очистки дисков»
Самостоятельная работа
Курсовой проект (работа)
Учебная практика по модулю

74

14
ПК 4.1
ПК 4.2
ОК 03

14

12

ПК 4.1
ПК 4.2
ОК 03
14

18
144

Производственная практика
Промежуточная аттестация
Всего

144
6
528

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатории «Вычислительной техники, архитектуры персонального компьютера
и периферийных устройств», оснащенные в соответствии с п. 6.1.2.3 образовательной
программы по специальности.
Оснащенные базы практики в соответствии с п 6.1.2.5 образовательной программы по
специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть
дополнен другими изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Федорова Г.И. Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения
отраслевой направленности: учебное пособие. – М.: КУРС, 2021. – 336 с.
3.2.2. Основные электронные издания
3.2.3. Дополнительные источники
1. Гвоздева В.А. Основы построения автоматизированных информационных систем:
учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. — 318 с. — (Среднее профессиональное
образование).
ISBN
978-5-8199-0705-4.
Текст:
электронный.
URL:
https://znanium.com/catalog/product/1066509 (дата обращения: 13.12.2021). – Режим доступа: по
подписке.
2. От модели объектов - к модели классов. Единое окно доступа к образовательным
ресурсам. http://real.tepkom.ru/Real_OM-CM_A.asp

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных
и общих
компетенций,
формируемых
в рамках модуля
ПК 4.1 Осуществлять
инсталляцию,
настройку и
обслуживание
программного
обеспечения
компьютерных систем

ПК 4.2 Осуществлять
измерения
эксплуатационных
характеристик
программного
обеспечения
компьютерных систем

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие

Критерии оценки

Оценка «отлично» - предложенное программное
обеспечение установлено, обоснован вариант
конфигурации, обеспечен доступ различным
категориям пользователей, обеспечена
совместимость компонент с ранее установленными
программными продуктами, проконтролировано
качество функционирования с помощью
встроенных средств.
Оценка «хорошо» - предложенное программное
обеспечение установлено, обоснован вариант
конфигурации, обеспечен доступ различным
категориям пользователей, обеспечена
совместимость компонент с ранее установленными
программными продуктами, проконтролировано
качество функционирования.
Оценка «удовлетворительно» - предложенное
программное обеспечение установлено, обеспечен
доступ различным категориям пользователей,
обеспечена совместимость компонент с ранее
установленными программными продуктами,
проконтролировано качество функционирования.
Оценка «отлично» - определен полный набор
качественных характеристик предложенного
программного средства с помощью заданного
набора метрик в том числе с использованием
инструментальных средств; сделан вывод о
соответствии заданным критериям; результаты
сохранены в системе контроля версий.
Оценка «хорошо» - определен набор качественных
характеристик предложенного программного
средства с помощью заданного набора метрик в том
числе с использованием инструментальных средств;
результаты сохранены в системе контроля версий.
Оценка «удовлетворительно» - определены
некоторые качественные характеристики
предложенного программного средства из
заданного набора метрик в том числе с
использованием инструментальных средств;
результаты сохранены в системе контроля версий.
- демонстрация ответственности за принятые
решения
- обоснованность самоанализа и коррекция
результатов собственной работы.

Методы оценки

Экзамен/зачет в
форме
собеседования:
практическое
задание по
инсталляции и
настройке
предложенного
программного
обеспечения (при
необходимости
используя
руководство
администратора).
Защита отчетов по
практическим и
лабораторным
работам
Экспертное
наблюдение за
выполнением
различных видов
работ во время
учебной/
производственной



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.