Содержание
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ........................
1.1. Область применения программы ..................................................................................
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы .....................................................................................................................
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: ......
1.4. Общая характеристика учебной дисциплины
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: ...............
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............................................
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению ......................
3.2 Информационное обеспечение обучения ........................................................................
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
....................................................................................................................................................
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины биология, является частью
программы подготовки специалистов среднего звена –программы подготовки
квалифицированных рабочих и служащих) 09.01.03 оператор информационных систем и
ресурсов .
Программа общеобразовательной учебной дисциплины биология, может быть использована
в профессиональных образовательных организациях, реализующих общеобразовательную
подготовку среднего общего образования в пределах освоения программ подготовки
квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: (ППССЗ)
Учебная дисциплина биология изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ППССЗ/ ППКРС на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования.
Учебная дисциплина биология входит в состав обязательной предметной области
естественных наук ФГОС среднего общего образования.
В учебном плане место учебной дисциплины биология – в составе естественнонаучного
профиля профессионального образования. Дисциплина входит в состав базовых дисциплин
общеобразовательного цикла ППССЗ/ППКРС.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:
• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм,
Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой
природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в
формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических
знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять
живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и
выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать
информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений
биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей
развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и
происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
4
• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы,
необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным
ресурсам и 6 окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента
при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной
жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по
отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при
травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины
«Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформировалось чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной
биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;
−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на
окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы
деятельности человека;
−− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в
образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды
для обеспечения продуктивного самообразования;
−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию
информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в
профессиональной сфере;
−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами
толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе
в коллективе;
−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий,
катастроф, стихийных бедствий;
−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и
экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других
заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил
поведения в природной среде;
−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях,
отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных:
−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
−− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений;
выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и
противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций,
гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными
источниками информации;
5
−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с
использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути
ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу
глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов;
−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности
людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить
наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и
антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; 7
−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных
проблем хозяйственной деятельности;
−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке
естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для
решения научных и профессиональных задач;
−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной
картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной
грамотности для решения практических задач;
−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее
уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и
символикой;
−− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических
исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением
наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать
элементарные биологические задачи;
−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической ин формации,
получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их
решения.
6
1.4 Общая характеристика учебной дисциплины
Дисциплина «Биология» изучается на базовом уровне.
Дисциплина «Биология» имеет междисциплинарную связь с предметами
общеобразовательного и дисциплинами общепрофессионального цикла химия,
география, основы безопасности жизнедеятельности, а также междисциплинарными
курсами (далее - МДК) профессионального цикла.
Дисциплина «Биология» имеет междисциплинарную связь с учебной дисциплиной
«Основы безопасности жизнедеятельности» социально-гуманитарного цикла в части
развития математической, финансовой, читательской, естественно-научной грамотности,
а также формирования общих компетенций в сфере работы с информацией,
самоорганизации и самоуправления, коммуникации.
Содержание дисциплины направлено на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО. В профильную
составляющую по дисциплине входит профессионально ориентированное содержание,
необходимое для формирования у обучающихся общих и профессиональных
компетенций.
В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при
изучении учебной дисциплины «Биология» особое внимание уделяется развитию
коммуникативных умений (формулировать, аргументировать и критиковать), формированию
основ логического мышления в части проверки истинности и ложности утверждений,
цепочек утверждений, формулировки отрицаний, а также необходимых и достаточных
условий.
В процессе освоения дисциплины «Биология» у обучающихся целенаправленно
формируются универсальные учебные действия, включая формирование компетенций
обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности, которые в
свою очередь обеспечивают преемственность формирования общих компетенций ФГОС
СПО.
Выбирать способы решения задач
ОК 01.
профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02.
Использовать современные средства поиска,
анализа и интерпретации информации и
информационные технологии для
выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 03.
Планировать и реализовывать собственное
профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой
грамотности в различных жизненных
ситуациях;
7
ОК 04.
Эффективно взаимодействовать и работать в
коллективе и команде;
ОК 05.
Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом
особенностей социального и культурного
контекста;
ОК 06.
Проявлять гражданско-патриотическую
позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных
российских духовно-нравственных
ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07.
Содействовать сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы
бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08
Использовать средства физической культуры
для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня
физической подготовленности;
Пользоваться профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках.
ОК 09
8
1.5. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем в
часах
Вид учебной работы
Объем образовательной программы УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Основное содержание
39
в т. ч.:
теоретическое обучение
12
практические занятия
21
Самостоятельная работа
6
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
9
10
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов Содержание учебного материала и формы
и тем
организации деятельности обучающихся
Объем в часах
1.Структурнофункциональная
организация клеток
4
Содержание учебного материала
Строение клетки живого организма.
Обмен веществ и жизненный цикл клетки.
Код образовательног
о результата ФГОС
СПО
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
Особенности строения прокариотической и
эукариотической клетки.
Бактерии - прокариоты.Строение,
классификация ,роль бактерий в природе .
Важнейшие органические вещества,
входящие в состав клетки.
Свойства хромосом. Основные компоненты
клетки
Строение функция и роль в организме.
Структура белковой молекулы-первичная,
вторичная, третичная, четвертичная.
Свойства и функции белков в организме.
Виды нуклеиновых кислот.
Строение молекул ДНК и РНК. ДНК носитель генетической информации.
Роль нуклеиновых кислот в организме.
Ассимиляция и диссимиляция.
Диссимиляция, катаболизм
11
Практические занятия
ПЗ 1. Сравнение вирусных и бактериальных
заболеваний
ПЗ 2. Решение задач на определение
последовательности нуклеотидов
ОРГАНИЗМ.
РАЗМНОЖЕНИЕ И
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
ОРГАНИЗМОВ
Содержание учебного материала
4
4
Мейоз-1, мейоз-2. Биологическая роль
мейоза. Онтогенез - индивидуальное
развитие организма.
Становление генетики как науки.
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ Исторические сведения. Значение генетики в
И СЕЛЕКЦИИ
разных сферах жизни.
Основные понятия генетики
Первый закон - закон единообразия
гибридов первого поколения.
Полное и неполное доминирование. Второй
закон Менделя - закон расщепления.
Комбинативная изменчивость.
Классификация , свойства мутаций.
Методы селекции растений и животных.
Отбор и гибридизация.Биотехнология.
Генная и клеточная инженерия.
Практические занятия
ПЗ 3 Решение задач на моногибридное
скрещивание.
ПЗ 4 Решение задач на дигибридное
скрещивание.
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
8
ПЗ 6 Решение задач на сцепленное
наследование генов
12
Наименование
разделов и тем
3.
ЭВОЛЮЦИОННОЕ
УЧЕНИЕ
Содержание учебного материала и
формы организации деятельности
обучающихся
Объемв часах
ПЗ 7 Сравнение типов мутаций при
передаче наследственных признаков
Содержание учебного материала
Современная синтетическая теория
эволюции.Концепция вида. Критерии
вида. Современные представления о
видообразовании (С.С. Четвериков, И.И
Шмальгаузен).
Микро и макроэволюция
Движущий отбор, стабилизирующий
отбор, половой отбор.
Приспособительные особенности
строения Аллопатрическое и
симпатрическое видообразование.
Основные результаты и доказательства
макроэволюции.
Доказательства макроэволюции
органического мира.
4
Практические занятия
ПЗ 8 Сравнительный анализ гипотез
возникновения жизни на Земле
ПЗ 9 Сравнение развития основных
классов живых организмов
5
13
Код
образовательног о
результата
ФГОС СПО
4
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование учебного кабинета:
•
- посадочные места по количеству обучающихся;
•
- рабочее место преподавателя;
•
- комплект учебно-методической документации;
•
- комплект учебно-наглядных пособий: модели структур ДНК, динамические
пособия, портреты ученых, схемы, таблицы, транспаранты, муляжи, гербарные
экземпляры мутаций у растений, скелет, магнитная доска.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
•
- компьютеры, принтер, сканер, модем (спутниковая система), проектор,
плоттер, программное обеспечение общего и профессионального назначения,
комплект учебно-методической документации;
•
- автоматизированное рабочее место преподавателя, автоматизированные
рабочие места учащихся;
•
- методические пособия, интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Обязательная:
1. Константинов В.М. Общая биология: Учебник / В.М. Константинов. —
М.: Академия, 2019. — 304 c
2. Тулякова О. В. Биология. Учебное пособие. — М.: Директмедиа
Паблишинг, 2020. —450 c. \
3. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной
деятельности /Е.И. Тупикин. — М.: Academia, 2019. — 16 c.
4. Шустанова Т. А. Биология в схемах, таблицах и рисунках. Учебное
пособие. — М.:Феникс, 2020. — 142 c.
Дополнительные источники
1. https://sbio.info/
2. http://www.virtulab.net/
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - URL:
http://school-collection.edu.ru/ Информационная система «Единое окно
доступа к образовательным ресурсам».
- URL: http://window.edu.ru/
4. КиберЛенинка. - URL: http://cyberleninka.ru/
5. Министерство
образования и
науки
Российской Федерации.
URL:https://minobrnauki.gov.ru/ Научная электронная
библиотека (НЭБ). - URL: http://www.elibrary.ru
6. Федеральный портал «Российское образование». - URL: http://www.edu.ru
7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - URL:
14
http://fcior.edu.ru/
8. Российский образовательный портал «Всем, кто учится» www.alleng.ru
9. Всероссийские интернет-олимпиады. - URL: https://online-olympiad.ru/
10. www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
11. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по
биологии).
12. www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
13. www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —
экологии на сервере Воронежского университета).
14. www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный
учебник по биологии, On-line тесты).
15. www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
16. www.nrc.edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника,
разработанного в Московском государственном открытом университете).
17. www.nature.ok.ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического
центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
18. www.kozlenkoa.narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,
биологии, химии, другим предметам).
19. www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
20. www.bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая,компактная, но
достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника»,
«Зоология» «Человек»
15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов
обучения
Освоенные умения:
- практические занятия;
- тестирования;
- контрольные работы;
- семинарские занятия.
- объяснять роль биологии в формировании научного
мировоззрения; вклад биологических теорий в
формирование современной естественно-научной картины
мира; единство живой и неживой природы, родство живых
организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на эмбриональное и
постэмбриональное развитие человека; влияние
экологических факторов на живые организмы, влияние
мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи
и взаимодействие организмов и окружающей среды;
причины и факторы эволюции, изменяемость видов;
нарушения в развитии организмов, мутации и их значение
в возникновении наследственных заболеваний;
устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость
сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять
элементарные схемы скрещивания и схемы переноса
веществ и передачи в экосистемах (цепи питания);
описывать особенности видов по морфологическому
критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания,
источники и наличие мутагенов в окружающей среде
(косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей
местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав
тел живой и неживой природы, зародышей человека и
других животных, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный
и искусственный отбор, половое и бесполое размножение)
и делать выводы и обобщения на основе сравнения и
анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о
сущности, происхождении и жизни человека, глобальные
экологические проблемы и их решения, последствия
собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических
моделях;
- находить информацию о биологических объектах в
16
различных источниках (учебниках, справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети
Интернет) и критически её оценивать.
Усвоенные знания:
основные положения биологических теорий и
закономерностей:
- клеточной теории;
- эволюционного учения;
- учения В.И. Вернадского о биосфере;
- законы Г. Менделея,
17