СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Обществознание» .............................................................................................. 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ...........................................
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание»
23
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины ............ 24
1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Обществознание»
1.1.
Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью предметной
области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ООП СПО с учетом профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего
профессионального образования является освоение обучающимися знаний о российском
обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах
взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами, содействие
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и
профессиональной деятельности.
Ключевыми задачами изучения обществознания с учётом преемственности с
основной школой являются:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях
жизни; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной
картины общества;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать
ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных,
исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе и
оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных
поступков в различных областях общественной жизни с учётом профессиональной
направленности организации среднего профессионального образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период
ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин,
развитие мотивации к предстоящему самоопределению.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО. Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии общих компетенций.
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам
Планируемые результаты освоения дисциплин
Общие
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие; У
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
Дис
сформировать знания о
- обществе как целостн
единстве и взаимодейс
основах социальной ди
вызовах современности
современного обществ
Российской Федерации
- человеке как субъекте
сознательной деятельн
личности в современны
самосознании человека
профессиональной деят
культуры, экономическ
- экономике как науке и
экономике, в том числе
поддержки конкуренци
особенностях рыночны
экономике;
- системе права и закон
Федерации;
- владеть базовым поня
наук, уметь различать с
признаки понятий, опр
многозначных понятий
используемые в социал
использовать понятийн
социальных явлений, д
науках и при изложени
построении устных и п
- владеть умениями фо
приобретенных социал
собственные суждения
проблемам с точки зрен
использовать ключевы
положения социальных
социальной действител
теоретические положен
12
-- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
и способность их использования в познавательной и
социальной практике
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
В области духовно-нравственного воспитания:
-- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
действительности, мод
из личного социальног
действительности, в то
здорового образа жизни
социальных процессов
предложенных критери
сформировать знания о
- особенностях процес
массовых коммуникаци
- владеть умениями при
анализе социальной ин
источников разного тип
публикации на интерне
органов, нормативные
документы стратегичес
средствах массовой ин
социальной информаци
знаковых системах, изв
неадаптированных исто
поиск необходимых св
недостающих звеньев,
различать отдельные ко
сообщении, выделять ф
суждения, мнения;
- сформированность на
информации, в том чис
сетевых коммуникаций
степень достоверности
соотносить различные
содержащиеся в источн
основе полученных зна
людей в модельных сит
- уметь определять связ
явлений с помощью ра
сформированность пре
социальных явлений и
универсальные методы
методы социального по
социологические опрос
социальное прогнозиро
сформировать знания о
- особенностях социали
условиях, сознании, по
12
личностное развитие,
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по
финансовой
грамотности в
различных
жизненных ситуациях
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать и
самоопределению;
работать в коллективе -овладение навыками учебно-исследовательской,
и команде
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
особенностях професси
науки, культуры, эконо
- отношениях, направле
Российской Федерации
государственной полит
отношений; структуре
системы общества, нап
политики Российской Ф
- владеть умениями про
знания учебно-исследо
деятельность, представ
завершенных проектов
социальной и междисц
готовить устные высту
(развернутые ответы, с
проблематике, составля
развернутых ответов, а
тексты на социальную
- готовность применять
регулировании при пол
и инструментами; испо
информацию для дости
целей, обеспечивать фи
рисков и способов их с
гражданской ответстве
для развития общества
- использовать обществ
взаимодействия с пред
национальностей и кул
выполнения типичных
прав и осознанного вып
гражданина Российской
правомерного налогово
12
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
ОК 05. Осуществлять В области эстетического воспитания:
устную и письменную - эстетическое отношение к миру, включая эстетику
коммуникацию на
быта, научного и технического творчества, спорта, труда
государственном
и общественных отношений;
языке Российской
- способность воспринимать различные виды искусства,
Федерации с учетом
традиции и творчество своего и других народов,
особенностей
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
социального и
- убежденность в значимости для личности и общества
культурного
отечественного и мирового искусства, этнических
контекста
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств
актуальных обществен
личной гражданской по
здорового образа жизни
образования; использов
коммуникационных тех
задач
- владеть умениями пр
знания учебно-исследо
деятельность, представ
завершенных проектов
социальной и междисц
готовить устные высту
(развернутые ответы, с
проблематике, составля
развернутых ответов, а
тексты на социальную
- владеть умениями фо
приобретенных социал
собственные суждения
проблемам с точки зрен
использовать ключевы
положения социальных
социальной действител
теоретические положен
действительности, мод
из личного социальног
действительности, в то
здорового образа жизни
социальных процессов
предложенных критери
12
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций, формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами
в соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
1) сформировать знани
обществе как целостно
единстве и взаимодейс
основах социальной ди
особенностях процесса
массовых коммуникаци
глобальных проблемах
перспективах развития
числе тенденций разви
человеке как субъекте о
сознательной деятельн
особенностях социализ
условиях, сознании, по
особенностях професси
науки, культуры, эконо
значении духовной кул
ее видов и форм; эконо
государства в экономик
политики поддержки к
особенностях рыночны
экономике;
роли государственного
полномочий органов го
бюджетного процесса,
решений;
социальных отношения
политики в Российской
поддержки семьи, госу
межнациональных отно
политической системы
государственной полит
конституционном стату
государственной власт
системе прав человека
Федерации, правах реб
Российской Федерации
правовом регулировани
трудовых, налоговых, о
административных, уго
отношений;
системе права и законо
Федерации;
2) уметь характеризова
нравственные ценности
человеческой жизни, п
Отечеству, семьи, сози
12
организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
нравственности, прав и
милосердия, справедли
исторического единств
преемственности истор
ценности культуры Рос
общественной стабильн
3) владеть базовым пон
наук, уметь различать с
признаки понятий, опр
многозначных понятий
используемые в социал
использовать понятийн
социальных явлений, д
науках и при изложени
построении устных и п
4) владеть умениями ус
причинно-следственны
иерархические и други
процессов, включая ум
взаимовлияние природ
взаимосвязи всех сфер
причины и последствия
сферах жизни российск
функции социальных и
иерархию нормативных
российского законодат
5) связи социальных об
различных знаковых си
представлений о метод
и процессов, включая у
также специальные мет
числе социологические
социальное прогнозиро
6) владеть умениями пр
анализе социальной ин
источников разного тип
публикации на интерне
органов, нормативные
документы стратегичес
средствах массовой ин
социальной информаци
знаковых системах, изв
неадаптированных исто
поиск необходимых св
недостающих звеньев,
различать отдельные ко
12
сообщении, выделять ф
суждения, мнения;
7) владеть умениями пр
знания учебно-исследо
деятельность, представ
завершенных проектов
социальной и междисц
готовить устные высту
(развернутые ответы, с
проблематике, составля
развернутых ответов, а
тексты на социальную
8) использовать общест
взаимодействия с пред
национальностей и кул
выполнения типичных
прав и осознанного вып
гражданина Российской
правомерного налогово
актуальных обществен
личной гражданской по
здорового образа жизни
образования; использов
коммуникационных тех
задач;
9) владеть умениями ф
приобретенных социал
собственные суждения
проблемам с точки зрен
использовать ключевы
положения социальных
социальной действител
теоретические положен
действительности, мод
из личного социальног
действительности, в то
здорового образа жизни
социальных процессов
предложенных критери
10) готовность применя
бюджетном регулирова
финансовыми услугами
финансовую информац
финансовых целей, обе
безопасность с учетом
12
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
сформированность граж
уплаты налогов для раз
11) сформировать навы
информации, в том чис
сетевых коммуникаций
степень достоверности
соотносить различные
содержащиеся в источн
основе полученных зна
людей в модельных сит
12) владеть умением са
принимать решения, вы
знаний наиболее эффек
коррупции; определять
социальных и межличн
поведение людей и соб
зрения социальных нор
рациональности и фина
неприемлемость антио
осознавать опасность а
необходимость мер юр
числе для несовершенн
- конкретизировать тео
социальной действител
примерами из личного
социальной действител
соблюдению правил зд
создавать типологии со
основе предложенных
- владеть умениями уст
причинно-следственны
иерархические и други
процессов, включая ум
взаимовлияние природ
взаимосвязи всех сфер
причины и последствия
сферах жизни российск
- владеть умениями при
анализе социальной ин
источников разного тип
публикации на интерне
органов, нормативные
12
способствующего осознанию своего места в
документы стратегичес
поликультурном мире;
средствах массовой ин
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную среду
12
2.Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Базовый уровень
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Основное содержание
78
78
в т. ч.:
теоретическое обучение
32
практические занятия
32
Самостоятельная работа
12
Промежуточная аттестация (Дифф.зачет)
2
12
12
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
1
2
Раздел 1. Человек в обществе
Тема 1.1.
Основное содержание учебного материала
Общество и
Общество как система. Общественные отношения. Связи между
общественные
подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и
отношения.
социальные институты. Признаки и функции социальных институтов.
Развитие
Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его
2
общества
особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе
В том числе практических занятий
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная
революция. Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и
вызовов XXI в.
Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса.
Глобализация и ее противоречивые последствия
Тема 1.2.
Основное содержание учебного материала
2 В рамках темы возможно проведение входной диагностики (входного контроля) - на усмотрение преподавателя.
Объем
часов
3
Формируем
ые
компетенци
и
4
2
4
ОК 01
ОК 05
ОК 02
Биосоциальная
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
природа человека и социокультурных факторов на формирование личности. Личность в
его деятельность
современном
обществе.
Коммуникативные
качества
личности.
Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация
личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации. Общественное и
индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и
интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в
деятельности человека
Тема 1.3.
Основное содержание учебного материала
Познавательная
В том числе практических занятий
деятельность
человека. Научное Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его
формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его
познание
виды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина.
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки.
Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного
познания в социально-гуманитарных науках. Российское общество и человек
перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Раздел 2. Духовная культура
Тема 2.1.
Основное содержание учебного материала
Духовная культура Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества.
личности и
Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и
общества
элитарная культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции
культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог
культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей
ОК 04
ОК 05
2
4
ОК 02
ОК 04
ОК 05
2
ОК 03
ОК 05
ОК 06
современного общества. Мораль как общечеловеческая ценность и
социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм
Тема 2.2.
Основное содержание учебного материала
Наука и
В том числе практических занятий
образование в
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе.
современном мире Направления научно-технологического развития и научные достижения
Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Российская система образования.
Основные направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение
самообразования. Цифровые образовательные ресурсы
Тема 2.3.
Основное содержание учебного материала
Религия
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные
религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской
Федерации. Свобода совести.
Тема 2.4.
Основное содержание учебного материала
Искусство
В том числе практических занятий
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы
духовной культуры. Достижения современного российского искусства
Раздел 3. Экономическая жизнь общества 3
Тема 3.1.
Основное содержание учебного материала
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и
качество жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность
3
4
ОК 02
ОК 03
2
4
2
ОК 05
ОК 06
ОК 01
ОК 05
ОК 02
ОК 07
При наличии в общем учебном плане общеобразовательной дисциплины «Экономика» содержание дисциплины «Обществознание» целесообразно изучать на основе
пяти содержательных разделов с углублением в отдельные аспекты и вопросы содержания и с расширением числа вводимых в учебный процесс практических работ и
практико-ориентированных заданий, благодаря времени, освобождающемуся в виду изучения материала раздела «Экономическая жизнь общества» в качестве
самостоятельной дисциплины.
Экономика- основа
жизнедеятельнос
ти общества
Тема 3.2.
Рыночные
отношения в
экономике.
Финансовые
институты
Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица.
Рациональное
поведение
потребителя
Тема 3.4.
ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических
систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного
экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического
цикла. Причины экономических циклов
Основное содержание учебного материала
Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации.
Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия.
Государственная политика по развитию конкуренции. Антимонопольное
регулирование в Российской Федерации
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система.
Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная
политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия
В том числе практических занятий
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное
предложение. Закон предложения. Эластичность предложения.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая
безопасность. Денежные агрегаты
Основное содержание учебного материала
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и
безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика
Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодежи.
Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и
социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы
устойчивого развития общества
Основное содержание учебного материала
2
ОК 01
ОК 03
ОК 09
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 01
ОК 03
Предприятие в
экономике
Тема 3.5.
Экономика и
государство
Основное содержание учебного материала
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит
и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности
государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система
Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в
Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика
государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации.
В том числе практических занятий
Государственный бюджет. Налоговая система Российской Федерации.
Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации.
Тема 3.6.
Основное содержание учебного материала
Основные
Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение
тенденции
труда. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в
развития
международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли
экономики России
и международная
экономика
Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1.
Основное содержание учебного материала
Социальная
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее
структура
критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского
общества.
2
ОК 01
ОК 09
4
2
ОК 06
ОК 09
2
ОК 01
ОК 05
Положение
личности в
обществе
общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев
общества в Российской Федерации.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная
мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе
Тема 4.2.
Основное содержание учебного материала
Семья в
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный
современном мире институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной
поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства
многодетным семьям
Тема 4.3.
Основное содержание учебного материала
Этнические
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации
общности и нации и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их
предотвращения и пути разрешения. Конституционные принципы
национальной политики в Российской Федерации
Тема 4.4.
Основное содержание учебного материала
Социальные нормы В том числе практических занятий
и социальный
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы
контроль.
социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы
конфликт и
разрешения социальных конфликтов. Особенности профессиональной
способы его
деятельности социолога, социального психолога.
разрешения
Раздел 5. Политическая сфера
Тема 5.1.
Основное содержание учебного материала
2
ОК 05
ОК 06
2
ОК 05
ОК 06
4
ОК 04
ОК 05
ОК 05
Политика
власть.
Политическая
система
и Политическая власть и субъекты политики в современном обществе.
Политические институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая
система Российской Федерации на современном этапе
Государство как основной институт политической системы. Государственный
суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления,
форма государственного (территориального) устройства, политический
режим Типология форм государства
В том числе практических занятий
ОК 06
8
4
Федеративное
устройство
Российской
Федерации.
Субъекты
государственной власти в Российской Федерации. Государственное
управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус
государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная
политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение
национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная
политика Российской Федерации по противодействию экстремизму.
Самостоятельная
работа
(Подготовка
презентаций)
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего
сообщений,
докладов,
12
2
78
2.
Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание»
3.1. Оснащение учебного кабинета
Освоение программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание»
предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, специализированного учебного кабинета, в котором имеется
возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период
внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических
правил и нормативам и быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной
учебной мебелью и средствами обучения.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по обществознанию,
создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной
дисциплины «Обществознание» входят:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов);
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции
по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд кабинета;
• рекомендованные мультимедийные пособия.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК) (в т.ч.
и мультимедийные), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Обществознание»,
рекомендованные для использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на
базе основного общего образования, не старше пяти лет с момента издания.
Рекомендованные печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины
представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной,
научно-популярной и другой литературой по вопросам обществоведческого образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание» обучающиеся должны
иметь возможность доступа к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам,
имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, документам, хрестоматиям,
практикумам, тестам и другим подобным ресурсам).
4.
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через
дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих компетенций по разделам и темам
содержания учебного материала.
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» направлено на
формирование общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 и сопряжены с
достижением образовательных результатов, регламентированных ФГОС СОО.
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе освоения ими содержания
общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» на уровне среднего профессионального
образования является существенным звеном учебного процесса. Целесообразно проводить оценивание
образовательных результатов в ходе изучения каждого раздела образовательной программы. Для
организации и проведения оценочных процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми
средствами оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической литературе,
или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Важным средством оценки образовательных результатов выступают учебные задания,
проверяющие способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач,
предполагающие вариативные пути решения, комплексные задания, ориентированные на проверку
целого комплекса умений, компетентностно-ориентированные задания, позволяющие оценивать
сформированность группы различных умений и базирующиеся на контексте социальных ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может вестись каждым
преподавателем в ходе стартовой, текущей, промежуточной диагностики.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для корректировки учебных
программ и индивидуализации учебной деятельности обучающегося, группы в целом.
В текущей диагностике процедура оценивания может быть организована посредством:
- оценивания результатов устного опроса;
-оценивания выполнения познавательных заданий (задания к документам, содержащими
социальную информацию; задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике; вопросы
проблемного характера; задания-задачи; проектные задания и др.);
- оценивание результатов тестирования.
При организации и проведении процедуры оценивания образовательных результатов
обучающихся целесообразно предусмотреть возможность самооценки и взаимооценки знаний/умений
обучающихся. Предметом оценивания являются не только итоговые образовательные результаты, но и
динамика изменений этих результатов в процессе всего изучения и освоения содержания учебной
дисциплины.
Необходимо учитывать, что изучение обществознания предусматривает как развитие устной, так
и развитие письменной речи; поэтому целесообразно выдерживать соответствующие пропорции в
способах предъявления заданий и форматах ожидаемых ответов.
Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны быть известны обучающимся
заранее, до непосредственного проведения процедуры оценивания, включая самооценку и
взаимооценку. По возможности, параметры и критерии оценки должны разрабатываться и обсуждаться
преподавателем совместно с самими обучающимися. Каждому параметру оценки должны
соответствовать критерии оценки: за что выставляется та или иная оценка; в случае балльной оценки то или иное количество баллов.
На основе типов оценочных мероприятий, предложенных в таблице, преподаватель выбирает
формы и методы с учетом профессионализации обучения по программе дисциплины.
Общая/профессиональная
компетенции
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятия
Раздел 1. Человек в обществе
ОК 01
ОК 05
Тема 1.1.
Общество и общественные
отношения. Развитие
общества
Познавательные задания
• Вопросы проблемного характера
• Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 02
ОК 04
ОК 05
Тема 1.2.
Биосоциальная природа
человека и его
деятельность
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 02
ОК 04
ОК 05
Тема 1.3.
Познавательная
деятельность человека.
Научное познание
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Раздел 2. Духовная культура
ОК 03
ОК 05
ОК 06
Тема 2.1.
Духовная культура
личности и общества
Познавательные задания
• Вопросы проблемного характера
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 02
ОК 03
Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 05
ОК 06
Тема 2.3.
Религия
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 01
ОК 05
Тема 2.4.
Искусство
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
ОК 02
ОК 07
Тема 3.1.
Экономика - основа
жизнедеятельности
общества
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 01
ОК 03
ОК 09
Тема 3.2.
Рыночные отношения в
экономике. Финансовые
институты
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 01
ОК 03
Тема 3.3.
Устный опрос
Рынок труда и безработица. Познавательные задания
Рациональное поведение
• Задания- задачи
потребителя
• Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
• Проектные задания
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 3.4.
Предприятие в экономике
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания - задачи
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Проектные задания
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 01
ОК 09
ОК 06
ОК 09
Тема 3.5.
Экономика и государство
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 3.6.
Познавательные задания
Основные тенденции
• Вопросы проблемного характера
развития экономики России • Работа с документами,
и международная
содержащими социальную
экономика
информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Раздел 4. Социальная сфера
ОК 01
ОК 05
ОК 05
ОК 06
ОК 05
ОК 06
Тема 4.1.
Социальная структура
общества. Положение
личности в обществе
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 4.2.
Устный опрос
Семья в современном мире Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 4.3.
Этнические общности и
нации
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 04
ОК 05
Тема 4.4.
Социальные нормы и
социальный контроль.
Социальный конфликт и
способы его разрешения
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания- задачи
• Проектные задания
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Раздел 5. Политическая сфера
ОК 05
ОК 06
Тема 5.1.
Политика и власть.
Политическая система
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 03
ОК 04
Тема 5.2.
Политическая культура
общества и личности.
Политический процесс и
его участники
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания- задачи
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
ОК 01
ОК 05
ОК 09
Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 02
ОК 06
ОК 07
Тема 6.2.
Основы конституционного
права Российской
Федерации
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 02
ОК 05
ОК 06
Тема 6.3.
Устный опрос
Правовое регулирование Познавательные задания
гражданских, семейных,
• Задания- задачи
трудовых, образовательных Тестирование
правоотношений
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 02
ОК 06
ОК 09
Тема 6.4.
Правовое регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 02
ОК 05
ОК 09
Тема 6.5.
Отрасли процессуального
права
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04,
ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК
09
Выполнение заданий
промежуточной аттестации
Информационное обеспечение обучения
Основные источники
1. М.В. Кудина, М.В. Рыбакова, Г.В. Пушкарева, Ю.Ю. Петрунин, Л.Б. Логунова, С.С. Попова,
И.В. Лексин, В.А. Сажина, под редакцией В.А. Никонова/ Обществознание. 10–11 классы.
Базовый уровень. В 2-х частяx.
Дополнительные источники
1. Обществознание: учебник для среднего профессионального образования / Б. И. Федоров
[и др.]; под редакцией Б. И. Федорова. — 3-е изд., перераб. идоп. — Москва: Издательство
Юрайт, 2023. — 346 с.
2. Обществознание в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального
образования / Н.В. Агафонова [и др.]; под редакцией Н.В. Агафоновой – 5-е изд., перераб. и
доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 381 с.
3. Обществознание в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального
4. образования / Н.В. Агафонова [и др.]; под редакцией Н.В. Агафоновой. – 5-еизд.,
5.
6.
7.
8.
перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 280 с.
Обществознание: учебник для среднего профессионального образования /
В.И. Купцов [и др.]; под редакцией В.И. Купцова. – Москва: ИздательствоЮрайт, 2020. –242
с.
Волков, А.М. Основы права для колледжей: учебник для среднего
профессионального образования / А.М. Волков, Е.А. Лютягина; под общейредакцией А.М.
Волкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 215 с.
9. Обществознание: Учебное пособие / Под ред. Опалева А.В. – М.: Юнити,2020. – 478
c.
10. Баранов, П.А. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник для
подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.С. Шевченко. – М.: АСТ, 2020.
– 544 c.
Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. / А.А. Горелов. – М.: Academia, 2020– 416 c.
12. Касьянов, В.В. Обществознание в схемах и таблицах: готовимся к ЕГЭ / В.В.Касьянов. –
РнД: Феникс, 2021. – 318 c.
13. Диагностические работы / О.А Кирьянова-Греф, С.А. Лосев. – М.: МЦНМО,2021. – 160
c.
14. Ковригин, В.В. Обществознание: Учебник / В.В. Ковригин. – М.: Инфра-М,2021. – 512
c.
15. Мушинский В.О. Обществознание: Учебник / В.О. Мушинский – М.:Форум,
2022. – 256 c.
Баранов, П.А. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник для
подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.С. Шевченко. – М.: АСТ, 2020.
11.
– 544 c.
Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. / А.А. Горелов. – М.: Academia, 2021. – 416 c.
17. Касьянов, В.В. Обществознание в схемах и таблицах: готовимся к ЕГЭ / В.В.Касьянов. –
РнД: Феникс, 2021. – 318 c.
18. Диагностические работы / О.А Кирьянова-Греф, С.А. Лосев. – М.: МЦНМО,2020. – 160
16.
c.
19. Ковригин, В.В. Обществознание: Учебник / В.В. Ковригин. – М.: Инфра-М,2021. – 512
c.
20. Мушинский В.О. Обществознание: Учебник / В.О. Мушинский – М.:Форум,
2022. – 256 c.
Интернет–ресурсы
1. http://www.benran.ru/ Lib_kat.htm/ Библиотечные каталоги.
2. http://www.rsl.ru/ Российская Государственная библиотека.
3. ЭБС biblio-online.ru
ПРИМЕРНЫЙ
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по общеобразовательной дисциплине
«Обществознание»
Диагностическая(контрольная) работа по обществознанию
1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании
экономической сферы общества?
Наука; образование; товары; обмен; политика.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
2. На что способен человек в отличие от животного?
1) совершать привычные действия
2) предварительно обдумывать своё поведение
3) проявлять эмоции
4) заботиться о потомстве
3. Верны ли следующие суждения о природе и обществе?
А. Природа по сравнению с обществом более изменчива, подвижна.
Б. Общество, в отличие от природы, система саморазвивающаяся.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Дмитрию исполнилось 14 лет, и он решил составить свой личный финансовый план. В
чём состоит преимущество данного решения для личных финансов Дмитрия? Какие
действия помогают следовать этому плану?
5. Что отличает традиционную экономику от других типов экономических систем?
1) централизованное ценообразование
2) решение главных вопросов экономики в соответствии с обычаями
3) преобладание государственной собственности на факторы производства
4) экономическая свобода производителей
6. В 2017 году в стране Z доходная часть бюджета составила 13 738,5 млрд. рублей, а
расходная часть бюджета – 16 098,6 млрд. рублей. О чем свидетельствуют эти данные?
1) об увеличении налоговых поступлений
2) об устойчивом экономическом росте
3) о дефиците государственного бюджета
4) о девальвации национальной валюты
7. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны
общностью быта и взаимной ответственностью, – это
1) род
2) сословие
3) семья
4) элита
8. В государстве К. регулярно на конкурентной основе проводятся выборы, отсутствует
цензура в средствах массовой информации. Вся деятельность государства направлена на
обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Какая форма государственного
(политического) режима сложилась в государстве К.?
1) монархия
2) республика
3) демократия
4) федерация
9. Установите соответствие между правами и свободами человека и гражданина и группами
прав: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго
столбца.
ПРАВА И СВОБОДЫ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
А) право на свободу предпринимательской
деятельности
Б) право на объединение, свободу союзов,
партий
В) право на частную собственность
Г) право на защиту чести и достоинства
Д) право на участие в управлении делами
государства
ГРУППЫ ПРАВ
1) гражданские (личные)
2) политические
3) социально-экономические
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
10. Четырнадцатилетний Валентин Сергеев решил летом заработать и устроился
фасовщиком в магазин «Продукты». Какое особое условие из приведённых ниже
положений будет обязательно учитываться при заключении трудового договора с Сергеем?
1) Потребуется согласие одного из родителей (законных представителей) Валентина.
2) Трудовой договор должен быть заключён в письменной форме.
3) В трудовом договоре должна быть зафиксирована должность, на которую принимают
работать Валентина.
4) Работодатель обязан предоставлять работнику ежегодный оплачиваемый отпуск.
11. Сергей и Тимур – братья. Сергею уже 18 лет, Тимуру недавно исполнилось 14, он
получил паспорт. Сравните правовой статус братьев. Выберите и запишите в первую
колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые
номера черт различия.
1) Право лично вносить вклады в банки и распоряжаться ими.
2) Право самостоятельно осуществлять сделки с недвижимостью.
3) Право получить наследство от дедушки.
4) Право на трудоустройство без согласия родителей.
ЧЕРТЫ СХОДСТВА
12. Заполните пропуск в таблице
ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ЧЕРТЫ РАЗЛИЧИЯ
ПОЛНОМОЧИЯ
...
Подписание международных договоров РФ
Правительство РФ
Осуществление мер по обеспечению
государственной безопасности и обороны
страны
Тестовые задания
Тестовые задания могут быть использованы не только для входного или итогового
контроля, но и для проверки усвоения текущего материала, а также для закрепления
информации. Тестовые форматы позволяют быстро осуществить проверку знаний, а также
могут быть использованы для взаимопроверки.
Ниже представлены примеры тестовых заданий различных форматов.
Тема 6.1. Право в системе социальных норм
Задание 1. Выберите один верный вариант ответа
Право в отличие от других видов социальных норм …
1) регулирует отношения между людьми
2) обеспечивается силой государства
3) включает правила поведения человека в обществе
4) обеспечивает социальный контроль.
Ответ: 2.
Задание 2. Выберите все верные утверждения
1) Высшей юридической силой на территории Российской Федерации обладает
Конституция Российской Федерации.
2) Правовой обычай представляет собой судебное решение по конкретному делу.
3) Указ Президента является примером нормативного правового акта.
4) Решения, принятые на референдуме, должны быть утверждены Федеральным
Собранием Российской Федерации.
5) Договор нормативного содержания является одним из источников права.
Ответ: 135
Задание 3. Выберите все верные ответы
Какие отрасли права относятся к публичному праву?
1) семейное
2) гражданское
3) уголовное
4) конституционное
5) административное
6) трудовое
Ответ: 345
Задание 4. Установите соответствие между ситуациями и отраслями права, которые они
регулируют
СИТУАЦИИ
ОТРАСЛИ ПРАВА
А) Виталий перешел дорогу на красный сигнал 1) Трудовое право
светофора
2) Гражданское право
Б) Игорь написал заявление на увольнение по
3) Административное право
собственному желанию
В) Лариса сняла в аренде квартиру в центре
города
Г) Ирина купила в магазине новое платье
Д) Дмитрий вызвал полицию, так как у соседей
очень громко играла музыка после 23.00
Ответ: А3, Б1, В2, Г2, Д3
Тема 1.2. Биосоциальная природа человека и его деятельность
Вставьте пропущенные слова:
1) «Человек как активный субъект общественных отношений — это…»
2) «То, на что направлена деятельность, называется …»
3) «… это вид человеческой деятельности, направленный на достижение практически
полезного результата»
Ответ: личность, цель, труд
Задания-задачи
Данный тип заданий носит ярко выраженный практико-ориентированный характер.
В задачах рассматривается ситуация и ставится проблема, которую предстоит решить,
опираясь на предметные знания и проявляя функциональную грамотность. В ходе проверки
выполнения заданий преподавателю важно дифференцировать различные уровни освоения
обучающимися необходимых для выполнения заданий компетенций, и с этой целью
фиксировать, у кого полностью выполнено задание, у кого задание выполнено частично, у
кого задание не выполнено.
Примеры задач
Тема 3.3. Рациональное поведение потребителя
На семейном совете Старостины решают, как лучше распорядиться деньгами,
которые семья получила после продажи автомобиля. Глава семьи отметил, что на данный
момент они не нуждаются в крупных покупках, поэтому стоит подумать о сохранении и
приумножении денег. Старостины начали изучать различные предложения от банков и
остановились на трех вариантах.
Вариант 1. Вклад «Надежный»
Ставка: 8% годовых. Пополнение вклада: Не предусмотрено. Снятие средств: Не
предусмотрено.
Вариант 2. Вклад «Активный»
Ставка: 6,5% годовых. Пополнение вклада: Предусмотрено. Снятие средств:
Предусмотрено.
Вариант 3. Вклад «Кубышка»
Ставка: 7% годовых. Пополнение вклада: Предусмотрено. Снятие средств: Не
предусмотрено.
Задание 1. Папа предложил выбрать вклад, который предусматривает самый высокий
процент. Мама предложила разделить деньги на несколько разных вкладов. Какое решение
вы считаете рациональным? Ответ аргументируйте.
Комментарий к оцениванию. Верный ответ должен содержать утверждение о том, что все
зависит от того, какую цель ставит семья: если Старостины хотят накопить и сохранить
деньги на долгосрочную перспективу, предложение папы рационально. Если они
понимают, что цели у семьи разные, и они хотят, как накопить, так и обеспечить
непредвиденные расходы, стоит прислушаться к варианту мамы. Подобный ответ
продемонстрирует высокий уровень подготовки обучающегося. Если обучающийся выбрал
один из вариантов и верно его обосновал, то это говорит лишь об общем понимании
материала, т.е. о среднем уровне. Если учащийся выбрал вариант, но не смог его
обосновать, это может свидетельствовать о низком уровне подготовки.
Задание 2. Какой вклад и почему рациональнее выбрать семье Старостиных, если:
• они планируют накопить средства на покупку автомобиля
• они хотят получить максимальный доход по вкладу
• они хотят иметь средства для непредвиденных расходов
Комментарий к оцениванию. Верный ответ должен содержать следующую информацию:
вклад «Кубышка» (данный вид вклада позволяет откладывать средства, а вот снимать
деньги без потери процентов нельзя), вклад «Надежный» (так как предполагает самый
высокий процент), вклад «Активный» (позволяет снимать средства на непредвиденные
расходы без потери процентов). Полностью верно выполненное задание должно включать
не только верный выбор вкладов, но и грамотную аргументацию.
Тема 6.3. Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых, образовательных
правоотношений.
Кирилл, 15 лет, получив аттестат об основном общем образовании и поступив в колледж,
решил найти подработку в свободное от учебы время. Он посетил несколько компаний. Вот
результаты пяти собеседований:
1. Кириллу предложили поработать ночным сторожем в аптеке.
2. Кириллу было отказано в собеседовании, так как он не смог предоставить
письменное согласие одного из родителей на трудоустройство.
3. Кириллу предложили следующий рабочий график: понедельник-пятница с 10.00 до
18.00.
4. Кириллу предложили работу консультантом в книжном магазине три дня в неделю
с 17.00 до 20.00.
5. Кириллу были готовы предложить работу промоутером после прохождения
испытательного срока.
В каких случаях работодателями было нарушено трудовое законодательство? В чем
состоит нарушение?
Комментарий к оцениванию. Обучающийся выполняет задание, опираясь на положения
трудового законодательства об особенностях правового регулирования труда
несовершеннолетних. В задаче только в варианте №4 не был нарушен Трудовой кодекс РФ
(работа, посильная подростку, не в учебное время, количество часов соответствует закону).
В остальных случаях обучающийся должен указать на следующие ошибки:
№1 – запрещен труд в ночное время.
№2 – Кириллу не нужно согласие родителей, так как он уже получил основное общее
образование.
№3 – работа в учебное время, превышена предельно допустимая норма рабочих часов.
№5 – несовершеннолетние работники принимаются на работу без прохождения
испытательного срока.