СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.01.10 Основы безопасности и защиты Родины
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОД.01.10 Основы безопасности и защиты Родины» является
обязательной частьюобщеобразовательного цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по
профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 06, ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК
ОК 06
ОК 07
Умения
описывать значимость своей
профессии
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
соблюдать нормы
экологической безопасности
определять направления
ресурсосбережения
в рамках профессиональной
деятельности по профессии,
осуществлять работу с
соблюдением принципов
бережливого производства
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом знаний
об изменении климатических
условий региона
Знания
сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей
значимость профессиональной
деятельности по профессии
стандарты антикоррупционного
поведения
и последствия его нарушения
правила экологической безопасности
при ведении профессиональной
деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства
основные направления изменения
климатических условий региона
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.01.10 Основы безопасности и защиты Родины
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОД.01.10 Основы безопасности жизнедеятельности» является
обязательной частью социально-гуманитарного цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО
по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 06, ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК
ОК 04
ОК 06
ОК 07
Умения
организовывать работу
коллектива и команды
взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности
описывать значимость своей
профессии
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
соблюдать нормы
экологической безопасности
определять направления
ресурсосбережения
в рамках профессиональной
деятельности по профессии,
осуществлять работу с
соблюдением принципов
бережливого производства
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом знаний
об изменении климатических
условий региона
Знания
психологические основы деятельности
коллектива, психологические
особенности личности
основы проектной деятельности
сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей
значимость профессиональной
деятельности по профессии
стандарты антикоррупционного
поведения
и последствия его нарушения
правила экологической безопасности
при ведении профессиональной
деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства
основные направления изменения
климатических условий региона
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
39
Обязательная учебная нагрузка
33
в т. ч.:
теоретическое обучение
17
практические занятия
16
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет
6
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Объем, акад. ч. / в том
числе в форме
практической
подготовки, акад. ч1.
Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы
1
2
3
4
Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Тема 1.1. Общие
понятия о системе
«человек — среда
обитания»
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Воздействие
опасностей на
человека и
техносферу
Содержание учебного материала
ОК 04
ОК 06
ОК 07
1. Опасность и безопасность. Критерии состояния техносферы.
2. Человеческий фактор и опасности техносферы. Основные
формы деятельности человека и его энергозатраты.
2
2
ОК 04
ОК 06
ОК 07
1. Параметры микроклимата и жизнедеятельность человека
2. Вредные вещества. Акустические колебания и вибрации
3. Электромагнитные поля и излучения. Электрический ток
4. Сочетанное действие факторов и здоровье человека.
Социальные факторы окружающей среды.
1
2
Объем часов на освоение конкретных тем распределяется образовательной организацией самостоятельно
2
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 1. Определение параметров
микроклимата
2
ОК 04
ОК 06
ОК 07
2
Раздел 2. Обеспечение безопасных и комфортных условий жизнедеятельности
Тема 2.1. Защита
среды
Содержание учебного материала
2
ОК 04 ОК 06
ОК 07
1. Вентиляция и кондиционирование. Освещение.
2. Защита атмосферного воздуха. Определение предельно
допустимых выбросов загрязняющих веществ. Средства
защиты атмосферы.
2
3. Защита гидросферы. Средства защиты гидросферы.
Питьевая вода и методы обеспечения ее качества.
4. Защита земель. Обращение с отходами. Требования
безопасности к пищевым продуктам
Тема 2.2. Защита
от опасностей
техносферы
Содержание учебного материала
2
ОК 04
1. Анализ опасностей. Средства снижения травмоопасности
технических систем. Защита от механического
травмирования. Средства электробезопасности.
ОК 06
2
2. Защита от энергетических воздействий. Обобщенное
защитное устройство. Методы и средства защиты от шума и
вибрации. Методы и средства защиты от электромагнитных
полей. Средства защиты от инфракрасного,
ОК 07
ультрафиолетового, лазерного и ионизирующего излучений.
Защита от пожаров и взрывов
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации
Тема 3.1.
Основные понятия
о чрезвычайных
ситуациях
Содержание учебного материала
ОК 04
1. Чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
2. Чрезвычайные ситуации военного, биолого-социального и
террористического характера. Государственное
регулирование в области защиты населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях
Тема 3.2.
Безопасность
техносферы в
чрезвычайных
ситуациях
2
ОК 06
2
Содержание учебного материала
1. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях.
Устойчивость функционирования объектов экономики в
чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие
неотложные работы.
ОК 07
2
ОК 04
ОК 06
ОК 07
2
2. Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 2. Оказание первой медицинской
помощи
4
ОК 04
ОК 06
ОК 07
4
Раздел 4. Основы военной службы
Содержание учебного материала
2
Тема 4.1.
Воинская обязанность. Военнослужащий – защитник своего
Законодательство в Отечества.
области военной
службы
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 3-5. Анализ и применение на практике
знаний Конституции РФ, Федеральных законов «Об обороне»,
«О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и
военной службе».
ОК 04
ОК 06
ОК 07
2
4
ОК 04
ОК 06
ОК 07
4
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.2. Боевые
традиции
Вооруженных Сил
России
Содержание учебного материала
1
ОК 04
ОК 06
ОК 07
Символы воинской чести. Воинские звания
Основные рода войск Вооруженных Сил России
1
В том числе практических и лабораторных занятий
6
ОК 04
ОК 06
ОК 07
Практические занятия №№ 6-8. Занятия в тире
6
Самостоятельная работа обучающихся
6
Дифференцированный зачет
2
Всего:
39
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «ОД.01.10 Основы безопасности и защиты Родины», оснащенный необходимым
для реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.1
примерной рабочей программы по данной профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 313 с. — (Профессиональное
образование).
2. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник для СПО.-М.:Кнорус,
2021.-282с.
3.Дуров В.А.Отечественные награды / В.А.Дуров. — М.: Просвещение, 2019.
4.Конституция Российской Федерации (действующая редакция).
5.Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной
информации. – 2018 – № 2
6. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /
[А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2019.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Курбатов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Основы чрезвычайных
ситуаций : учебное пособие для СПО / В. А. Курбатов, Ю. С. Рысин, С. Л. Яблочников. —
Саратов : Профобразование, 2020. — 121 c. — ISBN 978-5-4488-0820-3. — Текст :
электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/93574.html
2. Резчиков, Е. А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для среднего
профессионального образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 639 с. — (Профессиональное образование).
— ISBN 978-5-534-13550-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495884.
3. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона / Ю.
А. Широков. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 556 с. — ISBN
978-5-8114-9508-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. —
URL: https://e.lanbook.com/book/293030
4. Безопасность жизнедеятельности / Н. В. Горькова, А. Г. Фетисов, Е. М. Мессинева,
Н. Б. Мануйлова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 220 с. — ISBN 9785-507-45693-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/279821
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
понятийно-терминологическую
терминологию безопасности
жизнедеятельности;
основы взаимодействия в системе
«человек – среда и обитания»;
методы анализа и защиты от
опасностей техносферы;
методы обеспечения безопасности
жизнедеятельности в штатных и
чрезвычайных ситуациях;
правила оказания первой
медицинской помощи;
правила экологической
безопасности при ведении
профессиональной деятельности;
экономико-правовые и
управленческие аспекты
техносферной безопасности.
Умения:
идентифицировать основные
опасности среды обитания
человека;
оценивать воздействие опасностей
на человека и окружающую среду;
выбирать и применять способы
обеспечения безопасности
жизнедеятельности;
оценивать уровни опасности в
техносфере;
соблюдать нормы экологической
безопасности;
определять направления
ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности по
профессии;
пользоваться экономико-правовой
основой безопасности среды
обитания.
Критерии оценки
Методы оценки
Не менее 60% верных
ответов
Тестирование
Верная оценка состояния
окружающей среды;
обоснованный выбор
средств обеспечения
безопасности;
соблюдение норм
безопасности.
Экспертная оценка
выполнения
практических работ.