СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.03 Безопасность жизнедеятельности
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «СГЦ.03 Безопасность жизнедеятельности» является
обязательной частью социально-гуманитарного цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО
по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 06, ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК
ОК 06
ОК 07
Умения
описывать значимость своей
профессии
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
соблюдать нормы
экологической безопасности
определять направления
ресурсосбережения
в рамках профессиональной
деятельности по профессии,
осуществлять работу с
соблюдением принципов
бережливого производства
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом знаний
об изменении климатических
условий региона
Знания
сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей
значимость профессиональной
деятельности по профессии
стандарты антикоррупционного
поведения
и последствия его нарушения
правила экологической безопасности
при ведении профессиональной
деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
основные направления изменения
климатических условий региона
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
Обязательная часть
28
в т. ч.:
теоретическое обучение
12
практические занятия
14
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт
8
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Объем, акад. ч. / в том
числе в форме
практической
подготовки, акад. ч1.
Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы
1
2
3
4
Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Тема 1.1. Общие
понятия о системе
«человек — среда
обитания»
Тема 1.2.
Воздействие
опасностей на
человека и
1
1
Содержание учебного материала
ОК 06
ОК 07
1. Опасность и безопасность. Критерии состояния техносферы.
2. Человеческий фактор и опасности техносферы. Основные
формы деятельности человека и его энергозатраты.
1
Самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
1
1. Параметры микроклимата и жизнедеятельность человека
2. Вредные вещества. Акустические колебания и вибрации
Объем часов на освоение конкретных тем распределяется образовательной организацией самостоятельно
2
ОК 06
ОК 07
техносферу
3. Электромагнитные поля и излучения. Электрический ток
4. Сочетанное действие факторов и здоровье человека.
Социальные факторы окружающей среды.
В том числе практических и лабораторных занятий
2
ОК 06
ОК 07
Практическое занятие № 1. Определение параметров
микроклимата
Самостоятельная работа обучающихся
2
Раздел 2. Обеспечение безопасных и комфортных условий жизнедеятельности
Тема 2.1. Защита
среды
2
Содержание учебного материала
ОК 06
ОК 07
1. Вентиляция и кондиционирование. Освещение.
2. Защита атмосферного воздуха. Определение предельно
допустимых выбросов загрязняющих веществ. Средства
защиты атмосферы.
1
3. Защита гидросферы. Средства защиты гидросферы. Питьевая
вода и методы обеспечения ее качества.
4. Защита земель. Обращение с отходами. Требования
безопасности к пищевым продуктам
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2. Защита от Содержание учебного материала
2
опасностей
техносферы
ОК 06
1. Анализ опасностей. Средства снижения травмоопасности
технических систем. Защита от механического
травмирования. Средства электробезопасности.
2. Защита от энергетических воздействий. Обобщенное
защитное устройство. Методы и средства защиты от шума и
вибрации. Методы и средства защиты от электромагнитных
полей. Средства защиты от инфракрасного,
ультрафиолетового, лазерного и ионизирующего излучений.
Защита от пожаров и взрывов
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации
ОК 07
1
2
4
Тема 3.1. Основные Содержание учебного материала
понятия о
чрезвычайных
1. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные
ситуации техногенного характера.
ситуациях
2. Чрезвычайные ситуации военного, биолого-социального и
террористического характера. Государственное регулирование
в области защиты населения и территорий в чрезвычайных
ситуациях
Тема 3.2.
Безопасность
ОК 06
ОК 07
2
Содержание учебного материала
1. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях.
ОК 06
техносферы в
чрезвычайных
ситуациях
Устойчивость функционирования объектов экономики в
чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие
неотложные работы.
2
ОК 07
2. Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.
В том числе практических и лабораторных занятий
4
ОК 06
ОК 07
Практическое занятие № 2. Оказание первой медицинской
помощи
Раздел 4. Основы военной службы
Тема 4.1.
Законодательство в
области военной
службы
4
Содержание учебного материала
Воинская обязанность. Военнослужащий – защитник своего
Отечества.
2
В том числе практических и лабораторных занятий
4
ОК 06
ОК 07
Практическое занятие № 3-5. Анализ и применение на практике
знаний Конституции РФ, Федеральных законов «Об обороне», «О
статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной
службе».
Тема 4.2. Боевые
традиции
Вооруженных Сил
Символы воинской чести. Воинские звания
ОК 06
ОК 07
2
ОК 06
России
Основные рода войск Вооруженных Сил России
В том числе практических и лабораторных занятий
ОК 07
4
ОК 06
ОК 07
Практические занятия №№ 6-8. Занятия в тире
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт
2
Всего:
36
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Безопасности жизнедеятельности», оснащенный необходимым
для реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.1
примерной рабочей программы по данной профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 313 с. — (Профессиональное
образование).
2. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности:учебник для СПО.-М.:Кнорус,
2021.-282с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Курбатов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Основы чрезвычайных
ситуаций : учебное пособие для СПО / В. А. Курбатов, Ю. С. Рысин, С. Л. Яблочников. —
Саратов : Профобразование, 2020. — 121 c. — ISBN 978-5-4488-0820-3. — Текст :
электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/93574.html
2. Резчиков, Е. А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для среднего
профессионального образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 639 с. — (Профессиональное образование).
— ISBN 978-5-534-13550-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495884.
3. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона / Ю.
А. Широков. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 556 с. — ISBN
978-5-8114-9508-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. —
URL: https://e.lanbook.com/book/293030
4. Безопасность жизнедеятельности / Н. В. Горькова, А. Г. Фетисов, Е. М.
Мессинева, Н. Б. Мануйлова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 220 с.
— ISBN 978-5-507-45693-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/279821
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
понятийно-терминологическую
терминологию безопасности
жизнедеятельности;
основы взаимодействия в системе
«человек – среда и обитания»;
методы анализа и защиты от
опасностей техносферы;
методы обеспечения безопасности
жизнедеятельности в штатных и
чрезвычайных ситуациях;
правила оказания первой
медицинской помощи;
правила экологической
безопасности при ведении
профессиональной деятельности;
экономико-правовые и
управленческие аспекты
техносферной безопасности.
Умения:
идентифицировать основные
опасности среды обитания
человека;
оценивать воздействие опасностей
на человека и окружающую среду;
выбирать и применять способы
обеспечения безопасности
жизнедеятельности;
оценивать уровни опасности в
техносфере;
соблюдать нормы экологической
безопасности;
определять направления
ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности по
профессии;
пользоваться экономико-правовой
основой безопасности среды
обитания.
Критерии оценки
Методы оценки
Не менее 60%
верных ответов
Тестирование
Верная оценка
состояния
окружающей
среды;
обоснованный
выбор средств
обеспечения
безопасности;
соблюдение норм
безопасности.
Экспертная оценка
выполнения практических
работ.