ОПЦ.ОЗ БАЗЫ ДАННЫХ 2025

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ

И

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 БАЗЫ ДАННЫХ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина «Базы данных» является обязательной частью

общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по профессии.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2.,
ПК 1.6.,
ПК 1.7.

анализировать задачу, выделять её
составные части; определять этапы
решения задачи; выявлять и эффективно
искать информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы;
использовать современное программное
обеспечение;
использовать различные цифровые
средства
для
решения
профессиональных задач;
грамотно излагать свои мысли и
оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на
государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе;
кратко обосновывать и объяснять свои
действия;
создавать
новые и
использовать
стандартные шаблоны документов;
сохранять документы в различных
цифровых форматах;
преобразовывать и перекомпоновывать
данные;
формировать отчеты с помощью
запросов к базам данных;
выполнять обновление информацию в
базах данных.

приемов
структурирования
информации;
формата оформления результатов
поиска
информации,
современных средств и устройств
информатизации; порядка их
применения и программного
обеспечения в профессиональной
деятельности в том числе с
использованием
цифровых
средств;
особенности
социального
и
культурного контекста; правила
оформления
документов
и
построения устных сообщений
правила
чтения
текстов
профессиональной
направленности
создания
структурированных
документов
и
документов
слияния;
создания документов на основе
шаблонов;
преобразования
форматов
и
осуществление перекомпоновки
данных в текстовых документах;
принципа
организации
информационных и архитектуру
баз данных;
основных положений теории баз
знаний.
видов и правил построения
запросов к базам данных.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объём в часах

Объем образовательной программы

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

28

в т. ч:
теоретическое обучение

12

практические занятия

14

Самостоятельная работа1

8

Промежуточная аттестация

2

Объем самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией в соответствии
с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для
выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренным тематическим планом и
содержанием учебной дисциплины (междисциплинарного курса).
1

5

1.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Основные понятия баз данных
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Основные
1.
Основные понятия теории БД
понятия баз
2.
Анализ предметной области
данных
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Взаимосвязи в
1.
Логическая и физическая независимость данных
моделях и
2.
Типы моделей данных. Реляционная модель данных
реляционный
3.
Реляционная алгебра
подход к
В том числе практических и лабораторных занятий
построению
Самостоятельная работа обучающихся
моделей
Раздел 2. Проектирование баз данных
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Этапы
1. Основные этапы проектирования БД
проектирования 2. Концептуальное проектирование БД
баз данных
3. Нормализация БД
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторное занятие № 1. Нормализация реляционной БД, освоение принципов
проектирования БД.
Лабораторное занятие № 2. Проектирование реляционной БД. Нормализация
таблиц.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

Объем, акад. ч. /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч.
3
4/0
2/0
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2., ПК
1.6., ПК 1.7

*
2/0
2

2
14/16
4/4
4

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2., ПК
1.6., ПК 1.7

4
2
2
2/4
6

Тема 2.2
1. Средства проектирования структур БД
Проектирование 2. Организация интерфейса с пользователем
структур баз
В том числе практических и лабораторных занятий
данных
Лабораторное занятие № 3. Создание проекта БД. Создание БД. Редактирование и
модификация таблиц
Лабораторная работа № 4. Создание файла проекта базы данных. Создание
интерфейса входной формы. Использование исполняемого файла проекта БД,
приемы создания и управления.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Организация
1. Основные понятия языка SQL. Синтаксис операторов, типы данных.
запросов SQL
2. Создание, модификация и удаление таблиц. Операторы манипулирования
данными
3. Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL
4. Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL
5. Сортировка и группировка данных в SQL
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторное занятие № 5. Создание и модификация таблиц БД. Выборка данных
из БД. Модификация содержимого БД.
Лабораторное занятие № 6. Обработка транзакций. Использование функций
защиты для БД
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
Всего:

2
4
2
2

2/8

2

8
4
4
2
36

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет информатики, оснащенный необходимым для реализации программы
учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.3 рабочей программы по
данной профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Мартишин, С. А. Базы данных. Практическое применение СУБД SQL и NOSQLтипа для проектирования информационных систем: учеб. пособие / С. А. Мартишин, В. Л.
Симонов, М. В. Храпченко. - М.: ИД "ФОРУМ: ИНФРА-М», 2021.-368 с.
2. Федорова, Г. Н. Основы проектирования баз данных: учебник / Г. Н. Федорова.
Изд. 4-е, стер. - М.: ИЦ "Академия", 2022.-224 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Голицына, О. Л. Основы проектирования баз данных [Электронный ресурс]:
учебное пособие / О. Л. Голицына, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — 2-е изд., перераб. и доп.
—
М.:
ФОРУМ:
ИНФРА-М,
2021.
—
416
с.
Режим
доступа:
https://znanium.com/catalog/product/1190668
2. Грошев, А. С. Основы работы с базами данных: учебное пособие для СПО / А. С.
Грошев. — Саратов: Профобразование, 2022. — 255 c. — ISBN 978-5-4488-1006-0. — Текст:
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/102199
3. Молдованова, О. В. Информационные системы и базы данных: учебное пособие
для СПО / О. В. Молдованова. — Саратов: Профобразование, 2021. — 177 c. — ISBN 9785-4488-1177-7. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной
среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/106617
4. Швецов, В. И. Базы данных: учебное пособие для СПО / В. И. Швецов. — Саратов:
Профобразование, 2022. — 219 c. — ISBN 978-5-4488-0357-4. — Текст: электронный //
Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. —
URL: https://profspo.ru/books/86192
5. Волк, В. К. Базы данных. Проектирование, программирование, управление и
администрирование / В. К. Волк. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 340
с. — ISBN 978-5-8114-9682-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/198584

8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знания:
Не менее 60% верных
приемов структурирования информации; ответов
формата оформления результатов поиска
информации, современных средств и
устройств информатизации; порядка их
применения и программного
обеспечения в профессиональной
деятельности в том числе с
использованием цифровых средств;
особенности социального и культурного
контекста; правила оформления
документов и построения устных
сообщений
правила чтения текстов
профессиональной направленности
создания структурированных документов
и документов слияния;
создания документов на основе шаблонов;
преобразования форматов и
осуществление перекомпоновки данных
в текстовых документах;
принципа организации информационных
и архитектуру баз данных;
основных положений теории баз знаний.
видов и правил построения запросов к
базам данных.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Умения:
Результаты выполнения
анализировать задачу, выделять её заданий соответствуют
составные части; определять этапы заданным шаблонам и
решения задачи; выявлять и эффективно требованиям.
искать информацию, необходимую для
При выполнении
решения задачи и/или проблемы;
использовать современное программное заданий использованы
рациональные методы и
обеспечение;
средства обработки
использовать различные цифровые
средства для решения профессиональных информации.
задач;

Методы оценки
Тестирование

Оценка в рамках
текущего
контроля
результатов
выполнения
индивидуальных
контрольных
заданий,
результатов
выполнения
практических
работ, устный
9

грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по
профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе;
кратко обосновывать и объяснять свои
действия;
создавать
новые
и
использовать
стандартные шаблоны документов;
сохранять документы в различных
цифровых форматах;
преобразовывать и перекомпоновывать
данные;
формировать отчеты с помощью
запросов к базам данных;
выполнять обновление информацию в
базах данных.

индивидуальный
опрос.
Экспертное
наблюдение за
ходом
выполнения
практической
работы

10



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.