СОО 01.08 География 2025

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОО 01.08 География

Код и наименование специальности:
40.02.02 Правоохранительная деятельность
Квалификация:

Юрист

Форма обучения:

очная

Курс: 1

Семестр: 2

2025 г

1

УТВЕРЖДАЮ

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
естественно-математического цикла

Протокол № /от

Зам. директора по УР

20^г.

Шабанова М.М.
Подпись

Председатель ПЦК

?20Лд^г.
одпись

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины С0001.08 География
разработана на основе требований:

по специальности 40.02.02. «Правоохранительная деятельность» разработана на
основе требований:
- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273- ФЗ об образовании в РФ;
- Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. N509
(ред. от 13.07.2021) "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.02
Правоохранительная деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014
№33737)
с учетом:
- профиля получаемого образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2025/2026учебный год.

Разработчика,
Бгрешхдаватель
ГБПОУ
колледж »г/рГГ
Адуева М.А

Рецензент:

РД

«Индустриально

промышленный

СОДЕРЖАНИЕ

1 .Общая

характеристика

рабочей

программы

общеобразовательной

дисциплины «География»
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины

5. Информационное обеспечение обучения

з

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «География»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы СПО СОО 01.08 География.
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в

соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02,02. «Правоохранительная деятельность»

1.2.1 Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей: освоение
системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства

на всех территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа
природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и

творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его

отдельных регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной

среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также
географической информации; нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические

материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов
международной жизни; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития
международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

1.1.2.

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения
задач профессиональной деятельности;
4

OK 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы
бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
(п. 3.2 в ред. Приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796)

5

2.

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах*
39

в т. ч.:
Основное содержание

39

в т. ч.:
теоретическое обучение

19

практические занятия

10

самостоятельные занятия

8

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

6

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «География»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2
Основное содержание

1

Объём
часов

Формируемые
компетенции

3

4

2

ОК 01.
ОК 02.

Введение

Введение. Источники географической информации. География как наука. Ее роль и
значение в системе наук. Источники географической информации и методы работы с
ними. Традиционные и новые методы географических исследований. Географические
карты различной тематики и их практическое использование.
«Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги, тематические
группы в соцсетях, художественная литература, путеводители, карты - их критический
анализ)
Раздел 1. Общая характеристика мира
Тема 1.1. Современная Содержание учебного материала
политическая карта Теоретическое обучение
мира
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные
особенности. Субъекты политической карты мира. Суверенные государства и
несамоуправляющиеся государственные образования.
Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы
правления, типы государственного устройства и формы государственного режима
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и
особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и
их типы.
Понятие о политической географии. Влияние международных отношений на
политическую карту мира. Региональные и локальные конфликты. Основные
политические и военные союзы в современном мире

2

ОК 02.
ОК 04.
ОК 09.

Практическое занятие
№ 1: «Ознакомление с политической картой мира»

1

Содержание учебного материала

7

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Тема 1.2. География Теоретическое обучение
мировых природных Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация видов
ресурсов
природных
ресурсов
(минеральные,
земельные,
водные,
биологические,
агроклиматические и т.д.). Размещение различных видов природных ресурсов на
территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания
природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды
Тема 1.3. География Содержание учебного материала
населения мира
Теоретическое обучение
1. Современная демографическая ситуация.
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны
мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Качество
жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни
населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости,
младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития
Современная структура населения
Половозрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и религиозный
состав населения мира. Социальная структура общества

2. Занятость населения. Размещение населения.
Экономически активное и самодеятельное население. Качество рабочей силы в
различных странах мира. Особенности размещения населения в регионах и странах
мира. Миграции населения, их основные причины и направления. Урбанизация
Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира «Ложная»
урбанизация, субурбанизация, урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода» и
мегалополисы

Объём
часов

Формируемые
компетенции

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.

1

ОК 01.
ОК 02.

1

Практическое занятие

8

Наименование
разделов и тем

Тема 1.4. Мировое
хозяйство

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
№ 2: «Анализ особенностей населения в различных странах и регионах мира
'особенности демографической ситуации, расселения, сравнительная оценка качества
жизни населения, сравнительная оценка культурных традиций народов и др.)»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика,
исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование. Научно- технический прогресс и
его современные особенности. Современные особенности развития мирового
хозяйства.
Социально-экономические
модели
стран.
Интернационализация
производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция.
Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике

Объём
часов
1

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.

Практическое занятие
№
3:
«Сравнительная
производительных

характеристика

ведущих

факторов

размещения

*Профессионалъно-ориентированное содержание
Теоретическое обучение
2. География основных отраслей мирового хозяйства
Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира. Топливный баланс
мира. Рост производства различных видов топлива. Газовая, нефтяная, угольная
промышленность мира. Альтернативные источники энергии. Географические
особенности развития мировой электроэнергетики

Формируемые
компетенции

ПК4...

1

9

Наименование

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),

Объём

Формируемые

разделов и тем

лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной металлургии мира.
Металлургические базы мира. Географические особенности развития цветной
металлургии мира. Факторы размещения предприятий цветной металлургии
Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Развитие отраслей
машиностроения в мире. Главные центры машиностроения

часов

компетенции

Транспортный комплекс
Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и пассажирооборот
транспорта. Географические особенности развития различных видов мирового
транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты
Химическая
промышленность.
Лесная
(лесоперерабатывающая)
и
лёгкая
промышленность
Географические особенности развития химической, лесной и лёгкой промышленности
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное
сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные
направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и
животноводства

1

География отраслей непроизводственной сферы.
Основные направления международной торговли товарами и услугами. Факторы,
формирующие международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных,
туристских, деловых и информационных услуг. Особенности современной торговли
услугами

1

Практические занятия
№ 4: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира»
№ 5: «Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира»
№ 6: «Составление экономико-географической характеристики профильной отрасли»

1

1
1

10

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
№ 7: «Определение и обозначение стран-экспортеров основных видов промышленной
и сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов международного туризма и
отдыха»
Основное содержание
Раздел 2. Региональная характеристика мира

Тема 2.1. Зарубежная Содержание учебного материала
Европа
Теоретическое обучение
1 .Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характеристика
природноресурсного потенциала. Особенности населения
Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм.
Особенности отраслевого состава промышленности. Особенности развития сельского
хозяйства Зарубежной Европы. Уровень развития транспорта и туризма в Европе.
* Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Европе
2.Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура

Объём
часов

Формируемые
компетенции

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
1

Практическое занятие
№ 8: «Характеристика особенностей природы, населения и хозяйства европейской
страны»
Тема 2.2. Зарубежная Содержание учебного материала
Азия
Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. «Горячие точки»
современной зарубежной Азии. Характерные черты природно-ресурсного потенциала
населения и хозяйства регионов зарубежной Азии. * Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Азии

1

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

11

Наименование

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),

Объём

Формируемые

разделов и тем

лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2. Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны
Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической
системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их
территориальная структура

часов

компетенции

X

1

Практическое занятие

Тема 2.3. Африка

№ 9: «Сравнительная характеристика особенностей природы, населения и хозяйства
стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты природно­
ресурсного потенциала и особенности населения Африки

1

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

Хозяйство стран Африки. Особенности хозяйства стран Африки. Особенности
развития субрегионов Африки. Экономическая отсталость материка и пути ее
преодоления. * Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Африке
Тема 2.4. Америка Содержание учебного материала

Теоретическое обучение
1. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характерные черты
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. * Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Северной Америке
США. Природные ресурсы, население и хозяйство США. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Население США. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы США
Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Население Канады. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы Канады

12

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Население Латинской
Америки
Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
* Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Латинской Америке

Объём
часов

Формируемые
компетенции

Практическое занятие
№10: «Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух
стран Северной и Латинской Америки»
Тема 2.5. Австралия и Содержание учебного материала
Океания
Теоретическое обучение
1. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Особенности
природноресурсного
потенциала,
населения
и
хозяйства.
Отраслевая
и
территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. *Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в Австралии и Океании
Тема 2.6. Россия в Содержание учебного материала
современном мире Теоретическое обучение
1. Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического
и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Место России в
мировом хозяйстве, ее участие в международной торговле товарами и других формах
внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства
География отраслей международной специализации РФ. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в России

1

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

13

Самостоятельная работа
Теоретическое обучение
Глобальные проблемы человечества. Глобальные процессы.
Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных
процессов. Понятие о глобальных проблемах современности — естественно-научных и
общественных. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и

8

экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения.
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. * Влияние предприятий
профильной отрасли на глобальные проблемы.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Дифференцированный зачет
Всего

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.

2
39 ч

14

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
наличия учебного кабинета «Гуманитарных и

следующие специальные помещения:
социальных дисциплин»

Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедиа, проектор.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
Интерактивная доска, компьютерные столы и стулья.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

1. Комплект учебно-наглядных пособий:
• атлас мира
• контурные карты
• карта мира

2. Комплект электронных пособий:
Развивающие

фильмы:

«Глобальное

потепление»,

«Транссибирский

экспресс»,

«Циклопические постройки мира», «Путешествие по Австралии» и др.

3.2.

Информационное обеспечение реализации программы

1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации

должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
2. Рекомендуемые

печатные

издания

по

реализации

общеобразовательной

дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.

15

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются
через

дисциплинарные

результаты,

направленные

на

формирование

общих

и

профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/професс
иональная
компетенция
ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.
ОК 06.

ОК 07.
ОК 09.

Раздел/Тема

Р 1, Темы 1.2,1.3,1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
РЗ, Тема 3.1
Р 1,Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
РЗ, Тема 3.1
Р 1,Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1,Темы 1.1., 1.4.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1
Р 1, Темы 1.2.
РЗ, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1,Тема 1.1.

Тип оценочных мероприятий

тестирование
Кейс задания географический
диктант устный опрос
фронтальный письменный опрос
эссе, доклады, рефераты оценка
составленных презентаций по
гемам раздела
оценка работы с картами атласа
мира, заполнение контурных карт
контрольная работа оценка
самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет
проводится в форме тестирования

5. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной
литературы
Основные источники:
1.Гладкий Ю.Н., Николина В.В., География 10кл.-М:Просвещение,2022.
2 Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 10-11 кл. - М.: Дрофа, 2021.
3. Г,падкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. - М.:
Просвещение, 2021.
4. ХоминаВ.Н. География Юкл.-М: Просвещение,2022
5. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. - М.: Дрофа,2021.
6. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира 10-11 кл. - М.:
Просвещение, 2022
7. География для колледжей : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. В. Коломиец [и др.]; под редакцией А. В. Коломийца, А. А. Сафонова. — 3-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 362 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-16137-3. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530520 (дата обращения:
28.08.2023).3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО

Дополнительные источники:
1. Аксакалова Г.П., Петрова Н.Н. и др. Учебно-тренировочные материалы для
подготовки к единому государственному экзамену. География. - М.: Интеллект-Центр, 2021.
2. Атлас «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. Под ред. В.П.
Максаковского. - М.: Дрофа - ДиК, 2020.
3. Гладкий Ю.Н. и др. Дайте планете шанс. - М.: Просвещение, 2021
4. География людей. Рабочая тетрадь. / А. Наумов, В. Холина. - М.: Открытый мир,
2019
5. География населения и хозяйство мира. Рабочая тетрадь для 10-11 кл. /А. Наумов, В
Холина. - М.: Открытый мир, 2021.
6. Контурные карты «Экономическая и социальная георафия мира». 10 кл. - М.: Дрофа
ДиК, 2021.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.