МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
С00.02.01 Обществознание
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический
Код и наименование специальности: 40.02.02 Правоохранительная
деятельность
Квалификация выпускника: юрист
Форма обучения: очная
Курс: 1 Семестр :1,2
2025г.
ОДОБРЕНО предметной
(цикловой) комиссией
Протокол №.Уот «^»
Подпись
ФИО
С £ 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР
Шабанова М. М
2025г
Подпись
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины С00.02.01 Обществознание
разработана на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионалы!
образования, утвержденного приказом Минпросвещения России
от 12.05.2014 N509 (ред. От 13.07.2021) "Об утверждении федерального государствен!образовательного стандарта среднего профессионального образования по специалык
40.02.02 Правоохранительная деятельность (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2
N33737) с учетом:
-профиля получаемого образования ;
примерной программы;
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразователь
учебных дисциплин
в
пределах
освоения
основной
профессионал!
образовательной программы среднего профессионального образования (ППКР
ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования Министер
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным пл<
образовательной организации на 2024/2025 учебный год
/1
Разработчики: Бахмудова Амина Магомедовна, преподаватель по обществознанию HHfejL
Рецензент: Абуева 3. М., преподаватель по обществознанию ИП
1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Обществознание»
1.1.
Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью предметной облас
«Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПС
учетом профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО по специальное
40.02.02 Правоохранительная деятельность
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего профессиональнс
образования является освоение обучающимися знаний о российском обществе и особенност
его развития в современных условиях, различных аспектах взаимодействия людей друг с друг
и с основными социальными институтами, содействие формированию способности
рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной деятельности.
Ключевыми задачами изучения обществознания с учётом преемственности с основ!
школой являются:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основан!
на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жиз
приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российа
Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной карт!
общества;
- овладение
умениями
получать,
анализировать,
интерпретировать
систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать е
использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательски:
жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анали:
оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступк
различных областях общественной жизни с учётом профессиональной направление
организации среднего профессионального образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период
ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисцип.
развитие
мотивации
к
предстоящему
самоопределению.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС
СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций.
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные1
сформировать знания об (о):
В части трудового воспитания:
- обществе как целостной развивающейся системе в
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
трудолюбие; У
- готовность к активной деятельности технологической и основах социальной динамики; глобальных проблемах и
социальной направленности, способность инициировать, вызовах современности; перспективах развития
современного общества, в том числе тенденций развития
планировать и самостоятельно выполнять такую
Российской Федерации;
деятельность;
- человеке как субъекте общественных отношений и
- интерес к различным сферам профессиональной
сознательной деятельности; особенностях социализации
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными личности в современных условиях, сознании, познании и
самосознании человека; особенностях профессиональной
действиями:
деятельности в области науки, культуры, экономической и
а) базовые логические действия:
финансовой сферах;
- самостоятельно формулировать и актуализировать
- экономике как науке и хозяйстве, роли государства в
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для экономике, в том числе государственной политики
поддержки конкуренции и импортозамещения,
сравнения, классификации и обобщения;
особенностях рыночных отношений в современной
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
I Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в редакции 12.08.2022 №732)
экономике;
- системе права и законодательства Российской
Федерации;
- владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать
OK 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
используемые в социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
жизненных проблем
социальных явлений, для ориентации в социальных науках
б) базовые исследовательские действия:
и при изложении собственных суждений и построении
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; устных и письменных высказываний;
- владеть умениями формулировать на основе
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу7, выдвигать гипотезу ее решения, приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
находить аргументы для доказательства своих
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
использовать ключевые понятия, теоретические положения
- анализировать полученные в ходе решения задачи
социальных наук для объяснения явлений социальной
результаты, критически оценивать их достоверность,
действительности: конкретизировать теоретические
прогнозировать изменение в новых условиях;
положения фактами социальной действительности,
- уметь переносить знания в познавательную и
модельными ситуациями, примерами из личного
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
областей;
здорового образа жизни; умение создавать типологии
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
социальных процессов и явлений на основе предложенных
подходы и решения;
и способность их использования в познавательной и
критериев;
социальной практике
сформировать знания об (о):
- особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интериет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
- сформированность навыков оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации: владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на основе
полученных знаний правовую оценку действиям людей в
модельных ситуациях;
- уметь определять связи социальных объектов и явлений с
помощью различных знаковых систем: сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений и
процессов, включая универсальные методы науки, а также
специальные методы социального познания, в том числе
социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование
OK 03. Планировать и В области духовно-нравственного воспитания:
реализовывать
- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
собственное
профессиональное и
- способность оценивать ситуацию и принимать
личностное развитие,
осознанные решения, ориентируясь на моральнопредпринимательски,4 ю нравственные нормы и ценности;
деятельность в
- осознание личного вклада в построение устойчивого
профессиональной
будущего;
сфере, использовать
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
знания по
другим членам семьи, созданию семьи на основе
сформировать знания об (о):
- особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
- отношениях, направлениях социальной политики в
Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,
государственной политики в сфере межнациональных
отношений; структуре и функциях политической системы
общества, направлениях государственной
OK 04. Эффективно
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать и
работать в коллективе и самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
команде
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу' в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации прав
и осознанного выполнения обязанностей гражданина
Российской Федерации, в том числе правомерного
налогового поведения; ориентации в актуальных
общественных событиях, определения личной
гражданской позиции; осознание значимости здорового
образа жизни; роли непрерывного образования;
использовать средства информационнокоммуникационных
технологий в решении различных задач
- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
ценностей;
особенностях профессиональной деятельности в области
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
национализма, ксенофобии, дискриминации по
значении духовной культуры общества и разнообразии ее
социальным, религиозным, расовым, национальным
видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах государства в экономике, в том числе государственной
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в политики поддержки конкуренции и импортозамещения,
общеобразовательной организации и детско-юношеских особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами роли государственного бюджета в реализации полномочий
органов государственной власти, этапах бюджетного
в соответствии с их функциями и назначением;
процесса, механизмах принятия бюджетных решений;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
социальных отношениях, направлениях социальной
деятельности;
политики в Российской Федерации, в том числе поддержки
патриотического воспитания:
семьи, государственной политики в сфере
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, межнациональных отношений; структуре и функциях
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой политической системы общества, направлениях
государственной политики Российской Федерации;
край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
конституционном статусе и полномочиях органов
настоящее многонационального народа России;
государственной власти;
- ценностное отношение к государственным символам,
системе прав человека и гражданина в Российской
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке, Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в
Российской Федерации;
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите правовом регулирования гражданских, семейных,
Отечества. ответственность за его судьбу; освоенные
трудовых, налоговых, образовательных.
обучающимися межпредметные понятия и универсальные административных, уголовных общественных отношений;
системе права и законодательства Российской Федерации;
учебные действия (регулятивные, познавательные,
2) уметь характеризовать российские духовнокоммуникативные);
нравственные ценности, в том числе ценности
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству,
семьи, созидательного труда, норм морали и
нравственности, прав и свобод человека, гуманизма,
милосердия, справедливости, коллективизма,
исторического единства народов России, преемственности
истории нашей Родины, осознания ценности культуры
России и традиций народов России, общественной
стабильности и целостности государства;
3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать используемые в
социальных науках понятия и термины; использовать
понятийный аппарат при анализе и оценке социальных
явлений, для ориентации в социальных науках и при
изложении собственных суждений и построении устных и
письменных высказываний;
4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные, иерархические
и другие связи социальных объектов и процессов, включая
умения характеризовать взаимовлияние природы и
общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер
жизни общества; выявлять причины и последствия
преобразований в различных сферах жизни российского
общества; характеризовать функции социальных
институтов; обосновывать иерархию нормативных
правовых актов в системе российского законодательства;
5) связи социальных объектов и явлений с помощью
различных знаковых систем; сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений и
процессов, включая универсальные методы науки, а
также специальные методы социального познания, в том
числе социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование;
6) владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
7) владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
8) использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного выполнения
типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина
Российской Федерации, в том числе правомерного налогового
поведения; ориентации в актуальных общественных событиях,
определения личной гражданской позиции; осознание
значимости здорового образа жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства информационно
коммуникационных технологий в решении различных задач;
9) владеть умениями формулировать на основе приобретенных
социально-гуманитарных знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам с точки зрения
социальных ценностей и использовать ключевые понятия,
теоретические положения социальных наук для объяснения
явлений социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной действительности,
модельными ситуациями, примерами из личного социального
опыта и фактами социальной действительности, в том числе по
соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать
типологии социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
10) готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами и
инструментами; использовать финансовую информацию для
достижения личных финансовых целей, обеспечивать
финансовую безопасность с учетом рисков и способов их
снижения; сформированность гражданской ответственности в
части уплаты налогов для развития общества и государства; И)
сформировать навыки оценивания социальной
предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
ОК.08 Использовать
средства физической
культуры для
сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовле н ности;
ОК 09. Пользоваться
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
профессиональной
В области ценности научного познания:
документацией на
- сформированность мировоззрения, соответствующего
государственном и
современному уровню развития науки и общественной
иностранном языках
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского обществ
- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социатьных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств
и способов действия в профессиональную среду
2.Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Базовый уровень
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Основное содержание
232
184
в т. ч.:
теоретическое обучение
90
практические занятия
94
Самостоятельная работа
48
Промежуточная аттестация (Дифф.зачет)
2
2.2 Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов
н тем
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Объем
часов
1
2
3
Раздел 1. Человек в обществе
Тема 1.1.
Основное содержание учебного материала
Общество и
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами
общественные
общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции
отношен ня. Развитие социальных институтов.
общества2
Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль
массовой коммуникации в современном обществе
В том числе практических занятии
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция.
Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.Общественный
прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и ее
противоречивые последствия
Профессионально ориентированное содержание
Технический и естественно-научный профили - Перспективы развития (название
специальности)
в
информационном
обществе.
Направления
цифровизации
в
профессиональной деятельности (название специальности). Роль науки в решении
глобальных проблем
Социально-экономический и гуманитаоный тхмЬили - Социальные и гуманитаоные
аспекты глобальных проблем. Воздействие глобальных проблем на профессиональную
Формируемые
компетенции
4
4
8
ОК 01
ОК 05
2
Самостоятельная работа:
работа с источниками социальной информации. Подготовка сообщений
Основное содержание учебного материала
Тема 1.2.
Биосоциальная природа
человека и его
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
деятельность
социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе.
Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности
человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации.
Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы.
Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека
В том числе практических занятии
Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения
Профессионально ориентированное содержание
Цля всех профилей - Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Учет особенностей характера в профессиональной деятельности (название специальности).
Тема 1.3.
Познавател ышя
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
6
12
6
4
ОК 02
ОК 04
ОК 05
2
6
4
ОК 02
ОК 04
деятельность человека.
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы.
Научное познание
Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее критерии.
Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и социально
гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности
научного познания в социально-гуманитарных науках. Российское
общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей - Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в
профессиональной деятельности (название специальности)
Раздел 2. Духовная культура
Основное содержание учебного материала
Тема 2.1.
Духовная культура
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная
личности и общества и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура.
Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие
современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование
ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая ценность и социальный
регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей - Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в
профессиональной деятельности (название специальности)
Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире
ОК 05
2
8
6
ОК 03
ОК 05
ОК 06
2
Самостоятельная работа: Моразь как общечеловеческая ценность и социальный
регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм
6
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
12
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления
научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации
Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные
направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе.
Профессионально ориентированное содержание
12
ОК 02
ОК 03
Тема 2.3.
Религия
Тема 2.4.
Искусство
Цля отдельных специальностей гуманитарного профиля - Особенности профессиональной
деятельности в сфере науки, образования
Самостоятельная работа: Реферат на тему: Значение самообразования. Цифровые
образовательные ресурсы
Основное содержание учебного материала
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии.
Значение поддержания межконфессионального мира в Р. Ф. Свобода совести.
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
6
4
4
ОК 05
ОК 06
8
8
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры.
Достижения современного российского искусства
Профессионально ориентированное содержание
Цля отдельных специальностей гуманитарного профиля - Особенности профессиональной
деятельности в сфере искусства
Цля других профилей — Образ профессии/ специальности (название специальности) в
искусстве
ОК 01
ОК 05
Самостоятельная работа: Реферат : Взгляды современной молодежи на религию.
4
Раздел 3. Экономическая жизнь общества3
Тема 3.1.
Основное содержание учебного материала
Экономика- основа
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни.
жизнедеятельности
Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая
общества
производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и
6
4
ОК 02
ОК 07
Пля всех профилей - Особенности разделения труда и специализации в сфере ('название
специальности)
Самостоятельная работа: Доклад: Понятие экономического цикла. Фазы экономического
цикла. Причины экономических циклов
5
Тема 3.2.
Основное содержание учебного материала
Рыночные отношения в Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное
экономике. Финансовые регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию
институты
конкуренции; Антимонопольное регулирование в Р.Ф.
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк
Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России. Инфляция:
причины, виды, последствия
12
В том числе практических занятий
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон
предложения. Эластичность предложения.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность.
Денежные агрегаты
Основное содержание учебного материала
8
Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица.
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины
Рациональное поведение и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости.
потребителя
Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
4
ОК 01
ОК 03
ОК 09
8
4
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа: Доклад по теме: Разделение труда, специализация и обмен.
4
4
OKOJ
ОК 02
ОК 03
Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1.
Основное содержание учебного материала
Социальная структура Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.
общества. Положение Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная
личности в обществе
поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации.
Положение индивида в обществе
В том числе практических занятий
Тема 4.2.
Семья в современном
мире
Цля всех профилей - Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека
в трудовом коллективе. Возможности профессионального роста
Самостоятельная работа: Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее
формы и каналы в современном российском обществе
4
ОК 01
ОК 05
4
6
Основное содержание учебного материала
4
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт.
Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в
Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям
Основное содержание учебного материала
Тема 4.3.
Этнические общности Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и
и нации
межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и
пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации
Тема 4.4.
Основное содержание учебного материала
Социальные нормы и
В том числе практических занятий
социальный контроль. Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных
Социальный конфликт девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
и способы его
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения
разрешения
социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога,
ОК 05
ОК 06
4
4
4
ОК 05
ОК 06
10
8
ОК 04
ОК 05
социального психолога.
Профессионально ориентированное содержание
Цля всех профилей — Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Раздел 5. Политическая сфера
Тема 5.1.
Основное содержание учебного материала
Политика и власть.
Политическая система Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические
институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система Российской
Федерации на современном этапе
Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет.
Функции государства. Форма государства: форма правления, форма государственного
(территориального) устройства, политический режим Типология форм государства
В том числе практических занятий
Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в
Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации.
Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции,
антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная
политика Российской Федерации по противодействию экстремизму
Основное содержание учебного материала
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое
Тема 5.2.
Политическая культура участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные
общества и личности. идейно-политические течения современности.
Политический процесс Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в
политике.
и его участники
Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания.
8
2
ОК 05
ОК 06
8
10
4
ОК 03
ОК 04
В том числе практических занятий
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в
современной политической коммуникации
Профессионально ориентированное содержание
Цля всех профилей - Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества.
Профсоюзная деятельность в области защиты прав работника
8
—
Самостоятельная работа: Избирательная система в Российской Федерации Политическая
элита и политическое лидерство. Типология лидерства
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации4
Тема 6.1.
Основное содержание учебного материала
Право в системе
Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации.
социальных норм
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их виды.
Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского права.
Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правонарушение и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов
Российской Федерации
В том числе практических занятий
Цля всех профичей — Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности
6
4
2
ОК 01
ОК 05
ОК 09
2. Условия реализации программы общеобразовательной
дисциплины «Обществознание»
3.1. Оснащение учебного кабинета
Освоение
программы
общеобразовательной
учебной
дисциплин!
«Обществознание» предполагает наличие в профессиональной образовательно
организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образование
специализированного учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечит
свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебно
деятельности обучающихся.
Помещение
кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарн<
эпидемиологических правил и нормативам и быть оснащено типовым оборудованием,
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которо;
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию i
обществознанию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечен
программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов);
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучен]
инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд кабинета;
• рекомендованные мультимедийные пособия.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические комплеь
(УМК) (в т.ч. и мультимедийные), обеспечивающие освоение учебной дисциплм
«Обществознание», рекомендованные для использования в профессионалы
образовательных организациях, реализующих образовательную программу средн
общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования,
старше пяти лет с момента издания.
Рекомендованные печатные издания по реализации общеобразователь
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения
Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедии
справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопрс
обществоведческого образования.
4. Контроль и оценка результатов освоения
общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплин
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирован]
общих компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» направлено ]
формирование общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9
сопряжены с достижением образовательных результатов, регламентированных ФГС
спо.
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе освоения иь
содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» на уров,
среднего профессионального образования является существенным звеном учебно
процесса. Целесообразно проводить оценивание образовательных результатов в хо,
изучения каждого раздела образовательной программы. Для организации и проведен)
оценочных процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствам
оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической литератур
или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Важным средством оценки образовательных результатов выступают учебш
задания, проверяющие способность к решению учебно-познавательных и учебн
практических задач, предполагающие вариативные пути решения, комплексные заданг
ориентированные на проверку целого комплекса умений, компетентности
ориентированные задания, позволяющие оценивать сформированность групг
различных умений и базирующиеся на контексте социальных ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может вести
каждым преподавателем в ходе стартовой, текущей, промежуточной диагностики.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для корректоров!
учебных программ и индивидуализации учебной деятельности обучающегося, группы
целом.
В текущей диагностике процедура оценивания может быть организова]
посредством:
- оценивания результатов устного опроса;
-оценивания выполнения познавательных заданий (задания к документа
содержащими социальную информацию; задания к схемам, таблицам, диаграмма
инфографике; вопросы проблемного характера; задания-задачи; проектные задания и д
);
- оценивание результатов тестирования.
При организации и проведении процедуры оценивания образовательнь
результатов обучающихся целесообразно предусмотреть возможность самооценки
взаимооценки знаний/умений обучающихся. Предметом оценивания являются не
только итоговые образовательные результаты, но и динамика изменений этг
результатов в процессе всего изучения и освоения содержания учебной дисциплины.
Необходимо учитывать, что изучение обществознания предусматривает кг
развитие устной, так и развитие письменной речи; поэтому целесообразно выдерживат
соответствующие пропорции в способах предъявления заданий и форматах ожидаемь
ответов.
Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны быть извести
обучающимся заранее, до непосредственного проведения процедуры оценивани
включая самооценку и взаимооценку. По возможности, параметры и критерии оценг
должны разрабатываться и обсуждаться преподавателем совместно с самиь'
обучающимися. Каждому параметру оценки должны соответствовать критерии оценк:
за что выставляется та или иная оценка; в случае балльной оценки - то или ин<
количество баллов.
На основе типов оценочных мероприятий, предложенных в таблице, преподавате;
выбирает формы и методы с учетом профессионализации обучения по програмь
дисциплины.
Общая/професеиональна я
компетенции
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятия
Раздел 1. Человек в обществе
ОК 01
ОК 05
Тема 1.1.
Общество и общественные
отношения. Развитие
общества
ОК 02
ОК 04
ОК 05
Тема 1.2.
Устный опрос
Биосоциальная природа Пдзнавател ьн ы е задан ия
человека и его деятельность • Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 02
ОК 04
ОК 05
Тема 1.3.
Познавательная
деятельность человека.
Научное познание
Познавательные задания
• Вопросы проблемного характера
• Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаи.моо11енка знаний
/умений обучающихся
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам, содержащим
социальную информацию
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
'умений обучающихся
OK 05
OK 06
Тема 4.2.
Устный опрос
Семья в современном мире
Познавательные задания
• Задания к документам, содержащим
социальную информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
OK 05
OK 06
Тема 4.3.
Этнические общности и
нации
OK 04
OK 05
Тема 4.4.
Социальные нормы и
социальный контроль.
Социальный конфликт и
способы его разрешения
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам, содержащим
социальную информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
• Проектные задания Самооценка и
взаимооценка знаний /умений
обучающихся
Раздел 5. Политическая сфера
OK 05
OK 06
Тема 5.1. Политика и власть.
Устный опрос
Политическая система
Познавательные задания
• Задания к документам, содержащим
социальную информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
OK 03
OK 04
Тема 5.2.
Устный опрос
Политическая культура
Познавательные задания
общества и личности.
• Задания-задачи
Политический процесс и его • Задания к документам,
участники
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
ОК 01
ОК 05
ОК 09
ОК 02
ОК 06
ОК 07
ОК 02
ОК 05
ОК 06
Тема 6.1.
гг
Право в системе
социальных норм
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 6.2.
Устный опрос
Основы конституции 1НОГО[ Познавательные задания
права Российское
• Задания-задачи
Федерации
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 6.3.
Устный опрос
Правовое регулирование
Познавательные задания
гражданских, семейных,
• Задания-задачи Тестирование
трудовых, образовательных
Самооценка и взаимооценка знаний
правоотношений
/умений обучающихся
ОК 02
ОК 06
ОК 09
Устный опрос
Тема 6.4.
Познавательные задания
Правовое регулирование
• Задания-задачи Тестирование
налоговых,
Самооценка и взаимооценка знаний
административных,
/умений обучающихся
уголовных правоотношений.
Экологическое
законодательство
ОК 02
ОК 05
ОК 09
Тема 6.5.
Устный опрос
Отрасли процессуаль но го
Познавательные задания
права
• Задания-задачи Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06. ОК 07, ОК 09
Выполнение заданий
промежуточной аттестации
Информационное обеспечение обучения
Основные источники
1. М.В. Кудина, М.В. Рыбакова, Г.В. Пушкарева, Ю.Ю. Петрунин, Л.Б. Логунова, С.С. Попова, И.1
Лексин, В.А. Сажина, под редакцией В.А. Никонова/Обществознание. 10-11 классы. Базовь
уровень. В 2-х частях.
Дополнительные источники
1. Обществознание: учебник для среднего профессионального образования/ Б. I
Федоров [и др.]; под редакцией Б. И. Федорова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москв
Издательство Юрайт, 2023. — 346 с.
2. Обществознание в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального образовани:
Н.В. Агафонова [и др.]; под редакцией И.В. Агафоновой - 5-е изд., перераб. и доп - Моске
Издательство Юрайт, 2021. - 381 с.
3. Обществознание в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального
4. образования / Н.В. Агафонова [и др.]; под редакцией Н.В. Агафоновой. - 5-е изд
перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 280 с.
5. Обществознание: учебник для среднего профессионального образования /
6. В.И. Купцов [и др.]; под редакцией В.И. Купцова. - Москва: Издательство Юрайт,
2020. -242 с.
7. Волков, А.М. Основы права для колледжей: учебник для среднего
8. профессионального образования / А.М. Волков, Е.А. Лютягина; под общей редакцщ
А.М. Волкова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 215 с.
9. Обществознание: Учебное пособие / Под ред. Опалева А.В. - М.: Юнити,
2018. -478 с.
10. Баранов, П. А. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к
ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.С. Шевченко. - М.: ACT. 2020.
- 544 с.
И. Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социальн
экономического профиля. / А.А. Горелов. - М.: Academia, 2019. - 416 с.
12. Касьянов, В.В. Обществознание в схемах и таблицах: готовимся к ЕГЭ / В.В.
Касьянов. - РнД: Феникс, 2021. - 318 с.
13. Диагностические работы / О.А Кирьянова-Греф, С.А. Лосев. - М.: МЦНМО,
2019. - 160 с.
14. Ковригин, В.В. Обществознание: Учебник / В.В. Ковригин. - М.: Инфра-М, 2021.512 с.
15. Мушинский В.О. Обществознание: Учебник / В.О. Мушинский - М.: Форум, 2022
256 с.