МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Код и наименование специальности:
40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
Квалификация выпускника:
юрист
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический
Форма обучения: очная
Курс:
2
Семестр:
3
2025 г.
ОДОБРЕНО
предметной(цикловой) комиссией
Протокол № 1 от «28»__08__2025 г.
ПредседательП(Ц)К
_____ Исаадаева Д.А
Йо^ись
ФИО
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Подпись
Шабанова М.М.
ФИО
2025 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО разработана на
основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 N 509 (ред. от
13.07.2021) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная
деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014 N 33737) с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России
совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин
в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки
Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2025/2026 учебный год.
Разработчик: преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ РД
ИПК.
Рецензенты/экст)ёрты:
_________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..................... 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.............................................. 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...................................................... 16
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
19
1. Общая характеристика программы учебной дисциплины
ОП.05 Экологическое право
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.02
Правоохранительная деятельность.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Экологическое право может быть использована для
повышения квалификации и переподготовки по специальности СПО 40.02.02 Правоохранительная
деятельность.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
П.00 Профессиональный цикл
ОП.ОО Общепрофессиональные дисциплины ОП.05 Экологическое право
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
применять правовые нормы при регулировании отношений природопользования и охраны
окружающей среды;
знать:
основы экологического права и законодательства Российской Федерации;
понятие и виды экологических правонарушений;
юридическую ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей
среды;
порядок рассмотрения дел об экологических правонарушениях;
Юрист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 10
Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности
ок и
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12.
Выполнять профессиональные задачи в соответствии
профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13.
Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к
праву и закону.
ПК 1.1
Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать
решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
с
нормами
ПК 1.2.
Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3
Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права
морали,
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 ч.
обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося 64ч.
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
Самостоятельная
промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
64
64
25
23
14
2
2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05 Экологическое право
№
п/п
1.
2.
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект), в том числе с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
РАЗДЕЛ 1 ВВЕДЕНИЕ
Тема 1.1. Экологическое Формируемые компетенции: ОК10 - ОК13, ПК1.1. - ПК1.3, ЛР 24
В результате изучения темы обучающийся должен уметь: определять экологическое право в
право - как отрасль
системе права в целом;
права.
знать: основы экологического права и законодательства Российской Федерации.
Содержание учебного материала
Цели и задачи изучения экологического права. История развития экологического права.
Социальная обусловленность экологического права. Кризисное состояние окружающей
среды. Понятие экологического кризиса, причины, пути выхода. Понятие экологического
права как отрасли права. Предмет экологического права. Методы экологического права.
Реализация может быть осуществлена с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
Тема 1.2. Экологические Формируемые компетенции: ОК10 - ОК13, ПК1.1. - ПК 1.3
правоотношения.
В результате изучения темы обучающийся должен уметь: анализировать, делать выводы и
Источники
обосновывать свою точку зрения по экологическим правоотношениям;
знать:
экологического права.
основы экологических прав граждан и законодательства Российской Федерации.
Экологические права
граждан.
Содержание учебного материала
Экологические правоотношения: понятие, виды, субъекты, объекты, содержание. Понятие
окружающей среды. Понятие природного объекта, его признаки. Функции природного
объекта. Общая характеристика отдельных видов природных объектов. Природные
эесурсы. Природные комплексы. Понятие, особенности, классификация и система
источников экологического права. Конституция РФ как источник экологического права.
Закон как источник экологического права. Подзаконные нормативные акты. Нормативные
правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного
самоуправления. Роль судебной и арбитражной практики в регулировании экологических
отношений. Международное экологическое законодательство. Реализация может быть
осуществлена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий.
Наименование разделов и
тем
Объем
часов
Уровень
освоения
2
2
2
2
6
№
п/п
3.
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект), в том числе с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
РАЗДЕЛ 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Формируемые компетенции: ОК10 - ОК13, ПК1.1. - ПК1.3, ЛР 24
Тема 2.1. Понятие
В результате изучения темы обучающийся должен уметь:
экологических
правонарушений. Виды применять правовые нормы при регулировании отношений природопользования и охраны
окружающей среды;
экологических
правонарушений.
знать:
понятие и виды экологических правонарушений; юридическую ответственность за
нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; порядок рассмотрения
дел об экологических правонарушениях.
Содержание учебного материала
Понятие экологического правонарушения, его признаки. Понятие состава экологического
правонарушения, система признаков отдельных элементов состава. Виды экологических
правонарушений. Квалификация экологических правонарушений. Особенности
квалификации отдельных видов экологических правонарушений. Реализация может быть
осуществлена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий.
Практические занятия
ПЗ 1 Решение ситуационных задач по выявлению экологических правонарушений.
Реализация может быть осуществлена с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
П3 2 Решение ситуационных задач по определению элементов состава экологического
правонарушения. Реализация может быть осуществлена с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
ПЗЗ Решение ситуационных задач по определению видов экологических
правонарушений. Реализация может быть осуществлена с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
П3 4 Решение ситуационных задач по квалификации экологических правонарушений.
Реализация может быть осуществлена с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
Наименование разделов и
тем
Объем
часов
Уровень
освоения
2
2
2
2
2
2
7
№
п/п
4.
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
Объем
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект), в том числе с
часов
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Тема 2.3. Юридическая
Формируемые компетенции: OHIO - ОК13, ПК1.1. - ПК1.3.
ответственность за
В результате изучения темы обучающийся должен уметь:
нарушение
применять правовые нормы при регулировании отношений природопользования и охраны
законодательства в
окружающей среды;
области охраны
знать:
окружающей природной основы экологического права и законодательства Российской Федерации; понятие и виды
среды.
экологических правонарушений; юридическую ответственность за нарушения
законодательства в области охраны окружающей среды; порядок рассмотрения дел об
экологических правонарушениях.
ПЗ
Решение ситуационных задач по квалификации экологических правонарушений.
2
5
Реализация может быть осуществлена с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
Содержание учебного материала
Понятие юридической ответственности за экологические правонарушения, её задачи и
виды. Понятие экологического правонарушения, виды. Объект, субъект, объективная и
субъективная стороны экологического правонарушения. Дисциплинарная, материальная,
административная и гражданско-правовая ответственность за экологические
правонарушения. Уголовная ответственность за экологические преступления. Понятие и
виды вреда природной среде. Принципы возмещения вреда. Обязанность полного
2
возмещения вреда окружающей среде. Порядок компенсации вреда окружающей среде.
Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения
законодательства в области охраны окружающей среды. Реализация может быть
осуществлена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий.
Практические занятия
П3 6 Решение ситуационных задач по назначению ответственности и наказаний.
2
Реализация может быть осуществлена с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
РАЗДЕЛ 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
Уровень
освоения
2
8
№
п/п
5.
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект), в том числе с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Тема 3.1. Правовое
Формируемые компетенции: ОК 10 - ОК13, ПК 1.1. - ПК 1.3, ЛР 24
регулирование
В результате изучения темы обучающийся должен уметь:
использования и охраны применять правовые нормы при регулировании отношений природопользования и охраны
земель, использования и окружающей среды;
охраны недр, вод.
знать:
основы экологического права и законодательства Российской Федерации; понятие и виды
экологических правонарушений; юридическую ответственность за нарушения
законодательства в области охраны окружающей среды; порядок рассмотрения дел об
экологических правонарушениях;
Содержание учебного материала
Юридическое понятие земель. Состав земель. Земельное законодательство. Право
землепользования и его виды. Правовые меры охраны земель. Борьба с загрязнением,
эрозией. Недра как объект использования и охраны. Понятие недр. Законодательство о
недрах. Пользование недрами и порядок предоставления их в пользование. Воды как
объект правовой охраны. Юридическое понятие вод. Водное законодательство. Право
водопользования и его виды. Цели использования водных объектов. Правовые меры
охраны вод. Реализация может быть осуществлена с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
Практические занятия
ПЗ
Составление проектов документов: претензия. Реализация может быть
7
осуществлена с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий.
Решение ситуационных задач по определению элементов состава экологического
ПЗ
правонарушения. Реализация может быть осуществлена с применением
8
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Объем
часов
Уровень
освоения
2
2
2
2
9
№
п/п
6.
7.
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект), в том числе с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Тема 3.2. Правовое
Формируемые компетенции: OKI0 - OKI3, ПК1.1. - ПК1.3
регулирование
В результате изучения темы обучающийся должен уметь:
использования и охраны применять правовые нормы при регулировании отношений природопользования и охраны
лесов и охраны
окружающей среды;
животного мира.
знать:
основы экологического права и законодательства Российской Федерации; понятие и виды
экологических правонарушений; юридическую ответственность за нарушения
законодательства в области охраны окружающей среды; порядок рассмотрения дел об
экологических правонарушениях;
Содержание учебного материала
Лес как объект правовой охраны. Юридическое понятие леса, виды лесов. Лесное
законодательство. Право лесопользования и его виды. Правовые меры охраны лесов.
Животный мир как объект правовой охраны. Юридическое понятие «Животный мир».
Законодательство об охране и использовании животного мира. Виды права пользования
животным миром. Реализация может быть осуществлена с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий.
Тема 3.3. Правовое
регулирование охраны
атмосферного воздуха.
Формируемые компетенции: ОК 10 - ОК 13, ПК 1.1. - ПК 1.3, ЛР 24
В результате изучения темы обучающийся должен уметь: толковать и применять нормы
экологического права;
знать:
основы экологического права и законодательства Российской Федерации; понятие и виды
экологических правонарушений; юридическую ответственность за нарушения
законодательства в области охраны окружающей среды;
Содержание учебного материала
Атмосферный воздух как объект правовой охраны. Юридическое понятие «атмосферный
воздух». Законодательство об охране атмосферного воздуха. Правовые меры охраны
атмосферного воздуха. Реализация может быть осуществлена с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий.
Объем
часов
Уровень
освоения
2
2
2
2
Практические занятия
10
№
п/п
8.
9.
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
Объем
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект), в том числе с
часов
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
П3 9
2
Составление проектов документов: заключение экологической экспертизы.
Реализация может быть осуществлена с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
Тема 3.4. Правовой
Формируемые компетенции: ОК 10 - ОК13, ПК 1.1. - ПК 1.3
режим охраны
В результате изучения темы обучающийся должен уметь: толковать и применять нормы
окружающей природной экологического права;
среды и экологически
знать: правовой механизм охраны окружающей среды
неблагоприятных
Содержание учебного материала
территорий.
Эколого-гражданский режим охраны окружающей природной среды и
неблагоприятных территорий. Понятие зон чрезвычайной экологической ситуации, зон
экологического бедствия. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации.
Правовой режим зон экологического бедствия. Порядок установления особого режима.
2
Финансирование мероприятий и программ по восстановлению качества природной среды
и её оздоровлению. Реализация может быть осуществлена с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий.
Практические занятия
ПЗ 10 Составление проектов документов: претензия. Реализация может быть
осуществлена с применением электронного обучения, дистанционных
2
образовательных технологий.
РАЗДЕЛ 4. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ДЕЛ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Тема 4.1. Правовые
Формируемые компетенции: ОК10- ОК 13, ПК 1.1. - ПК 1.3
основы рассмотрения дел В результате изучения темы обучающийся должен уметь:
об экологических
применять правовые нормы при регулировании отношений природопользования и охраны
правонарушениях.
окружающей среды;
знать:
основы экологического права и законодательства Российской Федерации;
понятие и виды экологических правонарушений; юридическую ответственность за
нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; порядок рассмотрения
дел об экологических правонарушениях;
Содержание учебного материала
Задачи производства по делам об экологических правонарушениях. Понятие и виды
процессуальных документов при рассмотрении дел об экологических правонарушениях:
2
постановление о возбуждении производства, протокол, исковое заявление, претензия.
Уровень
освоения
2
1
11
№
п/п
10.
Наименование разделов и Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
тем
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект), в том числе с
________________________ применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Реализация может быть осуществлена с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
Практические занятия
П311 Решение ситуационных задач по вопросам возбуждения производства по делам об
экологических правонарушениях. Реализация может быть осуществлена с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
П312 Составление проектов документов: протокол об экологическом правонарушении.
Реализация может быть осуществлена с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий._________________________________
П313 Составление проектов документов: исковое заявление. Реализация может быть
осуществлена с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий.
Составление проектов документов: заключение экологической экспертизы.
Реализация может быть осуществлена с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
Составление проектов документов: претензия. Реализация может быть
осуществлена с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий._______________________________________________
Тема 4.2. Стадии
Формируемые компетенции: ОКЮ-ОК13, ПК1.1.-ПК1.3
рассмотрения дел об
В результате изучения темы обучающийся должен уметь:
экологических
применять правовые нормы при регулировании отношений природопользования и охраны
правонарушениях. Виды окружающей среды;
решений по делам об
знать:
экологических
основы экологического права и законодательства Российской Федерации; понятие и виды
правонарушениях.
экологических правонарушений; юридическую ответственность за нарушения
законодательства в области охраны окружающей среды; порядок рассмотрения дел об
экологических правонарушениях;
Объем
часов
Уровень
освоения
2
12
№
п/п
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект), в том числе с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Понятие, виды, процессуальное значение стадий рассмотрения дел об
экологических правонарушениях. Понятие и виды решений по делам об экологических
правонарушениях. Правила оформления постановлений по делам об экологических
правонарушениях. Реализация может быть осуществлена с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий.
Самостоятельная работа обучающихся Эколого-правовая характеристика
Федерального закона «О животном мире» (конспект).
Самостоятельная работа обучающихся Дайте эколого-правовую характеристику
Лесному кодексу Российской Федерации (конспект).
Самостоятельная работа обучающихся :
Поиск, изучение, обзор публикаций в правовой учебной, научной литературе и в
электронных источниках информации.
промежуточная аттестация
дифференцированный зачет
ИТОГО:
Объем
часов
3
Уровень
освоения
1
14
2
64
13