СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
5
8
10
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.04 Информатика
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа применяется при изучении дисциплины ОУП.04 Информатика
в рамках профессии: 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл. Организационно курс построен как сочетание лекционной, практической
аудиторной (класс ЭВМ) и практической самостоятельной частей, направленных на достижение следующих целей.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
− освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах,
− овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин,
− развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при
изучении других дисциплин,
− изучение структуры и содержания потоков информации, виды и принципы информационного поиска и носителей информации,
− знакомство с классификацией социальных технологий,
− рассмотрение перспектив внедрения электронных информационных систем в социальную сферу,
− научиться использовать существующее прикладное ПО для обработки информации в профессиональной деятельности.
Кроме того, в рамках данного курса должен быть приобретен практический опыт
обращения с базовыми системными программными продуктами и пакетами прикладных
программ.
В результате изучения курса должны быть получены самые необходимые сведения по
важнейшим вопросам теории и практики информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
− использовать базовые системные программные продукты;
− использовать прикладное программное обеспечение общего назначения для обработки текстовой, графической, числовой информации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
− основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и
структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
− базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ для
обработки текстовой, графической, числовой и табличной информации.
4
Освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
− ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
− ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
− ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное
и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
− ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
− ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
− ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
− ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях;
− ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения
и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
− ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 39 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часа;
самостоятельной работы обучающегося
5
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
39
39
10
19
10
2
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
1
Тема 1
Информатика, информация,
свойства информации.
Тема 2
Экономическая информация.
Информационные системы и
технологии
Тема 3
Архитектура ВС. Классификация ПК.
Тема 4
Измерение количества информации. Системы счисления информации. Перевод
чисел из десятеричной системы счисления в любую другую.
Тема 5
Компьютерные сети
Практические занятия M
WORD
ОУП.04 Информатика
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2
Объем
часов
Уровень
освоения
3
4
Понятия информация. Понятие данных. Сопоставление этих понятий. Свойства информации, актуальность, достоверность, доступность, понятность, полнота, репрезентативность,
адекватность, их характеристика. Рассмотрение перечисленных свойств на примерах из
окружающей жизни. Понятие выборка данных. Рассмотрение примеров геинформационных
систем с точки зрения свойств информации. Адресность информации. Признаки информации, их классификация. Получение информации.
Виды информации и формы представления. Информация, воспринимаемая человеком. Информация, воспринимаемая вычислительной техникой. Система счисления. Представление
в компьютере числовой информации. Представление в компьютере нечисловой информации.
2
1
2
2
Определение сообщение, сигнал, данные. Процесс передачи информации: источник сообщения, передатчик, линия связи, приемник, потребитель сообщения, источник помех. Системы передачи сообщений. Обработка информации. Информационный процесс. Задача
сбора, обмена, хранения и обработки информации в информационном процессе. Определение код, кодирование, язык, перекодирование, декодирование, бит, байт. Двоичное кодирование. Кодирование чисел, текстовой информации, графической и звуковой информации,
кодирование изображения.
Понятие количество информации. Измерение целесообразности информации. Измерение
полезности информации. Определение тезаурус, интерпретатор. Система счисления. Виды
систем счисления информации. Единицы измерения информации. Перевод чисел из десятеричной системы счисления в любую другу.
2
2
2
2
Организация компьютерных информационных сетей. Определение: компьютерная сеть,
концентратор, рабочая станция, сервер, клиент. Локальная сеть (одноранговые, сеть с выделенным сервером). Корпоративная сеть. Топология сети. Виды топологий.
2
Практические занятия:
1. Ввод, редактирование и сохранение документа в Word.
2. Копирование и перемещение контекста, поиск и замена контекста, проверка правописания, про-
8
7
смотр и печать документа в Word.
Форматирование символов, абзацев, страниц. Списки, границы и заливка, использование и создание стилей, табуляторы, колонки в Word.
4. Создание и обработка графических объектов, вставка рисунков из файла, создание текстовых
эффектов в Word.
5. Создание и редактирование таблиц, вычисления в таблицах в Word.
6. Использование тезауруса, автозамена, обмен данными между приложениями, запись математических формул, использование шаблонов в Word.
Практические занятия:
1. Ввод и форматирование данных в Excel.
2. Работа с формулами в Excel.
3. Основные встроенные функции Microsoft Excel.
4. Построение диаграмм в Excel.
5. Организация данных в табличном процессоре Excel.
6. Изучение табличного процессора Excel. Создание формул.
7. Решение задач табулирования функций и построение их графиков в табличном процессоре Excel.
Обработка данных в табличном процессоре Excel.
11
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2
3.
Практические занятия M
EXCEL
Всего:
39
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики и информационных технологий»; лаборатория «Информационных технологий»
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
− методические рекомендации для выполнения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы;
− методические рекомендации для выполнения практических работ;
− перечень теоретических вопросов и практических заданий для подготовки к зачету;
− варианты заданий к зачету по дисциплине «Информатика».
− программные продукты.
Технические средства обучения:
− компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
− доступ к локальной и глобальной сети.
Консультации - формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
А) групповые
Примерная тематика
Работа в Microsoft office
Б) индивидуальные консультации проводятся по мере необходимости
Примечание: консультации проводятся по мере изучения соответствующих разделов и тем
учебной дисциплины за счет консультационного фонда.
9
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
1.
2.
3.
4.
5.
Основная литература:
Симонович С. В. Общая информатика – СПб., 2021.
Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл. – СПб.,
2020.
Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл. – СПб.,
2021.
Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 1. Профильный уровень. Учеб. для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. – М., 2021.
Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 2. Профильный уровень. Учеб. для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. – М., 2021.
Дополнительная литература:
1. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл. – М., 2021.
2. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл. – М., 2021.
3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник 10 кл. – М.,
20221.
4. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник 11 кл. – М.,
2022.
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися самостоятельных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
- использовать информационные ресурсы
для поиска и хранения информации;
- использовать информационнокоммуникативные технологии в профессиональной деятельности;
- обрабатывать текстовую и табличную
информацию;
- использовать деловую графику и мультимедиа-информацию;
- применять антивирусные средства защиты информации;
- читать (интерпретировать) интерфейс
специализированного
программного
обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией;
- применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки банковской информации
в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
- пользоваться автоматизированными системами делопроизводства создавать презентации;
- применять методы и средства защиты
банковской информации;
- осуществлять информационное обеспечение товародвижения;
Знать:
- основные методы и средства обработки,
хранения, передачи и накопления информации;
- назначение, состав, основные характеристики компьютера;
- назначение и принципы использования
системного и прикладного программного
обеспечения;
- технологию поиска информации в Интернет;
- основные компоненты компьютерных
сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Текущий контроль:
- защита результатов самостоятельной
работы;
- защита практической работы;
- зачет.
Методы контроля:
- фронтальный устный опрос;
- тестирование;
- защита рефератов;
- защита самостоятельных заданий;
11
- принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
- правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
- основные понятия автоматизированной
обработки
информации;
- направления автоматизации бухгалтерской и коммерческой деятельности
назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем;
- основные угрозы и методы обеспечения
информационной безопасности.
- зачет.
12