ПД.02 ФИЗИКА 2025

Название разделов

стр.

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины

6

3. Условия реализации учебной дисциплины

9

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

10

4

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Реализация среднего общего образования на базе основного общего образования в
пределах Общеобразовательная дисциплина ПД.02. «Физика» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в Приказ
Минпросвещения России от 07.07.2022 N 535
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570)20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.
Программа разработана на основании требований ФГОС среднего общего образования с учетом профессиональной направленности получаемой профессии/специальности. На изучение дисциплины «Физика» на базовом уровне отводится пять зачетных единиц.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина ПД.02 Физика входит в состав обязательной предметной области естественные науки среднего общего образования.
В учебном плане учебная дисциплина ПД.02 Физика входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин: по выбору, формируемых из обязательных
предметных областей.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
код
Наименование результата обучения
У1
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных
тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых
тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн;
волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
У2
отличать гипотезы от научных теорий;
У3
делать выводы на основе экспериментальных данных;
У4
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще
неизвестные явления;
У5
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных
видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуника5

У6
У7
У8
У9
У10
У11
У12
У13

ций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях.
применять полученные знания для решения физических задач;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования
транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения
окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:
код
Наименование результата обучения
З1
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро,
ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
З2
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс,
работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты,
элементарный электрический заряд;
З3
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,
сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,
электромагнитной индукции, фотоэффекта;
З4
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние
на развитие физики.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины ПД.02 Физика:
Программой предусмотрено наряду и одновременно с реализацией основных
целей общего образования, создание теоретической базы общетехнической и специальной профессиональной подготовки студентов. Профильная составляющая программы учитывает естественнонаучный профиль специальности 20.02.02 Защита в
чрезвычайных ситуациях. Это отражено в содержании обучения, количестве часов,
выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. В программе учебной дисциплины ФИЗИКА, реализуемой при подготовке обучающихся по специальностям естественнонаучного
профиля повышенное внимание в программе уделено изучению раздела «Механика»
6

и отдельных тем раздела «Молекулярная физика и термодинамика». Изучению тем
экологического содержания, что позволяет проиллюстрировать и конкретизировать
физические теории, явления с помощью учебного материала предметов профессионального цикла; разъяснить значимость физики как основы природообустройства;
решать задачи с профессионально направленным содержанием; показать практическое применение физических теорий и законов в обычной жизни.
Помимо этого, задания для внеаудиторной самостоятельной работы связаны с
познавательной деятельностью обучающихся для привлечения дополнительного материала, сопряженного с профессиональной сферой деятельности.
В программу, наряду с базовым компонентом курса физики включен профессионально значимый учебный материал, который позволит:
- проиллюстрировать и конкретизировать физические теории, явления, законы
и понятия;
- показать практические применения физических теорий и законов в производственной практике;
- решать задачи с профессионально направленным содержанием;
Таким образом, удается:
во-первых, показать, что физика служит теоретической базой для овладения методикой и технологией данной специальности;
во-вторых, повысить интерес обучающихся к физике и усилить мотивы ее изучения
за счет иллюстраций профессиональной значимости курса физики.
К профессионально значимой части курса отнесены знания (законы, понятия,
факты, практические применения и т.п.) и умения (решать и составлять задачи, производить расчеты, пользоваться измерительными приборами и инструментами и
т.п.), которые формируются при изучении курса физики и значимы для процесса
овладения специальностью, способствуют совершенствованию профессиональной
подготовки.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие
компетенции (ОК)
код
Наименование результата обучения
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
ОК.1
ОК.2
ОК.3
ОК.4
ОК.5
ОК.6
ОК.7

проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
7

ОК.8
ОК.9
ПК 2.4.

ПК 2.5.
ПК 4.8.
ПК 4.9.

ПК 4.10.

результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Разрабатывать, проводить и контролировать проведение мероприятий по профилактике возникновения аварий и (или) инцидентов на опасных производственных объектах и снижению их последствий.
Выполнять работы по предупреждению аварий и обеспечению газовой безопасности на опасных производственных объектах
Организовывать безопасное применение аварийно-спасательного, пожарного
оборудования и техники.
Осуществлять техническую эксплуатацию аварийно-спасательного, пожарного оборудования (техники), беспилотных авиационных систем и робототехники.
Выполнять работы по устранению неисправностей аварийно-спасательных
средств и автотранспорта, не требующих специального оборудования.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 270 часа, в том числе:
− обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 100 часа;
− Практическая работа 96 часов
− самостоятельной работы студента 50 часа.
-Индивидуальный проект 20 часа
Итоговая аттестация экзамен 4часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Индивидуальный проект
практические занятия
самостоятельная работа студента (всего)
Итоговая аттестация

8

Объем часов
270
100
20
96
50
4 часа, экзамен

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ПД..02 Физика
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
разделов и тем
индивидуальный проект (если предусмотрены)

1
Введение.
Физика и методы научного познания

ОбъФормируемые
ем часов общие и профессиональные
компетенции
2
3
4
Содержание учебного материала:
4
ОК 03
ОК 05
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе
познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия.
Понятие о физической картине мира. Погрешности измерений физических величин.

Раздел 1. Механика
Тема 1.1
Содержание учебного материала:
Основы кинеМеханическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и векматики
торные
физические величины. Относительность механического движения. Система
отсчета.
Принцип относительности Галилея. Способы описания движения. Траектория.
Путь.
Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение
движения.
Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным
ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное
движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Кинематика абсолютно твердого тела
Тема 1.2
Содержание учебного материала:
Основы динаОсновная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в
мики
природе.
Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Пер-

4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07

4

15

вая
космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес.

16

Невесомость. Силы упругости. Силы трения
Тема 1.3 Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала:
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная
энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы
упругости. Консервативные силы.
Применение законов сохранения. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы
применимости классической механики.

4

Решение задач с профессиональной направленностью по разделу «Механика»
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
Тема 2.1 Основы моСодержание учебного материала:
лекулярно- кинетиОсновные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса моческойтеории
лекул и атомов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление
газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее
измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры.
Температура звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Молярная газовая постоянная
Практические занятие:
Практическая работа №1. Изучение одного из изо процессов
Тема 2.2 ОсноСодержание учебного материала:
вы термодинамики
Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа.
Работа и теплота как формы передачи энергии.
Теплоемкость. Удельная теплоемкость.
Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Принцип действия
тепловой машины. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодильные машины. Охрана природы
Решение задач с профессиональной направленностью

4

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 2.5
ПК 2.4

6
4

17

Тема 2.3

Содержание учебного материала:

4

18

Агрегатные
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и
состояния вещества и
относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности возфазовые переходы
духа. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критическое состояние вещества. Перегретый пар и его использование в технике. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела. Упругие свойства
твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточная) деформация. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Коэффициент
линейного расширения. Коэффициент объёмного расширения. Учет расширения
в технике. Плавление. Удельная
теплота плавления. Кристаллизация. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №2 Определение влажности воздуха.
Практическая работа №3 Определение коэффициента поверхностного
натяжения жидкости
Самостоятельная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика»
Раздел 3. Электродинамика
Тема 3.1 ЭлекСодержание учебного материала:
трическое поле
Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда.
Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между
напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Применение конденсаторов
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №4. Определение электрической емкости конденса-

6
6
5

4

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07

6
19

торов

20

Тема 3.2 ЗакоСодержание учебного материала:
ны постоянного
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока.
тока
Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость. Работа
и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля—Ленца.
Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников. Законы
Кирхгофа для узла. Соединение источников электрической энергии в батарею
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №5 Определение удельного сопротивления проводника.
Практическая работа №6 Определение термического коэффициента сопротивления меди.
Практическая работа №7 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления
источника тока.
Практическая работа №8 Изучение законов последовательного и параллельного соединений проводников.
Практическая работа №9 Исследование зависимости мощности лампы
накаливания от напряжения на её зажимах.

4

6
6
6
6
6

Практическая работа №10 Определение КПД электроплитки
Самостоятельная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока»

4
5

Тема 3.3 ЭлекСодержание учебного материала:
трический ток вразЭлектрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз.
личных средах
Закон
электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках.
Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Применение полупроводников. Полупроводниковые приборы

4

21

Решение задач с профессиональной направленностью

22

Практические занятия:
Практическая работа №11 Определение электрохимического эквивалента

8

меди
Тема 3.4
Магнитное поле

Содержание учебного материала:
Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие
магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила
Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд.
Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Определение удельного заряда. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Солнечная активность и её
влияние на Землю. Магнитные бури

Тема 3.5 Электромагнитная индукция
ной

Решение задач с профессиональной направленностью
Содержание учебного материала:
Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнит-

индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся
проводниках.
Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №12 Изучение явления электромагнитной индукции
Самостоятельная работа №3 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Раздел 4. Колебания и волны
Тема 4.1 МеСодержание учебного материала:
ханические колебаКолебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические
ния и волны
колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Математический маятник. Пружинный маятник. Вынужденные механические колебания. Резонанс.
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны.
Ультразвук и его применение
Тема 4.2

Содержание учебного материала:

8

8

4
10
6

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07

6

23

ЭлектромагСвободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательнитные колебания и ном контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор
волны
незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс в
электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Вибратор Герца.
Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн.
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №13 Изучение работы трансформатора
Самостоятельная работа № 4 «Колебания и волны»
Раздел 5. Оптика
Тема 5.1 ПриСодержание учебного материала:
рода света
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения
и преломления света. Солнечные и лунные затмения. Принцип Гюйгенса. Полное отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы. Сила
света. Освещённость. Законы освещенности

Тема 5.2

Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №14 Определение показателя преломления стекла
Содержание учебного материала:

6
10
6

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05

4
6

24

Волновые
свойства света

Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких
пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры
испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд.
Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их
природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений

Практические занятия:
Практическая работа №15 Определение длины световой волны с помощью
дифракционной решетки.
Практическая работа №16 Наблюдение сплошного и линейчатого спектров
Самостоятельная работа № 5 «Оптика»
Тема 5.3 СпеДвижение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия
циальная теория от- из них.
носительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы
и энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики
Раздел 6. Квантовая физика
Тема 6.1 КванСодержание учебного материала:
товая оптика
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. Опыты
П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.
Применение фотоэффекта
Тема 6.2 ФиСодержание учебного материала:
зика атома и атомноРазвитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Заго ядра
кономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы
наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова – Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных
ядер.Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных
реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная

6
4
10
2

6

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07

4

25

ядерная

26

реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое
действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы
Самостоятельная работа № 6 «Квантовая физика»
Раздел 7. Строение Вселенной
Тема 7.1
Содержание учебного материала:
Строение СолСолнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна
нечной
системы
Тема 7.2
Содержание учебного материала:
Эволюция ВсеСтроение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источниленной
ки их энергии.
Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной
Практические занятия:
Практическая работа №17. Изучение карты звездного неба

10
4

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07

4
20

Тематика индивидуального проекта:
Водород — источник энергии.
Водяные часы
Воздух, который нас окружает. Опыты с воздухом.
Воздухоплавание
Вредное и полезное трение
Время и его измерение
Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия.
Зависимость времени закипания воды от её качества
Двигатель внутреннего сгорания.
Двигатель Стирлинга — технологии будущего.
Движение в поле силы тяжести.
Диффузия в домашних опытах
Единицы измерения физических величин
Жидкие кристаллы
Жизнь и творческая деятельность М.В. Ломоносова.
Давление в жидкости и газах.
Давление твердых тел
27

Закон Архимеда. Плавание тел.
Закон Паскаля и его применение
Значение паровой машины в жизни человека.
Игорь Яковлевич Стечкин
Из истории летательных аппаратов
Загадки ньютоновской жидкости.
Загадки озоновых дыр
Измерение ускорения свободного падения
А.Д. Сахаров – выдающийся ученый и правозащитник современности.
Агрегатные состояния вещества.
Актуальные проблемы физики атмосферы.
Акустический шум и его воздействие на организм человека.
Алфёров Жорес Иванович.
Альберт Эйнштейн — парадоксальный гений и "вечный ребенок".
Анизотропия кристаллов
Анизотропия физических свойств монокристаллов.
Аномальные свойства воды
Аристотель — величайший ученый древности.
Артериальное давление
Архимед — величайший древнегреческий математик, физик и инженер.
Аспекты влияния музыки и звуков на организм человека.
Атмосферное давление — помощник человека.
Атмосферное давление в жизни человека.
Бумеранг
В небесах, на земле и на море. (Физика удивительных природных явлений).
Ветер как пример конвекции в природе.
Взаимные превращения жидкостей и газов. Фазовые переходы
Виды шумового загрязнения и их влияние на живые организмы
Вклад М.В. Ломоносова в развитие физической науки
Влажность воздуха и ее влияние на здоровье человека
Влияние звука на живые организмы
Влияние наушников на слух человека
Влияние погоды на организм человека

Промежуточная аттестация: экзамен

4
28

Всего:

270

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач

29

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия
учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
✓
посадочные места обучающихся;
✓
рабочее место преподавателя;
✓
рабочая меловая доска;
✓
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды,
карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
✓
ПК;
✓
Видеопроектор;
✓
проекционный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных
изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники
1.
Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2020
2.
Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2018
3.
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник– М., 2020
4.
Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник– М., 2020
5.
Генденштейн Л.Э, Л.А. Кирик, Физика. Задачник -М-2020
6.
Генденштейн Л.Э, Л.А. Кирик, Физика. Задачник -М-2020
7.
Мякишев Г. Я., Б. Б. Буховцев Физика: учеб общеобразоват. учреждений /,
изд. - М.: Просвещение 2019
8.
Мякишев Г. Я. Физика. Механика. Учебник.-Дрофа М-2019
9.
Мякишев Г. Я, Синяков А.З. Физика. Молекулярная физика и термодинамика. Учебник -Дрофа М-2019
10. Мякишев Г. Я, Синяков А.З. Физика. Электродинамика. Учебник для 1011кл. Дрофа М-2019
11. Мякишев Г. Я, Синяков А.З. Физика. Колебания и волны. Учебник Дрофа
М-2019
12. Мякишев Г. Я, Синяков А.З. Физика. Оптика. Квантовая физика. Учебник
Дрофа М-2019
Дополнительные источники
1. Л.А.Кирик, Ю.И. Дик Физика , Сборник заданий и самостоятельных работ
Москва 2020
2. Т.И.Трофимова, Физика в таблицах и формулах Академия 2020
Электронные издания (электронные ресурсы)
(Единаяколлекция цифровых образовательных ресурсов)

✓ www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательныересурсы Интернета—Физика).
✓ https//fiz.1september. ru (учебно-методическая газета «Физика»).
✓ www. nuclphys. sinp. msu. ru
(Ядерная физика в Интернете).
✓ www. college. ru/fizika .
✓ http://www.class-fizika.narod.ru
✓ http://www.afizika.ru/videoop
✓ http://phisiks.claw.ru/phizika/mexanika/mexanika.html
✓ http://somit.ru/karta.htm
✓ http://markx.narod.ru/fiz

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Предметые
-сформированность представлений о роли и месте
физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во
Вселенной явлений, роли физики в формировании
кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
-владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями;
уверенное использование физической терминологии и символики
-владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
-умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и
делать выводы;
-сформированность умения решать физические
задачи;
-сформированность умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
-сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой
из разных источников.
Личностные
-чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и
устройствами;
− готовность к продолжению образования и
повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание
роли физических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
3
Текущий контроль (тестирование, устный
и письменный опрос, доклад, сообщение,
отчет), практико-ориентированное задание, практические занятия, самостоятельные и контрольные работы. Формализованное наблюдение за навыками использования Интернет-ресурсов.

Текущий контроль (устный и письменный
опрос, доклад, практико-ориентированное
задание).

− умение самостоятельно добывать новые
для себя физические знания, используя для этого
доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития

Метапредметные
−
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических
задач, применение основных методов познания
(наблюдения, писания, измерения, эксперимента)
для изучения различных сторон окружающей действительности;
− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинноследственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон
физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в
профессиональной сфере;
− умение генерировать идеи и определять
средства, необходимые для их реализации;
− умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии,
доступно и гармонично сочетая содержание и
формы представляемой информации.

Текущий контроль (тестирование, устный
и письменный опрос, доклад, сообщение,
отчет), практико-ориентированное задание. Формализованное наблюдение за
навыками использования Интернетресурсов.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.