__________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГЦ.02 История России»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «СГЦ.01 История России» является обязательной частью социальногуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по специальности 20. 02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
01,02,03,04,05,06,07,09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
Указываютс
я только
коды
ОК.01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
Указываются только умения,
относящиеся к данной дисциплине
Указываются только знания,
относящиеся к данной дисциплине
Уметь:
1.Ориентироваться
в
экономической,
политической,
социальной и
культурной
ситуации в России на рубеже XXXXI
вв.;
самостоятельно
выявлять
и
формулировать
проблематику, цели и
задачи
своей деятельности на уроках
истории.
Знать:
1.Основные
направления
экономического,
политического,
социального
и
культурного
развития РФ на рубеже XX-XXI вв.
2.Находить
и
пользоваться
различными видами источников,
научной и учебной литературой,
анализировать
и
интерпретировать
полученную
информацию;
3.Выявлять
взаимосвязь
отечественных, региональных и
мировых проблем, проводить
исторические
аналогии,
устанавливать
причинноследственные связи событий и
явлений.
2.Особенности
формирования
государственности,
итоги
и
последствия реформ 1990-х гг.
3.О проблеме распространения в
российском обществе западной
системы ценностей, осознавать
необходимость
утверждения
традиционных общечеловеческих
ценностей.
4.Приоритетные
направления
внешней политики РФ; глобальные
и
региональные
внешнеполитические интересы
5.Причины, сущность локальных,
региональных и международных
конфликтов, их состояние на
современном
этапе.
Роль
и
4.Последовательно излагать свои значение РФ в урегулировании
мысли (как устно, так и конфликтов.
письменно),
делать
выводы,
аргументированно представлять 6.Роль
РФ
в
системе
свою точку зрения.
международных
отношений.
Принципы
взаимодействия
5.Эффективно работать в группе, мировых держав и РФ.
составлять
план
действий,
распределять
группы.
задачи
внутри 7.Назначение
и
деятельность
международных организаций, роль
РФ в деятельности международных
6.Демонстрировать
твердую организаций
гражданско-патриотическую
позицию;
утверждать 8.Ключевые угрозы безопасности
традиционные общечеловеческие современного мира и способы
ценности.
борьбы с ними.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
51
Основное содержание
39
теоретическое обучение
15
практические занятия
22
Самостоятельная работа 1
Промежуточная аттестация
12
2
Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом
для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и
содержанием учебной дисциплины.
1
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Объем, акад. ч / в
том числе в
Наименование
форме
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
практической
разделов и тем
подготовки, акад
ч
1
Введение в
курс
2
Содержание учебного материала
Введение в курс «История России» в контексте специальности. Актуализация знаний,
полученных в общеобразовательном курсе. Преемственность исторического знания.
Значение истории для современного человека.
Практическая работа №1 Преемственность исторического знания. Значение истории
для современного человека.
Раздел 1. Российская Федерация на рубеже XX-XXI вв.
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Основные
Итоги и последствия реформ 1990-х г. г. Формирование новой государственности.
направления
Вступление в должность Президента РФ В. В. Путина. Построение вертикали власти и
развития РФ
гражданское общество. Приоритетные направления развития экономики.
на рубеже XX- Президент Д. А. Медведев. Избрание В. В. Путина Президентом в 2012 г. и
XXI вв.
переизбрание в 2018 г. Государственные программы.
Проблема распространения в России западной системы ценностей. Пропаганда
традиционных общечеловеческих ценностей.
Основные направления внешней политики РФ на рубеже XX-XXI в. в. Новая концепция
2
В соответствии с Приложением 3 ПООП.
3
6
Коды
компетенций и
личностных
результатов2,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
2
4
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
внешней политики РФ. Восстановление лидирующих позиций России в международных
отношениях. Взаимоотношения России с ключевыми регионами мира (Западая Европа,
США, Азиатский регион, Латинская Америка и др.) Проблема расширения НАТО.
Взаимоотношения с США. Создание Россией нового оружия.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №2
Анализ Концепции внешней политики РФ
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Очаги
1. Постсоветское пространство и формирование очагов напряженности.
напряженност2. Кризис государственности на Северном Кавказе. Первая Чеченская война: причины,
и на
итоги, Хасавюртовские соглашения и их последствия.
постсоветском3. Борьба с терроризмом в РФ и контртеррористическая операция на Северном Кавказе.
пространстве
Вооруженные конфликты в Закавказье. Грузия и Южная Осетия. Операция по
«принуждению Грузии к миру». Конфликт в Нагорном Карабахе: исторические истоки и
современная ситуация. Российская миротворческая деятельность.
Вооруженный конфликт в Приднестровье. Роль РФ в его урегулировании. А. Лебедь.
Политический кризис в Украине в 2014 г. и начало вооруженного конфликта на ЮгоВостоке Украины. Минские соглашения. Вхождение Крыма в состав России.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №3
«Сравнительная характеристика вооруженных конфликтов на постсоветском
пространстве»
Раздел 2. Россия в система современных международных отношений
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Вооруженное 1. Международное вооруженное вмешательство и миротворческая деятельность.
вмешательств «Цветные революции» и их роль в современных международных отношениях.
ои
«Арабская весна». Пресечение агрессии и свержение режима С. Хусейна в Ираке.
миротворческ Гуманитарное вмешательство НАТО в Югославию в 1999 г. Проблема Косова.
ая
Вооруженный конфликт в Сирии и российская военная операция.
4
8
4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
4
10
4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
деятельность
Контртеррористическая операция сил НАТО в Афганистане. Режим талибов.
Тема 2.2.
РФ в процессе
глобализации
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №4
Выполнение творческого задания на тему «Внутренние вооруженные конфликты и
международное вооруженное вмешательство»
Содержание учебного материала
Место РФ в системе современных международных отношений. Международные
организации: определение, классификация. Участие РФ в международных организациях.
РФ в системе мировой экономики. Санкции и контрсанкции. «Газовые споры».
«Северный поток». Глобальные угрозы международной безопасности. Экологические
проблемы, угроза изменения климата. Борьба с распространением ОМУ. Пандемия:
опыт борьбы и последствия. Духовный кризис в Европе.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №5
«Россия в системе современных международных отношений»
Самостоятельная работа Подготовка рефератов по изученным темам
Промежуточная аттестация: зачет
Всего:
ОК 07
ОК 09
6
9
3
4
12
2
51
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «История России»
- Автоматизированное рабочее место преподавателя;
- Наборы плакатов;
- Рабочие места обучающихся;
− Комплект портретов исторических деятелей;
− Раздаточные учебные материалы по истории России;
− Атлас по истории с комплектом контурных карт;
− Государственные символы Российской Федерации
−
Электронные средства обучения/Интерактивные пособия / Онлайн
курсы (по предметной области)
−
Комплект учебно-методических материалов для обучающихся и
преподавателя
−
Карты демонстрационные по курсу истории
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов
учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. –
Москва : Академия, 2024. – 256 с.
2. Зуев, М. Н. История России ХХ – начала ХХI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2024. — 299 с.
3. История России XX – начала XXI века : учебник для среднего
профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С.
А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 311 с.
4. Сафонов, А. А. История (конец XX – начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. – Москва :
Издательство Юрайт, 2024. – 245 с.
5..Бугров, К. Д. История России : учебное пособие для СПО / К. Д. Бугров, С. В.
Соколов. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, 2021. — 125 c. — ISBN 978-5-44881105-0. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды
СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/104903
6.Тропов И. А. История : учебник для СПО / И. А. Тропов. — Санкт-Петербург :
Лань, 2024. — 576 с. — ISBN 978-5-8114-9976-2
3.2.2. Основные электронные издания
1. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2024. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-01245-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).
2. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего
профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова,
С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
311 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения: 10.02.2022).
3. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2024. –— 245 с. – (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-12892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Поликарпов, В. С. История науки и техники : учебное пособие для
спо / В. С. Поликарпов, Е. В. Поликарпова. — Санкт-Петербург : Лань, 2024. — 272
с. — ISBN 978-5-8114-6747-1. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152458 (дата обращения:
24.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Артемов, В. В. История : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования
/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 15-е изд., испр. – Москва : Академия, 2016. – 448 с. –
ISBN 978-5-4468-2871-5. – Текст : непосредственный.
3. История России. XX – начало XXI века : учебник для среднего
профессионального образования / Л.И. Семенникова [и др.] ; под редакцией Л.И.
Семенниковой. – 7-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2024. – 328 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09384. – Текст : непосредственный.
4. Князев, Е. А. История России XX век : учебник для среднего профессионального
образования / Е.А. Князев. – Москва : Юрайт, 2024. – 234 с. – (Профессиональное
образование). -ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст : непосредственный.
5. Санин, Г. А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / Г. А. Санин. - Москва : Просвещение, 2015. – 80 с. –
ISBN 978-5- 09-034351-0. – Текст : непосредственный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения3
Знать:
Основные
направления
развития РФ на рубеже XXXXI в.в.
Особенности формирования
государственности,
последствия реформ 1990-х
3
Критерии оценки
Методы оценки
демонстрирует
знания
основных
направлений
развития РФ на рубеже XIX в.
в.
знает
особенности
формирования
российской
экспертное наблюдение
и оценивание
выполнения
индивидуальных и
групповых заданий
(работа с источниками,
В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.
г.г.
О проблеме распространения
в
российском
обществе
западной системы ценностей,
осознавать
необходимость
утверждения традиционных
общечеловеческих ценностей.
Приоритетные направления
внешней
политики
РФ;
глобальные и региональные
внешнеполитические
интересы.
Причины,
сущность
локальных, региональных и
международных конфликтов,
их состояние на современном
этапе. Роль и значение РФ в
урегулировании конфликтов.
Роль
РФ
в
системе
международных отношений.
Принципы
взаимодействия
мировых держав и РФ.
Назначение и деятельность
международных организаций.
Роль РФ в их деятельности.
Ключевые угрозы
современной безопасности и
способы борьбы с ними.
Уметь:
Ориентироваться
в
экономической,
политической, социальной и
культурной
ситуации
в
России на рубеже XX-XXI
в.в.;
самостоятельно
выявлять и формулировать
проблематику,
грамотно
использовать
термины
и
понятия курса.
Осуществлять
поиск
и
пользоваться
различными
видами источников, научной
и
учебной
литературой,
анализировать
и
интерпретировать
полученную информацию;
Выявлять
взаимосвязь
государственности
на составление таблиц,
современном этапе,
конспектов, подготовка
осознает
проблему презентаций).
распространения в российском
обществе западной системы
ценностей,
понимает
необходимость
борьбы
с
данной тенденцией
демонстрирует
знание
приоритетных
направлений
внешней
политики
РФ,
глобальных и региональных
внешнеполитических
интересов.
демонстрирует знание причин,
сущности
локальных,
региональных
и
международных конфликтов,
их состояние на современном
этапе.
осознает роль РФ в системе
международных отношений.
демонстрирует
знание
международных организаций,
их
функции
и
области
деятельности.
имеет представление о роли
РФ
в
деятельности
международных организаций.
формулирует ключевые угрозы
современной международной
безопасности, дает им общую
характеристику
оценка результатов
ориентируется
в выполнения
экономической, политической, практической работы
социальной и
культурной экспертное наблюдение
ситуации в России на рубеже за ходом выполнения
XX-XXI в.в.; самостоятельно практической работы
выявляет
и
формулирует
проблематику,
пользуется
терминологией и понятийным
аппаратом курса.
находит
источники
и
пользуется различными их
видами,
анализирует
и
интерпретирует информацию,
полученную из литературы
выявляет взаимосвязь событий
и
явлений,
сравнивает,
проводит
исторические
аналогии,
устанавливает
отечественных, региональных
и
мировых
проблем,
проводить
исторические
аналогии,
устанавливать
причинно-следственные связи
событий и явлений.
Последовательно
излагать
свои мысли (как устно, так и
письменно), делать выводы,
аргументированно
представлять свою точку
зрения.
Эффективно
работать
в
группе,
составлять
план
действий,
распределять
задачи внутри группы.
Демонстрировать твердую
гражданско-патриотическую
позицию; утверждать
традиционные
общечеловеческие ценности.
причинно-следственные связи
событий и явлений.
излагает
информацию
последовательно,
логично;
умеет обобщать и делать
выводы;
аргументированно
представляет
свою
точку
зрения
по
проблемным
вопросам.
грамотное
владение
как
устной, так и письменной
речью.
распределяет учебные задачи
внутри группы, и уверенно их
выполняет
демонстрирует
гражданскую
позицию;
действует,
опираясь
на
общечеловеческие ценности.