ОПЦ.07 Организация предпринимательской деятельности и основы бережливого производства 2025

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.07 Организация предпринимательской деятельности и основы
бережливого производства
1.1 Место предмета в структуре основной образовательной программы:
Учебная
дисциплина
ОПЦ.07
Организация
предпринимательской
деятельности и основы бережливого производства является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 20.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях» Приказ
Минпросвещения России от 07.07.2022 N 535"Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570)
1.2.Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания

Код
ОК, ЛР

ОК 1- ОК 9

Умения
составлять карты текущего, идеального и
целевого состояния производственных
процессов;
выявлять и анализировать потери в
бережливом производстве;
применять способы сокращения потерь от
внедрения
технологии
бережливого
производства;
применять инструменты бережливого
производства
в
соответствии
со
спецификой
бизнес-процессов
организации/предприятия;

Знания
историю становления и развития
бережливого производства в
России и за рубежом;
философию бережливого
производства;
ценности бережливого
производства;
принципы бережливого
производства;
способы сокращение потерь;
технологии анализа процессов
создания ценности;
технологии улучшений;
стандартизацию в бережливом
производстве;
ключевые показатели
эффективности бережливого
производства;
технологии вовлечения
персонала; систему подачи
предложений; проблемы
внедрения бережливого
производства в России.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём в часах

Объем образовательной программы учебной
дисциплины

78

Обязательная аудиторная нагрузка

68

Теоретическое обучение
Практические занятия

32
34

Самостоятельная работа

10

Аттестация дифференцированный зачет

2

Итого

78

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ. 08 Основы бережливых технологий

Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.
История
становления и
развития
бережливого
производства в
России и за рубежом
Тема 2.
Понятие
бережливого
производства

Тема 3.
Философия
бережливого
производства

Тема 4
Принципы
бережливого
производства

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

2
Содержание учебного материала

Объем
часов
3
2

Основатель концепции бережливого производства Тайити Оно. Производственная система
Toyota. Особенности производственной системы Г. Форда. Подходы к управлению
производством в СССР. НОТ на современном этапе развития производства. Предприятия,
первыми начавшие внедрять бережливое производство.
Содержание учебного материала
Концепция БП. Комплексный подход в бережливом производстве. Цели бережливого
производства на предприятии. Сравнение традиционного подхода и бережливого
производства.
Ключевые понятия бережливого производства
Практическое занятия 1 Составить сравнительную таблицу традиционного и бережливого
производства
Содержание учебного материала
Храм бережливого производства. Структура подхода бережливого производства. Основные
руководящие идеи бережливого производства.
Практическое занятия 2 Концепция создания. сильной организационной структуры.
Принципы формирования сильной организационной культуры и вовлечения сотрудников.
Практическое занятия 3
Подготовка презентации «Ценности бережливого производства»
Содержание учебного материала
Стратегическая направленность. Ориентация на создание ценности для потребителя.
Организация потока создания ценности для потребителя. Постоянное улучшение. Вытягивание.
Сокращение потерь. Визуализация и прозрачность. Приоритетное обеспечение безопасности.
Построение корпоративной культуры на основе уважения к человеку. Встроенное качество.
Принятие решений, основанных на фактах. Установление
долговременных отношений с поставщиками. Соблюдение стандартов.
Практическое занятия 4

Коды
компетенций
и
личностных
результатов
4

ОК 1- ОК 9
ЛР 1-ЛР 12

2

2
4

ОК 1- ОК 9
ЛР 1-ЛР 12

2
6

ОК 1- ОК 9
ЛР 1-ЛР 12

4
2
ОК 1- ОК 9
ЛР 1-ЛР 12

4

Тема 5
Обучение
сотрудников

Составление опорного конспекта «Принципы бережливого производства»
Содержание учебного материала
Системное пролонгированное обучение персонала как способ изменения корпоративной
культуры. Примерное содержание программы обучения по смене культуры компании.
Каскадное обучение в организации.
Фабрика процессов как инструмент обучения персонала
Практическое занятия 5 Подготовка конспекта «Основные такты фабрики процессов и их
содержание»
Содержание учебного материала

2
2
4
2

Потери первого и второго рода. Восемь основных видов потерь. Потери перепроизводства.
Потери из-за дефектов. Транспортные потери. Излишние запасы.
Тема 6.
Сокращение потерь

Тема 7.
Технологии анализа
процессов создания
ценности

Тема 8.
Технологии
улучшений

Тема 9.
Стандартизация в
бережливом
производстве
Тема 10.

Самостоятельная работа

ОК 1- ОК 9
ЛР 1-ЛР 12

ОК 1- ОК 9
ЛР 1-ЛР 12

44

Практические занятия 6 Потери от излишней обработки. Потери времени на ожидание.
Нереализованный творческий потенциал работников.
Содержание учебного материала
Карта потока создания ценности. Правила построения карты потока создания ценности.
Карта «Дорожки бассейна»
Метод пять «почему?». Технология анализа 4М. Диаграммы «Спагетти», Исикавы, Парето

2

Практические занятия 7 Подготовка сообщения «Закон Парето»

4

6
2
ОК 1- ОК 9
ЛР 1-ЛР 12

Содержание учебного материала
Визуализация и навигация. Система 5S. Цели системы 5S.
ТРМ. Устранение причин отказа оборудования. Этапы в процессе наладки. Предотвращение
ошибок (пока-ёкэ). Канбан как метод визуального управления. Этапы внедрения системы
«Канбан».

2
2

Практические занятия 8 Разработка макета доски задач для своей учебной группы

4

Содержание учебного материала
Понятие стандартизации. Значение стандартизации. Стандартная операционная
процедура. Стандартная операционная карта – СОК. Правила составления СОК.
Преимущества СОК.
Содержание учебного материала

2

ОК 1- ОК 9
ЛР 1-ЛР 12

2

ОК 1- ОК 9

ОК 1- ОК 9
ЛР 1-ЛР 12

Ключевые
показатели
эффективности
бережливого
производства
Тема 11.
Технологии
вовлечения
персонала

Тема 14
Обобщение
изученного
материала. Зачёт

Понятие «Ключевые показатели эффективности». Ключевые показатели эффективности: этапы
работ и их содержание. Этапы внедрения системы KPI. Перечень основных требований,
предъявляемых к ключевым показателям эффективности бизнеса. Подходы к разработке
ключевых показателей эффективности. Наиболее распространенные KPI и система их
измерения/расчета.
Содержание учебного материала
Система управления по целям SQDCM
Максимальное использование собственных внутрикорпоративных человеческих ресурсов.
Метод Хосин Канри (Hoshin Kanri) как технология вовлечения персонала. Стадии в Hoshin
Kanri. Шаги построения Х-матрицы Хосин Канри.
Практические занятия 9 Подготовка сообщения «Преимущества
Hoshin Kanri» или Подготовка презентации «SQDCM в общежитии»
Самостоятельная работа
Дифференцированный зачёт.
Всего по дисциплине

ЛР 1-ЛР 12

2
2

ОК 1- ОК 9
ЛР 1-ЛР 12

2
6
2
78

ОК 1- ОК 9
ЛР 1-ЛР 12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- плакаты;
- таблицы;
- схемы;
- видеофильмы;
- презентации.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензированным программным обеспечением;
- телевизор.
3.2. Информационное обеспечение
3.2.1. Основные печатные издания
1. Давыдова Н.С., Чуйкова С.Л. Основы бережливого производства: учеб.
пособие для обучающихся СПО. Белгород, 2020.
3.2.2. Дополнительные источники:
1. Вялов, А. В. Бережливое производство: учеб. пособие / А. В. Вялов. –
Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2019. – 100 с.
2. ГОСТР 56020 – 2014 Бережливое производство. Основные положения и
словарь
3. Краснова Л.Н., Багманова А.Р. История становления и развития бережливого
производства в России и за рубежом [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http:///istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-berezhlivogo-proizvodstva-v-rossii-izarubezhom/ (дата обращения: 16.09 2019)
4. KPI: ключевые показатели эффективности и практическая система
мотивации персонала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hrportal.ru/article/kpi-klyuchevye-pokazateli-effektivnosti-i-prakticheskaya-sistemamotivacii-personala (дата обращения: 26.07 2021)
5. Основы бережливого производства [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.bitobe.ru/tpl/docs/pdf/bp%20method.pdf (дата обращения: 09.09 2021)
6. SMED. Быстрая переналадка. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://leanbase.ru/knowledgebase/smed-bystraya-perenaladka/ (дата обращения:
16.07 2021)
10

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
Умения:
− составлять карты текущего,
идеального
и
целевого
состояния производственных
процессов;
− выявлять и анализировать потери
в бережливом производстве;
− применять способы сокращения
потерь от внедрения
технологии бережливого
производства;
− применять инструменты
бережливого производства в
соответствии со спецификой
бизнес-процессов
организации/предприятия
Знания:
− историю становления и развития
бережливого производства в
России и за рубежом;
− философию бережливого
производства;
− ценности бережливого
производства;
− принципы бережливого
производства;
− способы сокращение потерь;
− технологии анализа процессов
создания ценности;
− технологии улучшений;
− стандартизацию в бережливом
производстве;
− ключевые показатели
эффективности бережливого
производства;
− технологии вовлечения персонала;
− систему подачи предложений;
− проблемы внедрения бережливого
производства в России.

Критерии оценки
составляет карты состояния
производственных
процессов, выявляет и
анализирует потери в
производственном процессе;
умеет сокращать
производственные потери
применяет инструменты
бережливого производства

Методы оценки
текущий
контроль:
собеседование;
устный и
письменный
опрос;
фронтальный
опрос в форме
беседы;
тестирование;
оценка
активности на
занятиях;
самостоятельная
работа;
взаимопроверка и
взаимооценка;
самопроверка и
самооценка

знает историю становления
и развития бережливого
производства в России и за
рубежом;
знает философию,
ценности, принципы
бережливого производства;
понимает способы
сокращения потерь
понимает технологии
анализа процессов
создания ценности и
улучшений;
понимает сущность
стандартизации в
производстве;
знает ключевые показатели
эффективности
бережливого производства;
знает технологии
вовлечения персонала,
проблемы внедрения
бережливого производства

оценка
презентаций.
зачет,
итоговый
контроль:
дифференцирован
ный зачет

11



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.