ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 2025

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

4

МОДУЛЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

35

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

43

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯПМ 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям
рабочих, должностям служащих
Рабочая программа профессионального модуля – является частью программы
подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС
СПО поспециальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях, Приказ
Минпросвещения России от 07.07.2022 N 535
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в
чрезвычайных ситуациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570) в части освоения
основного вида профессиональной деятельности (ВПД): 16781 «Пожарный» и
соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
- по профессии «Пожарный»:
1. Нести службу в пожарных подразделениях.
2. Выполнять работы по локализации и ликвидации пожара.
3. Выполнять работы по спасению, защите и эвакуации людей и имущества.
4. Выполнять аварийно-спасательные работы.
5. Готовить к использованию средства индивидуальной защиты органов дыхания.
6. Вести действия по тушению пожаров в составе звена газодымозащитной службы.
7. Проводить аварийно-спасательные работы в составе звена газодымозащитной
службы.
8. Обслуживать пожарное оборудование, пожарную и аварийно–спасательную
технику.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке
работников в области защиты в чрезвычайных ситуациях, при подготовке по
профессиям рабочих: «водитель автомобиля», 16781 «пожарный». Опыт работы не
требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
По профессии «Пожарный»:
Иметь практический опыт:
- несения караульной службы в составе дежурной смены в соответствии с требованиями
уставов, инструкций и планом работы на дежурные сутки;
- выполнения обязанностей номеров пожарного расчета;
- радиообмена с использованием радиосредств и переговорных устройств;
- тушения пожара с использованием пожарно - технического вооружения и
оборудования;
- выполнения обязанностей пожарного при проведении специальных работ на пожаре;
- проведения аварийно- спасательных работ.
уметь:
- принимать закрепленное за номерами боевого расчета пожарно-техническое
вооружение;
- выполнять служебные обязанности при несении караульной службы.
- оценивать пожарную опасность технологического оборудования, представлять
последствия пожаров на производстве;
- оценивать поведение строительных материалов и конструкций зданий в условиях
4

пожара;
- оценивать пожарную опасность электронагревательных приборов.
- выполнять в практической работе по тушению пожаров требования Боевого устава
пожарной охраны; - оценивать обстановку на боевом участке, участке работы, позиции
ствольщика и принимать самостоятельные решения по тушению;
- работать со средствами пожаротушения;
- грамотно действовать при осложнении обстановки и в критических ситуациях;
- выполнять требования правил по охране труда при ведении боевых действий на
пожаре.
- применять пожарную технику, пожарно-техническое оборудование при тушении
пожаров и ликвидации аварий;
- организационные формы изучения дисциплины предполагают групповые и
практические занятия;
- применять СИЗОД при тушении пожаров и ликвидации аварий;
- производить проверки СИЗОД и пользоваться ими, определять и устранять простейшие
неисправности аппаратов;
- производить расчеты кислорода (воздуха) и времени работы в противогазах и
дыхательных аппаратах:
- готовить к работе и применять закрепленную пожарную технику основного
(специального) назначения, пожарно-техническое вооружение и оборудование;
- выполнять нормативы по пожарно-строевой и физической подготовке;
- уверенно и квалифицированно использовать приобретенные двигательные навыки при
несении службы и ведении боевых действий по тушению пожаров;
знать:
- организацию гарнизонной и караульной служб;
- требования безопасности при несении караульной службы, тушении пожаров и
проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
- обязанности пожарного при несении караульной службы на постах, в дозорах и во
внутреннем наряде;
- порядок организации и осуществления профилактики пожаров, предупреждения
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- основные показатели пожарной опасности веществ и материалов;
- особенности пожарной опасности технологического оборудования;
- классификацию производственных и складских помещений по категориям
взрывопожароопасности;
- устройство зданий, сооружений и поведение строительных материалов и конструкций в
условиях пожара;
- основные направления по обеспечению безопасности людей, пожарной безопасности
зданий, сооружений и технологий при пожаре;
- пожарную опасность аварийных режимов работы электроустановок и меры их
профилактики.
- основные положения тактики тушения пожаров и требования Боевого устава пожарной
охраны;
- тактические возможности отделения на автоцистерне и автонасосе (насосно-рукавном
автомобиле);
5

- содержание боевых, действий подразделений пожарной охраны и обязанности личного
состава при их ведении;
- задачи гражданской обороны и противопожарной службы ГО, способы защиты личного
состава от оружия массового поражения;
- правила работы с приборами радиационной разведки и дозиметрического контроля;
- требования правил по охране труда при тушении пожаров;
- устройство и правила эксплуатации боевой одежды и снаряжения, спасательных
средств, механизированного и немеханизированного ручного инструмента, пожарных
рукавов, рукавного оборудования, средств и оборудования пенного тушения, ручных
пожарных лестниц, огнетушителей;
- виды, назначение, устройство и технические характеристики основных пожарных
автомобилей;
- правила содержания и эксплуатации пожарно-технического оборудования;
- правила охраны труда при работе с пожарно-техническим оборудованием;
- основные положения тушения пожаров и работы в непригодной для дыхания среде,
требования руководящих документов по ГДЗС;
- устройство и правила эксплуатации средств индивидуальной защиты органов дыхания
и зрения (СИЗОД);
- функциональные обязанности должностных лиц ГДЗС дежурного караула;
- требования безопасности при работе в СИЗОД;
- требование правил по охране труда при тушении пожаров,
- условия и нормы выполнения нормативов по пожарно-строевой и физической
подготовке;
- роль и место физической и пожарно-строевой подготовки в общей системе оперативнослужебной деятельности подразделений пожарной охраны.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 728 часа, в том
числе:обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 304
часов;самостоятельной работы обучающегося 110 часов.
Производственная практика 144 часов.
Учебная практика 144 часа.

6

2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности выполнение работ по
профессиям «водитель автомобиля» и «пожарный»,в том числе профессиональными
(ПК) и общими (ОК) компетенциями

В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и
профессиональные компетенции.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным
контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе
традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении
климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Виды деятельности

Профессиональные компетенции, соответствующие
видам деятельности

1

2

выполнение аварийноспасательных работ в
чрезвычайных ситуациях

ПК 1.1. Выполнять действия по проведению аварийноспасательных работ при локализации и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.
ПК 1.2. Выполнять действия по проведению аварийноспасательных работ на высоте.
ПК 1.3. Выполнять действия по проведению аварийноспасательных работ при локализации и ликвидации
проливов или выбросов опасных химических веществ.
ПК 1.4. Выполнять действия на этапах тушения
пожара.
ПК 1.5. Выполнять поиск пострадавших в
чрезвычайных ситуациях.
ПК 1.6. Оказывать первую помощь пострадавшим при
чрезвычайных ситуациях.
ПК 1.7. Выполнять мероприятия по обеззараживанию
помещений и (или) территорий.
ПК 1.8. Обеспечивать безопасность при выполнении
аварийно-спасательных работ на этапах тушения

7

пожара.
ПК 1.9. Осуществлять несение службы в аварийноспасательных формированиях и пожарно-спасательных
подразделениях.
планирование и
организация мероприятий
по прогнозированию и
предупреждению
чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного
характера

ПК 2.1. Проводить мониторинг потенциально опасных
промышленных и природных объектов.
ПК 2.2. Осуществлять оперативное планирование
мероприятий по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
ПК 2.3. Организовывать и проводить мероприятия по
защите населения в чрезвычайных ситуациях.
ПК 2.4. Разрабатывать, проводить и контролировать
проведение мероприятий по профилактике
возникновения аварий и (или) инцидентов на опасных
производственных объектах и снижению их
последствий.
ПК 2.5. Выполнять работы по предупреждению аварий
и обеспечению газовой безопасности на опасных
производственных объектах.
ПК 2.6. Выполнять мероприятия по обучению
населения безопасному поведению в чрезвычайных
ситуациях.

обеспечение
жизнедеятельности в
условиях чрезвычайных
ситуаций природного и
техногенного характера

ПК 3.1. Планировать жизнеобеспечение спасательных
подразделений в условиях чрезвычайных ситуаций.
ПК 3.2. Организовывать и проводить первоочередное
жизнеобеспечение пострадавшего населения в зонах
чрезвычайных ситуаций.
ПК 3.3. Обеспечивать выживание личного состава и
пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.4. Ориентироваться на местности с
использованием топографических карт (планов) и
навигационных приборов.

организация работ в
составе аварийноспасательных
подразделений в
чрезвычайных ситуациях
(по выбору)

ПК 4.1. Организовывать действия по проведению
поисково-спасательных работ при локализации и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ПК 4.2. Организовывать выполнение мероприятий по
обеззараживанию помещений и (или) территорий.
ПК 4.3. Организовывать и управлять силами и
средствами на этапах тушения пожара.
ПК 4.4. Организовывать поиск пострадавших, оказание
им первой помощи и психологической поддержки в
зонах чрезвычайных ситуаций.
ПК 4.5. Обеспечивать безопасность личного состава
при выполнении аварийно-спасательных работ.
ПК 4.6. Организовывать несение службы в аварийноспасательных и пожарно-спасательных
подразделениях.
ПК 4.7. Выполнять аварийно-спасательные и
поисковые работы в чрезвычайных ситуациях с
использованием беспилотных авиационных систем и
робототехники.
ПК 4.8. Организовывать безопасное применение
аварийно-спасательного, пожарного оборудования и
техники.
ПК 4.9. Осуществлять техническую эксплуатацию
аварийно-спасательного, пожарного оборудования
(техники), беспилотных авиационных систем и
робототехники.
ПК 4.10. Выполнять работы по устранению

8

неисправностей аварийно-спасательных средств и
автотранспорта, не требующих специального
оборудования.
организация
газоспасательных работ и
работ по обеспечению
газовой безопасности
опасных производственных
объектов в составе
газоспасательных
подразделений (по выбору)

ПК 4.1. Выполнять и контролировать действия
газоспасательного отделения, связанные со сбором и
выездом к месту вызова.
ПК 4.2. Выполнять и контролировать действия
газоспасательного отделения по проведению
газоспасательных работ на опасных производственных
объектах.
ПК 4.3. Выполнять работы по организации
газоспасательной базы и оказанию на ней первой
помощи пострадавшим при химических авариях.
ПК 4.4. Организовывать несение службы
газоспасательным подразделением.
ПК 4.5. Организовывать действия газоспасательного
отделения по предупреждению аварий и (или)
инцидентов на опасных производственных объектах.
ПК 4.6. Осуществлять контроль за безопасной
организацией и проведением газоопасных работ на
опасных производственных объектах.
ПК 4.7. Организовывать безопасное применение
аварийно-спасательного, газоспасательного, пожарного
оборудования и техники.
ПК 4.8. Осуществлять техническую эксплуатацию
аварийно-спасательного, газоспасательного, пожарного
оборудования (техники) и беспилотных авиационных
систем.
ПК 4.9. Выполнять работы по устранению
неисправностей аварийно-спасательных средств и
автотранспорта, не требующих специального
оборудования.
ПК 4.10. Выполнять работы по ремонту аварийноспасательных средств для выполнения
газоспасательных работ.
ПК 4.11. Выполнять аварийно-спасательные и
газоспасательные работы с применением беспилотных
авиационных систем и робототехники.

проведение основных
мероприятий,
направленных на
выполнение организацией
установленных требований
по гражданской обороне и
защите от чрезвычайных
ситуаций (по выбору)

ПК 4.1. Осуществлять ведение и корректировку
плановых документов по гражданской обороне в
организации.
ПК 4.2. Осуществлять ведение и корректировку
плановых документов по проведению мероприятий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в организации.
ПК 4.3. Осуществлять курсовое обучение работников
организации по гражданской обороне и защите от
чрезвычайных ситуаций.
ПК 4.4. Осуществлять инструктирование персонала
организации по гражданской обороне и защите от
чрезвычайных ситуаций.
ПК 4.5. Осуществлять проведение мероприятий по
защите работников организации от опасностей,
возникающих при военных конфликтах или вследствие
этих конфликтов и чрезвычайных ситуаций.
ПК 4.6. Осуществлять разработку комплекта
локальных нормативных актов, плановых и
организационно-распорядительных документов для
проведения эвакуационных мероприятий.

9

10

Коды
професс
иональн
ых
компете
нций

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1.Тематический план профессионального модуля
Объем времени, отведенный на освоение
Практика
междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная Самостоятель
Всего
Производственн
учебная нагрузка
ная работа
часов
ая (по профилю
обучающегося
обучающегося
(макс.
Наименования разделов
специальности),
в т.ч.
в т.ч.,
профессионального модуля*
учебная
часов
в т.ч., Учебная,
лаборатор- теоретич
нагрузка и
(если
часов
Всего, курсова
практики) Всего, ные работы и еская часо я работа
предусмотрена
часов практические часть
рассредоточен
в проект),
занятия, (проект),
ная практика)
часов
часов
часов

1
ПК 5.2.1
– 5.2.8.

2
МДКн.05.01
Теоретические
основы рабочей
профессии
«Пожарный» код
16781
Учебная практика

3

4

5

6

7

8

9

10

414

414

167

137

110

20

144

144

144

Производственная практика

144

Всего:

728

0
167

137

110

20

144

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование
разделов
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарны
х курсов (МДК) и
тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)

2
МДКн.05.01 Теоретические основы рабочей профессии «Пожарный» код 16781
Тема 1.1. Организация Содержание учебного материала
деятельности по
1.
Структура МЧС России. Схема организации и управления МЧС России. Развитие
пожарной охраны в Российской Федерации, назначение и задачи. Структура
предупреждению
Государственной противопожарной службы.
чрезвычайных
Ведомственная пожарная охрана. Структура и правовое положение.
2
ситуаций и ликвидации
Взаимодействие ГПС с пожарной охраной других министерств и ведомств. Виды
последствий
добровольных пожарных формирований и их основные задачи.
стихийных бедствий
Тема 1.2. Порядок и
Содержание учебного материала
условия
прохождения службы в
ГПС
МЧС России.

1.

2
3
4
5

Правовое положение сотрудника ГПС. Права, обязанности и ответственность в
области пожарной безопасности. Порядок комплектования и прохождения службы
в ГПС.
Обязанности, права, льготы, вещевое и денежное довольствие личного состава
ГПС. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава ГПС. Служебная
дисциплина.
Порядок присвоения специальных званий. Пенсионное обеспечение, исчисление
выслуги лет. Вещевое обеспечение сотрудников. Финансовое и материальное
обеспечение сотрудников ГПС.
Подготовка кадров для действий в экстремальных ситуациях. Вещевое
обеспечение сотрудников. Финансовое и материальное обеспечение сотрудников
ГПС
Федеральный закон от 21.12.94г «О пожарной безопасности» и указом Президента
РФ от 24.12.1993 N 2288 «Положение о службе в органах внутренних дел
российской федерации»

Объем
часов

Уровень
освоения

3
414
2

4

2
2

4
2

2
2
2
3

Тема 1.3 Организация и
несение гарнизонной
службы. Порядок
взаимодействия пожарноспасательных
формирований при ЧС

Содержание учебного материала
1. Общие положения Устава службы пожарной охраны. Основные понятия, термины

3

и определения. Организация и несение гарнизонной службы

2

. Образование гарнизонов, их границы. Основные задачи гарнизонной службы.

3

3

Порядок привлечения сил и средств гарнизонов, специализированных
подразделений к тушению пожаров
Нештатные службы гарнизона. Должностные лица гарнизона, их права и
обязанности.
Особенности организации гарнизонной службы при введении особого
противопожарного режима.

3

4
5

Тема 1.4. Организация и
несение караульной
службы

4

3
3

Лабораторные работы
Практические занятия

-

Организация и несение гарнизонной службы.

2

Содержание учебного материала
1

Основные задачи караульной службы. Должностные лица караула,
подчиненность, обязанности и права. Размещение личного состава и техники.

2

Внутренний распорядок. Форма одежды личного состава караула. Порядок
приведения караула в боеготовность после возвращения с пожара или пожарнотактических занятий.
Допуск в служебные помещения. Порядок допуска лиц, прибывших в
подразделение.
Внутренний наряд. Назначение внутреннего наряда, его состав. Обязанности лиц
внутреннего наряда.
Взаимодействие
пожарно-спасательных
формирований
со
службами
жизнеобеспечения городов и объектов, привлекаемых к совместным действиям по
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и связанных с ними
первоочередных аварийно-спасательных работ.
Места дислокации других пожарно-спасательных формирований

3
4
5

6

Практические занятия
1.Смена караулов. Порядок смены караулов.
2 Подготовка к смене. Проведение развода караулов.
3.Прием и сдача боевого дежурства.

их

6

3
3
3
3
3

8

4.Составление наряда на службу в пожарной части Типичные и потенциальные
чрезвычайные ситуации для региона.

Тема 1.5. Особенности
организации несения
службы и пожарнопрофилактического
обслуживания в
объектовых
подразделениях ГПС

Практические занятия
Задачи службы и пожарно-профилактического обслуживания на охраняемых
1
2

3
4
5
6
Тема 1.6 Организация
повседневной деятельности
поисково-спасательных
формирований

10
2

объектах
Постовая и дозорная служба на охраняемом объекте: назначение, задачи, порядок
назначения постов и дозоров.

3

Основные формы и методы пожарно-профилактического обслуживания на
объектах, охраняемых подразделениями ГПС на основе договоров.
Организация
пожарно-профилактического обслуживания личным составом дежурного караула
(смены).
Контроль за противопожарным состоянием объекта, огневыми и другими
пожароопасными работами.
Взаимодействие с другими службами объекта. Особенности несения службы в
праздничные и выходные дни.

Содержание учебного материала
регламентирующие
1. Документы,
формирований.

3
3
2

деятельность

поисково-спасательных

Практические занятия
1.Организация оповещения, связи и управления.
2. Функциональные обязанности спасателя при несении службы в составе дежурной
смены, при приеме и сдачедежурства, вызове на ЧС.
3. Изучение документов, регламентирующих повседневную деятельность ПСФ.
4. Освоение практических навыков организации и проведения приема-сдачи дежурства
5. Изучение порядка вызова на ЧС. Отработка сбора и выезда на ЧС.
6.Знакомство стабельным оснащением ПСФ.

Тема 1.7. Пожарная тактика Содержание учебного материала

3

3
10

2

и противопожарная служба
гражданской обороны

1
2

Зависимость тактических возможностей от численности, квалификации и
технической оснащенности подразделений ГПС.
Задачи подразделений ГПС:-спасание людей и материальных ценностей,-тушение

3
3

пожара и обеспечение ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Лабораторные работы
Практические занятия
Задачи и тактические возможности подразделений ГПС при ведении боевых
1

2

Содержание учебного материала
1. Понятие о пожаре и его признаках. Понятие о развитии пожара. Фазы
развития пожара во времени и их характеристика.
Классификация пожаров: группы пожаров (на открытых пространствах, в
2

4

действий.

Тема 1.8. .Пожар и его
развитие, прекращение
горения на пожаре

3
4

5

3
3

ограждениях), разновидности пожаров (на гражданских, промышленных,
сельскохозяйственных объектах, на транспорте, в лесном фонде; малые, средние,
крупные; подземные, наземные; средневысотные, высотные)
Газовый обмен на пожаре: понятие о газовом обмене. Пожары с управляемым и
неуправляемым газообменом

Понятие о нейтральной зоне, характеристика факторов, оказывающих
влияние на ее расположение. Порядок управления газовым обменом на
пожаре, приемы регулирования и изменения направления газового обмена
и нейтральной зоны.
Условия прекращения горения. Принципы прекращения горения:
охлаждение зоны горения и реагирующих веществ, изоляция реагирующих
веществ от зоны горения, химическое торможение реакции горения.
Практические занятия
1.Классификация огнетушащих веществ по доминирующему принципу
прекращения горения (охлаждающего, изолирующего, разбавляющего,
ингибирующего), предъявляемые к ним требования
2. Понятие интенсивности подачи огнетушащих веществ.
Понятие о требуемом, фактическом и общем расходах огнетушащих
веществ, запасе огнетушащих веществ.
3. Пожар и его развитие, прекращение горения на пожаре

2
3

3

3
6

Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, нормативно-правовой литературы (по вопросам к параграфам, главам
учебных пособий, составленным преподавателем).
Оформление служебной документации.
Нештатные службы гарнизона. Должностные лица гарнизона, их права и обязанности.
Обязанности личного состава при приеме дежурства и выполнению работ по номерам боевого расчета.
Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ (ред. от 03.07.2019) "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

Тема 1.9. Тактические
возможности пожарных
подразделений

Содержание учебного материала
1. Силы и средства пожарной охраны. Отделение. Караул. Тактические возможности
2

3

7

3
2

отделений на основных и специальных пожарных автомобилях.
Тактические возможности подразделений (с установкой и без установки пожарных
автомобилей основного назначения на водоисточники): продолжительность
подачи огнетушащих веществ, количество получаемой воздушно - механической
пены низкой и средней кратности, возможные площади и объемы тушения пеной
(газовыми или порошковыми средствами), предельные расстояния подачи
огнетушащих веществ
Назначение и боевое использование отделений на основных и специальных
пожарных машинах при самостоятельной работе на пожарах и во взаимодействии
с другими подразделениями, исходя из тактических возможностей

2

3

Лабораторные работы
Практические занятия
Назначение и боевое использование отделений на основных и специальных
1

4

Содержание учебного материала
1. Общая характеристика боевых действий по тушению пожаров
2 Порядок обработки вызовов. Выезд и следование к месту вызова (пожара).
3 Цель и задачи разведки пожара. Определение обстановки пожара по внешним

6

пожарных машинах.

Тема 1.10. Проведение
разведки пожара

4

признакам. Организация разведки и ее проведение: состав разведки при работе
отделения и караула, организация разведывательных групп и постановка перед
ними задач, снаряжение разведки, определение путей следования, обязанности
лиц, ведущих разведку.
Способы проведения разведки (личный осмотр, опрос осведомленных лиц,
изучение документов, имеющих отношение к объекту пожара). Принятие мер по
спасанию людей, нуждающихся в помощи. Использование первого ствола при
обнаружении пожара

3
3
3

3

3

5

Передача информации о результатах разведки. Непрерывность проведения
разведки в процессе тушения пожара. Наблюдение за строительными
конструкциями (признаки их возможного обрушения). Правила охраны труда при
проведении разведки пожара.

Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая отработка способов проведения разведки: наблюдение, опрос лиц,
1
2

имеющих сведения о наличии людей на объекте, изучение документации
Изучение Приказа МЧС России №156 от 31.03.2011г. , Москва. «Об утверждении
Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»

Тема 1.11. Спасание людей Содержание учебного материала
Спасание людей на пожаре – важнейший вид боевых действий. Примеры
и эвакуация имущества.
1
2
3
4

6

4
3

самоотверженной работы пожарных по спасанию людей. Пути, способы и средства
спасения. Выбор путей, способов и средств спасания в зависимости от обстановки.
Последовательность спасания людей в зависимости от угрожающей им опасности.
Порядок и способы отыскания людей в задымленных помещениях и спасания их.

3

Принципы использования техники подразделений пожарной охраны и
приспособленной техники в период организации спасательных работ
Меры по предотвращению паники. Вызов скорой медицинской помощи и оказание
личным составом пожарной охраны первой доврачебной помощи пострадавшим.
Правила по охране труда при спасании людей на пожаре

Лабораторные работы
Практические занятия
Организация спасения людей на пожаре, меры безопасности при проведении
1

3
3
6

спасательных работ.

Тема 1.12. Боевое
развертывание.

Содержание учебного материала
Понятие о боевом развертывании подразделений на пожаре. Основные требования,
1
2
3
4

предъявляемые к боевому развертыванию
Этапы боевого развертывания (подготовка к боевому развертыванию,
предварительное и полное развертывание), их сущность и подаваемые команды
Правила расстановки пожарных автомобилей, прокладки рукавных линий,
установки разветвлений и пожарных лестниц в зависимости от обстановки на
пожаре
Рациональные схемы боевого развертывания от автоцистерн и автонасосов. Боевое
развертывание нескольких отделений от одного пожарного автомобиля,
установленного на ближайший к месту пожара водоисточник

8

2
3
3
3

5

Особенности боевого развертывания при подаче воды на высоты. Взаимодействие
пожарных подразделений в процессе боевого развертывания.

3

Лабораторные работы
Практические занятия
Схемы боевого развертывания от автоцистерн и автонасосов
1
Боевое развертывание нескольких отделений от одного пожарного автомобиля,
2

6

Содержание учебного материала
Периоды тушения пожара: понятие о периодах локализации и ликвидации пожара,
1

6

установленного на ближайший к месту пожара водоисточник.

Тема 1.13Ликвидация
горения. Выполнение
специальных работ на
пожаре.

2

3

4
Тема 1.14. Аварии,
катастрофы, стихийные
бедствия, их возможные

3
3

Определение боевых позиций на пожаре, порядок выбора технических приборов
подачи огнетушащих веществ (водяных и пенных стволов и пеногенераторов) и
работа с ними

Лабораторные работы
Практические занятия
Порядок расчета сил и средств, необходимых для тушения пожара.
1
Специальные работы на пожаре.
2
3

3

условия локализации и ликвидации пожара; характер боевых действий,
выполняемых в эти периоды
Роль первого ствола в успешном тушении пожара. Особенности боевых действий
при недостатке сил и средств первых прибывших подразделений и в случаях, когда
их недостаточно в гарнизоне.

3
12

3

Организация связи на пожаре. Освещение места проведения работ.
Вскрытие и разборка конструкций на пожаре: необходимость, цель, порядок,
способы и приемы осуществления этих действий; привлекаемые силы и средства,
механизмы и агрегаты, используемые при проведении работ по разборке
конструкций; методы вскрытия конструкций, в том числе для ликвидации угрозы
их обрушения на пожаре. Требования Правил по охране труда.
Действия подразделений после ликвидации пожара. Понятие решающего
направления боевых действий на пожаре. Принципы выборы решающего
направления.

Содержание учебного материала
1. Определение ЧС природного и техногенного характера. Причина возникновения

чрезвычайной ситуации. Сущность процессов и явлений, лежащих в основе ЧС,
особенности протекания

4
3

последствия, основные
действия при проведении
первоочередных
аварийно-спасательных
работ.

2
3

Условия спасения людей при ЧС природного и техногенного характера.

4

Виды аварий, катастроф, стихийных бедствий, характерных для региона,
республики, края, области, города
Практические занятия
Проведение первоочередных аварийно-спасательных работ
Тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийноспасательных работ на транспорте

1.
2.
3.

3
3

Необходимые силы и средства для их ликвидации, объем работ, который может
выполнить поисково-спасательное формирование в полном составе и в составе
дежурной смены

Самостоятельная работа

5

44

Составление таблицы классификации огнетушащих веществ по способам и приемам тушения
Определение особенностей тушения пожаров в зрелищных учреждениях, отличных от зданий общего назначения.-4
Выполнение расчетов параметров работы в СИЗОД
Особенности ведения действий по тушению пожаров объектов элеваторно-складского хозяйства, мельничных и
комбикормовых предприятий.
Определение факторов, влияющих на удаление дыма, выбор способов вентилирования.-4
Составление схем боевого развертывания подразделений на пожаре.-4

Темы Курсовых работ
1. Анализ причин и последствий пожаров в жилых домах.
2. Разработка мер по улучшению пожарной безопасности в многоэтажных зданиях.
3. Оценка эффективности системы пожарной сигнализации и оповещения.
4. Изучение причин возникновения пожаров на производстве.
5. Разработка программы обучения по пожарной безопасности для персонала.
6. Исследование эффективности систем автоматического пожаротушения.
7. Анализ проблем с пожарной безопасностью в общественных местах.
8. Разработка инструкции по действиям в случае пожара.
9. Оценка рисков пожаров на предприятиях с хранением опасных веществ.
10. Изучение влияния климатических условий на пожарную безопасность зданий.
11. Оценка эффективности систем пожаротушения в автомобилях.
12. Исследование воздействия пожаров на окружающую среду.
13. Анализ рисков пожаров в больницах и медицинских учреждениях.
14. Разработка методов контроля за состоянием систем пожаротушения.
15. Исследование проблем с пожарной безопасностью в частных домах и коттеджах.
16. Оценка рисков пожаров в гостиницах и туристических комплексах.

2020002220

20

17. Изучение проблем пожарной безопасности на транспорте.
18. Анализ причин и последствий пожаров в складских помещениях.
19. Разработка методов предотвращения пожаров в лесных массивах.
20. Исследование влияния строительных материалов на пожарную безопасность зданий.
21. Оценка эффективности системы автоматической пожарной защиты в серверных помещениях.
22. Анализ проблем пожарной безопасности в железнодорожном транспорте.
23. Разработка методов обучения детей пожарной безопасности.
24. Исследование влияния кухонных пожаров на пожарную безопасность в доме.
25. Оценка эффективности средств индивидуальной защиты от пожаров.
26. Анализ возможных последствий пожаров в атомных электростанциях.
27. Разработка мер по улучшению пожарной безопасности в театрах и кинотеатрах.
28. Исследование проблем с пожарной безопасностью в студенческих общежитиях.
29. Анализ причин и последствий пожаров в магазинах и торговых центрах.
30. Разработка методов предотвращения пожаров на строительных площадках.
31. Изучение проблем с пожарной безопасностью на нефтяных и газовых объектах.
32. Оценка эффективности системы пожарной защиты при хранении архивов.
33. Анализ причин и последствий пожаров на складах горюче-смазочных материалов.
34. Разработка мер по улучшению пожарной безопасности в жилых домах с пристройками.
35. Исследование проблем с пожарной безопасностью на объектах нефтепереработки.
36. Оценка эффективности системы пожарной сигнализации в школах и детских садах.
37. Анализ рисков пожаров в зданиях с антикварной мебелью и предметами искусства.
38. Разработка методов улучшения пожарной безопасности в зданиях с эскалаторами.
39. Исследование возможности использования дронов для пожаротушения.
40. Оценка эффективности системы пожарной защиты в музеях и выставочных залах.
41. Анализ причин и последствий пожаров в офисах и бизнес-центрах.
42. Разработка мер по улучшению пожарной безопасности на автозаправочных станциях.
43. Исследование проблем с пожарной безопасностью в труднодоступных местах.
44. Оценка эффективности системы пожарной защиты на судах и в портах.
45. Анализ рисков пожаров на крупных промышленных объектах.
46. Разработка методов контроля за состоянием электрооборудования для предотвращения пожаров.
47. Исследование влияния строительных норм на пожарную безопасность зданий.
48. Оценка эффективности системы пожарной защиты в больницах для пациентов с ограниченной подвижностью.
49. Анализ причин и последствий пожаров в зданиях и сооружениях, возводимых из сборных конструкций.
50. Разработка мер по улучшению пожарной безопасности в жилых домах с газовым отоплением.

Тема 1.15. Основы
управления боевыми
действиями
подразделений на пожаре.

Содержание учебного материала
Основные принципы управления боевыми действиями подразделений на пожаре
1

2

Тема 1.16. . Тушение
пожаров и проведение
связанных с ними
первоочередных
аварийно-спасательных
работ в жилых зданиях

4
3

(единоначалие, оперативность, непрерывность, гибкость и др.).Руководство
боевыми действиями при работе одного или нескольких подразделений на пожаре.
Действия старшего начальника, прибывшего на пожар
Организация тушения пожара: оперативный штаб тушения пожара, тыл на пожаре
и его назначение. Ведение боевых действий при неудовлетворительном
водоснабжении. Боевые участки на пожаре; необходимость, принципы создания и
взаимодействие боевых участков.

Практические занятия
Решение пожарно-тактических задач
1
Содержание учебного материала
1
Тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных
аварийно-спасательных работ в жилых зданиях.
Понятие оперативно-тактической характеристики объекта, здания,
сооружения. Особенности развития пожаров и ведения боевых действий на
этажах, в подвалах, чердаках и коммуникациях,
2
Оперативно-тактическая характеристика строящихся зданий, определяющая
обстановку при пожаре. Тушение пожаров и проведение связанных с ними
первоочередных аварийно-спасательных работ в строящихся зданиях.
Здания повышенной этажности: оперативно-тактическая характеристика;
особенности обстановки при пожаре, особенности ведения боевых действий
Практические занятия
1.Решение пожарно-тактической задачи по тушению пожара в жилом здании.
2. Оперативно-тактическое изучение театра или дворца культуры с решением
пожарно-тактических задач
3. Упражнения с выдвижной 3-хколенной лестницей
4. Упражнения с лестницей-палкой по преодолению различных препятствий
5. Упражнения на коленчатом подъёмнике.

3

4
4
3

3

16

Содержание учебного материала
1
Виды ДТП и причины их возникновения. Взаимодействие служб, участвующих в

Тема:1.17Ведение действий
по ликвидации последствий
2
ДТП
3
4
Тема:1.18. Действие
спасателя при ведении
поисково-спасательных
работ в чрезвычайных
ситуациях.

Тема 1.19 Общие
принципы обеспечения
пожарной безопасности

работах по ликвидации последствий ДТП. Правовые основы ведения АСР при ДТП.
Основные принципы и технологии ведения АСР при ликвидации последствий ДТП.
Вторичные поражающие факторы при ДТП, их классификация и способы
устранения.
Организация и технология выполнения АСР при ликвидации последствий ДТП.
Обязанности членов спасательной группы (пожарного расчета).
Действия спасательной группы (пожарного расчета) в ходе проведения АСР при
ликвидации последствий ДТП.

Содержание учебного материала
Особенности действий спасателя при ведении ПСР в особых условиях: в районе
1

2

4

4
3

социальной напряженности, в районе боевых действий; в условиях химического,
радиационного и биологического заражения, радиоактивного загрязнения,
разрушений, пожаров и задымления, в условиях дорожно-транспортного
происшествия в горной местности, при работе на воде
Определение мест возможного нахождения пострадавших. Организация и
проведение поиска пострадавших. Способы извлечения пострадавших
Определение их состояния. Транспортировка пострадавших в безопасное место.

Практические занятия
Тушение пожаров, связанных с утечкой АХОВ
1
Содержание учебного материала
1
Понятие «профилактика пожаров» и ее задачи. Общие принципы
обеспечения пожарной безопасности в соответствие с ГОСТ 123.1.004-91
«Пожарная безопасность. Общие требования».
2
Горючая среда, источник зажигания и условия распространения пожара:
способы образования и мероприятия по их предотвращению. Понятие
«противопожарный
режим». Горение веществ и материалов. Показатели пожарной опасности
веществ и материалов. Опасные факторы пожара.
Практические занятия
1. Горение веществ и материалов.
2. Показатели пожарной опасности веществ и материалов
3. Опасные факторы пожара.

3
4
4
2

2
2

6

Тема 1.20.
Классификация зданий по
функциональной и
пожарной опасности

Содержание учебного материала
1
Классификация зданий и сооружений по функциональной пожарной
2
опасности. Классификация материалов по горючести, воспламеняемости,
пределу распространения огня, дымообразующей способности и
3
токсичности.
Противопожарные преграды. Виды противопожарных преград. Предел
огнестойкости и класс пожарной опасности.
Практические занятия
1
Классификация зданий по функциональной и пожарной опасности.
2
Дополнительные требования по обеспечению пожарной безопасности
зданий высотой более 28 метров (объемно-планировочные и инженерные
решения)

2
2

4

Тема 1.21. Обеспечение
безопасности людей в
зданиях

Практические занятия
Содержание учебного материала
Общие требования к эвакуации. Общие требования к эвакуационным выходам
1
2

Тема 1.22. Боевая одежда
и снаряжение пожарного.
Спасательные средства

Тема 1.23 Пожарное
оборудование, вывозимое
на пожарном автомобиле

3
4
5

3
10

6
2

устройства канатно-спускные пожарные, устройства спасательные прыжковые
пожарные, устройства метательные пожарные пневматические, устройства
спасательные рукавные пожарные.
Требования правил охраны труда к боевой одежде, снаряжению
пожарного и спасательным средствам

Лабораторные работы
Практические занятия Пожарные спасательные средства и устройства
Содержание учебного материала
Табели положенности ПТВ, вывозимого на основных пожарных автомобилях
1
2

3

(размеры, количество, направление открывания дверей). Эвакуационные выходы
из подвальных (цокольных) этажей
Классификация, назначение и размещение самоспасателей для обеспечения
эвакуации людей из задымленных помещений во время пожара

Практические занятия
Виды лестниц.
1
Использование наружных лестниц как эвакуационных.
2
Наружные лестницы для подъема пожарных подразделений
3
Конструктивное исполнение по обеспечению незадымляемости
4
Содержание учебного материала
Специальная защитная одежда пожарного.
1
Пожарные спасательные средства и устройства: верёвки пожарные спасательные,
2

3

4

общего применения.
Размещение ПТВ на пожарных автомобилях.
ЗакреплениеПТВ за номерами боевого расчета отделения на АЦ и АНР.
Назначение, устройство и краткая техническая характеристика, область и порядок
применения пожарного инструмента.
Работа с немеханизированным, механизированным и аварийно-спасательным
инструментом.
Ознакомление с размещением инструмента на пожарных автомобилях.
Требования правил охраны труда при работе с ручным пожарным инструментом.

2
6
3

3

Тема 1.24. Пожарные
рукава и рукавное
оборудование.

Практические занятия
Работа с немеханизированным, механизированным и аварийно1.
спасательным инструментом.
2.
Ознакомление с размещением инструмента на пожарных автомобилях
3.
Ручной немеханизированный инструмент.
4.
Ручной механизированный и аварийно-спасательный инструмент
Содержание учебного материала
Всасывающие и напорные рукава
1
Соединительные рукавные головки, прокладки, задержки, зажимы, их назначение,
2
3
4
5

7
Тема 1.25. Организация
связи пожарной охраны.

Тема 1.26. Первичные
средства и стационарные
установки
пожаротушения..

6
3
3

устройство и порядок применения
Пожарные стволы для подачи воды (ручные, лафетные, комбинированные),
назначение, устройство, техническая характеристика и порядок применения
Рукавные разветвления, их назначение, устройство и эксплуатация.
Правила содержания пожарных рукавов на пожарных автомобилях и рукавных
базах.

Практические занятия
Пожарные рукава и рукавное оборудование
1
Испытание всасывающих и напорных рукавов
2
Классификация пожарных автомобилей по назначению.
3
Пожарный насос ПН- 40УВ.
4
Его назначение, принцип работы, устройство и краткая техническая
5
6

8

3
3
3
18

характеристика.
Ознакомление с пожарной техникой, находящейся на вооружениив пожарных
частях.
Основные пожарные автомобили целевого применения, специальные пожарные
автомобили: виды, назначение, тактико-технические характеристики.

Содержание учебного материала
Назначение и организация связи в пожарной охране. Назначение и основные
1

4
3

задачи пунктов связи пожарной охраны. Общие сведения об аппаратуре
диспетчерской связи.

2

Принцип работы радиостанций. Правила эксплуатации радиостанций. Организация
радиосвязи пожарной охраны. Основные правила ведения радиообмена.

1
2

. Содержание учебного материала
Назначение и виды первичных средств пожаротушения
Назначение, устройство, область применения, состав заряда, принцип действия и
техническая характеристика ручных и передвижных огнетушителей.
Генераторы огнетушащего аэрозоля: назначение, устройство порядок применения.

3
Практические занятия

6

66

4

2

Тема 1.27. Первичные
средства и стационарные
установки
пожаротушения

Тема 1.28. Основные
понятия и задачи ГДЗС

Пожарный насос ПН-40УВ.
1
Его назначение, принцип работы, устройство
2
Содержание учебного материала
Назначение и виды первичных средств пожаротушения. Классификация
1

3
3
3

огнетушителей
Генераторы огнетушащего аэрозоля оперативного применения

2
Практические занятия
Первичные средства и стационарные установки пожаротушения
1
Содержание учебного материала
Должностные лица ГДЗС, обязанности и методы их организаторской
1
2
3

Тема 1.29. Классификация
и назначение СИЗОД

4

2
6
3

деятельности.
Подготовка газодымозащитников и допуск к работе в СИЗОД.
Обязанности газодымозащитника при эксплуатации, хранении и ведении боевых
действий при тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных
аварийно-спасательных работ

Содержание учебного материала
Способы и средства защиты органов дыхания от воздействия продуктов сгорания 1

4
3

групповой (вентиляция, дымососы и осаждение) и индивидуальный (различные
противогазы и дыхательные аппараты).

2

Тема 1.30. Принцип
работы и техническая
характеристика СИЗОД

Тема 1.31. Особенности
работы в СИЗОД

Классификация и типы СИЗОД, кислородно-изолирующие
дыхательные аппараты, назначения по применению

3

противогазы,

Практические занятия
Основные формулы для дыхательных аппаратов.
1
Содержание учебного материала
Общие сведения о принципе действия кислородно-изолирующих противогазов
1
(КИП), их техническая характеристика.
Общие сведения о принципе действия и техническая характеристика дыхательных
2
аппаратов.
Новые типы СИЗОД и оборудования ГДЗС, в том числе зарубежных, их
3
краткая тактико-техническая
характеристика
Практические занятия: Решение задач по расчету времени работы звена ГДЗС

Содержание учебного материала
Требования безопасности при включении в СИЗОД.
1
Особенности работы звена ГДЗС на пожаре, а так же при проведении тренировок
2

2
6
3

2
4
3

на чистом воздухе.

Практические занятия: Решение задач по расчету времени работы звена ГДЗС
Ожидаемое время возвращения звена ГДЗС
1
Организация связи звена ГДЗС с постом безопасности, атак же между постом
2
безопасности и оперативным штабом на пожаре.
Промежуточная аттестация

6

2

2
66

Самостоятельной работы
1.Работа с конспектами, учебной и специальной литературой (по параграфам, главам учебных пособий,
указанным преподавателем) к теме: Организация службы в частях и гарнизонах пожарной охраны,
2.Организация и несение гарнизонной службы пожарной охраны, совершенствование профессиональной
подготовки личного состава ГПС, Организация работы по охране труда в ГПС.
3.Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя,
выполнение и оформление практических работ.
4.Самостоятельное изучение нормативно-правовой базы.
5.Написание рефератной работы.
6.Изучение рекомендованной литературы.
7.Составление таблицы классификации огнетушащих веществ по способам и приемам тушения.
8.Определение особенностей тушения пожаров в зрелищных учреждениях, отличных от зданий
общего назначения.
10.Порядок допуска к работе в СИЗОД
11.
Расчет времени работы у очага пожара.
12.
Порядок проведения аттестации на право работы в СИЗОД
13.
Изучение основных частей дыхательного аппарата.
14.
Определение состава и оснащения звена ГДЗС.
15.
Правила работы в СИЗОД при тушении пожаров и проведении АСР.
16.
Табель положенности автомобиля ГДЗС и дымоудаления.
17. Контроль за расходом воздуха и расчет его потребности при работе в СИЗОД.
Учебная практика Виды работ:
− Инструктаж по технике безопасности и охрана труда во время подготовки и проведения занятий в
подразделениях пожарной охраны, изучение приказа №630 МЧС России ,противопожарные
мероприятия.
− Порядок проведения занятий с личным составом ПО. Ознакомление с гидравлическим

144

аварийно-спасательным инструментом
− Ознакомление с правилами несения караульной службы. Ознакомление и работа с пожарнотехническим оборудованием.
− Отработка нормативов по пожарно-строевой подготовке (одевание боевой одежды, вязка
двойной спасательной верёвки за конструкцию и на спасаемого, сбор и выезд по тревоге)
− Ознакомление с документами предварительного планирования боевых действий, практические занятия
потактике тушения пожаров на различных объектах.
− Отработка боевого развёртывания с подачей стволов на тушение.
Занятия по газодымозащитной службе. Прохождение огневой полосы псих подготовки.
Производственная практика.
Виды работ
− Инструктаж по технике безопасности и охрана труда во время подготовки и проведения занятий в
подразделениях пожарной охраны, изучение приказа №167 МЧС России ,противопожарные
мероприятия.
− Практическое использование приказа № 167 «Положение об организации службы в
подразделенияхпожарной охраны».
− Ознакомление с нормативными документами пожарной части
− Ознакомление и практическая работа с документами предварительного боевого планирования (планами
икарточками)
− Порядок проведения занятий с личным составом ПО. Ведение журналов учёта занятий с
личнымсоставом ПЧ.
− Предварительное планирование боевых действий
− Особенности планирования и ведения боевых действий при недостатке воды и неблагоприятных
погодных условиях (низкой температуре, сильном ветре).
− Проведение АСР на различных объектах
− Проведение АСР при ДТП.
− Проведение спасательных работ с высотных зданий при помощи высотной техники и
спасательной верёвки
− Тактическая подготовка личного состава пожарной охраны
− Оказание первой медицинской помощи на пожаре.
− Дифференцированный зачёт
− Организация занятий и инструктажи по мерам безопасности с работниками караулов. Изучение
пр.№630МЧС РФ

144

− Организация службы внутреннего наряда дежурного караула
− Использование автоматизированных средств извещения о пожаре. Использование работниками
средств индивидуальной защиты
− Организация выезда дежурного караула по тревоге
− Разработка и ведение оперативной документации дежурного караула
− Разработка оперативных планов тушения пожара
− Разработка мероприятий по подготовке личного состава дежурной части
Организация и проведение занятий с личным составом дежурного караула (тренировки, комплексноеучение)
− Участие в организации действий по тушению пожара
− Участие в организации и проведении подготовки личного состава дежурных караулов к тушению
ипроведению аварийно-спасательных работ в непригодной для дыхания среде
− Организация мероприятий по восстановлению караульной службы после выполнения задач по
тушениюпожара.
Основные принципы служебного этикета в профессиональной деятельности, соблюдение морально-этических
норм взаимоотношений в коллективе.
Всего

728
1.
2.
3.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

36

37

38

39

40

41

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов:
«Правила дорожного движения» и Тренажерного комплекса по вождению
автомобиля.
Материально-техническое оснащение учебного кабинета и рабочих мест кабинета
«Правила дорожного движения»
Пожарная безопасность; кабинета междисциплинарных курсов;
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочий стол для преподавателя;
- рабочие столы для разборочно-сборочных работ;
- комплект законодательных и нормативных документов;
- комплект бланков пожарной документации;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект образцов оформленных нормативных документов;
- комплект учебно-методических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- графопроектор с экраном;
- мультимедиа проектор
- принтер;
- программное обеспечение общего и профессионального назначения
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- автоматизированные рабочие места обучающихся;
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
учебные пособия, учебные плакаты.
Наглядное учебное оборудование
− Аппаратно-программный комплекс на 5 рабочих мест для сдачи экзамена по ПДД.
−Аппаратно программный комплекс аудио-видеонаблюдения.
− Устройство считывания информации с HDD
− Базовый комплект светового оборудования «Дорожные знаки» с дистанционным
управлением
−Базовый комплект светового оборудования «Транспортные светофоры»
дистанционным управлением
− Унифицированная панорамная магнитная доска «Светофоры в дорожных
ситуациях»
− Модели автомобилей с магнитным элементом (для магнитной доски)
− Доска магнитная «Схема упражнений автодрома. Категории В, С, D»
− Дорожные знаки (для магнитной доски)
−Стенд электрифицированный светодинамический «Сигналы светофора»
− Электрифицированный светодинамический стенд «Система охлаждения»
− Стенд с разрезными агрегатами «Кривошипно-шатунный механизм» категории
«В»
− Комплект знаков ПДД на самоклеющейся пленке.
Стенды (комплекты)
− Стенды «Знаки ПДД» (на пластике), 8 стендов
− Стенды «Знаки ПДД» (на пластике), 7 стендов
42

− Стенды «Дорожная разметка», 2 стенда
− Стенд «Сигналы регулировщика».
− Стенды «Экзамен по практическому вождению» (первый и второй этапы), 3 стенда
− Стенд «Дорожно-транспортные происшествия и их анализ»
− Стенд «Средства регулирования дорожного движения»
− Стенд «Общие обязанности водителей»
−Стенд «Силы, действующие на автомобиль»
−Стенд «Страхование автогражданской ответственности»
−Стенды «Административная ответственность водителя», 2 стенда
− Стенд «Способы и методы торможения, тормозная динамичность автомобиля,
методы контроля м наблюдения за автомобильными потоками на дороге,
прилегающей к ней обочине и территории, обзорность»
−Стенд «Дороги, перекрестки и прилегающие территории»
−Стенд «Порядок движения остановка и стоянка транспортных средств»
− Стенд «Схема рассмотрения дел об административных правонарушениях в области
дорожного движения»
−Стенд «Движение по автомагистралям»
− Стенд «Государственные регистрационные знаки»
− Стенд «Ограничение скорости движения»
− Стенд «Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных
средств и ж/д переездов»
−Стенд «Расположение транспортных средств на проезжей части»
−Стенды «Нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в сфере
дорожного движения», 2 стенда
− Стенды «Психилогические основы деятельности водителя», 2 стенда
− Стенд «Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления
транспортным средством»
−Стенд «Тормозная система» (действующий макет)
− Стенд «Оценка уровня опасности воспринимаемой информации»
− Стенд «Назначение органов управления, приборов и индикаторов»
− Стенд «Техника управления автопоездом СЕ»
−Стенд «Техника управления автопоездом DЕ»
− Стенды «Основы управления и безопасности дорожного движения»
− Стенд «Лекарственные средства, противопоказанные водителям»
− Стенд «Пассивная безопасность водителя мотоцикла

43

»
Демонстрационные и раздаточные печатные пособия (комплекты)
−Плакаты «Административная ответственность за нарушение ПДД и др.
нормативных актов сфере дорожного движения»
− Плакаты «Экзамен по практическому вождению (первый и второй этапы)
категория «В».
−Плакат «Экзамен по практическому вождению категория «А».
− Плакаты «Экзамен по практическому вождению категории «С,D».
− Плакат «Экзамен по практическому вождению категория «Е».
− Плакат «Государственные регистрационные знаки транспортных средств».
− Плакат «Образцы документов».
− Плакат «Правила регистрации транспортных средств». − Плакаты «Проезд
перекрестков».
− Плакаты «Светофоры».
− Плакаты «Оказание первой доврачебной помощи».
− Плакаты «Методика проведения квалификационных экзаменов на получение права
на управление транспортными средствами (утверждены ГУ ГИБДД МВД России).
− Плакат «Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских
удостоверений».
− Плакаты «Дорожные знаки и дорожная разметка».
− Плакаты «Сигналы светофора и регулировщика».
− Плакаты «Правила дорожного движения».
−Плакаты «Движение через железнодорожный переезд».
− Плакаты «Маневрирование транспортных средств на проезжей части».
− Плакаты «Расположение дорожных знаков и средств регулирования в населенном
пункте, схема перекрестка».
− Плакаты «Первоначальное обучение водителя». − Плакаты «Дорожные знаки».
− Плакаты «Вождение автомобиля в сложных условиях».
− Плакаты «Сигналы светофоров».
−Плакаты «Движение по железнодорожным переездам».
− Учебное пособие «Правила дорожного движения». С цветными иллюстрациями и
дополнениями.
− Поисково-спасательные работы при дорожно-транспортных происшествиях.
−Действия при дорожно-транспортных происшествиях.
− Безопасность дорожного движения. Приказы, инструкции, журналы, положения.
− Как оказать помощь при автодорожном происшествии. Учебно-практическое
пособие.
− Правила дорожного движения РФ (официальный текст), таблица штрафов (миниформат).
−Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Дополнительное оборудование
− кронштейн для подвешивания плакатов,
− устройство для демонстрации плакатов,
− папка плакатная,
− маркеры для магнитной доски.
Оборудование тренажерного комплекса по вождению автомобиляТехнические
средства обучения:
− персональный компьютер и/или ноутбук;
− плазменная панель;
− мультимедиа проектор;
44

−экран переносной и/или интерактивная доска.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику
(производственное обучение).
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основная литература
1. Тюняев А. В., Звездяков В.П., Вагнер В.А. Детали машин: Учебник, 2-е изд., испр.
и доп.- СПб: Издательство. « Лань», 2019.- 736 с.: ил.
2. Беляков Г.И. Пожарная безопасность, учеб.пос. для СПО. /Г.И.Беляков.- М.:
Издательство: Юрайт, 2019.- 143 с.
3. Беляков Г.И. Пожарная безопасность, учеб.пос. для СПО. /Г.И.Беляков.- М.:
Издательство: Юрайт, 2019.- 143 с.
4. Соколов, Е.Е., Бурков И.В., Чеглаков С.Л., Илларионов С.Н.. Подготовка
газодымозащитника.Справочник выпускника. Иваново, 2019г.
5. Волков, А. В., Сергеев Е. В.. Пожарная автоматика. Справочник выпускника.
Иваново, 2019г.
6. Пожарная безопасность в строительстве. Справочник выпускника. Иваново, 2019г.
7. Самойлов, Д.Б., Песикин А.Н., Салихова А.Х.., Винокуров М.В., Михалин В.Н..
Пожарная безопасность технологических процессов.Справочник выпускника. Иваново,
2019г.
8. Грунцев, В.А. Животягина С.Н., Хавер С.В.. Пожарная безопасность электроустановок.
Справочник выпускника. Иваново, 2019г.
9. Наумов, А.В. Самохвалов Ю.П., Семенов А.О., Смирнов В.А., Самохвалов Д.Ю..
Пожарная тактика. Справочник выпускника. Иваново, 2019г.
10. Семенов, А.О., Богомолов М.В., Моисеев Ю.Н., Федотов Е.В.. Пожарная техника.
Справочник выпускника. Иваново, 2019г.9.Ю.И.
11. Рябоконь, Е.В.Осипов. Пожарно-строевая подготовка. Справочник выпускника.
Иваново, 2019г.
12. Правоведение. Справочник выпускника. Иваново, 2020г.
13. Снегирев, Д. Г., Бубнов В. Б.. Противопожарное водоснабжение. Справочник
выпускника. Иваново, 2020г.
14. Организация деятельности ГПС МЧС России. Справочник выпускника. Иваново, 2020г.
15. «Сборник нормативных документов ГПС выпуск 5-й «Средства защиты пожарных
предметы снаряжения. Огнетушащие вещества»
16. Теребнев, В.В. «Организация службы пожарной части»
17. Теребнев, В.В., Грачев В. А., Теребнев В. А., Шехов Д. А. «Организация службы
пожарный части» 2019г
18. Брушлинский, Н.Н. «Пожарные риски» Выпуск 2 «Динамка пожарных рисков» 2019г
19. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы. СП
1.13130.209
20. Соколов, Е.Е.,
Бурков И.В., Чеглаков С.Л.,
Илларионов С.Н.. Подготовка
газодымозащитника.Справочник выпускника. Иваново, 2021г.
21. Волков, А. В., Сергеев Е. В.. Пожарная автоматика. Справочник выпускника. Иваново,
2019г.
22. Пожарная безопасность в строительстве. Справочник выпускника. Иваново, 2022г.
23. Самойлов, Д.Б., Песикин А.Н., Салихова А.Х.., Винокуров М.В., Михалин В.Н..
Пожарная безопасность технологических процессов.Справочник выпускника. Иваново,
2019г.
24. Грунцев, В.А. Животягина С.Н., Хавер С.В.. Пожарная безопасность электроустановок.
Справочник выпускника. Иваново, 2022г.
45

25. Наумов, А.В. Самохвалов Ю.П., Семенов А.О., Смирнов В.А., Самохвалов Д.Ю..
Пожарная тактика. Справочник выпускника. Иваново, 2022г.
26. Семенов, А.О., Богомолов М.В., Моисеев Ю.Н., Федотов Е.В.. Пожарная техника.
Справочник выпускника. Иваново, 2021г.9.Ю.И.
27. Рябоконь, Е.В. Осипов. Пожарно-строевая подготовка. Справочник выпускника.
Иваново, 2023г.
28. Правоведение. Справочник выпускника. Иваново, 2022г.
29. Снегирев, Д. Г., Бубнов В. Б.. Противопожарное водоснабжение. Справочник
выпускника. Иваново, 2019г.
30. Организация деятельности ГПС МЧС России. Справочник выпускника. Иваново, 2022г.
31. «Сборник нормативных документов ГПС выпуск 5-й «Средства защиты пожарных
предметы снаряжения. Огнетушащие вещества»
32. Теребнев, В.В. «Организация службы пожарной части»
33. Теребнев, В.В., Грачев В. А., Теребнев В. А., Шехов Д. А. «Организация службы
пожарный части» 2022г
34. Брушлинский, Н.Н. «Пожарные риски» Выпуск 2 «Динамка пожарных рисков» 2022г
35. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы. СП
1.13130.209

Дополнительная литература:
1. Афанасьев , Н. И. Автослесарь. – М.: Профобр., 2019.
2. Беднарский, В. В. Организация капитального ремонта автомобилей: Учеб.пособие
для сред. проф. образования/В. В. Беднарский. – Ростов н/Д: Феникс,
2019.
3. Боровских, Ю.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. М.: Высшая школа, 2021.
4. Головин, С.Ф., Коншин В.М., Рубайлов А.В. Эксплуатация и техническое
обслуживание дорожных машин, автомобилей и тракторов. Учебник для сред.проф.
образования. / Под ред. Е.С. Локшина. – М.: Мастерство, 2020.
5. Дмитриев, М.Н Практикум по техническому обслуживанию автомобилей. - М.:
Просвещение, 2020.
6. Круглов, С. М. Справочник автослесаря по техническому обслуживанию и ремонту
легковых автомобилей: Справ.пособие/С.М. Круглов. – М.: Высшая школа, 2022.
7. Карагодин, В.И. Ремонт двигателей. – М.: ИНФРА-М, 2023.
8. Молоков, В.М. Учебник по устройству автомобиля. – М.: РусьАвтокнига, 2022.
9. Панов, Ю. В.Установка и эксплуатация газобаллонного оборудования
автомобилей: учеб.пособие для начал. проф. образования/ Ю. В. Панов. – М.:
Академия, 2022.
10.
Чумаченко, Ю.Т. Автомобильный практикум. – Ростов н/Д: Феникс, 2022.
11.
Чумаченко, Ю.Т. Автомобильный электрик. – Ростов н/Д: Феникс, 2020.
12.
Эксплуатация автомобилей и охрана труда на транспорте. – Ростов н/Д:
Феникс, 2022.
Экранно-звуковые пособия
1. 3D-инструктор.Теоретический экзамен ПДД, 2009 (DVD-Box)
2. 3D-инструктор. Учебныйавтосимулятор + ПДД с изменениями от
01.03.2009 года (DVD-Box)
3. ПДД для всей семьи.
4. Травматизм. Правила оказания первой медицинской помощи
5. Экстремальное вождение. Приемы контраварийного вождения. (Цыганков Э.С.)
6. ПДД. Уроки вождения. (Моделирование практически всех дорожных ситуаций, в
46

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

том числе и аварий)
Экстремальное вождение. Мастерство управления автомобилем.
Управление в критических ситуациях (Цыганков Э.С.)
Правила дорожного движения с изменениями на 1 марта 2009 г.
Экзаменационные билеты и тематические задачи ГИБДД категории «АВ»
Автоликбез с Юрием Гейко
Мастерство вождения-2.
Школа контраварийного вождения профессора Цыганкова
Самоучитель безопасной езды «За рулем»
Дорожные ситуации. Как избежать обмана на дорогах?
Игра по Правилам дорожного движения. Более 250 заданий на все разделы ПДД
Авто для чайников. Обучение, вождение, мой автомобиль.
Авто на двоих. «Автоликбез»
3D-инструктор. Теоретический экзамен. ПДД 2009года
Симулятор вождения. Виртуальный водитель.
Электроннаяплакатница (библиотеки тематических иллюстраций по БДД) на CD

1.
Электронный стенд «Средства регулирования дорожного движения» на CD
2.
Основы законодательства в сфере дорожного движения (33 учебных фильма)
3.
Правила дорожного движения (26 учебных фильмов)
4.
БДД. Общие вопросы безопасности дорожного движения (8 учебных фильмов)
5.
БДД. Управление автомобилем на опасных участках дорог и в сложных дорожных
условиях (15 учебных фильмов)
6.
БДД. Потенциально опасные дорожные ситуации (6 учебных фильмов)
7.
БДД. Психология безопасного управления автомобилем (3 учебных фильма)
8.
БДД. Чего можно ожидать от ребенка на дороге (4 учебных фильма)
9.
БДД. Действия водителя в чрезвычайных обстоятельствах (4 учебных фильма)
10.
Школа высшего водительского мастерства (9 учебных фильмов)
11.
Устройство и тех. обслуживание автомобилей (56 учебных фильмов)
12.
Первая доврачебная помощь
13.
Безопасное вождение автомобиля в сложных условиях
14.
Мультимедийная программа «Автолектор-Профтехнология»
Мультимедиа библиотека:
1.
Автомобильная энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и
Мефодий, 2019, 1 электрон.опт. диск (CD-ROM)
2.
Классный водитель. Безопасность дорожного движения [Электронный ресурс]. – М.:
Эконавт, 2020, 1 электрон.опт. диск (CD-ROM)
3.
Классный водитель. Безопасность дорожного движения [Электронный ресурс]. – М.:
Эконавт, 2020, 2 электрон.опт. диск (CD-ROM)
4.
Классный водитель. Безопасность дорожного движения [Электронный ресурс]. – М.:
Эконавт, 2020, 1 электрон.опт. диск (CD-ROM)
5.
Классный водитель. Безопасность дорожного движения [Электронный ресурс]. – М.:
Эконавт, 2020, 1 электрон.опт. диск (CD-ROM)
6.
Правила дорожного движения 2020 [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2020, 1
электрон.опт. диск (CD-ROM)
7.
Практикум слесаря по ремонту тракторов (в двух частях) [Электронный ресурс]. – М.: ГУ
РЦ ЭМТО, 2019, 2 электрон.опт. диск (CD-ROM)
8.
Специалист по ремонту и обслуживанию электрооборудования импортных легковых
автомобилей [Электронный ресурс]. – М.: Федеральное унитарное предприятие «Труд», 2019, 1
электрон.опт. диск (CD-ROM)
9.
Специалист по ремонту и обслуживанию электрооборудования импортных легковых
47

автомобилей [Электронный ресурс]. – М.: Федеральное унитарное предприятие «Труд», 2019 1
электрон.опт. диск (CD-ROM)
10.
Специалист по ремонту и обслуживанию электрооборудования грузовых автомобилей
[Электронный ресурс]. – М.: Федеральное унитарное предприятие
«Труд», 2020, 1 электрон.опт. диск (CD-ROM)
11.
Специалист по ремонту и обслуживанию двигателей внутреннего сгорания (дизельные
двигатели) [Электронный ресурс]. – М.: Федеральное унитарное предприятие «Труд», 2020, 1
электрон.опт. диск (CD-ROM)
Сайты в сети Интернет:
1.
МДС 12-8.2000 - рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта
транспортных
средств.
Режим доступа: http://www.remgost.ru/mds_doc/mds-1282000-rekomendatsii-po-organizatsii- tekhnicheskogo-obsluzhivanija-i-remonta-stroitelnykh-mashin/,
свободный.
2. ГОСТ 25646-95 Эксплуатация автотранспортных средств. Общие требования.
Режим доступа: http://www.remstroybaza.ru/-25646-95-kspluataciya-stroitelnih-mashinbshie-trebovaniya.html, свободный.
3. Библиотека АЛТК Императора Петра 1 - Автотранспортные средства: устройство,
эксплуатация и ремонт. Режим доступа: http://lib.moy.su/index/dorozhno_
stroitelnye_mashiny_ustrojstvo_ehkspluatacija_i_remont/0-24, свободный.
www nachkar.ru

48

49

4. .
Средства телекоммуникации:
− локальная сеть,
− сеть Интернет,
− электронная почта.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.
Освоение программы модуля базируется на изучении учебных дисциплин«Инженерная
графика», «Техническаямеханика», «Электротехника и электроника», «Метрология и
стандартизация», «Термодинамика, теплопередача и гидравлика», «Теория горения и
взрыва», «Здания и сооружения», «Автоматизированные системы управления и связь»,
«Экономические аспекты обеспечения пожарной безопасности», «Медико-биологические
основы безопасности жизнедеятельности»,
«Безопасность
жизнедеятельности»,
«Материаловедение»,
«Охрана
труда»,
«Электротехника», «Техническое черчение».
Реализация программы профессионального модуля предполагает учебную практику
(производственное обучение) и производственную практику. Учебная практика
(производственное обучение) и производственная практика проводятся параллельно с
теоретическими занятиями междисциплинарного курса в учебных мастерских на базе
образовательного учреждения и автотранспортных предприятиях города.
При проведении практических занятий, в зависимости от сложности изучаемой темы и
технических условий возможно деление учебной группы на 2 подгруппы.
Общее руководство учебной практикой (производственным обучением) и производственной
практикой осуществляется заместителем директором колледжа по профессиональной
подготовке. Непосредственное руководство осуществляется мастером производственного
обучения.
Преподаватели и мастера производственного обучения, реализующие программу ПМ,
оказывают консультационную помощь обучающимся в соответствии с графиком.
В учебных кабинетах, лабораториях и мастерских Колледжа имеется необходимое
оборудование и комплексно - методическое обеспечение для организации и проведения
образовательного процесса и учебной практики (производственного обучения).
Изучение рабочей программы модуля завершается итоговой аттестацией в форме
комплексного экзамена.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация профессионального модуля ПМ.05 обеспечивается педагогическими кадрами.
Преподаватели и мастера производственного обучения, отвечающие за освоение
обучающимися профессионального модуля, имеют среднее профессиональное или высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого МДК (модуля) и
имеют опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
Мастера производственного обучения имеют квалификацию по профессии рабочего на 1-2
разряда выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.
Преподаватели и мастера производственного обучения проходят стажировку в профильных
организациях не реже одного раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение
помеждисциплинарному курсу:
- наличие высшего профессионального образования по специальности Пожарная
безопасность и направления, соответствующей профилю модуля «Организация службы

50

пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций»,
- опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы,
- преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1
раза в 3 года.

51

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не
только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные профессиональные
компетенции)
ПК 1.1.Организовывать несение
службы и выезд по тревоге
дежурного караула пожарной части.

ПК1.2Изучать
разрабатывать
предварительного
действий
подразделений.

пожары
и
документы
планирования
пожарных

ПК1.3.Проводить
подготовку
личного состава к действиям
потушению пожаров.

ПК1.4.Организовывать
действия
по тушению пожаров.
ПК1.5. Организовывать действия
звеньев
газодымозащитной
службы по тушению пожаров.

ПК1.6.Организовывать проведение
аварийно-спасательных работ.

Основные показатели оценки
результата

Формы и методы
контроля и оценки

-демонстрация знаний об организации
несения службы дежурным караулом
пожарной части;
-демонстрация организации выезда
дежурного караула по тревоге;
Составление разработок и умение
ведения оперативной документации
дежурного караула;
Составление разработок
оперативных планов тушения пожаров;
Умение разрабатывать мероприятияпо
подготовке личного состава;
Умение организации и проведения
занятий с личным составом дежурного
караула;
Принимать участие в организации
действий по тушению пожаров;
Принимать участие в организации и
проведении подготовки личного состава
дежурных караулов (смен) к тушению
пожаров и проведению аварийноспасательных работ в непригодной для
дыхания среде;
Принимать участие в аварийноспасательных работах;

-экспертная оценка в
рамках текущего контроля
на практических занятиях
-тестирование
-оценка контрольных работ
-устный опрос
-письменный опрос
-экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних
заданий
-тестирование
-оценка контрольных работ
-устный опрос
-письменный опрос
-экспертная оценка в рамках
текущего контроля в ходе
проведения
учебной
и
производственной практик
-экспертная оценка в рамках
текущего
контроля
на
практических занятиях

52

Результаты
(освоенные общие компетенции)
ОК.01. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес

Основные показатели оценки
результата
• демонстрация интереса к
будущей профессии

ОК.02. Организовывать
собственную деятельность,
выбирать типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество

• выбор и применение методов и
способов решения
профессиональных задач в области
технического обслуживания и
ремонта автомобильного
транспорта
• оценка эффективности и
качества выполнения
• решение стандартных и
нестандартных профессиональных
задач в области пожарной
безопасности
• эффективный поиск
необходимой информации
• использование различных
источников, включая электронные

ОК.3.
Принимать
решения
в
стандартных
и
нестандартных
ситуациях
инести
за
них
ответственность
ОК.04. Осуществлять поиск и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития
ОК.05.
Использовать
информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
ОК.06. Работать в коллективе и в
команде, эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
потребителями
ОК.07. Брать на себя ответственность
за
работу
членов
команды
(подчиненных), за
результат выполнения заданий
ОК.08. Самостоятельно определять
задачи
профессионального
и
личностного развития, заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации
ОК.09. Ориентироваться в условиях
частой
смены
технологий
в
профессиональной деятельности

- демонстрация навыков
использования информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
- взаимодействие с обучающимися,
преподавателями и мастерами в
ходе обучения
- проявление ответственности за
работу подчиненных, результат
выполнения заданий
- планирование обучающимся
повышения личностного и
квалификационного уровня

- проявление интереса к
инновациям в области
профессиональной деятельности

Формы и методы контроля и
оценки
Экспертное наблюдение и оценка
на практических занятиях при
выполнении работ по учебной и
производственной практик,
анкетирование
Устный экзамен
Экспертное наблюдение и оценка
на практических и лабораторных
занятиях при выполнении работ
по учебной и производственной
практик
Экспертное наблюдение и оценка
на практических занятиях при
выполнении работ по учебной и
производственной практик
Экспертное наблюдение и оценка
на практических занятиях при
выполнении работ по учебной и
производственной практик
Экспертное наблюдение и оценка
на практических занятиях при
выполнении работ по учебной и
производственной практик
Экспертное наблюдение и оценка
на практических занятиях при
выполнении работ по учебной и
производственной практик
Экспертное наблюдение и оценка
на практических занятиях при
выполнении работ по учебной и
производственной практик
Экспертное наблюдение и оценка
на практических занятиях при
выполнении работ по учебной и
производственной практик

Экспертное наблюдение и оценка
на практических занятиях при
выполнении работ по учебной и
производственной практик

53

54

55



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.