ПМ.01 Производственной практики 2025

Содержание
Паспорт программы производственной практики………………………………………………………….. 4
Результаты освоения программы производственной практики …………………………………………….6
Тематический план и содержание производственной практики ……………………………………………7
Условия реализации программы производственной практики …………………………………………….12
Контроль и оценка результатов освоения производственной практики …………………………………..14

1. Паспорт рабочей программы производственной практики.
1.1. Область применения программы:
Программа производственной практики – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности среднего профессионального образования 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях, в части освоения основного
вида профессиональной деятельности: Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных
ситуациях
1. Участие в аварийно-спасательных работах, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты.
2. Мониторинг, прогнозирование и оценка обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций.
3. Разработка тактических схем и расчет сил и средств для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

для подготовки студентов по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях на базе среднего (полного) общего
образования;
 в дополнительном профессиональном образовании для подготовки обучающихся по профессии «Спасатель» на базе основного
общего образования опыт работы не предусмотрен;
 в профессиональной подготовке работников МЧС по профессии «Спасатель» на базе основного общего образования и среднего
(полного) общего образования опыт работы в подведомственных учреждениях Главного управления МЧС по Тамбовской области не менее 2
месяцев.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями
обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- участия в аварийно-спасательных работах, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты;
- мониторинга, прогнозирования и оценки обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций;
- разработки тактических схем и расчета сил и средств для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ.
- уметь:
- определять источники получения информации на местах чрезвычайных ситуаций (ЧС);
- организовывать и проводить работу по сбору оперативной информации, в т.ч. осуществлять разведку в зоне чрезвычайных ситуаций
(ЧС);
- планировать и рассчитывать доставку личного состава на места чрезвычайных ситуаций (ЧС);
- использовать средства связи и оповещения, приборы, и технические средства для сбора и обработки оперативной информации;
- осуществлять расчеты вероятного развития чрезвычайных ситуаций;

- применять аварийно-спасательную и инженерную технику и оборудование при проведении аварийно-спасательных работ;
- поддерживать групповое взаимодействие и работать в команде;
- идентифицировать поражающие факторы и анализировать информацию об угрозах природного и техногенного характера;
- определять зоны безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ;
- определять параметры опасных зон, масштабов и опасности чрезвычайных ситуаций (ЧС);
- организовывать мероприятия по обеспечению безопасности работ, защите личного состава от поражающих факторов;
- принимать решения на использование и использовать средства индивидуальной защиты;
- оказывать помощь с учетом психологического состояния, возможных травм и иных нарушений здоровья, этнокультурных особенностей
пострадавших;
- рассчитывать и математическое моделирование нагрузки на конструкции зданий;
- применять штатные системы безопасности зданий, сооружений и объектов транспорта;
знать:
- причины, последствия характер, и условия возникновения чрезвычайных ситуаций;
- технические возможности и условия применения различных видов транспорта, инженерной и аварийно-спасательной техники и
оборудования;
- источники оперативного получения информации;
- основы организации кинологического обследования объектов и местности;
- способы организации и основные технологии проведения спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, методы локализации
чрезвычайных ситуаций;
- технические возможности и правила применения средств связи;
- устройство, принцип действия, правила и безопасные приемы эксплуатации аварийно-спасательной техники и оборудования;
- нормативные требования проведения спасательных работ на воздушном транспорте и акваториях;
- характеристики стихийных экологических бедствий, техногенных аварий и катастроф, их воздействие на население, объекты экономики,
окружающую среду;
- поражающие факторы при чрезвычайных ситуациях (ЧС);
- нормативные требования по обеспеченности транспортных средств, зданий и сооружений средствами защиты и системами безопасности
и технические возможности данных систем;
- порядок организации мероприятий по охране труда и меры безопасности при выполнении работ в чрезвычайных ситуациях (ЧС);
- психологические основы работы спасателей в чрезвычайных ситуациях;
- методики расчета и прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) и определения зон безопасности при проведении
аварийно-спасательных работ.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы производственной практики:
всего – 72 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Результатом освоения программы производственной практики является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности
техника по технической эксплуатации и ремонту подъемно - транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования, в том числе с
профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ПК 1.5.
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.

Собирать и обрабатывать оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях
(ЧС).
Собирать, информацию и оценивать обстановку на месте чрезвычайной ситуации.
Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Организовывать и выполнять действия по ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций (ЧС).
Обеспечивать безопасность личного состава при выполнении аварийноспасательных работ
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, пострадавшими и находящимися в зонах чрезвычайных ситуаций.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.

3. Содержание производственной практики
Код и наименование
профессиональных
модулей и тем
производственной
практики
1

Содержание практики

Объем
часов

Уровень
усвоения

2

3

4

МДК.01.01. Основы
ведения аварийноспасательных работ

72

Виды работ:
- участие в аварийноспасательных работах, в
том
числе
с
использованием
средств
индивидуальной защиты;
мониторинг,
прогнозирование и оценка
обстановки
в
зонах
чрезвычайных ситуаций;
- разработка тактических
схем и расчет сил и средств
для проведения поисковых
и аварийно-спасательных
работ.
Тема 1.
Тема 2.

Тема 3.

Освоение функциональных обязанностей спасателя при несении службы в составе
дежурной смены, при приеме и сдаче дежурства, вызове на ЧС. Отработка сбора и
выезда на ЧС. Ознакомление с табельным оснащением ПСФ.
Разработка тактических схем и расчетов сил и средств для проведения поисковых и
аварийно-спасательных работ. Определение источников получения информации на
местах чрезвычайных ситуаций. Организация и проведение работ по сбору
оперативной информации.
Осуществление расчета вероятного развития чрезвычайных ситуаций. Применение
аварийно-спасательной и инженерной техники и оборудования при проведении

4

2,3

4

2,3

4

2,3

аварийно-спасательных работ.
Тема 4.
Идентификация поражающих факторов и анализ информации об угрозах природного
и техногенного характера. Определение зоны безопасности при выполнении
аварийно-спасательных работ. Определение параметров опасных зон, масштабов и
опасности чрезвычайных ситуаций.
Тема 5.
Проведение мониторинга потенциально опасных промышленных объектов.
Проведение мониторинга природных объектов. Прогнозирование чрезвычайных
ситуаций и их последствий.
Тема 6.
Осуществление перспективного планирования реагирования на чрезвычайные
ситуации. Разработка и проведение мероприятий по профилактике возникновения
чрезвычайных ситуаций. Организация несения службы в аварийно-спасательных
формированиях.
Тема 7.
Несение службы в аварийно-спасательных формированиях.
Тема 8.
Сбор и обработка оперативной информации о чрезвычайных ситуациях.
Тема 9.
Сбор информации и оценка обстановки на месте чрезвычайной ситуации.
Тема 10.
Оперативное планирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
Тема 11.
Организация и выполнение действий по ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
Тема 12.
Обеспечение безопасности личного состава при выполнении аварийно-спасательных
работ.
Тема 13.
Разработка и проведение мероприятий по профилактике возникновения
чрезвычайных ситуаций.
Тема 14.
Организация несения службы в аварийно-спасательных формированиях.
Тема 15.
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Тема 16.
Определение источников получения
информации на местах чрезвычайных
ситуаций. Организация и проведение работ по сбору оперативной информации.
Тема 17.
Определение зоны безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ.
Определение параметров опасных зон, масштабов и опасности чрезвычайных
ситуаций.
Тема 18.
Применение аварийно-спасательной и инженерной техники и оборудования при
проведении аварийно-спасательных работ.
Промежуточная аттестации в форме дифференцированного зачета.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

4

2,3

4

2,3

4

2,3

4
4
4
4

2,3
2,3
2,3
2,3

4

2,3

4

2,3

4

2,3

4
4
4

2,3
2,3
2,3

4

2,3

4

2,3

3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

4. Условия реализации программы производственной практики
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы производственной практики предполагает проведение ПМ.01 на предприятиях на основе прямых
договоров, заключаемых между техникумом и предприятиями( организациями).
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Федеральный Конституционный закон от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ «О военном положении».
2. Федеральный Конституционный закон от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
3. Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне».
4. Федеральный закон N 68-ФЗ21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера».
5. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
6. Федеральный закон от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».
7. Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
8. Федеральный закон от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».
9. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
10. ППРФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
11. ППРФ от 24 марта 1997 г. N 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
12. ППРФ от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
13. Приказ МЧС России от 26.10.2012 № 640 «О мероприятиях по организации оперативного управления МЧС России при
реагировании на чрезвычайные ситуации».
14. Приказ МЧС России от 25.02.2013 № 123 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 26.10.2012 № 640».
15. Приказ МЧС России от 09.12.2009 № 700 «Об утверждении Положения об организации оперативной дежурной службы в системе
МЧС России».
16. Приказ МЧС России от 05.05.2008 г. N 240 «Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны,
гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
17. Приказ МЧС России от 08.07.2004 г. N 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях».

18. Приказ МЧС России от 22.01.2013 г. № 32 «Об утверждении Положения о порядке приведения в готовность к применению по
предназначению в мирное время».
19. Приказ МЧС России от 03.07.2008 г. N 364 «Об утверждении Правил ношения формы одежды сотрудниками Государственной
противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, имеющими специальные звания внутренней службы».
20. Приказ МЧС РФ от 6 августа 2004 г. N 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально
уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту
Российской Федерации».
21. Приказ Минтруда России от 23.12.2014 N 1100н "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной
противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
22. Попов П.А., Федорук В.С, Харитонов С.А., Дёмин А.Ю. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Часть 1. Основы
применения аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в ЧС мирного времени. Учебник. АГЗ, 2021 г.
23. Харисов Г.Х., Федорук В.С, Байталоха В.Л., Фирсов А.В. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Учебное пособие.
АГПС, 2021 г.
24. Федорук В.С. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Часть 3. Аварийно-спасательный инструмент и оборудование.
Книга 1. Учебник. 2-е изд. АГЗ, 2022 г.
25. Федорук В.С, Харитонов С.А., Желтов В.Г. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Часть 3. Аварийно-спасательный
инструмент и оборудование. Книга 2. Учебник. 2-е изд. АГЗ, 2022 г.
26. Баринов М.Ф., Лавриненко Д.Ф. Методические рекомендации обучающимся по изучению учебной дисциплины «Аварийноспасательный инструмент и оборудование» УМК Химки, ФГОУ ВПО АГЗ МЧС РФ, 2022г.
27. Руководство по эксплуатации гидравлического аварийно-спасательного инструмента «Ермак» Красноармейск, НПО «Простор»
2023г.
28. Руководство по эксплуатации гидродинамического аварийно-спасательного инструмента «ЗУБР» Красноармейск, НПО «Простор»
2023г.
29. Руководство по эксплуатации пневматического аварийно-спасательного инструмента «Эльбрус» Красноармейск, НПО «Простор»
2023г.
30. Справочное пособие Технические средства проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ. – М.: Средства спасения, 2021
г.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.mchs.gov.ru/ - сайт Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий;
2. http://pojaru.net.ru – сайт создан пожарными, для пожарных и спасателей;
3. http://www.amchs.ru/ - официальный сайт ФГОУ ВПО "Академия гражданской защиты МЧС России";
4. http://spasinfo.ru/editions/6/ - Газета "Спасатель МЧС России";
5. http://www.6pch.ru/ - пожарная библиотека;

6. http://mchs-112.tv/ - информационный интернет телеканал МЧС России.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Образовательная организация, располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических
занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом
образовательного учреждения. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.
Производственная практика проводится в подразделениях Главного управления МЧС России по Тамбовской области с
предоставлением студентам групп учебно-методической базы и необходимого спасательного снаряжения и оборудования.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по
междисциплинарному курсу (курсам):
педагогические кадры, имеющие высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности
в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение
обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3
года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой те же.

5. Контроль и оценка результатов освоения производственной практики
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателями в процессе проведения практических занятий,
учебной и технологической практик, во время выполнения курсовых проектов и индивидуальных заданий.
Результаты
(освоенные профессиональные
компетенции)
Собирать и обрабатывать
оперативную информацию о
чрезвычайных ситуациях (ЧС).

Основные показатели оценки
результата

Формы и методы
контроля и оценки

- обоснованность выбора, сбора - экспертная оценка на
оперативной информации, в практике; Отчет по
соответствии с приказом
практике
- экспертная оценка
соответствие
обработки выполнения
оперативной
информации практического задания
согласно
требованиям (решение ситуативной
нормативных
документов, задачи)
на

ГОСТу,
тенденциям;
Собирать информацию и
оценивать обстановку на
чрезвычайной ситуации.

Осуществлять оперативное
планирование мероприятий по
ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Организовывать и выполнять
действия по ликвидации
последствий ЧС.

современным практическом занятии
и / или экзамене
(зачете)
Сбор информации о ЧС
экспертная
оценка
выступлений
с
Оценки обстановки на ЧС, сообщениями
согласно ГОСТу
(докладами)
на
занятиях;
ясность
и экспертная
оценка
аргументированность
анализа (самоанализа)
изложения
собственного деятельности,
мнения;
конкретных ситуаций
в период (учебной и
производственной)
практики,
на
практических
занятиях.
Отчет по практике
Экспертная оценка
Составление плана мероприятий - экспертная оценка
по ликвидации последствий оформления
и
чрезвычайных ситуаций (ЧС)
презентации
наработок;
экспертная
оценка
оформления отчетов
по производственной
практике
Организации и выполнения Экзамен
действия
по
ликвидации - экспертная оценка в
последствий ЧС, согласно плану процессе
защиты
курсовой и
/ или
выпускной
квалификационой
работы;
экспертная оценка на
практике;

Обеспечивать безопасность
личного состава при выполнении
аварийно-спасательных работ

Обеспечение
безопасности
личного
состава
при
выполнении
аварийноспасательных работ, согласно
приказу
Изложение инструкции по ТБ

Зачет
- экспертная оценка в
процессе
защиты
курсовой и / или
выпускной
квалификационной
работы;
экспертная оценка на
практике;

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость
своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность,
выбирать типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность
и качество.

ОК 3. Принимать решения в
стандартных и
нестандартных ситуациях и
нести за них
ответственность.

Основные показатели
оценки результата

Формы и методы контроля и
оценки

- демонстрация интереса к
будущей профессии.

Экспертное наблюдение и оценка на
практических и лабораторных занятиях
при выполнении работ по учебной и
производственной практик

- обоснование выбора и
применения методов и
способов решения
профессиональных задач в
области разработки
технологических процессов;
- демонстрация
эффективности и качества
выполнения
профессиональных задач.
- демонстрация способности
принимать решения в
стандартных и
нестандартных ситуациях и
нести за них

Устный экзамен

Экспертное наблюдение и оценка на
практических и лабораторных занятиях
при выполнении работ по учебной и
производственной практик

Экспертное наблюдение и оценка на
практических и лабораторных занятиях
при выполнении работ по учебной и
производственной практик

ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для
эффективного выполнения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе
и в команде, эффективно
общаться с коллегами,
руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя
ответственность за работу
членов команды
(подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в
условиях частой смены

- нахождение и
использование информации
для эффективного
выполнения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития.
- демонстрация навыков
использования
информационнокоммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности.
- взаимодействие с
обучающимися,
преподавателями и
мастерами в ходе обучения.

Экспертное наблюдение и оценка на
практических и лабораторных занятиях
при выполнении работ по учебной и
производственной практик

- проявление
ответственности за работу
подчиненных, результат
выполнения заданий.

Экспертное наблюдение и оценка на
практических и лабораторных занятиях
при выполнении работ по учебной и
производственной практик

- планирование
обучающимся повышения
личностного и
квалификационного уровня.

Экспертное наблюдение и оценка на
практических и лабораторных занятиях
при выполнении работ по учебной и
производственной практик

- проявление интереса к
инновациям в области

Экспертное наблюдение и оценка на
практических и лабораторных занятиях

Экспертное наблюдение и оценка на
практических и лабораторных занятиях
при выполнении работ по учебной и
производственной практик

Экспертное наблюдение и оценка на
практических и лабораторных занятиях
при выполнении работ по учебной и
производственной практик

технологий
в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую
обязанность, в том числе с
применением полученных
профессиональных знаний
(для юношей).

профессиональной
деятельности.

при выполнении работ по учебной и
производственной практик

- демонстрация готовности
к исполнению воинской
обязанности.

Экспертное наблюдение и оценка на
практических и лабораторных занятиях
при выполнении работ по учебной и
производственной практик



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.