СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая
характеристика
примерной
рабочей
программы
общеобразовательной дисциплины «Русский язык»……………………. 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ................... 8
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ..... 16
4. Контроль
и
оценка
результатов
освоения
общеобразовательной
дисциплины………………………………………………………………………17
17
3
1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Русский язык»
1.1. Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии
с
ФГОС по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование».
1.2.
1.2.1.
Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения в
области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.
1.2.2.
Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
4
Код и наименование
формируемых компетенций
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные (предметные)1
ОК 04. Эффективно
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и - уметь создавать устные монологические и диалогические
взаимодействовать и работать в самоопределению;
высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые
коллективе и команде
-овладение
навыками учебно-исследовательской,
средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных
проектной и социальной деятельности;
монологических высказываний – не менее 100 слов, объем
Овладение универсальными
диалогического высказывания – не менее 78 реплик); уметь
коммуникативными
выступать
публично,
представлять
результаты
учебнодействиями:
исследовательской и проектной деятельности; использовать
б) совместная деятельность:
образовательные
- понимать и использовать преимущества командной и информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для
индивидуальной работы;
решения учебных задач;
- принимать
цели
совместной
деятельности, - сформировать представления об аспектах культуры речи:
организовывать и координировать действия по ее нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать
достижению: составлять план действий, распределять системы знаний о номах современного русского литературного
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты языка и их основных видах (орфоэпические, лексические,
совместной работы;
грамматические, стилистические; уметь применять знание норм
- координировать и выполнять работу в условиях современного русского литературного языка в речевой практике,
реального,
виртуального
и
комбинированного корректировать устные и письменные высказывания; обобщать
взаимодействия;
знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в применять правила орфографии и пунктуации в практике письма;
различных ситуациях, проявлять творчество и уметь работать со словарями и справочниками, в том числе
воображение, быть инициативным
академическими словарями и справочниками в электронном
Овладение
универсальными
регулятивными формате; - уметь использовать правила русского речевого этикета
действиями: г) принятие себя и других людей:
в социально-культурной, учебно-научной, официально- деловой
- принимать мотивы и аргументы других людей при сферах
общения, в повседневном общении, интернетанализе результатов деятельности;
коммуникации.
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека;
5
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
В области эстетического воспитания:
- сформировать представления о функциях русского языка в
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, современном мире (государственный язык Российской
научного и технического творчества, спорта, труда и Федерации, язык межнационального общения, один из
общественных отношений;
мировых языков); о русском языке как духовно- способность воспринимать различные виды искусства, нравственной и культурной ценности многонационального
традиции и творчество своего и других народов, ощущать народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и
эмоциональное воздействие искусства;
истории, языка и личности; об отражении в русском языке
- убежденность в значимости для личности и общества традиционных
российских
духовно-нравственных
отечественного и мирового искусства, этнических ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому
культурных традиций и народного творчества;
языку;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, - сформировать знаний о признаках текста, его структуре,
стремление проявлять качества творческой личности;
видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать
Овладение
универсальными
и комментировать основную и дополнительную, явную и
коммуникативными
скрытую
(подтекстовую)
информацию текстов,
действиями:
воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять
а) общение:
логико-смысловые отношения между предложениями в
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых
- распознавать невербальные средства общения, понимать типов; тексты научного, публицистического, официальнозначение
социальных
знаков,
распознавать
стилей разных
жанров
(объем
сочинения
не менее
- наличие
мотивации
к обучению
и предпосылки
личностному делового
- уметь использовать
разные
виды
чтения
и аудирования,
конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
150
слов); информационно-смысловой
развитию;
приемы
переработки
-Вразвернуто
и
логично
излагать
свою
точку
зрения
с
области ценности научного познания:
прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст,
использованием языковых средств;
- сформированность мировоззрения, соответствующего графику, инфографику и другое (объем текста для чтения –
современному уровню развития науки и общественной 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного
практики,
основанного
на
диалоге
культур, текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать
способствующего
осознанию
своего
места
в вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и
поликультурном мире;
другое);
- совершенствование
языковой
и
читательской - обобщить знания о языке как системе, его основных
культуры как средства взаимодействия между людьми и единицах и уровнях: обогащение словарного запаса,
познания мира;
расширение объема используемых в речи грамматических
языковых средств; уметь анализировать единицы разных
уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, 6
- осознание ценности научной деятельности, готовность функциональных разновидностей языка (разговорная речь,
осуществлять
проектную
и
исследовательскую функциональные стили, язык художественной литературы),
деятельность индивидуально и в группе;
различной жанровой принадлежности; сформированность
Овладение
универсальными
учебными представлений о формах существования национального
познавательными действиями:
русского языка; знаний о признаках литературного языка и
б) базовые исследовательские действия:
его роли в обществе;
- владеть
навыками учебно-исследовательской и - обобщить знания о функциональных разновидностях
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный,
- способность и готовность к самостоятельному поиску публицистический,
официально-деловой),
языке
методов решения практических задач, применению художественной литературы; совершенствование умений
различных методов познания;
распознавать, анализировать и комментировать тексты
- овладение видами деятельности по получению нового различных
функциональных
разновидностей
языка
знания, его интерпретации, преобразованию и (разговорная
речь,
функциональные
стили,
язык
применению в различных учебных ситуациях, в том числе художественной литературы);
при создании учебных и социальных проектов;
- обобщить знания об изобразительно-выразительных
- формирование научного типа мышления, владение средствах русского языка; совершенствование умений
научной терминологией, ключевыми понятиями и определять изобразительно-выразительные средства языка в
методами;
тексте
- осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную среду
7
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Объем в часах
96
в т.ч.
1. Основное содержание
96
в т. ч.:
теоретическое обучение
32
практические занятия
34
самостоятельная работа
18
2. Профессионально ориентированное содержание
(содержание прикладного модуля)
в т. ч.:
8
теоретическое обучение
2
практические занятия
6
Промежуточная аттестация (экзамен)
4
8
2.2.
Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и
Содержание учебного материала (основное и профессионально- ориентированное),
Объем
Формируемые
тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
часов
компетенции
3
4
12
ОК 05
ОК 05
1
2
Основное содержание
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Тема 1.1. Основные функции Основное содержание
Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные
языка в современном
обществе
2
гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление.
Языковая и речевая компетенция. Социальная природа языка. Этапы культурного развития
языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический,
исторический. Реформы русской орфографии
Практические занятия:
Практическая работа. Основные функции языка и формы их реализации в современном
Тема 1.2 Происхождение
русского языка.
обществе
Основное содержание
Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования
2
ОК 05
2
Индоевропейская языковая русской лексики
семья. Этапы формирования Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей.
русской лексики
Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.
Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в
профессиональной
лексике. Словарь специальности
Практические
занятия:
Практическая работа. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов
2
9
Тема 1.3. Язык как
система знаков
Основное содержание
Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и
ОК 05
2
грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней.
Принципы выделения частей речи в русском языке
Практические занятия:
Практическая работа. Принципы русской орфографии
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография
Тема 2.1. Фонетика и Основное содержание
Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков:
орфоэпия
2
42
2
ОК 04; ОК
05 ОК 04; ОК
05
позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные
и
акцентологические).
Основные
правила
произношения
гласных,
согласных
звуков.
Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы
Практические занятия:
Практическая работа. Орфография. Безударные гласные в корне слова: проверяемые,
непроверяемые, чередующиеся
Тема 2.2. Морфемика и Основное содержание
Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и
словообразование
4
ОК 04; ОК
2
05
служебные. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические
способы словообразования.Словообразование и формообразование.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных.
2
Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на –З(-С),
ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок
10
Основное содержание
существительное как часть Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные,
вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени
речи.
Тема 2.3. Имя
2
ОК 04;
ОК 05
существительного: род, число, падеж. Склонение имен существительных
Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных.
Тема 2.4. Имя
2
Правописание сложных имен существительных.
Основное содержание
ОК 04;
ОК 05
прилагательное как часть
речи.
Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные,
2
относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая
форма имен прилагательных. Семантико- стилистические различия между краткими и
полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж.
Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Правописание сложных имен прилагательных
Тема 2.5. Имя числительное Основное содержание
Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые,
как часть речи.
2
2
ОК 04;
ОК 05
собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость
собирательных числительных.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных. Возможности использования цифр.
Числительные и единицы измерения в профессиональной деятельности.
Тема 2.6. Местоимение как Основное содержание
часть речи.
2
ОК 04;
ОК 05
11
Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные,
2
относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Дефисное
написание местоимений
12
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных. Правописание местоимений с частицами
2
НЕ и НИ
Тема 2.7. Глагол как часть Основное содержание
2
речи.
ОК 04;
ОК 05
Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время,
лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива
(прошедшего времени); их формообразующие функции
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.
Тема 2.8. Причастие и Основное содержание
деепричастие как особые Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Краткие и полные
формы причастий
формы глагола
Практические занятия:
Практическая работа Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий.
2
2
ОК 04;
ОК 05
2
Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий
совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий.
Основное содержание
часть речи. Служебные Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды
наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении
части речи.
Тема 2.9. Наречие как
2
ОК 04;
ОК 05
качественных наречий. Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования.
Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования. Сочинительные и
подчинительные союзы
Практические занятия:
13
Практическая работа. Написание наречий и соотносимых с ними других частей речи
2
(знаменательных и служебных). Слова категории состояния. Правописание производных
предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с разными частями
речи. Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ
14
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация
Тема 3.1. Основные
единицы синтаксиса.
22
Основное содержание
Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании:
ОК 04; ОК 05; ОК
09
ОК 04; ОК 05
2
согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное
предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование
сказуемого
с
подлежащим.
Односоставные
предложения.
Неполные
предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении. Разбор словосочетаний
Тема 3.2 Второстепенные Основное содержание
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
члены предложения.
2
ОК 04; ОК 05
2
Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.
Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными членами. Общие
условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия обособления
определений, приложений, обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид
обособленных членов
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.
4
Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений. Знаки
препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях, обращениях
Тема 3.3. Сложное
предложение
Основное содержание
Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению
ОК 05; ОК 09
2
(предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Сложноподчиненное
предложение. Типы придаточных предложений.
15
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные
сложные предложения. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и
косвенной речью как способ передачи чужой речи
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
2
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в
бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой
речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат
Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.
Тема 4.1. Язык как
средство
профессиональной,
социальной и
Тема 4.2.
межкультурной
8
Профессионально-ориентированное содержание
Практические занятия:
Практическая работа, Терминология и профессиональная лексика. Язык
специальности. Отраслевые терминологические словари
Профессионально-ориентированное содержание
Коммуникативный
аспект Практические занятия:
коммуникации.
культуры речи.
2
ОК 04; ОК 05; ОК
09
ПК…3
ОК 04; ОК 05; ОК
09
ПК…
ОК 04; ОК 05; ОК
09
ПК…
16
Профессионально-ориентированное содержание
Коммуникативный аспект Практические занятия:
Тема 4.2.
ОК 04; ОК 05;
ОК 09
ПК…
культуры речи.
2
Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы использования
синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по сфере использования
(историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы)
Тема 4.3. Деловой стиль
Профессионально-ориентированное содержание
Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды
деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности
Практические занятия:
Практическое занятие. Виды документов в конкретной специальности.
Самостоятельная работа.
Роль словосочетания в построении предложения.
Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
Синтаксическая роль инфинитива.Предложения с однородными членами и их функции в
речи.Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую
Работа с текстами. Подготовка докладов. Составление таблиц для систематизации учебного материала.
Синтаксический анализ словосочетаний и предложений.
Экзамен
2
ОК 04; ОК 05;
ОК 09
ПК…
2
12
4
17
Промежуточная аттестация (Экзамен)
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского
языка.
Эффективность
преподавания
курса
русского
языка
зависит
от
наличия
соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями
курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов
выдающихся ученых в языкознания и др.);
- дидактические материалы (задания для контрольных работ, для разных видов оценочных
средств, экзамена и др.);
- технические
средства
обучения
(персональный
компьютер
с
лицензионным
программным обеспечением; мультимедийный проектор; интерактивная доска, выход в
локальную сеть);
- залы (библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет).
3.2.
Информационное обеспечение обучения
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по
реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Основная литература:
1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ.
для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2021.
2. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык 10-11 классы, 2021
3. Греков В.Ф. Русский язык. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.
–М.: Просвещение, 2020
4. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М.,
2021.
6.Дейкина А.Д. Русский язык. Учебник для 10-11 классов. - М.: Вербум-М, 2021.
Дополнительная литература:
1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11
кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.
2. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е
изд., испр. – М., 2006.
3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
4. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном
русском языке. – СПб., 2012.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2011г.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание,
произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.,
2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В.
Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М.,
2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексикограмматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ
столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В.
Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь
русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры /
Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов
русского языка. – М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение
и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Интернет - ресурсы:
1. http://www.gramota.ru
2. http://www.uchportal.ru/
3. http://pedsovet.org/
4. http://www.rusedu.ru/
5. http://ru.wikipedia.org
6. http://globalteka.ru
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения /знания
осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать устные и письменные высказывания с
точки
зрения
языкового
оформления,
эффективности
достижения
поставленных
коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения
правильности, точности и уместности их
употребления;
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
Подготовка и защита рефератов
Устные и письменные упражнения и задания
Устные и письменные упражнения и задания;
практические занятия тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных
заданий
проводить лингвистический анализ текстов Устные и письменные упражнения и задания;
различных
функциональных
стилей
и
разновидностей языка;
З знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и практические занятия тестирования, а также
других народов;
выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
смысл понятий: речевая ситуация и ее Пересказ, устная работа с текстом. Устные и
компоненты, литературный язык, языковая письменные упражнения и задания
норма, культура речи; основные единицы и использовать основные виды чтения
уровни языка, их признаки и взаимосвязь (ознакомительно-изучающее,
использовать
основные
виды
чтения ознакомительно-реферативное и др.) в
(ознакомительно-изучающее, ознакомительно- зависимости от коммуникативной задачи;
реферативное и др.) в зависимости от
коммуникативной задачи;
орфоэпические, лексические, грамматические,
Устные и письменные упражнения и задания;
орфографические и пунктуационные нормы
практические занятия тестирования, а также
современного русского литературного языка;
выполнения обучающимися индивидуальных
нормы речевого поведения в социальнозаданий
культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения
извлекать необходимую информацию из Устные и письменные упражнения и задания;
различных
источников:
учебно-научных практические занятия тестирования, а также
текстов, справочной литературы, средств выполнения обучающимися индивидуальных
массовой
информации,
в
том
числе заданий
представленных;
создавать устные и письменные монологические Устные и письменные упражнения и задания;
и диалогические высказывания различных типов использовать основные виды чтения
и жанров в учебно-научной (на материале (ознакомительно-изучающее,
изучаемых учебных дисциплин), социально- ознакомительно-реферативное и др.) в
культурной и деловой сферах общения;
зависимости от коммуникативной задачи;
применять в практике речевого общения
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические нормы современного русского
литературного языка;
Устные и письменные упражнения и задания;
использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
соблюдать в практике письма орфографические Диктант Устный и письменный опрос,
и пунктуационные нормы современного тестовые задания, контрольное тестирование,
русского литературного языка;
словарный диктант, различные письменные
задания, контрольная работа
соблюдать нормы речевого поведения в использовать основные виды чтения
различных сферах и ситуациях общения, в том (ознакомительно-изучающее,
числе при обсуждении дискуссионных проблем; ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
использовать
основные
приемы различные письменные задания, контрольная
информационной переработки устного и работа
письменного текста;