МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП. 02 ЛИТЕРАТУРА
Профиль получаемого профессионального образования:
естественнонаучный
Код и наименование специальности: 34.02.01. Сестринское дело
Квалификация выпускника: медицинская(ий) сестра/брат
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 1,2
2025 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № 1от «^^» С Я 2(УсГг.
Председатель ПЦК
Давлятбекова М.М.
Подпись
ФИО
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Подпись
Шабанова М.М.
ФИО
20^гГг:
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУП .02. Литература по
специальности 34.02.01. Сестринское дело разработана на основе требований:
- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в РФ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России OT 17.05.2012N413;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 34.02.01. Сестринское дело,
утверждённого приказом Минпросвещения России от 04.07.2022 N 527 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2022 N 69452) с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2025/2026учебный год.
Разработчик: преподаватель русского языка и литературы высшей категории
ГБПОУ РД «ИПК» Давлятбекова М.М.^,/^/^^
Рецензент: преподаватель русского языка и литературы высшей категории
ГБПОУ РД «ИПК» Мусаева А. М.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Литература»........ ...................... .......................................................................... 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины...................................... ..13
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины..................
.33
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины........................................
i. 34
Общие компетенции
Планируемые результаты
Дисциплинарные4
- осознавать причастность к отечественным традициям и
В части трудового воспитания:
исторической преемственности поколений; включение в
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
культурно-языковое пространство русской и мировой
- готовность к активной деятельности технологической и социальной культуры; сформированность ценностного отношения к
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и литературе как неотъемлемой части культуры;
самостоятельно выполнять такую деятельность;
- осознавать взаимосвязь между языковым, литературным, и
интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
нтеллектуальным, духовно - нравственным развитием
Овладение универсальными учебными познавательными действиями: личности;
а’ базовые логические действия:
- знать содержание, понимание ключевых
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, проблем и осознание историко-культурного и нравственно
рассматривать ее всесторонне;
ценностного
взаимовлияния
- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, произведений
русской,
зарубежной
классификации и обобщения;
классической и современной литературы, в том числе
- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их литературы народов России;
достижения;
- сформировать умения определять и учитывать историковыявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых культурный контекст и контекст творчества писателя в
явлениях;
процессе анализа художественных произведений, выявлять их
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие связь с современностью;
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
- уметь сопоставлять произведения русской и зарубежной
- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем
литературы
и
сравнивать
их
с
художественными
б) базовые исследовательские действия:
интерпретациями в других видах искусств (графика,
- владеть
навыками
учебно-исследовательской
и
проектной живопись,театр, кино, музыка и другие);
деятельности, навыками разрешения проблем;
Общие
ОК 01. Выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
5
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
-уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и социальной
практике
OK 02. Использовать современные средства
В области ценности научного познания:
- владеть
умениями
анализа
и
интерпретации
поиска, анализа и интерпретации информации, и - сформированное™
мировоззрения,
соответствующего художественных произведений в единстве формы и
информационные технологии для выполнения
современному уровню развития науки и общественной практики, содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем
задач профессиональной деятельности
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием
места в поликулыурном мире;
теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение
- совершенствование языковой и читательской культуры как средства к изученным на уровне начального общего и основного
взаимодействия между людьми и познания мира;
общего образования);
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
владеть современными читательскими
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в практиками,
культурой
восприятия
и
понимания
группе;
литературных
текстов,
умениями
Овладение универсальными учебными познавательными действиями: самостоятельного истолкования прочитанного в устной и
в) работа с информацией:
письменной форме, информационной переработки текстов в
- владеть навыками получения информации из источников разных виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а
типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и также написания отзывов и сочинений различных жанров
интерпретацию информации различных видов и форм представления; (объем сочинения - не менее 250 слов); владеть
6
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
-уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты;
OK 04. Эффективно взаимодействовать
-. готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности
и работать в коллективе и команде
самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной
социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать
и
использовать
преимущества
командной
индивидуальной работы;
- осознавать взаимосвязь между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности;
- сформировать умения выразительно (с учетом индивидуальных
и
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не
менее 10 произведений и (или) фрагментов;
и
и
8
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого человека;
- сформировать
умения
выразительно
(с
учетом
OK 05. Осуществлять устную и письменную В области эстетического воспитания:
коммуникацию на государственном языке
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том
числе наизусть, не менее 10 произведений и (или)
Российской Федерации с учетом
технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;
особенностей социального и культурного
- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и фрагментов;
контекста
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное - владеть
умениями
анализа
и
интерпретации
художественных произведений в единстве формы и
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества отечественного содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием
теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к
творчества;
изученным
на уровне начального общего и основного общего
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
образования);
проявлять качества творческой личности;
- сформировать представления о литературном произведении
Овладение
универсальными
коммуникативными
как явлении словесного искусства, о языке художественной
действиями:
литературы в его эстетической функции, об изобразительно
а) общение:
выразительных возможностях
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
9
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления,
владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду
12
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Объем в часах
117
В т. ч.
Основное содержание
95
теоретическое обучение
56
практические занятия
30
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного
модуля)
теоретическое обучение
7
—
практические занятия
7
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
. 22
2
13
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
тем
2
1
Основное содержание
Введение
Содержание учебного материала
Специфика литературы как вида искусства и ее место в жизни человека. Связь литературы с другими ви
дами искусств
Раздел 1.
Человек и его время: классики первой половины XIX века и знаковые образы русской культуры
Тема 1.1 А.С. Пушкин как Содержание учебного материала
национальный гений и сим Пушкинский биографический миф. Произведения Пушкина в других видах искусства (живопись, музыка,
вол
кино и др.) Памятники Пушкину, топонимы и другие способы мемориализации его имени. Пушкин и со
Объем ча
сов
3
Формируемые компе
тенции
4
2
2
4
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК Об,
ОК 09
временность, образы Пушкина в массовой культуре: эмблематичность его портретов, знаковость имени,
Пушкин и герои его произведений в других видах искусств (музыка, живопись, театр, кино, анимация) и в
продукции массовой культуры, массмедиа, в произведениях массовой культуры: комиксах, карикатурах,
граффити, товарных знаках, рекламе и др. графических формах
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Тема одиночества человека Основные темы поэзии М.Ю. Лермонтова, лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова. Для чтения и изу
в творчестве М. Ю. Лермон чения. Стихотворения: «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с мо
това (1814— 1841)
литвою...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «К*», («Печаль в моих песнях, но что за нуж
да...»), «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Журналист, Читатель и Писатель», «Как
часто пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Родина», «Прощай, немытая Россия...», «Сон», «И скучно,
и грустно!», «Выхожу один я на дорогу...», «Наполеон», «Воздушный корабль», «Последнее новоселье»,
«Одиночество», «Я не для ангелов и рая...», «Молитва» («Не обвиняй меня. Всесильный...»), «Мой Де
мон», «Когда волнуется желтеющая ...» Основные темы поэзии М.Ю. Лермонтова, лирический герой поэ
зии М.Ю. Лермонтова. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой...»,
«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»),«К*»,
(«Печаль в моих песнях, но что за нужда...»), «Поэт»
2
14
Основное содержание
Раздел 2. Вопрос русской литературы второй половины XIX века: как человек может влиять на окружающий мир и менять его
к лучшему?
Тема 2.1
Драматургия А.Н. Остров
ского в театре. Судьба жен
щины в XIX веке и ее отра
жение в драмах А. Н. Ост
ровского (1823—1886)
34
Содержание учебного материала
2
Особенности драматургии А. Н. Островского, историко-литературный контекст его творчества. Секреты
прочтения драматического произведения, особенности драматических произведений и их реализация в
пьесе А.Н. Островского «Гроза»: жанр, композиция, конфликт, присутствие автора. Законы построения
драматического произведения, современный взгляд на построение историй (сторителлинг, сценарии); ос
новные узлы в сюжете пьесы. Город Калинов и его жители Противостояние патриархального уклада и мо
дернизации (Дикой и Кулибин). Судьба женщины в XIX веке и ее отражение в драмах А. Н. Островского.
Семейный уклад в доме Кабанихи. Характеры Кабанихи, Варвары и Тихона Кабановых в их противопо
ставлении характеру Катерины. Образ Катерины в контексте культурно-исторической ситуации в России
середины ХЕХ века - «женский вопрос»: споры о месте женщины в обществе, ее предназначение в семье и
эмансипации, отсутствие образования для девочек дворянского и мещанского сословия, типическое в ее
образе Литературная критика произведения: Н.А. Добролюбов "Луч света в темном царстве"
Практические занятия: Инсценировка в малых группах эпизодов пьесы; подготовка информационной
заметки о положении женщины мещанского сословия в обществе в середине 19 века (воспитание, доступ к
образованию, работе, социальные роли и др.) в связи с судьбой героини пьесы Катерины («Гроза») (или
Ларисы из «Бесприданницы») типична и вписывается в этот контекст. Написание текста информационной
и публицистической заметки на основе художественного текста
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК Об,
ОК 09
1
15
Тема 2.2
Илья Ильич Обломов как
вневременной тип и одна из
граней национального ха
рактера
Содержание учебного материала
А.И. Гончаров. Роман «Обломов». Образ Обломова: детство, Юность, зрелость. Понятие «обломовщины» в
романе А.И. Гончарова, «обломовщина» как имя нарицательное. Образ Обломова в театре и кино, в со
временной массовой культуре, черты Обломова в каждом из нас
Литературная критика произведения: Н.А. Добролюбов " Что такое обломовщина?"
Практические занятия: Работа с избранными эпизодами из романа (чтение и обсуждение). Составить
словарик непонятных и устаревших слов. Составить «Портрет Ильи Ильича Обломова в интерьере» по
описанию в романе и своим впечатлениям, (реализация на выбор ученика: текстовое /цитатное описание;
визуализация портрета в разных техниках: графика, аппликация, коллаж, видеомонтаж и т д.). Сочинение
«Что от Обломова есть во мне?»
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Новый герой, «отрицающий
Творческая история, смысл названия. «Отцы» (Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы) и моло
всё», в романе И. С. Тургедое поколение, специфика конфликта. Вечные темы в спорах «отцов и детей». Взгляд на человека и жизнь
нева(1818 — 1883) «Отцы и
общества глазами молодого поколения. Понятие антитезы на примере противопоставления Евгения База
дети»
рова и Павла Петровича Кирсанова в романе: портретные и речевые характеристики. Нигилизм и нигили
сты . Литературная критика произведения Д. И. Писарева "Базаров"
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК Об,
ОК 09
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК Об,
ОК 09
1
Практические занятия: Работа с избранными эпизодами романа (чтение, обсуждение)
Написание рассказа о произошедшем споре от лица Павла Петровича или от лица Базарова и озаглавьте
его (можно от лица Аркадия - свидетеля спора), встав на точку зрения персонажа и перечислив все темы,
которые были в споре затронуты, и дав оценку от лица персонажа своему оппоненту (исходя из описания
героев, которое вы читали ранее), рассказ о произошедшем споре от лица Павла Петровича или от лица
Базарова и озаглавьте его (можно от лица Аркадия - свидетеля спора), встав на точку зрения персонажа и
перечислив все темы, которые были в споре затронуты, и дав оценку от лица персонажа своему оппоненту
(исходя из описания героев, которое вы читали ранее)
16
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
«Ты профессией астроно Содержание учебного материала:
ма метростроевца не уди Стереотипы,связанные стой или иной профессией, представления о будущей профессии. Социальный рей
тинг и социальная значимость получаемой профессии, представления о ее востребованности и престижно
вишь!..»
сти (по материалам СМИ, электронным источникам, свидетельствам профессионалов отрасли); правда и
заблуждения, связанные с восприятием получаемой профессии: подготовка сообщения разного формата о
стереотипах, заблуждениях, неверных представлениях, связанных в обществе с получаемой профессией и
ее социальной значимостью.
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК Об, ОК
09/7/6...
2
Практические занятия: «Обломов на службе»: работа с избранными эпизодами гл.5 4.1. романа «Обло
мов». Написание текста в духе «ожидания / реальность» о том, как вы себе представляли обучение по
профессии и каким оно оказалось на деле, а также какие заблуждения или стереотипы могут быть у людей,
незнакомых с вашей будущей профессией изнутри, и какова она в реальности (каждый 2-4 предложения) с
использованием противительных синтаксический конструкций (по аналогии с избранным эпизодом). Ра
бота с инфоресурсами. поиск информации по теме «правда и заблуждения, связанные с восприятием полу
чаемой профессии»; подготовка сообщения разного формата о стереотипах, заблуждениях, неверных
представлениях, связанных в обществе с получаемой профессией и ее социальной значимостью; участие в
дискуссии «Как люди моей профессии меняют мир к лучшему?»
Основное содержание
Тема 2.4 Люди и реальность Содержание учебного материала
в сказках М. Е. Салтыкова- Авторский замысел и своеобразие жанра литературной сказки. Сходство и различие сказок М.Е. Салтыко
Щедрина (1826—1889): ва-Щедрина и русских народных сказок. Художественные средства: иносказание, гротеск, гипербола, иро
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК Об,
ОК 09
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК 06, ОК 09
ния, сатира. Эзопов язык
Тема 2.5
Человек и его выбор в кри
зисной ситуации в романе
Ф.М. Достоевского «Пре
ступление и наказание»(1866)
Содержание учебного материала
Роман «Преступление и наказание»: образ главного героя. Причины преступления: внешние и внутренние.
Теория, путь к преступлению, крушение теории, наказание, покаяние и «воскрешение». Роль образа Сони
Мармеладовой, значение эпизода чтения Евангелия. «Двойники» Раскольникова: теория Раскольникова
устами Петра Петровича Лужина и Свидригайлова. Значение эпилога романа, сон Раскольникова на катор
ге. Внутреннее преображение как основа изменения мира к лучшему. «Самообман Раскольникова» (крах
теории главного героя в романе; бесчеловечность раскольниковской «арифметики»; антигуманность тео
рии в целом). Ф.М. Достоевский и современность.
17
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК
09
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК
09
Практические занятия: Работа избранными эпизодами из романа «Преступление и наказание» (чтение и
обсуждение). Работа в малых группах (задания по выбору): подготовка материала о биографии Ф.М. До
стоевского в виде ленты времени / презентации / видеоролика / постера / коллажа / подкаста или в др. ого
воренном учителем формате и соотнесите факты личной биографии с художественным творчеством писа
теля; работа с информационными ресурсами и картами, подготовка иллюстраций с вероятным маршрутом
экскурсии по местам Петербурга, упомянутым в романе, и комментариев; написание текста-исследования
«Почему Раскольников убивает?» (В. Набоков) или текста-опровержения теории Раскольникова
Тема 2.6
Человек в поиске правды и
любви: «любовь - это дея
тельное желание добра дру
гому...» - в творчестве Л. Н.
Толстого (1828—1910)
Содержание учебного материала
«Севастопольские рассказы» (1855) - непарадное изображение войны. «Диалектика души»: толстовский
принцип психологического анализа. «Люцерн» (1857). Истоки проблематики и образов последующих про
изведений в рассказах и краткая формулировка толстовских идей.
Роман-эпопея «Война и мир» (1869) (обзорно): история создания, истоки замысла, жанровое своеобразие,
смысл названия, отражение нравственных идеалов Толстого в системе персонажей. «Мысль семейная» и
«мысль народная». Роль народа и личности в истории. Экранизации романа. Духовные искания, публици
стика, народные рассказы.
Практические занятия: Работа с избранными эпизодами из «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого
и рассказа «Люцерн» (чтение и обсуждение). Подготовка материала о биографии Л.Н. Толстого в виде
ленты времени / презентации / видеоролика / постера / коллажа / подкаста или в др. оговоренном учителем
формате. Работа с инфоресурсами: подготовка презентации / постер, коллаж / видеоролик или др. формате
(по выбору) об истории создания романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого. Написание рецензии на
экранизации «Войны и мира»
2
18
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
«Каждый
должен
быть величествен в своем
деле»: пути совершенство
вания в профессии/ специ
альность
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК 06, ОК
09/7/6...
Содержание учебного материала:
Рассказы и повести Н.С. Лескова
Обобщение и систематизация знаний о профессиональном мастерстве. Знакомство с профессиональными
журналами и информационными ресурсами, посвященными профессиональной деятельности.
Основное содержание
Тема 2.7
Содержание учебного материала:
Крестьянство как собира
Особенность лирического героя. Основные темы и идеи. Своеобразие решения образа и музы и темы поэта
тельный герой поэзии Н.А.
и поэзии. Утверждение крестьянской темы. Художественное своеобразие лирики Некрасова и её близость
Некрасова
к народной поэзии. Для чтения и изучения: «Калистрат», «Современная ода», «Зине», «14 июня 1854 го
да», «Тишина», «Еще мучимый страстию мятежной...», «Да, наша жизнь текла мятежно...», «Слезы и не
рвы», «В деревне», «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Школьник», «Песня Еремушке», «Элегия»,
«На смерть Добролюбова», «Поэт и гражданин», «Пророк», «На Волге», «Железная дорога», «Несжатая
полоса», «Забытая деревня», «В дороге. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1866) (обзорно). Эпопея
крестьянской жизни: замысел и его воплощение. Фольклорная основа поэмы.
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК
09
19
Тема 2.8
Человек и мир в зеркале
поэзии. Ф.И. Тютчев и А.А.
Фета
Тема 2.9
Проблема ответственности
человека за свою судьбу и
судьбы близких ему людей
в рассказах А.П. Чехова
(1860—1904)
Содержание учебного материала:
Основные темы и художественное своеобразие лирики Тютчева, бурный пейзаж как доминанта в художе
ственном мире Тютчева. Для чтения и изучения: Ф.И. Тютчев: «Наш век», «ЗНепйит»,«Не то, что мните
вы, природа...» «0, как убийственно мы любим...», «Фонтан», «Чему бы жизнь нас не учила...», «Осенний
вечер», «Не рассуждай, не хлопочи...»,«Я встретил вас...»,«Два голоса»,«Еще земли печален вид...»,«Она
сидела на полу...», «Есть в осени первоначальной...»,«Полдень»,«Предопределение», «Весь день она лежа
ла в забытьи...», «Когда дряхлеющие силы...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «0 чём ты воешь, ветр
ночной?» и др.
Основные темы и художественное своеобразие лирики А.А. Фета, идиллический пейзаж. Для чтения и
изучения: кА. Фет. «Целый мир от красоты», «Кому венец, богине ль красоты...», «Поэтам», «Как беден
наш язык», «Шепот, робкое дыханье...», «Что за ночь! Прозрачный воздух скован»,«Весенний
дождь...»,«Какая ночь, как воздух чист...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Еще майская ночь», «Заря
прощается с землею...», «Еще весны душистой нега...», «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Сияла
ночь. Луной был полон сад...», «Я тебе ничего не скажу...»,«Это утро, радость эта...», «Первый ландыш»,
«Смерть» и др.
2
Практические занятия: чтение и анализ стихотворений; подготовка литературно-музыкальной компози
ции на стихи поэтов и подбор иллюстративного материала
2
2
Содержание учебного материала:
Малая проза А.П. Чехова. «Дом с мезонином». «Рассказ старшего садовника». Человек и общество. Пси
хологизм прозы Чехова: лаконичность повествования и скрытый лиризм. Пьеса «Вишнёвый сад» (1903).
Новаторство Чехова-драматурга: своеобразие конфликта и системы персонажей, акцент на внутренней
жизни персонажей, нарушение жанровых рамок. Сколько стоит вишневый сад: историко-культурные све
дения. Эволюция драматургии второй половины XIX - начала XX века: от Островского к Чехову. Особен
ности чеховских диалогов. Речевые и портретные характеристики персонажей
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК Об,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК Об,
ОК 09
2
Практические занятия: Инсценировка избранных эпизодов пьесы. Подготовка и участие в дискуссии
«Как человек может влиять на окружающий мир и менять его к лучшему?» Работа с инфоресурсами:
определение теории малых дел и соотнесение определения с содержанием рассказа. Написание речи в за
щиту одной из позиций, высказанных в «Рассказе старшего садовника» или написание рецензии на экра
низацию «Вишневого сада»
20
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК Об, ОК 09
ПКЗ.З
Как написать резюме, Содержание учебного материала
чтобы найти хорошую ра Роль профессии в положении человека в социуме. Резюме как описание способностей человека, которые
делают его конкурентоспособным на рынке труда. Цель резюме - привлечь к себе внимание работодателя
боту
при первом, как привило, заочном знакомстве, произвести благоприятное впечатление и побудить пригла
сить вас на личную встречу. Как презентовать себя в резюме, чтобы выглядеть в глазах работодателя
именно таким сотрудником, каков ему необходим. Резюме - официальный документ, правила написания
которого регламентированы руководством по делопроизводству. Структура резюме. Резюме действитель
ное и резюме проектное
2
Практические занятия: .Отличие нормативных документов от видов текстов (сопоставление фрагмента
из художественного текста и официальных документов). Понятие о резюме. Работа с образцовым доку
ментом резюме. Составление своего действительного резюме (по аналогии с образцовым текстом) Взаи
мопроверка составленных резюме. Понятие о проектном резюме
Основное содержание
_________________ ___ _______________
16
Раздел 3.
«Человек в поиске прекрасного»: Русская литература рубежа Х1Х-ХХ веков в контексте социокультурных процессов эпохи
Тема 3.1
Содержание учебного материала. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Факты биографии. Первый рус
Мотивы лирики и прозы И.
ский писатель - лауреат Нобелевской премии по литературе
А. Бунина
«Листопад», «Вечер», «Одиночество», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Слово»,
«Поэту» (другие - по выбору учителя).
Лирика. Философичность, психологизм и лиризм поэзии Бунина. Прославление «любви и радости бытия».
Пейзажная лирика. Тема одиночества. Тема поэтического труда. Рассказы «Антоновские яблоки», «Чи
стый понедельник»; рассказ-притча «Господин из Сан-Франциско»; цикл рассказов «Темные аллеи» (два
рассказа - по выбору учителя) Проза И. А. Бунина. Мотив запустения и увядания дворянских гнезд, образ
«Руси уходящей». Судьба мира и цивилизации в осмыслении писателя. Тема трагической любви в расска
зах Бунина. Традиции русской классической поэзии и психологической прозы в творчестве Бунина, Нова
торство поэта
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК Об,
ОК 09
Психологизм бунинской прозы. Пейзаж. Особенности языка: «живопись» словом, детали - символы, соче
тание различных пластов лексики
21
Футуризм. Эпатажность и устремленность в будущее. Разрыв с традицией. Попытка создать «новый
стиль. Приоритет формы над содержанием, эпатаж. Поиски в области языка, словотворчество. Поэтыфутуристы: И. Северянин («Эпилог», «Авиатор»); В. Хлебников («Заклятие смехом»). Серебряный век в
кино и театре. Культура авангарда в современной массовой культуре
Андреев Леонид Николаевич (1971-1919). Родоначальник русского экспрессионизма. Рассказы и повести
(одно произведение по выбору). Например, "Иуда Искариот", "Большой шлем" и другие
Чтение и исполнение поэтических произведений, сопоставление различных методов создания художе
ственного образа, стилизация
Тема 3.5
А. Блок. Лирика. Поэма
«Двенадцать»
Тема 3.6 Поэтическое
новаторство
В. Маяковского
Содержание учебного материала
Александр Александрович Блок (1880-1921). Сведения из биографии поэта.
«Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «0 доблестях, о подвигах,
о славе...», «Вресторане», «Рекараскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»),
«Россия», «Балаган», «0, я хочу безумно жить...». Лирика Блока - «трилогия вочеловечения». Ранние сти
хи: мистицизм, идеал мировой гармонии. Любовь как служение и возношение. «Страшный мир» в лирике
Блока. Тема трагической любви. Образ Родины: ее прошлое и настоящее. Новаторство в воплощении и
интерпретации образа России. Тема призвания поэта. Музыкальность, экспрессивность как художествен
ная особенность поэтической речи Блока. Песни и романсы на стихи поэта.
Поэма «Двенадцать». Проблематика, сюжет и композиция. «Рождение будущего в пожаре и крови»: образ
революции. Образ «двенадцати». Образ Христа и неоднозначность его интерпретации. Символика обра
зов. Антитеза. Полифонизм поэмы. Поэма в живописи и на сцене
Содержание учебного материала
Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) Трагедия горлана-главаря (факты биографии).
«Послушайте1.», «Лиличка!», «Скрипка и немножко нервно», «Левый марш», «Прозаседавшиеся»,
«Нате!», «А вы могли бы?», «Юбилейное», «Сергею Есенину»
Лирика. Маяковский и футуризм. Ранняя лирика поэта. Сила личности и незащищенность лирического
героя перед пошлостью, нелюбовью, рутинностью. Мотив одиночества, любви и смерти. Поэт и револю
ция. Сатира Маяковского. Тема поэта и поэзии Поэтическое новаторство Маяковского (ритмика, рифма,
строфика и графика стиха, неологизмы, гиперболичность). Своеобразие жанров и стилей лирики поэта.
Стихи поэта в современной массовой культуре
Поэма-триптих «Облако в штанах». Образ лирического героя-бунтаря и его возлюбленной. Новаторское
открытие Маяковского в жанре поэмы: усиление лирического начала (превращение поэмы в лирический
монолог). Особенности рифмовки
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК Об,
ОК 09
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
23
Тема 3.7
Драматизм судьбы поэта
С. А. Есенин
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК Об,
ОК 09
Содержание учебного материала
Сергей Александрович Есенин (1895-1925)
(«Гой ты, Русь моя родная!», «Тебе одной плету венок...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Неуютная
жидкая лунностъ...»; «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Русь советская», «Письмо к матери»,
«Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова»; «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы
теперь уходим понемногу...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не
плачу...».
Чувство Родины - основное в творчестве Есенина. Образ родной деревни, ее судьба в ранней и поздней
лирике поэта. Посвящение матери. Особая связь природы и человека. Любовная тема. Исповедальность
лирики: отражение потерь и обретений на дороге жизни. Самобытность поэзии Есенина (народно
песенная основа, музыкальность). Есенин на сцене, в кино и музыке
Практические занятия Работа с поэтическими произведениями С. Есенина - выразительное чтение, ис
полнение, составление визуальных и музыкальных композиций
2
Раздел 4 «Человек перед лицом эпохальных потрясений»: Русская литература 20-40-х годов XX века
14
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
Тема 4.1 Исповедальность
лирики
М. И. Цветаевой
Содержание учебного материала
Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) Сведения из биографии.
«Роландов Рог», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...»,
«Куст», «Тоска по родине! Давно...», «Вчера еще в глаза глядел...», «Идешь на меня похожий...», «Все ряд
ком лежат...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «У тонкой проволоки над волной овсов...»
(из цикла «Ахматовой»)
Исповедальность поэзии Цветаевой. Необычность образа лирического героя. Основные темы творчества:
тема поэта; тема тоски по родине, бесприютности; тема жизни и смерти; тема «влюбленности» в творче
ство поэтов-современников Живописность и музыкальность образов. Особенности поэтического синтак
сиса. Жизнь и творчество М. Цветаевой в кино и музыке
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
24
Тема 4.2
Андрей Платонов. «Усо
мнившийся Макар»
Практические занятия: Анализ ключевых эпизодов повести. Работа над характеристикой героя как «со
кровенного человека» (развитие понятия). Лингвистический анализ фрагментов повести с целью наблюде
ния над стилем и языком А. Платонова
Тема 4.3
Вечные темы в поэзии
А. А. Ахматовой
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
Содержание учебного материала
Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) (1899-1951) Сведения из биографии.
Повесть «Усомнившийся Макар». И. Сталин о произведении А. Платонова. Повесть как акт гражданского
мужества писателя. Смысл названия произведения. Мотив странствия как способ раскрытия идеи повести.
Образ главного героя. Сомнения и причины его сомнений. Макар - «природный», «сокровенный» человек.
Жанровое своеобразие повести. Необычность языка и стиля писателя (произвол в сочетании слов, «непра
вильности», избыточность языка, речь героев в соответствии со стандартами эпохи и др.)
Содержание учебного материала
Анна Андреевна Ахматова (1889-1966) Сведения из биографии.
«Песня последней встречи», «Сжаларуки под темной вуалью...», «Смятение», «Под крышей промерзшей
пустого жилья...», «Муза», «Муза ушла по дороге...», «Мне ни к чему одические рати...», «Не с теми я,
кто бросил землю...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Смуглый отрок бродил по
аллеям...»
Лирика. Основные темы лирики Ахматовой: любовь как всепоглощающее чувство, как мука; тема творче
ства; гражданская тема; пушкинская тема.
Поэма «Реквием». Памятник страданиям и мужеству. Трагический пафос произведения. Жанр и компози
ция поэмы. Смысл названия. Образ лирической героини. Эпилог поэмы: личная трагедия героини и обще
народное горе. Библейские мотивы и образы в поэме. Тема исторической памяти. Аллюзии и реминисцен
ции в произведении. Жизнь и творчество А. Ахматова в кино и музыке
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК
09
25
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
«Вроде просто найти и Содержание учебного материала
расставить слова»: стихи Роль поэзии в жизни человека любой профессии. Общение с поэзией как способ эстетического обогаще
для людей моей профес ния своей духовной сферы, постижения общечеловеческих ценностей, развитие способности к творческое
деятельности. Путь к пониманию поэзии - это чтение, обсуждение, интерпретация (вербальсии/ специальности
ная/невербальная) стихов разных поэтов в поисках «своего»
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК Об, ОК 09
ПК 4.4.
Практические занятия: участие в деловой игре «В издательстве», в процессе которой составляется мини
сборник стихов поэтов серебряного века для определенной аудитории - своих сверстников, людей «своей»
профессии. Написание аннотации к сборнику
2
Тема 4.4 «Изгнанник, из Содержание учебного материала
бранник»: М. А. Булгаков Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940) «Изгнанник, избранник»: сведения из биографии (с обобще
нием ранее изученного)
Роман «Мастер и Маргарита». История создания и издания романа. Жанр и композиция: прием «роман в
романе». Библейский и бытовой уровни повествования. Реальность и фантастика (литературная среда
Москвы; Воланд и его свита). Сатира. Основные проблемы романа: проблема предательства, проблема
творчества и судьбы художника, проблема нравственного выбора. Тема идеальной любви (история Марга
риты). Финал романа. Экранизации романа.
или
роман «Белая гвардия». История создания произведения. Смысл названия. Эпиграфы. Жанр и композиция.
Система образов. Образ Дома и Города в вихре Гражданской войны. Нравственный выбор героев в эпоху
распри и раздора. Честь как главное качество человека. Смысл финала. Литературные ассоциации в ро
мане. Сценическая и киноистория романа
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК Об, ОК 09
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК Об,
ОК 09
Основное содержание
Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Уровни повествования. Реальность и фантастика. Са
тира в романе. Финал романа
Тема 4.5
14. А. Шолохов. Романэпопея «Тихий Дон»
Содержание учебного материала
Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Лауреат Нобелевской премии по литературе
Роман-эпопея «Тихий Дон» (избранные главы). История создания. Смысл названия. Жанр произведения.
Герои романа-эпопеи о всенародной трагедии. Семья Мелеховых. Образ Григория Мелехова. Любовь в его
жизни. Герой в поисках своего пути среди «хода
26
истории». Финал романа-эпопеи. Проблема гуманизма в произведении. Полемика вокруг авторства. Кинои
стория романа
Раздел 5 «Поэт и мир»:
Тема 5.1 «Дойти до самой
сути»: Б. Пастернак. Исповедальность лирики А. Г.
Твардовского
Практические занятия Работа с эпизодами из выбранных глав
2
Литературный процесс в России 40-х - середины 50-х годов XX века
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК
09
Содержание учебного материала
Борис Леонидович Пастернак (1890—1960) Сведения из биографии. Лауреат Нобелевской премии полите
ратуре
«Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Про эти стихи», «Во всем мне хочется
дойти до самой сути...», «Гомлет», «Зимняя ночь», «Любить иных - тяжелый крест...», «Никого не будет
в доме...», «Снег идет», «Гефсиманский сад», «Быть знаменитым некрасиво...», «Февраль. Достать чернил
и плакать!..», «Определение поэзии», «Про эти стихи», «Во всем мне хочется дойти до самой сути..
.»,«Гамлет», «Зимняя ночь», «Любить иных - тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Снег идет»,
«Гефсиманский сад», «Быть знаменитым некрасиво...»
Лирический герой поэзии: сложность его настроения, жизнеощущения. Тема поэтического творчества,
стремление к простоте. Судьба творца в поэзии. Любовная лирика. Стремление поэта «дойти до самой сути»
явлений. Человек, природа и время в лирике. Христианские мотивы. Особенность поэтики: сочетание быто
вых деталей и образов-символов, философская глубина. Песни современных бардов на стихи поэта.
Александр Трифонович Твардовский (1910-1970) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного)
«Дробиться рваный цоколь монумента...», «Памяти матери», «Яубит подо Ржевом...», «Я знаю: никакой
моей вины...», «В тот день, когда окончилась война...», «Вся суть в одном единственном завете...», «При
знание», «0 сущем»
«Стихи неслыханной искренности и откровенности». Исповедальность лирических произведений. Темы,
образы и мотивы. Тема памяти, тема войны, тема творчества в лирике поэта. Мотив служения народу, оте
честву
2
Практические занятия: Анализ стихов Б. Пастернака, посвященных ведущим темам в лирике поэта: твор
чество, любовь, человек, время, природа и др. работа над характеристикой лирического героя, особенностя
ми поэтики (философская глубина, образы символы, бытовые детали). Анализ стихов А. Твардовского (тема
войны, тема родного дома). Выявление основных мотивов
13
Раздел 6 «Человек и человечность»: Основные явления литературной жизни России конца 50-х - 80-х годов XX века
Тема 6.1
Содержание учебного материала
27
Тема Великой Отечествен
ной войны в литературе Поэзия и драматургия Великой Отечественной войне.
«Лейтенантская проза»: В. П. Астафьев, Ю. В. Бондарев, В. В. Быков, Б. Л. Васильев, К. Д. Воробьев, В. Л. Кон
дратьев и др. (обзор прозы «молодых» лейтенантов)
Проблема нравственного выбора на войне
Василий Владимирович Быков (1924-2003)
Повесть «Сотников». Человек в экстремальной ситуации, на пороге смерти. Стремление к самосохранению (Ры
бак) - и сохранение человеческого достоинства, духовный подвиг (Сотников).
Виктор Петрович Астафьев (1924-2001). Традиции и новаторство писателя в изображении войны.
Рассказ «Связистка». Мотив испытания войной на войне и после войны. Герои рассказа. Дилемма нравственного
выбора между «воинским долгом и человеческой жизнью». Тема покаяния, ответственности за каждый свой по
ступок
Фадеев Александр Александрович (1901-1956)
«Молодая гвардия» Герои рассказа. Дилемма нравственного выбора между долгом и жизнью
Практические занятия: Анализ произведений разных писателей, посвященных проблеме выбора на войне: само
сохранение или сохранение человеческого достоинства. Сравнительная характеристика двух героев, двух выбо
ров. Дискуссия «Что важнее воинский долг или человеческая жизнь?»
Чтение и анализ выбранных стихотворений и эпизодов из выбранных пьес
Тема 6.2 Тоталитарная тема Содержание учебного материала
в литературе второй XX
века
А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»; В. Т. Шаламов «Колымские рассказы» (по выбору учителя)
Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Лауреат
Нобелевской премии по литературе.
Повесть «Один день Ивана Денисовича»
Общественный резонанс, вызванный произведением. История создания повести.
Лагерный мир в произведении. Образ главного героя. Устойчивость и приспособленность Ивана Денисовича к
жутким условиям лагерной жизни. «Счастливый день» в жизни героя. Черты национального характера в образе
Шухова
Практические занятия Изучение приемов создания образа в повести «Один день Ивана Денисовича»: детали
портрета, ночные пейзажи, связанные с героем, речь и поступки и др. Экранизация повести
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК
09
1
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК Об, ОК
09
1
28
Содержание учебного материала
Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015)
Повесть «Прощание с Матерой». Связь творчества писателя с экологическими проблемами. Народ, его история
его земля в произведении. Образы «старинных старух». Утрата нравственных ценностей молодым поколением
Символика в повести. Позиция автора. Фильм «Прощание» (1981) - драма Э. Климова и Л. Шепетко по мотивам
распутинской повести.
Василий Макарович Шукшин (1929-1974)
Тема 6.3 Социальная и Рассказы «Микроскоп», «Срезал». Герои-чудики. Восприятие их окружающими.
нравственная проблематика Стремление Андрея Ерина («Микроскоп») сделать «людям как лучше». Неоднозначность шукшинских чудиков.
в литературе второй поло Глеб Капустин («недобрый» чудик) и городской гость («Срезал»), Противостояние интеллигенции и народа. Поэ
вины XX века
тика рассказов: анекдотичность, характеристичный диалог, открытый финал
Практические занятия: Чтение и анализ фрагментов повести В. Распутина. Выявление основных нравственных
проблем (верность заветам предков, преданность родной земле, проблема отцов и детей, проблема экологии и
др.). Характеристика образов «старинных старух», представителей молодого поколения). Символика в повести.
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
«Говори, говори...»: диалог как Содержание учебного материала
средство характеристики чело Вербальные средства коммуникации в ситуациях бытового, делового и профессионального общения. От
века
личие профессионального диалога от делового, бытового. Стилистические группы слов. Роль диалога в
профессиональной деятельности. Требования к профессиональному диалогу
Практические занятия: создание проблемной ситуации: нужен ли профессиональный диалог? Чтение и
анализ диалогов; создание рекомендаций к составлению профессионального диалога; работа (в парах) над
созданием «профессионального диалога» (в соответствии с будущей профессией/специальностью) в раз
личных ситуациях: специалист - руководитель», «клиент - специалист», «специалист - специалист»
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК4.6
1
4
Раздел 7 «Людей неинтересных в мире нет»: Литература с середины 1960-х годов до начала XXI века
Тема 7.1 Лирика: проблематика и
Содержание учебного материала
образы
ЭК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,
ОК 05. ОК Об. ОК 09
29
Практические занятия
Развитие традиционных тем русской лирики: тема творчества, тема любви, гражданского служения, тема
войны, единство человека и природы. Культурный контекст лирики. Поэтические искания.
Иосиф Александрович Бродский (1940-1996) Лауреат Нобелевской премии по литературе «В деревне Бог
живет по углам...», «Пилигримы», «Воротишься на родину. Ну что ж», «Стансы», «РозСзсрСит» («Как
жаль, что тем, чем стала для меня...»), «Ниоткуда с любовью надцатого мартобря...», «Конец прекрас
ной эпохи», «Пятая годовщина», «На столетие Анны Ахматовой», «Рождественская звезда», «Не выходи
из комнаты...» (по выбору учителя)
Культурно-исторический и литературный контекст поэзии Бродского. Автобиографические мотивы. Про
блемно-тематическое многообразие лирики поэта. Тема изгнанничества, одиночества, вечной разлуки,
тема любви, тема памяти, христианская тема. Философские темы (жизнь и смерть, свобода настоящая и
свобода мнимая). Особенности стиха. Стихи поэта, места, связанные с его жизнью, в современной массо
вой культуре
Давид Самуилович Самойлов (Давид Самуилович Кауфман) (1920-1990) Поэт, влюбленный в жизнь. «Со
роковые, роковые...», «Если вычеркнуть войну...» «Семен Андреич»; «Дай выстрадать стихотворенье!..»,
«Стих небогатый, суховатый...», «Пестель, поэт и Анна»; «Конец Пугачева»; «Названья зим», «Мне
снился сон жестокий...»; «Двор моего детства»; «Болдинская осень», «Рождество Александра Блока»;
«Память» (по выбору учителя) «Все есть в стихах - и то и это...»: открытость любым темам, культурным
традициям, духовным веяниям. Тематическое, жанровое, интонационное разнообразие самойловской поэ
зии. Пять основных тем: война, творчество, история, любовь, Москва. Диалоги с русской поэзией
Тема 7.2 Драматургия: традиции и новаторство
Содержание учебного материала
Александр Валентинович Вампилов (1937-1972)
«Провинциальные анекдоты» (две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ан
гелом»).
Трагикомическая дилогия с глубоким смыслом. Распад нравственного сознания как проблема общества.
«Гостиничный» мир как особое, случайное, временное пространство для героев. Морализм бюрократа Ка
лошина и его последствия. Нравственная невменяемость героя как итог комедии. Гоголевские мотивы в
пьесе. («История с метранпажем»)«Двадцать минут с ангелом» - тест на способность к великодушию.
Конфликт бездушного мира и бескорыстия. Символичность названия пьесы. Сценическая история пьесы
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК 06, 0К 09
2
2
0КО1,ОКО2,ОКОЗ,
ОК 04, ОК 05, ОК Об,
ОК 09
Драматизация: разыгрывание одной из частей двухактной пьесы А. Вампилова. Нравственные проблемы в
произведении. Символичность названия пьесы
30
Раздел 8. Литература второй половины XX - начала XXI века
Тема 8.1. Проза,поэзия и
Рассказы, повести, романы (по одному произведению не менее чем трех прозаиков по выбору). Например.
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачет)
Всего:
"За тремя волоками", "Бобришный угор" и другие); Т.Н. Владимов ("Верный Руслан"); Ф.А. Искандер (ро
ман в рассказах "Сандро из Чегема" (фрагменты), философская сказка "Кролики и удавы" и другие); Ю.П.
Казаков (рассказы "Северный дневник", "Поморка", "Во сне ты горько плакал" и другие); В.О. Пелевин
(роман "Жизнь насекомых" и другие); Захар Прилепин (роман "Санькя" и другие); А.Н. и Б.Н. Стругацкие
(повесть "Пикник на обочине" и другие); Ю.В. Трифонов (повести "Обмен", "Другая жизнь", "Дом на
набережной" и другие); ВЛ. Шаламов ("Колымские рассказы", например, "Одиночный замер", "Инжек
тор", "За письмом" и другие) и другие. Стихотворения по одному произведению не менее чем двух поэтов
по выбору). Например, Б.А. Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Н.А.
Заболоцкого, Т.Ю. Кибирова, Ю.П. Кузнецова, А.С. Кушнера, Л.Н. Мартынова, Б.Ш. Окуджавы, Р.И.
Рождественского, А.А. Тарковского, О.Г. Чухонцева и других.
Пьесы (произведение одного из драматургов по выбору). Например, А.Н. Арбузов "Иркутская история";
А.В. Вампилов "Старший сын"; Е.В. Гришковец "Как я съел собаку"; К.В. Драгунская "Рыжая пьеса" и
другие.____________________________________________ :_____________________
Раздел 9 Зарубежная литература второй половины Х1Х-ХХ века
Содержание учебного материалаРэй Брэдбери (1920-2012). Научно-фантастические рассказы «И грянул
гром», «Вельд» Рассказы-предупреждения. Роль цивилизации, технологий в судьбе человека и общества.
Психологизм рассказов. Ответственность настоящего перед будущим («эффект бабочки» - «И грянул
гром»). Переплетение разных тем (тема отцов и детей, детской жестокости, влияния технологий на жизнь
Тема 9.1 Основные тенден человека - «Вельд»), Сочетание сказки и фантастики Эрнест Хемингуэй (1899-1961). Новелла «Кошка под
ции развития зарубежной дождем». Особая атмосфера произведения и способы ее создания. Герои новеллы. Отношения между ни
литературы и «культовые» ми: «диалог глухих». Символика сцены с кошкой: незнакомый человек способен почувствовать и понять
имена
другого лучше, чем близкие люди
Самостоятельная работа
Работа над докладами, сообщениями, презентациями по изученным темам
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК
2
117
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК
09
2
22
31
сч
СП
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения:
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы текущей и промежуточной аттестации.
Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно- эпидемиологических
правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02): оснащено типовым оборудованием, в том числе
специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения
требований к уровню подготовки обучающихся.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
Залы библиотеки:
Библиотека (фонд художественной литературы должен соответствовать перечню изучаемых
произведений), читальный зал с компьютерами, оснащенными выходом в сеть Интернет.
Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование,
технические средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п.
(Количество не указывается).
Информационное обеспечение обучения
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента
издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины
представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Для студентов
•
Агеносов В.В. и др. Литература (углубленный уровень). 11 класс. - М., 2020.
•
Архангельский А.Н. и др. Литература (углубленный уровень). 10 класс. - М., 2021.
•
Белокурова С.П., Сухих И.Н. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум
/под ред И. Н. Сухих. - М., 2020
•
Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др. Литература (базовый уровень). 11
класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих - М., 2020.
•
Зинин С.А., Сахаров В.И. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. - М. 2019.
•
Курдюмова Т.Ф. и др. Литература (базовый уровень) 10 класс / под ред. Т. Ф. Курдюмовой.
-М., 2021.
•
Курдюмова Т.Ф. и др. Литература (базовый уровень). И класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф.
Курдюмовой. - М., 2022
•
Лебедев Ю.В. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. - М., 2021.
3.2.
4.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты,усвоенные знания и
приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций
Раздел/Тема
Общая/профессиональная компетенция
ОК 01. Выбирать способы решения задач Р1, Тема 1.1,1.2, П/о-с4
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6,
профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,3.5,3.6,3.7
Р 4, Темы 4.1,4.2,4.3,4.4,4.5, П/о-с
Р 5, Темы 5.1,
Р 6, Темы 6.1,6.2,6.3П/о-с
Р 7, Темы 7.1.,7.2.
Р8, Темы 8.1,8.2
Р 9, Темы 9.1
Р 10. Темы 10.1. П/о-с
ОК 02. Использовать современные
Р1, Тема 1.1,1.2, П/о с
Р
2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6,
средства поиска, анализа и
2.7, 2.8, 2.9
интерпретации информации, и
РЗ, Темы 3.1,3.2, 3.3, 3.4,3.5,3.6,3.7
информационные технологии для
Р 4, Темы 4.1,4.2,4.3,4.4,4.5, П/о-с
выполнения задач профессиональной
Р 5, Темы 5.1,
деятельности
Р 6, Темы 6.1,6.2,6.3П/о-с
Тип оценочных
мепоппиятия
наблюдение за
выполнением
мотивационных
заданий;
наблюдение за
выполнением
практической работы;
контрольная работа;
выполнение заданий на
дифференцированном
зачете
Р 7, Темы 7.1., 7.2.
Р8, Темы 8.1,8.2
Р 9, Темы 9.1
Р 10. Темы 10.1. П/о с
Р 1, Тема 1.1,1.2, П/о-с
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6,
2.7, 2.8, 2.9
РЗДемы 3.1,3.2,3.3, 3.4,3.5,3.6,3.7
Р 4, Темы 4.1,4.2,4.3,4.4,4.5, П/о-с
Р 5, Темы 5.1,
Р 6, Темы б.1,б.2,б.ЗП/о-с
Р 7, Темы 7.1., 7.2.
Р8, Темы 8.1,8.2
Р 9, Темы 9.1
Р 10, Темы 10.1, П/о-с
ОК 03. Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и Р 1, Тема 1.1,1.2, П/о-с
Р 2, Темы 2.1, 2.2,2.3, 2.4,2.5, 2.6,
работать в коллективе и команде
2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,3.5,3.6,3.7
Р 4, Темы 4.1,4.2,4.3,4.4,4.5, П/о-с
Р 5, Темы 5.1,
Р 6, Темы 6.1,6.2,6.3П/о-с
35
Р 7, Темы 7.1.,7.2.
38, Темы 8.1,8.2
3 9, Темы 9.1
310, Темы 10.1, П/о-с
OK 05. Осуществлять устную и
Р1, Тема 1.1,1.2, П/о-с
Р 2, Темы 2.1,2.2, 2.3, 2.4,2.5,2.6,
письменную коммуникацию на
2.7, 2.8, 2.9
государственном языке Российской
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,3.5,3.6,3.7
Федерации с учетом особенностей
Р 4, Темы 4.1,4.2,4.3,4.4,4.5, П/о-с
социального и культурного контекста Р 5, Темы 5.1,
Р 6, Темы 6.1,6.2,6.3П/о-с
Р 7, Темы 7.1., 7.2.
Р8, Темы 8.1,8.2
Р 9, Темы 9.1
Р 10. Темы 10.1. П/о-с
Р 1, Тема 1.1,1.2, П/о-с
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6,
ОК Об. Проявлять гражданско2.7, 2.8, 2.9
патриотическую позицию,
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,3.5,3.6,3.7
демонстрировать осознанное
Р 4, Темы 4.1,4.2,4.3,4.4,4.5, П/о-с
поведение на основе традиционных
Р 5, Темы 5.1,
общечеловеческих ценностей, в том
Р 6, Темы 6.1,6.2,6.3П/о-с
числе с учетом гармонизации
Р 7, Темы 7.1., 7.2.
межнациональных и межрелигиозных Р8, Темы 8.1,8.2
Р 9, Темы 9.1
отношений, применять стандарты
РЮ, Темы 10.1, П/о-с
антикоррупционного поведения
ОК 09. Пользоваться
Р 1, Тема 1.1,1.2, П/о-с
профессиональной документацией на Р 2, Темы 2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,2.6,
государственном и иностранном
2.7,2.8,2.9
языках
РЗ,Темы 3.1,3.2,3.3,3.4,3.5,3.6,3.7
Р 4, Темы 4.1,4.2,4.3,4.4,4.5, П/о-с
Р 5, Темы 5.1,
Р 6, Темы 6.1,6.2,6.3П/о-с
Р 7, Темы 7.1., 7.2.
Р8, Темы 8.1,8.2 .
Р 9, Темы 9.1
Р 10, Темы 10.1, П/о-с
36