МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА»
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.05 ФИЗИКА
Код и наименование профессии: 34.02.01 Сестринское дело
Квалификация выпускника: Младшая мед. сестра / мед. брат
Форма обучения: очная
Курс:1
Семестр: 1,2.
2025 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Протокол № 1 от 28.08.2025г.
Шабанова М. М.
(ФИО)
(Подпись)
Председатель П(Ц)К
2025г.
Магомедова А. А.
(ФИО)
(Подпись)
Рабочая программа общеобразовательного цикла ОУП.05 Физика образовательной программы
в соответствии с Приказ Минпросвещения России от 04.07.2022 N 527
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2022 N 69452) Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного
приказом Минобрнауки России 12.05.2014г. №502 с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом
образовательной организации на 2025/2026 учебный год.
Разработчик: Абдуллаева С.М.
Рецензент: Умарова М.Б.
преподаватель ГБПОУ РД ИПК.
преподаватель ГБПОУ РД ИПК.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 .Общая характеристика рабочей программы дисциплины.....................................
3
2. Структура и содержание учебной дисциплины.............................................
6
3. Условия реализации программы дисциплины.................
13
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины...............................
14
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
ОУП.05 Физика
Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения
физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего
образования при подготовке специалистов среднего звена.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское
дело.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
«Физика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:
•
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в
основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области
физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах
научного познания природы;
•
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для
объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать
физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
•
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования
достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости
сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к
мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к
морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за
защиту окружающей среды;
•
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рациональногс
природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний прг
решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студенто:
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основное
общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовю
специалистов среднего звена (ППССЗ).
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной
предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. Учебная
дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО
на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
Учебная дисциплина «Физика» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин по
выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего
образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального
образования.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:
•
личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки;
физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с
приборами и устройствами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из- бранной
профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в
этом;
- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий
для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной
деятельности;
- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого
доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня
собственного интеллектуального развития;
- заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе
цифровой (ЛР 10).
•
метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических
задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения,
эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования
гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинноследственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных
сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость
сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение использовать различные источники для получения физической информации
оценивать ее достоверность;
- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии
доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
•
предметных:
- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине
мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в
формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических
задач;
- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и
теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением,
описанием, измерением, экспериментом;
- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между
физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- сформированность умения решать физические задачи;
- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия
практических решений в повседневной жизни;
- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников.
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
теоретические занятия
Итоговая аттестация
Самостоятельная работа
Объем часов
78
70
40
28
2
8
Практические занятия:
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
Содержание учебного материала:
Тема 2.1
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и
Основы
атомов. Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел.
молекулярно
Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории
кинетической
газов. Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры.
теории.
Термодинамическая шкала температуры. Температура звезд. Скорости движения
Основы
молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их
термодинамики
графики. Газовые законы. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Количество
теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный
процесс. Второе начало термодинамики. Тепловые двигатели. КПД теплового
двигателя. Охрана природы.
Практические занятия:
Содержание учебного материала:
Тема 2.2
Агрегатные
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Относительная влажность
состояния вещества воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Кипение. Зависимость
и фазовые переходы температуры кипения от давления. Характеристика жидкого состояния вещества.
Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления.
Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела.
Тема 3.1
Практические занятия:
Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика»
Раздел 3. Электродинамика
Содержание учебного материала:
3
5
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
1
1
1
2
2
ОК 01
ОК 02
7
Электрическое поле
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда.
Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип
суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом
поле. Поляризация диэлектриков. Потенциал. Разность потенциалов.
Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью
потенциалов электрического поля. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия
заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.
Практические занятия:
Содержание учебного материала:
Тема 3.2
Законы постоянного Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила
тока.
тока. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Параллельное и
Электрический ток последовательное соединение проводников. Работа и мощность постоянного тока.
в различных средах Тепловое действие тока Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила источника
тока. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон
электролиза Фарадея. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма.
Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-п
переход. Полупроводниковые приборы. Применение полупроводников.
Практические занятия:
Содержание учебного материала:
Тема 3.3
Магнитное поле.
Вектор индукции магнитного поля. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Применение
Электромагнитная
силы Ампера. Магнитный поток. Действие магнитного поля на движущийся заряд.
индукция
Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Магнитные свойства вещества. Солнечная
активность и её влияние на Землю. Магнитные бури.
Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило
Ленца. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Электромагнитное поле.
Практические занятия:
2
1
3
1
5
8
Тема 4.1
Механические
колебания и волны.
Электромагнитные
колебания и волны
Тема 5.1 Природа
света. Волновые
свойства света.
2
Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока. Магнитное
поле. Электромагнитная индукция»
Раздел 4. Колебания и волны
1
Содержание учебного материала:
Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии
при колебательном движении. Математический маятник. Пружинный маятник.
Вынужденные механические колебания. Резонанс.
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук
и его применение. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в
колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Формула
Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Вынужденные электрические
колебания. Переменный ток. Резонанс в электрической цепи. Генератор переменного
тока. Трансформаторы.
Получение, передача и распределение электроэнергии.
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Открытый
колебательный контур. Опыты Г.Герца. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о
радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волны.
3
Практические занятия:
Раздел 5. Оптика
2
Содержание учебного материала:
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и
преломления света. Принцип Гюйгенса. Солнечные и лунные затмения. Полное
отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы.
Увеличение линзы.
Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы.
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких
пленках.
Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света.
Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация
поперечных волн. Поляризация света. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений.
Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ.
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
9
Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение.
Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений.
Практические занятия:
Содержание учебного материала:
Тема 5.2
Специальная теория Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них.
относительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и
энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики.
Тема 6.1
Квантовая оптика
Тема 6.2 Физика
атома и атомного
ядра
Практические занятия:
Контрольная работа № 3 «Колебания и волны. Оптика»
Раздел 6. Квантовая физика
Содержание учебного материала:
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм.
Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Давление света.
Химическое действие света. Опыты П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект.
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта
Самостоятельная работа:
Практические занятия:
Содержание учебного материала:
Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного
ядра. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору.
Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.
Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц.
Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер.
Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций.
2
2
2
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
4
4
2
10
Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция.
Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор.Термоядерный синтез. Энергия звезд.
Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие
радиоактивных излучений. Элементарные частицы.
Тема 7.1 Строение
Солнечной
системы. Эволюция
Вселенной
Практические занятия:
Контрольная работа № 4 «Квантовая физика»
Раздел 7. Строение Вселенной
Содержание учебного материала:
Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна.
Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их
энергии. Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной.
Самостоятельная работа:
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
Всего:
4
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
4
2
78
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. — ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. — про дуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
S
посадочные места обучающихся;
рабочее место преподавателя;
рабочая меловая доска;
S наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки,
раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
^ПК;
J Видеопроектор;
J проекционный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники
1. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб, пособие. - М., 2020
2. Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. - М., 2018
3. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник- М., 2020
4. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник- М., 2020
5. Генденштейн Л.Э, Л.А. Кирик, Физика. Задачник -М-2020
6. Генденштейн Л.Э, Л.А. Кирик, Физика. Задачник -М-2020
7. Мякишев Г. Я., Б. Б. Буховцев Физика: учеб общеобразоват. учреждений /, изд. М.: Просвещение 2019
8. Мякишев Г. Я. Физика. Механика. Учебник.-Дрофа М-2019
9. Мякишев Г. Я, Синяков А.З. Физика. Молекулярная физика и термодинамика.
Учебник -Дрофа М-2019
10. Мякишев Г. Я, Синяков А.З. Физика. Электродинамика. Учебник для 10-11кл.
ДрофаМ-2019
11. Мякишев Г. Я, Синяков А.З. Физика. Колебания и волны. Учебник Дрофа М-2019
12. Мякишев Г. Я, Синяков А.З. Физика. Оптика. Квантовая физика. Учебник Дрофа
М-2019
Дополнительные источники
1. Л.А.Кирик, Ю.И. Дик Физика , Сборник заданий и самостоятельных работ Москва
2020
2. Т.И.Трофимова, Физика в таблицах и формулах Академия 2020
Электронные издания (электронные ресурсы)
(Единаяколлекция цифровых образовательных ресурсов)
Z www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательныересурсы Интернета—Физика).
J https//fiz. lseptember.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
S www.nuclphys. sinp. msu.ru
(Ядерная физика в Интернете).
Z www.college.ru/fizika .
12
■S http://www.class-fizika.narod.ru
J http://www.afizika.ru/videoop
•S http://phisiks.claw.ru/phizika/mexanika/mexanika.html
http://somit.ru/karta.htm
J http://markx.narod.ru/fiz
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения
учебной
дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Предметые
-сформированность представлений о роли и
месте физики в современной научной картине
мира; понимание
физической
сущности
наблюдаемых во Вселенной явлений, роли
физики
в
формировании
кругозора и
функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
-владение основополагающими физическими
понятиями, закономерностями, законами и
теориями;
уверенное
использование
физической терминологии и символики
-владение основными методами научного
познания,
используемыми
в
физике:
наблюдением,
описанием,
измерением,
экспериментом;
-умения обрабатывать результаты измерений,
обнаруживать зависимость между физическими
величинами, объяснять полученные результаты
и делать выводы;
-сформированность умения решать физические
задачи;
-сформированность
умения
применять
полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе,
профессиональной сфере и для принятия
практических решений в повседневной жизни;
-сформированность собственной позиции по
отношению
к
физической
информации,
получаемой из разных источников.
Личностные
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
3
Текущий контроль (тестирование,
устный и письменный опрос, доклад,
сообщение, отчет), практико
ориентированное задание, практические
занятия, самостоятельные и
контрольные работы. Формализованное
наблюдение за навыками использования
Интернет-ресурсов.
13
-чувство гордости и уважения к истории и Текущий
контроль
(устный
и
достижениям отечественной физической науки; письменный опрос, доклад, практико
физически
грамотное
поведение
в ориентированное
задание).
профессиональной деятельности и быту при
обращении с приборами и устройствами;
готовность
к
продолжению
образования и повышения квалификации в
избранной профессиональной деятельности и
объективное осознание роли физических
компетенций в этом;
- умение использовать достижения
современной физической науки и физических
технологий для повышения собственного
интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности;
- умение самостоятельно добывать
новые для себя физические знания, используя
для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные
взаимоотношения в команде по решению
общих задач;
- умение управлять своей познавательной
деятельностью, проводить самооценку уровня
собственного интеллектуального развития
Метапредметные
использование
различных
видов
познавательной деятельности для решения
физических задач, применение основных
методов познания (наблюдения, писания,
измерения,
эксперимента) для изучения
различных
сторон
окружающей
действительности;
использование
основных
интеллектуальных
операций:
постановки
задачи, формулирования гипотез, анализа и
синтеза,
сравнения,
обобщения,
систематизации,
выявления
причинноследственных
связей,
поиска
аналогов,
формулирования
выводов для изучения
различных сторон физических объектов,
явлений и процессов, с которыми возникает
необходимость
сталкиваться
в
профессиональной сфере;
- умение генерировать
идеи и
определять средства, необходимые для их
реализации;
- умение использовать различные
источники
для
получения
физической
информации, оценивать ее достоверность;
- умение анализировать и представлять
Текущий контроль (тестирование,
устный и письменный опрос, доклад,
сообщение, отчет), практико
ориентированное задание.
Формализованное наблюдение за
навыками использования Интернетресурсов.
14
информацию в различных видах;
- умение публично представлять
результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая
содержание
и
формы
представляемой
информации.
15