ОУП.07 Обществознание 2025

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ОУП.07 Обществознание

Профиль получаемого профессионального образования:
естественнонаучный

Код и наименование спепиальности:34Ю2.01 Сестринское дело

Квалификация выпускника: Медицинская (ий)сестра/бпат

Форма обучения: очная

Курс: 1

Семестр :1„2

:025г.

-УТВЕРЖДАЮ

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

I зам. директора по УР
' Шабанова М. М

Протокол К$т «___ » 28.08. 2025 г.

Председатель ПЦК: Давлятбекова М.М

. 2025г.

Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины ОУП.07 Обществознание
разработана на основе:

•

-Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
утвержденного приказом Приказ Мшю.брнауки России от 09.12.2016 N 1547
(ред.от01.09.2022)"0б утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07
Информационные
системы?.
’
и
программирование"
(Зарегистрировано в Минюсте Р,осени 26^12.2016 N 44936)
с учетом:
•’
-профиля получаемого образования ;
д
- примерной программы;
•.
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения, образовательных. программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой
профессии
или
специальности
среднего
профессионального
образования(разработаны Департаментом государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный
институт
развития
образования»(письмо
Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России 17.03.2015г № 06-259);
- Методических Д рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС ц ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2025/2026
учебный год

Разработчики: Абуева Зухра Магомедэминовна, преподаватель по истории ИПК

Рецензенты / экспер'
истор.наук.

ова И.И., препод.спец.дисциплин ГБПОУР ИПК кандидат

СОДЕРЖАНИЕ

1.

характеристика

Общая

примерной

рабочей

программы

общеобразовательной дисциплины «Обществознание»..................................... 4

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины......Ошибка!
Закладка не определена.

3. Условия

реализации

программы

общеобразовательной дисциплины

«Обществознание»..............................
4.

Контроль

и

оценка

результатов

29

освоения

дисциплины................................................ ......;.......

общеобразовательной
31

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Обществознание»
i

1.1.

Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО

Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью
предметной

общеобразовательном

науки»,

«Общественные

области^

цикле

учебного

плана

изучается

ООП

с

СПО

в

учетом

профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины

Основной целью изучения обществознания в организациях среднего

профессионального образования является освоение обучающимися знаний о
российском обществе и особенностях его развития в современных условиях,

различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными
социальными

рефлексии,

институтами,

оценке

содействие

формированию

возможностей

своих

в

способности

повседневной

к

и

профессиональной деятельности.
Ключевыми

изучения

задачами

с

обществознания

учётом

преемственности с основной школой являются:

воспитание

общероссийской

идентичности,

гражданской

ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения

страны в различных областях жизни; приверженности демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование

целостной картины общества;

- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать социальную информацию из различных источников,
преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно­

познавательных, исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений
при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения
людей и собственных поступков в различных областях общественной жизни с

учётом

профессиональной

направленности

организации

среднего

профессионального образования;

- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности
в пеоиод оанней юности, выработка интереса к освоению социальных и

гуманитарных

дисциплин,

самоопределению.

<■

развитие

мотивации

к

предстоящему

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на

основе ФГОС СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций.
Код и наименование

Планируемые результаты освоения дисциплины

формируемых

Дисциплинарные 1

Общие

компетенций
ОК 01.

В части трудового воспитания:

сформировать знания об (о):

Выбирать способы

- готовность к труду, осознание ценности мастерства,

- обществе как целостной развивающейся системе в

решения задач

трудолюбие; У

единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;

профессиональной

- готовность к активной деятельности технологической и

основах социальной динамики; глобальных проблемах и

деятельности

социальной направленности, способность

вызовах современности; перспективах развития

применительно

инициировать, планировал и самостоятельно

современного общества, в’том числе тенденций

к различным

выполнять такую деятельность;

развития Российской Федерации;

контекстам

- интерес к различным сферам профессиональной

- человеке как субъекте общественных отношений и

деятельности,

сознательной деятельности; особенностях социализации

Овладение универсальными учебными

личности в современных условиях, сознании, познании, и

познавательными действиями:

самосознании человека; особенностях

..

■

■ ■■

^^дзовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать

профессиональной деятельности в области науки,
культуры, эконрмическрй и финансовой сферах;

проблему, рассматривать ее всесторонне;

- экономике как науке и хозяйстве, роли государства в

- устанавливать существенный признак или основания

экономике, в том числе государственной политики

для сравнения, классификации и обобщения;

поддержки конкуренции и импортозамещения,

- определять цели деятельности, задавать параметры и

особенностях рыночных отношений в современной

критерии их достижения;

экономике;

- выявлять закономерности и противоречия в

- системе права и законодательства Российской

рассматриваемых явлениях;

Федерации;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать

- владеть базовым понятийным аппаратом социальных

соответствие результатов целям, оценивать риски

наук, уметь различать существенные и несущественные

1 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в редакции 12.08.2022 №732)

выполнения задач

документы стратегического характера, публикации в

профессиональной

средствах массовой информации; осуществлять поиск

деятельности

социальной информации, представленной в различных

знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести

целенаправленный поиск необходимых сведений, для

восполнения недостающих звеньев, делать
обоснованные выводы, различать отдельные

компоненты в информационном сообщении, выделять
факты, выводы, оценочные суждения, мнения;
- сформированность навыков оценивания социальной

информации, в том числе поступающей по каналам

сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением •

соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках,инфор.мацйи, давать на

основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;

- умет^пределять связи социальных объектов и
—..... -

■

■ '

■

явлений с помощью различных знаковых систем;
сформированность представлений о методах изучения
социальных явлений и процессов, включая

универсальные методы науки, а также специальные

методы социального познания, в том числе
социологические опросы, биографический метод,

социальное прогнозирование
ОК 03. Планировать и

В области духовно-нравственного воспитания:

сформировать знания об (о):

реализовывать

-- сформированность нравственного сознания,

- особенностях социализации личности в современных

собственное

этического поведения;

условиях, сознании, познании и самосознании человека;

профессиональное и

- способность оценивать ситуацию и принимать

особенностях профессиональной деятельности в

личностное развитие,

осознанные решения, ориентируясь на морально-

области науки, культуры, экономической и финансовой

предпринимательску

нравственные нормы и ценности;

сферах;

ю деятельность в

- осознание личного вклада в построение устойчивого

- отношениях, направлениях социальной политики в

профессиональной

будущего;

Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,

сфере, использовать

- ответственное отношение к своим родителям и (или)

государственной политики в сфере межнациональных

знания по

другим членам семьи, созданию семьи на основе

отношений; структуре и функциях политической системы

финансовой

осознанного принятия ценностей семейной жизни в

общества, направлениях государственной политики

грамотности в

соответствии с традициями народов России;

Российской Федерации;

различных

Овладение универсальными регулятивными

- владеть умениями проводить с опорой на полученные

жизненных ситуациях

действиями:

знания учебно-исследовательскую и проектную

а) самоорганизация:

деятельность, представлять ее результаты в виде

- самостоятельно осуществлять познавательную

завершенных проектов, презентаций, творческих работ

деятельность, выявлять проблемы, ставить и

социальной и междисциплинарной направленности;

формулировать собственные задачи в образовательной

готовить устные выступления и письменные работы

деятельности и жизненных ситуациях;

(развернутые ответы, сочинения) по социальной

- самостоятельно составлять план решения проблемы с

проблематике, составлять сложный и тезисный план

учетом имеющихся ресурсов, собственных

развернутых ответов, анализировать неадаптированные

возможностей и предпочтений;

тексты на социальную тематику;

- давать оценку новым ситуациям;

- готовность применять знания о финансах и бюджетном

способствовать формированию и проявлению широкой

регулировании при пользовании финансовыми услугами

эрудиции в разных областях знаний, постоянно

и инструментами; использовать финансовую

повышать свой образовательный и культурный уровень;

информацию для достижения личных финансовых

б) самоконтроль:

целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,

рисков и способов их снижения; сформированность

выбора верного решения;

гражданской ответственности в части уплаты налогов

- уметь оценивать риски и своевременно принимать

для развития общества и государства

решения по их снижению;

в) эмоциональный интеллект, предполагающий

сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к

достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;

- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при

осуществлении коммуникации, способность к

сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность

выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты

OK 04. Эффективно

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и

- использовать обществоведческие знания для

взаимодействовать и

самоопределению;

взаимодействия с представителями других

работать в.

-овладение навыками учебно-исследовательской,

национальностей и культур в целях успешного

коллективе и

проектной и социальной деятельности;

выполнения типичных социальных ролей, реализации

команде

Овладение универсальными коммуникативными

прав и осознанного выполнения обязанностей

действиями:

гражданина Российской Федерации, в том числе

б) совместная деятельность:

правомерного налогового поведения; ориентации-^

- понимать и использовать преимущества командной и

актуальных общественных событиях, определения

индивидуальной работы;

личной гражданской позиции; осознание значимости

- принимать цели совместной деятельности,

здорового образа жизни; роли непрерывного

организовывать и координировать действия по ее

образования; использовать средства информационно­

достижению: составлять план действий, распределять

коммуникационных технологий в решении различных

роли с учетом мнений участников обсуждать результаты

задач

совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях

реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в

различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными

.

использованием языковых средств

социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев

OK 06. Проявлять

- осознание обучающимися российской гражданской

1) сформировать знания об (о):

гражданско-

идентичности;

обществе как целостной развивающейся системе в

патриотическую

- целенаправленное развитие внутренней позиции

единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;

позицию,

личности на основе духовно-нравственных ценностей

основах социальной динамики;

демонстрировать

народов Российской Федерации, исторических и

особенностях процесса цифровизации и влиянии

осознанное

национально-культурных традиций, формирование

массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;

поведение на основе

системы значимых ценностно-смысловых установок,

глобальных проблемах и вызовах современности;

традиционных

антикоррупционного мировоззрения, правосознания,

перспективах развития современного общества, в том

общечеловеческих

экологической культуры, способности ставить цели и

числе тенденций развития Российской Федерации;

ценностей, в том

строить жизненные планы;

человеке как субъекте Общественных отношений и

числе с учетом

В части гражданского воспитания:

сознательной деятельности;

гармонизации

- осознание своих конституционных прав и

особенностях социализации личности в современных

межнациональных и

обязанностей, уважение закона и правопорядка;

условиях, сознании, познании и самосознании человека;

межрелигиозных

- принятие традиционных национальных,

особенностях профессиональной деятельности в

отношений,

общечеловеческих гуманистических и демократических

области науки, культуры, экономической и финансовой

применять стандарты

сферах;

антикоррупционного

...
-г
- готовность противостоять идеологии экстремизма,

значении духовной культуры общества и разнообразии

поведения

национализма, ксенофобии, дискриминации по

ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли

социальным, религиозным, расовым, национальным

государства в экономике, в том числе государственной

признакам;

политики поддержки конкуренции и

- готовность вести совместную деятельность в интересах

импортозамещения, особенностях рыночных отношений

гражданского общества, участвовать в самоуправлении

в современной экономике;

в общеобразовательной организации и детско-

роли государственного бюджета в реализации

юношеских организациях;

полномочий органов государственной власти, этапах

- умение взаимодействовать с социальными

бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных

институтами в соответствии с их функциями и

решений;

назначением;

социальных отношениях, направлениях социальной

- готовность к гуманитарной и волонтерской

политики в Российской Федерации, в том числе

ценностей;

•

деятельности;

поддержки семьи, государственной политики в сфере

патриотического воспитания:

межнациональных отношений; структуре и функциях

- сформированность российской гражданской

политической системы общества, направлениях

идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,

государственной политики Российской Федерацие­

чувства ответственности перед Родиной, гордости за

конституционном статусе и полномочиях органов

свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое

государственной власти;

и настоящее многонационального народа России;

системе прав человека и гражданина в Российской

- ценностное отношение к государственным символам,

Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в

историческому и природному наследию, памятникам,

Российской Федерации;

традициям народов России, достижениям России в

правовом регулирования гражданских, семейных,

науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

трудовых, налоговых, образовательных,

- идейная убежденность, готовность к служению и

административных, уголовных общественных

защите Отечества, ответственность за его судьбу;

отношений;

освоенные обучающимися межпредметные понятия и

системе права и законодательства Российской

универсальные учебные действия (регулятивные,

Федерации;

познавательные, коммуникативные);

2) уметь характеризовать российские духовно­

-

- способность их использования в познавательной и

нравственные ценности, в том числе ценности

социальной практике, готовность к самостоятельному

человеческой жизни, патрИотизма^Гслу&ёния

планированию и осуществлению учебной деятельности,

Отечеству, семьи, созидательного труда, норм.морали и

организации учебного сотрудничества с

нравственности, прав и свобод человека, гуманизма,

педагогическими работниками и сверстниками, к

милосердия, справедливости, коллективизма,

участию в построении индивидуальной

исторического единства народов России,

образовательной траектории;

преемственности истории нашей Родины, осознания

- овладение навыками учебно-исследовательской,

ценности культуры России и традиций народов России,

проектной и социальной деятельности

общественной стабильности и целостности государства;

-

3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные

признаки понятий, определять различные смыслы

многозначных понятий, классифицировать
используемые в социальных науках понятия и термины;

использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных

науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний;

4) владеть умениями устанавливать, выявлять,
объяснять причинно-следственные, функциональные,

иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов, включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить
примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества;
выявлять причины и последствия преобразований в

различных сферах жизни российского общества;
-

-

-

•

характеризовать функции социальных институтов;
обосновывать иерархию нормативных правовых актов в

системе российского законодательства;

5) связи социальных объектов и явлений с помощью

различных знаковых систем; сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений

и процессов, включая универсальные_мё«&ды науки, а
такжТспециальные методы социального познания, в
том числе социологические опросы, биографический

метод, социальное прогнозирование;
6) владеть умениями применять полученные знания при

анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные

публикации на интернет-ресурсах государственных

органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в

средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных

9) владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний

собственные суждения и аргументы по определенным

проблемам с точки зрения социальных ценностей и

использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной

действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной

действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии '■***
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;

10) готовность применять знания о финансах и
бюджетном регулировании при пользовании

.

финансовыми услугами и инструментами; использовать
финансовую информацию для достижения личных
_

!

.

■

финансовых целей, обеспечивать финансовую

безопасность с учетом рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской ответственности в части
уплаты налогов для развития общества и государства;

11) сформировать навыки оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять

степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на

основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;

12) владеть умением самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с помощью полученных
знаний наиболее эффективные способы

противодействия коррупции; определять стратегии
разрешения социальных и межличностных конфликтов;

оценивать поведение людей и собственное поведение с
точки зрения социальных норм, ценностей,

экономической рациональности и финансовой
грамотности; осознавать неприемлемость
антиобщественного поведения, осознавать опасность
алкоголизма и наркомании, необходимость мер

юридической ответственности, в том числе для
несовершеннолетних граждан

ОК ©^Содействовать

В области экологического воспитания:

- конкретизировать теоретические положения фактами,

сохранению

- сформированность экологической культуры,

окружающей среды,

понимание влияния социально-экономических

социальной действительности, модельными
ситуациями, примерами из личнр^вэй’иального опыта и

ресурсосбережению,

процессов на состояние природной и социальной

фактами социальной действительности, в том числе по

применять знания об

среды, осознание глобального характера экологических

соблюдению правил здорового образа жизни; умение

изменении климата,

проблем;

.создавать типологии социальных процессов и явлений

принципы

- планирование и осуществление действий в

на основе предложенных критериев;

бережливого

окружающей среде на основе знания целей устойчивого

- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять

производства,

развития человечества;

причинно-следственные, функциональные,

эффективно

активное неприятие действий, приносящих вред

иерархические и другие связи социальных объектов и

действовать в

окружающей среде;

процессов, включая умения характеризовать

чрезвычайных

- умение прогнозировать неблагоприятные

взаимовлияние природы и общества, приводить

ситуациях

экологические последствия предпринимаемых

примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества;

действий, предотвращать их;

выявлять причины и последствия преобразований в

- расширение опыта деятельности экологической

различных сферах жизни российского обществ

направленности;

- овладение навыками учебно-исследовательской,

числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение

научной терминологией, ключевыми понятиями и

методами;

-осуществлять целенаправленный поиск переноса

средств и способов действия в профессиональную среду

5.2. Техник-спасатель должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях.
•

»

ПК 1.1. Собирать и обрабатывать оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях.

ПК 1.2. Собирать информацию и оценивать обстановку на месте чрезвычайной ситуации.
ПК 1.3. Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ПК 1.4. Организовывать'и выполнять действия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ПК 1.5. Обеспечивать безопасность личного состава при выполнении аварийно-спасательных работ.
5.2.2. Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций.

ПК 2.1. Проводить мониторинг потенциально опасных промышленных объектов.
ПК 2.2. Проводить мониторинг природных объектов.

Структура
2.

и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Базовый уровень
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Основное содержание

78

78

вт. ч.:

теоретическое обучение
практические занятия

Самостоятельная, работа
Промежу^?^§^>и*геСтация (Дифф.зачет)

26
.40
10
________ 2

_____

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),

Объем

Формируемые

разделов и тем

лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

часов

компетенции

3

4

1
2
Раздел 1. Человек в обществе
Тема 1.1.
Основное содержание учебного материала
Общество и
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и
общественные
элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и
отношения. Развитие функции социальных институтов.
общества2
Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности.

2

Роль массовой коммуникации в современном обществе

В том числе практических занятий
Многообразие

путей

и

форм

4

общественного

развития.

Эволюция,

социальная

революция. Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI

•-

*•

в.

Общественный

прогресс,

его

критерии.

Противоречивый

характер

Zf?" ’

'

ОК 01

ОК 05

прогресса.

Глобализация и ее противоречивые последствия

Самостоятельная работа
Перспективы развития в информационном обществе. Направления цифровизации в

профессиональной деятельности. Роль науки в решении глобальных проблем.
Социально-экономический и гуманитарный профили - Социальные и гуманитарные

2

аспекты глобальных проблем. Воздействие глобальных проблем на профессиональную
деятельность. Направления цифровизации в профессиональной деятельности.

Тема 1.2.

Основное содержание учебного материала

2 В рамках темы возможно проведение входной диагностики (входного контроля) - на усмотрение преподавателя.

ОК 02

Биосоциальная
природа человека и
его деятельность

Влияние

ОК04

социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном

ОК 05

Человек

как

обществе.

результат

биологической

Коммуникативные

качества

и

социокультурной

личности.

эволюции.

Мировоззрение,

его

роль

в

жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты)

2

социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное

поведение.

Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы.

Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека

В том числе практических занятий

4

Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения

Самостоятельная работа
Межличностное общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его

■V

особенности в сфере.

Тема 1.3.
Познавательная
деятельность
человека. Научное
познание

Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий

2

Познание мира. Чувственное и рациональное познание, Мышление, его формы и
методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины,
ее критерии. Абсолютная, относитёлъная^Жтина.Естественные, техническиё>:тоЧНыё-’И
социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания.
Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Российское общество
и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

ОК 02
ОК 04
ОК 05

Профессионально ориентированное содержание
Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее
критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и

социально-гуманитарные науки.

Раздел 2. Духовная культура
Основное содержание учебного материала
Тема 2.1.
Духовная культура
Духовная деятельность человека. Духовные

ОК 03

ОК 05
ценности

российского

общества.

2

ОК 06

Достижения современного российского искусства

Самостоятельная работа:

2

Особенности профессиональной деятельности в сфере искусства.

Раздел 3. Экономическая жизнь общества3
Основное содержание учебного материала
Тема 3.1.
Экономика- основа
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни.
жизнедеятельности
Предмет и методы экономической . науки. Ограниченность ресурсов. Кривая
общества
производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и
пути

его

достижения.

Факторы

долгосрочного

экономического

роста.

2

ОК 02
ОК 07

Понятие

экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов

Профессионально ориентированное содержание
Особенности разделения труда и специализации в сфере.

Тема 3.2.
Рыночные отношения
вэкономике.
Финансовые
институты

Основное содержание учебного материала
Функционирование

рынков.

Рынки

труда,

2

капитала,

земли,

информации.

Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная,

политика по развитию конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской

ОК 01

Федерации

ОК 03

Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный

ОК 09

банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России.
Инфляция: причины, виды, последствия

В том числе практических занятий

2

Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон

3 При наличии в общем учебном плане общеобразовательной дисциплины «Экономика» содержание дисциплины «Обществознание» целесообразно изучать на основе
пяти содержательных разделов с углублением в отдельные аспекты и вопросы содержания и с расширением числа вводимых в учебный процесс практических работ и
практико-ориентированных заданий, благодаря времени, освобождающемуся в виду изучения материала раздела «Экономическая жизнь общества» в качестве
самостоятельной дисциплины.

предложения. Эластичность предложения.

Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность.
Денежные агрегаты

Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица.
Рациональное
поведение
потребителя

Основное содержание учебного материала
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в
области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.

экономическое

Рациональное

ответственность.

поведение.

Экономическая

Экономическая

деятельность

и

свобода

проблемы

и

2

социальная

устойчивого

развития

ОК 01

общества

ОК 02

2

В том числе практических занятий
л

•

ОКОЗ

•

Для социально- экономического профиля - Особенности профессиональной деятельности
в экономической и финансовой сферах.

- ■
Спрос на труд и его факторы в сфере . Стратегия поведения при поиске работы.
Возможности профессиональной переподготовки.

Тема 3.4.
Предприятие в
экономике

Основное содержание учебного материала

■»

■
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная

стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды.

2

Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской

ОК 01
ОКОЗ

Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации

В том числе практических занятий
Предпринимательская деятельность в сфере.Основы менеджмента и маркетинга в сфере

Тема 3.5.

Основное содержание учебного материала

2

ОК 01

Экономика и
государство

ОК 09

Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага.

2

Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного
бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный

долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и
сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика
государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации.

Самостоятельная работа
Государственный бюджет. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов.

Система налогов и сборов в Российской Федерации.

Тема 3.6.
Основные тенденции
развития экономики
России и
международная
экономика

2

Основное содержание учебного материала
Мировая экономик^ Международная экономика. Международное разделение труда.

Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной

2

торговле. Государственное регулирование внешней торговли

Профессионально ориентированное содержание

ОК 06

Направления импортозамещения в условиях современной экономической ситуации в

ОК 09

сфере.Собственное производство как средство устойчивого развития государства
Социально-экономический и гуманитарный профили - Региональная экономика и её

особенности в сфере. Основные направления развития региональной экономики .

Раздел 4. Социальная q эера
Тема 4.1.
Основное содержание учебного материала
Социальная
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.
структура общества. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная
Положение личности поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации.
в обществе
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность,

ОК 01
ОК 05

ее формы и каналы в современном российском обществе
Практическая работа:

2

Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека в трудовом
коллективе. Возможности профессионального роста. Обеспечивать безопасность личного
состава при выполнении аварийно-спасательных работ.

Тема 4.2.
Семья в современном
мире

Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий

2

Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт.

ОК 05
ОК 06

Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в

Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям

Тема 4.3.
Этнические
общносту и нации

Основное содержание учебного материала
Миграционные

процессы

в

современном

мире.

Этнические

общности.

Нации

и

межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения

ОК 05
2

ОК 06

и пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации

Тема 4.4.
Социальные нормы и
социальный
контроль.
Социальный
конфликт и способы
его разрешения

Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий

4

Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных

девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения
социальных

конфликтов.

Особенности

профессиональной деятельности

ОК 04

социолога,

ОК 05

социального психолога.

Самостоятельная работа:

4

Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии поведения в
конфликтной ситуации. Собирать и обрабатывать оперативную информацию о
чрезвычайных ситуациях.

Раздел 5. Политическая сфера
Основное содержание учебного материала
Тема 5.1.

6

ОК 05

Политика и власть.
Политическая
система

ОК 06

Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические
институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура

и функции.

Политическая система

Российской Федерации на современном этапе

Государство

как

суверенитет.

Функции

основной

институт

политической

государства. Форма

системы.
форма

государства:

Государственный
правления,

форма

государственного (территориального) устройства, политический режим Типология форм

государства

В том числе практических занятий
Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в

Российской

Федерации.

Государственное

управление

в

Российской

Федерации.

Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции,

антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная

политика Российской Федерации по противодействию экстремизму.
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
__
•
Всего

78 *

2. Условия реализации, программы общеобразовательной
дисциплины «Обществознание»
3.1. Оснащение учебного кабинета

Освоение
программы
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Обществознание» предполагает наличие ^Профессиональной образовательной
организации,

реализующей

образовательн^р

среднего

программу

общего

образования в пределах освоения ОПОП СПО на казе основного общего образования,

специализированного учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить
свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной
деятельности обучающихся.

Помещение

кабинета

должно

удовлетворять

требованиям

Санитарно-

эпидемиологических правил и нормативам и быть оснащено типовым оборудованием,

в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию

по обществознанию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В

состав

учебно-методического

и

материально-технического

обеспечения

программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
•

наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов);

•

информационно-коммуникационные средства;

•

экранно-звуковые пособия;.

•

комплект технической документации,

в том числе паспорта

на средства

обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
•

библиотечный фонд кабинета;

•

рекомендованные мультимедийные пособия.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
В

библиотечный

фонд

кабинета

входят

учебники,

учебно-методические

комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные), обеспечивающие освоение учебной

дисциплины

«Обществознание»,

рекомендованные

для

использования

в

профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную

программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного
общего образования, не старше пяти лет с момента издания.
Рекомендованные

печатные

издания по реализации

общеобразовательной

дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.

Контроль и оценка результатов освоения
общеобразовательной дисциплины

4.

Контроль и оценка результатов освоения об|цеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, Направленные на формирование

общих компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.

Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» направлено
на формирование общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 и

сопряжены с достижением образовательных результатов, регламентированных ФГОС

СОО.

?

Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе освоения

ими содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» на
уровне среднего профессионального образования является существенным звеном

учебного

процесса.

Целесообразно

проводить

оценивание

образовательных

результатов в ходе изучения каждого раздела образовательной программы. Для
организации

и

оценочных

проведения

процедур

преподаватель

может

воспользоваться как готовыми средствами оценивания, представленными в психолого­

педагогической

и

методической

литературе,

или

самостоятельно

разработать

инструментарий оценки.

Важным средством оценки образовательных результатов выступают учебные
задания, проверяющие способность к решению учебно-познавательных и учебно­

практических задач,

предполагающие

вариативные

пути

решения,

комплексные

задания, ориентированные на проверку целого комплекса умений, компетентностноориентированные

задания,

оценивать

позволяющие

сформированность

группы

различных умений и базирующиеся на контексте социальных ситуаций.
Процедура
вестись

каждым

оценивания

образовательных

преподавателем

в

ходе

результатов

стартовой,

обучающихся

текущей,

может

промежуточной

диагностики.

Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для корректировки
учебных программ и индивидуализации учебной деятельности обучающегося, группы в

целом.
В текущей диагностике процедура

оценивания

может быть организована

посредством:
- оценивания результатов устного опроса;

-оценивания выполнения познавательных заданий (задания к документам,
содержащими социальную информацию; задания к схемам, таблицам, диаграммам,
инфографике; вопросы проблемного характера; задания-задачи; проектные задания и

др-);

- оценивание результатов тестирования.

При

и

организации

оценивания

процедуры

проведении

образовательных

результатов обучающихся целесообразно предусмотреть возможность самооценки и

взаимооценки знаний/умений обучающихся. Предметом оценивания являются не
только итоговые образовательные? результаты, но и динамика изменений этих
результатов в процессе всего изучения и освоения содержания учебной дисциплины.
Необходимо учитывать, что изучение обществознания
предусматривает как
■я-

развитие

устной,

так

и

развитие

письменной

выдерживать соответствующие пропорции

речи;

поэтому

целесообразно

в способах предъявления заданий и

форматах ожидаемых ответов.
Требования,

известны

параметры

обучающимся

и

критерии

заранее, до

оценочной

процедуры должны

непосредственного

быть

процедуры

проведения

оценивания, включая самооценку и взаиморценку. По возможности, параметры и

критерии оценки должны разрабатываться и обсуждаться преподавателем совместно с

самими обучающимися. Каждому параметру оценки должны соответствовать критерий
оценки: за что выставляется та или иная оценка; в случае балльной оценки - то или

иное количество баллов.

На

основе

типов

оценочных

предложенных

мероприятий,

в

таблице,

преподаватель выбирает формы и методы с учетом профессионализации обучения по
программе дисциплины.

Общая/профессиональная

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятия

компетенции

Раздел 1. Человек в обществе
ОК 01

Тема 1.1.

ОК 05

Общество и общественные
отношения. Развитие

общества

Познавательные задания

• Вопросы проблемного характера
• Задания к схемам, таблицам,

диаграммам, инфографике
• Проектные задания

Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 02

Тема 1.2.

ОК 04

Биосоциальная природа

Познавательные задания

ОК 05

человека и его

• Задания к документам,

деятельность

содержащим социальную

Устный опрос

информацию

• Проектные задания

Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Устный опрос

OK 02

Тема 1.3.

OK 04

Познавательная

OK 05

деятельность человека.

Познавательные задания

• Задания к документам,

;Л

Научное познание

содержащим социальную

информацию
г»

Познавательные задания

Самооценка и взаимооценка знаний
■л» •

/умений обучающихся
Г;
Раздел 2хДуховная культура

OK 03

Тема 2.1.

OK 05

Духовная культура

OK 06

личности и общества

Познавательные задания

•

Вопросы проблемного

характера
•

Задания к документам,

содержащим социальную

информацию

Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

OK 02

Тема 2.2.

OK 03

Наука и образование в

современном мире

Устный опрос
Познавательные задания

•

Задания к документам,

содержащим социальную

информацию
•

Проектные задания

Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

OK 05

Тема 2.3.

OK 06

Религия

Устный опрос
Познавательные задания

• Задания к документам,

содержащим социальную
информацию

Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
OK 01

Тема 2.4.

Устный опрос

OK 05

Искусство

Познавательные задания

• Задания к документам,

содержащим социальную
информацию

Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Раздел 3. Экономическая жизнь общества
ОК 02

Тема 3.1.

ОК 07

Экономика - основа

жизнедеятельности

общества

Устный опрос
Познавательные задания

•

Задания к схемам, таблицам,

диаграммам, инфографике

Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Устный опрос

ОК 01

Тема 3.2.

ОК 03

Рыночные отношения в

Познавательные задания

ОК 09

экономике. Финансовые

•

институты

Задания к документам,

содержащим социальную

информацию

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 01

Тема 3.3.

ОК 02

Рынок труда и

ОК 03

безработица.

Рациональное поведение
потребителя

Устный опрос
Познавательные задания

• Задания- задачи
• Задания к схемам, таблицам,

диаграммам, инфографике
• Проектные задания

Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 01

Тема 3.4.

ОК 03

Предприятие в экономике

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания - задачи

• Задания к документам,
содержащим социальную

информацию

• Проектные задания

Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 01

Тема 3.5.

ОК 09

Экономика и государство

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к схемам, таблицам,

диаграммам, инфографике
Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 06

Тема’3.6.

ОК 09

Основные тенденции

•

развития экономики

характера

Познавательные задания

Вопросы проблемного

России и международная
экономика

•

Работа с документами,

содержащими социальную
информацию
;к

Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

1

Раздел 4. Социальная сфера

Устный опрос

ОК 01

Тем.а 4.1.

ОК 05

Социальная структура

Познавательные задания

общества. Положение

• Задания к документам,

личности в обществе

содержащим социальную

информацию
Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 05

Тема 4.2.

ОК 06

Семья в современном мире

Устный опрос
Познавательные задания

• Задания к документам,

содержащим социальную

информацию
Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Устный опрос

ОК 05

Тема 4.3.

ОК 06

Этнические общности и

Познавательные задания

нации

• Задания к документам,

содержащим социальную
информацию

Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся
ОК 04

Тема 4.4.

ОК 05

Социальные нормы и

социальный контроль.
Социальный конфликт и
способы его разрешения

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания- задачи

• Проектные задания

Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Раздел 5. Политическая сфера

Устный опрос

ОК 05

Тема 5.1.

ОК 06

Политика и власть.

Познавательные задания

Политическая система

• Задания к документам,

ОК 02

законодательство
*.
Тема 6.5.,

ОК 05

Отрасли процессуального

ОК 09

права
i

.

Познавательные задания

•

Задания-задачи

Тестирование

i

Самооценка и взаимооценка знаний

\/
к

/умений обучающихся

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,

ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09

Устный опрос

Выполнение заданий

•

промежуточной аттестации

Информационное обеспечение обучения

Основные источники

1. М.В. Кудина, М.В. Рыбакова, Г.В. Пушкарева, Ю.Ю. Петрунин, Л.Б. Логунова, С.С. Попова,
И.В. Лексин, В.А. Сажина, под редакцией В.А. Никонова/Обществознание. 10-11 классы.
Базовый уровень. В 2-х частях.

Дополнительные источники

1. Обществознание: учебник для среднего профессионального образования/
Б. И. Федоров [и др.]; под редакцией Б. И. Федорова. — 3-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 346 с.
2. Обществознание в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального
образования / Н.В. Агафонова [и др.]; под редакцией Н.В. Агафоновой - 5-е изд., перераб. и
доп - Москва: Издательство Юрайт,.2023. - 381 с.

3. Обществознание в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального
4. образования / Н.В. Агафонова [и др.]; под редакцией Н.В. Агафоновой. - 5-е
изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 280 с.
5. Обществознание: учебник для среднего профессионального образования /
6. В.И. Купцов [и др.]; под редакцией В.И. Купцова. - Москва: Издательство
Юрайт, 2023. -242 с.
7. Волков, А.М. Основы права для колледжей: учебник для среднего
8. профессионального образования / А.М. Волков, Е.А. Лютягина; под общей
редакцией А.М. Волкова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 215 с.

9. Обществознание: Учебное пособие / Под ред. Опалева А.В. - М.: Юнити,
2024.-478 с.

16. Баранов, П.А. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник для
подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.С. Шевченко. - М.: ACT, 2020.

-544 с.

.*

17. Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей
социально-экономического профиля. / А.А. Горелов. - М.: Academia,
2019.-416 с.
18.Касьянов, В.В. Обществознание в схемах и таблицах: готовимся к
ЕГЭ / В.В.Касьянов. - РнД: Феникс, 2021 .-318с.
19. Диагностические работы / О.А Кирьянова-Греф, С.А. Лосев. - М.:
МЦНМО,2019. -160 с.
20. Ковригин, В.В. Обществознание: Учебник / В.В. Ковригин. - М.:
Инфра-М,2021. - 512 с.
21. Мушинский В.О. Обществознание: Учебник / В.О.
Мушинский - М.:Форум, 2022. - 256 с.
Интернет-ресурсы

1. http://www.benran.ru/ Lib_kat.htm/ Библиотечные каталоги.
2. http://www.rsl.ru/ Российская Государственная библиотека.
3. ЭБС biblio-online.ru.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.