ПД.01. Химия 2025

СТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж

1Й15Ш5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА»
ПРОФИЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПД.01. Химия

Профиль получаемого профессионального образования:

естественнонаучный
Код и наименование профессии /специальности:
34.02.01. Сестринское дело

Квалификация выпускника: медицинская(ий) сестра/брат

Форма обучения:

очная

Курс:

1

Семестр:

1,2

2025 г

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № 1 от
f)S 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ

ПпеДс^|атель П(Ц)К

Шабанова М.М
ФИО

Подпись

Магомедова А.А.
ФИО

Зам. директора по УР

Подпись

2025 г.

2025 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ПД.01. Химия в соответствии

Приказ Минпросвещения России от 04.07.2022 N 527
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2022 N 69452) на основании примерной
программы общеобразовательной дисциплины для профессиональных образовательных
организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования

Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2025/2026 учебный
год.
'

Разработчики:
ИПК.

Умарова М.Б.___

Рецензенты/ эксперты: Исмаилов У
РДИПК. :
.

__преподаватель ГБПОУ РД
преподаватель ГБПОУ

?
i
!
;

?
!

’
’
'
j
!

'Hi

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...................................... ;......

■

.

'

’

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..................

■

■

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ................................... :

\

:

i

! ii
j ii

;

i

....................

.■ '

'

Hi

'

.■

4. КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
i

i
'......2....

И

i Н
Hi
i :i
Hi

Hi
Io

in

j

H

I

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ

:

1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ПД.01. Химия является частью основной
профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в

соответствии с ФГОС Приказ Минпросвещения России от 04.07.2022 N 527

(

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего

профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело"

(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2022 N 69452)

:

1.2. Место учебной дисциплины ПД.01. Химия в структуре основной профессиональной
образовательной программы: Учебная дисциплина «Химия» входит в общеобразовательный
цикл и относится к профессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Целью освоения дисциплины ПД.01. Химия является подготовка студентов
специальностей к эффективному использованию современных знаний в области общей и
неорганической химии в их будущей профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
- дать комплекс теоретических и практических знаний в области химии;
- сформировать способности понимать химическую суть процессов и использовать основные
законы химии в профессиональной деятельности;
- обучить основным методикам химического анализа и умению использовать их на практике;
- сформировать навыки химического мышления у студентов.
В результате изучения учебной дисциплины ПД.01. Химия студент должен знать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни
современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса
атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклеотиды и изотопы, s-, р-, d-, f- орбитали,
химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация
орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества
молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы,
истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных
растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции,
механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия,
теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа, углеродный скелет,
функциональная группа, гомология ,структурная и пространственная изомерия, основные типы
реакций в неорганической и органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы вещества, периодический закон, закон
постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и
термодинамике;
- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической
диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию),
химическую кинетику и химическую термодинамику;
-классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы,
графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты,

В результате освоения образовательной
сформированы общие компетенции (ОК).

программы

у

выпускника должны

быть \

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
■
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ,
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).

<
?

;
!
■
!
j
'■

■
:
!

2.1. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов
и тем
Теория химического
строения органических
веществ.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект)
Лекция:
1. Органическая химия - химия соединений углерода. Теория
химического строения органических веществ.
Практическое занятие:
1 .Семинар «Теория химического строения органических веществ»

Лекция:
1. Предельные углеводороды.
2. Химические свойства алканов.
3. Циклопарафины.

Предельные
углеводороды

Практическое занятие:
1 .Изомерия и номенклатура алканов.
2. Химические свойства алканов.
3. Семинар по теме «Алканы»
4. Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества.
5.Качественное определение углерода, водорода в органических
соединениях.
Самостоятельная работа:
1. Изомерия и номенклатура алканов
2. Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества
Непредельные
углеводороды.

-

Лекция:■ ■
..................
1.Этиленовые углеводороды.

Объем
часов

Уровень Формируемые
освоения компетенции

2

1

2

1

2
2
2

1
1
1

2
2
2
2
2

2
2
2
2
2

ОК01

ОК 01
ОК 02

2
2
2

2

2

1

ОК 01

Спирты и фенолы

2
2

1
1

ОК 02

2
2
2
2

1
1
1
1

ОК 01
ОК 02

Практическое занятие:
1 .Практическое занятие по теме «Спирты» .
2. Практическое занятие по теме «Фенолы».
3. Решение задач и упражнений по теме «Спирты».

2
2
2

1
1
1

Самостоятельная работа:
1. Генетическая связь между углеводородами и спиртами.

2

1

2
2

1
.1

2
2
2

2
2
2

2

2

2

2

2. Нефть. Перегонка нефти. Крекинг нефти.
3. Коксохимическое производство.
Лекция:
1. Предельные одноатомные спирты. Получение и применение спиртов.
2. Химические свойства спиртов.
3. Многоатомные спирты.
4. Фенолы.

Альдегиды и карбоновые Лекция:
1. Альдегиды. Кетоны.
кислоты
2. Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот.

Практическое занятие:
1. Семинар по теме «Альдегиды»
2. Семинар по теме «Карбоновые кислоты».
3. Генетическая связь между классами органических веществ.
4.Решение экспериментальных задач на распознавание органических
веществ.

........ ....

.....

...■

Самостоятельная работа:
1. Химические свойства карбоновых кислот

ОК 01
ОК 02

Самостоятельная работа:
1. Решение задач и упражнений
Неметаллы

Лекция:
1. Общая характеристика неметаллов.

Практическое занятие:
1. Водородные соединения неметаллов.
2. Окислительно- восстановительные свойства серной и азотной
кислоты
Самостоятельная работа:
1. Решение практических заданий
Металлы

Роль химии в жизни
общества

Лекция:
1. Общая характеристика металлов.
Практическое занятие:
.
1. Общая характеристика металлов .
2.Общие способы получения металлов. Сплавы.
3.Электролиз. Коррозия металлов.
5. Контрольная работа по теме «Металлы. Неметаллы».

Самостоятельная работа:
1. Металлы главных подгрупп
2. Металлы побочных подгрупп.
3. Решение расчётных задач и упражнений
4. Решение экспериментальных задач
5. Повторение и обобщение темы «Металлы и неметаллы» .
Лекция:
1 .Важнейшие производства химической промышленности
2.Роль химии в жизни общества
Диффиринцированный зачет

4

2

2

1

2
2

1
2

2 .

2

2

1

2
2
2
2

1
1
2
1

2
2
4
2
2

2
2
2
2
2

1
1

1
1

2

ОК 01
ОК 02

ОК 01
ОК 02

ОК 01
ОК 02
ОК 07

З.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химии».
Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку;
Технические средства обучения:

- персональный компьютер;
- мультимедийной проектор.

- Программно-аппаратный комплекс учителя
- Цифровая лаборатория по химии

Цифровой датчик температуры -20 ... +110°С
о
о
о
о
о
о
о

Цифровой датчик температуры термопарный (0 ... 1000°С)
Цифровой датчик pH
Цифровой датчик электропроводности растворов
Цифровой датчик объема газа с контролем температуры
Цифровой датчик оптической плотности 525 нм (зеленый)
Цифровой датчик оптической плотности 590 нм (желтый)
Цифровой датчик турбидиметр

- Комплекты для проверки знаний учащихся

о ГИА-лаборатория по химии для ученика и для учителя
- Комплект лабораторной химической посуды

о Химпосуда для цифровой лаборатории
в
■
■
■
0
'■

Соединитель стеклянный
Переход стеклянный
Кювета для датчика оптической плотности
Пробирка двухколенная
Пробирка Вюрца
Колба коническая 250 мл 29/32

о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о

а Шприц 150 мл
■ Набор реактивов для проведения демонстрационных экспериментов по химии
® Набор пробок резиновых
Колба коническая 1000 мл
Комплект стеклянной посуды на шлифах демонстрационный
Комплект мерных колб
Комплект пипеток
Комплект мерных цилиндров стеклянных
Комплект мерных цилиндров пластиковых
i
Комплект ложек фарфоровых
;
Комплект шпателей (22 шт.)
Комплект стаканов химических
Комплект стаканов пластиковых
Комплект стаканчиков для взвешивания (бюкс)
Комплект изделий из керамики, фарфора и фаянса
Комплект ступок с пестами (12 шт.)
Палочка стеклянная
Трубка стеклянная 5 мм (комплект)
!
Дозирующее устройство (механическое)
Набор флаконов 450 мл
Эксикатор
Бюретка 50 мл
<
'

- Химическое лабораторное оборудование общего назначения
■
?

о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о

Вытяжной шкаф лабораторный
Дистиллятор ДЭ4
Весы электронные с USB-переходником
Баня комбинированная лабораторная
'
Доска для сушки посуды
Блок питания 24 В регулируемый
Электроплитка 800 Вт
Магнитная мешалка
Шланг силиконовый 6 мм
Шланг силиконовый 8 мм
Зажим Мора
Зажим винтовой
Комплект ершей для мытья химической посуды
Комплект средств индивидуальной защиты
Набор инструментов для обслуживания
Якорь для магнитной мешалки

~ Оборудование и приборы для демонстрационного эксперимента
ч

;

;
ч
ч
Ч
, Н
' ч
? ч

Ч
И
I 1
i )
i
i ■
( ,ч
! ‘
ч
! ч
; ч
ч
ч
i ii
| )

; ч
; d
; /
И
М
ч
i d
; Ч
' Ч
i )
! ;
И
ч
; Ч
! Ч
! !
<4
! Ч

i

о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о

Колбонагреватель
Чаша кристаллизационная
Ложка для сжигания веществ
Столик подъемный
Прибор для окисления спирта1 над медным катализатором
Прибор для определения состава воздуха
Прибор для опытов по химии с электрическим током ПХЭ
Прибор для получения газов Демонстрационный
Пробирка ПХ-21
Штатив демонстрационный химический
Щипцы тигельные
Спиртовка
Зажим пробирочный
Подставка под сухое горючее

Коллекции для оформления кабинета химии
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о

Коллекция "Алюминий"
Коллекция "Волокна"
Коллекция "Каменный уголь и продукты его переработки"
Коллекция "Металлы и сплавы"
Коллекция "Минералы и горные породы"
Коллекция "Минеральные удобрения"
Коллекция "Нефть и продукты ее переработки"
Коллекция "Пластмассы"
Коллекция "Стекло и изделия из стекла"
Коллекция "Топливо"
Коллекция "Чугун и сталь"
Коллекция "Шкала твердости"

Модели демонстрационные для оформления кабинета химии в школе
о Комплект моделей кристаллических решеток
о Комплект моделей атомов для составления молекул со стержнями

Перечень оборудования кабинета химии для лабораторных работ
о
о
о
о
о
о

Цифровая лаборатория по химии базового уровня
Набор индивидуального базового оборудования
Набор индивидуального вспомогательного оборудования
Набор индивидуальный для работы с газами
Весы электронные лабораторные 200г, точность 0,01г
Комплект запасного стекла для индивидуальных наборов

Литература

Основные источники:
1. Рудзитис Г. Е, Фельдман Ф.Г М, Просвещение, 2021
2. Габриелян О.С, Лысова Г.Г, М, дрофа, 2022

; Н
Н;
Н|

Дополнительные источники::

. И

1. Цветков Л. А Органическая химия. Учебник для 10-11 классов, м. Гуманитарный;
издательский центра ВЛАДОС, 2021г
Hi
2. Егоров А.С. Репетитор по химии, Ростов-на-Дону, Феникс, 2021
; ;

3. Доронькин В.Н.Тематический тренинг Ростов- на- Дону, Феникс 2023г.
'
■

Интернет ресурсы:
1.большая советская энциклопедия1Щр://Ьзе.sci-lib.com/
2. электронная библиотечная CHCTeMahttp://www.book.ru/
3. лучшая учебная HHTepapTypabttp://st-books.ru/
4. https://l lklasov.net/chemistry/
5. https://mybook.ru/sets/9096-luchshie-knigi-po-himii-interesnaya-literatura-dly/

; /
j И
I
;!
;
S /
/

■

;

I

Д.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.02.02 Химия

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения /знания
- называть изученные вещества по
«тривиальной» или международной
номенклатурам;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
практические занятия, самостоятельная
работа

Решение задач,
- определять: валентность и степень окисления
химических элементов, заряд иона, тип
практические занятия, тестирование
химической связи, пространственное строение
молекул, тип кристаллической решетки,
'
:
характер среды в водных растворах, окислитель
и восстановитель, направление смещения
равновесия под влиянием различных факторов,
изомеры и гомологи, принадлежность веществ к
различным классам органических соединений,
характер взаимного влияния атомов в
молекулах, типы реакций в неорганической и
органической химии;

Г

тестирование, контрольная работа и
- характеризовать: s-, р-, d-, f- элементы по их
практические занятия
положению в периодической системе Д.И.
Менделеева; общие химические свойства
металлов, неметаллов, основных классов
неорганических соединений; строение и
свойства органических соединений
(углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и
кетонов, карбоновых кислот, аминов,
аминокислот и углеводов);

-объяснять: зависимость свойств химического
элемента и образованных им веществ от
'
положения в периодической системе Д.И.
Менделеева; зависимость свойств
неорганических веществ от их состава и
строения; природу и способы образования
химической связи; зависимость скорости
химической реакции от различных факторов,
реакционной способности органических
соединений от строения их молекул^

практические занятия, самостоятельная
работа

ii

-выполнять химический эксперимент по:
распознаванию важнейших неорганических
и органических веществ; получению
конкретных веществ, относящихся к
изученным классам соединений;
. '

самостоятельная работа, практические
занятия

-проводить расчеты по химическим формулам
и уравнениям реакций;

Решение задач, практические занятия,
самостоятельная работа

- осуществлять самостоятельный поиск
химической информации с использованием
различных источников (справочных, и научных
и научно-популярных изданий, компьютерных
баз данных, ресурсов интернета);

творческие задания

-использовать компьютерные технологии для
обработки и передачи информации и ее
представление в различных формах;

творческие задания

- использование приобретенных знаний и творческие задания
умений в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем, состоящих
перед
человечеством: .
экологических,
энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений,
практические занятия
происходящих в природе, быту и на
производстве;
- оценки влияния химического загрязнения
окружающей среды на организм человека и
другие живые организмы;

устный опрос

- безопасной работы с веществами в
лаборатории, быту и на производстве;

практические занятия

- определения возможности протекания
устный опрос,
химических превращений в различных условиях решение задач,
самостоятельная работа
и оценки их последствий;

'

-классификацию
и
номенклатуру устный опрос,
тестирование, самостоятельная работа, '
неорганических и органических соединений;
контрольная работа
- природные источники углеводородов и
Устный опрос, тестирование
способы их переработки;

- вещества и материалы, широко используемые
в практике: основные металлы и сплавы,
графит, кварц, стекло, цемент, минеральные
удобрения, минеральные и органические
кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды,
фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль,
глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон,
глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка,
аминокислоты, белки, искусственные волокна,
каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие
средства.

Устный опрос, тестирование

'

i



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.