СТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж
1Й15Ш5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА»
ПРОФИЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПД.01. Химия
Профиль получаемого профессионального образования:
естественнонаучный
Код и наименование профессии /специальности:
34.02.01. Сестринское дело
Квалификация выпускника: медицинская(ий) сестра/брат
Форма обучения:
очная
Курс:
1
Семестр:
1,2
2025 г
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № 1 от
f)S 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
ПпеДс^|атель П(Ц)К
Шабанова М.М
ФИО
Подпись
Магомедова А.А.
ФИО
Зам. директора по УР
Подпись
2025 г.
2025 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ПД.01. Химия в соответствии
Приказ Минпросвещения России от 04.07.2022 N 527
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2022 N 69452) на основании примерной
программы общеобразовательной дисциплины для профессиональных образовательных
организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2025/2026 учебный
год.
'
Разработчики:
ИПК.
Умарова М.Б.___
Рецензенты/ эксперты: Исмаилов У
РДИПК. :
.
__преподаватель ГБПОУ РД
преподаватель ГБПОУ
?
i
!
;
?
!
’
’
'
j
!
'Hi
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...................................... ;......
■
.
'
’
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..................
■
■
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ................................... :
\
:
i
! ii
j ii
;
i
....................
.■ '
'
Hi
'
.■
4. КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
i
i
'......2....
И
i Н
Hi
i :i
Hi
Hi
Io
in
j
H
I
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ
:
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ПД.01. Химия является частью основной
профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в
соответствии с ФГОС Приказ Минпросвещения России от 04.07.2022 N 527
(
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2022 N 69452)
:
1.2. Место учебной дисциплины ПД.01. Химия в структуре основной профессиональной
образовательной программы: Учебная дисциплина «Химия» входит в общеобразовательный
цикл и относится к профессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Целью освоения дисциплины ПД.01. Химия является подготовка студентов
специальностей к эффективному использованию современных знаний в области общей и
неорганической химии в их будущей профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
- дать комплекс теоретических и практических знаний в области химии;
- сформировать способности понимать химическую суть процессов и использовать основные
законы химии в профессиональной деятельности;
- обучить основным методикам химического анализа и умению использовать их на практике;
- сформировать навыки химического мышления у студентов.
В результате изучения учебной дисциплины ПД.01. Химия студент должен знать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни
современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса
атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклеотиды и изотопы, s-, р-, d-, f- орбитали,
химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация
орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества
молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы,
истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных
растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции,
механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия,
теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа, углеродный скелет,
функциональная группа, гомология ,структурная и пространственная изомерия, основные типы
реакций в неорганической и органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы вещества, периодический закон, закон
постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и
термодинамике;
- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической
диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию),
химическую кинетику и химическую термодинамику;
-классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы,
графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты,
В результате освоения образовательной
сформированы общие компетенции (ОК).
программы
у
выпускника должны
быть \
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
■
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ,
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
<
?
;
!
■
!
j
'■
■
:
!
2.1. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов
и тем
Теория химического
строения органических
веществ.
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект)
Лекция:
1. Органическая химия - химия соединений углерода. Теория
химического строения органических веществ.
Практическое занятие:
1 .Семинар «Теория химического строения органических веществ»
Лекция:
1. Предельные углеводороды.
2. Химические свойства алканов.
3. Циклопарафины.
Предельные
углеводороды
Практическое занятие:
1 .Изомерия и номенклатура алканов.
2. Химические свойства алканов.
3. Семинар по теме «Алканы»
4. Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества.
5.Качественное определение углерода, водорода в органических
соединениях.
Самостоятельная работа:
1. Изомерия и номенклатура алканов
2. Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества
Непредельные
углеводороды.
-
Лекция:■ ■
..................
1.Этиленовые углеводороды.
Объем
часов
Уровень Формируемые
освоения компетенции
2
1
2
1
2
2
2
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
ОК01
ОК 01
ОК 02
2
2
2
2
2
1
ОК 01
Спирты и фенолы
2
2
1
1
ОК 02
2
2
2
2
1
1
1
1
ОК 01
ОК 02
Практическое занятие:
1 .Практическое занятие по теме «Спирты» .
2. Практическое занятие по теме «Фенолы».
3. Решение задач и упражнений по теме «Спирты».
2
2
2
1
1
1
Самостоятельная работа:
1. Генетическая связь между углеводородами и спиртами.
2
1
2
2
1
.1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2. Нефть. Перегонка нефти. Крекинг нефти.
3. Коксохимическое производство.
Лекция:
1. Предельные одноатомные спирты. Получение и применение спиртов.
2. Химические свойства спиртов.
3. Многоатомные спирты.
4. Фенолы.
Альдегиды и карбоновые Лекция:
1. Альдегиды. Кетоны.
кислоты
2. Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот.
Практическое занятие:
1. Семинар по теме «Альдегиды»
2. Семинар по теме «Карбоновые кислоты».
3. Генетическая связь между классами органических веществ.
4.Решение экспериментальных задач на распознавание органических
веществ.
........ ....
.....
...■
Самостоятельная работа:
1. Химические свойства карбоновых кислот
ОК 01
ОК 02
Самостоятельная работа:
1. Решение задач и упражнений
Неметаллы
Лекция:
1. Общая характеристика неметаллов.
Практическое занятие:
1. Водородные соединения неметаллов.
2. Окислительно- восстановительные свойства серной и азотной
кислоты
Самостоятельная работа:
1. Решение практических заданий
Металлы
Роль химии в жизни
общества
Лекция:
1. Общая характеристика металлов.
Практическое занятие:
.
1. Общая характеристика металлов .
2.Общие способы получения металлов. Сплавы.
3.Электролиз. Коррозия металлов.
5. Контрольная работа по теме «Металлы. Неметаллы».
Самостоятельная работа:
1. Металлы главных подгрупп
2. Металлы побочных подгрупп.
3. Решение расчётных задач и упражнений
4. Решение экспериментальных задач
5. Повторение и обобщение темы «Металлы и неметаллы» .
Лекция:
1 .Важнейшие производства химической промышленности
2.Роль химии в жизни общества
Диффиринцированный зачет
4
2
2
1
2
2
1
2
2 .
2
2
1
2
2
2
2
1
1
2
1
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
2
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
ОК 07
З.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химии».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку;
Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедийной проектор.
- Программно-аппаратный комплекс учителя
- Цифровая лаборатория по химии
Цифровой датчик температуры -20 ... +110°С
о
о
о
о
о
о
о
Цифровой датчик температуры термопарный (0 ... 1000°С)
Цифровой датчик pH
Цифровой датчик электропроводности растворов
Цифровой датчик объема газа с контролем температуры
Цифровой датчик оптической плотности 525 нм (зеленый)
Цифровой датчик оптической плотности 590 нм (желтый)
Цифровой датчик турбидиметр
- Комплекты для проверки знаний учащихся
о ГИА-лаборатория по химии для ученика и для учителя
- Комплект лабораторной химической посуды
о Химпосуда для цифровой лаборатории
в
■
■
■
0
'■
Соединитель стеклянный
Переход стеклянный
Кювета для датчика оптической плотности
Пробирка двухколенная
Пробирка Вюрца
Колба коническая 250 мл 29/32
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
а Шприц 150 мл
■ Набор реактивов для проведения демонстрационных экспериментов по химии
® Набор пробок резиновых
Колба коническая 1000 мл
Комплект стеклянной посуды на шлифах демонстрационный
Комплект мерных колб
Комплект пипеток
Комплект мерных цилиндров стеклянных
Комплект мерных цилиндров пластиковых
i
Комплект ложек фарфоровых
;
Комплект шпателей (22 шт.)
Комплект стаканов химических
Комплект стаканов пластиковых
Комплект стаканчиков для взвешивания (бюкс)
Комплект изделий из керамики, фарфора и фаянса
Комплект ступок с пестами (12 шт.)
Палочка стеклянная
Трубка стеклянная 5 мм (комплект)
!
Дозирующее устройство (механическое)
Набор флаконов 450 мл
Эксикатор
Бюретка 50 мл
<
'
- Химическое лабораторное оборудование общего назначения
■
?
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
Вытяжной шкаф лабораторный
Дистиллятор ДЭ4
Весы электронные с USB-переходником
Баня комбинированная лабораторная
'
Доска для сушки посуды
Блок питания 24 В регулируемый
Электроплитка 800 Вт
Магнитная мешалка
Шланг силиконовый 6 мм
Шланг силиконовый 8 мм
Зажим Мора
Зажим винтовой
Комплект ершей для мытья химической посуды
Комплект средств индивидуальной защиты
Набор инструментов для обслуживания
Якорь для магнитной мешалки
~ Оборудование и приборы для демонстрационного эксперимента
ч
;
;
ч
ч
Ч
, Н
' ч
? ч
Ч
И
I 1
i )
i
i ■
( ,ч
! ‘
ч
! ч
; ч
ч
ч
i ii
| )
; ч
; d
; /
И
М
ч
i d
; Ч
' Ч
i )
! ;
И
ч
; Ч
! Ч
! !
<4
! Ч
i
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
Колбонагреватель
Чаша кристаллизационная
Ложка для сжигания веществ
Столик подъемный
Прибор для окисления спирта1 над медным катализатором
Прибор для определения состава воздуха
Прибор для опытов по химии с электрическим током ПХЭ
Прибор для получения газов Демонстрационный
Пробирка ПХ-21
Штатив демонстрационный химический
Щипцы тигельные
Спиртовка
Зажим пробирочный
Подставка под сухое горючее
Коллекции для оформления кабинета химии
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
Коллекция "Алюминий"
Коллекция "Волокна"
Коллекция "Каменный уголь и продукты его переработки"
Коллекция "Металлы и сплавы"
Коллекция "Минералы и горные породы"
Коллекция "Минеральные удобрения"
Коллекция "Нефть и продукты ее переработки"
Коллекция "Пластмассы"
Коллекция "Стекло и изделия из стекла"
Коллекция "Топливо"
Коллекция "Чугун и сталь"
Коллекция "Шкала твердости"
Модели демонстрационные для оформления кабинета химии в школе
о Комплект моделей кристаллических решеток
о Комплект моделей атомов для составления молекул со стержнями
Перечень оборудования кабинета химии для лабораторных работ
о
о
о
о
о
о
Цифровая лаборатория по химии базового уровня
Набор индивидуального базового оборудования
Набор индивидуального вспомогательного оборудования
Набор индивидуальный для работы с газами
Весы электронные лабораторные 200г, точность 0,01г
Комплект запасного стекла для индивидуальных наборов
Литература
Основные источники:
1. Рудзитис Г. Е, Фельдман Ф.Г М, Просвещение, 2021
2. Габриелян О.С, Лысова Г.Г, М, дрофа, 2022
; Н
Н;
Н|
Дополнительные источники::
. И
1. Цветков Л. А Органическая химия. Учебник для 10-11 классов, м. Гуманитарный;
издательский центра ВЛАДОС, 2021г
Hi
2. Егоров А.С. Репетитор по химии, Ростов-на-Дону, Феникс, 2021
; ;
3. Доронькин В.Н.Тематический тренинг Ростов- на- Дону, Феникс 2023г.
'
■
Интернет ресурсы:
1.большая советская энциклопедия1Щр://Ьзе.sci-lib.com/
2. электронная библиотечная CHCTeMahttp://www.book.ru/
3. лучшая учебная HHTepapTypabttp://st-books.ru/
4. https://l lklasov.net/chemistry/
5. https://mybook.ru/sets/9096-luchshie-knigi-po-himii-interesnaya-literatura-dly/
; /
j И
I
;!
;
S /
/
■
;
I
Д.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.02.02 Химия
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения /знания
- называть изученные вещества по
«тривиальной» или международной
номенклатурам;
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
практические занятия, самостоятельная
работа
Решение задач,
- определять: валентность и степень окисления
химических элементов, заряд иона, тип
практические занятия, тестирование
химической связи, пространственное строение
молекул, тип кристаллической решетки,
'
:
характер среды в водных растворах, окислитель
и восстановитель, направление смещения
равновесия под влиянием различных факторов,
изомеры и гомологи, принадлежность веществ к
различным классам органических соединений,
характер взаимного влияния атомов в
молекулах, типы реакций в неорганической и
органической химии;
Г
тестирование, контрольная работа и
- характеризовать: s-, р-, d-, f- элементы по их
практические занятия
положению в периодической системе Д.И.
Менделеева; общие химические свойства
металлов, неметаллов, основных классов
неорганических соединений; строение и
свойства органических соединений
(углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и
кетонов, карбоновых кислот, аминов,
аминокислот и углеводов);
-объяснять: зависимость свойств химического
элемента и образованных им веществ от
'
положения в периодической системе Д.И.
Менделеева; зависимость свойств
неорганических веществ от их состава и
строения; природу и способы образования
химической связи; зависимость скорости
химической реакции от различных факторов,
реакционной способности органических
соединений от строения их молекул^
практические занятия, самостоятельная
работа
ii
-выполнять химический эксперимент по:
распознаванию важнейших неорганических
и органических веществ; получению
конкретных веществ, относящихся к
изученным классам соединений;
. '
самостоятельная работа, практические
занятия
-проводить расчеты по химическим формулам
и уравнениям реакций;
Решение задач, практические занятия,
самостоятельная работа
- осуществлять самостоятельный поиск
химической информации с использованием
различных источников (справочных, и научных
и научно-популярных изданий, компьютерных
баз данных, ресурсов интернета);
творческие задания
-использовать компьютерные технологии для
обработки и передачи информации и ее
представление в различных формах;
творческие задания
- использование приобретенных знаний и творческие задания
умений в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем, состоящих
перед
человечеством: .
экологических,
энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений,
практические занятия
происходящих в природе, быту и на
производстве;
- оценки влияния химического загрязнения
окружающей среды на организм человека и
другие живые организмы;
устный опрос
- безопасной работы с веществами в
лаборатории, быту и на производстве;
практические занятия
- определения возможности протекания
устный опрос,
химических превращений в различных условиях решение задач,
самостоятельная работа
и оценки их последствий;
'
-классификацию
и
номенклатуру устный опрос,
тестирование, самостоятельная работа, '
неорганических и органических соединений;
контрольная работа
- природные источники углеводородов и
Устный опрос, тестирование
способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые
в практике: основные металлы и сплавы,
графит, кварц, стекло, цемент, минеральные
удобрения, минеральные и органические
кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды,
фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль,
глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон,
глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка,
аминокислоты, белки, искусственные волокна,
каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие
средства.
Устный опрос, тестирование
'
i