МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательно учреждение РД
« Индустриально - промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПД. 02. БИОЛОГИЯ
Код и наименование спепиальности/профессии;34.02.01 Сестринское дело
Квалификация выпускника; медицинская (ий) сестра, брат
Профиль получаемого образования: естественнонаучный
Форма обучения: очная
Курс 1
2025г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
естественно-математического цикла
Протокол №1
от
.
2025 г,
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по НМР
Подпись
ФИО
Пред^мкгель П. (Ц) К
_______ Магомедова А. А.
С/^мТодпись
ФИО
Рабочая программа профессиональной дисциплины ПД.02. Биология
разработана на основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
’
‘
(
t
i
(
S
|
’
|
:
(
Г
I
_ Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования утвержденного приказом Минобрнауки России от
17.05.2012 №502 (зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480);
-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования по специальности 34.02.01 .Сестринское дело, утвержденный приказом
Минпросвещения России от 04.02.2022 N527 « Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по специальности 34.02.01 Сестринское дело»
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2022 N69452)
с учетом:
-профиля получаемого образования:
-примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015
№ 06-259);
-Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестана в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организациииа
2025/2026 учебный год.
Разработчик: Гаджиева Н.А. преподаватель биологии ГБПО^ЮЛПЮ^-/-----Рецензент: Исмаилов У.С. учитель высшей категории "-тИгЛЫхА---------------
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...........................
1.1 Область применения программы...........................................................
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы................................ .......................................
1.3 Цели и задачи дисциплины-требования к результатам освоения дисциплины.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины....................................................................................................
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..............
2.1 Тематический план и и содержание учебной дисциплины................
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.........................
3.1
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению.................................................... .........................................................
3.2 Информационное обеспечение обучения..............................................
4. КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ...............................................................................................
1.
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ПД.02.Биология является частью
образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена в
соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО программы
подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ): дисциплина «Биология» вхоДит в
общеобразовательную подготовку и относится к общеобразовательным дисциплинам.
Программа направлена на формирование общих компетенций (ОК):
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 04 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 05 Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
.
ОК 06 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 08 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать
повышение
квалификации.
ОК 09 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
5.2.3. Оказание доврачебной
экстремальных состояниях.
медицинской
помощи
при
неотложных
и
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными
помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание рабочей программы «Биология» направлено на достижение
следующих целей:
• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка,
Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о
живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической
науки в формировании современной естественно -научной картины мира; методах
научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль
биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных
технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных
изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся
достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и
противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,
концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с
различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы,
необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным
ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента
при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни
для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по
отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при
травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных'.
- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям
отечественной биологической науки; представления о целостной естественно
научной картине мира;
- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на
окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы
деятельности человека;
- способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в
образовательной и профессиональной деятельности; возможности
информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию
информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения
в профессиональной сфере;
- способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами
толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами,
работе в коллективе;
- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий,
катастроф, стихийных бедствий;
обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и
экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
- способность использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений,
вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма,
наркомании); правил поведения в природной среде;
- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях,
отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных:
- осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических
явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,
концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с
различными источниками информации;
- способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с
использованием современных информационно-коммуникационных
технологий;
- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути
ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу
глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов;
- умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности
людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе;
проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и
антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- способность применять биологические и экологические знания для анализа
прикладных проблем хозяйственной деятельности;
- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке
естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для
решения научных и профессиональных задач;
- способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной
картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной
грамотности для решения практических задач;
.
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее
уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической
терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических
исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением
наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать
элементарные биологические задачи;
- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, глобальным экологическим
проблемам и путям их решения.
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся
должен знать:
• основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории,
эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя,
закономерностей изменчивости и наследственности;
• строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом,
структуры вида и экосистем;
• сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия
искусственного
и
естественного
отбора,
формирование
приспособленности,
происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в
экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической
науки;
• биологическую терминологию и символику;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние
алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное
развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние
мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и
окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в
развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных
заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения
многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи
питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие
мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах
своей местности;
• сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой
природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор,
половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и
анализа;
• анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни
и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной
деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках
(учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах
сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
• для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний,
стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в
природной среде;
• оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях,
отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение)
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
• максимальная учебная нагрузка - 250 часов;
обязательная аудиторная учебная нагрузка - 208 часов;
самостоятельная (внеаудиторная) работа - 42часов
Вид учебной работы
Трудоемкость часов
'|
1 семестр
2 семестр |
Общая трудоемкость
44
Аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе:
Лекционные занятия
20
164
78
||
1
Практические занятия из них 2 часа экзамен
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:
работа (в том числе, конспектирование) учебной, справочной и
историографической литературой, подготовка рефератов и
компьютерных презентаций по предложенной тематике, подготовка к
семинарским занятиям и к контрольным работам, выработка личных
позиций по проблемным вопросам истории, практическое
использование приемов и методов Вспомогательных исторических
дисциплин (заполнение генеалогических таблиц), проведение
внутренней критики исторического источника.
В том числе, индивидуальные проекты
24
86
J
■
42
20
250
ВСЕГО
..... J
J:
■ i
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ»
Наименование
разделов и тем занятий
1
Введение
Содержание учебного материала,
практические занятия и самостоятельная
работы
2
Содержание учебного материала
Лекция-презентация со вспомогательными
техническими средствами обучения
Биология как наука. Краткая история развития
биологии. Признаки живых организмов.
Многообразие живых организмов. Уровневая
организация живой природы и эволюция.
Методы познания живой природы. Общие
закономерности биологии. Предмет изучения
обобщающего курса «Биология», цели и задачи
курса. Изучение основных закономерностей
возникновения, развития и существования
жизни на Земле и современной ее организации.
Роль биологии в формировании современной
естественнонаучной картины мира и в
практической деятельности людей. Соблюдение
правил поведения в природе, бережное
отношение к биологическим объектам
(растениям и животным й их сообществам) и их
охрана.
Демонстрации
Биологические системы разного уровня: клетка,
организм, популяция, экосистема, биосфера.
4
3
Е
2
6
j|
1
1
1
Я
Я
■.
ВМШЙИЯ1
•
■■
.
• *(В
..... •
инм
Раздел 1. Основы
цитологии
Тема 1.1. Методы
цитологии. Клеточная
теория
Содержание учебного материала
Практическое занятие:
Что такое клетка. Её размеры. Какие методы и
приборы используют для изучения клеток.
Создатели клеточной теории. Каковы основные
положения клеточной теории
Содержание учебного материала
Тема 1.2.Особенности
Лекция-презентация со вспомогательными
химического состава
техническими средствами обучения
клетки. Вода и ее роль в
Химические элементы клетки. Химические
жизнедеятельности клетки.
вещества клетки. Роль воды в клетке. Свойства
Минеральные вещества и их
воды. Минеральные вещества клетки и их роль.
роль в клетке
Уровень
освоения J
Объем
часов
.
.. Л 1
1
4
$
1
2
2
’1
lI
Практическое занятие:2
Клетка структурная единица живого.
Тема 1.3. Органические
вещества. Углеводы и их
роль в жизнедеятельности
клетки. Липиды и их роль в
жизнедеятельности клетки.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление таблицы: «Химический состав
клетки»
Написание реферата по теме: «Какова
роль неорганических ионов в клетке".
Содержание учебного материала
Лекция с использованием наглядных
пособий. Углеводы и их классификация.
Функции углеводов. Липиды и их
классификация. Функции липидов
Практическое занятие: 3
Моно, дисахариды, полисахариды. Липиды,
классификация.
2
2
1
2
2
1
4
к-
Содержание учебного материала
Тема 1.4. Строение и
функции белков. Ферменты
Тема 1.5. Нуклеиновые
кислоты и их роль в
жизнедеятельности.
Тема 1.6. АТФ и другие
органические соединения
клетки.
V
?•
Лекция. Белки и их строение. Классификация
белков.
Уровни
организации
белковой
молекулы. Функции белков.
Практическое занятие: Свойства белков.
Денатурация белка.
2
2
' д
2
И
1
Практическое занятие:4
Цветные реакции на белки.
1
Содержание учебного материала
Лекция. Нуклеиновые кислоты и их типы.
Строение ДНК и РНК. Типы РНК
2
------- ---- — ч
Практическое занятие: 5
Виды нуклеиновых кислот. Функции
нуклеиновых кислот.
.
Содержание учебного материала
Лекция.
АТФ. Строение. Функции. Витамины и их
классификация
Практическое занятие:
Ферменты. Их роль в организме.
Гормоны. Их роль в организме.
2
6
2
f
■
4
:
Практическое занятие:6
АТФ и другие соединения клетки.
Тема 1.7.Устройство
светового микроскопа.
Тема 1.8. Строение
эукариотической клетки
Содержание учебного материала
Практическое занятие №3. Микроскопия.
Устройство светового микроскопа. Правила
работы с увеличительными приборами. Техника
безопасности
при
работе
с
микроскопом. Приготовление
и
. описание
микропрепаратов клеток растений.
Демонстрации
Виды микроскопов
Содержание учебного материала
Практическое занятие:?
Наблюдение клеток растений и животных под
микроскопом на готовых микропрепаратах, их
описание. Основные части и органоиды клетки,
их функции.
Демонстрации
Строение клеток эукариот
4
___ J1
2
------------ “7
4
Л1
Тема 1.9. Строение
прокариотической клетки
Содержание учебного материала
Лекция с использованием наглядных
пособий.
Прокариоты. Бактерии.
Строение и обмен веществ у прокариот.
Образование спор. Размножение прокариот
Демонстрации
Практическое занятие.
Строение прокариотической клетки.
Самостоятельная работа:
Составить таблицу "Сравнение клеток
прокариот и эукариот "
Содержание учебного материала
Практическое занятие:
Сходство в строении клеток растений и
животных. Различия в их строении.
Тема 1.10. Сходство и
различие в строении клеток Особенности клеток грибов. Сравнение
растений .животных, грибов доядерной и ядерной клетки.
и прокариот
Демонстрации
Строение клеток прокариот и эукариот, строение
и многообразие клеток растений и животных.
2
~>
1
1
2
' I
2
2
2
■
Тема 1.11.Вирусы.
Содержание учебного материала
Практическое занятие:
. Вирусы. Сравнение неклеточных и клеточных
форм жизни.
Демонстрации
Виды вирусов. Строение вируса табачной
мозаики. Спид.
2
..
“
гИ
Практическое занятие: 8
Вирусы. СПИД.
Тема 1.12. Питание клетки
Тема 1.13.0бмен веществ в
клетке.
Содержание учебного материала
Лекция с интерактивной презентацией
Способы питания. Автотрофы, гетеротрофы и их
виды
Демонстрации
Представители автотрофных и гетеротрофных
организмов
Самостоятельная работа:
Подготовить реферат на тему "Миксотрофные
организмы, особенности их питания"
Содержание учебного материала
Практическое занятие:
_Гомеостаз, пластический и энергетический
обмен. Метаболизм
Демонстрация наглядного пособия " Обмен
веществ в клетке"
2
2
1
:j|l
:
2
bi
4
M
II
2
-.'4
Тема 1.14. Энергетический
обмен.
Содержание учебного материала
Лекция
Энергетический обмен в клетке. Диссимиляция.
Этапы энергетического обмена:
подготовительный, бескислородный,
кислородный
Демонстрация наглядного пособия "Этапы
энергетического обмена"
Практическое занятие:9
Энергетический обмен. Гликолиз, дыхание.
2
2
'
-1
'
tK
' '' fl
2
I ■■■ 1
Тема 1.15. Пластический
обмен. Фотосинтез.
Хемосинтез
Самостоятельная работа:
Подготовить реферат на тему "Отличие
энергетического обмена у аэробов и
анаэробов", гликолиз - значение для человека.
Лекция с интерактивной презентацией.
Фотосинтез. Фазы фотосинтеза: световая,
темновая. Фотосистемы.
Хемосинтез.
2
i *
2
2.J.:
; ; j|
а
Практическое занятие: 10
Фотосинтез, хемосинтез.
' Я
2
Демонстрация наглядного пособия
"Фотосинтез"
Содержание учебного материала
Практическое занятие:
Генетическая информация. Генетический код.
Свойства генетического кода. Транскрипция.
Трансляция.
Регуляция
транскрипции
и
трансляции в клетке и организме
Демонстрация наглядного пособия " Биосинтез
белка"
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Тема 1.1. Жизненный цикл
Лекция
Жизненный цикл клетки. Апоптоз. Интерфаза.
клетки. Деление клетки.
Митоз. Амитоз
Митоз
Демонстрация наглядного пособия "Жизненный
цикл клетки "
Тема 1.16. Пластический
обмен. Генетический код.
Практическое занятие: 12
Митоз. Биологическая роль митоза.
Тема 1.2. Бесполое
размножение.
Тема 1.3. Половое
размножение.
Тема 1.4. Мейоз.
Образование половых
клеток
Самостоятельная работа:
Изучение дополнительного материала по теме.
Литература: Д.К. Беляев Общая биология 10-11
класс.
Лекция. Виды бесполого размножения.
Демонстрация наглядного пособия "Бесполое
размножение»
Лекция. Мейоз. Биологическая роль.
Практическое занятие №13
. Способы полового размножения. Половые
клетки.
Демонстрация Наглядного пособия "Бесполое
размножение."
Самостоятельная работа:
Изучение дополнительного материала по теме.
Литература: Д.К. Беляев Общая биология 10-11
класс.
Практическое занятие:
Гаметогенез. Особенности сперматогенеза и
оогенеза
Демонстрация наглядного пособия "Мейоз",
"Гаметогенез"
г
■■ /I
2
2
ДОТ
|
?и
2
2
------------- л!
2
2
■ j|
2
1
2
ж
!
2
2
1
2
2
■
2
2
it ■
Тема 1.5. Оплодотворение.
Тема 1.6. Индивидуальное
развитие
Лекция с интерактивной презентацией.
Оплодотворение.
Двойное
оплодотворение
покрытосеменных растений
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить реферат на тему "Особенности
оплодотворения", "Партеногенез"
Лекция с интерактивной презентацией.
Онтогенез.
Типы
онтогенеза.
Периоды
онтогенеза. Зародышевое развитие организмов.
Этапы
эмбрионального
развития
млекопитающих.
Взаимодействие
частей
развивающегося зародыша. Постэмбриональный
период.
Практическое занятие: 14
Эмбриогенез, постэмбриогенез.
Практическое занятие: Сходство зародышей и
эмбриональная дивергенция признаков.
Самостоятельная работа:
Подготовить реферат на тему "Влияние условий
окружающей среды на развитие эмбриона"
Раздел 3. Основы генетики
Содержание учебного материала
Тема 3.1. История развития Лекция
генетики.
История развития генетики. Мендель.
Гибридологический метод
Гибридологический метод.
Содержание учебного материала
Лекция.
Моногибридное скрещивание. Правило
единообразия гибридов первого поколения.
Тема 3.2. Закономерности
наследования. Первый и
второй законы Менделя
Тема 3.3. Моногибридное
скрещивание
Тема 3.4. Множественный
аллелизм. Анализирующее
скрещивание
Практическое занятие:
Правило расщепления. Закон чистоты гамет
Цитологические основы закономерностей
наследования при моногибридном скрещивании
Демонстрация наглядного пособия
"Моногибридное скрещивание"
Содержание учебного материала
Практическое занятие 15:
Решение генетических задач
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить ответы на вопросы параграфа 39
Содержание учебного материала
Лекция.
Множественный аллелизм. Кодоминирование.
2,
2
' I
4
2
_____ J
2
2
1
2
нН
W
' fl
2
1
2
2
4
2
:|
и
J
" 1
2
2 )
!
2
•!
2
2\
Неполное
Сверхдоминирование.
скрещивание. Генофонд
доминирование.
Анализирующее
Практическое занятие 16:
Множественный аллелизм. Кодоминирование.
Неполное
доминирование.
Сверхдоминирование.
Анализирующее
скрещивание. Генофонд.
Демонстрация наглядных пособий
Содержание учебного материала
Лекция.
Тема
3.5. Закон
Закон независимого наследования признаков
независимого наследования Демонстрация наглядных пособий
признаков
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить ответы на вопросы параграфа 41
Содержание учебного материала
Практическое занятие 17:
Тема 3.6. Дигибридное
Решение генетических задач
скрещивание.
Тема 3.7. Хромосомная
теория наследования.
Тема3.8. Взаимодействие
неаллельных генов.
Цитоплазматическая
наследственность
Тема 3.9. Генетическое
определение пола
Тема 3.10. Наследование
Содержание учебного материала
Лекция:
Хромосомная теория наследования.
Кроссинговер. Хромосомные карты.
Демонстрация наглядных пособий
Содержание учебного материала
Практическое занятие:
Взаимодействие неаллельных
генов. Комплементарность. Эпистаз.
Полимерное действие генов. Плейотропность.
Цитоплазматическая наследственность.
Взаимодействие хромосомной и нехромосомной
наследственности
Демонстрация - просмотр обучающего
видеофильма
Содержание учебного материала
Лекция: Теория
наследования
пола.
Наследование признаков, сцепленных с полом
Демонстрация просмотр
обучающего
видеофильма, рассмотрение схемы наследования
гемофилии
Практическое занятие 18:
4
>1
2
2
2
й
2
2
■ Д
2
1
2
2
1
4
.1
—>—1
2
2
2
1
микроорганизмов. Успехи селекции.
Современное состояние и перспективы
биотехнологии
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить рефераты на тему "Успехи
селекции", "Современное состояние
биотехнологии"
Раздел 5. Основы учения об эволюции
Проблемная лекция
История
развития
теории
эволюции.
Предпосылки ее формирования. Ч. Дарвин.
Основные положения его теории.
Тема 5.1. Развитие
Демонстрация наглядных пособий
эволюционного учения Ч.
Самостоятельная работа обучающихся:
Дарвина
Составить список различий животного и
растительного мира; указать факты
позволяющие говорить о борьбе за
существование.
Лекция:
Вид. Критерии вида
Демонстрация видеофильма
микроорганизмов
Тема 5.2. Вид, его критерии
Тема 5.3. Популяции
Тема 5.4. Механизмы
эволюционного процесса
Тема 5.5. Естественный
отбор
Тема 5.6. Дрейф генов и
Практическое занятие:21
Характеристика вида.
Лекция.
Популяция. Взаимоотношения организмов в
популяциях. Генетический состав популяции.
Генофонд. Мутационный процесс - источник
наследственной информации
Демонстрация - презентация с
вспомогательными техническими средствами
обучения
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить материал на тему изменения
генофонда популяции
Лекция - презентация с вспомогательными
техническими средствами обучения
Формы борьбы за существование. Межвидовая
борьба.
Демонстрация наглядных пособий
Лекция
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.
Формы естественного отбора
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить материал на тему "Творческая роль
естественного отбора"
Практическое занятие:
Ч
4
2
«я
2
э
z.
,!
л)Ж
д
1
|.М
2
_________ 1
4
2
1
Л
4
2
2
Ц
2
2
1
4
2
2
J
изоляция - факторы
эволюции
Тёма 5.7. Приспособления.
Видообразование
Тема 5.8. Макроэволюция.
Репродуктивная изоляция. Изолирующие
механизмы. Дрейф генов
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Ответить на вопросы параграфа 59.
Лекция
Приспособления организмов. Стадии
видообразования. Аллопатрическое
видообразование. Симпатрическое
видообразование
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Ответить на вопросы параграфа 60.
Лекция:
Типы эволюционных изменений (параллелизм,
конвергенция, дивергенция)
Главные направления эволюции органического
мира (ароморфоз, идиоадаптация, общая
дегенерация).
Демонстрация наглядных пособий
_________ |
2
2
о
2
4
Я
»1
э
II
1
2
Практическое занятие:22
Макроэволюция. Основные направления.
Тема 5.9. Возникновение
жизни на Земле
Тема 5.10. Развитие жизни
на Земле
Тема 5.11. Многообразие
органического мира
Тема 5.12. Антропогенез
п
Лекция.
Возникновение жизни на Земле. Гипотезы о
происхождении жизни (креационизм, гипотеза
самопроизвольного зарождения жизни, гипотеза
панспермии, гипотеза биохимической
эволюции). Современные представления о
происхождении жизни (гипотеза абиогенного
зарождения жизни)
Демонстрация наглядных пособий
2
Практическое занятие 23:
Основные этапы развития жизни на Земле. Этап
химической эволюции. Этап предбиологической
эволюции. Биологический этап эволюции.
Гипотезы происхождения эукариот
Демонстрация наглядных пособий
2
Практическое занятие 24:
Многообразие органического мира. Принципы
систематики
Демонстрация наглядных пособий
2
Лекция: Происхождение человека.
Положение человека в системе животного
мира.
1
Тема 5.13. Основные
стадии антропогенеза
Тема 5.14. Расы и их
происхождение
Практическое занятие №25:
Развитие взглядов на происхождение человека.
Доказательства происхождения человека от
животных. Положение человека в системе
животного мира.
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить сообщение на тему "Отличия
человека от животных"
Лекция
Стадии антропогенеза. Предшественники
человека. Древнейшие люди. Древние люди.
Люди современного анатомического типа.
Движущие силы антропогенеза
Демонстрация наглядных пособий
Практическое занятие:
Человеческие расы. Их классификация.
Гипотезы расогенеза. Факторы расогенеза
Демонстрация наглядных пособий
•я
2
3
2
2
2
3
Я
Раздел 6. Основы экологии
Тема 6.1. Предмет экологии
Тема 6.3. Основные типы
экологических
взаимодействий
Тема 6.4. Основные
экологические
характеристики популяции.
Динамика популяции
Тема 6.5. Экологические
сообщества. Структура
сообщества
Лекция
Что изучает экология. Развитие экологии как
науки. Роль экологии в современном обществе.
Среда обитания организмов. Экологические
факторы. Адаптация организмов
Демонстрация наглядных пособий
Практическое занятие:
Экологические взаимодействия. Типы
экологических взаимодействий. Конкурентные
взаимодействия
Демонстрация видеофильма
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить рефераты на предложенные темы
Лекция
Демографические показатели. Плотность
популяции. Рождаемость. Возрастная структура
популяции. Динамика популяции. Колебания
численности особей в популяции. Факторы
популяционной динамики
Демонстрация видеофильма
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнить задание на стр. 318
Лекция
Биоценоз. Экосистема. Классификация
экосистем. Искусственные экосистемы.
1
1
2
■2
■т
2
2
2
6
2
2
i№
Тема 6.6. Поток энергии и
цепи питания
Практическое занятие:
Сравнение естественных и искусственных
экосистем. Экосистемы городов. Показатели
структуры сообщества
Демонстрация наглядных пособий
Практическое занятие:
Взаимосвязь организмов в сообществах.
Пищевые цепи. Автотрофы. Гетеротрофы. Типы
пищевых цепей. Круговороты веществ
Демонстрация наглядных пособий
Тема 6.8. Свойства
биоценозов. Смена
экосистем
Лекция
Перенос энергии в сообществе. Экологическая
пирамида (экологическая пирамида, пирамида
чисел, пирамида биомассы)
Демонстрация наглядных пособий
Самостоятельная работа обучающихся:
Рассчитать долю энергии (задания выдаются)
Практическое занятие:
Свойства биоценозов. Сукцессия. Виды
сукцессий
Демонстрация наглядных пособий
Тема 6.9. Агроценозы.
Применение экологических
знаний
Лекция
Структура агроценоза. Отличие агроценоза от
биогеоценоза
Демонстрация наглядных пособий
Тема 6.7. Экологические
пирамиды
1
2 .
•■ я 1
2
2
э я»
2
2
1
2
)I
2
2
J]
1
2
4
2
Раздел 7. Эволюция биосферы и человек
Тема 7.1
Эволюция биосферы.
Тема 7.6. Человек и
экологический кризис
Лекция
Биосфера и ее границы. Компоненты биосферы.
Функции живого в биосфере.
Лекция
Круговорот химических элементов и
биохимические процессы в биосфере.
Самостоятельная работа:
Подготовить реферат о влиянии изменений в
оболочке Земли на биосферу
Практическое занятие:
Климатические изменения. Нарушения
озонового слоя. Загрязнения атмосферы.
Состояние водных систем. Уничтожение лесов,
почв. Проблемы энергетики. Цепные
экологические реакции. Человек и
экологический кризис
Демонстрация видеофильма
Самостоятельная работа:
Изучить дополнительную литературу по теме
1
2
4
■ i|
: •!
2 ' |
3
||
2
■ i!