СГЦ.04. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 2025

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СГЦ.04. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Код и наименование специальности:

34.02.01 Сестринское дело
Профиль получаемого профессионального образования:
естественнонаучный

Квалификация выпускника:
медицинская сестра (брат)
Форма обучения: очно

Курс: 2,3,4

2025г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СГЦ.04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Физическая культура» является обязательной частью социально­
гуманитарного цикла примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 06, ОК 08.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код 1
Умения
Знания
ПК, ОК, ЛР
ОК 04, ОК
06, ОК 08,

- использование разнообразных форм и
видов физкультурной деятельности для
организации здорового образа жизни,
активного отдыха и досуга;
- владение современными технологиями
укрепления и сохранения здоровья,
поддержания работоспособности,
профилактики предупреждения
заболеваний, связанных с учебной и
производственной деятельностью;
- владение основными способами
самоконтроля индивидуальных
показателей здоровья, умственной и
физической работоспособности,
физического развития и физических
качеств;
- владение физическими упражнениями
разной функциональной направленности,
использование их в режиме учебной и
производственной деятельности с целью
профилактики переутомления и
сохранения высокой работоспособности;
- проводить самоконтроль при занятиях
физическими упражнениями;
- владение техническими приемами и
двигательными действиями базовых
видов спорта, активное применение их в
игровой и соревновательной
деятельности, готовность к выполнению
нормативов Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса

- основ здорового образа
жизни;
- роли физической культуры
в общекультурном,
профессиональном и
социальном развитии
человека;
- влияние оздоровительных
систем физического
воспитания на укрепление
здоровья, профилактику
профессиональных
заболеваний и вредных
привычек, увеличение
продолжительности жизни;
- способы контроля и
оценки индивидуального
физического развития и
физической
подготовленности;
- правила и способы
планирования системы
индивидуальных занятий
физическими
упражнениями различной
направленности

«Готов к труду и обороне» (ГТО).
1 Можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенности
профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

120

вт. ч.:
теоретическое обучение

-

практические занятия

98

Самостоятельная работа

20

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
в часах

3
2
1
Раздел 1. Основы формирования физической культуры личности
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Основы
Практические занятия
физической
1. Физическая культура личности человека, физическое развитие, физическая
культуры
подготовка и подготовленность.
2. Сущность и ценности физической культуры.
3. Влияние занятий физическими упражнениями на достижение человеком
жизненного успеха.
4. Социально-биологические основы физической культуры и спорта
(характеристика изменений, происходящих в организме человека под
воздействием выполнения физических упражнений, в процессе регулярных
занятий).
5. Роль и место физической культуры и спорта в формировании здорового
образа жизни.
Раздел 2. Легкая атлетика
Содержание учебного материала
Тема 2.1.

2 В соответствии с Приложением 3 ПООП.

Коды
компетенций и
личностных
результатов2,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

ОК 04, ОК 06,
ОК 08,

24

Легкая атлетика
один из
основных и
наиболее
массовых видов
спорта

В том числе практических и лабораторных занятий

Практические занятия
Техника бега на короткие дистанции.
Разучивание, отработка, закрепление и совершенствование техники
двигательных действии: принятие стартового положения низкого старта с
последующим ускорением, бег на 30-40 м.
Пробегание дистанции с максимальной скоростью, финиширование.
Практическое занятие
Старт, стартовый разгон с низкого и высокого старта.
Отрабатывать положение низкого старта, а также стартовое положение
высокого старта с дальнейшим пробеганием дистанции 60 и 100 м.
Установка колодок для низкого старта.
Пробегание по дистанции.
Практические занятия
Техника бега на средние и длинные дистанции.
Разучивание, отработка, закрепление и совершенствование техники
двигательных действий. Бег с высокого старта на отрезках 30-40 м, а также
60-100-150 и т.д.
Практические занятия
Техника бега по пересеченной местности.
Разучивание, отработка, закрепление и совершенствование техники
двигательных действий. Бег по пересеченной местности. Преодоление
дистанции, начиная с 500 м, постепенно увеличивая дистанцию до 2 км и 3
км.
Практическое занятие
Эстафетный бег. Обучение передачи эстафеты снизу и сверху, левой и
правой рукой.
Практическое занятие
Техника спортивной ходьбы. Медленная спортивная ходьба с постановкой
прямой ноги в коленном суставе.

2

ОК 04, ОК 06,
ОК 08,

2

2

6

-

2

2

Спортивная ходьба на отрезках 200-500 м.
Практические занятия
Техника выполнения прыжка с разбега и с места.
Выполнение прыжка «согнув ноги», разбег,
приземление.

отталкивание,

полет,

4

Практическое занятие
2
Метание гранаты в цель и на дальность
Практические занятия
Общая физическая подготовка. Подвижные игры с элементами легкой
2
атлетики
Самостоятельная работа

6

Раздел 3. Атлетическая гимнастика
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Роль
1 .Упражнения для развития основных мышечных групп.
атлетической
2.Развитие гибкости в процессе занятий атлетической гимнастикой на основе гимнастики в
включения специальных упражнений и их сочетаний.
развитии
В том числе практических и лабораторных занятий
физических
Практическое занятие
качеств
2
Выполнение комплекса упражнений на основные мышечные группы.
человека
Упражнения на тренажерах.

Практическое занятие
Выполнение комплекса упражнения на развитие силовых способностей
2
Выполнения комплекса упражнений на развитие силовой выносливости.
Упражнения на тренажерах.
Практическое занятие
Выполнение комплекса упражнения на развитие быстроты.
Практическое занятие
Выполнение комплекса упражнения на развитие гибкости.

2
2

ОК 04, ОК 06,
ОК 08,
10

Повторение и совершенствование тактики нападения и защиты в
индивидуальных, групповых и командных действиях.
Действия игрока без мяча и с мячом. Взаимодействие двух игроков.
Двусторонняя игра. Прием зачетных нормативов по баскетболу.

Тема 3.2.
Волейбол

Содержание учебного материала
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие
Техника стоек и перемещений.
Обучение технике стоек и перемещений в волейболе, владения мячом.
Практические занятия
Техника владения мячом. Обучение технике приема и передачи мяча.
Повторение и совершенствование техники приема и передачи мяча в парах.
Обучение технике подач мяча.
Практические занятия
Обучение технике нападающего удара и блокирования.
Практические занятия
Техника нападения и защиты. Обучение индивидуальным и групповым
тактическим действиям в защите и нападении.
Повторение и совершенствование индивидуальных и групповых тактических
действий в нападении и защите.

14

4

4

4

Самостоятельная работа
Повторение и совершенствование индивидуальных и групповых
тактических действий в нападении и защите.
Раздел 5. Лыжная подготовка
Содержание учебного материала
Тема 5.1.
Общие
В том числе практических и лабораторных занятий
принципы
Практические занятия

ОК 04, ОК 06,
ОК 08,

2

2

20
6

техники
катания на
лыжах

Обучение двухшажному ПОП временному ходу. Выполнение поворотов
переступанием и махом.
Совершенствование техники передвижения двухшажным ПОП временным
ходом с переходом на одношажные ходы, прохождение дистанции 3 км.

Практические занятия
Техника передвижения одновременным бесшажным ходом, одновременным
одношажным и одновременным двухшажным ходом, полуконьковым и
коньковым ходом.
Практические занятия
Техника преодоления подъемов скольжением, ступанием, «полуёлочкой»,
«ёлочкой» и лесенкой.
Практические занятия
Спуски по прямой, наискось, способы преодоления неровностей, способы
поворотов и торможений. Техника выполнения приемов.

Итоговое
занятие
Всего:

Дифференцированный зачет

ОК 04, ОК 06,
ОК 08,

4

4

4

4

120

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины «Физическая культура»
требуется наличие универсального спортивного зала, оборудованных раздевалок с
душевыми кабинами. Все объекты, которые используются при проведении занятий по
физической культуре, должны отвечать действующим санитарным и противопожарным
нормам.
Оборудование и инвентарь спортивного зала:
баскетбольные, волейбольные мячи; щиты, корзины, сетки, стойки, антенны;
оборудование для силовых упражнений (например: гантели, утяжелители, резина, штанги
с комплектом различных отягощений);
гимнастическая перекладина, шведская стенка, секундомеры, мячи для тенниса,
дорожка резиновая разметочная для прыжков и метания;
оборудование, необходимое для реализации части по профессионально-прикладной
физической подготовке.
В зависимости от возможностей, которыми располагают профессиональные
образовательные организации, для реализации учебной дисциплины «Физическая
культура» в пределах освоения ПОП СПО могут быть использованы:
• тренажерный зал;
• плавательный бассейн;
• лыжная база с лыжехранилищем
Технические средства обучения:
- музыкальный центр, выносные колонки, микрофон, компьютер, мультимедийный
проектор, экран для обеспечения возможности демонстрации комплексов упражнений;
- электронные носители с записями комплексов упражнений для демонстрации на
экране.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1. Агеева Г. Ф. Теория и методика физической культуры и спорта: учебное пособие
для спо / Г. Ф. Агеева, Е. Н. Карпенкова. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 68 с. — ISBN
978-5-8114-7558-2
2. Агеева Г. Ф. Плавание : учебное пособие для спо / Г. Ф. Агеева, В. И. Величко, И.
В. Тихонова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 64 с. — ISBN 978-58114-9471-2.
3. Алхасов, Д. С. Организация и проведение внеурочной деятельности по
физической культуре: учебник для СПО/ Д. С. Алхасов, А. К. Пономарев. — Москва:

Издательство Юрайт, 2019. — 176 с.- (Профессиональное образование). ISBN 978-5-53411533-8
4. Безбородов А. А. Практические занятия по волейболу : учебное пособие для спо /
А. А. Безбородов. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 92 с. — ISBN 978-5-8114-8344-0.
5. Бишаева А.А. Физическая культура:учебник [для всех специальностей СПО]
/А.А.Бишаева.- [7-еизд.,стер.]- Москва: Издательский дом Академия, 2020.-320с.- ISBN
978-5-4468-9406-2
6. Журин А. В. Волейбол. Техника игры : учебное пособие для спо / А. В. Журин. —
Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 56 с. — ISBN 978-5-8114-5849-3.
7. Зобкова Е. А. Основы спортивной тренировки : учебное пособие для спо / Е. А.
Зобкова. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 44 с. — ISBN 978-5-8114-7549-0
8. Орлова Л. Т. Настольный теннис : учебное пособие для спо / Л. Т. Орлова, А. Ю.
Марков. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 40 с. — ISBN 978-5-81147886-6.
9. Орлова Л. Т. Настольный теннис : учебное пособие для спо / Л. Т. Орлова, А. Ю.
Марков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 40 с. — ISBN 978-5-8114-6670-2.
10. Садовникова Л. А. Физическая культура для студентов, занимающихся в специ­
альной медицинской группе : учебное пособие для спо / Л. А. Садовникова. — 2-е изд., стер.
— Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 60 с. — ISBN 978-5-8114-7201-7
11. Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования /
Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. - Москва: Издательский центр «Академия», 2018. - 176
с.- ISBN 978-5-4468-7250-3
12. Физическая культура: М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - 3-е изд., стер. - Москва:
КНОРУС, 2020. - 214 с. - (Среднее профессиональное образование) - ISBN: 978-5-40607424-4

3.2.2. Основные электронные издания
1. Агеева Г. Ф. Плавание : учебное пособие для спо / Г. Ф. Агеева, В. И. Величко, И. В.
Тихонова. —2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 64 с. — ISBN 978-5-81149471-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://eJanbook.com/book/195475 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
2. Аллянов, Ю. Н. Физическая культура: учебник для среднего профессионального
образования / Ю. Н. Аллянов, И. А. Письменский. — 3-е изд., испр. — Москва:
Издательство Юрайт, 2021. — 493 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-02309-1.
—
Текст:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
— URL:
https://urait.ru/bcode/471143
3. Безбородов А. А. Практические занятия по волейболу : учебное пособие для спо / А.
А. Безбородов. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 92 с. — ISBN 978-5-8114-8344-0. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://eJanbook.com/book/193301 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
4. Журин А. В. Волейбол. Техника игры : учебное пособие для спо / А. В. Журин. —
Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 56 с. — ISBN 978-5-8114-5849-3. — Текст : электрон-ный
И Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://eJanbook.com/book/156624
(дата обращения: 13.01.2022). —Режим доступа: для авториз. пользователей

5. Зобкова Е. А. Основы спортивной тренировки : учебное пособие для спо / Е. А.
Зобкова. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 44 с. — ISBN 978-5-8114-7549-0. — Текст :
электронный
//
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/174986 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. Пользователей
6. Калун С. С. Основы врачебного контроля, лечебной физической культуры и мас­
сажа. Массаж : учебное пособие для спо / С. С. Калун. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург
: Лань, 2022. — 56 с. — ISBN 978-5-8114-9320-3. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://eJanbook.com/book/189469
(дата
обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей
7. Конеева Е.В.
Физическая культура:
учебное пособие для среднего
профессионального образования / Е. В. Конеева [и др.]; под редакцией Е. В. Конеевой. —
2-е изд., перераб. и доп.-— Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 599 с.—
(Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-13554-1. — Текст: электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. —URL: https://urait.ru/bcode/475342

8. Муллер А.Б. Физическая культура: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. Б. Муллер [и др.]. — Москва: Издательство Юрайт,
2021. — 424 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02612-2. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469681

9. Орлова Л. Т. Настольный теннис : учебное пособие для спо / Л. Т. Орлова, А. Ю.
Марков. -— 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 40 с. — ISBN 978-5-81147886-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://eJanbook.com/book/166937 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. Пользователей
10. Тихонова И. В. Лыжный спорт. Методика обучения основам горнолыжной техни-ки
: учебное пособие для спо / И. В. Тихонова, В. И. Величко. — Санкт-Петербург: Лань, 2021.
— 36 с. — ISBN 978-5-8114-7547-6. — Текст : электронный // Лань : элек-троннобиблиотечная система. — URL: https://eJanbook.com/book/174988 (дата обраще-ния:
13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей
И. Садовникова Л. А. Физическая культура для студентов, занимающихся в специ­
альной медицинской группе : учебное пособие для спо / Л. А. Садовникова. — 2-е изд., стер.
— Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 60 с. — ISBN 978-5-8114-7201-7. — Текст :
электронный
//
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://eJanbook.com/book/156380 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.

12. Ягодин, В. В. Физическая культура: основы спортивной этики: учебное пособие для
среднего профессионального образования / В. В. Ягодин. — Москва: Издательство Юрайт,
2021. — 113 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10349-6. — Текст:
электронный И ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475602

3.2.3. Дополнительные источники
1.
Журнал «Теория и практика физической культуры»: сайт teoriya.ru /
[Электронный ресурс]. URL: http://www.teoriya.ru/
2.
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту:
[Электронный ресурс]. URL: http://lib.sportedu.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения3

Критерии оценки
знания:
- свободное
- основ здорового образа жизни;
ориентирование в
- роли физической культуры в
основных понятиях
общекультурном, профессиональном и
физических качеств и
социальном развитии человека;
физической подготовки
- влияние оздоровительных систем
(сила, быстрота,
физического воспитания на укрепление выносливость,
здоровья, профилактику
координация, гибкость);
профессиональных заболеваний и
- правильность
вредных привычек, увеличение
выполнения физических
продолжительности жизни;
упражнений, четкость,
- способы контроля и оценки
быстрота
индивидуального физического развития - логичное обоснование
и физической подготовленности;
роли физической
- правила и способы планирования
культуры для
системы индивидуальных занятий
формирования личности
физическими упражнениями различной профессионала,
направленности
профилактики
профзаболеваний
- применение правил
оздоровительных систем
физического воспитания
для укрепления здоровья
- выполнение
умения
контрольных
- использование разнообразных
нормативов,
форм и видов физкультурной
предусмотренных
деятельности для организации
государственным
здорового образа жизни, активного
стандартом при
отдыха и досуга;
соответствующей
- владение современными
тренировке, с учетом
технологиями укрепления и
состояния здоровья и
сохранения здоровья, поддержания
функциональных
работоспособности, профилактики
возможностей своего
предупреждения заболеваний,
организма;
связанных с учебной и
- демонстрация
производственной деятельностью;
приверженности к
- владение основными способами
здоровому образу жизни;
самоконтроля индивидуальных
- применение
показателей здоровья, умственной и
физической работоспособности,_____ рациональных приемов
3 В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты

Методы оценки

Экспертное
наблюдение и
регулярная
оценка знаний
студентов в ходе
проведения:
методико­
практических и
учебно­
тренировочных
занятий; занятий
в секциях по
видам спорта,
группах ОФП;
индивидуальной
физкультурно­
спортивной
деятельности
студента.
Тестирование

Оценка уровня
физической
подготовленности
обучающихся,
используя
соответствующую
задачам контроля
систему
нормативов и
методик
контроля;
- оценка техники
выполнения
двигательных
действий

физического развития и физических
качеств;
- владение физическими
упражнениями разной
функциональной направленности,
использование их в режиме учебной
и производственной деятельности с
целью профилактики переутомления
и сохранения высокой
работоспособности;
- проводить самоконтроль при
занятиях физическими
упражнениями;
- владение техническими приемами
и двигательными действиями
базовых видов спорта, активное
применение их в игровой и
соревновательной деятельности,
готовность к выполнению
нормативов Всероссийского
физкультурно­
спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» (ГТО).

двигательных функций в
профессиональной
деятельности;

(проводится в
ходе занятий):
- выполнение
нормативов
общей
физической
подготовки



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.