СГЦ.06. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2025

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГЦ.06. «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Профиль получаемого профессионального образования:
естественнонаучный

Код и наименование профессии /специальности:

34.02.01. «Сестринское дело».

Квалификация выпускника:
медицинская(ий) сестра/брат

Форма обучения: очная

2025 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №/6т «/£» (й/ 2025 г.
Председатель П(Ц)К
Исаадаева Д. А.
Подпй££
ФИО

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

Шабанова М.М. /я
ФИО

Подпись

Рабочая программа учебной дисциплины СГЦ.06. Основы финансовой грамотности для
специалистов 34.02.01. «Сестринское дело».

разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения
РФ;
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 04.07.2022 № 527; (Зарегистрировано в
Минюсте России 29.07.2022 № 694552);

с учетом:

-- профиля получаемого образования
Изучения основ Финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих по специальности среднего профессионального
образования 34.02.01. «Сестринское дело».

Разработчики: преподаватель ГБПОУ РД «Индустриально/рромышленного колледжа»
Мусаева М. М.
(подпись)

Рецензенты:

Омаров М.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГЦ.06. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью
социально-гуманитарного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Умения
Знания
Код 1
ПК, ОК, ЛР
- анализировать состояние
- основные понятия финансовой
ОК 02, ОК
грамотности и основные
03, ОК 05,
финансовых рынков, используя
различные источники
законодательные акты,
ОК 09
регламентирующие ее вопросы;
информации;
- виды принятия решений в
- применять теоретические знания
условиях ограниченности
по финансовой грамотности для
практической деятельности и
ресурсов;
- основные виды планирования;
повседневной жизни;
- сопоставлять свои потребности
- устройство банковской
системы, основные виды банков и
и возможности, оптимально
их операций;
распределять свои материальные
- сущность понятий
и трудовые ресурсы, составлять
«депозит» и «кредит», их виды и
семейный бюджет и личный
принципы;
финансовый план;
схемы кредитования
- грамотно применять полученные
физических лиц;
знания для оценки собственных
устройство налоговой
экономических действий в
системы, виды налогообложения
качестве потребителя,
налогоплательщика, страхователя, физических лиц;
признаки финансового
члена семьи и гражданина;
- анализировать и извлекать
мошенничества;
основные виды ценных
информацию, касающуюся
бумаг и их доходность;
личных финансов, из источников
формирование
различного типа и источников,
созданных в различных знаковых инвестиционного портфеля;
классификацию инвестиций,
системах (текст, таблица, график,
основные
разделы бизнес-плана;
диаграмма, аудиовизуальный ряд
виды страхования;
и др.);
- виды пенсий, способы
- оценивать и принимать
ответственность за рациональные увеличения пенсий
решения и их возможные
последствия для себя, своего
окружения и общества в целом

1 Можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей
профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем в часах
32

Обязательная аудиторная нагрузка
в т. ч.:

30

теоретическое обучение

28

практические занятия

-

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (зачет)

2
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

2
1
Раздел 1. Семейная экономика. Личный и семейный бюджет: его роль в современной
жизни общества.
Бюджетная система РФ
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ
Введение
финансовой грамотности при освоении профессии.

Тема 1.1.
Личный и
семейный
бюджет,
источники его
формирования,
основные
направления
распределения.

Объем
в часах

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

3

Содержание учебного материала
1. Необходимость личного бюджета, правильное формирование личного 2
бюджета. История развития электронных денег, их разновидность и
преимущества
2. Бюджет семьи, источники доходов семейного бюджета. Главные и
второстепенные расходы семьи. Сторонники карманных денег, для чего
необходимы карманные деньги
3. Дефицит бюджета.
4. Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи.
5. Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные
деньги.

2 В соответствии с Приложением 3 ПООП.

Коды
компетенций и
личностных
результатов2,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

4

ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09

Тема 1.2
Бюджетная
система РФ

Содержание учебного материала
1. Участники бюджетного процесса.
2. Основные источники формирования бюджета РФ, распределение
бюджетных средств. Региональные и муниципальные бюджеты

ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09
ЛР2, ЛРЗ, ЛР 10

2

Практическое занятие

6

Раздел 2. Банковская система РФ
Содержание учебного материала
Тема 2.3.
Банки: чем они
1. Банковская система России, коммерческие банки. Центральный
могут быть вам
банк.
полезны
2. 2. Банковский кредит, эффективная ставка процента по кредиту,
микрокредит.
3. виды кредитов для физических лиц, ипотека, рефинансирование
кредита, кредитная карта.
Раздел 3. Налоговая система в Российской Федерации
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Налоги:
1 .Налоги, виды налогов.
почему их надо 2. Субъект, предмет и объект налогообложения.
платить
3. Ставка налога, сумма налога.
и чем грозит
4. Системы налогообложения.
неуплата
5. Налоговые льготы, налоговые вычеты.
6. Налоговая декларация
Практическое занятие

ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09
2
2
2

4

ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09
2
2

Раздел 4. Страхование
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
Страховой
1 .Страховые услуги, страховые риски.
рынок России
2.Участники страхового договора.
3 .Виды страхования в России.
4,Использование страхования в повседневной жизни
Практическое занятие
Раздел 5. Собственный бизнес
Содержание учебного материала
Тема 5.1.
Создание
1. Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-идея.
собственного
2. Планирование рабочего времени..
бизнеса
3. Предпринимательство, предприниматель.
4. Банкротство.

2

ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09

2

4

ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09

2
2

Практическое занятие
Раздел 6. Пенсионная система Российской Федерации
Содержание учебного материала
Тема 6.1.
Обеспечение
1 .Пенсионный фонд и его функции.
старости
2. Негосударственные пенсионные фонды.
3. Трудовая и социальная пенсии.
4.Обязательное пенсионное страхование.
5.Добровольное пенсионное обеспечение

ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09

2

Практическое занятие

Раздел 7. Финансовое мошенничество
Содержание учебного материала
Тема 7.1.

4

1. Основные виды и признаки финансовых пирамид.
Финансовые
2. Виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в
пирамиды и
интернете, по телефону, при операциях с наличными.
защита от
мошенничества 3. Правила финансовой безопасности
Раздел 8. Фондовый рынок.
Содержание учебного материала
Тема8.1
Понятие
1 .Формирование представлений о способах и инструментах
инвестирования для различных финансовых целей.
инвестиции,
инфляция,
2. Формирование инвестиционного портфеля
3. Фондовая биржа, биржевой индекс, брокер. Фондовый рынок,
реальные и
финансовые
неопределённость, финансовый риск.
активы как
валютная интервенция.
инвестиционные
4. Ценные бумаги
инструменты

Итоговое
занятие
Всего:

ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09

2
2

2

ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09

2

Самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация (зачет)

2
32

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарные дисциплины», оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя
посадочные места по количеству обучающихся
доска классная
стенд информационный
учебно-наглядные пособия;
техническими средствами обучения:
компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и
возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1. Сидорова, Е. Ю. Налоги и налогообложение : учебник / Е. Ю. Сидорова, Д. Ю.
Бобошко. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 235 с. — (Среднее профессиональное
образование). - ISBN 978-5-16-016714-5. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1221162 (дата обращения: 13.01.2022). - Режим доступа:
по подписке.
2. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность: учебное пособие для студ.учреждений
сред.проф.образования/М.Р.Каджиева, С.В.Дубровская, А.Р.Елисеева. - Москва.:
Издательский центр «Академия», 2019. - 288 с. ISBN 978-5-4468-7883-3
3.2.2. Основные электронные издания
1. Солодовников Ю. Л. Экономика и управление в здравоохранении : учебное
пособие для спо / Ю. Л. Солодовников. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021.
— 312 с. — ISBN 978-5-8114-7205-5.— Текст: электронный// Лань : электронно­
библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/l 56384 (дата обращения:
14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей
2. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Д. В. Бураков [и др.] ; под редакцией Д. В. Буракова. —
2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 366 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10231-4. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —URL: https://urait.ru/bcode/429626
3. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности : учебное пособие для среднего
профессионального
образования /
А. В. Фрицлер,
Е. А. Тарханова. —
Москва:

Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13794-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/466897

3.2.3. Дополнительные источники®
1. Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/ uchebnik/SchoolBook__2018_1 .pdf
2. Рекомендации по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, представляемых в Банк России [Электронный
ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/statichtml/file/25510/mintrud.pdf
3. Романова И.Б., Айнуллова Д.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика
[Электронный ресурс]. URL: http:// window.edu.ru/resource/473/74473/files/ulstu2011-28.pdf
4. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
5. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
6. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/ vaginvideo
7. Финансовый портал «РБК Quote» [Электронный ресурс]. URL: https://quote.rbc.ru
8. Сайт компании «Финансовый инвестиционный консультант» [Электронный
ресурс]. URL: http://vip-money.com
9. Агентство по страхованию вкладов [Электронный ресурс]. URL: www.asv.org.ru
10. Аинансовый информационный портал [Электронный ресурс]. URL:
www.banki.ru
11. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
www.cbr.ru
12. Федеральный фонд ОМС [Электронный ресурс]. URL: www.ffoms.ru
13. Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего
и среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: www.fmc.hse.ru
14. Федеральная налоговая служба (ФНС России) [Электронный ресурс]. URL:
www.nalog.ru/m77
15. Журнал «Налоговая политика и практика» [Электронный ресурс]. URL:
www.nalogkodeks.ru
16. Сайт «Всё о страховании» [Электронный ресурс]. URL: www.o-strahovanie.ru
17. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
www.pfrf.r
18. ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. URL:. www.sberbank.ru
19. НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» [Электронный ресурс]. URL: www.vtbnpf.ru
20. Бухгалтерские новости и статьи [Электронный ресурс]. URL: https://nalognalog.ru
21. НПФ «Сбербанк» [Электронный ресурс]. URL: https://npfsberbanka.ru
22. Финансовый портал (данные по финансовым рынкам России) [Электронный
ресурс]. URL: http://ru.investing.com
23. Словарь финансово-экономических терминов [Электронный ресурс]/ А.В.
Шаркова [и др.]. — Электрон, текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2017.—1168 с.—URL:
http://www.iprbookshop.ru/62447.html. — ЭБС «IPRbooks»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения3
знания:
- основные понятия финансовой
грамотности и основные
законодательные акты,
регламентирующие ее вопросы;
- виды принятия решений в
условиях ограниченности
ресурсов;
- основные виды планирования;
- устройство банковской
системы, основные виды банков
и их операций;
сущность понятий
«депозит» и «кредит», их виды
и принципы;
схемы кредитования
физических лиц;
устройство налоговой
системы, виды
налогообложения физических
лиц;
признаки финансового
мошенничества;
основные виды ценных
бумаг и их доходность;
формирование
инвестиционного портфеля;
классификацию
инвестиций, основные разделы
бизнес-плана;
виды страхования;
- виды пенсий, способы
увеличения пенсий
Умения
- анализировать состояние
финансовых рынков, используя
различные источники
информации;

Критерии оценки
- правильное изложение
основных понятий
финансовой грамотности,
используя нормативную и
правовую документацию;
- владение знаниями
различных банковских
операций, кредитов, схем
кредитования, основных
видов ценных бумаг,
налогообложения
физических лиц,
страхования и
пенсионного обеспечения.

- соблюдение основных
норм налогового и
финансового
законодательства при
оформлении кредита,

3 В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты

Методы оценки
Тестовый контроль с
применением
информационных
технологий.
Экспертная оценка
правильности
выполнения заданий по
работе с информацией,
документами
Экспертная оценка
решения ситуационных
задач.
Зачет

Экспертная оценка
выполнения
практических заданий,
выполнения условий
учебных ролевых игр

- применять теоретические
знания по финансовой
грамотности для практической
деятельности и повседневной
жизни;
- сопоставлять свои
потребности и возможности,
оптимально распределять свои
материальные и трудовые
ресурсы, составлять семейный
бюджет и личный финансовый
план;
- грамотно применять
полученные знания для оценки
собственных экономических
действий в качестве
потребителя,
налогоплательщика,
страхователя, члена семьи и
гражданина;
- анализировать и извлекать
информацию, касающуюся
личных финансов, из
источников различного типа и
источников, созданных в
различных знаковых системах
(текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный
ряд и др.);
- оценивать и принимать
ответственность за
рациональные решения и их
возможные последствия для
себя, своего окружения и
общества в целом

различных видов
Зачет
страхования;
- использование
материалов из
информационных
источников в текстовой,
цифровой и графической
формах для понимания
основных экономических
тенденций и
формирования
финансовых планов;
- принятие финансовых
решений с учетом знаний
о правах потребителей;
способность
выполнять практические
задания, основанные на
ситуациях, связанных с
банковскими операциями,
рынком ценных бумаг,
страховым
рынком,
фондовой и валютной
биржами;
- способность выявлять
признаки мошенничества
на финансовом рынке в
отношении
физических
лиц.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.