МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.02 Анатомия и физиологии человека.
Код и наименование специальности: 34.02.01 Сестринское дело
Квалификация выпускника: медицинская сестра (брат)
Форма обучения: очная
2025г.
ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
предметной (цикловой) комиссией
Зам. директора по учебной
работе
Протокол № 1 от 28.08.2025г
Председатель П(Ц)К
Подпись
ФИО
Подпись
ФИО
28.08.2025г
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОПЦ.02 Анатомия и
физиология человека.
разработана на основе требований:
- Федерального закона от 04.07.2022 № 273-ФЗ «Об образований в Российской Федерации»;
-Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования;
- Концепции Национальной программы повышения уровня бережливого производства
населения РФ;
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 04.07.2022 № 527; (Зарегистрировано
в Минюсте России 29.07.2022 № 694552); с учетом:
- профиля получаемого образования;
- примерной программы;
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2025/2026 учебный год.
Разработчик: Магомедова Н.А
Рецензенты/ эксперты:
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«О1Щ.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Анатомия и физиология человека» является обязательной
частью общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
08.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код1
ПК, ОК, ЛР
ОК 01, ок
02, ОК 08
Умения
- применять знания о строении и
функциях органов и систем
организма человека при оказании
ПК З.1., ПК сестринской помощи и
3.2., ПК 3.3., сестринского ухода за
ПК 4,1., ПК пациентами.
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7,
ЛР 9, ЛР 13
Знания
- строение человеческого тела и
функциональные системы
человека, их регуляция и
саморегуляция при взаимодействии
с внешней средой.
- основная медицинская
терминология;
-строение, местоположение и
функции органов тела человека;
-физиологические характеристики
основных процессов
жизнедеятельности организма
человека;
-функциональные системы
человека, их регуляцию и
саморегуляцию при
взаимодействии с внешней средой.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
191
в т. ч.:
теоретическое обучение
74
практические занятия
67
Самостоятельная работа
48
Промежуточная аттестация (экзамен)
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного
материала и формы
организации деятельности
обучающихся
Объем
в часах
3
2
1
Раздел 1. Анатомия и физиология - науки, изучающие
человека
Содержание учебного
Тема 1.1.
Определение
материала
органа.
1 .Характеристика
организма
Системы органов
человека
как
целостной
биологической
системы
и
социального существа.
4
2.Части тела человека.
З.Оси и плоскости тела человека.
4.0рган, системы органов.
5. Гистология - учение о тканях.
Классификация тканей
В том числе практических и
2
лабораторных занятий
Практическое занятие № 1
Ткани:
эпителиальная,
соединительная,
нервная,
мышечная. Изучение посредством 2
работы с атласами, учебником,
методическими
пособиями,
микропрепаратами.
Раздел 2. Морфофункциональная характеристика
опорно-двигательного аппарата. Процесс движения.
Тема 2.1.
Содержание учебного
Кость как орган.
материала
Соединение костей.
1 .Общий план строения скелета
Основы миологии.
человека.
2. Строение кости как органа,
8
классификация костей скелета
человека.
3. Соединения костей.
Коды
компетенций и
личностных
результатов2,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
•
лопатки и ключицы, костей
свободной верхней конечности;
изучение движений в суставах
верхней конечности (плечевой,
локтевой, лучезапястный, суставы
кисти); типичные места
переломов конечностей;
- мышц верхней конечности:
расположение, функции;
- скелета нижней конечности;
изучение скелета тазового пояса и
свободной нижней конечности;
стопа, своды стопы; таз как
целое; половые различия таза;
3
изучение движений в суставах
свободной нижней конечности
(тазобедренный, коленный,
голеностопный суставы, суставы
стопы); типичные места
переломов конечностей;
мышц нижней конечности
(мышцы таза, мышцы бедра,
мышцы голени, мышцы стопы);
- движений в суставах при
сокращении мышц; мышцысинергисты и мышцыантагонисты; изучение видов
мышечного сокращения.
- топографии и функций мышц
живота, спины, груди. Слабые
места передней брюшной стенки;
-топографические образования
верхней конечности:
подмышечная впадина, локтевая
ямка;
- топографические образования
нижней конечности.
Самостоятельная работа
1. Подготовка домашнего
задания.
2. Работа с атласом.
3. Изучить строение костей
35
туловища и их соединения по
препаратам и таблицам.
Раздел 3. Морфофункциональная характеристика
системы органов дыхания. Процесс дыхания.
Содержание учебного
Тема 3.1 Система
органов дыхания.
материала
Анатомия и
1 .Обзор дыхательной системы.
физиология органов Роль системы дыхания для
дыхания.
организма. Значение кислорода.
2.Этапы дыхания.
3. Строение и функции органов
дыхательной системы.
4. Потребность дышать,
структуры организма человека, её
удовлетворяющие
5. Условно-рефлекторная и
произвольная регуляция дыхания.
6. Дыхание при физической
работе, при повышенном и
пониженном барометрическом
давлении.
7. Резервные возможности
системы дыхания.
8.Защитные дыхательные
рефлексы. Дыхание при речи.
9. Функциональная система
поддержания постоянства
газового состава крови
В том числе практических и
лабораторных занятий
Практические занятия № 10-12
Изучение с помощью препаратов,
муляжей, таблиц топографии
органов дыхательной системы,
строения и функций
воздухоносных путей (полость
носа, гортань, трахея, главные
бронхи).
Демонстрация на муляже
проекции хрящей гортани,
бифуркации трахеи, правого и
левого главных бронхов.
Изучение строения легких с
использованием препаратов,
планшетов и муляжей. Изучение
строения плевры, плевральной
полости. Опасность перелома
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК5.1., ПК 5.2.,
ПК5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13
8
4
ребер при сердечно-легочной
реанимации.
Демонстрация на муляже верхних
и нижних границ легких
Определение частоты
дыхательных движений в минуту
в покое и после физической
нагрузки. Спирометрия.
Дыхательные объемы.
Раздел 4. Морфофункциональная характеристика
системы кровообращения. Процесс кровообращения и
лимфообращения
Тема 4.1.
Содержание учебного
Общие данные о
2
материала
строении и
1 .Кровообращение. Общий план
функциях сердечно строения сердечно-сосудистой
сосудистой
системы.
системы.
2 .Морфофункциональная
характеристика системы крово- и
лимфообращения.
3. Кровеносные сосуды. Круги
кровообращения.
4. Роль и место системы
кровообращения в поддержании
жизнедеятельности организма.
5. Изменение органного
кровообращения при мышечной
нагрузке, приеме пищи, при
гипоксии, стрессе и других
состояниях.
6. Микроциркуляция, её роль в
механизме обмена жидкости
различных веществ между
кровью и тканями
Тема 4.2.
Содержание учебного
Строение и
материала
деятельность
1 .Положение и строение сердца,
сердца
границы и проекция на грудную
клетку.
2.Цикл сердечной деятельности.
4
3.Особенности свойств сердечной
мышцы. Понятие о возбудимости,
проводимости, сократимости и
автоматии сердца.
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З., ПК4,1.,
ПК 4.2., ПК4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
Тема 4.3.
Сосуды большого
круга
кровообращения.
4. Проводящая система сердца, её
функциональные особенности.
5. Сердечный цикл и его фазовая
структура.
6. Систолический и минутный
объемы крови, сердечный индекс.
7. Работа сердца. Регуляция
сердечной деятельности.
8. Принципы наружного массажа
сердца при сердечно-легочной
реанимации
В том числе практических и
лабораторных занятий
Практическое занятие № 13
С помощью фантомов, муляжей
изучение пространственного
представления о сердечно
сосудистой системе. Изучение на
фантоме проекции границ сердца.
Изучение строения сердца.
Давать сравнительную
характеристику каждого отдела
сердца и деятельности
клапанного аппарата.
Содержание учебного
материала
1 .Системное кровообращение.
2.Основные сосуды большого
круга и область их
кровоснабжения (аорта, общая
сонная артерия, подключичная
артерия, общая подвздошная
артерия, бедренная артерия).
3.Системы верхней и нижней
полых вен. Система воротной
вены
4.Основные законы
гемодинамики.
5.Общее периферическое
сопротивление сосудов.
Механизм формирования
сосудистого тонуса.
6. Факторы, обеспечивающие
движение крови и лимфы по
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13
2
6
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР6, ЛР7, ЛР9,
ЛР 13
Изучение с использованием
препаратов, муляжей, планшетов
лимфатической системы
человека. Месторасположение
поверхностных лимфоузлов
(затылочных, околоушных,
шейных, поднижнечелюстных,
подмышечных, локтевых,
паховых). Лимфатические
сосуды, лимфоидные органы,
функции лимфатической
системы. Критерии оценки
деятельности лимфатической
системы.
Самостоятельная работа:
Закрепить изучение по атласам,
учебникам, конспектом.
Подготовиться к контролю
знаний.
Раздел 5 Морфофункциональная характеристика
системы органов пищеварения.
Процесс пищеварения. Обмен веществ и энергии
Тема 5.1
Содержание учебного
Строение и
материала
функции
1 .Общий план строения
пищеварительной
пищеварительной системы.
системы
2. Значение пищеварения и
методы его исследования.
3. Переваривающая, всасывающая
и двигательная функции органов
пищеварения.
4. Строение стенки желудочнокишечного тракта и
пищеварительных желез.
5. Топография и строение органов
желудочно-кишечного тракта,
печени, поджелудочной железы.
6. Брюшина, строение.
Образования брюшины: связки,
брыжейки, сальники.
7.Отношение органов брюшной
полости к брюшине.
Тема 5.2 Полость
Содержание учебного
рта, глотка,
материала
10
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13
пищевод, желудок:
строение и
функции.
Тема 5.3
Пищеварительные
железы. Печень и
поджелудочная
железа.
1 .Процессы пищеварения на
уровне полости рта.
2. Механическая и химическая
обработка пищи.
3. Состав пищеварительных соков,
деятельность ферментов.
4. Регуляция процессов
пищеварения со стороны
эндокринной и нервной систем.
5. Состав и свойства слюны.
Регуляция слюноотделения.
6. Акт глотания. Регуляция
глотания.
В том числе практических и
лабораторных занятий
Практические занятия № 17,18
Топография органов
пищеварительного тракта с
характеристикой их функции.
Изучение строения и функций
полости рта, органов полости рта.
Изучение строения и функций
глотки, пищевода. Изучение
расположения, места открытия
выводных протоков слюнных
желез.
Определение проекции желудка
на поверхности передней
брюшной стенки на фантоме.
Изучение с использованием
препаратов, муляжей, планшетов
желудка, функции органа.
Изучение состава и свойств
желудочного сока.
Содержание учебного
материала
1 .Печень как пищеварительная
железа. Функции печени как
жизненно-важного органа.
2. Желчь, ее состав. Пути
желчевыведения.
3.Регуляция выработки желчи.
Желчевыводящие пути.
6
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13
2
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
Тема 5.4
Кишечник:
строение и
пищеварение в нем.
4. Поджелудочная железа.
Поджелудочный сок: состав и
значение.
5. Регуляция выработки
поджелудочного сока
В том числе практических и
лабораторных занятий
Практическое занятие № 19
Определение проекции
поджелудочной железы, печени,
желчного пузыря на поверхности
передней брюшной стенки на .
фантоме. Изучение с
использованием препаратов,
муляжей, планшетов
поджелудочной железы, печени,
желчного пузыря. Желчь, состав,
свойства. Изучение
желчевыводящих путей.
Содержание учебного
материала
1 .Процессы пищеварения на
уровне тонкой и толстой кишки.
2. Механическая и химическая
обработка пищи.
3. Состав пищеварительных соков,
деятельность ферментов.
4. Полостное и пристеночное
пищеварение. Всасывание. ■
5. Регуляция процессов
пищеварения со стороны
эндокринной и нервной систем.
6. Роль микроорганизмов в
процессе пищеварения в толстой
кишке
В том числе практических и
лабораторных занятий
Практические занятия № 20,21
Изучение с использованием
препаратов, муляжей, планшетов
строения и функций кишечника.
Тонкая кишка - расположение,
проекция на переднюю брюшную
стенку. Изучение пищеварения в
тонкой кишке.
ПК5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13
4
2
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13
Тема 5.5
Обмен веществ и
энергии. Обмен
белков, жиров и
углеводов.
Тема 5.7
Обмен энергии и
тепла.
Терморегуляция
организма
Изучение строения толстой
кишки с использованием
муляжей, атласов, планшетов,
макропрепаратов. Проекция
отделов толстой кишки на
брюшную стенку. Изучение
пищеварения в толстой кишке
под действием ферментов
кишечного сока и бактерий.
Формирование каловых масс.
Состав каловых масс. Акт
дефекации, его регуляция.
Составление сравнительной
характеристики строения стенки
желудка, тонкой и толстой кишки
и характеристики процессов
пищеварения в различных
отделах пищеварительного
тракта.
Содержание учебного
материала
1. Общее понятие об обмене
веществ в организме.
2.0бмен веществ между
организмом и внешней средой
как основное условие жизни и
сохранение гомеостаза.
3.Пластическая и энергетическая
роль питательных веществ.
4.0бщее представление об
обмене и специфическом синтезе
в организме белков, жиров,
углеводов.
5.Азотистое равновесие.
Положительный и отрицательный
азотистый баланс.
б.Значение минеральных веществ
и микроэлементов.
Содержание учебного
материала
1 .Постоянство температуры
внутренней среды организма как
необходимое условие
нормального протекания
метаболических процессов.
2
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
2.Температура человека и ее
суточное колебание.
3 .Температура различных
участков кожных покровов и
внутренних органов человека.
4.Физическая и химическая
терморегуляция.
5.Обмен веществ как источник
образования теплоты.
6. Роль отдельных органов в
терморегуляции. Теплоотдача.
Способы отдачи теплоты с
поверхности тела (излучение,
испарение, проведение).
7. Физиологические механизмы
теплоотдачи.
8. Центр терморегуляции.
Нервные и гуморальные
механизмы терморегуляции.
9. Функциональная система,
обеспечивающая поддержание
температуры внутренней среды
при изменении температуры
внешней среды.
В том числе практических и
лабораторных занятий
Практическое занятие № 22
Изучение обмен веществ и
энергии организма с внешней
средой. Оценка пищевого
рациона. Заслушивание
подготовленных сообщений и
рекомендаций по диетотерапии
Раздел 6 Морфофункциональная характеристика
органов выделения.
Процесс выделения. Система органов репродукции.
Тема 6.1 Общие
Содержание учебного
вопросы анатомии
материала
и физиологии
1 .Процесс выделения. Роль
мочевыделительной выделительных органов в
системы.
поддержании постоянства
Строение и
внутренней среды.
функции почек
Выделительная функция других
систем организма.
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1, ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13
2
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3,
ПК 4.5, ПК 4.6,
Тема 6.3
Мочевыводящие
пути. Физиология
органов
мочевыведения.
2. Топография и строение органов
мочевыделительной системы.
3. Критерии оценки деятельности
мочевыделительной системы.
4. Механизм образования мочи.
Состав и свойства первичной и
вторичной мочи в норме.
5.Регуляция деятельности почек
нервной и эндокринной
системами.
6. Адаптивные изменения
функции почек при различных
условиях внешней среды.
7. Клиническое значение
исследования мочи. Понятие о
полиурии, анурии, олигурии,
гематурии.
В том числе практических и
лабораторных занятий
Практические занятия № 23,24
Определение топографии органов
мочевыделительной системы на
муляжах, таблицах с указанием
функциональной особенностей
каждого органа.
Определение проекции почек на
поверхности поясничной области
(на фантоме, друг на друге).
Изучение строения почек.
Фиксирующий аппарат,
структурно-функциональная
единица почки - нефрон.
Изучение особенностей
кровоснабжения почки.
Содержание учебного
материала
1 .Строение мочевыводящих
путей: мочеточники, мочевой
пузырь, мочеиспускательный
канал.
В том числе практических и
лабораторных занятий
Практические занятия № 25,26
Изучение с использованием
препаратов, муляжей, планшетов
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР7, ЛР9,
ЛР 13
4
2
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З., ПК4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
Тема 6.4
Процесс
репродукции.
Половая система
человека
мочеточников, мочевого пузыря,
мочеиспускательного канала:
мужского и женского. Критерии
оценки процесса выделения.
Изучение клинических анализов
мочи. Наличие клеток эпителия,
лейкоцитов, эритроцитов, белка,
сахара как свидетельство
патологических процессов в
организме.
Содержание учебного
материала
Первичные и вторичные половые
признаки. Наружные и
внутренние половые органы
мужчины. Топография и строение
органов мужской половой
системы Особенности
гистологического строения
мужской половых желез.
Эндокринная деятельность
половых желез
Наружные и внутренние половые
органы женщины. Топография и
строение органов
женской половой системы
Особенности гистологического
строения женских половых желез.
Эндокринная деятельность
половых желез. Менструальный
цикл
В том числе практических и
лабораторных занятий
Практическое занятие № 27
Определение топографии органов
мужской и женской половых
систем на муляжах и таблицах.
Функциональная характеристика
репродуктивных систем женского
и мужского организмов
Раздел 7 Внутренняя среда организма. Система крови.
Иммунная система человека
Тема 7.1 Кровь:
Содержание учебного
состав и функции.
материала
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9,
ЛР 13
2
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР9,
ЛР13
Тема 8.3
Периферическая
нервная система
6. Головной мозг: строение и
функции.
7. Топография, строение и
функции отделов головного
мозга, оболочки мозга. Кора
больших полушарий.
Локализация функции в коре
головного мозга
8. Спинномозговые нервы.
Черепные нервы.
9. Вегетативная нервная система.
В том числе практических и
лабораторных занятий
Практические занятия № 32,33
Изучение строения спинного
мозга (утолщения, борозды,
конский хвост, центральный
канал, серое и белое вещество,
сегменты, корешки, проводящие
пути, оболочки) Расположение
спинного мозга с указанием
взаимоотношения между серым и
2
белым веществом и
особенностями формирования
спинномозговых нервов.
Изучение строения головного
мозга с помощью препаратов,
муляжей, таблиц. Определение и
описание топографии отделов
головного мозга с
характеристикой строения и
функции их образований
Содержание учебного
материала
Периферическая нервная система.
Спинномозговые нервы. Нервные 2
сплетения. Черепные нервы.
В том числе практических и
2
лабораторных занятий
Практическое занятие № 34
Изучение с помощью препаратов,
таблиц, муляжей периферической
2
нервной системы. Образование
спинномозговых нервов. Нервные
сплетения: топография, область
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13
Тема 8.4.
Вегетативная
нервная система
Тема 8.5 Высшая
нервная
деятельность
человека
иннервации шейного, плечевого,
пояснично-крестцового
сплетения. Определение
проекции шейного, плечевого,
пояснично-крестцового
сплетений. Черепные нервы:
состав нерва, область
иннервации.
Содержание учебного
материала
1 .Вегетативная нервная система,
симпатический
парасимпатический отделы
2
вегетативной нервной системы.
2.Вегетативные сплетения.
В том числе практических и
лабораторных занятий
Практическое занятие № 35
Сравнение строения
соматической и вегетативной
нервной системы. Симпатический
и парасимпатический отделы
вегетативной нервной системы
2
Показать на таблицах и муляжах
центры парасимпатической и
симпатической частей
вегетативной нервной системы,
локализацию наиболее крупных
вегетативных сплетений.
Содержание учебного
материала
1 .Понятие о высшей нервной
деятельности.
2. Инстинкты, условные
рефлексы. Особенности
образования условных рефлексов,
механизмы. Торможение
условных рефлексов.
2
Динамический стереотип.
3. Психическая деятельность
(ВИД) - физиологическая основа
психосоциальных потребностей,
структура ее осуществляющая,
свойства коры, лежащие в основе
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК3.1., ПК3.2.,
ПКЗ.З., ПК4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПКЗ.З., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР9,
ЛР 13
условно- рефлекторной
деятельности.
4. Формы психической
деятельности: память, мышление,
сознание, речь.
5. Сигнальные системы.
Деятельность I-ой сигнальной
системы. б.Деятельность П-ой
сигнальной системы. Типы
высшей нервной деятельности
человека.
Тема 8.6.
Сенсорные системы
организма.
Анатомия и
физиология
анализаторов
Содержание учебного
материала
1 .Учение И. П. Павлова об
анализаторах.
2. Общий план строения
анализатора
3.Отделы сенсорной системы:
периферический, проводниковый,
центральный.
4. Строение зрительного
анализатора, вспомогательного
аппарата глаза, зрение.
5. Строение слухового и
вестибулярного аппаратов, их
деятельность.
6. Строение и значение органов
вкуса и обоняния
В том числе практических и
лабораторных занятий
Практическое занятие № 36
С помощью наглядных пособий
изучить строение анализаторов с
указанием функционального
значения образований органов
чувств. Характеристика
зрительного, слухового,
вкусового, обонятельного
2
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Анатомии и физиологии человека с основами патологии», оснащенный
оборудованием:
Рабочее место преподавателя.
Посадочные места по количеству обучающихся.
Доска классная.
Стенд информационный.
Учебно-наглядные пособия:
1. Анатомические плакаты по разделам:
- ткани;
- скелет;
- мышечная система;
- дыхательная система;
- пищеварительная система;
- сердечно-сосудистая система;
- лимфатическая система;
- кровь;
- мочевая система;
- половая система;
- нервная система;
- железы внутренней секреции;
- анализаторы
2. Барельефные модели и пластмассовые препараты по темам:
- мышцы;
- головной и спинной мозг;
- печень, кожа, почки, желудок, тонкая и толстая кишка;
- кости туловища, головы, верхних и нижних конечностей;
- набор зубов;
- скелет на подставке;
- суставы, череп
3. Влажные и натуральные препараты:
- внутренние органы;
- головной мозг;
- сердце;
- препараты костей и суставов
4. Муляжи, планшеты, разборный торс человека, пластинаты по всем разделам
дисциплины.
Набор таблиц по анатомии (по темам).
Набор микропрепаратов по анатомии и основам патологии (по темам).
Модели анатомические (Сердце, Легкие, Печень, Почки, Головной мозг, Ствол
головного мозга, Скелет человека, Модель системы ЖКТ, Модель уха и глаза);
техническими средствами обучения:
компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и
возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Брин В. Б. Анатомия и физиология человека. Физиология в схемах и таблицах :
учебное пособие для спо / В. Б. Брин. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. —
608 с. — ISBN 978-5-8114-7040-2
2. Брин В. Б., Кокаев Р. И. и др. Физиология с основами анатомии. Практические
заня-тия : учебное пособие / В. Б. Брин, Р. И. Кокаев, Ж. К. Албегова, Т. В. Молдован. — 2е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 492 с. — ISBN 978-5-8114-5216-3
3. Брусникина О. А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь : учебное по
собие для спо / О. А. Брусникина. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 144
с. — ISBN 978-5-8114-7108-9
4. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. Иллюстрированный
учебник Москва: «ГЭОТАР-Медиа», 2022 - 672 с. ISBN: 978-5-9704-4594-5, 978-5-97045759-7
5. Караханян К. Г. Анатомия и физиология человека. Сборник ситуационных задач :
учебное пособие для спо / К. Г. Караханян, Е. В. Карпова. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 72 с. — ISBN 978-5-8114-7453-0.
6. Кондакова Э. Б. Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии : учебное пособие для
спо / Э. Б. Кондакова, И. Ю. Графова.— 4-е изд., испр. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. —
104 с. — ISBN 978-5-8114-9239-8.
7. Кондакова Э. Б. Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии. Ответы : учебное
посо-бие / Э. Б. Кондакова, И. Ю. Графова. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 80 с. —
ISBN 978-5-8114-2649-2
8. Нижегородцева О. А. Анатомия и физиология человека. Дневник практических за
нятий : учебное пособие для спо / О. А. Нижегородцева. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 220 с. — ISBN 978-5-8114-6688-7.
9. Нижегородцева О. А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь для внеа
удиторной работы : учебное пособие / О. А. Нижегородцева. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-5270-5.
10. Сай Ю. В. Анатомия и физиология человека. Словарь терминов и понятий :
учебное пособие для спо / Ю. В. Сай, Н. М. Кузнецова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург
: Лань, 2022. — 116 с. — ISBN 978-5-8114-9152-0
11. Сай Ю. В. Анатомия и физиология человека и основы патологии. Пособие для
под-готовки к экзамену : учебное пособие / Ю. В. Сай, Л. Н. Голубева, А. В. Баев. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-4892-0.
104 с. — ISBN 978-5-8114-9239-8. — Текст : электронный // Лань : электронно
библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/ 189366
(дата обращения:
14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Кондакова, Э. Б. Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии. Ответы : учебное
посо-бие / Э. Б. Кондакова, И. Ю. Графова. — Санкт-Петербург : Лань, 2018. — 80 с. —
ISBN 978-5-8114-2649-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https:/Ze.kmbook.com/book/101859 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
7. Нижегородцева О. А. Анатомия и физиология человека. Дневник практических
заня-тий : учебное пособие для спо / О. А. Нижегородцева. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 220 с. — ISBN 978-5-8114-6688-7. — Текст: электронный // Лань
: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/l51668 (дата
обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
8. Нижегородцева О. А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь для
внеауди-торной работы : учебное пособие / О. А. Нижегородцева. — 2-е изд., стер. —
Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-5270-5. — Текст: электронный
// Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/l38190
(дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
9. Сай Ю. В. Анатомия и физиология человека. Словарь терминов и понятий :
учебное пособие для спо / Ю. В. Сай, Н. М. Кузнецова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург
: Лань, 2022. — 116 с. — ISBN 978-5-8114-9152-0. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/187695
(дата
обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей
10. Сай Ю. В. Анатомия и физиология человека и основы патологии. Пособие для
подго-товки к экзамену : учебное пособие / Ю. В. Сай, Л. Н. Голубева, А. В. Баев. — СанктПетербург : Лань, 2020. —196 с. — ISBN 978-5-8114-4892-0. — Текст: электронный // Лань
: электронно-библиотечная система. — URL: https://e. Ianbook.com/book/136172 (дата
обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
11. Сапин, М. Р. Анатомия человека: атлас: учеб, пособие для медицинских училищ
и колледжей / М. Р. Сапин, 3. Г. Брыксина, С. В. Клочкова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа,
2022. - 376 с. - ISBN 978-5-9704-6577-6. - Текст : электронный // URL :
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970465776.html
12. Смольянникова, Н. В. Анатомия и физиология человека : учебник / Н. В.
Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАРМедиа, 2021. - 592 с. - ISBN 978-5-9704-6228-7. - Текст : электронный И URL :
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970462287.html
3.2.3. Дополнительные источники
1.
. Топоров, Г.Н.,Панасенко, Н.И. Словарь терминов по клинической анатомии
/ Г.Н.Топоров, Н.И. Панасенко.-Москва : Медицина, 2020. - 463 с.; 25 см.; ISBN 5-22502707-5
2.
Анатомия - анатомический атлас человека [Электронный ресурс] - Электрон,
дан. — М.: Webstudia.biz - URL: http://www.anatomy.tj/, свободный. — Загл. с экрана,- Яз.
РУС.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения3
знания:
- строение человеческого тела и
функциональные системы
человека, их регуляцию и
саморегуляцию при
взаимодействии с внешней
средой.
- основную медицинскую
терминологию;
-строение, местоположение и
функции органов тела человека;
-физиологические
характеристики основных
процессов жизнедеятельности
организма человека;
-функциональные системы
человека, их регуляцию и
саморегуляцию при
взаимодействии с внешней
средой
Умения
- применять знания о строении и
функциях органов и систем
организма человека при
оказании сестринской помощи и
сестринского ухода за
пациентами.
Критерии оценки
Методы оценки
Тестовый контроль с
- демонстрация знаний
применением
анатомических
информационных
образований, уверенно
технологий.
представляя их на
скелете, муляже и называя Экспертная оценка
соответствующие
правильности
выполнения заданий
функции;
Экспертная оценка
- демонстрация проекций
решения ситуационных
зон внутренних органов
задач.
при необходимости
оказания медицинской
Устный опрос
Работа с немыми
помощи;
- при описании строения и иллюстрациями
функции органа
Экзамен
уверенное использование
медицинской
терминологии
- правильное определение
топографии органов;
- свободное применение
знаний анатомии при
решении практических
заданий по оказанию
сестринской помощи при
различных изменениях
физиологических
процессов
- оценка и определение
нарушений
физиологических
показателей функций
организма, используя
данные нормальных
показателей
3 В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты
Экспертная оценка
выполнения
практических заданий
Экзамен