ОПЦ.05 Основы микробиологии и иммунологии. 2025

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУРД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЦ.05 Основы микробиологии и иммунологии.

Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный

Код и наименование специальности: 34.02.01 Сестринское дело
Квалификация выпускника: медицинская сестра (брат)

Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 2

2025г.

'

УТВЕРЖДАЮ

ОДОБРЕНО

j Н

Зам. директора по учебной работе! !|

предметной (цикловой) комиссией

Шабанова М.М.

Протокол № 1 от 28.08.2025г

ФИО

Подпись
28.08.2025

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОПЦ.05 Основы
микробиологии и иммунологии

■

разработана на основе требований:

i

- Федерального закона от 04.07.2022 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; j

-Федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного

общегЬ

образования;

- Концепции Национальной программы повышения уровня бережливого производства
населения РФ;

!

- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 04.07.2022 № 527; (Зарегистрировано
в Минюсте России 29.07.2022 № 694552); с учетом:

-

профиля получаемого образования;

;

!

- примерной программы;
>
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в !

пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом

!

профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на,
2025/2026 учебный год.
!

Разработчик: Качагова С.Р
Рецензенты/ эксперты:

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

■

;j
Н

«опц.05. основы микробиологии иммунологии»

; ;;

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

i ..

Учебная дисциплина «Основы микробиологии иммунологии» является обязательной '
частью общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в И

соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
i и
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК <■
03, ОК 07.
N

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

; J

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения й J

знания

;

Код 1

Знания

Умения

ПК, ОК, ЛР
ОК

01,

ОК

02,

ОК

03,

забор,

проводить
и

транспортировку

ОК 07

материала

ПК З.1., ПК

микробиологических

3.2., ПК 3.3.,

исследований;

ПК 3.4., ПК
3.5., ПК 4.2.,

ЛР 9, ЛР 10

хранение

для

-

роль

человека и общества;

i ■

- МОрфоЛОГИЮ, ФИЗИОЛОГИЮ И ЭКОЛОГИЮ| '

микроорганизмов, методы их изучения;
эпидемиологии;

основы

дифференцировать

1 !
жизни; ;

в

микроорганизмов

разные

инфекционных

пути;

болезней,

локализацию^ ;

группы микроорганизмов по их

заражения,

основным свойствам;

микроорганизмов

организме'

в

человека;

У

- факторы иммунитета, его значение,

для человека и общества, принципы;
и

иммунопрофилактики

иммунотерапии болезней человека.
:

■

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

’■

и
; ■

;

Вид учебной работы

Объем в часах

:

Объем образовательной программы учебной дисциплины

74

'

!

вт. ч.:
теоретическое обучение

.

практические занятия

30

’

24

j

самостоятельная работа

18

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

'

!

■

__

_

_

_

——_

j

;

j

1 Можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей
профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.

2.2. Тематический план и содержание, учебной дисциплины

Наименование

Содержание учебного материала и формы организации

Объем

Коды компетенций и

разделов и тем

деятельности обучающихся

в часах

личностных
результатов2,

формированию
которых способствует

элемент программы
1

3

2

6

Раздел 1. Общая микробиология
6

ОК 01, ОК 02, ОК 03,

Тема 1.1.

Содержание учебного материала

Предмет и задачи

1 .История развития микробиологии и иммунологии.

ОК 07

медицинской

2. Роль микроорганизмов в жизни человека и общества.

ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ,3.,

микробиологии и

3. Научные

ПК3.4.,ПК3.5., ПК4.2.,

иммунологии.

микробиологии и иммунологии.

Организация

4. Принципы

микробиологической

грибы, простейшие, вирусы.

службы

5.Основные

и

практические

классификации

достижения

медицинской

ЛР9, ЛР10

микроорганизмов

таксономические

категории

(род,

на

бактерии,

вид,

чистая

4

культура, штамм, клон, разновидность).

6. Классификация микроорганизмов по степени их биологической
опасности.

7. Номенклатура микробиологических лабораторий, их структура и
оснащение базовой лаборатории.

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Практическое занятие № 1

Микробиологическая

лаборатория,

правила работы

Тема 1.2.

Содержание учебного материала

2 В соответствии с Приложением 3 ПООП.

устройство,

оснащение,

4

Экология

1 .Микробиоценоз почвы, воды, воздуха.

микроорганизмов

2. Роль

почвы,

воды,

воздуха,

ОК 01, ОК 02, ОК 03,

пищевых

продуктов

ОК 07

в

распространении возбудителей инфекционных заболеваний.

ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З.,

3.Нормальная микрофлора различных биотопов человека: кожи,

ПК3.4.,ПК3.5.,ПК4.2„

слизистых оболочек ротовой полости, верхних дыхательных

ЛР 9, ЛР 10

2

путей, пищеварительного тракта, мочеполовой системы.

4. Роль

нормальной

микрофлоры

для

жизнедеятельности

и

здоровья человека.
5-Дисбактериоз, причины, симптомы, корреляция.

8

Раздел 2. Бактериология

4

ОК 01, ОК 02, ОК 03,

Тема 2.1.

Содержание учебного материала

Морфология

1 .Прокариоты и эукариоты.

ОК 07

бактерий и методы ее

2.Классификация бактерий. Принципы подразделения бактерий

ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З.,

изучения

на группы.

ПК3.4.,ПК3.5., ПК4.2.,

3.Общие принципы организации микробной клетки и других

ЛР 9, ЛР 10

инфекционных агентов.

2

4. Формы бактерий: кокковидная, палочковидная, извитая,
ветвящаяся.
5. Структура бактериальной клетки: основные и дополнительные

структуры, их химический состав и назначение.
В том числе практических и лабораторных занятий

2

Практическое занятие № 2

Изучение морфологии бактерий. Микроскопические методы

изучения бактерий: виды микроскопов, методы окраски.

4

Дифференциация бактерий по морфологическим и
тинкториальным свойствам. Правила техники безопасности при

проведении микроскопических исследований.

Тема 2.2.

Содержание учебного материала

1 .Химический состав бактериальной клетки.
2.Ферменты бактерий.

4
4

ОК 01, ОК 02, ОК 03,

ОК 07

Иммунитет, его

1. Понятие об иммунитете, его значение для человека и общества.

ОК 01, ОК 02, ОК 03,

значение для

2. Виды иммунитета.

ОК 07

человека

3 .Иммунная система человека.

ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З.,

4. Неспецифические и специфические факторы защиты, их

ПК3.4., ПК3.5.,ПК4.2.,

взаимосвязь. Основные формы иммунного реагирования.
5.Серологические исследования: реакции агглютинации,

4

ЛР9, ЛР 10

преципитации, лизиса, связывания комплемента и др., их

механизмы и применение.

6. Молекулярно-биологические методы диагностики:

полимеразная цепная реакция, механизм и применение.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие №4
Постановка простейших серологических реакций и их учет
Тема 4.2.

* Содержание учебного материала

2

4
4

Патология иммунной

1 .Иммунопатологические процессы. Общая характеристика.

ОК 01, ОК 02, ОК 03,

системы

Типовые формы иммунопатологических процессов.

ОК 07

Иммунологическая толерантность.

ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З.,

2. Аллергические реакции. Определение понятий: аллергия,

ПК3.4., ПК3.5., ПК4.2.,

аллерген, сенсибилизация. Виды, стадии развития аллергических

ЛР9, ЛР10

реакций.

3. Характеристика отдельных видов аллергических реакций.
Анафилактический шок. Сывороточная болезнь. Механизмы

4

развития, структурно-функциональные характеристики, значение.

4. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Определение,
механизмы развития, клиническое значение.

5. Иммунный дефицит: понятие, этиология, классификация.

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Общая
характеристика, значение для организма.
В том числе практических и лабораторных занятий

2

Практическое занятие № 5

4

Аллергодиагностика инфекционных заболеваний. Кожно­
аллергические пробы, их учет.
Тема 4.3.

Содержание учебного материала

Иммунотерапия и

1 .Медицинские иммунобиологические препараты: вакцины,

иммунопрофилактика

сыворотки, иммуноглобулины.
2.Иммуномодуляторы, эубиотики, бактериофаги,

2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07

2

ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З„
ПК3.4.,ПК3.5.,ПК4.2„

диагностические препараты, их состав, свойства, назначение

В том числе практических и лабораторных занятий

ЛР 9, ЛР 10

2

Практическое занятие № 6

Изучение препаратов, применяемых для иммунопрофилактики и

4

иммунотерапии.
8

Раздел 5. Паразитология и протозоология
4

,

Тема 5.1.

Содержание учебного материала

Общая

1.Общая характеристика и классификация простейших:

ОК 01, ОК 02, ОК 03,

характеристика

саркодовые (дизентерийная амеба), жгутиковые (лямблия,

ОК 07

простейших

трихомонада, трипаносома), споровиков (малярийный плазмодий,

ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З.,

токсоплазма) и инфузорий (кишечный балантидий). Особенности

2

ПК3.4.,ПК3.5.,ПК4.2„
ЛР 9, ЛР 10

их морфологии и жизнедеятельности.
2. Источники инвазий, путь заражения, жизненный цикл паразита.

3. Устойчивость простейших к факторам окружающей среды.
В том числе практических и лабораторных занятий

2

Практическое занятие № 7
Методы микробиологической диагностики протозоозов:
микроскопическое, культуральное, серологическое,

2

аллергологическое и биологическое
Тема 5.2.

Содержание учебного материала

Медицинская

1 .Общая характеристика и классификация гельминтов.

гельминтология

2.Особенности морфологии и жизнедеятельности гельминтов.

4
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,

ОК 07

3. Источники

инвазии,

пути

распространения

и

ПК3.1.,ШСЗ,2.,ПКЗ.З.,

заражения

гельминтами.

ПК3.4., ПК3.5., ПК4.2.,

4. Устойчивость гельминтов к факторам окружающей среды.

ЛР 9, ЛР 10

5. Методы обнаружения гельминтов в биологическом материале

(кал, моча), яиц и личинок в объектах окружающей среды (почва,

вода) и промежуточных хозяевах.
6. Профилактика гельминтозов.

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Практические занятия №8
Методы микробиологической диагностики гельминтозов: макро- и

микроскопическое исследование, серологическое исследование

2

(реакция связывания комплемента, непрямой гемагглютинации,
прямой

гемагглютинации,

иммуноферментный

анализ).

иммунофлюоресценции,

Аллергическое

исследование

(кожные пробы).
Самостоятельная работа

Подготовка докладов на тему. Микробиологические методы

8

исследования.
Составить презентацию по теме «вирусные болезни челловека»
Тема 6.

Итоговое занятие
Всего:

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2
74

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

'

■
j
i
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены i

следующие специальные помещения:
Кабинет «основ микробиологии и иммунологии», оснащенный оборудованием:

Рабочее место преподавателя.
Посадочные места по количеству обучающихся.

Доска классная.

Стенд информационный.
Учебно-наглядные пособия (муляжи колоний бактерий, грибов на чашках Петри,

плакаты, слайды, фотографии)
Микроскопы
Микропрепараты бактерий, грибов, простейших

Лабораторная посуда для забора материала на исследование;
техническими средствами обучения:

Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и

возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации

!

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда

образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных

ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания

1. Долгих, В. Т. Основы иммунологии : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. Т. Долгих, А. Н. Золотов. — Москва : Издательство

I

Юрайт, 2022. — 248 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10473-8

2. Емцев В.Т. Микробиология: учебник для СПО/ В.Т. Емцев, Е.Н. Мишустин. 8-е

изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 468 с. - (Профессиональное
образование).-ISBN 978-5-534-09738-2

3. Камышева, К.С. Основы микробиологии и иммунологии : учеб, пособие / К. С.

i

i

Камышева. - Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2022.- 382 с. - (Среднее медицинское
образование). - ISBN 978-5-222-30285-9

I

4. Леонова, И. Б. Основы микробиологии : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / И. Б. Леонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022

I

— 298 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05352-4.

!

5. Основы микробиологии и иммунологии : учебник / [М. Н. Бойченко, Е. В.

i

Буданова, А. С. Быков и др.] ; под редакцией В. В. Зверева, Е. В. Будановой. - Москва :

Академия, 2022. - 320 с.: ил.; 22 см. - (Профессиональное образование).; ISBN 978-5-44683981-0.

I

6. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. (СПО). Учебник : учебник
/ В.Б. Сбойчаков, А.В. Москалев, М.М. Карапац, Л.И. Клецко. — Москва : КноРус, 2022 —

274 с. — ISBN 978-5-406-06914-1
7. Шапиро Я. С. Микробиология : учебное пособие для спо / Я. С. Шапиро. — 5-е

изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-9457-6.
3.2.2. Основные электронные издания

1. Зверев, В. В. Основы микробиологии и иммунологии : учебник / под ред. В. В.
Зверева, М. Н. Бойченко. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 368 с. - ISBN 978-5-9704-6199-

0.

-

Текст

:

электронный

//

ЭБС

"Консультант

студента"

:

[сайт].

-

URL

:

https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970461990.html
2. Зверева, В. В. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология : Т. 1 :
учебник / ред. Зверева В. В. , Бойченко М. Н. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 448 с. -

ISBN 978-5-9704-5835-8. - Текст : электронный И ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. -

URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970458358.html

3. Зверева, В. В. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология : Т. 2 :
учебник / под ред. Зверева В. В., Бойченко М. Н. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 472 с.

- ISBN 978-5-9704-5836-5. - Текст : электронный И ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. URL : https://www.studentlibrary.nl/book/ISBN9785970458365.html
4. Шапиро Я. С. Микробиология : учебное пособие для спо / Я. С. Шапиро. — 5-е

изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-9457-6. — Текст

:

электронный

//

Лань

https://e.lanbook.com/book/195466

:

электронно-библиотечная

система.

—-

URL:

(дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа:' для

авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники

1. ГОСТ Р 52905-2007 (ИСО 15190:2003); Лаборатории медицинские. Требования

безопасности. Настоящий стандарт устанавливает требования по формированию и
поддержанию безопасной рабочей среды в медицинских лабораториях;

2. Методические указания МУ 4.2.2039-05 "Техника сбора и транспортирования

биоматериалов в микробиологические лаборатории".
3. Методические указания МУК 4.2.3145-13 «Лабораторная диагностика

гельминтозов и протоозов»;

4. Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.

Гамалеи РАМН [Электронный ресурс]. URL: http://www.gamaleya.ru/

5. Словарь по микробиологии [Электронный ресурс]. URL:
http://en.edu.ru:8100/db/msg/2351

■

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения 3

Критерии оценки

Методы оценки

знания:

- способность определить

Тестирование,

- роль микроорганизмов в жизни

принадлежность

индивидуальный и

человека и общества;

микроорганизмов к

групповой опрос,

- морфологию, физиологию и

бактериям, грибам,

решение ситуационных

простейшим по рисункам,

задач,

фотографиям, муляжам,

дифференцированный

морфологии и

зачет

микроорганизмов,

экологию

методы их изучения;

основы

эпидемиологии

инфекционных болезней, пути

культуральным свойствам

заражения,

локализацию

с учетом изученного

микроорганизмов в организме

учебного материала;

человека;

- владение специальной

-

иммунитета,

факторы

значение

для

его

терминологией,

и

используемой в

принципы

микробиологии;

человека

общества,

иммунопрофилактики

иммунотерапии

и
болезней

человека

,

- последовательное

изложение программного
материала по
эпидемиологии
инфекционных

заболеваний согласно
законам распространения
инфекции в
восприимчивом

коллективе;
- свободное владение

знаниями факторов
иммунитета, принципами

иммунопрофилактики и
иммунотерапии в
соответствии с
нормативными

документами

умения

проводить
транспортировку

забор,

и

материала

хранение

для

-осуществление забора,

Экспертная оценка

транспортировки и

выполнения

хранения материала для

практических заданий

микробиологических

микробиологических

исследований в

исследований;

соответствии с

дифференцировать

разные

группы микроорганизмов по их

санитарными правилами и
методическими

основным свойствам.
3 В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты

указаниями, требованиями
безопасности;

- способность отличать

разные группы
микроорганизмов по их

основным свойствам на
основании научных

данных.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.