МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУРД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.05 Основы микробиологии и иммунологии.
Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный
Код и наименование специальности: 34.02.01 Сестринское дело
Квалификация выпускника: медицинская сестра (брат)
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 2
2025г.
'
УТВЕРЖДАЮ
ОДОБРЕНО
j Н
Зам. директора по учебной работе! !|
предметной (цикловой) комиссией
Шабанова М.М.
Протокол № 1 от 28.08.2025г
ФИО
Подпись
28.08.2025
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОПЦ.05 Основы
микробиологии и иммунологии
■
разработана на основе требований:
i
- Федерального закона от 04.07.2022 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; j
-Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общегЬ
образования;
- Концепции Национальной программы повышения уровня бережливого производства
населения РФ;
!
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 04.07.2022 № 527; (Зарегистрировано
в Минюсте России 29.07.2022 № 694552); с учетом:
-
профиля получаемого образования;
;
!
- примерной программы;
>
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в !
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
!
профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на,
2025/2026 учебный год.
!
Разработчик: Качагова С.Р
Рецензенты/ эксперты:
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
■
;j
Н
«опц.05. основы микробиологии иммунологии»
; ;;
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
i ..
Учебная дисциплина «Основы микробиологии иммунологии» является обязательной '
частью общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в И
соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
i и
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК <■
03, ОК 07.
N
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
; J
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения й J
знания
;
Код 1
Знания
Умения
ПК, ОК, ЛР
ОК
01,
ОК
02,
ОК
03,
забор,
проводить
и
транспортировку
ОК 07
материала
ПК З.1., ПК
микробиологических
3.2., ПК 3.3.,
исследований;
ПК 3.4., ПК
3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10
хранение
для
-
роль
человека и общества;
i ■
- МОрфоЛОГИЮ, ФИЗИОЛОГИЮ И ЭКОЛОГИЮ| '
микроорганизмов, методы их изучения;
эпидемиологии;
основы
дифференцировать
1 !
жизни; ;
в
микроорганизмов
разные
инфекционных
пути;
болезней,
локализацию^ ;
группы микроорганизмов по их
заражения,
основным свойствам;
микроорганизмов
организме'
в
человека;
У
- факторы иммунитета, его значение,
для человека и общества, принципы;
и
иммунопрофилактики
иммунотерапии болезней человека.
:
■
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
’■
и
; ■
;
Вид учебной работы
Объем в часах
:
Объем образовательной программы учебной дисциплины
74
'
!
вт. ч.:
теоретическое обучение
.
практические занятия
30
’
24
j
самостоятельная работа
18
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
'
!
■
__
_
_
_
——_
j
;
j
1 Можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей
профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.
2.2. Тематический план и содержание, учебной дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации
Объем
Коды компетенций и
разделов и тем
деятельности обучающихся
в часах
личностных
результатов2,
формированию
которых способствует
элемент программы
1
3
2
6
Раздел 1. Общая микробиология
6
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Предмет и задачи
1 .История развития микробиологии и иммунологии.
ОК 07
медицинской
2. Роль микроорганизмов в жизни человека и общества.
ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ,3.,
микробиологии и
3. Научные
ПК3.4.,ПК3.5., ПК4.2.,
иммунологии.
микробиологии и иммунологии.
Организация
4. Принципы
микробиологической
грибы, простейшие, вирусы.
службы
5.Основные
и
практические
классификации
достижения
медицинской
ЛР9, ЛР10
микроорганизмов
таксономические
категории
(род,
на
бактерии,
вид,
чистая
4
культура, штамм, клон, разновидность).
6. Классификация микроорганизмов по степени их биологической
опасности.
7. Номенклатура микробиологических лабораторий, их структура и
оснащение базовой лаборатории.
В том числе практических и лабораторных занятий
2
Практическое занятие № 1
Микробиологическая
лаборатория,
правила работы
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
2 В соответствии с Приложением 3 ПООП.
устройство,
оснащение,
4
Экология
1 .Микробиоценоз почвы, воды, воздуха.
микроорганизмов
2. Роль
почвы,
воды,
воздуха,
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
пищевых
продуктов
ОК 07
в
распространении возбудителей инфекционных заболеваний.
ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З.,
3.Нормальная микрофлора различных биотопов человека: кожи,
ПК3.4.,ПК3.5.,ПК4.2„
слизистых оболочек ротовой полости, верхних дыхательных
ЛР 9, ЛР 10
2
путей, пищеварительного тракта, мочеполовой системы.
4. Роль
нормальной
микрофлоры
для
жизнедеятельности
и
здоровья человека.
5-Дисбактериоз, причины, симптомы, корреляция.
8
Раздел 2. Бактериология
4
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Морфология
1 .Прокариоты и эукариоты.
ОК 07
бактерий и методы ее
2.Классификация бактерий. Принципы подразделения бактерий
ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З.,
изучения
на группы.
ПК3.4.,ПК3.5., ПК4.2.,
3.Общие принципы организации микробной клетки и других
ЛР 9, ЛР 10
инфекционных агентов.
2
4. Формы бактерий: кокковидная, палочковидная, извитая,
ветвящаяся.
5. Структура бактериальной клетки: основные и дополнительные
структуры, их химический состав и назначение.
В том числе практических и лабораторных занятий
2
Практическое занятие № 2
Изучение морфологии бактерий. Микроскопические методы
изучения бактерий: виды микроскопов, методы окраски.
4
Дифференциация бактерий по морфологическим и
тинкториальным свойствам. Правила техники безопасности при
проведении микроскопических исследований.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
1 .Химический состав бактериальной клетки.
2.Ферменты бактерий.
4
4
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
Иммунитет, его
1. Понятие об иммунитете, его значение для человека и общества.
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
значение для
2. Виды иммунитета.
ОК 07
человека
3 .Иммунная система человека.
ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З.,
4. Неспецифические и специфические факторы защиты, их
ПК3.4., ПК3.5.,ПК4.2.,
взаимосвязь. Основные формы иммунного реагирования.
5.Серологические исследования: реакции агглютинации,
4
ЛР9, ЛР 10
преципитации, лизиса, связывания комплемента и др., их
механизмы и применение.
6. Молекулярно-биологические методы диагностики:
полимеразная цепная реакция, механизм и применение.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие №4
Постановка простейших серологических реакций и их учет
Тема 4.2.
* Содержание учебного материала
2
4
4
Патология иммунной
1 .Иммунопатологические процессы. Общая характеристика.
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
системы
Типовые формы иммунопатологических процессов.
ОК 07
Иммунологическая толерантность.
ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З.,
2. Аллергические реакции. Определение понятий: аллергия,
ПК3.4., ПК3.5., ПК4.2.,
аллерген, сенсибилизация. Виды, стадии развития аллергических
ЛР9, ЛР10
реакций.
3. Характеристика отдельных видов аллергических реакций.
Анафилактический шок. Сывороточная болезнь. Механизмы
4
развития, структурно-функциональные характеристики, значение.
4. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Определение,
механизмы развития, клиническое значение.
5. Иммунный дефицит: понятие, этиология, классификация.
Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Общая
характеристика, значение для организма.
В том числе практических и лабораторных занятий
2
Практическое занятие № 5
4
Аллергодиагностика инфекционных заболеваний. Кожно
аллергические пробы, их учет.
Тема 4.3.
Содержание учебного материала
Иммунотерапия и
1 .Медицинские иммунобиологические препараты: вакцины,
иммунопрофилактика
сыворотки, иммуноглобулины.
2.Иммуномодуляторы, эубиотики, бактериофаги,
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
2
ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З„
ПК3.4.,ПК3.5.,ПК4.2„
диагностические препараты, их состав, свойства, назначение
В том числе практических и лабораторных занятий
ЛР 9, ЛР 10
2
Практическое занятие № 6
Изучение препаратов, применяемых для иммунопрофилактики и
4
иммунотерапии.
8
Раздел 5. Паразитология и протозоология
4
,
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Общая
1.Общая характеристика и классификация простейших:
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
характеристика
саркодовые (дизентерийная амеба), жгутиковые (лямблия,
ОК 07
простейших
трихомонада, трипаносома), споровиков (малярийный плазмодий,
ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З.,
токсоплазма) и инфузорий (кишечный балантидий). Особенности
2
ПК3.4.,ПК3.5.,ПК4.2„
ЛР 9, ЛР 10
их морфологии и жизнедеятельности.
2. Источники инвазий, путь заражения, жизненный цикл паразита.
3. Устойчивость простейших к факторам окружающей среды.
В том числе практических и лабораторных занятий
2
Практическое занятие № 7
Методы микробиологической диагностики протозоозов:
микроскопическое, культуральное, серологическое,
2
аллергологическое и биологическое
Тема 5.2.
Содержание учебного материала
Медицинская
1 .Общая характеристика и классификация гельминтов.
гельминтология
2.Особенности морфологии и жизнедеятельности гельминтов.
4
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
3. Источники
инвазии,
пути
распространения
и
ПК3.1.,ШСЗ,2.,ПКЗ.З.,
заражения
гельминтами.
ПК3.4., ПК3.5., ПК4.2.,
4. Устойчивость гельминтов к факторам окружающей среды.
ЛР 9, ЛР 10
5. Методы обнаружения гельминтов в биологическом материале
(кал, моча), яиц и личинок в объектах окружающей среды (почва,
вода) и промежуточных хозяевах.
6. Профилактика гельминтозов.
В том числе практических и лабораторных занятий
2
Практические занятия №8
Методы микробиологической диагностики гельминтозов: макро- и
микроскопическое исследование, серологическое исследование
2
(реакция связывания комплемента, непрямой гемагглютинации,
прямой
гемагглютинации,
иммуноферментный
анализ).
иммунофлюоресценции,
Аллергическое
исследование
(кожные пробы).
Самостоятельная работа
Подготовка докладов на тему. Микробиологические методы
8
исследования.
Составить презентацию по теме «вирусные болезни челловека»
Тема 6.
Итоговое занятие
Всего:
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
74
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
'
■
j
i
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены i
следующие специальные помещения:
Кабинет «основ микробиологии и иммунологии», оснащенный оборудованием:
Рабочее место преподавателя.
Посадочные места по количеству обучающихся.
Доска классная.
Стенд информационный.
Учебно-наглядные пособия (муляжи колоний бактерий, грибов на чашках Петри,
плакаты, слайды, фотографии)
Микроскопы
Микропрепараты бактерий, грибов, простейших
Лабораторная посуда для забора материала на исследование;
техническими средствами обучения:
Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и
возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации
!
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Долгих, В. Т. Основы иммунологии : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. Т. Долгих, А. Н. Золотов. — Москва : Издательство
I
Юрайт, 2022. — 248 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10473-8
2. Емцев В.Т. Микробиология: учебник для СПО/ В.Т. Емцев, Е.Н. Мишустин. 8-е
изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 468 с. - (Профессиональное
образование).-ISBN 978-5-534-09738-2
3. Камышева, К.С. Основы микробиологии и иммунологии : учеб, пособие / К. С.
i
i
Камышева. - Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2022.- 382 с. - (Среднее медицинское
образование). - ISBN 978-5-222-30285-9
I
4. Леонова, И. Б. Основы микробиологии : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / И. Б. Леонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022
I
— 298 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05352-4.
!
5. Основы микробиологии и иммунологии : учебник / [М. Н. Бойченко, Е. В.
i
Буданова, А. С. Быков и др.] ; под редакцией В. В. Зверева, Е. В. Будановой. - Москва :
Академия, 2022. - 320 с.: ил.; 22 см. - (Профессиональное образование).; ISBN 978-5-44683981-0.
I
6. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. (СПО). Учебник : учебник
/ В.Б. Сбойчаков, А.В. Москалев, М.М. Карапац, Л.И. Клецко. — Москва : КноРус, 2022 —
274 с. — ISBN 978-5-406-06914-1
7. Шапиро Я. С. Микробиология : учебное пособие для спо / Я. С. Шапиро. — 5-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-9457-6.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Зверев, В. В. Основы микробиологии и иммунологии : учебник / под ред. В. В.
Зверева, М. Н. Бойченко. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 368 с. - ISBN 978-5-9704-6199-
0.
-
Текст
:
электронный
//
ЭБС
"Консультант
студента"
:
[сайт].
-
URL
:
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970461990.html
2. Зверева, В. В. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология : Т. 1 :
учебник / ред. Зверева В. В. , Бойченко М. Н. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 448 с. -
ISBN 978-5-9704-5835-8. - Текст : электронный И ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. -
URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970458358.html
3. Зверева, В. В. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология : Т. 2 :
учебник / под ред. Зверева В. В., Бойченко М. Н. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 472 с.
- ISBN 978-5-9704-5836-5. - Текст : электронный И ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. URL : https://www.studentlibrary.nl/book/ISBN9785970458365.html
4. Шапиро Я. С. Микробиология : учебное пособие для спо / Я. С. Шапиро. — 5-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-9457-6. — Текст
:
электронный
//
Лань
https://e.lanbook.com/book/195466
:
электронно-библиотечная
система.
—-
URL:
(дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа:' для
авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. ГОСТ Р 52905-2007 (ИСО 15190:2003); Лаборатории медицинские. Требования
безопасности. Настоящий стандарт устанавливает требования по формированию и
поддержанию безопасной рабочей среды в медицинских лабораториях;
2. Методические указания МУ 4.2.2039-05 "Техника сбора и транспортирования
биоматериалов в микробиологические лаборатории".
3. Методические указания МУК 4.2.3145-13 «Лабораторная диагностика
гельминтозов и протоозов»;
4. Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.
Гамалеи РАМН [Электронный ресурс]. URL: http://www.gamaleya.ru/
5. Словарь по микробиологии [Электронный ресурс]. URL:
http://en.edu.ru:8100/db/msg/2351
■
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения 3
Критерии оценки
Методы оценки
знания:
- способность определить
Тестирование,
- роль микроорганизмов в жизни
принадлежность
индивидуальный и
человека и общества;
микроорганизмов к
групповой опрос,
- морфологию, физиологию и
бактериям, грибам,
решение ситуационных
простейшим по рисункам,
задач,
фотографиям, муляжам,
дифференцированный
морфологии и
зачет
микроорганизмов,
экологию
методы их изучения;
основы
эпидемиологии
инфекционных болезней, пути
культуральным свойствам
заражения,
локализацию
с учетом изученного
микроорганизмов в организме
учебного материала;
человека;
- владение специальной
-
иммунитета,
факторы
значение
для
его
терминологией,
и
используемой в
принципы
микробиологии;
человека
общества,
иммунопрофилактики
иммунотерапии
и
болезней
человека
,
- последовательное
изложение программного
материала по
эпидемиологии
инфекционных
заболеваний согласно
законам распространения
инфекции в
восприимчивом
коллективе;
- свободное владение
знаниями факторов
иммунитета, принципами
иммунопрофилактики и
иммунотерапии в
соответствии с
нормативными
документами
умения
проводить
транспортировку
забор,
и
материала
хранение
для
-осуществление забора,
Экспертная оценка
транспортировки и
выполнения
хранения материала для
практических заданий
микробиологических
микробиологических
исследований в
исследований;
соответствии с
дифференцировать
разные
группы микроорганизмов по их
санитарными правилами и
методическими
основным свойствам.
3 В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты
указаниями, требованиями
безопасности;
- способность отличать
разные группы
микроорганизмов по их
основным свойствам на
основании научных
данных.