ОПЦ.08. Гигиена и экология человека. 2025

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЦ.08. Гигиена и экология человека.

Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный

Код и наименование специальности: 34.02.01 Сестринское дело
Квалификация выпускника: медицинская сестра (брат)

Форма обучения: очная

2025г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

■

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
Шабанова М.М.
Подпись
ФИО

Протокол № 1 от 28.08.2025г

Председатель П(Ц)К
--------------

Подпись

28.08.2025г
ФИО

Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.08 Гигиена и экология человека.
разработана на основе требований:
- Федерального закона от 04.07.2022 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепции Национальной программы повышения уровня бережливого производства населения
РФ;
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 04.07.2022 № 527; (Зарегистрировано в
Минюсте России 29.07.2022 № 694552); с учетом:
- профиля получаемого образования;
- примерной программы;
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2025/2026
учебный год.

Разработчик: Магомедова Х.М
Рецензенты/ эксперты:

Г* ' S

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы дисциплины

стр.
4

2. Структура и содержание дисциплины

6

3. Условия реализации дисциплины

15

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

18

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01
Сестринское дело
Рабочая программа дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании при подготовке по специальности среднего
профессионального образования «Сестринское дело». Место дисциплины в
структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
1.2 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;
проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреп­
лению здоровья населения, предупреждению болезней;
проводить гигиеническое обучение и воспитание населения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
современное состояние окружающей среды и глобальные экологические
проблемы;
факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;
основные положения гигиены;
гигиенические принципы организации здорового образа жизни;
методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.
Формируемые общие и профессиональные компетенции применяются при
освоении программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с
ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело
5.1. Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать общими ком­
петенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей про­
фессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в про­
фессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.

4

OK 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинен­
ных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным тра­
дициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отноше­
нию к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны
труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной без­
опасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и
спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных
целей.
5.2. Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать профессио­
нальными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональ­
ной деятельности (по базовой подготовке):
5.2.1. Проведение профилактических мероприятий.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неин­
фекционных заболеваний.
Дисциплина способствует формированию следующих личностных
результатов:
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к фор­
мированию в сетевой среде личностно и профессионального кон­
структивного «цифрового следа»
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к
участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного
образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных
игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно
сложных или стремительно меняющихся ситуациях
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой
ЛР 17 Проявляющий уважение к многообразию многонационального состава
населения РФ, готовый учитывать традиции культурного потенциала
и интересов всех проживающих на его территории народов
ЛР 18 Стремящийся к трудоустройству в агро-индустриальных и других
отраслях экономики РФ, готовый к внедрению инновационных

5

технологий
в
экономически
значимых
сферах
региона,
демонстрирующий
профессиональные,
предпринимательские
качества, направленные на саморазвитие и реализацию личностного
потенциала и развитие экономики края
ЛР 19 Обладающий экологической культурой, демонстрирующий бережное
отношение к объектам общенационального достояния, в том числе
природным комплексам РФ.
ЛР 20 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно­
мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и
сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий
профессиональные требования, ответственный, пунктуальный,
дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий,
нацеленный на достижение поставленных целей
ЛР 21 Демонстрирующий самостоятельность в определении и реализации
целей и задач профессиональной деятельности и оценивающий ее
эффективность, готовый к профессиональной конкуренции
ЛР 22 Гармонично, разносторонне развитый, проявляющий эмпатию
ЛР 23 Принимающий активное участие в социально значимых мероприятиях,
соблюдающий
нормы
правопорядка,
следующий
идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 32 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 28 часа;

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
самостоятельная работа
Дифференцированный зачёт

Объем часов

32
28
16
10
4
2

7

3.
Источники загрязнения атмосферного воздуха.
4. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на здоровье и условия жизни
населения.
5. Мероприятия по профилактике загрязнений атмосферного воздуха,
санитарная охрана воздушной среды.
Практические занятия
Гигиеническая оценка температурного режима, влажности, скорости движения
воздуха в помещении.
Содержание учебного материала
Тема 1.3.
Гигиеническое и экологическое 1. Вода, как фактор окружающей среды, влияющий на здоровье человека.
Физиологическая роль, эпидемиологическое, санитарногигиеническое значение
значение воды. Источники
водоснабжения
воды.
2. Виды источников водоснабжения и их санитарно-гигиеническая
характеристика. Охрана источников водоснабжения.
3. Методы улучшения качества питьевой воды.
4. Органолептические свойства воды. Химический состав воды.
5. Заболевания, обусловленные составом воды и передающиеся водным путем.
6. Требований к качеству питьевой воды в соответствии с СанПиН.
Практические занятия
Отбор проб воды. Органолептические свойства воды.
Тема 1.4
Гигиенические основы
рационального питания

. Рациональное питание, элементы рационального питания. Питание как
: шемент здорового образа жизни.
\ >. Гигиенические требования к пищевому рациону, его энергетической
Iценности и качественному составу.
Г Гигиеническая характеристика продуктов.
1 Трактическое занятие

Р*Леню-раскладка для различных групп населения.

2
2

2

2

2
2

4

2
2
9

Тема 1.5
Пищевые отравления

Содержание учебного материала
1. Понятие пищевые отравления. Классификация пищевых отравлений
2. Характеристика пищевых отравлений и их профилактика.
3. Гигиенические требования к предприятиям общественного питания

Практическое занятие
Оценка рационального питания взрослого населения.
Раздел 2. Основы гигиенического обучения и воспитания населения
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Компоненты здорового образа 1. Образ жизни и его влияние на здоровье человека. Гигиенические принципы
жизни и пути их
организации здорового образа жизни.
формирования
2. Основные составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха,
рациональное питание, физическая активность и т.д.
3. Основные средства санитарного просвещения
Практическое занятие
Формирование понятия здорового образа жизни у населения посредством
■
санитарного просвещения.

Промежуточная аттестация: дифф.зачет

2
4

2
2

2

2

2

1

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного ка­
бинета гигиены и экологии человека
Оборудование учебного кабинета:
№
Название оборудования
1.
Мебель и стационарное оборудование
1.
Шкаф для хранения учебно-наглядных пособий
2.
Шкаф для хранения приборов
3. Шкаф для хранения учебно-методической документации
4. Доска классная
5. Столы, стулья для преподавателя и студентов
2.
Аппаратура, приборы:
1. Термометры максимальные
2. Термометры минимальные
3. Термограф
4. Гигрометр психрометрический
5. Психрометр Ассмана
6. Прибор комбинированный «ТКА-ПКМ»
7. Люксметр+Яркомер
8. Анемометр крыльчатый
9. Чашечный батометр
10. Гигрограф
11. Люксметры Ю117, Ю 116
12. Барометр
13. Барограф
3.
Посуда, реактивы
1. Стеклянные флаконы емкостью 0,5-1 л
2. Колбы
3. Цилиндры Несслера
4. Химические стаканы
5. Шкала цветности
4.

Наглядные пособия:
1. Комплект таблиц по темам:
- «Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха»
- «Мероприятия по санитарной охране водоемов»
- «Рациональное потребление пищи (суточный рацион)»
- «Окружающая среда и здоровье человека»
- «Влияние на здоровье токсических веществ, загрязняющих
атмосферу»
2. Методические указания для студентов и преподавателей для
практических занятий.
17

Технические средства обучения:
1 .Мультимедийная установка
2. Ноутбук
3. Экран

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых
дополнительной литературы

учебных

изданий,

Интернет-ресурсов,

Основные источники
1. Гигиена и экология человека [Электронный ресурс] : учебник / Архан­
гельский В.И., Кириллов В.Ф. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022.
- (Се
рия "Cl IC)")."littp:/Av\v\v.meclcollegelib.rii/book/ISBN9785970425305.html
Дополнительные источники:
1. Первичная медико-санитарная помощь детям (ранний возраст) [Элек­
тронный ресурс] / Н. В. Иванова [и др.] - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970441886.html
2. Солодовников Ю.Л. Гигиена и экология человека (цикл лекций и прак­
тических занятий): учеб, пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2022. 468с.
3. МДК 01.02. Основы профилактики: ПМ 01. Проведение профилактиче­
ских мероприятий / Т.Ю.Быковская [и др.]; под ред. к.м.н. Б.В.Кабарухина. - 4е
изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2022. - 254с.: ил. - (Среднее медицинское образование).
4. Проведение профилактических мероприятий [Электронный ресурс] :
учеб, пособие / С. И. Двойников [и др.] ; под ред. С. И. Двойникова. - М. :
ГЭОТАР-Медиа,
2022г.
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970440407.html
5. Кодекс: Информационно-правовая система [Электронный ресурс].- Ре­
жим доступа: https://kodeks.ru/
6. Консультант Плюс: информационно-правовая система [Электронный ре­
сурс].- Режим доступа: http://www,consultant.ru/
Нормативные и методические документы:
1. Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпи­
демиологическом благополучии населения»;
2. Федеральный закон РФ от 4 05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмо­
сферного воздуха" (с изменениями и дополнениями);
3. Федеральный закон РФ от 3 06.2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие
Водного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
4. Федеральный закон РФ от 14 07 2008 г. N 118-ФЗ "О внесении из­
менений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации";
5. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (2
января 2000 года № 29 - ФЗ);
18

6. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08 3.2.1. Рациональное
питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах
для различных групп населения Российской Федерации;
7. СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и
условиям хранения пищевых продуктов»;
8. СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к
содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам,
питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам,
жилым
помещениям,
эксплуатации производственных,
общественных
помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических
(профилактических) мероприятий"
9. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к орга
низациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
10. ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно - питьевого
водоснабжения»
Профильные web - сайты Интернета:
1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http//www.
minzdravsoc.ru)
2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека (http//www.rospotrebnadzor.ru)
3. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(http//www.fcgsen.ru)
4. Информационно - методический центр «Экспертиза» (http//www. crc. ru)
Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения
(http//www.mednet.ru)

19

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических, семинарских занятий, те­
стирования, выполнения обучающимися самостоятельной работы, а так же во
время дифференцированного зачета.

Результаты (освоенные знания и
умения)
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь: Давать
санитарно-гигиеническую оценку
факторам окружающей среды

Формы и методы контроля и оценки

Наблюдение и анализ на практических
занятиях и при выполнении работ в
процессе внеаудиторной работы.
Дифференцированный зачёт.

Проводить санитарно-гигиенические
Наблюдение и анализ выполнения
мероприятия по сохранению и
индивидуальных и групповых заданий
укреплению здоровья населения,
на практических занятиях.
предупреждения болезней
Дифференцированный зачёт.
Проводить гигиеническое обучение и
воспитание населения
Наблюдение и анализ на Практических
занятиях. Дифференцированный зачёт.
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:
Современное состояние окружаю Тестирование на семинарских занятиях.
среды и глобальные экологические i Дифференцированный зачёт.
блемы гигиены
Основные положения гигиены
Устный и письменный опрос на
семинарских и практических занятиях.
Дифференцированный зачёт.

Методы, формы и средства
Устный и письменный опрос.
гигиенического воспитания населения Тестирование. Решение ситуационных
задач.
Дифференцированный зачёт.

Факторы окружающей среды,
влияющие на здоровье человека

Решение ситуационных задач.
Тестирование на семинарских и
практических занятиях.
Дифференцированный зачёт.

20



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.