МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского дела и наблюдения
за пациентами при заболеваниях и состояних.
Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный
Код и наименование специальности: 34.02.01 Сестринское дело
Квалификация выпускника: медицинская сестра (брат)
Форма обучения: очная
2025г.
ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
предметной (цикловой) комиссией
Зам. директора по УПР
Джаммирзаева З.А
Протокол № 1 от 28.08.2024 г.
Подпись
Председатель П(Ц)К
ФИО
28.08.2025г
Подпись
ФИО
Рабочая программа учебной практики ПМ.04 Оказание медицинской помощи,
осуществление сестринского дела и наблюдения за пациентами при заболеваниях и
состояниях
разработана на основе требований:
- Федерального закона от 04.07.2022 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 04.07.2022 № 527; (Зарегистрировано в
Минюсте России 29.07.2022 № 69452); с учетом:
-
-
профиля получаемого образования;
-
примерной программы;
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2025/2026 учебный год.
Разработчик: Магомедова Д.Н.
Рецензенты/ эксперты:_______
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО
«ПМ 04. ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО
УХОДА И НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПАЦИЕНТАМИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И (ИЛИ)
СОСТОЯНИЯХ »
1.1 Область применения программы
Рабочая программа УП 04 по «Оказание медицинской помощи, осуществление
сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и состояниях» является
частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 34.02.01 Сестринское дело
1.2 Цели и задачи, требования к результатам освоения программы
Учебная практика направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение
первоначального практического опыта и реализуется для последующего освоения ими общих и
профессиональных компетенций по специальности 34,02.01 Сестринское дело.
Цель учебной практики - формирование у обучающихся первоначальных практических
профессиональных умений в рамках вида профессиональной деятельности ПМ 04 «Оказание
медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при
заболеваниях и состояниях» по специальности 34.02.01 Сестринское дело, а также приобретен®
необходимых умений и навыков практической работы по специальности.
Задачи учебной практики - совершенствовать умения и способствовать приобретению
практического опыта, в соответствии с указанным видом профессиональной деятельности,
основными и профессиональными компетенциями.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся, в ходе прохождения
учебной практики по ПМ 04 «Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского
ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и состояниях»:
должен;
иметь практические навыки:
□ проведения динамического наблюдения за показателями состояния пациента с
последующим информированием лечащего врача;
q выполнения медицинских манипуляций при оказании помощи пациенту;
□ осуществления сестринского ухода за пациентом, в том числе в терминальной стадии
□ обучения пациента (его законных представителей) и лиц, осуществляющих уход,
приемам ухода и самоухода, консультирования цо вопросам ухода и самоухода;
□ оказания медицинской помощи в неотложной форме при внезапных острых
заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;
□ проведения мероприятий медицинской реабилитации, уметь:
□ проводить оценку функциональной активности и самостоятельности пациента в
самообслуживании, передвижении, общении;
□ выявлять потребность в посторонней помощи и сестринском уходе;
□ выявлять факторы риска падений, развития пролежней;
□ проводить опрос пациента и его родственников (законных представителей), лиц,
осуществляющих уход, измерять и интерпретировать показатели жизнедеятельности пациента
динамике;
□ осуществлять динамическое наблюдение за состоянием и самочувствием пациента в<
время лечебных и (или) диагностических вмешательств;
□ определять и интерпретировать реакции пациента на прием назначенных
лекарственных препаратов и процедуры ухода;
□ выявлять клинические признаки и симптомы терминальных состояний болезни;
□ проводить оценку интенсивности и характера болевого синдрома с использованием
шкал оценки боли;
□ выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту
□ проводить подготовку пациента к лечебным и (или) диагностическим вмешательства
по назначению лечащего врача;
□ собирать, подготавливать и размещать наборы инструментов, расходные материалы,
лекарственные препараты для выполнения лечебных и (или) диагностических вмешательств по
назначению лечащего врача;
□ проводить забор биологического материала пациента для лабораторных исследований
по назначению лечащего врача;
□ обеспечивать хранение, вести учет и применение лекарственных препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания, в том числе наркотических средств, психотропных
веществ и сильно действующих лекарственных препаратов;
□ ассистировать врачу при выполнениилечебных и (или) диагностических
вмешательств;
□ проводить транспортную иммобилизацию и накладывать повязки по назначению врача
или совместно с врачом;
□ осуществлять профилактику пролежней, контактного дерматита, включая
позиционирование и перемещение в постели, передвижение и транспортировку пациента с
частичной или полной утратой способности самообслуживания, передвижения и общения;
□ осуществлять раздачу и применение лекарственных препаратов пациенту по
назначению врача, разъяснять правила приема лекарственных препаратов;
□ выполнять процедуры сестринского ухода за пациентами при терминальных
состояниях болезни;
□ оказывать психологическую поддержку пациенту в терминальной стадии болезни и
его родственникам (законным представителям);
□ проводить консультирование и обучение пациента и его родственников (законных
представителей), лиц, осуществляющих уход, по вопросам ухода и самоухода;
□ разъяснять пределы назначенного лечащим врачом режима двигательной активности и
контролировать выполнение назначений врача;
□ оказывать медицинскую помощь в неотложной форме при внезапных острых
заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;
□ получать и передавать информацию по вопросам оказания медицинской помощи, в
том числе с пациентами, имеющими нарушения зрения, слуха, поведения;
□ выполнять работу по проведению мероприятий медицинской реабилитации;
□ Использовать установленные правила и процедур профессиональных коммуникаций
медицинской сестры по вопросам санитарного просвещения;
□ Организовать рабочее пространство, подготовить подборку информационных
материалов и средств визуализации;
□ Проводить сбор медицинской информации, выявлять факторы риска и проблемы со
здоровьем, обусловленные образом жизни;
□ Обеспечивать печатной медико-санитарной информацией о здоровом образе жизни, о
программах и способах отказа от вредных привычек и мерах профилактики предотвратимых
болезней все социальные и возрастные группы населения;
□ Проводить индивидуальные беседы по планированию семьи, личной гигиене, гигиене
труда и отдыха, рациональному питанию;
□ Проводить занятия в «Школах здоровья» для пациентов с хроническими
заболеваниями;
□ Заполнять формы учета и отчетности на бумажном и/или электронном носителе в
установленном порядке, знать:
□ основ теории и практики сестринского дела, методов определения функциональной
активности и самостоятельности пациента в самообслуживании, передвижении, общении,
определения потребности в посторонней помощи и сестринском уходе;
о диагностических критериев факторов риска падений, развития пролежней и
контактного дерматита у пациентов;
□ анатомо-физиологических особенностей и показателей жизнедеятельности человека г
разные возрастные периоды, правил измерения и интерпретации данных;
□ технологии выполнения медицинских услуг, манипуляций и процедур сестринского
ухода;
□ основ клинической фармакологии, видов лекарственных форм, способов и правил
введения лекарственных препаратов, инфузионных сред;
□ правил и порядка подготовки пациента к медицинским вмешательствам;
□ медицинских изделий (медицинские инструменты, расходные материалы,
медицинское оборудование), применяемых для проведения лечебных и (или) диагностических
процедур, оперативных вмешательств;
□ требований к условиям забора, хранения и транспортировки биологического
материала пациента;
□ порядка и правил учета, хранения неприменения лекарственных препаратов, этилового
спирта, спиртсодержащих препаратов, инфузионных сред, медицинских изделий,
специализированных продуктов лечебного питания;
□ правил ассистирования врачу (фельдшеру) при выполнении лечебных или
диагностических процедур;
□ правил десмургии и транспортной иммобилизации;
□ особенности сестринского ухода с учетом заболевания, возрастных, культурных и
этнических особенностей пациента;
□ современных технологий медицинских услуг по гигиеническому уходу,
позиционированию и перемещению в кровати пациентов, частично или полностью утративших
способность к общению, передвижению и самообслуживанию;
□ особенности и принципы лечебного питания пациентов в медицинской организации в
зависимости от возраста и заболевания;
□ порядка оказания паллиативной медицинской помощи, методов, приемов и средств
интенсивности и контроля боли у пациента;
□ процесса и стадий умирания человека, клинических признаков, основных симптомов в
терминальной стадии заболевания, особенности сестринского ухода;
□ признаков биологической смерти человека и процедур, связанных с подготовкой тела
умершего пациента к транспортировке;
□ психологии общения с пациентом, находящимся в терминальной стадии болезни,
способы оказания психологической поддержки родственникам (законным представителям);
□ методов и способов обучения пациентов (их законных представителей), лиц,
осуществляющих уход, навыкам самоухода и ухода;
□ физических и психологических особенностей пациентов разного возраста, инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья;
□ психологических, психопатологических, соматических, моральноэтических проблем,
возникающих у пациентов различного возраста, инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья;
□ побочных эффектов, видов реакций и осложнений лекарственной терапии, мер
профилактики и оказания медицинской помощи в неотложной форме;
□ клинических признаков внезапных острых заболеваний, состояний, обострений
хронических заболеваний, отравлений, травм без явных признаков угрозы жизни пациента;
□ показаний к оказанию медицинской помощи в неотложной форме;
□ правил оказания медицинской помощи в неотложной форме;
□ порядка медицинской реабилитации;
□ Профессиональный стандарт и должностные обязанности медицинской сестры;
□ Национальная система медико-санитарного просвещения. Федеральные и
территориальные программы охраны здоровья населения.
□ Профессиональные коммуникации медицинской сестры по вопросам санитарного
просвещения; - Здоровье как право, источник и неотъемлемая часть существования человека,
взаимосвязи между людьми, окружающей средой и состоянием их здоровья;
□ Нормативные требования к ведению документации, форм учёта и отчётности
медицинской сестры по виду деятельности.
1.3 Формы проведения учебной практики
Учебная практика проводится в форме практической деятельности обучающихся под
непосредственным руководством и контролем преподавателей профессионального модуля.
Структурно учебная практика включает три элемента: вводный инструктаж, упражнения
(самостоятельная работа) и текущее инструктирование, заключительный инструктаж
4
Сестринский уход в
герапии
2.
4. Получение и передача информации по вопросам
оказания медицинской помощи, в том числе с пациентами,
имеющими нарушения зрения, слуха, поведения.
5. Ассистирование врачу при выполнении лечебных и(или)
диагностических вмешательств.
6. Оценка интенсивности и характера болевого синдрома с
использованием шкал оценки боли.
7. Получение и передача информации по вопросам
оказания медицинской помощи, в том числе с пациентами,
имеющими нарушения зрения, слуха, поведения.
Обеспечение хранения, ведение учета и применение
МДК 04.03
Сестринский уход за лекарственных препаратов, медицинских изделий и
лечебного питания, в том числе наркотических,
пациентами
психотропных
веществ
и
сильнодействующих
хирургического
лекарственных препаратов. 2. Ассистирование врачу при
профиля. Раздел 3.
лечебных
и(или)
диагностических
Сестринский уход в выполнении
вмешательств.
3.
Выполнение
транспортной
хирургии
иммобилизации и наложение повязок по назначению врача.
4.
Осуществление динамического наблюдения за
состоянием и самочувствием пациента во время лечебных и
(или) диагностических вмешательств. 5. Оказание
медицинской помощи в неотложной форме при внезапных
18 17 острых заболеваниях, состояниях, обострениях
хронических хирургических заболеваний. 6. Оценка
интенсивности и характера болевого синдрома с
использованием шкал оценки боли.
ИТОГО
36
108
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Общие требования к организации образовательного процесса Учебная практика
реализуется в кабинетах и лабораториях профессиональной образовательной организации и
требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечивающих
выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных
модулей.
3.2. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками
образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной
программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и
работников организаций, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности (^.Здравоохранение, и имеющими стаж работы в данной
профессиональной области не менее трех лет.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы,
должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности 02. Здравоохранение, не реже
одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт
деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности (^.Здравоохранение, в общем числе педагогических
8
(подведение итогов).
1.4 Место проведения учебной практики:
Учебная практика проводится в «Индустриально-промышленном колледже».
Время прохождения учебной практики определяется графиком учебного процесса и
расписанием занятий. При проведении занятий учебной практики допускается деление группы
студентов на подгруппы. Продолжительность рабочего дня обучающихся при прохождении
учебной практики не более 36 академических часов в неделю, 6 академических часов в день. На
обучающихся, проходящих учебную практику ца’базах практической подготовки,
распространяются правила охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка,
действующие в соответствующих медицинских организациях
1.5. Количество часов на освоение программы учебной практики. При реализации
программы УП 04. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и
наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях составляет 108 часо из них
предполагается изучение
МДК 04.01 Сестринский уход и реабилитация пациентов терапевтического профиля
разных возрастных групп, - 72 часов
МДК 04.02Сестринский уход за пациентами хирургического профиля - 36 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1 Тематический план учебной практики по профессиональному модулю «Оказание
медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при
заболеваниях и состояниях»
№
Объем
Наименование тем
Код
часов формирова
___
2.1
2,2
2.3
2.4
2.5
МДК 04.01. Сестринский уход и реабилитация пациентов
терапевтического профиля.
Сестринский уход за пациентами при заболеваниях органов
дыхательной системы.
Сестринский процесс при функциональных нарушениях и
патологии сердечно-сосудистой системы.
Сестринский уход при заболеваниях желудочно-кишечного
тракта.
Сестринская помощь при заболеваниях эндокринной системы
Сестринский уход при заболеваниях мочевыделительной
системы____________
72
н ня умений
У1-У13
6
У1-У13
6
У1-У13
6
У1-У13
6
6
У1-У13
У1-У13
5
2.2 Содержание обучения по. учебной практике
№
Наименование тем
•Содержание учебнбгоШатериала
.
1.
МДК 04.02,
Сестринский уход и
реабилитация
пациентов
терапевтического
профиля разных
возрастных групп.
Раздел 2.
'■
'ЙЙ-.
,
'
•
,
•
1. Осуществление динш^чцскогф Ц'^
состоянием и самочувствием пациейта-в^ в#^д.Де^фйдаи
Объем
-.часов
’Л2
(или) диагйдстичео&йхвмешательств.-.
V’•
2. Оказание медицинской помощи в неотложной форме при
внезапных острых заболеваниях, состояниях,'обострениях.
хронических хирургических заболеваний.
3. Оценка интенсивности и характера болевого синдрома с
использованием шкал оценки боли.
7
работников, реализующих программы профессиональных модулей образовательной программы,
составляет не менее 25 процентов.
Требования к организации аттестации и оценке результатов учебной практики
Аттестация учебной практики проводится в форме дифференцированного зачета в последний
день прохождения учебной практики в оснащенных кабинетах колледжа. К аттестации
допускаются обучающиеся, выполнившие в полном объеме программу учебной практики и
представившие полный пакет отчетных документов (Приложение 1):
□ дневник учебной практики,
□ аттестационный лист,
□ характеристика
Для проведения дифференцированного зачета по учебной практике составляется билет,
состоящий из практических заданий. Содержание практических заданий позволяет оценить
готовность к выполнению отдельных трудовых функций.
3.3. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может
быть дополнен новыми изданиями.
3.3.1. Основные печатные издания
1. Алексенко Е. Ю., Романова Е. Н. и др. Сестринское дело в гериатрии: учебное пособие
для спо / Е. Ю. Алексенко, Е. Н. Романова, Е. И. Морозова [и др.]. — 6-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 332 с. — ISBN 978-5-8114-7182-9.
2. Алешкина М. Ю. Сестринский уход в хирургии. Сборник манипуляций : учебное
пособие для спо / М. Ю. Алешкина, М. Б. Ханукаева. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань,
2022. — 41 с. — ISBN 978-5-8114-9221-3
3. Антропова О. В. Теория и практика сестринского дела. Курс лекций : учебное пособие
для спо / О. В. Антропова. — 2-е стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. —- 84 с. — ISBN
978-58114-8670-0.
4. Баурова Л. В. Теория и практика сестринского дела в хирургии : учебное пособие для
спо / Л. В. Баурова, Е. Р Демидова. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 456 с.
ISBN 978-5-8114-9127-8.
5. Вязьмитина А. В. Сестринский уход в дерматовенерологии / А.В. Вязьмитина, Н. Н.
Владимиров ; под ред. Б. В. Кабарухина. — Ростов на Дону : Феникс, 2022. — 169 с.
6. Гордеев И.Г. Сестринское дело: практ. рук. : учеб, пособие / под ред. И.Г. Гордеева и
Др.
2-е изд. - Москва : Изд. группа «ГЭОТАРМедиа», 2022. - 592 с
7. Гуркина Г. В. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по
уходу за больными». Контрольно-оценочные средства: учебное пособие для спо / Г. В. Гуркина,
О. В. Гладышева, Т. А. Гулько. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 468 с. — ISBN
978-5-8114-8507-9.
8. Гуркина Г. В. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по
уходу за больными». Сборник алгоритмов манипуляций: учебное пособие для спо / Г. В. Гуркина.
- Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 296 с. — ISBN 978-5-8114-8624-3.
9. Двойников С.И. Профессиональный уход за пациентом. Младшая медицинская сестра:
учеб, пособ. для СПО / под ред. С.И. Двойникова, С.Р Бабаяна. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020.
- 592 с.
10. Двойников С. И. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях : учебное
пособие для спо / С. И. Двойников, Л. С. Жилина. — б-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань,
2022. — 300 с. — ISBN 978-5-8114-9168-1.
9
11. Заречнева Т. Ю, Сестринский уход в пульмонологии: учебное пособие для спо / Т, Ю.
Заречнева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 144 с. — ISBN 978-5-8114-7190
4.
12. . Заречнева Т. Ю. Проведение сестринского ухода в терапии. Инструментальные
методы исследования : учебное пособие для спо / Т. Ю. Заречнева. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-7189-8.
13. Заречнева Т. Ю. Сестринский уход в кардиологии : учебное пособие / Т. Ю.
Заречнева.
— Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 228 с.— ISBN 978-5-8114-3856-3.
14. Карпова Е. В. Сестринское дело. Сборник примерных практических задач второго
этапа аккредитации : учебное пособие для спо / Е. В. Карпова. —• Санкт-Петербург : Лань, 2021.
— 252 с. —ISBN 978-5-8114-8019-7
15. Колпикова А. Г., Великая Н. А. и др. Сборник манипуляций по педиатрии. ПМ.02
МДК 02.01. Сестринский уход за пациентами педиатрического профиля : учебное пособие для
спо / А. Г. Колпикова, Н. А. Великая, Т. В. Гусева, С. А. Гулова. — 5-е изд., стер. —
Санкт-Петербург : Лань, 2022. —108 с. — ISBN 978-5-8114-9025-7.
16. Кривошапкина Л. В. Сестринский уход в педиатрии. Асфиксия, родовые травмы,
перинатальная энцефалопатия новорожденных детей : учебно-методическое пособие / Л. В.
Кривошапкина. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 72 с. — ISBN
978-5-81145267-5.
17. Лавлинская Т, М. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном
процессах. Пособие для подготовки к экзаменам : учебно-методическое пособие для спо / Т. М.
Лавлинская.
— 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 228 с. — ISBN 978-5-8114-9635-8.
18. Лапотников В. А. Сестринский уход в онкологии. Паллиативная медицинская
помощь : учебное пособие для спо / В. А. Лапотников, Г. И. Чуваков. — 4-е изд., стер. —
Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 268 с. — ISBN 978-5-8114-9645-7
19. Лесничая Л. А. Алгоритмы сестринских манипуляций (в соответствии с
технологиями выполнения простых медицинских услуг) : учебное пособие для спо / Л. А.
Лесничая, М. В. Ободникова. — 5-е изд., стер. ■— Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 256 с. — ISBN
978-5-81149243-5
20. Лиознов, Д.А. Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях : учебное
пособие / Д.А. Лиознов, Т.В .Антонова, М.М. Антонов и др. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020.464
с. - ISBN 978-5-9704-5789-4
21. . Лычев В.Г. Сестринский уход в терапии. Участие в лечебно-диагностическом
процессе : учебник / В. Г. Лычев, В. К. Карманов. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 552 с
22. Москалева С. Н. Сестринское дело при туберкулезе : учебное пособие для спо / С. Н.
Москалева. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021.
224 с. — ISBN
978-5-8114-71966.
23. Николюк О. Ю. Сестринский уход в офтальмологии. Пособие для преподавателей :
учебное пособие для спо / О. Ю. Николюк. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. —- 64 с. — ISBN
978-5-8114-8085-2
к
24. Николюк О. Ю. Сестринский уход в офтальмологии. Практикум : учебное пособие
для сцо / О. Ю. Николюк. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 52 с. — ISBN 978-5-8114-8086-9.
25. Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: практикум : учеб, пособие для студентов
образоват. учреждений сред. проф. образования / Т. П. Обуховец; под ред. Б.В. Кабарухина. - Зе
изд. - Ростов на Дону : Феникс, 2020. - 688 с.
26. Ослопов В.Н. Общий уход за больными терапевтического профиля : учеб. пос. / В. Н.
10
Ослопов, О. В. Богоявленская. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019 - 464 с.
27. Палатова Н. М. ВИЧ-инфекция. Клинические проявления и формы. Сестринский
уход. Профилактика профессиональных заражений: учебное пособие для спо / Н. М. Палатова, О.
Ю. Егорова. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 112 с. — ISBN
978-5-8114-7055-6
28. Повх Л. А. Сестринский уход в терапии. Сборник задач: учебное пособие / Л. А. Повх,
Т. Ю. Заречнева. — 3-е изд,, стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. -— 116 с. — ISBN
978-5-81145660-4.
29. Рабинович И. В. Сестринский уход за больными с инфекционными заболеваниями.
Практикум : учебное пособие для спо / И. В. Рабинович, — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург :
Лань, 2022. —184 с. — ISBN 978-5-8114-9247-3.
30. Рабинович И. В. Сестринский уход за больными с инфекционными заболеваниями.
Пособие для преподавателей : учебное пособие для спо / И. В. Рабинович. — 2-е изд., стер. —
Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 232 с. — ISBN 978-5-8114-9246-6.
31. Сергеев М. М. Сестринское дело в оториноларингологии : учебно-методическое
пособие для спо / М. М. Сергеев, А. Н. Зинкин. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022.
— 168 с.—ISBN 978-5-8114-9153-7
32. Соловьева А. А. Сестринская помощь при нарушениях психического здоровья / А. А.
Соловьева. — 2-е изд., стер. -— Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 364 с. — ISBN 978-5-8114-9652
5.
33. Соловьева А. А. Сестринская помощь при патологии нервной системы / А. А.
Соловьева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 320 с. — ISBN
978-5-8114-96518.
34. Сорокина В. К. Сестринское дело в косметологии : учебное пособие для спо / В. К.
Сорокина. — 3-е стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 448 с. — ISBN 978-5-8114-8678-6.
35. Смолева, Э. В. Сестринский уход в терапии с курсом первичной медицинской
помощи : учебное пособие / Э. В. Смолева. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. — 475 с. — ISBN
978-5-22235201-4;
36. Стецюк, В.Г. Сестринская помощь в хирургии : учебник / В.Г.Стецюк В.Г. - 5-е
изд.перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020,- 688 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-5381-0
37. Тульчинская В. Д. Сестринский уход в педиатрии : учебное пособие / В. Д.
Тульчинская.
— Ростов на Дону: Феникс, 2022. — 600 с.
38. Трилешинская Т. А., Ткаченко Е. А. и др. Сестринский уход за пациентами
терапевтического профиля: учебное пособие для спо / Т. А. Трилешинская, Е. А. Ткаченко, И. Ю.
Костина, Г. В. Алексеева. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 56 с. ■— ISBN
9785-8114-6690-0.
39. Ханукаева М. Б. Сестринский уход в хирургии. Тактика медицинской сестры при
неотложных состояниях в хирургии: учебное пособие для спо / М. Б. Ханукаева, И. С. Шейко, М.
Ю. Алешкина. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 64 с. — ISBN
978-5-81149257-2.
40. Шереметева Т. В., Малкова Т. Ю. и др. Эргономика при перемещении пациентов.
Сборник манипуляций : учебное пособие для спо / Т. В. Шереметева, Т. Ю. Малкова, В. М.
Рыжик, В. М. Пилютина. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 128 с. — ISBN
978-5-81147218-5.
https://e.lanbook.com/book/198557 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей. .
41. Соловьева А. А. Сестринская помощь при патологии нервной системы / А. А.
Соловьева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 320 с. — ISBN 978-5-8114-96518.
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e4anbook.com/book/198554 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
42. Стецюк, В. Г. Сестринская помощь в хирургии / Стецюк В. Г. - Москва : ГЭОТАР11
Медиа,. - 688 с. - ISBN 978-5-9704-5749-8. - Текст : электронный// ЭБС "Консультантстудента":
[сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970457498.html
43. Трилешинская Т. А., Ткаченко Е. А. и др. Сестринский уход за пациентами
терапевтического профиля: учебное пособие для спо / Т. А. Трилешинская, Е. А. Ткаченко, И. Ю.
Костина, Г. В. Алексеева. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 56 с. — ISBN
9785-8114-6690-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. —- URL:
https://e.lanbook.com/book/151670 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
44. Ушакова, Ф. И. Сестринский уход за здоровым новорожденным / Ушакова Ф. И. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 168 с. - ISBN 978-5-9704-5048-2. - Текст : электронный И ЭБС
"Консультант
студента"
:
[сайт].
URL
:
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970450482.html
45. Ханукаева М. Б. Сестринский уход в хирургии. Тактика медицинской сестры при
неотложных состояниях в хирургии: учебное пособие для спо / М. Б. Ханукаева, И. С. Шейко, М.
Ю. Алешкина. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 64 с..— ISBN
978-5-81149257-2. — Текст : электронный И Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://edanbook.eom/book/l90978 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
46. Шереметова Т. В., Малкова Т. К), и др. Эргономика при перемещении пациентов.
Сборник манипуляций : учебное пособие для спо / Т. В. Шереметова, Т. Ю. Малкова, В. М.
Рыжик, В. М. Пилютина. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 128 с. — ISBN
978-5-81147218-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://edanbook.com/book/156392 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. ГОСТ Р 52623.1-2008 Технологии выполнения простых медицинских услуг
функционального обследования. - Введ. 01.09.2009 - Москва: Стандартинформ, 2009. - 35 с.
2. ГОСТ Р 52623.3 - 2015. Технологии выполнения простых медицинских услуг.
Манипуляции сестринского ухода. - Введ. 31.03.2015 - Москва: Стандартинформ, 2015. - 220 с.
3. ГОСТ Р 52623.4 - 2015, Технологии выполнения простых медицинских услуг
инвазивных вмешательств. - Введ. 31.03.2015 - Москва: Стандартинформ, 2015. - 88 с.
4. ГОСТ Р 56819-2015 Надлежащая медицинская практика. Инфологическая модель.
«Профилактика пролежней». - Введ. 30.11.2015 - Москва: Стандартинформ, 2015. - 48 с.
5. Приказ Минздрава РФ от 17 апреля 2002 г. N 123 "Об утверждении отраслевого
стандарта "Протокол ведения больных. Пролежни"
6. Консультант студента [Электронный ресурс]: ЭБС. - М.: ООО Доступ «ИПУЗ». - URL:
http://www.studmedlib.ru
7. Med-Edu.ru [Электронный ресурс]: медицинский видеопортал. - URL: http://www.mededu.ru/
8. Рубрикатор клинических рекомендаций Минздрава России Открытый [Электронный
ресурс]. - URL: http://cr.rosminzdrav.ru
9. Федеральная электронная медицинская библиотека Минздрава России [Электронный
ресурс]. - URL: http://www.femb.ru/feml/ , http://feml.scsml.rssi.ru
10. Альманах сестринского [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека.
URL: https://www.elibrary.ru/
11. Биоэтика [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. URL:
https://www.elibrary.ru/
12. Вопросы диетологии [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. URL:
https://www.elibrary.ru/ _
13. Вопросы питания [Электронный ресурс] И Научная электронная библиотека. URL:
https://www.elibrary.ru/
14. Медицинская сестра [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. URL:
https://www.elibrary.ru/URL: https://www.elibrary.ru/
15. Медсестра [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. URL:
12
OK 08 Использовать средства
- демонстрация позитивного и
Экспертное
физической культуры для
адекватного отношения к своему наблюдениепрактически
сохранения и укрепления здоровья в здоровью в повседневной жизни при х работ выполнения
процессе профессиональной
выполнении профессиональных обязанностей; готовность
деятельности и поддержания
поддерживать уровень физической
необходимого уровня физической подготовки, обеспечивающий
подготовленности выполнении
полноценную профессиональную
деятельность на основе принципов здорового образа жизни
профессиональных обязанностей
ОК 09 Пользоваться
- оформление медицинской
Экспертное наблюдение
документации
в
соответствии
выполнения
профессиональной документацией
на государственном и иностранном нормативными правовыми актами практических работ
языках
16