МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.05 Оказание медицинской помощи в экстренной форме.
Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный
Код и наименование специальности: 34.02.01 Сестринское дело
Квалификация выпускника: медицинская сестра (брат)
Форма обучения: очная
2025г.
ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
предметной (цикловой) комиссией
Зам. директорапоуПР
Джаммирзаева З.А
Протокол № 1 от 28.08.2024 г.
Подпись
Председатель П(Ц)К
ФИО
28.08.2025г
Подпись
ФИО
Рабочая программа производственной практики ПМ.05 Оказание медицинской помощи в
экстренной форме
разработана на основе требований:
- Федерального закона от 04.07.2022 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 04.07.2022 № 527; (Зарегистрировано в
Минюсте России 29.07.2022 № 69452); с учетом:
-
-
профиля получаемого образования;
-
примерной программы;
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2025/2026 учебный год.
Разработчик: Магомедова Д.Н.
Рецензенты/ эксперты:_______
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
7
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ
9
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
..
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
12
14
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа производственной практики по ПМ.05 Оказание медицинской помощи в
экстренной форме МДК 05.01 Участие медсестры в оказании медицинской помощи в
экстренной форме» является частью основной профессиональной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 Сестринское дело, в части
освоения основного вида деятельности Оказание медицинской помощи в экстренной форме
соответствующих виду деятельности профессиональных компетенций, общих компетенций и
личностных результатов:
Наименование результата освоения практики
Код ПК, ОК,
ЛР
ПК 5.1.
ПК 5.2.
ПК 5.3.
ПК 5.4.
ОК 0.1.
ОК 0.2.
ОК 0.3.
ОК 0.4.
ОК 0.7.
ОК 0.8.
ОК 0.9.
ЛР 1
ЛР2
Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни
Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме
"Троводить мероприятия по поддержанию жизнедеятельности организма
пациента (пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой помощи
Осуществлять клиническое использование крови и (или) ее компонентов
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках
Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества,
выражающий свою российскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе и современном мировом
сообществе. Сознающий свое единство с народом России, с Российским
государством, демонстрирующий ответственность за развитие страны.
Проявляющий
готовность
к защите
Родины, способный
аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России,
сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве
Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона
и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и
культурному наследию России. Осознанно и деятельно выражающий
неприятие дискриминации в обществе по
IЗроявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек и
(опасных наклонностей (курение, употребление алкоголя, наркотиков,
гсихоактивных веществ, азартных игр, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде
ЛР 10
ЛР 11
ЛР 12
ЛР 13
ЛР 14
Зыражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе,
эаспознающий опасности среды обитания, предупреждающий рискованное
поведение других граждан, популяризирующий способы сохранения
памятников природы страны, региона, территории, поселения, включенный
в общественные инициативы, направленные на заботу о них
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры.
Критически оценивающий и деятельно
проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его
влияния на душевное состояние и поведение людей. Бережливо
относящийся к культуре как средству коммуникации и самовыражения в
обществе, выражающий сопричастность к нравственным нормам,
традициям в искусстве.
Принимающий
российские
традиционные
семейные
ценности.
Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи, понимание
брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания
Непрерывно совершенствующий профессиональные навыки через
дополнительное профессиональное образование (программы повышения
квалификации
и
программы
профессиональной
переподготовки),
наставничество, а также стажировки, использование дистанционных
образовательных технологий (образовательный портал и вебинары),
тренинги в симуляционных центрах, участие в конгрессных мероприятиях
Соблюдающий врачебную тайну, принципы медицинской этики в работе с
пациентами, их законными представителями и коллегами
ЛР 15
Соблюдающий программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи, нормативные правовые акты в сфере
охраны здоровья граждан, регулирующие медицинскую деятельность
ЛР 16
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий,
эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с
другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования,
ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый,
критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей;
демонстрирующий
профессиональную
жиз нестойкость
ЛР17
Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические
принципы: честности, независимости, противодействия коррупции и
экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать
решение в условиях риска и неопределенности
1.2. Цели и задачи программы производственной практики
1.2.1. Целью производственной практики является - приобретение практического опыта п
выполнению вида деятельности Оказание медицинской помощи в экстренной форме.
1.2.2. Задачами производственной практики являются:
- закрепление и совершенствование знаний, умений, первоначального опыта приобретенных
в процессе теоретического обучения, учебной практики;
-формирование профессиональных и развитие общих компетенций;
- освоение современных производственных процессов, технологий;
- адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности медицинских организаций.
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы производственной практики
В рамках освоения ПМ 05. Оказание медйцинской помощи в экстренной форме - 72 часа
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
В результате освоения программы производственной практики обучающийся должен:
-владеть навыками:
распознавания состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояние клинической
смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или)
дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме;
оказания медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу
жизни, в том числе, клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма
человека (кровообращения и (или) дыхания);
проведения мероприятий по поддержанию жизнедеятельности организма пациента
(пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой помощи;
клинического использования крови и (или) ее компонентов
-уметь:
проводить первичный осмотр пациента и оценку безопасности условий;
распознавать состояния, представляющие угрозу жизни, в том числе, клинической смерти
(остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания),
требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме;
оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу
жизни, в том числе, клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма
человека (кровообращения и (или) дыхания) выполнять мероприятия базовой сердечнолегочной реанимации;
осуществлять наблюдение и контроль состояния пациента (пострадавшего), измерять
показатели жизнедеятельности, поддерживать витальные функции организма пациента
(пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой помощи;
осуществлять хранение и своевременное обновление реагентов для проведения проб на
индивидуальную совместимость перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или)
ее компонентов в отделении (подразделении);
проводить визуальный контроль донорской крови и (или) ее компонентов на соответствие
требованиям безопасности;
осуществлять хранение и контроль донорской крови и (или) ее компонентов;
вести учет донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении);
проводить идентификационный контроль пациента (реципиента) и донорской крови и (или) ее
компонентов перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов
(анализ медицинской документации, опрос пациента/реципиента);
выполнять взятие и маркировку проб крови пациента (реципиента), которому планируется
трансфузия (переливание), с целью осуществления подбора пары «донор-реципиент»;
анализировать информацию, содержащуюся на этикетке контейнера с компонентом крови
(наименование, дата и организация заготовки, срок годности, условия хранения, данные о
групповой и резус-принадлежности);
проводить предтрансфузионную подготовку компонента донорской крови (размораживание,
согревание, прикроватная лейкофильтрация) в отделении (подразделении) медицинской
организации;
обеспечивать венозный доступ у пациента (реципиента): выполнять венепункцию, подключать
контейнер с донорской кровью и (или) ее компонентом к периферическому или центральному
венозному катетеру в случае его наличия;
проводить предтрансфузионную подготовку пациента (реципиента) в соответствии с
назначениями врача:
прекращать введение лекарственных препаратов на время трансфузии (переливания) (за
исключением лекарственных препаратов, предназначенных для поддержания жизненно
важных функций);
осуществлять назначенную премедикацию с целью профилактики осложнений;
контролировать результаты биологической пробы, состояние реципиента во время и после
трансфузии (переливания);
хранить образцы крови реципиента, использованные для проведения проб на индивидуальную
совместимость, а также контейнеры донорской крови и (или) ее компонентов после трансфузии
(переливания);
осуществлять взятие образцов крови пациента/реципиента до и после трансфузии
(переливания).
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Структура производственной практики
Наименование разделов, тем
№ п/п
1
Вводный инструктаж
2
Раздел Участие в оказании медицинской помощи при острой
дыхательной недостаточности, комах и шоках
3
Раздел Участие в оказании медицинской помощи при острой
сердечно-сосудистой недостаточности
4
Раздел Участие в трансфузиях крови
5
Раздел Осуществление наблюдения и контроля состояния
пациента (пострадавшего)
6
Дифференцированный зачет
Всего
Количество часов
2
20
18
12
14
2
72
3.2. Содержание программы производственной практики
№
п/п.
Тема занятия
Вводный инструктаж
Виды работ
- знакомство с устройством и организацией работы на отделениях
реанимации МО СПб и их подразделений;
- инструктаж по охране труда, санитарно - эпидемиологическому
режиму, правилам внутреннего распорядка;
-освоение обязанностей медсестры по оказанию неотложной помощи
пациентам с различной патологией.
- знакомство с медицинской документацией отделений и техникой
безопасности.
- изучение правил использования и обработки технических средств и
инструментов.
- организация рабочего места с учетом требований охраны труда,
противопожарной безопасности.
Раздел 1. Участие в
- уход за носовыми канюлями и катетером, отсасывание слизи из
оказании медицинской
носоглотки, из верхних дыхательных путей, из носа;
помощи при острой
- парентеральное введение лекарственных препаратов и пр.
дыхательной
- постановка назогастрального зонда, кормление пациентов через
недостаточности, комах и назогастральный зонд, уход за периферическим катетером,
шоках
профилактика
пролежней,
уход
за
мочевым
катетером,
парентеральное введение лекарственных препаратов и т. д.
мониторинг состояния
пациента,
контроль
показателей
жизнедеятельности,
профилактика
пролежней,
парентеральное
Раздел 2.
введение лекарственных препаратов и пр.
Участие в оказании
медицинской помощи при
острой сердечнососудистой
недостаточности
Количество
часов
2
Формируемые
компетенции и
результаты
ОК,ПК,ЛР
ПК 5.1.-ПК 5.4.
20
ПК 5.1.-ПК 5.4.
ОК 01.-ОК 04.
ОК 07, ОК 08 ЛР
9, ЛР 13-17
18
ПК 5.1.-ПК 5.4.
ОК 01.-ОК 04.
ОК 07, ОК 08
ЛР 9, ЛР 13-17
Раздел 3. Участие в
трансфузиях крови
Раздел 4.
Осуществление наблюдения
и контроля состояния
пациента (пострадавшего)
Дифференцированный зачет
Всего часов
- осуществление визуального контроля донорской крови и ее
компонентов на соответствие требований безопасности;
- анализ информации, содержащейся на этикетке контейнера с
донорской кровью и ее компонентом;
проведение предтрансфузионной подготовки пациента
(реципиента) в соответствии с назначениями врача;
-контроль результатов биологической пробы, контроль состояния
пациента во время и после трансфузии;
- катетеризация периферических вен;
- уход за центральным и периферическим катетерами
- измерение
показателей жизнедеятельности, поддержание
витальных функций.
12
ПК 5.1.-ПК 5.4.
ОК 01.-ОК 04.
ОК 07, ОК 08 ЛР
9, ЛР 13-17
14
ПК 5.1.-ПК 5.4.
ОК 01.-ОК 04.
ОК 07, ОК 08 ЛР
9, ЛР 13-17
2
ПК 5.1.-ПК 5.4.
ОК 01.-ОК 04.
ОК 07, ОК 08 ЛР
9, ЛР 13-17
72
Вёрткин, Л. А. Алексанян, М. В. Балабанова и др.; под ред. А. Л. Вёрткина. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2022. - 544 с. - ISBN 978-5-9704-4096-4. - Текст: электронный // URL:
https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970440964.html (дата обращения: 11.01.2022). - Режим
доступа: по подписке.
4. Кривошапкина Л. В. Деятельность среднего медицинского персонала при неотложных
состояниях у детей: учебно-методическое пособие для спо / Л. В. Кривошапкина. — 3-е изд.,
стер.
— Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 120 с. — ISBN 978-5-8114-9170-4. — Текст: электронный
// Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://elanbook.com/book/187764 (дата
обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Ханукаева М. Б. Сестринский уход в хирургии. Тактика медицинской сестры при
неотложных состояниях в хирургии: учебное пособие для спо / М. Б. Ханукаева, И. С. Шейко,
М. Ю. Алешкина.
— 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 64 с. — ISBN 978-5-8114-9257-2. —
Текст:
электронный // Лань:
электронно-библиотечная
система. — URL:
https://eJanbook.eom/book/l 90978 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
4.4.3. Дополнительные источники
1. ГОСТ Р 52623.1-2008 Технологии выполнения простых медицинских услуг
функционального обследования [Электронный ресурс]. - Введ. 01.09.2022 - М. :
Стандартинформ, 2009. - 35 с. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической
документации. - URL : http://docs.cntd.ru/document/1200068115 [29.04.2019] Ю.ГОСТР 52623.3
-2015.
2. ГОСТ Р 52623.3-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции
сестринского ухода [Электронный ресурс]. - Введ. 31.03.2022 - М. : Стандартинформ, 2015. 220 с. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200119181 [29.04.2019] 11.ГОСТ Р 52623.4
— 2015.
3. ГОСТ Р 52623.4-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных
вмешательств [Электронный ресурс]. - Введ. 31.03.2022 - М: Стандартинформ, 2022 - 88 с. //
Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL :
http://docs.cntd.ru/document/l 200119182;
4. ГОСТ Р 52623.2 - 2015. Технологии выполнения простых медицинских услуг. Десмургия,
иммобилизация, бандажи, ортопедические пособия [Электронный ресурс]. - Введ. 31.03.2015 М. : Стандартинформ, 2015. - 32 с. // Электронный фонд правовой и нормативнотехнической
20 документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/12001 19181;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. N 950 "Об
утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и
процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных
мероприятий и формы протокола установления смерти человека";
6. Приказ Минздрава РФ от 24 декабря 2012 г. № 1399н "Об утверждении стандарта скорой
медицинской помощи при синдроме длительного сдавления".
4.5. Особенности реализации программы для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся-инвалидов
реализация программы осуществляется с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей и состояния здоровья на основе рекомендаций ПМПК.
4.6. Применение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и элементов
электронного обучения
Реализация программы может осуществляться с применением дистанционных
образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения (ЭО). Основными элементами
системы ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайн платформы, цифровые
образовательные ресурсы, видеоконференции, вебинары, e-mail, электронные пособия и т.д.
Основными видами занятий с использованием электронного обучения и ДОТ являются:
- урок (off-line и on-line)
- лекция (off-line и on-line)
- практическое занятие (on-line)
- консультация индивидуальная или групповая (on-line)
Дистанционные технологии и электронное обучение может применяться для организации
самостоятельной работы обучающихся, а также контроля и оценки результатов освоения
дисциплины.
5.КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
По результатам производственной практики оформляется аттестационный лист, содержащий
сведения об уровне формирования у обучающихся профессиональных и общих компетенций,
а также производственная характеристика на обучающегося, которые заполняются и
подписываются руководителями практики.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом результатов
ее прохождения, подтверждаемых документами: аттестационного листа, характеристики,
дневником производственной практики.
Практика завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного
зачета при условии:
- положительного аттестационного листа по УП и ПП заверенного руководителем практики
от организации и Колледжа об уровне освоения профессиональных компетенций;
- наличия положительной характеристики организации на обучающегося по освоению общих
компетенций в период прохождения практики;
- полноты и своевременности представления дневника практики и отчета о практике в
соответствии с заданием на практику.____________________________ _______________________
Результаты освоения
Показатели оценки
Формы и методы
программы
контроля и оценки
определение
состояния,
Наблюдение при
ПК 5.1. Распознавать
представляющего
угрозу
жизни
в
выполнение
состояния, представляющие соответствии
с
симптомами,
практических заданий
угрозу жизни
характерными для данного состояния;
ПК 5.2. Оказывать
полнота и точность выполнения
Наблюдение при
медицинскую помощь в
сестринских
вмешательств
в
выполнение
экстренной форме
соответствии с алгоритмами
практических заданий
ПК 5.3. Проводить
- проведение необходимых мероприятий
Наблюдение при
мероприятия по
для поддержания жизнедеятельности до
выполнение
поддержанию
прибытия врача или бригады скорой практических заданий
жизнедеятельности
помощи
организма пациента
в соответствии с алгоритмами действий
(пострадавшего) до
прибытия врача или бригады
скорой помощи
процессе профессиональной
деятельности
и
поддержания необходимого
уровня физической
подготовленности
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
выполнении
профессиональных
обязанностей;
готовность поддерживать уровень
физической
подготовки,
обеспечивающий
полноценную
профессиональную
деятельность
на
основе принципов здорового образа
жизни
Наблюдение при
оформление
медицинской
выполнение
документации
в
соответствии
практических заданий
нормативными правовыми актами