СГЦ. 01 История 2025

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГЦ. 01 История
!

Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический

ЛJ
I

j

Код и наименование специальности:_29.02. 10 КОНСТРУИРОВАНИЕ,
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ (ПО ВИДАМ)

1

Квалификация выпускника: технолог-конструктор

j
'■
i
j

Форма обучения: очная
i

Курс: 3

f

Семестр: 5

2025 г.

;

I

I

j
i

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

2025 г.

Протокол № 1от

Подпись

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР

М. М.
ФИО

Подпись

Шабанова М.М.
ФИО

fl2025 г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины СГЦ.01 История России
по специальности 29.02.10 КОНСТРУИРОВАНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ
ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (ПО ВИДАМ)

разработана на основе требований:
- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в РФ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413;
— Приказ Минпросвещения России от 14.06.2022 N 443 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по специальности 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления
изделий легкой промышленности (по видам)" (Зарегистрировано в Минюсте России
01.07.2022 N 69121)с учетом:
- профиля получаемого образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федергыьиый
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2025/2026 учебный год.
Разработчик: преподаватель русского языка и литературы^,
ГБПОУ РД «ИПК» Мусаева 3.

Рецензент: преподаватель русского языка и литер^уры
ГБПОУ РД «ИПК» Абуева 3. М

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.
2.
3.
4.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ. 01 История России
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина СГЦ. 01 История России является обязательной общего
гуманитарного и социально-экономического цикла ОП в соответствии с ФГОС СТЮ по
специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02. ОК 03, ОК
09.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК

ОК 02

ОК 03

Умения

Знания

Определять
необходимые Приемы структурирования информации
источники информации
Планировать процесс поиска;
структурировать получаемую
информацию
Выделять наиболее значимое в
перечне информации
Оформлять результаты поиска,
применять средства
информационных технологий для
решения профессиональных задач
Применять современную научную Современная научная и
профессиональную терминологию
профессиональная терминология

Порядок выстраивания презентации
ОК 09

Понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на
известные
темы
(профессиональные и бытовые),
понимать тексты на базовые
профессиональные темы
Участвовать
в
диалогах
на
знакомые
общие
и
профессиональные темы
Писать
простые
связные
сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные
темы
___________________

Правила
построения
простых
сложных
предложений
профессиональные темы

и
на

Основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и профессиональная лексика)
Правила
чтения
текстов
профессиональной направленности

4

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Базовый уровень

Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

48

Основное содержание

40
в т. ч.:

теоретическое обучение

30

Практическое

10

Самостоятельная работа

8

Промежуточная аттестация (Дифф.зачет)

12

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
разделов и тем
обучающихся

1

2

Раздел 1. Россия в конце XX в. - начале XXI в.
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Введение
1.
Предмет изучения
2.
Смысл и методы исторического исследования
3.
Самостоятельная работа: Исторический источник
Тема 1.2.
СССР в 19851991 гг.
Перестройка:
реформы М.С.
Горбачева

В том числе практических и лабораторных занятий
Содержание учебного материала
1.
Поиск путей «совершенствования социализма»: реформы экономики и
управления
2.
Обновление советской политической системы. Оформление политической
оппозиции.
3.
Демократизация общественной жизни. Гласность.
4.
Самостоятельная работа: Концепция «нового мышления» во внешней политике.
Мировой кризис коммунистической идеи.
В том числе практических и лабораторных занятий

Тема 1.3.
Децентрализаци
я власти КПСС.
Распад СССР.

Содержание учебного материала
1.
Союзная власть в борьбе за сохранение государства.
э
РСФСР на «параде суверенитетов».
__ Республики СССР: от народных фронтов к декларациям о независимости.

Объем в часах

Коды
компетенций и
личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

3

4

8
2
(Ж 03, ОК 6,

2

2
8
2
ОК 03, ОК 6,

4
2
4
ОК 03, ОК 6,

4

1990-1991 гг.
Тема 1.4.
Экономические
реформы в
России в конце
XX в. - начале
XXI в. и их
социальные
результаты.
Тема 1.5.
Г осударственное
управление и
политика
России в конце
XX в. - начале
XXI в.

4.

ГКЧП - финальная акция союзной номенклатуры.

Содержание учебного материала
1.
1992 - 1993 гг. «Прыжок» в капитализм.
2.
Социально-экономическая политика правительства в 1994 - 1999 гг. Итоги
приватизации.
3.
Социально- экономическое развитие в начале XXI в.
4.
Самостоятельная работа: Российское общество. Социальные результаты
реформ в конце XX в. - начале XXI в.

12

Содержание учебного материала
1.
Политический процесс в 1992 - 1996 гг.: традиции и инновации политической
модернизации.
2.
Политическая власть и управление в 1996 - 1999 гг.: тенденции и противоречия
демократии.
3.
Трансформация политической системы в начале XXI в.: поиски путей
стабилизации государственности.

4

В том числе практических и лабораторных занятий

Тема 1.6.
Федеративные и
мсжнациональн
ые отношения в
России на
рубеже веков
(XX - XXI вв.)

Содержание учебного материала
1.
Реформирующийся федерализм.
2.
От этнорегионального сепаратизма к лояльности государству.
3.
Межнациональные отношения на межгрупповом и межличностном уровнях.
4.
Межэтнические конфликты: причины, типы и формы проявления.
5.
Межэтническое повседневное общение во второй половине 1990 - начале 2000-х

В том числе практических и лабораторных занятий
Тема 1.7.
Внешняя
политика
России на
рубеже веков
(XX - XXI вв.)

Содержание учебного материала
1.
Россия в глобальных трансформациях на рубеже XX - XXI вв.
2.
Формирование основ внешней политики Российской Федерации в 1991 - 1995 гг.
3.
Поворот внешней политики во второй половине 1990-х годов: от прозападного к
евразийскому курсу.
4.
Внешняя политика России в период президентства В.В. Путина в начале XXI в.:
глобальные и региональные стратегии

4

ОК 03, ОК 6,

2

4

ОК 03, ОК 6,

2
2

2

ОК 03, ОК 6,

2
ОК 03, ОК 6,

2

Тема 1.8.
Культурные и
духовно­
нравственные
ориентиры
России в конце
XX в. - начале
XXI в.

Содержание учебного материала
1.
Культурно-духовное пространство России, ее культурный облик в
постиндустриальном обществе.
2.
Российское образование в условиях реформирования.
3.
Литература и искусство: между соцреализмом и постмодернизмом.
4.
Средство массовой информации в системе коммуникаций современной России.
5.
Наука в условиях реформирования.

Раздел 2. Мир в конце XX в. - начале XXI в.
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Страны Европы 1.
Страны Европы и США в конце XX в.
и США в конце 2.
Страны Европы и США в начале XXI в.
XX в. - начале
XXI в.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Страны Азии,
1.
Страны Азии. Африки и Латинской Америки в конце XX в.
Африки и
2.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки в начале XXI в.
Латинской
В том числе практических и лабораторных занятий
Америки
Тема 2.3.
Процессы
глобализации и
складывание
современной
системы
международных
отношений.

Содержание учебного материала
1.
Глобализация и демократизация.
2.
Пределы глобализации. Проблемы отношений «Запад - Восток», «Север - Юг».
3.
Деятельность Организации Объединенных Наций и других международных
организаций.

Промежуточная аттестация
Всею _____
__

2

ОК 03, ОК 6

2

2
ОК 03, ОК 6,

2

2
2

ОК 03, ОК 6,

2
2
ОК 03, ОК 6,

4

2
48

3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет социально-гуманитарных дисциплин, оснащенный оборудованием:
- Компьютер, проектор, экран
- Комплект учебной мебели, классная доска.
- Учебные стенды.
- Учебные пособия и раздаточный материал по дисциплине «История».
- Плакаты, исторические карты.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в
образовательном процессе.
При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из
перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве
основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Обязательные печатные издания
1. История / П.С.Самыгин [и др.] - Изд.20-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д :
Феникс, 2024. - 474, [1]с. - (Среднее профессиональное образование ).
2. 2.История: учеб, пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев,
Е.В. Шевелева. - М. : ИНФРА-М, 2024. - 528 с.
3. Кириллов,
В. В. История
России :
учебник
для
среднего
профессионального образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — 4-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 565 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08560-0. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470181 (дата
обращения: 05.08.2021).
4. Пленков, О. Ю. История новейшего времени для колледжей : учебное
пособие для среднего профессионального образования / О. Ю. Пленков. — 2-е
изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 368 с. —
(Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-11113-2. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475067 (дата
обращения: 05.08.2021).
5. Степанова, Л. Г. История России. Практикум : учебное пособие для
среднего профессионального образования / Л. Г. Степанова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2024.— 231 с.— (Профессиональное образование).—
ISBN 978-5-534-10705-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/475018 (дата обращения: 05.08.2021).

3.2.2 Электронные издания
1. История России для технических специальностей : учебник для среднего
профессионального образования / М. Н. Зуев [и др.] ; под редакцией М. Н. Зуева,
А. А. Чернобаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2024. — 531 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10532-2. —
Текст:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
URL: https://urait.ru/bcode/45 1084 (дата обращения: 05.08.2021).
2. Носова, И. В. История России : учебное пособие для СПО / И. В. Носова.
— Саратов : Профобразование, 2024. — 187 с. — ISBN 978-5-4488-1178-4. —
Текст : электронный И Электронный ресурс цифровой образовательной среды
СПО РИОТобразование : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/106618 (дата
обращения: 19.05.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей

1.2.2. Дополнительные источники
1 Электронно-библиотечная система «Лань». (Режим доступа): URL:
https://e.lanbook.com/
2. Электронно-библиотечная система «Знаниум». (Режим доступа): URL:
https://znanium.com/
3. Научная электронная библиотека «eLibrary». (Режим доступа): URL:
https://elibrary.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
- СССР в 1985 - 1991 гг. - демонстрирует знание - оценка подготовки
Перестройка: реформы М.С. исторических событий и сообщения и
Горбачева
выступления по темам;
процессов;
Децентрализация власти - оценивает
- оценка качества
КПСС. Распад СССР. 1990- исторические факты,
знаний при
1991 гг
выполнении
процессы и явления;
практической работы;
- Экономические реформы в - имеет гражданскую
- оценка качества
России в конце XX в. - начале позицию;
знаний при сдаче
XXI в. и их социальные - выполняет задания на
дифференцированного
результаты.
творческом уровне;
зачета.
- Федеративные и
- осуществляет
межнациональные отношения осознанный выбор.
в России на рубеже веков
(XX - XXI вв.)
- о роли науки, культуры и
религии в сохранении и
укреплении национальных и
государственных традиций;
основные
направления
i__________________

развития ключевых регионов
мира на рубеже веков (XX и
XXI вв.);
сущность и
причины
локальных,
региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XX начале XXI в.;
основные
процессы
(интеграционные,
поликультурные,
миграционные
и
иные)
политического
и
экономического
развития
ведущих
государств
и
регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС
и других организаций и
основные направления их
деятельности;
- содержание и назначение
важнейших правовых и
законодательных актов
мирового и регионального
значения
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
- оценка качества
- ориентироваться в
- ориентируется в
знаний при сдаче
современной экономической, современной
политической и культурной
зачета.
экономической,
- оценка качества
ситуации в России и мире;
политической и
- выявлять взаимосвязь
знаний при
культурной ситуации в
выполнении
российских, региональных,
России и мире;
практической работы;
мировых социально- выявляет взаимосвязь
- оценка подготовки
экономических, политических российских,
и культурных проблем.
региональных, мировых сообщения и
выступления по темам;
социальноэкономических,
политических и
культурных проблем.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.