МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.06 История
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование специальности: 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин"
Квалификация выпускника: техник-технолог
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр :1.2
2025г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины
2.
Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
3.
Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
4.
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «История» является обязательной
частью
общеобразовательного
цикла образовательной
программы в
соответствии с ФГОС по специальности 21.02.02 БУРЕНИЕ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ
СКВАЖИН
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Главной целью общего исторического образования является формирование у обучающегося
целостной картины российской и мировой истории. Учитывающей взаимосвязь всех ее
этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность
вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и
общества, а также современного образа России
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК
Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности применительнок
различным контекстам
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
готовность
к
активной
деятельности
технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
Дисциплинарные1
-уметь критически анализировать для решения познавательнойзадачи
аутентичные исторические источники разных типов (письменные,
вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных
стран XX - начала XXI в., оценивать их полноту и достоверность,
соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия;
привлекать контекстную информацию при работе с историческими
источниками;
-владеть комплексом хронологических умений, умение
устанавливать причинно-следственные, пространственные связи
исторических событий, явлений, процессов с древнейших
времен до настоящего времени;
-уметь
анализировать,
характеризовать
и
сравнивать
исторические события, явления, процессы с древнейших времен
до настоящего времени
5
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать
новые идеи,
предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность
их использования
в
познавательной и социальной практике
- уметь осуществлять с соблюдением правил информационной
В области ценности научного познания:
OK 02.
Использовать
сформированность
мировоззрения, безопасности поиск исторической информации по истории
современные средства поиска,
анализа
и
интерпретации соответствующего
современному
уровню России и зарубежных стран XX - начала XXI в. в справочной
информации,
и развития науки и общественной практики, литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для
оценивать полноту
и
информационные технологии
основанного
на
диалоге
культур, решения познавательных задач;
для
выполнения
задач способствующего осознанию своего места в достоверность информации с точки зрения ее соответствия
исторической действительности;
профессиональной
поликультурном мире;
деятельности
- совершенствование языковой и читательской -уметь объяснять критерии поиска исторических источников и
культуры как средства взаимодействия между находить их; учитывать при работе специфику современных
источников социальной и личной информации; объяснять
людьми и познания мира;
значимость конкретных источников при изучении событий и
6
OK 04.
Эффективно
взаимодействовать и работатьв
коллективе и команде
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать
достоверность,
легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации,
информационной
безопасности
личности
процессов истории России и истории зарубежных стран;
приобретение
опыта
осуществления
учебно
исследовательской деятельности
готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению;
- приобретать опыт осуществления проектной деятельности в
форме участия в подготовке учебных проектов по новейшей
истории, в том числе - на региональном материале (с
использованием ресурсов библиотек, музеев и т.д.);
7
-овладение
навыками
учебно
исследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению:
составлять
план
действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять
позитивное
стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людейпри
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людейна
ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
- приобретать опыт взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе
ценностей современного российского общества: идеалов
гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур; уважения к историческому
наследию народов России
8
OK 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства,
стремление
проявлять
качества
творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
распознавать
невербальные
средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств
- уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и
письменной форме исторических событий, явлений, процессов
истории родного края, истории России и всемирной истории XX начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его
изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать
собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
- отстаивать историческую правду в ходе дискуссий и других
форм межличностного взаимодействия, а также при разработке
и представлении учебных проектов и исследований по новейшей
истории, аргументированно критиковать фальсификации
отечественной истории; рассказывать о подвигах народа при
защите Отечества, разоблачать фальсификации отечественной
истории
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом гармо-
осознание
обучающимися
российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное
развитие
внутренней
позиции личности на основе духовно
нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально
культурных традиций, формирование системы
- понимать значимость России в мировых политических и
социально-экономических процессах XX - начала XXI в., знание
достижений страны и ее народа; умение характеризовать
историческое значение Российской революции, Гражданской войны,
нэпа, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую
роль Советского Союза в победе над нацизмом,
значение советских научно-технологических успехов, освоения
9
- ценностное отношение- к государственным
символам,
историческому
и
природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность,
готовность
к
служению и защите Отечества, ответственность за
его судьбу;
освоенные
обучающимися
межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность
их
использования
в
познавательной
и
социальной
практике,
готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению
учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию
в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебно
исследовательской, проектной и социальной
деятельности
- уметь защищать историческую правду, не допускать умаления
подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор
фальсификациям российской истории;
- знать ключевые события, основные даты и этапы истории России
и мира в XX - начале XXI в.; выдающихся деятелей
отечественной и всемирной истории; важнейшие достижения
культуры, ценностные ориентиры;
- понимать значимость роли России в мировых политических и
социально-экономических процессах с древнейших времен до
настоящего времени;
-уметь характеризовать вклад российской культуры в мировую
культуру;
- иметь сформированность представлений о предмете, научных и
социальных функциях исторического знания, методах изучения
исторических источников
11
2.
Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Базовый уровень
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Основное содержание
78
78
в т. ч.:
теоретическое обучение
18-40
практические занятия
10
самостоятельные
10
Промежуточная аттестация (Дифф.зачет)
2
12
промышленности. Декрет о земле и принципы наделения крестьян землей. Отделение Церкви от
государства.
Созыв и разгон Учредительного собрания. Слом старого и создание нового госаппарата. Советы
как форма власти. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем.
Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Первая Конституция РСФСР
1918 г.
Практические занятия
Первые революционные преобразования большевиков. Работа с источниками
Тема 1.3.
Гражданская
война я ее
последствия.
Культура
Советской Россиив
период
Гражданской
войны
Основное содержание
Причины и этапы Гражданской войны в России.
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 - весной 1918 г. Начало
формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция
Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса.
Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и
основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских
сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Положение населения
на территориях антибольшевистских сил. Будни села: красные продотряды и белые реквизиции.
Политика "военного коммунизма". Продразверстка, принудительная трудовая повинность,
административное распределение товаров и услуг. Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной
Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Красныйи белый террор, их
масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов: ЧК,
комбедов и ревкомов.
Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на
Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. -Вопрос о земле. Национальный фактор в
Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и формирование
русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921-1922 г.
Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и
массовая пропаганда коммунистических идей. Национализация театров и кинематографа.
Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни
общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление
равноправия полов.
2
4
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
15
Повседневная жизнь. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и
трудовые мобилизации. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в деревне. Проблема
массовой детской беспризорности
Практические занятия
Революция и Гражданская война в России. Общественно-политическая и социокультурнаяжизнь в
РСФСР в годы Гражданской войны. Работа с историческими источниками: агитационные
плакаты, исторические революционные и военные песни, отражающие события
Гражданской войны.Тесты.
самостоятельные
*«Жизнь в катастрофе»: культура повседневности и стратегии выживания в годы великих потрясений(технологическая
карта I примерного учебно-методического комплекса). Наш край в 1914-1922 гг.
2
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 01, ОК 02, ОК 04
ОК 05, ОК 06
2
Раздел 2. Межвоенный период (1918-1939). СССР в 1920-1930-е годы
Тема 2.1.
СССР в 20-е годы.
Новая
экономическая
политика
Основное содержание
Социально-экономический и политический кризис в РСФСР в начале 20-х гг.
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация
в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921-1922 гг. и его преодоление. Реквизиция
церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей.
Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и другие. Кронштадтское
восстание.
Отказ большевиков от "военного коммунизма" и переход к новой экономической политике(НЭП).
Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения
экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым продналогом.
Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922-1924 гг. Создание Госплана иразработка
годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Учреждение в СССР
звания Героя Труда (1927 г., с 1938 г. - Герой Социалистического Труда).
4
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
16
Практические занятия
Итоги и цена советской модернизации. Индустриализация в СССР. Коллективизация.
Тема 2.3.
Культурное
пространство
советского
общества в 19201930-е гг.
Основное содержание
Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровняжизни.
Нэпманы и отношение к ним в обществе.
"Коммунистическое чванство". Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку,
воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию.
Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Основные направления в
литературе и архитектуре. Достижения в области-киноискусства. Советский авангард. Создание
национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и
идеология.
Создание "нового человека". Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание
интернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток.
Развитие спорта. Освоение Арктики. Эпопея челюскинцев. Престижность военной профессии и
научно-инженерного труда. Учреждение звания Героя Советского Союза (1934) и первые
награждения.
Культурная революция. От обязательного начального образования к массовой средней школе.
Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства.
Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический
реализм. Литература и кинематограф 1930-х гг.
Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров. Выдающиеся ученые
и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование национальной интеллигенции.
Повседневность 1930-х гг. Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа.
Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного переселения и
миграции населения. Жилищная проблема. Коллективные формы быта. Возвращение к
традиционным ценностям в середине 1930-х гг. Досуг в городе. Пионерия и комсомол. Военноспортивные организации. Материнство и детство в 1930-е гг. Жизнь в
деревне
2
2
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
18
Тема 2.5.
Внешняя
политика СССР в
1920-1930-е
годы. СССР
накануне Великой
Отечественной
войны
Агрессивная политика Германии в Европе (оккупация Рейнской зоны, аншлюс Австрии).
Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Политика "умиротворения"
агрессора. Создание оси Берлин - Рим - Токио. Японо-китайская война. Советско-японские
конфликты у оз. Хасан и р. Халхин-Гол. Британско-франко-советские переговоры в Москве.
Советско-германский договор о ненападении и его последствия.
Развитие культуры в 1914-1930-х гг.
Научные открытия первых десятилетий XX в. (физика, химия, биология, медицина и другие).
Технический прогресс в 1920-1930-х гг. Изменение облика городов.
"Потерянное поколение": тема войны в литературе и художественной культуре. Основные
направления в искусстве. Модернизм, авангардизм, сюрреализм, абстракционизм, реализм. Ведущие
деятели культуры первой трети XX в. Кинематограф 1920-1930-х гг. Тоталитаризм и
культура. Массовая культура. Олимпийское движение
Основное содержание
Внешняя политика СССР в 1920-е гг. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к
концепции построения социализма в одной стране. Деятельность Коминтерна как инструментамировой
революции. Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. Вступление СССР в Лигу
Наций.
Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной
безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и в Китае. Вооруженные конфликты
на озере Хасан, реке Халхин-Гол.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза
международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германиейв 1939
г. Зимняя война с Финляндией. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии;
Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии
самостоятельные
«По плану ГОЭЛРО»: становление советской энергетики. Работники электростанций в годы великих свершений
(технологическая карта 2 примерного учебно-методического комплекса)
Наш край в 1920-1930-е гг.
2
2
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК
05, ОК 06
ПК...5
20
Тема 3.2.
Коренной
перелом в ходе
войны (осень
1942 -1943 г.)
Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание
партизанского движения.
Нападение японских войск на Перл-Харбор, вступление США в войну. Формирование
Антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз
Основное содержание
Коренной перелом в войне. Сталинградская битва. Германское наступление весной - летом 1942 г.
Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. Приказ
№ 227 «Ни шагу назад!». Дом Павлова. Героическая борьба армий В.И. Чуйкова и М.С.
Шумилова против немецко-фашистских войск. Окружение неприятельской группировки под
Сталинградом и разгром гитлеровцев. Н.Ф. Ватутин, А.И. Еременко, К.К. Рокоссовский. Итоги и
значение победы Красной армии под Сталинградом. Начало коренного перелома в войне.
Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления
Ленинграда.
Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые
сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и
значение Курской битвы.
Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра.
Освобождение Киева. Итоги наступления Красной Армии летом - осенью 1943 г.
За линией фронта. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье
в крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом.
Сотрудничество с врагом (коллаборационизм): формы, причины, масштабы. Создание
гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных. Антисоветские
национальные военные формирования в составе вермахта. Судебные процессы на территории СССР
над военными преступниками и пособниками оккупантов в 1943 -1946 гг.
СССР и союзники.
Война в Северной Африке. Высадка союзнических войск в Италии и падение режима
Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. "Большая тройка"
Практические занятия
Коренной перелом в ходевойны (осень 1942 - 1943 г.)тестовые задания.Работа с исторической
картой.
2
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
2
22
Тема 3.3. Человек
и культура в годы
Великой
Отечественной
войны
Тема 3.4. Победа
СССР в
Великой
Отечественной
войне.
Завершение
Второй мировой
войны
Основное содержание
Человек и война: единство фронта и тыла.
"Все для фронта, все для победы!". Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в
промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых. Помощь
населения фронту.
Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщинына войне.
Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплинана производстве.
Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в
городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей.
Культурное пространство в годы войны. Песня "Священная война" - призыв к
сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны.
Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и Церковь в годы войны.
Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Культурные и научные связи с
союзниками.
Приказ № 227 «Ни шагу назад!». Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. Героическая борьба армий
В.И. Чуйкова и М.С. Шумилова против немецко-фашистских войск. Окружение неприятельской
группировки под Сталинградом и разгром гитлеровцев. Н.Ф. Ватутин, А.И. Еременко, К.К.
Рокоссовский. Итоги и значение победы Красной армии под Сталинградом.
Начало коренного переломав войне
Основное содержание
Освобождение Правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в
Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и
освободительная миссия Красной Армии. Встреча на Эльбе. Висло-Одерская операция. Битва за
Берлин. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее
окончания.
Война и общество. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало советского
атомного проекта. Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. Депортации
репрессированных народов. Взаимоотношения государства и Церкви.
Открытие второго фронта в Европе. Восстания против оккупантов и их пособников в
европейских странах. Конференции руководителей ведущих держав Антигитлеровской коалиции;
Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения. Роль СССР в разгроме нацистской
Германии и освобождении народов Европы. Потсдамская конференция. Судьба
2
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
2
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
23
послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации,
демократизации (четыре "Д").
Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Ядерные бомбардировки японских
городов американской авиацией и их последствия. Капитуляция Японии. Нюрнбергский
трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Итоги Второй
мировой войны.
Создание ООН. Осуждение главных военных преступников. Нюрнбергский и Токийский
судебные процессы.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу
Антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменение политической
карты мира
Практические занятия
Завершающий период Великой Отечественной войны. Разгром милитаристской Японии.
Работа с исторической картой. Уроки войны.Тесгы.
самостоятельные
Медицина в годы Великой Отечественной войны. Подвиг медицинских работников на фронте и в тылу
(технологическая карта 3 примерного учебно-методического комплекса)
Наш край в 1941-1945 гг.
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК06
Раздел 4. СССР в 1945-1991 годы. Послевоенный мир
Тема 4.1.
Мир и
международные
отношения в годы
холодной войны
(вторая половина
половине XX века)
Основное содержание
Основные этапы развития международных отношений во второй половине 1940-х - 2020-х гг.От мира к
холодной войне. Речь У. Черчилля в Фултоне. Доктрина Трумэна. План Маршалла. Разделенная Европа.
Раскол Германии и образование двух германских государств. Советэкономической
взаимопомощи. Формирование двух военно-политических блоков (НАТО и
ОВД).
Международные кризисы и региональные конфликты в годы холодной войны (Берлинские
кризисы, Корейская война, войны в Индокитае, Суэцкий кризис, Карибский (Кубинский) кризис).
Создание Движения неприсоединения. Гонка вооружений. Война во Вьетнаме.
Разрядка международной напряженности в конце 1960-х - первой половине 1970-х гг.Договор
о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Договор о нераспространении ядерного оружия
(1968). Пражская весна 1968 г. и ввод войск государств - участников ОВД в Чехословакию.
Урегулирование германского вопроса (договоры ФРГ с СССР и Польшей,
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06
ПК...6
2
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК06
24
четырехстороннее соглашение по Западному Берлину). Договоры об ограничении
стратегических вооружений (ОСВ). Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
(Хельсинки, 1975 г.).
Ввод советских войск в Афганистан (1979). Возвращение к политике холодной войны.
Наращивание стратегических вооружений. Американский проект СОИ. Провозглашение советской
концепции нового политического мышления в 1980-х гг. Революции 1989-1991 гг. в странах
Центральной и Восточной Европы, их внешнеполитические последствия. Распад СССР и восточного
блока.
Соединенные Штаты Америки. Послевоенный экономический подъем. Развитие
постиндустриального общества. Общество потребления. Демократы и республиканцы у власти:
президенты США и повороты политического курса. Социальные движения (борьба против расовой
сегрегации, за гражданские права, выступления против войны во Вьетнаме).Внешняя политика США
во второй половине XX - начале XXI в. Развитие отношений с СССР,Российской Федерацией.
Страны Западной Европы. Экономическая и политическая ситуация в первые послевоенные годы.
Научно-техническая революция. Становление социально ориентированной рыночной экономики.
Германское "экономическое чудо". Установление V республики во Франции. Лейбористы и
консерваторы в Великобритании. Начало европейской интеграции (ЕЭС). "Бурные шестидесятые".
"Скандинавская -модель" социально-экономического развития. Падение диктатур в Греции,
Португалии, Испании. Экономические кризисы 1970-х - начала 1980-х гг. Неоконсерватизм.
Европейский союз.
Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине XX - начале XXI в. Революции второй
половины 1940-х гг. и установление режимов «народной демократии». СЭВ и ОВД. Достижения и
проблемы социалистического развития в 1950-е гг. Выступления в ГДР (1953), Польше и Венгрии
(1956). Югославская модель социализма. Пражская весна 1968 г. и ее подавление. Движение
"Солидарность" в Польше. Перестройка в СССР и страны восточного блока. Революции 1989-1990 гг.
в странах Центральной и Восточной Европы. Распад ОВД, СЭВ. Образование новых государств на
постсоветском пространстве.
Страны Азии, Африки во второй половине XX в.: проблемы и пути модернизации.
Обретение независимости и выбор путей развития странами Азии и Африки.
Страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Освободительная борьба и
провозглашение национальных государств в регионе. Китай: провозглашение республики;
социалистический эксперимент; Мао Цзэдун и маоизм; экономические реформы конца 1970-х 1980-х гг. и их последствия; современное развитие. Разделение Вьетнама и Кореи нагосударства
с разным общественно-политическим строем. Индия: провозглашение
независимости; курс Неру; внутренняя и внешняя политика современного индийского
государства.
25
Успехи модернизации. Япония после Второй мировой войны: от поражения к лидерству.
Восстановление суверенитета страны. Японское "экономическое чудо". Новые индустриальные
страны (Сингапур, Южная Корея).
Страны Ближнего Востока и Северной Африки. Турция: политическое развитие, достижения и
проблемы модернизации. Иран: реформы 1960-1970-х гг.; исламская революция. Афганистан:
смена политических режимов, роль внешних сил.
Провозглашение независимых государств на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Палестинская проблема. Создание государства Израиль. Египет: выбор пути развития;
внешнеполитический курс. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки
урегулирования на Ближнем Востоке. Политическое развитие арабских стран в конце XX - начале
XXI в. "Арабская весна" и смена политических режимов в начале 2010-х гг. Гражданская
война в Сирии.
Страны Тропической и Южной Африки. Этапы провозглашения независимости ("год
Африки", 1970-1980-е гг.). Выбор путей развития. Попытки утверждения демократических режимов
и возникновение диктатур. Организация Африканского единства. Система апартеидана юге Африки и
ее падение. Сепаратизм. Гражданские войны и этнические конфликты в Африке.
Страны Латинской Америки во второй половине XX в.
Положение стран Латинской Америки в середине XX в.: проблемы внутреннего развития,
влияние
США.
Аграрные
реформы
и
импортозамещающая
индустриализация.
Националреформизм. Революция на Кубе. Диктатуры и демократизация в странах Латинской
Америки. Революции конца 1960-х -1970-х гг. (Перу, Чили, Никарагуа)
Тема 4.2.
СССР е 1945-1953
гг.
Основное содержание
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Разруха. Демобилизация армии.
Социальная адаптация фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем
послевоенного детства. Рост преступности.
Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация навыпуск
гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и
положение деревни. Репарации, их размеры и значение для экономики.
Советский атомный проект, его успехи и значение. Начало гонки вооружений. Положение на
2
ОК 02
ОК 05
ОК 06
26
послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Голод 1946-1947 гг. Денежнаяреформа
и отмена карточной системы (1947).
Сталин и
его окружение.
Ужесточение
административно-командной
системы.
Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля.
Послевоенные репрессии. "Ленинградское дело". Борьба с космополитизмом. "Дело врачей".
Сохранение трудового законодательства военного времени на период восстановления
разрушенного
хозяйства.
Союзный центр и национальные регионы:
проблемы
взаимоотношений.
Рост влияния СССР на международной арене. Начало холодной войны. Доктрина Трумэна. План
Маршалла. Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы.
Взаимоотношения со странами народной демократии. Создание Совета экономической
взаимопомощи. Организация Североатлантического договора (НАТО).
Создание по инициативе СССР Организации Варшавского договора. Война в Корее.
Тема 4.3.
СССР в середине
1950-х - первой
половине 1960-хгг.
Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в
советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые признаки
наступления оттепели в политике, экономике, культурной сфере. XX съезд партии и
разоблачение культа личности Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Начало
реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры.
Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Утверждение
единоличной власти Хрущева.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы.
Шестидесятники. Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Образование и наука.
Приоткрытие железного занавеса. Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957г. Популярные
формы досуга. Неофициальная культура. Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании.
Гонения на Церковь. Диссиденты. Самиздат и тамиздат.
Социально-экономическое развитие СССР. "Догнать и перегнать Америку". Попытки решения
продовольственной проблемы. Освоение целинных земель.
Научно-техническая революция в СССР. Военный и гражданский секторы экономики. Создание
ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические
полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Влияние НТР на
перемены в повседневной жизни людей.
Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам.Расширение
прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре советского
общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским
4
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
27
населением. .Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и
интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда.
XXII съезд КПСС и Программа построения коммунизма в СССР. Воспитание "нового
человека". Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления. Социальные
программы. Реформа системы образования. Пенсионная реформа. Массовое жилищное
строительство. Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления.
Внешняя политика. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы,
позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г.,
Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальных
систем и борьба за влияние в странах третьего мира.
Конец оттепели. Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти.
Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева
Основное содержание
Тема 4.4.
Советское общество
Советское государство и общество в середине 1960-х - начале 1980-х гг.
в середине 1960-х
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса.
- начале 1980-хгг.
Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной
политики. Косыгинская реформа. Конституция СССР 1977 г. Концепция "развитогосоциализма".
Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Замедление темпов развития.
Новые попытки реформирования экономики. Цена сохранения СССР статуса сверхдержавы. Рост
масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские
научные и технические приоритеты. Создание топливно- энергетического комплекса (ТЭК).
Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в
крупные города и проблема неперспективных деревень. Популярные формы досуга населения.
Уровень жизни разных социальных слоев. Социальное и экономическое развитие союзных
республик. Общественные настроения. Потребительские тенденции в советском обществе.
Дефицит и очереди.
Развитие физкультуры и спорта в СССР. XXII летние Олимпийские игры 1980 г. в Москве.
Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство.
Неформалы (КСП, движение КВН и другие). Диссидентский вызов. Борьба с инакомыслием.
Судебные процессы. Цензура и самиздат.
2
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
28
Коммунистической партии РСФСР. I съезд народных депутатов РСФСР и его решения.
Противостояние союзной и российской власти. Введение поста Президента и избрание М.С.
Горбачева Президентом СССР. Избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР. Углубление
политического кризиса.
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Декларация о государственном
суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновления Союза ССР. Ново-Огаревский процесс и
попытки подписания нового Союзного договора. "Парад суверенитетов". Референдум о сохранении
СССР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Нарастание
разбалансированности в экономике. Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.:
конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение государственных цен, пустые полки
магазинов. Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной
экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в
государственно-конфессиональныхотношениях.
Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома.
Победа Ельцина. Ослабление союзной власти. Распад структур КПСС. Оформление фактического
распада СССР. Беловежские и Алма-Атинские соглашения, создание Содружества Независимых
Государств (СНГ).
Реакция мирового сообщества на распад СССР. Россия как преемник СССР на международнойарене
самостоятельные
Успехи и проблемы атомной энергетики в СССР. Советские атомщики на службе Родине, (технологическая карта 4
примерного учебно-методического комплекса). Наш край в 1945-1991 гг.
Раздел 5.
Российская Федерация в 1992-2020 гг. Современный мир в условиях глобализации
Основное содержание
Тема 5.1.
Становление новой
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Правительство
России (1992-1999
реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований.
гг.)
Либерализация цен. "Шоковаятерапия". Ваучерная приватизация. Гиперинфляция, рост цен
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 05,
ОК 06, ПК...7
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
30
и падение жизненного уровня населения. Безработица. Черный рынок и криминализация жизни. Рост
недовольства граждан первыми результатами экономических реформ.
Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации.
Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность мирного выхода из
политического кризиса. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Всенародное голосование
(плебисцит) по проекту Конституции России 1993 г. Ликвидация Советов и создание новой системы
государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 г. и ее значение. Становление
российского парламентаризма. Разделение властей. Проблемы построения федеративного
государства. Утверждение государственной символики.
Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание
Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Взаимоотношения
центра и субъектов Федерации. Военно-политический кризис в ЧеченскойРеспублике.
Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных займов.
Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на
энергоносители. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта
продовольствия. Финансовые пирамиды. Дефолт 1998 г. и его последствия.
Повседневная жизнь россиян в условиях реформ. Свобода средств массовой информации (далее СМИ). Свобода предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж. Кризис
образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров.
Безработица и детская беспризорность. Проблемы русскоязычного населения в бывших
республиках СССР.
Новые приоритеты внешней политики. Россия - правопреемник СССР на международной арене.
Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами
Запада. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое
сотрудничество в рамках СНГ.
Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные
политические партии и движения 1990-х тг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти.
Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок
в Дагестан. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина
31
Экономический подъем 1999-2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль
нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Крупнейшие инфраструктурные проекты.
Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Начало (2005) и продолжение
(2018) реализации приоритетных национальных проектов.
Президент Д.А. Медведев, премьер-министр В.В. Путин. Основные направления внешней и
внутренней политики. Проблема стабильности и преемственности власти.
Избрание В.В. Путина Президентом Российской Федерации в 2012 г. и переизбрание на новый
срок в 2018 г. Вхождение Крыма в состав России и реализация инфраструктурных проектов в
Крыму (строительство Крымского моста, трассы "Таврида" и других). Конституционная
реформа (2020).
Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная
структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и
направления государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные
реформы. Реформирование образования, культуры, науки и его результаты. Начало
конституционной реформы. Снижение средней продолжительности жизни и тенденции
депопуляции. Государственные программы демографического возрождения России. Разработка
семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа
жизни и их результаты. XXII Олимпийские и XI Паралимпийские зимние игры в Сочи (2014),
успехи российских спортсменов, допинговые скандалы и ихпоследствия для российского спорта.
Чемпионат мира по футболу и открытие нового образаРоссии миру.
Постановка государством вопроса о социальной ответственности бизнеса. Модернизация
бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ,
компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация. Военно-патриотические движения.
Марш "Бессмертный полк".Празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне (2020).
Внешняя политика в конце XX - начале XXI в. Утверждение новой Концепции внешней политики
Российской Федерации (2000) и ее реализация. Постепенное восстановлениелидирующих позиций
России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики.
Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов.
Оказание помощи Сирии в борьбе с международным терроризмом и в преодолении внутриполитического кризиса (с 2015 г.). Приближение военной инфраструктуры НАТО к
российским границам и ответные меры. Односторонний выход США из международных соглашений
по контролю над вооружениями и последствия для
России. Создание Россией нового высокоточного оружия и реакция в мире.
-
33
Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. «Оранжевые» революции. Союзное государство
России и Беларуси. Россия в СНГ и в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС).
Миротворческие миссии России. Приднестровье. Россия в условиях нападения Грузии на Южную
Осетию в 2008 г. (операция по принуждению Грузии к миру). Отношения с США и Евросоюзом.
Вступление в Совет Европы. Сотрудничество России со странами ШОС (Шанхайской организации
сотрудничества) и БРИКС. Деятельность "Большой двадцатки". Дальневосточное и другие
направления политики России. Сланцевая революция в США и борьба за передел мирового
нефтегазового рынка.
Государственный переворот на Украине 2014 г. и его последствия для русскоязычного населения
Украины, позиция России. Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией и его международные
последствия. Минские соглашения по Донбассу и гуманитарная поддержка Донецкой Народной
Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР). Специальная военная операция (2022).
Референдумы в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях и их воссоединение с Россией.
Введение США и их союзниками политических и экономических санкций против России и их
последствия для мировой торговли.
Россия в борьбе с коронавирусной пандемией, оказание помощи зарубежным странам. Мир и
процессы глобализации в новых условиях. Антиглобалистские тенденции.
Международный нефтяной кризис 2020 г. и его последствия. Россия в современном мире.
Религия, наука и культура России в конце XX - начале XXI в. Повышение общественной роли СМИ и
Интернета. Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки.
Модернизация образовательной системы. Основные достижения российских ученыхи недостаточная
востребованность результатов их научной деятельности. Религиозные конфессии и повышение их
роли в жизни страны. Особенности развития современной художественной культуры:
литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства.
Процессы глобализации и массовая культура
самостоятельные
Международное сотрудничество и противостояние в спорте. Достижения
(технологическая карта 5 примерного учебно-методического комплекса). Наш край в 1992-2022 гг.
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего:
российских
спортсменов
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 05,
ОК Об, ПК...
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06
78
34
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация
программы дисциплины требует
наличия
учебного
кабинета
истории.
Оборудование учебного кабинета: наглядные пособия (комплекты учебных таблиц,
исторических карт, плакатов, портретов выдающихся исторических личностей, атласов);
информационно-коммуникационные средства; экранно- звуковые пособия; комплект
технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их
использованию и технике безопасности; библиотечный фонд кабинета, (учебники, учебно
методические комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные)). Библиотечный фонд кабинета
может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и
другой литературой по вопросам исторического образования.
Технические средства обучения: мультимедийный комплекс.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины
представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
35
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через
дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных
компетенций по разделам и темам содержания учебного материала._______________________
Код и наименование
Раздел/Тема
Тип оценочных
формируемых компетенций
мероприятий
ОК 01. Выбирать способы
Диагностическая
Р1,П-о/с8
решения
Р 2, П-о/с
работа
задач профессиональной
Р 3, П-о/с
Контрольная работа
деятельности применительно
Р 4, П-о/с
Самооценка и
к различным контекстам
Р 5, П-о/с
взаимооценка
Презентация
мини
ОК 02. Использовать
Р 1, Тема 1.1, 1.2, 1.3, П-о/с
проектов
современные
Р 2, Темы 2.1,2.2, 2.3, 2.4,
Устный
и
средства поиска, анализа и
2.5,
письменный
интерпретации информации, и П-о/с
информационные технологии
Р 3, Темы 3.1,3.2, 3.3, 3.4, П- опрос
Результаты
для выполнения задач
о/с
выполнения
профессиональной
Р 4, Темы 4.1,4.2, 4.3, 4.4,
учебных
заданий
деятельности
4.5,
Разработка
П-о/с
маршрута
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с
образовательного
ОК 04. Эффективно
Р 1,Тема 1.2, 1.3, П-о/с
путешествия
взаимодействовать и работать Р 2, Темы 2.1,2.2, 2.3, 2.4,
Практические
работы
в коллективе и команде
2.5,
Промежуточная
П-о/с
Р 3, Темы 3.1,3.2, 3.3, 3.4, П- аттестация
(выполнение
о/с
Р 4, Темы 4.1,4.3, 4.4, 4.5, П- экзаменационных
заданий)
о/с
ОК 05. Осуществлять устную
и
письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
ПК...
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с
Р1,Тема 1.1,1.2,1,3 П-о/с
Р 2, Темы 2.1,2.2, 2.3, 2.4, 2.5
П-о/с
Р 3, Темы 3.1,3.2, 3.3, 3.4, По/с
Р 4, Темы 4.1,4.2, 4.3, 4.4, 4.5
П-о/с
Р 5, Темы 5.1,5.2, 5.3 П-о/с
Р1,Тема 1.1,1.2,1.3. П-о/с
Р2, Темы 2.1,2.2, 2.3, 2.4, 2.5
П-о/с
Р 3, Темы 3.1,3.2, 3.4 П-о/с
Р 4, Темы 4.1,4.2, 4.3, 4.4,
4.5,
П-о/с
Р5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с
П-о/с
36
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУП.05.История
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета истории; мастерских
не предусмотрено, лабораторий не предусмотрено
Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, карты,
адаптированные конспекты, синхронные таблицы, тестовый материал, индивидуальные
карты мониторинга учебных знаний),рабочие места по количество обучающихся;
рабочее место преподавателя ;методические разработки уроков и мероприятий.
Рекомендуемая литература для студентов и преподавателей.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы.
Для студентов
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред.проф.
образования — М., 2020г.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей: 2ч: учебник для студ.
учреждений сред.проф. образования — М., 2019г..
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы:
учеб, пособие для студ. учреждений сред.проф. образования — М., 2019г.
Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарев М.В. Новейшая история стран
Европы и Америки. XX век: в Зч. 4.2. 1945-2000. - М., 2019.
ЗагладинН.В.,Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. - М., 2021.
Санин Г.А. Крым. Страницы истории. - М., 2020.
Сахаров А.Н., ЗагладинН.В.История (базовый уровень). 10 класс. -М., 2021.
Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. История. 10 класс. - М.: Просвещение. 2021.
Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. —
М., 2019.
История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. —М., 2022.
Для преподавателей
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
www.mifologiaxhatTu(MH<£onorH» народов мира)
www.krugosvet.ru(OHnaHH-3HiJ,HKnoneAH5i «Кругосвет»)
wwwdiberTshut.ru(HH(J)opMaiviOHHbiH комплекс РГГУ «Научная библиотека»)
www.august-1914.ru(HepBaa мировая война: интернет-проект)
www.9may.ru(HpoeKT-aK4Ha: «Наша Победа. День за днем»)
www.temples.ru(IIpoeKT «Храмы России»)
www.radzivil.chat.ru(Pafl3HBraaoBCKaa летопись с иллюстрациями)
www.borodulincollection.com/index.html(PapHTeTbi фотохроники СССР: 1917-1991 гг. коллекция Льва Бородулина)
www.ruareevolution.info(Peвoлюция и Гражданская война: интернет-проект)
www.rodina.rg.ru(PoflHHa: российский исторический иллюстрированный журнал)
www.all-foto.ru/empire/index.ru.html(PoccHficKaa империя в фотографиях)
www.ferhal.narod.ru(PoccHficKHM мемуарий)
www.avorhist.ru(Pycb Древняя и удельная)
www.memoirs.ги(Русские мемуары:Россия в дневниках и воспоминаниях)
www.scepsis.ru/library/history/pagy ЦСкепсис: научно-просветительский журнал)
www.arhivtime.ru(Caeflbi времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток,
документов)
www.sovmusic.ru(CoBeTCKaa музыка)
www.infoliolib.info(yHHBepcHTeTCKaa электронная библиотека Infolio)
www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html(3neKTpoHHaa библиотека Исторического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова)
www.library.зрЬи.ги/Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)
www.ec-dejavu.ru (Энциклопедия культур DejaVu)
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и заданий в
микрогруппах.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах
(текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, устный зачет
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, письменная
контрольная работа
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, дискуссии.
Письменная работа в форме тестирования, эссе, реферата.
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,
реферата, рецензии;
Письменный контроль
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя
из их исторической обусловленности;
-использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой
извне социальной информации;
-соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими
формами социального поведения;
-осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского,
этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Устный контроль в форме дебатов.
Письменный контроль в форме практикоориентированной проектной деятельности
обучающихся
Знания:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и
всемирной истории;
Устный контроль в форме индивидуального и фронтального опроса
Письменный контроль в форме тестирования
периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки
важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
Устный контроль в форме дискуссии
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
Устный контроль в форме дискуссии,
письменный контроль в форме эссе, рефератов, практикоориентированных проектов
основные исторические термины и даты;
Устный контроль, письменный контроль,тесты.
и