МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП..07 Обществознание
Код и наименование специальности:. 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин.
Квалификация выпускника: техник-технолог
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 1,2
2025г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № 1 от «^/» 0 £
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР
2025 г.
Шабанова М. М
Давлятбекова М. М.
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины ОУП..07 Обществознание
разработана на основе:
- Приказа Минпросвещения России от 15.09.2022 N 836
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважин"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2022 N 70631)
с учетом:
профиля получаемого образования,
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2025/2026учебный год.
-
Разработчик: Мусава З.А, преподаватель ГБПОУ РД «ИПК».
«ИПК»,
Рецензент: преподаватель ГБПОУ РД «ИПК».__
/
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Обществознание»......................................................................................................4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины.............................................
3. Условия
реализации
программы
общеобразовательной
дисциплины
«Обществознание» ............................................................................................................................20
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины........... 21
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Обществознание»
1.1.
Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью предметной
области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ООП СПО с учетом профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего
профессионального образования является освоение обучающимися знаний о российском
обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах
взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами,
содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в
повседневной и профессиональной деятельности.
Ключевыми задачами изучения обществознания с учётом преемственности с
основной школой являются:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях
жизни; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной
картины общества;
овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать
ее
и
использовать для
самостоятельного
решения
учебно-познавательных,
исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе
и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных
поступков в различных областях общественной жизни с учётом профессиональной
направленности организации среднего профессионального образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период
ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин,
развитие мотивации к предстоящему самоопределению.
решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение
в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения;
и способность их использования в познавательной и социальной
практике
OK 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений социальной
действительности; конкретизировать теоретические положения
фактами социальной действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил здорового
образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и
явлений на основе предложенных критериев;
сформировать знания об (о):
- особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых
коммуникаций на все сферы жизни общества;
- владеть умениями применять полученные знания при анализе
социальной информации, полученной из источников разного типа,
включая официальные публикации на интернет-ресурсах
государственных органов, нормативные правовые акты,
государственные документы стратегического характера, публикации
в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной
информации, представленной в различных знаковых системах,
извлекать информацию из неадаптированных источников, вести
целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать
отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять
факты, выводы, оценочные суждения, мнения;
- сформированность навыков оценивания социальной информации,
в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций,
владение умением определять степень достоверности информации;
владение умением соотносить различные оценки социальных
явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе
полученных знаний правовую оценку действиям людей в
модельных ситуациях;
- уметь определять связи социальных объектов и явлений с
помощью различных знаковых систем; сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений и
OK 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях
В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим
членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению
цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
процессов, включая универсальные методы науки, а также
специальные методы социального познания, в том числе
социологические опросы, биографический метод, социальное
прогнозирование
сформировать знания об (о):
- особенностях социализации личности в современных условиях,
сознании, познании и самосознании человека; особенностях
профессиональной деятельности в области науки, культуры,
экономической и финансовой сферах;
- отношениях, направлениях социальной политики в Российской
Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной
политики в сфере межнациональных отношений; структуре и
функциях политической системы общества, направлениях
государственной политики Российской Федерации;
- владеть умениями проводить с опорой на полученные знания
учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять
ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций,
творческих работ социальной и междисциплинарной
направленности; готовить устные выступления и письменные
работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых
ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную
тематику;
- готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами и
инструментами; использовать финансовую информацию для
достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую
безопасность с учетом рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской ответственности в части уплаты
налогов для развития общества и государства
OK 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и •
команде
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста
состояние других, учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного
и технического творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
- использовать обществоведческие знания для взаимодействия с
представителями других национальностей и культур в целях
успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина
Российской Федерации, в том числе правомерного налогового
поведения; ориентации в актуальных общественных событиях,
определения личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового образа жизни; роли непрерывного образования;
использовать средства информационно-коммуникационных
технологий в решении различных задач
- владеть умениями проводить с опорой на полученные знания
учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять
ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций,
творческих работ социальной и междисциплинарной
направленности; готовить устные выступления и письменные
работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых
ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную
OK 06. Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
отечественного и мирового искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств
- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на
основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально-культурных традиций,
формирование системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической
культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности,
тематику;
- владеть умениями формулировать на основе приобретенных
социально-гуманитарных знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных
ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений социальной
действительности; конкретизировать теоретические положения
фактами социальной действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил здорового
образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и
явлений на основе предложенных критериев
1) сформировать знания об (о):
обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики;
особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых
коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных
проблемах и вызовах современности;
перспективах развития современного общества, в том числе
тенденций развития Российской Федерации;
человеке как субъекте общественных отношений и сознательной
деятельности;
особенностях социализации личности в современных условиях,
сознании, познании и самосознании человека; особенностях
профессиональной деятельности в области науки, культуры,
экономической и финансовой сферах;
значении духовной культуры общества и разнообразии ее видов и
форм; экономике как науке и хозяйстве, роли государства в
экономике, в том числе государственной политики поддержки
конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных
отношений в современной экономике;
роли государственного бюджета в реализации полномочий органов
государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах
принятия бюджетных решений;
социальных отношениях, направлениях социальной политики в
системе российского законодательства;
5) связи социальных объектов и явлений с помощью различных
знаковых систем; сформированность представлений о методах
изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные
методы науки, а также специальные методы социального познания,
в том числе социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование;
6) владеть умениями применять полученные знания при анализе
социальной информации, полученной из источников разного типа,
включая официальные публикации на интернет-ресурсах
государственных органов, нормативные правовые акты,
государственные документы стратегического характера, публикации
в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной
информации, представленной в различных знаковых системах,
извлекать информацию из неадаптированных источников, вести
целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать
отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять
факты, выводы, оценочные суждения, мнения;
7) владеть умениями проводить с опорой на полученные знания
учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять
ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций,
творческих работ социальной и междисциплинарной
направленности; готовить устные выступления и письменные
работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых
ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную
тематику;
8) использовать обществоведческие знания для взаимодействия с
представителями других национальностей и культур в целях
успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина
Российской Федерации, в том числе правомерного налогового
поведения; ориентации в актуальных общественных событиях,
определения личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового образа жизни; роли непрерывного образования;
нформационно-коз
-ч
азличных задач;
эмулировать на осис-.-гх знаний собствен
ным проблемам с 1^.-'ь ключевые понять
заук для объяснен»
эетизировать теора-------------ствительности, мои
эциального опыта :е.
-_
числе по соблюди
____
здавать типологии!:
юженных критери а _
_
-ь знания о финанс
зовании финансов*-лд:
—
овать финансовую»...........
...... _
__
=
ансовых целей, о&^^—------исков и способов Е—
_____
цанской ответстве
щества и государеи
е
и оценивания соцгг^^^^д
по каналам сетевы
(елять степень дос»
осить различные
в источниках инфор~~
ювую оценку дейа - -- д
юстоятельно оцени—~..... —
ющью полученньп —
ротиводействия
эциальных и межл?^““=
дей и собственное» _JZZ±
>стей, экономическ~
ч
я; осознавать непр?
эдения, осознавать»
ость мер юридичес
^никационных
г приобретенных
_ ~ ш суждения и
---------- =аки зрения социальных
~ теоретические
~ __ _
'
-^явлений социальной
---- т—ческие положения
_______ - ттьными ситуациями,
——^Дзактами социальной
■<> правил здорового
i^—_
----- т—»циальных процессов и
—
и^м
- и бюджетном
с и услугами и
—{формацию для
ттечивать финансовую
снижения;
—юти в части уплаты
^^■к ьной информации, в
йж<оммуникаций,
——Едрности информации;
ь
лаки социальных
-лации, давать на основе
~ ^ввиЕлям людей в
~
_
и принимать
зн аний наиболее
я^^х^пции; определять
^шиеечостных конфликтов;
—>яз едение с точки зрения
рациональности и
лемость
дзасность алкоголизма и
ответственности, в
том числе для несовершеннолетних граждан
OK 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности
- наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- конкретизировать теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами из личного
социального опыта и фактами социальной действительности, в том
числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение
создавать типологии социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинноследственные, функциональные, иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и
последствия преобразований в различных сферах жизни
российского обществ
- владеть умениями применять полученные знания при анализе
социальной информации, полученной из источников разного типа,
включая официальные публикации на интернет-ресурсах
государственных органов, нормативные правовые акты,
государственные документы стратегического характера, публикации
в средствах массовой информации;
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2
1
Раздел 1. Человек в обществе
Основное содержание учебного материала
Тема 1.1.
Общество и общественные Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами
отношения. Развитие
общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных
общества
институтов.
Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой
коммуникации в современном обществе
Тема 1.2.
Биосоциальная природа
человека и его
деятельность
Тема 1.3.
Познавательная
деятельность человека.
Научное познание
Объе
м
часов
3
Формируе
мые
компетен
ции
4
2
ОК 01
ОК 05
Основное содержание учебного материала
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных
факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные
качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация личности
и ее этапы. Агенты (институты) социализации. Общественное и индивидуальное сознание.
Самосознание и социальное поведение.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие
видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека
2
В том числе практических занятий
4
ОК 02
ОК 04
ОК 05
Основное содержание учебного материала
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как
результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная,
относительная истина. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки.
Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально
гуманитарных науках. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в
2
ОК 02
ОК 04
ОК 05
Тема 3.2.
Рыночные отношения в
экономике. Финансовые
институты
Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица.
Рациональное поведение
потребителя
Тема 3.4.
Предприятие в экономике
Тема 3.5.
экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины
экономических циклов
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей - Особенности разделения труда и специализации в сфере^ Организация и
проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Основное содержание учебного материала
Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное
регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию
конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк
Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России. Инфляция: причины,
виды, последствия
В том числе практических занятий
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон предложения.
Эластичность предложения.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность. Денежные
агрегаты
Основное содержание учебного материала
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды
безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности
труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная ответственность.
Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества
В том числе практических занятий
Основное содержание учебного материала
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная стоимость,
способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль.
Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная
политика импортозамещения в Российской Федерации
В том числе практических занятий
Для всех профилей - Предпринимательская деятельность в сфере . Основы менеджмента и
маркетинга в сфере
Основное содержание учебного материала
2
2
ОК 01
ОК 03
ОК 09
4
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
4
2
ОК 01
ОК 03
2
ОК 01
Экономика и государство
Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1.
Социальная структура
общества. Положение
личности в обществе
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние
эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип
сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система
Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации.
Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в
Российской Федерации.
В том числе практических занятий
Государственный бюджет. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система
налогов и сборов в Российской Федерации.
Тема 4.3.
Социальные нормы и
социальный контроль.
Социальный конфликт и
способы его разрешения
ОК 09
2
Основное содержание учебного материала
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии. Социальное
неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная поддержка социально
незащищенных слоев общества в Российской Федерации.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее формы и
каналы в современном российском обществе
В том числе практических занятий
Тема 4.2.
Семья в современном
мире
2
Основное содержание учебного материала
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт. Тенденции
развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации.
Помощь государства многодетным семьям
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций.
Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения
социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога, социального
психолога.
В том числе практических занятий
ОК 01
ОК 05
2
4
ОК 05
ОК 06
2
4
2
2
4
ОК 04
ОК 05
Самостоятельная работа Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии
поведения в конфликтной ситуации. Собирать и обрабатывать оперативную информацию о
чрезвычайных ситуациях.Доклад
10
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
Всего
78
2.
Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
«Обществознание»
3.1. Оснащение учебного кабинета
Освоение
программы
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Обществознание» предполагает наличие в профессиональной образовательной
организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования,
специализированного учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить
свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной
деятельности обучающихся.
Помещение
кабинета
должно
удовлетворять
требованиям
Санитарноэпидемиологических правил и нормативам и быть оснащено типовым оборудованием, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по
обществознанию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов);
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд кабинета;
• рекомендованные мультимедийные пособия.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические комплекты
(УМК) (в т.ч. и мультимедийные), обеспечивающие освоение учебной дисциплины
«Обществознание», рекомендованные для использования в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего
общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования, не
старше пяти лет с момента издания.
Рекомендованные печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями,
справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам
обществоведческого образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание»
обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам и
образовательным ресурсам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет
(электронным книгам, документам, хрестоматиям, практикумам, тестам и другим
подобным ресурсам).
пп
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих
компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» направлено на
формирование общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 и
сопряжены с достижением образовательных результатов, регламентированных ФГОС
соо.
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе освоения ими
содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» на уровне
среднего профессионального образования является существенным звеном учебного
процесса. Целесообразно проводить оценивание образовательных результатов в ходе
изучения каждого раздела образовательной программы. Для организации и проведения
оценочных процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами
оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической литературе,
или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Важным средством оценки образовательных результатов выступают учебные
задания, проверяющие способность к решению учебно-познавательных и учебно
практических задач, предполагающие вариативные пути решения, комплексные задания,
ориентированные на проверку целого комплекса умений, компетентностноориентированные задания, позволяющие оценивать сформированность группы различных
умений и базирующиеся на контексте социальных ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может вестись
каждым преподавателем в ходе стартовой, текущей, промежуточной диагностики.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для корректировки
учебных программ и индивидуализации учебной деятельности обучающегося, группы в
целом.
В текущей диагностике процедура оценивания может быть организована
посредством:
- оценивания результатов устного опроса;
-оценивания выполнения познавательных заданий (задания к документам,
содержащими социальную информацию; задания к схемам, таблицам, диаграммам,
инфографике; вопросы проблемного характера; задания-задачи; проектные задания и др.);
- оценивание результатов тестирования.
При организации и проведении процедуры оценивания образовательных
результатов обучающихся целесообразно предусмотреть возможность самооценки и
взаимооценки знаний/умений обучающихся. Предметом оценивания являются не только
итоговые образовательные результаты, но и динамика изменений этих результатов в
процессе всего изучения и освоения содержания учебной дисциплины.
Необходимо учитывать, что изучение обществознания предусматривает как
развитие устной, так и развитие письменной речи; поэтому целесообразно выдерживать
соответствующие пропорции в способах предъявления заданий и форматах ожидаемых
ответов.
Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны быть известны
обучающимся заранее, до непосредственного проведения процедуры оценивания, включая
самооценку и взаимооценку. По возможности, параметры и критерии оценки должны
разрабатываться и обсуждаться преподавателем совместно с самими обучающимися.
Каждому параметру оценки должны соответствошь критерии ацетол за что
выставляется та или иная оценка; в случае балльной оценки - то или иное количество
баллов.
На основе типов оценочных мероприятий, предложенных в таблице, преподаватель
выбирает формы и методы с учетом профессионализации обучения по программе
дисциплины.
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятия
ОК 01
ОК 05
Тема 1.1.
Общество и общественные
отношения. Развитие
общества
Познавательные задания
Вопросы проблемного характера
Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 02
ОК 04
ОК 05
Тема 1.2.
Биосоциальная природа
человека и его деятельность
Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам, содержащим
социальную информацию
Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 02
ОК 04
ОК 05
Тема 1.3.
Познавательная
деятельность человека.
Научное познание
Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам, содержащим
социальную информацию
Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 03
ОК 05
ОК 06
Тема 2.1.
Духовная культура личности
и общества
Познавательные задания
Вопросы проблемного характера
Задания к документам, содержащим
социальную информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 02
Тема 2.2.
Устный опрос
Общая/профессиональная
компетенции
Раздел 1. Человек в обществе
Раздел 2. Духовная культура
Информационное обеспечение обучения
Основные источники
1. М.В. Кудина, М.В. Рыбакова, Г.В. Пушкарева, Ю.Ю. Петрунин, Л.Б. Логунова,
С.С. Попова, И.В. Лексин, В.А. Сажина, под редакцией В.А, Никонова/
Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень. В 2-х частях.
Дополнительные источники
1. Обществознание: учебник для среднего профессионального образования / Б.
И. Федоров [и др.]; под редакцией Б. PL Федорова. — 3-е изд., перераб. идоп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 346 с.
2. Обществознание в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального
образования / Н.В. Агафонова [и др.]; под редакцией Н.В. Агафоновой - 5-е изд.,
перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 381 с.
3. Обществознание в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального
4. образования / Н.В. Агафонова [и др.]; под редакцией Н.В. Агафоновой. - 5-е
изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 280 с.
5. Обществознание: учебник для среднего профессионального образования /
6. В.И. Купцов [и др.]; под редакцией В.И. Купцова. - Москва: ИздательствоЮрайт,
2020. -242 с.
7. Волков, А.М. Основы права для колледжей: учебник для среднего
8. профессионального образования / А.М. Волков, Е.А. Лютягина; под общей
редакцией А.М. Волкова. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 215 с.
9. Обществознание: Учебное пособие / Под ред. Опалева А.В. - М.: Юнити,
2024.-478 с.
10. Баранов, П.А. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник для
подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.С. Шевченко. - М.: ACT, 2020.
- 544 с.
11. Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. / А.А. Горелов. - М.: Academia, 2024-416 с.
12. Касьянов, В.В. Обществознание в схемах и таблицах: готовимся к ЕГЭ / В.В.
Касьянов. - РнД: Феникс, 2024. - 318 с.
13. Диагностические работы / О.А Кирьянова-Греф, С.А. Лосев. - М.: МЦНМО,
2021.
160 с.
14. Ковригин, В.В. Обществознание: Учебник / В.В. Ковригин. - М.: Инфра-М,
2021.-512с.
15. Мушинский В.О. Обществознание: Учебник / В.О. Мушинский М.:Форум, 2022. - 256 с.
Баранов, П.А. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник для
подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.С. Шевченко. - М.: ACT, 2024.
-544 с.
16. Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. / А.А. Горелов. - М,: Academia, 2024. - 416 с.
04