МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.08 География
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование специальности: 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин
Квалификация выпускника: техник - технолог
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 2
2025г.
1
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
естественно-математического цикла
Протокол №у*от <$£§> сентября 2O0g£r.
Председатель ПЦК
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
/^^ТТ^^ИЦЗабанова М.М.
Подпись
20 гб~у.
ПодПибь *
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУП.08 География
разработана на основе требований:
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования утвержденного Приказ Минпросвещения России от 15.09.2022 N 836 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважин" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2022 N 70631)
с учетом:
профиля получаемого образования.
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования»;
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2025/2026
учебный год.
Разработчик: преподаватель ГБПОУ РД «Индустриально промышленный колледж»
Рецензент:___________________________________________________ _______
2
Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «География»
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы СПО
ОУП.08 География.
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин.
1.2.1 Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География» направлено на
достижение следующих целей: освоение системы географических знаний о целостном,
многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и
хозяйства на всех территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный,
региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, Социальноэкономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с
важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его
отдельных регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим народам и
культурам, бережного отношения к окружающей природной среде; использование в
практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических
методов, знаний и умений, а также географической информации; нахождение и
применение географической информации, включая географические карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для
правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной
жизни; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в
условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с
ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК :
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование
общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного
материала.
Общая/професс
иональная
компетенция
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятий
ОК01.
Р1, Темы 1.2,1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
ОК 02.
Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
РЗ, Тема 3.1
ОК 03.
Р 1, Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1-2.6
РЗ, Тема3.1
тестирование
Кейс задания географический диктант
устный опрос
фронтальный письменный опрос эссе,
доклады, рефераты оценка
составленных презентаций по темам
раздела
оценка работы с картами атласа мира,
заполнение контурных карт
контрольная работа оценка
самостоятельно
ОК 04.
Р 1,Темы 1.1., 1.4.
РЗ, Тема 3.1
ОК 05.
Р 1, Темы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1
ОК 06.
Р 1, Темы 1.2.
РЗ, Тема3.1
ОК 07.
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
ОК 09.
Р 1, Тема 1.1.
.к заданий
фованный зачет
в форме тестирования
Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работ____________
Вид учебной работы
Объем в часах*
Объем образовательной программы дисциплины
39
вт.ч.:
Основное содержание
39
вт.ч.:
теоретическое обучение
17
практические занятия
самостоятельные
14
6
2
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
6
Тематический план и содержание дисциплины «География»
Наименование
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
разделов и тем
Объём
часов
3
2
1
Основное содержание
Введение
Введение. Источники географической информации. География как наука. Ее роль и
значение в системе наук. Источники географической информации и методы работы с
ними. Традиционные и новые методы географических исследований. Географические
1
карты различной тематики и их практическое использование.
«Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги, тематические
группы в соцсетях, художественная литература, путеводители, карты - их
критический анализ)
Раздел 1. Общая характеристика мира
Тема 1.1. Современная Содержание учебного материала
политическая карта
Теоретическое обучение
мира
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные
особенности. Субъекты политической карты мира. Суверенные государства и
несамоуправляющиеся государственные образования.
Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы
правления, типы государственного устройства и формы государственного режима
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и
1
особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и
их типы.
Понятие о политической географии. Влияние международных отношений на
политическую карту мира. Региональные и локальные конфликты. Основные
политические и военные союзы в современном мире
Практическое занятие
№ 1: «Ознакомление с политической картой мира»
Формируемые
компетенции
4
ОК01.
ОК 02.
ОК 02.
ОК 04.
ОК 09.
1
Содержание учебного материала
8
Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной металлургии мира.
Металлургические базы мира. Географические особенности развития цветной
металлургии мира. Факторы размещения предприятий цветной металлургии
Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Развитие отраслей
машиностроения в мире. Главные центры машиностроения
1
Транспортный комплекс
Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и пассажирооборот
транспорта. Географические особенности развития различных видов мирового
транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты
Химическая промышленность. Лесная (лесоперерабатывающая) и лёгкая
промышленность
Географические особенности развития химической, лесной и лёгкой промышленности
1
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное
сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные
направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и
животноводства
География отраслей непроизводственной сферы.
Основные направления международной торговли товарами и услугами. Факторы,
формирующие международную хозяйственную специализацию стран и регионов
мира. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских,
образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Особенности
современной торговли услугами
Практические занятия
№ 6: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира»
№ 7: «Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира»
№ 8: «Составление экономико-географической характеристики профильной отрасли»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
1
1
1
1
Объём
часов
Формируемые
компетенции
1
2. Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны
Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической
1
системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и
их территориальная структура
Практическое занятие
№ 11: «Сравнительная характеристика особенностей природы, населения и хозяйства
1
стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии»
Тема 2.3. Африка
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты природно
ресурсного потенциала и особенности населения Африки
Тема 2.4. Америка
1
Хозяйство стран Африки. Особенности хозяйства стран Африки. Особенности
развития субрегионов Африки. Экономическая отсталость материка и пути ее
преодоления. ^Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Африке
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характерные черты
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Северной Америке
США. Природные ресурсы, население и хозяйство США. Условия их формирования и 1
развития. Особенности политической системы. Население США. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы США
Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Население Канады. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы Канады
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Объём
часов
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03 .
Формируемые
компетенции
1
1
2. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Население
Латинской Америки
Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
*Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Латинской Америке
Практическое занятие
№12: «Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух
стран Северной и Латинской Америки»
Тема 2.5. Австралия и Содержание учебного материала
Океания
Теоретическое обучение
1. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Особенности
природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и
территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. *Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в Австралии и Океании
Тема 2.6. Россия в
современном мире
1
1
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического
и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Место России в
мировом хозяйстве, ее участие в международной торговле товарами и других формах
1
внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства.
География отраслей международной специализации РФ. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в России
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
Практические занятия
Наименование
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
Объём
Формируемые
разделов и тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
часов
компетенции
1
Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: наличия учебного кабинета «Гуманитарных и
социальных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места ПО количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением мультимедиа, проектор.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
Интерактивная доска, компьютерные столы и стулья.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Комплект учебно-наглядных пособий:
атлас мира
контурные карты
карта мира
Комплект электронных пособий:
Развивающие фильмы: «Глобальное потепление», «Транссибирский экспресс»,
«Циклопические постройки мира», «Путешествие по Австралии» и др.
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины
представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
5. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Гладкий Ю.Н., Николина В.В., География 10кл.-М:Просвещение,2022.
2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 10-11 кл. - М.: Дрофа, 2021.
3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. - М.:
Просвещение, 2021.
4. Хомина В.Н. География Юкл.-М: Просвещение,2022
5-Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. - М.: Дрофа,2021.
6.Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира 10-11 кл. - М.:
Просвещение, 2022
7. География для колледжей : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. В. Коломиец [и др.]; под редакцией А. В. Коломийца, А. А. Сафонова. — 3е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 362 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16137-3. —- Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530520 (дата
обращения: 28.08.2023).3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО
Дополнительные источники:
1. Аксакалова Г.П., Петрова Н.Н. и др. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к
единому государственному экзамену. География. - М.: Интеллект-Центр, 2021.
2. Атлас «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. Под ред. В.П. Максаковского.
- М.: Дрофа - ДиК, 2020.
3. Гладкий Ю.Н. и др. Дайте планете шанс. - М.: Просвещение, 2021
16
4. География людей. Рабочая тетрадь. / А. Наумов, В. Холина. - М.: Открытый мир, 2019
5. География населения и хозяйство мира. Рабочая тетрадь для 10-11 кл. /А. Наумов, В.
Холина. - М.: Открытый мир, 2021.
6. Контурные карты «Экономическая и социальная георафия мира». 10 кл. - М.: Дрофа - ДиК,
2021.
17