МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.04. Физическая культура
Код и наименование специальности/профессии:
21.02.02 «Бурение нефтяных и газовых скважин».
Профиль получаемого профессионального образования:
технический
Квалификация выпускника:
техник-технолог.
Форма обучения: очно
2025
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина СГЦ.04 «Физическая культура» является обязательной частью социально
гуманитарного цикла основной образовательной программы в соответствии
с ФГОС СПО по специальности Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 483
(ред. от 13.07.2021)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважин"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2014 N 32924) Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии ОК 04, ОК 08.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
Умения
Знания
Уметь:
Знать:
ПК, ОК
ОК 01-09
организовывать работу
психологические основы деятельности
коллектива и команды;
коллектива, психологические
взаимодействовать с коллегами, особенности личности;
руководством, клиентами в ходе
основы проектной деятельности;
профессиональной
деятельности;
роль физической культуры в
общекультурном, профессиональном и
использовать средства
социальном развитии человека;
физической культуры для
сохранения и укрепления
основы здорового образа жизни;
здоровья в процессе
профессиональной деятельности условия профессиональной деятельности
и зоны риска физического здоровья для
и поддержания необходимого
данной специальности;
уровня физической
подготовленности
правила и способы планирования системы
индивидуальных занятий физическими
упражнениями различной направленности
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
в т.ч. в форме практической подготовки
Вт.ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
Объем в часах
174
136
134
38
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем, акад, ч/ в
том числе в форме
практической
подготовки, акад, ч
1
2
3
Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
4
Раздел 1. Физическая культура и формирование ЗОЖ
Тема 1.1.
Здоровый образ жизни
Содержание учебного материала
Здоровье населения России. Факторы риска и их влияние на здоровье.
Современная концепция здоровья и здорового образа жизни. Мотивация
ЗОЖ. Критерии эффективности здорового образа жизни, его основные
методы, показатели и критерии оценки, использование методов стандартов,
антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб.
Организм, среда, адаптация. Культура питания. Возрастная физиология.
Организация жизнедеятельности, адекватная биоритмам. Культура здоровья
и вредные пристрастия. Средства физической культуры в регуляции
работоспособности. Формирование валеологической компетенции в оценке
уровня своего здоровья и формирования ЗОЖ.
Особенности организации физического воспитания в образовательном
учреждении (валеологическая и профессиональная направленность). Цели и
задачи физической культуры
ОК 01-09
Практическое занятие № 5. Выполнение контрольных нормативов в беге 30
Выполнение
контрольных нормативов м, 60 м, 100 м, 400 м, 500 м (д), 1000 м (ю), 2000 м (д), 3000 м (ю); прыжок в
длину с места, с разбега способом «согнув ноги», бег на выносливость
в беге и прыжках
6
6
Самостоятельная работа
34
Раздел 3. Волейбол
Тема 3.1.
Стойки игрока и
перемещения. Общая
физическая подготовка
(ОФП)
Тема 3.2.
ОК 01-09
Содержание учебного материала
Практическое занятие № 6. Выполнение перемещения по зонам площадки,
выполнение тестов по ОФП
6
ОК 01-09
4
ОК 01-09
4
ОК 01-09
Содержание учебного материала
Практическое занятие № 7. Выполнение комплекса упражнений по ОФП
Приемы и передачи мяча
снизу и сверху двумя
руками. ОФП
Тема 3.3.
Нижняя прямая и
боковая подача. ОФП
Тема 3.4.
Содержание учебного материала
Практическое занятие № 8. Выполнение упражнений на укрепление мышц
кистей, плечевого пояса, брюшного пресса, мышц ног
Содержание учебного материала
4
ОК 01-09
6
ОК 01-09
4
ОК 01-09
Практическое занятие № 12. Выполнение передачи мяча в парах
2
ОК 01-09
Контроль выполнения
Практическое занятие № 13. Игра по упрощённым правилам волейбола
2
тестов по волейболу
Практическое занятие № 14. Игра по правилам
2
Верхняя прямая подача.
ОФП
Практическое занятие № 9. Выполнение упражнений на укрепление мышц
кистей, плечевого пояса, брюшного пресса, мышц ног
Тема 3.5.
Содержание учебного материала
Тактика игры в защите и
нападении
Тема 3.6.
Практическое занятие № 10. Отработка тактики игры, выполнение приёмов
передачи мяча
Содержание учебного материала
Практическое занятие №11. Отработка навыков судейства в волейболе
Основы методики
судейства
Тема 3.7.
Содержание учебного материала
10
Самостоятельная работа
26
Раздел 4. Баскетбол
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Практическое занятие № 15. Выполнение упражнений для укрепления
мышц плечевого пояса, ног
4
ОК 01-09
упрощенным правилам
баскетбола. Игра по
правилам
Тема 4.6.
Практика судейства в
баскетболе
Содержание учебного материала
Практическое занятие 21. Практика в судействе соревнований по
баскетболу
2
Практическое занятие 22. Выполнение контрольных упражнений: ведение
змейкой с остановкой в два шага и броском в кольцо; штрафной бросок;
броски по точкам; баскетбольная «дорожка»
2
8
Самостоятельная работа
36
Раздел 5. Гимнастика
Тема 5.1.
ОК 01-09
Содержание учебного материала
2
Практическое занятие № 23. Отработка строевых приёмов
2
ОК 01-09
4
ОК 01-09
Строевые приемы
Тема 5.2.
Техника акробатических
упражнений
Тема 5.3.
Содержание учебного материала
Практическое занятие № 24. Отработка техники акробатических
упражнений
Содержание учебного материала
Упражнения на брусьях
(юноши). Гиревой спорт
Тема 5.4.
Брусья: висы, упоры, махи, подводящие и специальные упражнения,
соскоки. Знать правила техники безопасности; уметь страховать партнера,
комплексы упражнений с гантелями, гирями. Разучивание и выполнение
связок на снаряде. ППФП
2
Практическое занятие № 25. Разучивание и выполнение упражнений с
гирями
2
ОК 01-09
Содержание учебного материала
Бревно: наскок, ходьба, полушпагат, уголок, равновесие, повороты, соскок
2
Упражнения на бревне
(девушки). 1ШФП
Практическое занятие № 26. Разучивание и выполнение связок на снаряде,
комплексы упражнений, ритмическая гимнастика (по курсам)
4
Тема 5.5.
Содержание учебного материала
Составление комплекса
ОРУ и проведение их
обучающимися
Требования к составлению комплекса ОРУ, терминология; составление
комплексов ОРУ без предметов, с предметами (мячи, палки, скакалки и
др.). Направленность общеразвивающих упражнений; основные положения
рук, ног, терминологию; провести с группой по одному общеразвивающему
упражнению, комплекс ОРУ
4
Практическое занятие № 27. Выполнение комплекса ОРУ
4
Практическое занятие № 28. Контроль комбинации по акробатике
4
Практическое занятие № 29. Контроль комбинации на бревне, брусьях
4
Практическое занятие № 30. Контроль выполнения упражнений по
ритмической гимнастике, гиревому спорту. ППФП
4
ОК 01-09
ОК 01-09
Самостоятельная работа
8
Раздел 6. Бадминтон. Атлетическая, дыхательная гимнастика
Тема.6.1.
Игровая стойка,
основные удары в
бадминтоне
Тема 6.2.
10
Содержание учебного материала •
Практическое занятие №31. Выполнение упражнений для укрепления
мышц кистей, плечевого пояса, ног, брюшного пресса, комплексы
упражнений атлетической и дыхательной гимнастики
ОК 01-09
2
Содержание учебного материала
Практическое занятие № 32. Отработка подач
ОК 01-09
2
Подачи
Тема 6.3.
Нападающий удар
Тема 6.4.
Судейство соревнований
по бадминтону
Содержание учебного материала:
Практическое занятие № 33. Отработка атакующих ударов, нападающего
удара «смеш»
ОК 01-09
2
Содержание учебного материала
Практическое занятие № 34. Игра по упрощённым правилам. Судейство
соревнований по бадминтону
2
ОК 01-09
Практическое занятие №е 35. Контроль техники подач, ударов справа, слева 2
Самостоятельная работа
6
Промежуточная аттестация Диф.зачет
Всего
2
174
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Спортивный зал, оснащенный:
- оборудованными раздевалками;
- спортивным оборудованием:
стенка гимнастическая; перекладина навесная универсальная для стенки гимнастической;
гимнастические скамейки; гимнастические снаряды (перекладина, брусья, бревно.); маты
гимнастические; канат для перетягивания; беговая дорожка;
скакалки, палки гимнастические, мячи набивные, мячи для метания, гантели (разные);
гири 16, 24, 32 кг; секундомеры;
весы напольные, ростомер, динамометры, приборы для измерения давления и др.;
кольца баскетбольные, щиты баскетбольные, рамы для выноса баскетбольного щита или
стойки баскетбольные, защита для баскетбольного щита и стоек, сетки баскетбольные,
мячи баскетбольные, стойки волейбольные, защита для волейбольных стоек, сетка
волейбольная, антенны волейбольные с карманами, мячи волейбольные;
оборудование и инвентарь открытого стадиона широкого профиля: ракетки для
бадминтона, стартовые флажки или стартовый пистолет, флажки красные и белые,
палочки эстафетные, нагрудные номера, тумбы «Старт-Финиш», «Поворот», рулетка
металлическая, мерный шнур, секундомеры;
- техническими средствами обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
многофункциональный принтер;
музыкальный центр.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные источники:
1. Бишаева А.А. Физическая культура:учебник [для всех специальностей СПО]
/А.А.Бишаева.- [7-еизд.,стер.]- Москва:Издательский дом Академия, 2020.-320c.-ISBN
978-5-4468-9406-2 -Тесктшепосредственный
2. Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования / Н.В.
Решетников, Ю.Л. Кислицын. - Москва: Издательский центр «Академия», 2018. - 176 с.ISBN 978-5-4468-7250-3
3. Быченков, С. В. Физическая культура : учебное пособие для СПО / С. В. Быченков, О.
В. Везеницын. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 122 с.
— ISBN 978-5-4486-0374-7, 978-5-4488-0195-2.
4. Агеева, Г. Ф. Теория и методика физической культуры и спорта / Г. Ф. Агеева, Е. Н.
Карпенкова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 68 с. — ISBN 978-58114-9763-8
5. Безбородов, А. А. Практические занятия по волейболу : учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. А. Безбородов. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. —
92 с. — ISBN 978-5-8114-8344-0
6. Журин, А. В. Волейбол. Техника игры : учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. В. Журин. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 56 с.
— ISBN 978-5-8114-5849-3
7. Зобкова, Е. А. Основы спортивной тренировки : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Е. А. Зобкова. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 44 с.
— ISBN 978-5-8114-7549-0
8. Орлова, Л. Т. Настольный теннис : учебное пособие для среднего профессионального
образования / Л. Т. Орлова, А. Ю. Марков. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань,
2021. — 40 с. — ISBN 978-5-8114-7886-6
9. Садовникова, Л. А. Физическая культура для студентов, занимающихся в специальной
медицинской группе : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.
А. Садовникова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 60 с. — ISBN 978-58114-7201-7
1.2.2. Основные электронные издания
1.
Физическая культура: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. Б. Муллер [и др.]. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 424 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02612-2. — Текст: электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469681 (дата обращения: 02.08.2021).
2.
Физическая культура: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Е. В. Конеева [и др.]; под редакцией Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 599 с. — (Профессиональное образование).
— ISBN 978-5-534-13554-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/475342(flaTa обращения: 02.08.2021).
3. Агеева, Г. Ф. Теория и методика физической культуры и спорта : учебное пособие для
СПО / Г. Ф. Агеева, Е. Н. Карпенкова. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 68 с. — ISBN
978-5-8114-7558-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. —
URL: https://e.lanbook.com/book/l 74984 (дата обращения: 24.02.2022). — Режим доступа:
для авториз. пользователей.
4. Безбородов, А. А. Практические занятия по волейболу : учебное пособие для СПО / А.
А. Безбородов. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 92 с. — ISBN 978-5-8114-8344-0. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https.7/e.lanbook.com/book/l 93301 (дата обращения: 24.02.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
5. Журин, А. В. Волейбол. Техника игры : учебное пособие для СПО / А. В. Журин. —
Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 56 с. — ISBN 978-5-8114-5849-3. — Текст : электронный
И Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/L56624
(дата обращения: 24.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Зобкова, Е. А. Основы спортивной тренировки : учебное пособие для СПО / Е. А.
Зобкова. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 44 с. — ISBN 978-5-8114-7549-0. — Текст :
электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/174986 (дата обращения: 24.02.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
7. Садовникова, Л. А. Физическая культура для студентов, занимающихся в специальной
медицинской группе : учебное пособие для СПО / Л. А. Садовникова. — 2-е изд., стер. —
Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 60 с. — ISBN 978-5-8114-7201-7. — Текст :
электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/156380 (дата обращения: 24.02.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
Дополнительные
3.2.3.
источники
1. Аллянов, Ю. Н. Физическая культура: учебник для среднего
профессионального образования / Ю. Н. Аллянов, И. А. Письменский. — 3-е
изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 493 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02309-1. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471143 (дата
обращения: 02.08.2021).
2. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике [Текст] / Е.Г. Попова
- Москва: Издательство Терра-Спорт. -2017.-72 с.
3. Ягодин, В. В. Физическая культура: основы спортивной этики: учебное
пособие для среднего профессионального образования / В. В. Ягодин. —
Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 113 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10349-6. — Текст: электронный И ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475602 (дата обращения: 02.08.2021).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знать:
роль физической культуры в
общекультурном,
профессиональном и
социальном развитии человека;
основы здорового образа
жизни;
условия профессиональной
деятельности и зоны риска
физического здоровья для
данной специальности;
правила и способы
планирования системы
индивидуальных занятий
физическими упражнениями
различной направленности
Уметь:
использовать физкультурнооздоровительную деятельность
для укрепления здоровья,
достижения жизненных и
профессиональных целей;
применять рациональные
приемы двигательных функций
в профессиональной
деятельности;
пользоваться средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными для данной
специальности;
Критерии оценки
Методы оценки
обучающийся понимает роль
физической культуры в
общекультурном,
профессиональном и социальном
развитии человека;
ведёт здоровый образ жизни;
понимает условия деятельности и
знает зоны риска физического
здоровья для данной
специальности;
Устный опрос.
проводит индивидуальные
занятия физическими
упражнениями различной
направленности
Результаты
выполнения
контрольных
нормативов
Тестирование.
обучающийся использует
физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления
здоровья, достижения жизненных
и профессиональных целей;
применяет рациональные приемы
двигательных функций в
профессиональной деятельности;
Выполнение
комплекса
упражнений.
пользуется средствами
профилактики перенапряжения,
характерными для данной
специальности;
Регулирование
физической
нагрузки.
выполняет контрольные
нормативы, предусмотренные
государственным стандартом при
соответствующей тренировке, с
Владение
навыками
контроля и
оценки.
выполнять контрольные
учетом состояния здоровья и
нормативы, предусмотренные
функциональных возможностей
государственным стандартом
своего организм
при соответствующей
тренировке, с учетом состояния
здоровья и функциональных
возможностей своего
организма
Подбор средств и
методов занятий