МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.06 Основы бережливого производства
Код и наименование профессии: 21.02.02.Бурение нефтяных и газовых скважин.
Квалификация выпускника:
Техник-технолог
форма обучения : очная
курс 3
семестр 5
2025 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов
и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Раздел 1. Бережливое производство как модель повышения эффективности деятельности
предприятия
Содержание
Тема 1.1.
Традиционное и
1. Понятия «производство», «разделение труда», «традиционное и бережливое
бережливое
производство».
производство
2. Бережливое и массовое производство.
3. Особенности бережливого производства.
4. Идеи разделения труда (Ф. Тейлор) и конвейерной сборки (Г. Форд).
5. Производственная система ГАЗ.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
Тема 1.2.
История
1. Успехи предприятий при внедрении бережливых систем.
развития
2. История Toyota production system (Япония) - lean production (США) - бережливое
бережливого
производство (Россия).
производства
3. Тайити Оно - «отец» бережливого производства. Дао Toyota.
Особенности менталитета западных и восточных стран.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1 Объем часов на освоение конкретных тем распределяется образовательной организацией самостоятельно.
Объем, акад, ч
/ в том числе
в форме
практической
подготовки,
акад, ч1
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
3
Обязат. часть
ОП
39/
2
ОК 01
4
ОК 01
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
Тема 1.3.
Основные
1. Основные понятия бережливого производства: андон, джидока, «точно вовремя»,
понятия и
кайдзен, выталкивающее и вытягивающее производство, муда.
терминология
2. Идеалы бережливого производства. Потери. Классификация потерь. Виды потерь.
Причины и способы борьбы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Системы управления и оптимизации материальными потоками.
Тема 2.1.
Содержание
Принципы
1. Принципы бережливого производства.
бережливого
2. Взаимоотношение Заказчик - Поставщик.
производства.
3. Люди - самый ценный актив компании.
4. Кайдзен - непрерывное усовершенствование.
5. Решение вопросов на производственной площадке.
6. Все внимание на «Гемба».
7. Физическая и психологическая безопасность.
8. Отсутствие дефектов.
9. По первому требованию заказчика. Одно за другим.
10. Мгновенная реакция поставщика. Минимальные затраты.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
Тема 2.2.
Понятие "муда”
1. Потери первого, второго и третьего рода. Потери, неравномерность, перегрузка и
(потери).
взаимосвязь между ними.
2. Причины образования потерь. Природа потерь. Охота на потери. Мероприятия по
искоренению потерь. Виды потерь.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Инструменты бережливого производства.
Содержание
Тема 3.1.
Система 5С.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Понятие " Система 5 С".
Сортируй - Соблюдай порядок - Содержи в чистоте -Стандартизируй -
2
ОК 01
ОК 04
ОК 07
2
ОК 01
ОК 04
ОК 07
2
ОК 04
ОК 07
ОК 01
2
Вытягивающий и выталкивающий способ подачи материалов.
Незавершенное производство как источник потерь. Канбан как реализация подхода
"точно вовремя". Фиксирование по времени. Фиксирование по объему. Возвратный
канбан.
Сигнальный канбан.
Содержание
Тема 3.7.
Быстрая
1. Переналадка оборудования. Переналадка как серьезное препятствие для внедрения
переналадка
потока единичных изделий и выравнивания производства. Последовательности шагов
SMED.
операции переналадки. Быстрая переналадка. Основные этапы быстрой переналадки.
Внешняя переналадка. Внутренняя переналадка. Результат применения быстрой
переналадки.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
Тема 3.8. ТРМвсеобщее
Плановое и автономное обслуживание оборудования. Понятие «всеобщее
обслуживание
обслуживание оборудования». ТРМ как инструмент снижения времени простоев
оборудования.
оборудования из-за отказов и ремонта. Вовлечение основного персонала в ремонт
оборудования. Регламенты обслуживания оборудования. Визуализация точек
обслуживания. Понятие "превентивные меры". Способы сбора данных по отказу
оборудования.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
Тема 3.9.
Решение
В том числе практических занятий и лабораторных работ
проблем.
Понятия "проблема", "контрмера", "коренная причина проблемы".
Производственн
Листы и доски производственного анализа как инструменты информирования о
ый анализ.
проблемах.
Эффективность своевременного решения проблем. Методология решения проблем.
Метод "Пять "почему?" - одно "как?" для выяснения коренной причины проблемы.
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
Всего:
"Канбан".
ОК 01
ОК 04
2
2
8
3
39
ОК 04
ОК 07
ОК 02
ОК 09
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Бережливого производство», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1
образовательной программы по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважин
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и /или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и /или электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
3.2.2. Основные электронные издания
1. Российская Федерация. Законы. О стандартизации в Российской Федерации:
Федеральный закон №162-ФЗ: [принят Государственной думой 19 июня 2015 года:
одобрен Советом Федерации 24 июня 2015 года]. / https://www.consultant.ru/ (дата
обращения: 20.01.2023).
2. ГОСТ Р 56407-2015 «Бережливое производство. Основные методы и
инструменты»: приказ федерального агентства по техническом регулированию и
метрологии от 27.05.2015 №448ст - https://docs.cntd.ru (дата обращения: 20.01.2023).
3.2.3. Дополнительные источники
1. Инструменты бережливого производства II: справочник/ Вейдер Майкл
Томас ; — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Альпина Паблишер, 2020. —
151 с. — ISBN 978-5-9614-6533-4. — Текст непосредственный.
вопросы,
порядок
выстраивания заданные
демонстрирующий
низкий
презентации;
уровень
овладения
кредитные банковские продукты
психологические
основы необходимыми
деятельности
коллектива, компетенциями.
психологические
особенности
личности;
основы проектной деятельности
правила
экологической
безопасности
при
ведении
профессиональной деятельности;
основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной деятельности;
пути
обеспечения
ресурсосбережения;
принципы
бережливого
производства;
основные
направления
изменения
климатических
условий региона
правила построения простых и
сложных
предложений
на
профессиональные темы;
основные общеупотребительные
глаголы (бытовая ■
и профессиональная лексика);
лексический
минимум,
относящийся
к
описанию
предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности;
особенности произношения;
правила
чтения
текстов
профессиональной
направленности.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
уметь:
Оценку «отлично»
распознавать
задачу
и/или заслуживает студент,
проблему
правильно обосновывающий
в
профессиональном
и/или принятое решение,
социальном контексте;
владеющий разными
анализировать
задачу
и/или навыками выполнения
проблему
и
выделять
её практических работ;
составные части;
выполняющий работу с
определять
этапы
решения соблюдением
задачи;
технологической
выявлять и эффективно искать последовательности;
информацию, необходимую для умеющий проводить анализ
решения задачи и/или проблемы; полученных данных.
составлять план действия;
Оценку «хорошо»
определять
необходимые заслуживает студент, который
ресурсы;
правильно применяет
Оценка результатов
выполнения
практических работ.
Оценка результатов
дифференцированного
зачета.
владеть актуальными методами
работы
в профессиональной и смежных
сферах;
реализовывать
составленный
план;
оценивать
результат
и
последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью
наставника)
определять задачи для поиска
информации;
определять
необходимые
источники информации;
планировать процесс поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять наиболее значимое в
перечне информации;
оценивать
практическую
значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска,
применять
средства
информационных
технологий
для решения профессиональных
задач;
использовать
современное
программное обеспечение;
использовать
различные
цифровые средства для решения
профессиональных задач
определять
актуальность
нормативно-правовой
документации
в
профессиональной деятельности;
применять
современную
научную
профессиональную
терминологию;
определять
и
выстраивать
траектории профессионального
развития и самообразования;
выявлять
достоинства
и
недостатки коммерческой идеи;
презентовать идеи открытия
собственного
дела
в
профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план;
рассчитывать размеры выплат по
процентным
ставкам
кредитования;
определять
инвестиционную
привлекательность
теоретический материал при
выполнении практических
работ; соблюдает
технологическую
последовательность;
испытывает незначительные
трудности при анализе
полученных результатов.
Оценку
«удовлетворительно»
заслуживает студент,
испытывающий затруднения
при выполнении практических
работ, слабо
аргументирующий принятые
решения, не в полной мере
интерпретирующий
полученные результаты, не в
полной мере соблюдающий
технологическую
последовательность.
Оценку
«неудовлетворительно»
заслуживает
студент,
неуверенно,
с
большими
затруднениями выполняющий
практические
работы,
неправильно использующий
ГОСТы,
не
умеющий
сформулировать и выводы по
результатам
выполнения
практических
работ,
не
соблюдает технологическую
последовательность.
коммерческих идей в рамках
профессиональной деятельности;
презентовать бизнес-идею
определять
источники
финансирования
организовывать работу коллектива
и команды
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности
соблюдать нормы экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности
по специальности, осуществлять
работу
с
соблюдением
принципов
бережливого
производства;
организовывать
профессиональную деятельность
с учетом знаний об изменении
климатических условий региона
понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на
известные
темы
(профессиональные и бытовые),
понимать тексты на базовые
профессиональные темы;
участвовать в диалогах на
знакомые
общие
и
профессиональные темы;
строить простые высказывания о
себе и о своей профессиональной
деятельности;
кратко обосновывать и объяснять
свои действия (текущие и
планируемые);
писать
простые
связные
сообщения на знакомые или
интересующие
профессиональные темы.