МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.08 География
Код и наименование специальности:
34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
Квалификация выпускника: медицинская(ий) сестра/брат
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 2
2025 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Протокол №/ от <£^$2025__ г.
Председатетп/ГЙЦК Давлятбекова М. М.
Подпись
Подпись
20
г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУП.08
Г еография
разработана на основе требований по специальности:
— Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское
дело утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3
июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013. №
23, ст. 2923; № 33. ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582),
пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных
образовательных Стандартов и внесения в них изменений, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения
основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования
и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации
Разработчик: преподаватель РБПОУ~^Д «Индустриально промышленный
колледж» Адуева М.А.,_______
______________
Рецензент: Давлятбекова М.М.. председатель 1ШК
—--
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общая
характеристика
рабочей
программы
общеобразовательной
дисциплины «География»
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
5. Информационное обеспечение обучения
3
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «География»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы СПО ОУП.08 География.
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело
1.2.1 Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География»
направлено на достижение следующих целей: освоение системы географических
знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи
природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; овладение
умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и
анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и
явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими
особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих
стран; воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к
окружающей природной среде; использование в практической деятельности и
повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а
также географической информации; нахождение и применение географической
информации, включая географические карты, статистические материалы,
геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки
важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; понимание
географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
1.1.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины
в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
OK 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать
деятельности.
информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать
социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу
и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной
санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления
здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
2.Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в
часах*
Объем образовательной программы дисциплины
в т. ч.:
Основное содержание
39
в т. ч.:
теоретическое обучение
ТК
практические занятия
19
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «География»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2
Основное содержание
1
Объём
часов
Формируемые
компетенции
3
4
2
ОК 01.
ОК 02.
Введение
Введение. Источники географической информации. География как наука. Ее роль и
значение в системе наук. Источники географической информации и методы работы с
ними. Традиционные и новые методы географических исследований. Географические
карты различной тематики и их практическое использование.
«Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги, тематические
группы в соцсетях, художественная литература, путеводители, карты - их критический
анализ)
Раздел 1. Общая характеристика мира
Тема 1.1. Современная Содержание учебного материала
политическая карта
Теоретическое обучение
мира
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные
особенности. Субъекты политической карты мира. Суверенные государства и
несамоуправляющиеся государственные образования.
2
ОК 02.
ОК 04.
ОК 09.
Практическое занятие
№ 1: «Ознакомление с политической картой мира»
2
Содержание учебного материала
7
Наименование
разделов и тем
Тема 1.2. География
мировых природных
ресурсов
Тема 1.3. География
населения мира
Тема 1.4. Мировое
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Теоретическое обучение
Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация видов
природных
ресурсов
(минеральные,
земельные,
водные,
биологические,
агроклиматические и т.д.). Размещение различных видов природных ресурсов на
территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания
природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды
Содержание учебного материала
Объём
часов
1
Теоретическое обучение
1. Современная демографическая ситуация.
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны
мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Качество
жизни населения.
религиозный состав населения мира. Социальная структура общества
1
2. Занятость населения. Размещение населения.
Миграции населения, их основные причины и направления. Урбанизация. Масштабы и
темпы урбанизации в различных регионах и странах мира «Ложная» урбанизация,
субурбанизация, урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода» и
мегалополисы
1
Формируемые
компетенции
ОК
ОК
ОК
ОК
ОК
ОК
01.
02.
03.
05.
06.
07.
ОК 01.
ОК 02.
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика,
исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда.
1
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
2
ПК4...
Практическое занятие
№
2:
«Сравнительная
производительных
сил»
характеристика
ведущих
факторов
размещения
8
Основное содержание
Раздел 2. Региональная характеристика мира
Тема 2.1. Зарубежная Содержание учебного материала
Европа
Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характеристика природно
ресурсного потенциала. Особенности населения
Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм.
2.Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
1
1
ОК01.
ОК 02.
ОК 03.
Практическое занятие
№ 6: «Характеристика особенностей природы, населения и хозяйства европейской
страны»
Тема 2.2. Зарубежная Содержание учебного материала
Азия
Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. «Горячие точки»
современной зарубежной Азии. Характерные черты природно-ресурсного потенциала,
населения и хозяйства регионов зарубежной Азии. * Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Азии
4
1
ОК01.
ОК 02.
ОК 03.
Наименование
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
Объём
Формируемые
разделов и тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной металлургии мира.
Металлургические базы мира. Географические особенности развития цветной
металлургии мира. Факторы размещения предприятий цветной металлургии
Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Развитие отраслей
машиностроения в мире. Главные центры машиностроения
часов
1
компетенции
Транспортный комплекс
Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и пассажирооборот
транспорта. Географические особенности развития различных видов мирового
транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты
Химическая
промышленность.
Лесная
(лесоперерабатывающая)
и
лёгкая
промышленность
Географические особенности развития химической, лесной и лёгкой промышленности
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное
сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления.
Агропромышленный
комплекс.
География
мирового
растениеводства
и
животноводства
1
1
Практические занятия
№3: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира»
№ 4: «Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира»
№5: «Составление экономико-географической характеристики профильной отрасли»
3
4
4
9
Наименование
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
Объём
Формируемые
разделов и тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2. Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны Зарубежной
Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы.
Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их
территориальная структура
Содержание учебного материала
часов
компетенции
Тема 2.3. Африка
Теоретическое обучение
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты природно
ресурсного потенциала и особенности населения Африки
1
1
ОК 01.
ОК 02.
1
ОК 01.
ОК 02.
Тема 2.4. Америка Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характерные черты
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Северной Америке
США.
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Население Латинской
Америки
Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки
Тема 2.5. Австралия и Содержание учебного материала
Океания
Теоретическое обучение
1. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического
положения региона.
Дифференцированный зачет
Всего
Объём
часов
Формируемые
компетенции
1
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
2ч
“39 ч
2. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие
специальные
помещения:
наличия
учебного
кабинета
«Гуманитарных и социальных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места по количеству обучающихся;
2.1.
• рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным
обеспечением мультимедиа, проектор.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
Интерактивная доска, компьютерные столы и стулья.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1. Комплект учебно-наглядных пособий:
• атлас мира
• контурные карты
• карта мира
2. Комплект электронных пособий:
Развивающие фильмы: «Глобальное потепление», «Транссибирский экспресс»,
«Циклопические постройки мира», «Путешествие по Австралии» и др.
2.2.
Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные
ресурсы,
рекомендованные
для
использования
в
образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации
обучения.
13
3. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам
содержания учебного материала.
Раздел/Тема
Общая/професс
иональная
компетенция
ОК 01.
Р 1,Темы 1.2,1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
ОК 02.
Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
ОК 03.
Р 1,Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
ОК 04.
Р 1, Гемы 1.1., 1.4.
Р 3, Тема 3.1
ОК 05.
Р 1, Гемы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1
ОК 06.
Р 1, Гемы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
ОК 07.
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
ОК 09.
Р 1, Гема 1.1.
••
Тип оценочных мероприятий
тестирование
Кейс задания географический
диктант устный опрос
фронтальный письменный
опрос эссе, доклады,
рефераты оценка
составленных презентаций по
темам раздела
оценка работы с картами
атласа мира, заполнение
контурных карт контрольная
работа оценка
самостоятельн
о
выполненных заданий
дифференцированный зачет
проводится в форме
тестирования
14
5. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Гладкий Ю.Н., Николина В.В., География 10кл.-М:Просвещение,2022.
2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 10-11 кл. -М.: Дрофа,
2021.
3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира.
10 кл. -М.: Просвещение, 2021.
4. Хомина В.Н. География 10кл.-М: Просвещение,2022
б.Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. - М.:
Дрофа,2021.
6. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира 10-11
кл. - М.: Просвещение, 2022
7. География для колледжей : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. В. Коломиец [и др.] ; под редакцией
A. В. Коломийца, А. А. Сафонова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023.— 362 с.— (Профессиональное образование).—
ISBN 978-5-534-16137-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530520 (дата обращения:
28.08.2023).3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО
Дополнительные источники:
1. Аксакалова Г.П., Петрова Н.Н. и др. Учебно-тренировочные материалы
для подготовки к единому государственному экзамену. География. - М.:
Интеллект-Центр, 2021.
2. Атлас «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. Под ред.
B. П. Максаковского. - М.: Дрофа - ДиК, 2020.
3. Гладкий Ю.Н. и др. Дайте планете шанс. - М.: Просвещение, 2021
4. География людей. Рабочая тетрадь. / А. Наумов, В. Холина. - М.:
Открытый мир, 2019
5. География населения и хозяйство мира. Рабочая тетрадь для 10-11 кл. /А.
Наумов, В. Холина. - М.: Открытый мир, 2021.
6. Контурные карты «Экономическая и социальная георафия мира». 10 кл.
- М.: Дрофа - ДиК, 2021.
15