СОДЕРЖАНИЕ:
1.Общая характеристика рабочей программы дисциплины .…………….………....
3
2.Структура и содержание учебной дисциплины……….…………………….
6
3.Условия реализации программы дисциплины………………………………
13
4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины………………..…..
14
3
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины ПД.02
Физика
1.1.
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ПД. 02 Физика является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС Приказ
Минпросвещения России от 07.07.2022 N 535
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570)
Настоящая рабочая программа (далее – программа) разработана на основе примерной
программы для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной
Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития
образования» (ФГАУ «ФИРО»)
1.2.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
В соответствии с учебным планом разработки 2025 года дисциплина отнесена к
общеобразовательному циклу, изучается на базовом уровне в первом и втором семестре первого
курса обучения.
1.3.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК и
ПК
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания
об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках.
ПК 1.1. Собирать и обрабатывать оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях.
ПК 1.2. Собирать информацию и оценивать обстановку на месте чрезвычайной ситуации.
ПК 1.3. Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
4
ПК 1.4. Организовывать и выполнять действия по ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
ПК 1.5. Обеспечивать безопасность личного состава при выполнении аварийно-спасательных
работ.
ПК 2.1. Проводить мониторинг потенциально опасных промышленных объектов.
ПК 2.2. Проводить мониторинг природных объектов.
ПК 2.3. Прогнозировать чрезвычайные ситуации и их последствия.
ПК 2.4. Осуществлять перспективное планирование реагирования на чрезвычайные ситуации.
ПК 2.5. Разрабатывать и проводить мероприятия по профилактике возникновения
чрезвычайных ситуаций.
ПК 2.6. Организовывать несение службы в аварийно-спасательных формированиях.
ПК 3.1. Организовывать эксплуатацию и регламентное обслуживание аварийно-спасательного
оборудования и техники.
ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.
ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических аварийно-спасательных и
автотранспортных средств.
ПК 3.4. Организовывать учет эксплуатации технических средств.
ПК 4.1. Планировать жизнеобеспечение спасательных подразделений в условиях чрезвычайных
ситуаций.
ПК 4.2. Организовывать первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения в зонах
чрезвычайных ситуаций.
ПК 4.3. Обеспечивать выживание личного состава и пострадавших в различных чрезвычайных
ситуациях.
1.4.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:
•
личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки;
физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с
приборами и устройствами;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из- бранной
профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в
этом;
− умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий
для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной
деятельности;
− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого
доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня
собственного интеллектуального развития;
− заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе
цифровой (ЛР 10).
•
метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности для решения физических
задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения,
эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования
гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно5
следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных
сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость
сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
− умение использовать различные источники для получения физической информации,
оценивать ее достоверность;
− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии,
доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
•
предметных:
− сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине
мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в
формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических
задач;
− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и
теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением,
описанием, измерением, экспериментом;
− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими
величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
− сформированность умения решать физические задачи;
− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия
практических решений в повседневной жизни;
− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников.
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
теоретические занятия
Итоговая аттестация
Самостоятельная работа
Объем часов
250
204
92
112
2
46
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ПД.02 Физика
Наименование
разделов и тем
1
Введение.
Физика и методы
научного познания
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены
Объем
часов
2
3
Содержание учебного материала:
Физика – фундаментальная наука о природе. Физическая величина. Физические
законы. Понятие о физической картине мира.
2
Формируемые
общие и
профессиональны
е компетенции
4
ОК 03
ОК 05
Практические занятия:
Тема 1.1 Основы
кинематики
Тема 1.2 Основы
динамики. Законы
сохранения в
механике
Раздел 1. Механика
Содержание учебного материала:
Механическое движение и его виды. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное
движение. Скорость. Уравнение движения. Мгновенная и средняя скорости.
Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Движение с
постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по
окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Кинематика абсолютно твердого тела
Практические занятия:
Содержание учебного материала:
Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе.
Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая
космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес.
Невесомость. Силы упругости. Силы трения.
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.
Закон сохранения механической энергии.
8
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
6
10
7
Практические занятия:
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
Содержание учебного материала:
Тема 2.1
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и
Основы
атомов. Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел.
молекулярноИдеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории
кинетической
газов. Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры.
теории.
Термодинамическая шкала температуры. Температура звезд. Скорости движения
Основы
молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их
термодинамики
графики. Газовые законы. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Количество
теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный
процесс. Второе начало термодинамики. Тепловые двигатели. КПД теплового
двигателя. Охрана природы.
Практические занятия:
Тема 2.2
Содержание учебного материала:
Агрегатные
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Относительная влажность
состояния вещества воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Кипение. Зависимость
и фазовые переходы температуры кипения от давления. Характеристика жидкого состояния вещества.
Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления.
Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела.
Тема 3.1
Практические занятия:
Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика»
Раздел 3. Электродинамика
Содержание учебного материала:
8
10
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
10
6
4
2
10
ОК 01
ОК 02
8
Электрическое поле
Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда.
Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип
суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом
поле. Поляризация диэлектриков. Потенциал. Разность потенциалов.
Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью
потенциалов электрического поля. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия
заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.
Практические занятия:
Тема 3.2
Содержание учебного материала:
Законы постоянного Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила
тока.
тока. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Параллельное и
Электрический ток последовательное соединение проводников. Работа и мощность постоянного тока.
в различных средах Тепловое действие тока Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила источника
тока. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон
электролиза Фарадея. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма.
Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n
переход. Полупроводниковые приборы. Применение полупроводников.
Практические занятия:
Тема 3.3
Содержание учебного материала:
Магнитное поле.
Вектор индукции магнитного поля. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Применение
Электромагнитная
силы Ампера. Магнитный поток. Действие магнитного поля на движущийся заряд.
индукция
Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Магнитные свойства вещества. Солнечная
активность и её влияние на Землю. Магнитные бури.
Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило
Ленца. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Электромагнитное поле.
Самостоятельная работа:
Практические занятия:
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
12
8
10
8
10
12
9
Тема 4.1
Механические
колебания и волны.
Электромагнитные
колебания и волны
Тема 5.1 Природа
света. Волновые
свойства света.
Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока. Магнитное
поле. Электромагнитная индукция»
Раздел 4. Колебания и волны
Содержание учебного материала:
Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии
при колебательном движении. Математический маятник. Пружинный маятник.
Вынужденные механические колебания. Резонанс.
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук
и его применение. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в
колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Формула
Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Вынужденные электрические
колебания. Переменный ток. Резонанс в электрической цепи. Генератор переменного
тока. Трансформаторы.
Получение, передача и распределение электроэнергии.
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Открытый
колебательный контур. Опыты Г.Герца. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о
радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волны.
Самостоятельная работа:
Практические занятия:
Раздел 5. Оптика
Содержание учебного материала:
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и
преломления света. Принцип Гюйгенса. Солнечные и лунные затмения. Полное
отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы.
Увеличение линзы.
Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы.
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких
пленках.
Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света.
Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация
поперечных волн. Поляризация света. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений.
2
8
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
10
12
8
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
10
Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ.
Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение.
Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений.
Самостоятельная работа:
Практические занятия:
Тема 5.2
Содержание учебного материала:
Специальная теория Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них.
относительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и
энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики.
Тема 6.1
Квантовая оптика
Тема 6.2 Физика
Практические занятия:
Контрольная работа № 3 «Колебания и волны. Оптика»
Раздел 6. Квантовая физика
Содержание учебного материала:
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм.
Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Давление света.
Химическое действие света. Опыты П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект.
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта
Самостоятельная работа:
Практические занятия:
Содержание учебного материала:
10
6
6
2
2
6
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
10
4
6
11
атома и атомного
ядра
Тема 7.1 Строение
Солнечной
системы. Эволюция
Вселенной
Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного
ядра. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору.
Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.
Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц.
Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер.
Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций.
Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция.
Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор.Термоядерный синтез. Энергия звезд.
Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие
радиоактивных излучений. Элементарные частицы.
Практические занятия:
Контрольная работа № 4 «Квантовая физика»
Раздел 7. Строение Вселенной
Содержание учебного материала:
Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна.
Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их
энергии. Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной.
Самостоятельная работа:
Промежуточная аттестация: экзамен
Всего:
2
2
4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
10
4
250
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
12
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
✓
посадочные места обучающихся;
✓ рабочее место преподавателя;
✓ рабочая меловая доска;
✓ наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки,
раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
✓ ПК;
✓ Видеопроектор;
✓ проекционный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники
Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2020
Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2018
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник– М., 2020
Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник– М., 2020
Генденштейн Л.Э, Л.А. Кирик, Физика. Задачник -М-2020
Генденштейн Л.Э, Л.А. Кирик, Физика. Задачник -М-2020
Мякишев Г. Я., Б. Б. Буховцев Физика: учеб общеобразоват. учреждений /, изд. М.: Просвещение 2019
8. Мякишев Г. Я. Физика. Механика. Учебник.-Дрофа М-2019
9. Мякишев Г. Я, Синяков А.З. Физика. Молекулярная физика и термодинамика.
Учебник -Дрофа М-2019
10. Мякишев Г. Я, Синяков А.З. Физика. Электродинамика. Учебник для 10-11кл.
Дрофа М-2019
11. Мякишев Г. Я, Синяков А.З. Физика. Колебания и волны. Учебник Дрофа М-2019
12. Мякишев Г. Я, Синяков А.З. Физика. Оптика. Квантовая физика. Учебник Дрофа
М-2019
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Дополнительные источники
1. Л.А.Кирик, Ю.И. Дик Физика , Сборник заданий и самостоятельных работ Москва
2020
2. Т.И.Трофимова, Физика в таблицах и формулах Академия 2020
Электронные издания (электронные ресурсы)
✓
✓
(Единаяколлекция цифровых образовательных ресурсов)
✓ www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательныересурсы Интернета—Физика).
✓ https//fiz.1september. ru (учебно-методическая газета «Физика»).
✓ www. nuclphys. sinp. msu. ru
(Ядерная физика в Интернете).
✓ www. college. ru/fizika .
13
✓
✓
✓
✓
✓
http://www.class-fizika.narod.ru
http://www.afizika.ru/videoop
http://phisiks.claw.ru/phizika/mexanika/mexanika.html
http://somit.ru/karta.htm
http://markx.narod.ru/fiz
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения 9
учебной
дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Предметые
-сформированность представлений о роли и
месте физики в современной научной картине
мира; понимание физической сущности
наблюдаемых во Вселенной явлений, роли
физики
в формировании
кругозора и
функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
-владение основополагающими физическими
понятиями, закономерностями, законами и
теориями; уверенное использование физической
терминологии и символики
-владение основными методами научного
познания,
используемыми
в
физике:
наблюдением,
описанием,
измерением,
экспериментом;
-умения обрабатывать результаты измерений,
обнаруживать зависимость между физическими
величинами, объяснять полученные результаты
и делать выводы;
-сформированность умения решать физические
задачи;
-сформированность
умения
применять
полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе,
профессиональной сфере и для принятия
практических решений в повседневной жизни;
-сформированность собственной позиции по
отношению к
физической
информации,
получаемой из разных источников.
Личностные
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
3
Текущий контроль (тестирование,
устный и письменный опрос, доклад,
сообщение, отчет), практикоориентированное задание, практические
занятия, самостоятельные и
контрольные работы. Формализованное
наблюдение за навыками использования
Интернет-ресурсов.
14
-чувство гордости и уважения к истории и Текущий
контроль
(устный
и
достижениям отечественной физической науки; письменный опрос, доклад, практикофизически
грамотное
поведение
в ориентированное
задание).
профессиональной деятельности и быту при
обращении с приборами и устройствами;
−
готовность
к
продолжению
образования и повышения квалификации в
избранной профессиональной деятельности и
объективное осознание роли физических
компетенций в этом;
− умение использовать достижения
современной физической науки и физических
технологий для повышения собственного
интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности;
− умение самостоятельно добывать
новые для себя физические знания, используя
для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные
взаимоотношения в команде по решению общих
задач;
− умение управлять своей познавательной
деятельностью, проводить самооценку уровня
собственного интеллектуального развития
Метапредметные
−
использование
различных
видов
познавательной деятельности для решения
физических задач, применение основных
методов познания (наблюдения, писания,
измерения, эксперимента) для изучения
различных
сторон
окружающей
действительности;
−
использование
основных
интеллектуальных
операций:
постановки
задачи, формулирования гипотез, анализа и
синтеза,
сравнения,
обобщения,
систематизации,
выявления
причинноследственных
связей,
поиска
аналогов,
формулирования выводов для изучения
различных сторон физических объектов,
явлений и процессов, с которыми возникает
необходимость
сталкиваться
в
профессиональной сфере;
− умение генерировать идеи и определять
средства, необходимые для их реализации;
− умение использовать различные
источники
для
получения
физической
информации, оценивать ее достоверность;
− умение анализировать и представлять
информацию в различных видах;
Текущий контроль (тестирование,
устный и письменный опрос, доклад,
сообщение, отчет), практикоориентированное задание.
Формализованное наблюдение за
навыками использования Интернетресурсов.
15
− умение публично представлять
результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая
содержание
и
формы
представляемой
информации.
16