МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл:
ОПЦ.01 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Код и наименование профессии:
21.02.02.Бурение нефтяных и газовых скважин.
Квалификация выпускника:
Форма обучения: очная
Курс:
Семестр:
2
3
2025г.
Техник-технолог
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № 1 от <$$/>»
2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Председатель П(Ц)К
Шабанова М М
ФИО
Подпись
(И) ' &$
2025 г.
/^Подпись
Зам. директора по У Р
Магомедова А.А.
ФИО
Рабочая программа математического и естествейнонаучного учебного цикла: Математика
разработана на основе требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ об образовании в РФ
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (зарегистрировано в
Минюсте России 07.06.2012 N 24480);
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности:ЕН 01.21.02.02. Бурение нефтяных и газовых скважин.,
утвержденного приказом Минобрнауки России 12.05.2014N483.(Зарегистрировано в Минюсте
России 30.06.2014 N 32924)с учетом:
- профиля получаемого образования.
|
-Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования (разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития образования письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
-Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим планом образовательной организации на 2025-2026учерный год
Разработчик: Магомедова АА- препод, математики, ГБПОУ РД «ИПКя^^Х—
.Рецензенты: _ Джаммирзаева З.А., зам. директора по УПР, ГБПОУ РД ИПК
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.01 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОПЦ. 01 Математические методы решения прикладных
профессиональных задач» является обязательной частью общепрофессиональной примерной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.02 Бурение
нефтяных и газовых скважин.
В результате освоения дисциплины у обучающегося должны формироваться
следующие компетенции:
. Техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в
себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные
профессиональной деятельности.
технологии
в
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в
профессиональной деятельности.
условиях
частой
смены
технологий
в
1.4. Техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими видам деятельности:
1.4.1. Проведение
регламентом.
буровых
работ в
соответствии
с
технологическим
ПК 1.1. Выбирать оптимальный вариант проводки глубоких и сверхглубоких
скважин в различных горно-геологических условиях.
ПК 1.2. Выбирать способы и средства контроля технологических процессов
бурения.
ПК 1.3. Решать технические задачи по предотвращению и ликвидации
осложнений и аварийных ситуаций.
ПК 1.4. Проводить работы по подготовке скважин к ремонту; осуществлять
подземный ремонт скважин.
1.4.2. Обслуживание и эксплуатация бурового оборудования.
ПК 2.1. Производить выбор бурового оборудования в соответствии с геолого
техническими условиями проводки скважин.
ПК 2.2. Производить техническое обслуживание бурового оборудования,
готовить буровое оборудование к транспортировке.
ПК 2.3. Проводить проверку работы контрольно-измерительных приборов,
автоматов, предохранительных устройств, противовыбросового оборудования.
ПК 2.4. Осуществлять оперативный контроль за техническим состоянием
наземного и подземного бурового оборудования.
ПК 2.5. Оформлять технологическую и техническую документацию по
обслуживанию и эксплуатации бурового оборудования.
1.4.3. Организация деятельности коллектива исполнителей.
ПК 3.1. Обеспечивать профилактику производственного травматизма и
безопасные условия труда.
ПК 3.2. Организовывать работу бригады по бурению скважины в соответствии с
технологическими регламентами.
ПК 3.3. Контролировать и анализировать процесс и результаты деятельности
коллектива исполнителей, оценивать эффективность производственной
деятельности.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих.
5.3. Старший техник-технолог должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
5.4. Старший техник-технолог должен обладать
компетенциями, соответствующими видам деятельности.
профессиональными
5.4.1. Проведение
регламентом.
с
буровых
работ
в
соответствии
технологическим
ПК 1.1. Выбирать оптимальный вариант проводки глубоких и сверхглубоких
скважин в различных горно-геологических условиях.
ПК 1.2. Выбирать способы и средства контроля технологических процессов
бурения.
ПК 1.3. Решать технические задачи по предотвращению и ликвидации
осложнений и аварийных ситуаций.
ПК 1.4. Проводить работы по подготовке скважин к ремонту; осуществлять
подземный ремонт скважин.
5.4.2. Обслуживание и эксплуатация бурового оборудования.
ПК 2.1. Производить выбор бурового оборудования в соответствии с геолого
техническими условиями проводки скважин.
ПК 2.2. Производить техническое обслуживание бурового оборудования,
готовить буровое оборудование к транспортировке.
ПК 2.3. Проводить проверку работы контрольно-измерительных приборов,
автоматов, предохранительных устройств, противовыбросового оборудования.
ПК 2.4. Осуществлять оперативный контроль за техническим состоянием
наземного и подземного бурового оборудования.
ПК 2.5. Оформлять технологическую и техническую документацию по
обслуживанию и эксплуатации бурового оборудования.
5.4.3. Организация деятельности коллектива исполнителей.
ПК 3.1. Обеспечивать профилактику производственного травматизма и
безопасные условия труда.
ПК 3.2. Организовывать работу бригады по бурению скважины в соответствии с
технологическими регламентами.
ПК 3.3. Контролировать и анализировать процесс и результаты деятельности
коллектива
исполнителей,
оценивать
эффективность
производственной
деятельности.
5.4.4. Участие в исследовании процесса бурения и ремонта скважин,
совершенствовании бурового оборудования и реконструкции производства.
ПК 4.1. Принимать участие в испытании нового оборудования, отработке новых
технологий бурения и подземного ремонта скважин.
ПК 4.2. Выбирать буровое оборудование, инструменты и приспособления для
подземного ремонта скважин.
ПК 4.3. Принимать участие в испытании опытных образцов оборудования и
инструмента для бурения и подземного ремонта скважин.
ПК 4.4. Оценивать эффективность производственной
реконструкции производства.
деятельности по
5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем в часах
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной
дисциплины
108
в т.ч. в форме практической подготовки
80
в том числе:
теоретическое обучение
30
практические занятия
48
Самостоятельная работа1
28
Промежуточная аттестация диф.зачет.
2
1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом
для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и
содержанием учебной дисциплины.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименова
ние
разделов
и тем
Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся
2
Предмет и задачи дисциплины. Понятие о
математическом моделировании. Роль математики в
подготовке специалистов среднего звена
РАЗДЕЛ 1. Элементы линейной алгебры
Содержание учебного материала
Тема 1.1
Матрицы и 2. Матрицы, их виды. Действия над матрицами.
определите Транспонирование матриц.
Определители,
их
ли
свойства. Методы вычисления определителей.
Миноры и алгебраические дополнения. Теорема
Лапласа. Обратная матрица. Матричные уравнения.
Практическое занятие «Действия над матрицами»
Практическое занятие «Вычисление определителей»
Практическое занятие «Нахождение обратной
матрицы. Решение матричных уравнений»
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовить сообщение на тему: «Матричная
алгебра в экономике».
Содержание учебного материала
Тема 1.2
Системы
Системы т линейных уравнений с п переменными,
линейных
совместные и несовместные системы, определенные
алгебраичес и неопределенные системы. Системы п линейных
ких
уравнений с п переменными. Матричный метод
уравнений
решения систем. Метод Крамера. Метод Гаусса.
(СЛАУ)
Исследование систем линейных уравнений. Теорема
Кронекера-Капелли. Решение прикладных задач.
Практическое занятие «Решение СЛАУ различными
методами».
Практическое занятие «Решение прикладных задач»
2
1
РАЗДЕЛ 2 Основы теории комплексных чисел
Содержание учебного материала
1
Введение
Объем,
акад, ч /
в том
числе
в форме
практиче
ской
подготов
ки, акад.
ч2
3
Коды
компетенци
й,
формирова
НИЮ
которых
способствуе
т элемент
программы
4
2
4
ОК 01-06,
ОК 09,
ПК 2.1,2.3,
ПК 3.5,4.4
2
2
2
4
ОК 01-06, |
ОК 09,
ПК 2.1,2.3,
ПК 3.5,4.4
4
2
2
2 Объем часов на освоение конкретных тем распределяется образовательной организацией самостоятельно.
4
Комплексное
число,
алгебраическая
форма
комплексного числа. Геометрическая интерпретация.
Тригонометрическая и показательная формы
комплексного числа. Действия над комплексными
числами в различных формах.
Практическое занятие «Комплексные числа и
действия над ними в алгебраической форме»
Практическое занятие «Действия над комплексными
числами в тригонометрической и показательной
форме»
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовить доклад на тему: «Комплексные числа
и их роль в математике».
2. Подготовить презентацию на тему:
«Тригонометрическая и показательная форма
комплексного числа».
РАЗДЕЛ 3 Математический анализ
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Функции,
Функция одной независимой переменной и способы
пределы,
ее задания. Характеристики функции. Определение
непрерывно предела функции. Основные теоремы о пределах.
сть
Замечательные
пределы.
Раскрытие
Тема 2.1
Комплексны
е числа и
действия
над ними
Тема 3.2
Основы
дифференци
ального
исчисления
неопределенностей. Непрерывность функции. Точки
разрыва, их квалификация.
Практическое занятие «Нахождение пределов
функций.
Раскрытие
неопределенностей.
Замечательные пределы»
Практическое занятие «Исследование функции на
непрерывность. Вычисление односторонних
пределов, классификация точек разрыва.»
Самостоятельная работа обучающихся:
1 .Сообщение-презентация «Функции в жизни
человека»
2. Составление конспекта по теме: «Раскрытие
неопределенностей»
Содержание учебного материала
Определение производной функции. Производные
основных элементарных функций.
Дифференцируемость функции. Дифференциал
функции. Производная сложной функции. Правила
дифференцирования. Производные высших
порядков. Экстремумы функций. Выпуклые
функции. Полное исследование функции. Решение
практических задач.
Практическое занятие «Вычисление производных
функций».
Практическое занятие «Исследование функции и
пос троение т рафика»
2
ОК 01-06,
ОК 09,
ПК 2.1,2.3,
ПК 3.5, 4.4
4
4
4
ОК 01-06,
ОК 09,
ПК 2.1,2.3,
ПК 3.5,4.4
4
4
4
4
ОК 01-06,
ОК 09,
ПК 2.1,2.3,
ПК 3.5,4.4
2
2
2
Практическое занятие «Применение производной к
решению практических задач».
Самостоятельная работа обучающихся*.
1. Полное исследование функции и построение
графиков.
2. Домашняя контрольная работа.
Содержание учебного материала
Тема 3.3
Основы
Первообразная функция. Неопределенный интеграл,
интегрально его свойства. Таблица основных интегралов. Метод
го
замены переменной. Определенный интеграл, его
исчисления
свойства. Основная формула интегрального
исчисления. Интегрирование заменой переменной в
определенном интеграле. Приложения
определенного интеграла в решении прикладных
задач.
Практическое занятие «Нахождение неопределенных
интегралов различными методами».
Практическое занятие «Вычисление определенных
интегралов».
Практическое занятие «Применение определенного
интеграла в практических задачах».
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовить сообщения по темам:
«Происхождение понятия определенного интеграла»
«Физический
и
геометрический
смысл
определенного интеграла»
2. Подготовить презентацию на тему: «Применение
интеграла в жизни».
РАЗДЕЛ 4 Основы теории вероятностей и математической
статистики
Содержание учебного материала
Тема 4.1
Основные
Случайные события. Достоверные и невозможные
понятия и
события. Полная группа событий. Алгебраические
теоремы
операции над событиями. Вероятность события.
теории
Основные формулы комбинаторики. Классическое
вероятносте определение вероятности события. Условные
й
вероятности. Независимость событий. Вероятности
сложных событий. Теоремы сложения и умножения
вероятностей. Повторные независимые испытания,
формула Бернулли.
Практическое занятие «Решение задач с
использованием формул комбинаторики».
Практическое занятие «Решение задач на повторные
независимые испытания, формулу Бернулли»
Практическое занятие «Решение практических задач
на определение вероятности события»
Самостоятельная работа обучающихся:
- Сообщение «Возникновение и развитие теории
вероятностей».
- Сообщение «Ученые-математики, разработавшие
теорию вероятностей».
Содержание учебного материала
2
4
ОК 01-06,
ОК 09,
ПК 2.1,2.3,
ПК 3.5,4.4
4
2
2
2
4
ОК 01-06,
ОК 09,
ПК 2.1,2.3,
ПК 3.5,4.4
4
2
2
2
4
Тема 4.2
Случайная
величины
Случайная величина. Дискретные и непрерывные
случайные
величины.
Закон
распределения
случайной величины. Характеристики случайной
величины
Практическое занятие «Решение задач с реальными
дискретными случайными
величинами».
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление теста по теме « Элементы теории
вероятностей»
Тема 4.3
Содержание учебного материала
Основы
Предмет математической статистики. Выборки,
математичес выборочные
распределения.
Геометрическая
кой
интерпретация
статистических
распределений
статистики
выборки. Эмпирическая функция распределения и ее
график. Числовые характеристики выборки. Решение
прикладных задач.
Практическое занятие
Для заданной выборки составить статистическое
распределение. Построить полигон и гистограмму.
Составить эмпирическую функцию распределения и
построить ее график. Найти числовые
характеристики выборки.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление кроссворда по теме: «Элементы теории
вероятностей и математической статистики»
Дифферецированый зачет
Всего:
2
ОК 01-06,
ОК 09,
ПК 2.1,2.3,
ПК 3.5,4.4
2
2
2
2
4
2
30/50/28
ОК 01-06,
ОК 09,
ПК 2.1,2.3,
ПК 3.5,4.4